Научная статья на тему 'Автомобилизация мегаполиса: размышления об экономике перекрестка'

Автомобилизация мегаполиса: размышления об экономике перекрестка Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ ГОРОДОВ / ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД / ЭКОНОМИКА ПЕРЕКРЕСТКА / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРЕХОДА / CITIES MOTORIZATION / CROSSROAD ECONOMY / FEASIBILITY OF THE CROSSWALK CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Епифанцева М.Я., Мазур В.А., Нигрей Н.Н.

Предложен вариант по оценке целесообразности строительства подземных пешеходных переходов в мегаполисе с учетом прогнозируемых последствий роста автомобильного парка для населения города. Приводится пример использования предложенного подхода для анализа сложившейся ситуации на конкретном перекрестке г. Омска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEGAPOLICE MOTORIZATION: THOUGHTS ABOUT THE CROSSROAD ECONOMY

A variant proposed to assess the feasibility of construction of pedestrian subways in the city in view of the projected impact of rising car park for the city's population. An example of using the proposed approach for the analysis of the situation at a particular crossroads of Omsk is given.

Текст научной работы на тему «Автомобилизация мегаполиса: размышления об экономике перекрестка»

УДК .656.1: 502.3

М.Я. Епифанцева, M.Y. Epi fonts е va, e-mail: mepifance\'a@gmail.com

В Л. Мазур, VA. Mazur, e-mail: vadimwork@maU.ru

*H.H. Нигрей, NN. Nïgrey, e-mail: n igrey. n@maîl. ru

Омский государсгвенный университет путей сообщения, г. Омск. Россия

Omsk State Transport University, Omsk, Russia

* Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск, Россия Siberian state automobile and highway academy, Omsk, Russia

АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ МЕГАПОЛИСА: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ЭКОНОМИКЕ ПЕРЕКРЕСТКА

MEGAPOLICE MOTORIZATION: THOUGHTS ABOUT THE CROSSROAD ECONOMY

Предложен вариант по оценке целесообразности строительства подземных пешеходных переходов в мегаполисе с учетом прогнозируемых последствии роста автомобильного парка для населения города. Приводится пример использования предложенного подхода для анализа сложившейся ситуации на конкретном перекрестке г Омска.

A variant proposed to assess the feasibility of construction of pedestrian subways in the city in view of the projected impact of rising саг park for the city's population. An example of using the proposed approach for the analysis of the situation at a particular crossroads of Omsk is given.

Ключевые слова: автомобилизация городов, пешеходный переход, экономика перекрестка, целесообразность строительства перехода

Keywords: cities motorization, crossroad economy, feasibility of the crosswalk construction

«Увеличение автомобильного парка особенно ощутимо в крупных городах, где пробки на дорогах стали настоящим бедствием» [1]. Попытки смягчить неблагоприятное развитие событий основаны на копировании зарубежных решений. Предлагается строить скоростные дороги highways или expressway. В дорожное покрытие таких магистралей в Токио вмонтировано 14 тысяч микроволновых датчиков, вся трасса просматривается с помощью 2 тысяч видеокамер, замкнутых на компьютер, выдающий рекомендации по развязке любого транспортного узла. Считается, что идея хайвэев позволяет увеличить пропускную способность существующих транспортных сетей в разы [2].

Среди других реализованных предложений по решению проблемы автомобильных пробок следует отметить новые системы регулирования движения и увеличение доли общественного транспорта, строительство подземных автотоннелей [3]. Для России, по мнению В. Путина, «... решение может быть только одно - развитие инфраструктуры» [4].

Перечисленные подходы характеризуются масштабным характером преобразований транспортной инфраструкту ры города, их использование в провинциальных городах в ближайшее десятилетне будет ограничиваться финансовыми причинами. Поэтому представляет интерес оценить эффективность простейших мероприятий по снижению автомобильных пробок. Строительство подземных пешеходных переходов (ШШ) - один из примеров таких мероприятий.

26S

В России существует методика оценки целесообразности подземного строительства, основанная на анализе данных по аварийности на участке предполагаемого строительства ППП [5]. Она базируется на количестве смертей в результате аварий на перекрестке и не учитывает экологические и экономические факторы.

