Научная статья на тему 'Автомобильная промышленность КНР (2009 -2017 гг. )'

Автомобильная промышленность КНР (2009 -2017 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛИ / РАБОТАЮЩИЕ НА НОВЫХ ИСТОЧНИКАХ ЭНЕРГИИ / CARS THAT RUN ON NEW SOURCES OF ENERGY / ВЫПУСК ЛЕГКОВЫХ МАШИН / PASSENGER CAR PRODUCTION / АВТОРЫНОК / AUTO MARKET / АВТОМОБИЛИ ПРЕСТИЖНЫХ МИРОВЫХ БРЕНДОВ / CARS OF PRESTIGIOUS BRANDS / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стародубцева Наталья Сергеевна

В статье предпринята попытка обобщить ранее опубликованные материалы по теме «Автомобильная промышленность КНР(2009-2017 гг.)».The author offers a coherent overview of the theme «Automobile industry of China(2009 -2017 гг.)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автомобильная промышленность КНР (2009 -2017 гг. )»

УДК 629.13(510)

Н.С. Стародубцева

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КНР (2009 -2017 гг.)

В статье предпринята попытка обобщить ранее опубликованные материалы по теме «Автомобильная промышленность КНР(2009-2017 гг.)».

Ключевые слова: автомобильная промышленность, Китай, выпуск легковых машин, авторынок, автомобили престижных мировых брендов; автомобили, работающие на новых источниках энергии.

AUTOMOBILE INDUSTRY OF CHINA(2009 -2017 гг.)

The author offers a coherent overview of the theme «Automobile industry of China(2009 -2017 гг.)».

Key words and phrases: passenger car production, auto market, cars of prestigious brands, cars that run on new sources of energy.

Председатель КНР Си Цзиньпин в интервью газете «Жэньминь жибао» подчеркнул, что за последние десятилетия Китай превратился в крупнейшую в мире страну-производителя. КНР удалось довести производство и оборудование таких крупных областей как высокоскоростные железные дороги, ядерная энергетика и автомобильная промышленность до международного передового уровня, с высоким соотношением цены и качества [30].

В 2013 г. отмечалось 60-летие автомобильной промышленности КНР. За эти 60 лет китайская автопромышленность прошла необыкновенный путь развития. С 15 июля 1953 г., когда зародилась китайская автомобильная промышленность, излюбленной темой стала ее независимость. За 60 лет, начиная с таких брендов как «Хунци», «Цзефан» и «Дунфэн» до Chery, Great Wall, Geely, один за другим собственные китайские бренды стали объединять усилия для достижения поставленной цели. В настоящее время автомобильная индустрия Китая продолжает укреплять свои способности к инновациям, однако необходимо отметить, что независимым брендам еще далеко до иностранных в таких сферах как коренные технологии и авторитетность [26]. 2003 г. стал переломным в развитии китайского автомобилестроения. На внутренний и внешний рынки вышла компания «BYD»1 (Build Your Dreams), в переводе - «Строим вашу мечту». В концепции новой компании «Би-Уай-Ди» отразились принципы собственной разработки и дизайна [1].

По данным статистического бюро страны, в 2009 г. в ней было выпущено 13,8 млн. автомобилей всех типов, - на 47,8% больше, чем годом ранее. Страна стала первой и по выпуску легковых машин - 7,5 млн., т.е. на 47,8% больше предыдущего года, а также лидером по продажам автомоби-

1 Даже несмотря на отдельные неудачные модели, больше напоминающие клоны GM Daewoo и Toyota, BYD может похвастаться стремительным ростом продаж. Если в 2005 г. объем продаж автомобилей марки составлял всего 20 тыс. экземпляров, то в 2009 г. вырос до 300 тыс. Самой популярной моделью BYD на сегодняшний день считается S8 - оригинальный кабриолет, в дизайне которого соединены элементы Mercedes-Benz CLK и Renault Megane. С недавних пор BYD уделяет внимание новому актуальному направлению - разработке и производству гибридных и электрических автомобилей [31].

лей - 13,6 млн. экземпляров, что на 53% больше аналогичного показателя 2008 г. Это результат настоящего экономического бума в стране. Несмотря на кризис, ВВП в 2009 г. вырос на 9%, к тому же правительство потратило 5 млрд. юаней (около 732 млн. долларов) на программу утилизации автомобилей [29].

