Научная статья на тему 'Автомобильная промышленность Германии и ее роль в развитии национальной экономики'

Автомобильная промышленность Германии и ее роль в развитии национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4882
793
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГЕРМАНИЯ / РОССИЯ БРИКС / AUTOMOTIVE / GERMANY / RUSSIA BRICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачатурян С. А.

В статье исследовано современное состояние автомобильной промышленности Германии, определена степень ее влияния на экономику государства, проанализировано современное состояние российско-германского сотрудничества в этой сфере и перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMANY AUTOMOTIVE INDUSTRY AND ITS ROLE IN THE NATIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

The paper investigated the current state of the automotive industry in Ger-many, determined the extent of its impact on the economy of the state, analyzes the current state of Russian-German cooperation in this sphere and prospects of its development.

Текст научной работы на тему «Автомобильная промышленность Германии и ее роль в развитии национальной экономики»

УДК 338

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ГЕРМАНИИ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Хачатурян С.А., студент Института государственной службы и управления, ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС)

В статье исследовано современное состояние автомобильной про-мышленности Германии, определена степень ее влияния на экономику государства, проанализировано современное состояние российско-германского сотрудничества в этой сфере и перспективы его развития.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, Германия, Россия БРИКС.

GERMANY AUTOMOTIVE INDUSTRY AND ITS ROLE IN THE NATIONAL

ECONOMIC DEVELOPMENT

Khachaturyan S., student of the Institute of Public Administration and Management, FSEI HE «Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration»

The paper investigated the current state of the automotive industry in Ger-many, determined the extent of its impact on the economy of the state, analyzes the current state of Russian-German cooperation in this sphere and prospects of its development.

Keywords: automotive, Germany, Russia BRICS.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что автомобильная промышленность играла, играет и будет играть важнейшую роль в экономике ФРГ. Германское автомобилестроение одна из передовых, если не самая передовая отрасль национальной экономики. Почти все инновации, инвестиции и патенты направлены и продолжают вливаться в автомобильную промышленность. Немецкие авто известны во всем мире своим качеством и надежностью.

«Большая тройка» немецких автопроизводителей премиум-сегмента продала в прошлом году небывалое число легковых машин. При этом Mercedes вернул себе утраченные позиции. BMW

- чемпион, в очередной раз подтвердил свое мировое лидерство на рынке автомобилей высшего, бизнес и представительского классов

- и пятый год подряд добился рекордных продаж. В 2015 году они достигли 2 250 тыс. автомобилей марок BMW, Mini и Rolls-Royce. По сравнению с 2014 годом объемы сбыта увеличились на 6,1%. Бренд BMW пятый год подряд демонстрирует рекорд продаж: в 2015 году реализовано 1 905 тыс. автомобилей, что на 5,2% больше по сравнению с 2014 г.[10].

В беспрецедентных продажах отчитались также важнейшие конкуренты мюнхенского концерна. У Daimler сбыт вырос на 14,4 % и составил 1 990 тыс. легковых машин марок Mercedes-Benz и Smart, так что и здесь тоже зафиксирован пятый рекордный год подряд. У автопроизводителя из Ингольштадта (Audi) сбыт также увеличился на 3,6 % до 1 800 тыс. автомобилей [8].

У всех трех компаний - небывалые объемы продаж, и для всех трех главным рынком сбыта был в 2015 году Китай. Для BMW и Audi в этом нет ничего нового, но вот Daimler до сих пор заметно отставал от своих немецких конкурентов на крупнейшем автомобильном рынке планеты. Однако в минувшем году ему удалось продать китайцам сразу на 32,6 процента больше автомобилей Mercedes-Benz, причем в условиях сильно замедлившегося общего роста рынка. В результате впервые в истории компании сбыт в КНР превысил объемы продаж в США. Собственно, именно этот рывок и позволил автостроителю из Штутгарта оттеснить Audi на третье место.

Говоря о европейском рынке следует отметить, что потребители в Европе склонны приобретать два типа автомобилей: автомобили класса люкс и эконом класса, причем стоимость автомобиля эконом класса не должна превышать 18 тыс. евро. В Европе растет спрос на авто уровня выше среднего и класса люкс, немецкий автопром на 60% состоит именно из автомобилей таких классов. Это побуждает немецкие концерны улучшать свои авто, делая их более конкурентными и более привлекательным для покупателя. Интересно и то что спрос в Европе растет именно на немецкие авто класса люкс. Почти все марки авто класса люкс в мире - немецкие или принадлежат немецким концернам.

Наряду с этим в Европе сейчас очень сильно набирает оборот тренд на авто не наносящие или минимизирущие урон окружающей среде. Люди все чаще при покупке автомобиля задумываются о вреде, наносимом новой покупкой. На самом деле это связанно с постоянно

растущими ценами на бензин, оттуда и господдержка дизельным авто в Германии, которую кстати скоро получат и электромобили [2, 4]. Так или иначе, компании разрабатывают новые модели автомобилей, в том числе с использованием альтернативных источников энергии. Конечно же, имеются в виду гибриды и электромобили.