Перекресток - место, где интересы пешеходов и водителей противоположны. Модели столкновения интересов конфликтующих сторон и сопутствующих при этом потерь известны [6]. Потерн пешеходов характеризуются суммой экономической, экологической и социальной составляющей и оцениваются с использованием методик, изложенных в [7,8]. Потери водителей определяются на основании материалов, опубликованных в [9-11]. При превышении суммой потерь обоих видов стоимости строительства подземного перехода принимается решение в пользу последнего мероприятия. Принятию решения предшествует мониторинг перекрестка, ориентированный на подсчет транспортных и пешеходных потоков (предпочтительно в автоматическом режиме) в круглосуточном режиме в течение недели каждый месяц. Полученная информация достаточна для оценки динамики потерь взаимодействующими субъектами на перекрестке с оценкой их среднего значения в каждом сезоне года.

Изложенный подход использован дтя принятия решения по пешеходным переходам в районе «Драмтеатра и Госпиталя» в г. Омске. Для подсчета интенсивностей указанных потоков использовалась видеосъемка и ручная технология автомобилей и пешеходов. По методике [9] с учетом используемого топлива и времени простоя на перекрестке подсчитаны интенсивности выбросов загрязняющих веществ (рис. 1).

И'

,и №

350

и

(Ч зоо-

3

о 2:50

3

л

о е 150

с й 100

ь

р

а

я®

ИМ

ii.il

СО Иох

13,13

1М<5

0.009

0,055

0.13

13*10-5

¿,0В 1 10й->

28,56 СИ

0,02" С'ажл

<}_0_1 0,094 ",20?

Й02 Формальдегид СаинецБенф)пнрен

Нагзванш вещества

■ После строительства ППГТ

■ До строительствл 111111

Рнс. 1. Выбросы ирпширх веществ в районе «Драмтеатр», тонн/год

Обшие временные потерн автотранспортом в течение 8 часов в районе «Драмтеагр» и 89,7 часа в районе «Госпиталь». Для пешеходов эти пифры - 3,5 часа и 11.1 часа. Экологические потери превзошли соответственно 633,6 и 706,7 тыс. руб. в год.

В районе ((Драмтеагр» количество сожженного бензина в режиме ожидания опенено 71,59 тонн/год, дизельного топлива - 0,305 тоннтод. С учетом остальных составляющих потерь типовые потери составили 5 779 013 руб. в районе «Госпиталь», 4 252 759 руб. в районе «Драмтеатр».

Стоимость строительства пешеходного перехода в г. Омске в источнике «бюджет в г. Омске на 2007 г.» определена в 1150 тыс. руб. Таким образом, время окупаемости строи-

тельства пешеходного перехода в районе «Драмтеатр» составляет 97 дней, в районе «Госпиталь» -72 дня.

Библиографический список

1. АВТОСТАТ : сайт аналитического агентства. - Режим доступа : http://www. avtostat.ru.

2. Тринадцать способов борьбы с автомобильными пробками. - Режим доступа : http ://www. оресехро щ/Ппяпгde 115

3. Киев от пробок спасут подземные панели. - Режим доступа : http://www.job.utr.net /news/2007,'10/10/18507/

4 Владимир Путин обозначил решение проблемы пробок. - Режим доступа : http ://www. autonewsnic ош/arü ele/18 oct2007/putm.

5. Освоение свободных пространств - закономерный этап развития всех крупных городов. -Режим доступа : http://wwwstToinaiikaгд/d?7dr7123ml0

6. Епифанцев. Б. Н. Математическая модель противоборства конфликтующих сторон / Б. Н. Епифанцев, А. А. Пятков // Безопасность в техносфере. - 2012. - № 5. - С. 55-59.

7. Епифанцев. Б. Н Информационная поддержка принятия решений в здравоохранении: база математических моделей заболеваемости / Б. Н. Епифанцев, Т. А. Мызникова // Омский научный вестник. - 2002. - Вып. 20. - С. 138-139.

8. Епифанцев, Б. Н. Опенка уровня жизни населения регионов России на основе использования композиционного индекса / Б. Н. Епифанцев, Ю. В. Патронова // Омский научный вестник. -2001. - Вып. 17. - С. 38-40.

9. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. - СПб : НИИ Атмосфера. - 1999. - 122 с.

10. Епифанцев. Б. Н. Экология мегаполисов: математическая модель движения транспорта в городских условиях / Б. Н. Епифанцев. Е. М. Михайлов // Инженерная экология. -1993. -№3,- С. 37-42.

11. Епифанцев, Б. Н. Оптимизация маршрутов движения автотранспорта в городских условиях / Б. Н. Епифанцев, Е. М. Михайлов. - Омск : СибАДИ. - 2003. - 103 с.

270

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.