За десятилетие после вступления в ВТО в стране автомобильная промышленность в Китае развивалась быстрыми темпами. Объем выпуска и продаж автомобилей отечественного производства увеличился с 2 с лишним миллионов до 18 млн., среднегодовой рост составлял 24,25% [15]. Продажи пассажирских автомобилей в Китае, по данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), в июне 2011 г. выросли на 6,2% и составили 1 млн. 109 тыс. 200 единиц. Таким образом, китайский авторынок вновь стал крупнейшим в мире, обогнав США, где было продано 1 млн. 53 тыс. 405 машин (+7%).

Всего на китайском рынке в июне 2011 г. было реализовано 1 млн. 435 тыс. 900 автомобилей, включая грузовики и автобусы (+1,4%). За 6 месяцев 2011 г. реализация пассажирских автомобилей составила 7 млн. 110 тыс. 300 (+5,8%), что также превосходит показатели продаж в Америке (6 млн. 333 тыс. 315). Автомобилей всех типов в КНР было продано 9 млн. 325 тыс. 200 - на 3,4% больше, чем годом ранее.

Лидером китайского рынка в первом полугодии 2011 г. стал General Motors, реализовавший вместе со своими китайскими партнерами (SAIC и FAW) 1 млн. 273 тыс. автомобилей (+5,3%).

На втором месте Nissan, который совместно с местным Dongfeng продал 734 тыс. 440 машин (+13,4%).

На третьем месте - Volkswagen, чья реализация в рамках СП с SAIC составила 576 тыс. 851 (+28%). Кроме того, немецкий автопроизводитель автомобилей марки Audi продал в Китае 140 тыс. 699 единиц. Между тем китайская корпорация SAIC, являющаяся партнером и GM и Volkswagen, реализовала в общей сложности 2 млн. 4 тыс. машин, что на 13% превосходит показатели за 6 месяцев 2010 г. Второй по величине национальный игрок - Dongfeng - в рамках своих СП с Nissan, PSA и Honda продал 1 млн. 64 тыс. автомобилей (+9,5%) [21].

Таблица 1

Реализация автомобилей в первом полугодии 2011 г.

Производитель Количество единиц По сравнению с предыдущим годом, %

General Motors вместе с китайскими партнерами (SAIC и FAW) 1 млн. 273 тыс. +5,3

Nissan совместно с Dongfeng 734 тыс. 440 +13,4

Volkswagen с SAIC 576 тыс. 851 +28

Audi 140 тыс. 699

Китайская корпорация SAIC (партнер GM и Volkswagen) 2 млн. 4 тыс. +13

Dongfeng (партнер Nissan, PSA и Honda) 1 млн. 64 тыс. +9,5

По итогам 2013 г. продажи пассажирских автомобилей в Китае увеличились на 15,7% - до 17 млн. 928 тыс. 900 единиц. Таким образом, китайский авторынок установил очередной рекорд и пятый год подряд стал крупнейшим в мире.

Впервые за 9 лет лидером продаж в Китае оказался немецкий автоконцерн Volkswagen AG, реализовавший в 2012 г. 3,27 млн. автомобилей (+16,2%). Утративший первенство General Motors по итогам 2013 г. продал на китайском рынке 3,17 млн. машин (+11%). На третье место вышел еще один американский автопроизводитель - Ford, впервые обогнавший в Китае Toyota, увеличив продажи на 49% - до 935 тыс. 813 автомобилей [16].

Таблица 2

Реализация автомобилей в 2013 г.

Производитель Количество единиц По сравнению с предыдущим годом, %

Volkswagen AG 3,27 млн. +16,2

Genera IMotors 3,17 млн. +11

Ford 935 тыс. 813 +49

В 2014 г. китайский авторынок шестой год подряд стал крупнейшим в мире: продажи пассажирских автомобилей увеличились на 9,9%, до 19 млн. 700 тыс. 600 единиц, снизив темпы роста на 5,8% по сравнению с предыдущим годом (в США по итогам 2014 г. было реализовано 16 млн. 531 тыс. 70 легковых автомобилей и внедорожников (+6%)). Volkswagen и его совместные предприятия реализовали в Китае около 3 млн. 680 тыс. автомобилей, что на 12,4% выше показателя за 2013 г. Продажи легковых автомобилей General Motors на китайском рынке составили рекордные 3 млн. 540 тыс. машин - на 12% больше, чем годом ранее [17].

Таблица 3

Реализация автомобилей в 2014 г.