Интересно то, что германские концерны в большинстве своем не соз-дают новые электронные или гибридные модели, а меняют лишь свои ны-нешние модели с бензинового или дизельного на гибридный или электрон-ные варианты. Первые кто подхватили эту моду и развивают её сейчас - баварцы. Весьма показательна также высокая динамика продаж электромобилей марки BMW, появившихся в продаже в 2013-2014 годах. Их сбыт вырос в 2015 году на 65,9 процента - до 29 513 единиц. При этом абсолютное большинство покупателей, свыше 24 тысяч, выбрали компактную модель BMW i3, остальные - спортивную машину с гибридным двигателем BMW i8, оба пользуются популярностью особенно первый [10], но многих отталкивает цена и к тому же модели сложны в обслуживании в остальных регионах мира, кроме Европы и Америки, а соответственно ограниченны в экспорте.

Daimler - главный конкурент баварского концерна, недавно приобрел акции компании Илона Маска Tesla Motors, в которой был создан первый спортивный электромобиль Tesla. Постепенно Daimler пытается увеличивать свою долю в этой компании, это показывает его заинтересованность в развитии технологии альтернативных источников энергии для автомобилей.

Что же касается Volkswagen, то они были одними из первых, кто якобы снизил уровень вредных испарений в выхлопах авто. Но как потом выяснилось, дела обстоят не так хорошо как кажется. Надвигающиеся на Volkswagen расходы и убытки из-за «дизельного скандала» настолько астрономически велики, что в Германии уже задаются вопросом, не грозит ли скандал самому существованию фирмы. Нет, полного краха не будет, убеждены эксперты. При этом они указывают на значительные финансовые резервы компании, ее многочисленные активы, которые можно будет продать, на то, что выплата штрафов и компенсаций растянется на целый ряд лет, а главное - на тот факт, что 20% активов концерна принадлежат государству в лице федеральной земли Нижняя Саксония [5].

Так что Volkswagen не пропадет, но может заметно измениться. На-пример, отказаться от некоторых брендов - скажем, Bentley, Bugatti или Lamborghini, уменьшить объемы производства, инвестиции и штаты, сократить присутствие на некоторых малоперспективных рынках или даже полностью с них уйти, пересмотреть модельную политику. Думается, возможны самые разные, причем весьма неожиданные и радикальные варианты развития событий. Но немецкому бизнесу из-за скандала века угрожают не только материальные, но и имиджевые потери: манипуляции Volkswagen могут подорвать доверие к любой немецкой экспортной продукции. Серьезные, а, может быть, и смертельные имиджевые потери понесет и сама дизельная технология, на которую сделали ставку многие

16 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №3 2016 j

немецкие автостроители. Пока дизельные автомобили в Германии весьма популярны, в том числе благодаря налоговым льготам. Бросается в глаза, что на фоне выхлопного скандала в Берлине резко участились заявления о необходимости заметно расширить государственную поддержку электромобилей.

Одним из ключей к дальнейшему успеху немецких автопроизводителей можно с уверенностью назвать огромные темпы прироста экспорта в развивающиеся страны, в частности в страны БРИКС. За период 2013-2015 гг. Германия увеличивает объемы экспорта в Бразилию на 34%, в Индию на 60,8%, в Китай на 47,5%, а также в ЮАР [3]. Это позволяет существенно расширять имеющийся рынок сбыта и компенсировать сокращение спроса в Европе из-за нестабильного финансового положения. Германии удается расширять свою долю за счет высокого качества своей продукции, высокому уровню безопасности и экономичности. Во всем мире ценятся автомобили немецких производителей, и нет сомнений, что такая репутация автомобилестроительной отрасли Германии имеет значительное влияние на мировой спрос. Вместе с тем ожидается спад в Восточной Европе, но он будет постепенно восстанавливаться из-за улучшающейся экономической обстановкой в данном регионе.

Уже в 2015 году Китай, опередив Евросоюз и Северную Америку, стал крупнейшим рынком сбыта для автостроителей Volkswagen, BMW и Daimler. Сегодня в Китае продается уже каждая третья машина, выпускаемая «Большой тройкой» немецких автоконцернов. Еще совсем недавно, в 2009 году, эта доля составляла лишь 18%. Глава концерна Daimler Дитер Цетше задался амбициозной целью: к концу этого десятилетия вновь стать на мировом рынке крупнейшим из трех немецких производителей автомобилей премум-класса [8]. При решении этой задачи ключевое значение будет иметь именно Китай. Тот факт, что китайская экономика развивается уже не так бурно, как еще несколько лет назад, его не смущает. Китай еще долгие годы будет основным драйвером роста для немецких автостроителей. Хотя и то, что нынешняя высокая динамика рынка в обозримом будущем нормализуется, конкуренция на нем усилится, а норма прибыли снизится. Однако желание ездить на автомобилях немецких брендов у представителей китайского среднего класса от этого не пропадет.