Производитель Количество единиц По сравнению с предыдущим годом, %

Volkswagen и его СП 3 млн. 680 тыс. + 12,4

Genera IMotors 3 млн. 540 тыс. + 12%

Последние годы Китай становится самым перспективным рынком сбыта наиболее престижных мировых брендов автомобилей, особенно в сегменте «люкс». К тому же Китай лидирует по объему продаж автомобилей и готовится лишить США звания рынка № 1 по продажам роскошных автомобилей. Наиболее популярные марки авто класса «люкс» в Китае - Audi, BMW и Lexus [35].

В первой половине 2015 г. некоторые западные автоконцерны, работающие на китайском рынке, сократили свое производство в Китае из-за снижения продаж и общего замедления китайской экономики. В первом полугодии совокупный коэффициент использования мощностей на заводах 23 крупнейших китайских совместных предприятий (СП) с участием западных автоконцернов впервые сократился до 94,3%. Годом ранее этот коэффициент составлял 107,4% за счет того, что на некоторых заводах автомобили производились сверх запланированной мощности. По данным Ассоциации автопроизводителей КНР, в июне продажи новых легковых автомобилей в Китае составили 1,51 млн., что на 3,4% меньше по сравнению с июнем 2014 г. Продажи всех автомобилей в КНР в июне составили 1,8 млн. - на 2,3% меньше, чем годом ранее. До этого автопродажи постоянно росли: в мае для легковых машин рост продаж в годовом исчислении составил 1,2%, в апреле - 3,7%. Июньская динамика стала худшей за последние более чем два года. Для стимулирования продаж компании увеличивают скидки: если во втором квартале прошлого года скидки на GM и VW были в районе 7%, то во втором квартале этого года они уже превысили 10% [10]. Китайские продажи BMW упали в июле на 7,4% (32 тыс. 226 автомобилей). В итоге глобальные продажи баварской компании выросли лишь на 5,8% и составили 147 тыс. 513 автомобилей [38].

По итогам августа продажи пассажирских автомобилей снизились на 3,4% - до 1 млн. 418 тыс. 500 - отрицательная динамика фиксировалась три месяца подряд (июнь-август). По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), за 8 месяцев 2015 г. китайский авторынок вырос лишь на 2,6% - до 12 млн. 782 тыс. 100 (но оставался крупнейшим в мире) [23]. Причины - замедление общего экономического роста в стране и потребительская неуверенность. На этом фоне многие автопроизводители резко снизили цены на автомобили, но по итогам августа взлета продаж не произошло [13]. СП между General Motors и китайской SAIC в первой половине 2015 г. произвело машин на 2,4% меньше, чем годом ранее [10]. Продажи легковых автомобилей General Motors на китайском рынке в июле упали на 4,8% и составили 248 тыс. 815 [23]. СП между немецкой Volkswagen и мест-

ной FAW в первой половине 2015 г. произвело на 1,2% меньше машин, чем годом ранее [10]. Volkswagen и его совместные предприятия в июле снизили реализацию в Китае на 10%, до порядка 270 тыс. автомобилей [23]. Еще серьезнее упали китайские продажи Audi в июле - сразу на 13% (42 тыс. 267). Глобальные продажи Audi в июле выросли всего на 1,4% и составили 146 тыс. 100 [38].

Проблемы в Китае больно ударили и по зарубежным производителям роскошных авто. Автоконцернам сначала пришлось столкнуться с антикоррупционной программой Си Цзиньпина, запущенной в 2013 г., затем с замедлением темпа роста китайской экономики, а теперь и с девальвацией юаня, сделавшей дорогие автомобили западных производителей еще дороже. В первом полугодии 2015 г. продажи дорогих авто в КНР снизились на 10%, а чистая прибыль некоторых концернов сократилась почти вдвое. В частности, Bentley, для которой Китай - второй по величине рынок, зафиксировала падение продаж на 12%. На 10% сократились продажи в стране у Rolls- Royce. За 2-й квартал продажи Jaguar Land Rover упали на 33%, что стало причиной падения чистой прибыли владеющего маркой автоконцерна Tata Motors на 49% [25]. На китайском рынке Jaguar Land Rover сумела реализовать лишь 14% от 111 тыс. автомобилей, проданных ею за данный период по всему миру [38].