Одним из наиболее важных стратегических партнеров Германии в автомобильной отрасли является Россия. Взаимодействия двух стран позволяет развивать уровень инноваций в России и использовать наличие богатых российских месторождений Германией. Более того масштабы России позволяют автоконцернам Германии не только расширять объемы продаж, но и частично переносить в Россию свое производство. Помимо непосредственного производства автомобилей, страны заинтересованы в развитии отношений в смежных отраслях, которые влияют на автомобилестроение [6].

Серьезное ухудшение экономической ситуации в России за последние два года сказалось на рентабельности немецких компаний, которые начали сокращать свое присутствие на российском рынке. Всего за год в стра-не закрылось более 400 представительств и филиалов немецких фирм, а также юридических лиц с немецким участием. О массовом уходе с рынка речи не идет, хотя на сложную ситуацию в экономике жалуются все компании. Уход из России столь крупного игрока, как Opel, является тревожным сигналом не только для автопроизводителей. Можно не сомневаться: этот шаг зафиксируют и запомнят все работающие на российском рынке иностранные инвесторы, особенно немецкие. Так что 18 марта 2015 года стало плохим днем для инвестиционного климата в России. И, конечно, же, очень плохим днем для тех конкретных российских работников Opel и ее материнской компании GM, которые потеряли теперь высококвалифицированные рабочие места с хорошими зарплатами. В нынешние кризисные времена им будет трудно найти адекватную замену. Завод Opel в Санкт-Петербурге - крупнейший в России - закрыт [11].

Слабый рубль подстегнул спрос иностранцев на автомобили из России. Разница в цене на одну и ту же модель на российском и европейском рынке может составлять несколько тысяч евро. Падение доходов и рост цен на автомобили, ставший следствием девальвации рубля, сделали покупку транспортного средства роскошью для многих россиян. Многим из тех, кто еще до кризиса мог позволить себе приобрести автомобиль, теперь пришлось отказаться от этих планов. Чем новее и дороже автомобиль, тем больше может быть разница. Но если это и происходит, то доля автомобилей, купленных немцами на российском рынке, крайне мала. Возможно, речь идет о сотне или двух сотнях машин.

После краткосрочного затишья летом 2015 года, российский автомо-бильный рынок с наступлением осени возобновил обвальное падение. В сентябре продажи новых легковых немецких автомобилей рухнули на треть по сравнению с тем же месяцем 2014 года. Цены подняли 22 российских и иностранных автопроизводителя. Среди них - Mercedes-Benz, BMW и АвтоВАЗ. Некоторые из них увеличили цены на весь модельный ряд, другие только на одну модель. Маловероятно, что рынок перейдет к уверенному росту раньше 2018 года. Хотя не исключают, что при реализации благоприятного сценария в экономике рынок увидит незначительный рост уже в 2017 году. В 2016 году эксперты прогнозируют падение продаж немецких авто по сравнению с 2015 годом на 15-20 % [6].

Таким образом, следует отметить, что Германия принимает активное участие в мировой торговле, занимает ведущие места в мировых рейтингах по экспорту той или иной продукции. Экспорт Германии в основном формируется за счет 4 отраслей, среди которых наиважнейшую роль играет автомобилестроительная. Эта отрасль наиболее развитая среди других. Если посмотреть на суммарный оборот различных промышленных отраслей ФРГ, то именно автопромышленность занимает первую позицию. Кроме того, на ее долю приходится около 20% всего зарубежного оборота. Большая часть продукции, выпускаемой предприятиями этих отраслей в ФРГ, идет на экспорт.

Литература:

1. Автомобильная промышленность: производство, реализация, потреби-тельские споры // Сборник научных статей. - М.: Альпина Диджитал, 2012.

2. Коновалов В.С. Возможности реализации конкурентных преимуществ Германии в современных условиях развития европейской и мировой экономики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-2.

3. Никулина О.В., Убогова Е.А. Управление инновационным развитием российской автомобильной промышленности на основе использования опыта Германии // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1.

4. Никулина О.В., Тешев С.С. Развитие внешней торговли Германии на ос-нове специализации в области промышленного производства // Нацио-нальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 27.

5. Россия и Германия: экономика регионов после санкций: монография / науч. ред. проф. Л.П. Совершаева. - СПб.: Скифия-Принт, 2015.

6. Татаркин А.И., Андреева Е.Л., Ратнер А.В. Инструменты развития высокотехнологичной промышленности: опыт Германии и России // Экономическое возрождение России. 2015. № 2.

7. Терехов П.Д. Транснационализация автомобильной промышленности Германии в начале XXI века // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 4.

8. Официальный сайт автомобильного концерна Daimler AG // http://www.daimler.com.de. (дата обращения 27.04.2016 г.)

9. Официальный сайт автомобильного концерна Volkswagen Aktiengesellschaft // http://www. http://www.volkswagen.com. (дата обращения 28.04.2016 г.)

10. Официальный сайт автомобильного концерна Bayerische Motoren Werke Aktiengesellschaft // http://www.bmw.com. (дата обращения 27.04.2016 г.)

11. Официальный сайт автомобильного концерна Adam Opel Aktiengesellschaft // http://www.opel.com. (дата обращения 28.04.2016 г.)

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2016 | 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.