По итогам июля продажи автомобилей Mercedes-Benz класса «люкс» в Китае выросли на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот скачок, благодаря которому компания Daimler обогнала Audi и BMW по июльским продажам автомобилей класса «люкс» в мире, оказался тем более неожиданным, что произошел на фоне неблагоприятной конъюнктуры китайского рынка. Продажи автомобилей Mercedes С-класса и компактных автомобилей класса «люкс» в Китае выросли в июле сразу на 42% по сравнению с июлем прошлого года. Mercedes-Benz продала там 29 тыс. 540 таких автомобилей, чему не помешала даже сложная экономическая ситуация в стране. Благодаря этому на 15% в июле выросли и глобальные продажи Daimler AG, составив 149 тыс. 753 автомобиля, и концерн сумел обойти по глобальным продажам других производителей автомобилей класса «люкс» [38]. Porsche тоже сумел значительно нарастить количество реализованных за первое полугодие в Китае авто. Но этот показатель немецкого производителя увеличился на 48% в связи с тем, что китайские дилеры, не зависящие от компании, продают машины Porsche со значительной скидкой. Так, цена на спорткар Paramera порой сокращалась на 20%. Аналогичные показатели можно найти и для автомобилей Rolls-Royce и Bentley. А ведь раньше западные концерны продавали свои автомобили в Китае с наценкой. Премиум-сегмент в предыдущие годы переживал в стране бурный рост. Так, с 2010 г. по 2014 г. продажи роскошных машин выросли на 50%, а автомобилей таких марок как Porsche, Audi, BMW и Land Rover - практически вдвое [25].

По итогам сентября продажи пассажирских автомобилей увеличились на 3,3% - до 1 млн. 751 тыс. 200 единиц. Таким образом, за 9 месяцев 2015 г. китайский авторынок вырос на 2,8% - до 14 млн. 547 тыс. 800 машин. В условиях падения спроса китайские власти с октября 2015 г. вдвое снизили налог с продаж новых автомобилей, оснащенных двигателем объемом менее 1,6 л, на которые в Китае приходится более 60% всех продаж [20]. Принятые меры принесли результаты: в октябре продажи автомобилей в КНР показали резкий рост - на 11,3% (было продано 1,85 млн. пассажирских автомобилей (легковые, внедорожники, мини-вэны)): продажи General Motors в Китае выросли на 15% - до 327 тыс. машин. Особенно впечатляющую динамику показала марка Buick, продажи которой в Китае в октябре увеличились на 42% и впервые превысили отметку 100 тыс. О росте продаж на 25% сообщила Honda, на 1,2% - Mazda [24].

Таким образом, продажи пассажирских автомобилей в Китае по итогам 2015 г. увеличились на 7,3%, до рекордных 21,1 млн. единиц (китайский авторынок установил очередной рекорд и седьмой год подряд стал крупнейшим в мире). Продажи легковых автомобилей General Motors на китайском рынке выросли на 5,2% и составили рекордные 3 млн. 612 тыс. Volkswagen и его совместные предприятия снизили реализацию в Китае на 3,4% - до 3 млн. 548 тыс. автомобилей [18].

Таблица 4

Реализация автомобилей в 2015 г.

Производитель Количество единиц По сравнению с предыдущим годом, %

GeneralMotors 3 млн. 612 тыс. 5,2

Volkswagen и его СП 3 млн. 548 тыс. -3,4

Great Wall Motors (по итогам 757 тыс. + 16

11 месяцев)

В 2015 г. самой продаваемой моделью вновь стал китайский MPV Wuling Hongguang, с 655 тыс. 531 единицей (-18,4%), несмотря на то, что модель потеряла в продажах около 100 тыс. единиц по сравнению с 2014 г. Вторым стал седан Volkswagen Lavida1 с 472 тыс. 841 шт. (-2,9%), третьим - новый SUV от Great Wall Haval 6 (373 тыс. 229 шт.; +18,2%)[32].

Китайский автоконцерн Great Wall Motors по итогам ноября 2015 г. установил собственный рекорд продаж, реализовав 90 тыс. 17 автомобилей, что на 21% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За 11 месяцев продажи компании Great Wall Motors достигли 757 тыс. автомобилей, что на 16% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Согласно данным Ассоциации легковых автомобилей Китая (СРСА), в ноябре рейтинг продаж внедорожников возглавил Haval Н6 с показателем более чем 40 тыс. единиц; за все время продаж модели Haval Н2, входящей в Топ-10 бестселлеров SUV, суммарно зарегистрировано 18 тыс. 100 проданных автомобилей с момента запуска. Движимый двумя бестселлерами - Н6 и Н2, - бренд Haval в совокупности достиг результата продаж в 583 тыс. 500 единиц за первые 11 месяцев 2015 г., на 56,25% увеличив показатели по сравнению с предыдущим годом [37].

Продажи пассажирских автомобилей в Китае по итогам марта 2016 г. увеличились на 7,8%, до

1 млн. 920 тыс. Таким образом, после февральского падения китайский авторынок вновь вернулся к росту. За три месяца 2016 г. он вырос на 6,8% - до 5 млн. 640 тыс. машин. Увеличение спроса обусловлено двукратным снижением налога на покупку новых автомобилей с двигателем объемом до 1,6 л, доля которых с начала года достигла 71%. Volkswagen и его совместные предприятия в марте увеличили реализацию на 4% - до 328 тыс. автомобилей; продажи легковых автомобилей General Motors на китайском рынке составили 296 тыс. 939 единиц - на 0,6% меньше, чем годом ранее [19].

Июль-август считается мертвым сезоном для китайского авторынка. Однако в июле 2016 г. рост объема выпуска и продаж автомобилей в стране оказался значительным - 28,9% и 23% соответственно. КААП (Китайская ассоциация автомобильной промышленности) объясняет рост производства и продаж автомашин «низкой кардинальностью» аналогичного периода прошлого года и введением ряда мер по стимулированию потребления автомобилей [33]. С начала года продажи автомобилей увеличились до 12,4 млн. машин [3].

В августе в Китае было произведено 1,99 млн. и продано 2,07 млн. автомобилей, что соответственно на 26,6% и 24,2% больше показателей аналогичного периода предыдущего года. За первые 8 месяцев 2016 г. года объем производства и продаж автомашин в Китае составил 16,8 млн. и 16,7 млн., при росте на 10,8% и 11,4% [33].

Продажи пассажирских автомобилей в Китае по итогам ноября увеличились на 17,2%, до

2 млн. 590 тыс. 200 единиц. За 11 месяцев 2016 г. китайский авторынок вырос на 15,6% - до 21 млн. 679 тыс. 100 машин. Таким образом, этот показатель уже превысил рекорд продаж, установленный по итогам всего 2015 г. Volkswagen и его совместные предприятия увеличили реализацию на 13,6% - до 373 тыс. 800 машин; продажи легковых автомобилей General Motors составили 371 тыс.740 единиц -на 7% больше, чем годом ранее [22].

:В Китае эта модель (продается с 2008 г.) за четыре года разошлась тиражом порядка 700000 [7].

Подтверждением укрепления позиций КНР в сфере производства автомобилей выступает рейтинг 10 крупнейших производителей легковых автомобилей, опубликованный в Китае, - в десятку вошли сразу два автоконцерна из Китая: на 10-м месте находится китайский концерн Dongfeng Motor Group, ежегодный оборот которого составляет около 82,8 млрд. долларов. Наибольшего успеха среди китайских заводов смог добиться SAIC Motor, который занял 7-е место в рейтинге, увеличив оборот на 4,3% [6].

Крупный китайский автопроизводитель - корпорация «Первый автозавод» в январе 2017 г. продала на оптовом рынке рекордное для этого месяца количество машин - 323 тыс. единиц. По сравнению с январем 2016 г. продажи выросли на 13,9%. Объем оптовых продаж автомашин китайской марки «Цзефан» составил 29 тыс. единиц, при увеличении приблизительно на 130%. Расширяются и продажи автомобилей брендов совместных предприятий. При росте на 15,5% продажи автомобилей «Первый автозавод-Фольксваген» достигли 147 тыс. единиц; «Первый автозавод-Тойота» стали популярней на 4,6% - их продажи достигли 55 тыс. единиц; «Первый автозавод-Мазда» увеличились на 139,5% - до 12 тыс. машин. Государственное предприятие «Первый автозавод» было основано в 1953 г. Оно базируется в провинции Цзилинь, а его рынки сбыта - более 70 стран мира [28].

Последние годы китайская автомобильная промышленность, распрощавшись с периодом 20-процентного сверхвысокого среднегодового роста, переживает время, когда в автомобилестроении наблюдаются заметные признаки замедления его темпов. Главной причиной этого стали усугубляющиеся с каждым годом транспортные пробки в городах и загрязнение воздуха. Эксперты считают, что ни планы ряда городов ввести ограничения на покупку автомобилей, ни взимание сборов за пробки не смогут в корне изменить трудную ситуацию, которую переживает городской транспорт. В связи с этим в китайской стратегии развития экономики замкнутого цикла важную роль играют автомобили, работающие на новых источниках энергии1. Китайская отрасль производства автомобилей на новых энергоносителях, начавшая развиваться лишь в 2009 г., сейчас уже вошла в стадию уверенного роста [8]. По состоянию на июнь 2013 г. продажи таких автомобилей в стране составили 5 тыс. 889 единиц, что на 42,7% выше, чем за аналогичный период 2012 г. При разработке автомобилей на новых источниках энергии акцент сделан на электромобилях, автомобилях с гибридными двигателями, экологически чистых и энергосберегающих автомобилях. Доля таких автомобилей на китайском авторынке будет непрерывно увеличиваться [34].

В 2015 г. продажи электрокаров на китайском рынке увеличились в три раза - до 331 тыс. единиц [36]. Быстрее всего растет выпуск электромобилей коммерческого назначения: этот сектор за те же пять месяцев продемонстрировал шестикратный рост в годовом выражении - всего было произведено почти 9,3 тыс. таких авто. Медленнее всего растет доля их коммерческих «коллег» с гибридными силовыми установками: с января по май было выпущено около 4,8 тыс. таких машин, лишь на 58% больше показателей за тот же период 2014 г. [11]. Китайский автопроизводитель BYD2 в 2015 г. реализовал 58 тыс. автомобилей с электрическими и бензин-электрическими силовыми установками, что в три раза больше, чем в 2014 г. Чистая прибыль BYD увеличилась почти всемеро - до 2,82 млрд. юаней (433 млн. долларов) [36].

^Программа развития производства автомобилей, энергосберегающих и работающих на новых источниках энергии» (обнародована Госсоветом КНР в июле 2012 г.) определяет, что в категорию автомобилей на новых источниках энергии входят электромобили, автомашины с зарядным устройством, работающим на смешанных видах энергии, и электромобили с приводом от топливных элементов. А работающие на смешанных видах энергии автомашины отнесены к категории энергосберегающих транспортных средств[4].

2BYD возглавляет список производителей электромобилей, второе место в котором занимает американская Tesla Motors [3].

Правительство Китая в настоящее время реализует масштабную экологическую программу по внедрению автотранспорта на новых видах топлива [11]. Один из важных источников загрязнения воздуха в китайских городах - автобусы и такси, которые хотя и составляют лишь 1,7% от общего количества автотранспортных средств всей страны, но их расходы топлива и выбросы выхлопных газов достигают 27% общенациональных показателей [4]. Расширение парка автомобилей на новых источниках энергии и приоритет общественного транспорта очень важны с точки зрения развития городского транспорта в Китае. К 2020 г. Китай намерен довести число городских автобусов на новых источниках энергии с нынешних 50 тыс. до 200 тыс. [27]. Правительство строит в крупных городах станции зарядки для электромобилей [11]. Первая в Китае междугородная сеть быстрой подзарядки электромобилей уже создана: на скоростных шоссе Пекин - Шанхай, Пекин - Сянган - Ао-мэнь, Циндао - Иньчуань построены 133 станции быстрой подзарядки, эта сеть охватывает 34 города, 2,9 тыс. километров скоростных шоссе, она стала самой большой в мире по масштабу общественной сетью быстрой подзарядки для электромобилей [12]. Приняты такие меры как снижение налогов, предоставление субсидий на покупку, а также поощрение госорганов к закупке большего количества автомобилей на новых энергоносителях [9].

В настоящее время Китай стал лидером на мировом рынке электромобилей как по объему производства таких машин, так и по степени развитости инфраструктуры. По данным аналитической фирмы SNE Research, в первой половине 2016 г. в КНР продано 123,4 тыс. электромобилей (около 40% от общемирового показателя) против 66 тыс. в США, 22 тыс. в Норвегии и 16 тыс. во Франции. Рост продаж в Китае по сравнению с тем же периодом 2015 г. составил 132%, тогда как в мире в целом - около 50% [3]. Согласно итогам исследования, рост продаж автомобилей на новых энергоносителях сдерживают три фактора: несовершенная зарядная инфраструктура, малый пробег на одной зарядке, озабоченность со стороны потребителей качеством и безопасностью таких автомобилей [5]. Быстрый рост китайского рынка электрокаров способствовал тому, что компания Tesla Motors решила привезти в КНР кроссовер Model X раньше, чем в Европу1.

Таблица 5

Реализация автомобилей, работающих на новых источниках энергии

Год Количество единиц По сравнению с предыдущим годом

2013 5889 + 42,7%

2015 (электромобили) 331 тыс. в три раза

За последние десятилетия Китай превратился в крупнейший в мире автомобильный рынок. Росту продаж способствуют улучшение социально-экономического положения в стране, рост доходов населения, продолжающийся отток населения в крупные города. Спрос на автомобили четко коррелирован с динамикой экономического роста и инвестиций в инфраструктуру. Но спрос на машины сдерживается государственными мерами по ограничению загрязнения окружающей среды2 и потребления энергоносителей, а также антикоррупционной программой, запущенной в 2013 г., замедлением темпа роста китайской экономики, девальвацией юаня, который сделал дорогие автомобили западных производителей еще дороже [14, 25].

Стоимость кроссовера варьирует от 146 до 178 тыс. долларов. Кроме того, китайцам предлагают спецверсию модели Signature Red, которую оценили в 225 тыс. долларов. Первоначальный взнос за машину - 15 тыс. долларов [36].

2Политика ограничения на покупку автомобилей - ограничение на выдачу автомобильных номерных знаков (регистрация новых автомобильных номеров разыгрывается ежемесячно в лотерею). В конце 2010 г. пекинские власти ввели ограничение на покупку автомобилей. В число выдвинутых правительством мер по борьбе с пробками вошли также запрет на выезд автомобилей на улицы один раз в неделю в зависимости от последней цифры на номерном знаке, запрет на въезд в пределы пекинского 5-го транспортного кольца в рабочие дни автомобилей с непекинскими номерами, повышение тарифов на парковку в центральных районах, запрет на увеличение количества служебных автомашин и др. [2].

Таблица б

Реализация автомобилей в КНР

Год Количество единиц Увеличение по сравнению с предыдущим годом, %

2009 г., произведено автомобилей всех типов 13,8 млн. 47,8

2009 г., произведено легковых автомобилей 7,5 млн. 47,8

2009 г., продано автомобилей всех типов 13,6 млн. 53

2011 г., объем выпуска и продаж автомобилей 18 млн. 24,25

2012 г., продано автомобилей всех типов 19 млн. 270 тыс.

2013 г., продано пассажирских автомобилей 17 млн. 928 тыс. 900 15,7

2014 г., продано пассажирских автомобилей 19 млн. 700 тыс. 600 9,9

2015 г., продано пассажирских автомобилей 21,1 млн. 7,1

За 11 месяцев 2016 г. продано автомобилей 21 млн. 679 тыс. 100 15,6

1. Автомобильная промышленность Китая [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.drive2.rU/c/ 2656885/ (Дата обращения: 16.02.2017).

2. В 2013 г. в Пекине будет продолжена политика ограничения на покупку автомобилей. 14.12.2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31518/8058856.html (Дата обращения: 07.02.2017).

3. В июле продажи автомобилей в Китае выросли на 23%. 08.2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/4341560 (Дата обращения: 07.02.2017).

4. В Китае намечены новые меры по популяризации автомобилей на новых источниках энергии. 27.07.2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20140727/221949615.html (Дата обращения: 26.02.2017).

5. В Китае ожидается значительное развитие индустрии автомобилей на новых энергоносителях. 11.03.2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0312/c31518-9029010.Ь1т1(Дата обращения: 26.02.2017).

6. В Китае опубликован рейтинг 10 крупнейших мировых автопроизводителей. 08.2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/27043/(Дaтa обращения: 27.01.2017).

7. В Пекине представили обновленный VolkswagenLavida [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.allcarz.ru/volkswagen-lavida-2013/(Дaтa обращения: 09.02.2017).

8. В этом году объемы производства и продаж автомобилей на новых энергоносителях в Китае могут вырасти более чем в два раза. 14.03.2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/ пЗ/2016/0314/с31518-9029543.Ы:т1 (Дата обращения: 26.02.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. В январе в Китае заметно повысилось производство автомобилей на новых энергоносителях. 17.02.2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0217/c31518-9017590.html (Дата обращения: 26.02.2017).

10. Западный автопром притормаживает в Китае. 08.2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/22579/(Дaтa обращения: 27.01.2017).

11. Китай в 2015 г. втрое увеличил выпуск электромобилей и «гибридов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/21946/ (Дата обращения: 27.01.2017).

12. Китай построит 12 тыс. станций подзарядки и замены аккумуляторов, чтобы разрешить трудности с зарядкой автомобилей на новых энергоносителях. 13.10.15 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.people.com.en/n/2015/1013/c31516-8961114.html (Дата обращения: 26.02.2017).

13. Китайские власти взялись за спасение авторынка. 10.2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/23303/ (Дата обращения: 27.01.2017).

14. Китайские власти отказываются стимулировать продажи автомобилей в стране. 16.09.15 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/22921/ (Дата обращения: 27.01.2017).

15. Китайские и зарубежные автомобилестроители продолжают с оптимизмом оценивать китайский автомобильный рынок. 25.11.2011 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31518/ 7655932.html (Дата обращения: 27.01.2017).

16. Китайский авторынок в 2013 году вновь стал крупнейшим в мире [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/15491/(Дaтa обращения: 27.01.2017).

17. Китайский авторынок в 2014 году остался крупнейшим в мире [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/19414/(Дaтa обращения: 27.01.2017).

18. Китайский авторынок в 2015 году установил новый рекорд [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/24518/(Дaтa обращения: 27.01.2017).

19. Китайский авторынок в марте вновь вышел «в плюс». 04.2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/25739/(^aTa обращения: 27.01.2017).

20. 21. Китайский авторынок в сентябре вновь вышел «в плюс». 10.2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/23473/^aTa обращения: 27.01.2017).

21. Китайский авторынок вновь стал крупнейшим в мире [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/1133/^aTa обращения: 27.01.2017).

22. Китайский авторынок идет на новый рекорд. 12.2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/28419/(^aTa обращения: 27.01.2017).

23. Китайский авторынок падает третий месяц подряд. 21.09.15 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/22985/ (Дата обращения: 27.01.2017).

24. Китайскому авторынку придали административное ускорение. 11.2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/23698/ (Дата обращения: 27.01.2017).

25. Китаю не до роскошных автомобилей. 09.2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/ news/22772/ (Дата обращения: 27.01.2017).

26. Ключевые слова за 60 лет автомобильной промышленности Китая 16.07.2013 [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31518/8328453.html (Дата обращения: 27.01.2017).

27. Трутнев Олег / Власти Китая заявили, что транспорт на новых источниках энергии является приоритетом. ТАСС 14.03.2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/2735515^aTa обращения: 16.02.2017).

28. Первый автозавод продал рекордное количество авто в первом месяце. 07.02.2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.news.cn/2017-02/07/c_136037808.htm (Дата обращения: 07.02.2017).

29. По итогам 2009 года Китай стал крупнейшим автопроизводителем мира, обогнав по этому показателю Японию. 01.02.2010 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.spbdrive.ru/exclusive.php7news_id =53741(Дата обращения: 27.01.2017).

30. Председатель КНР Си Цзиньпин: за ближайшие 10 лет объем иностранных инвестиций Китая достигнет 1,25 трлн. долларов / 20.10.2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.people.com.en/n/2015/ 1020/c31521-8964292.html (Дата обращения: 27.01.2017).

31. Пять китайских брендов, которые завоюют мировой автомобильный рынок [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.luxurynet.ru/cars/6262.html (Дата обращения: 16.02.2017).

32. Рейтинг самых продаваемых автомобилей в Китае в 2015 году. 04.2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/tags/87/3/ (Дата обращения: 27.01.2017).

33. Рост объемов производства и продаж автомобилей зафиксирован в Китае. 19.09.2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gudok.ru/news/?ID=1350463 (Дата обращения: 07.02.2017).

34. Транспортные пробки в городах сдерживают развитие автопрома Китая. 10.09.2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31516/8395136.html^aTa обращения: 27.01.2017).

35. Число продаж автомобилей в Китае достигло 1,9 млн. единиц [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://chinalogist.ru/book/news/za-rubezhom/chislo-prodazh-avtomobiley-v-kitae-dostiglo-199-mln-edinic(Дaтa обращения: 07.02.2017).

36. BYD утроит продажи электромобилей. 03.2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/ 25435/ (Дата обращения: 27.01.2017).

37. Haval с начала года увеличил продажи на 56% благодаря своим бестселлерам Н6 и Н2. 12.2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/24290/ (Дата обращения: 27.01.2017).

38. Mercedes-Benz в Китае пошла против тренда. 08.2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/22484/CTaTa обращения: 27.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.