Научная статья на тему 'АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В КНР'

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
641
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / АВТОМОБИЛИ / КИТАЙ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА / MANUFACTURING / CARS / CHINA / INDUSTRY / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев Даниил Витальевич, Ян Аньци

В данной статье проанализирована автомобильная промышленность в Китае. Рассмотрены её история, состояние в наши дни и пути дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMOTIVE INDUSTRY IN CHINA

This article analyzes the automotive industry in China. Her history, today’s condition and ways of further development are considered.

Текст научной работы на тему «АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В КНР»

Автомобилестроение в КНР Automotive Industry in China

Киселев Даниил Витальевич

Студент 4 курса Экономический факультет Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург, Россия e-mail: daniil.kiselev.spb@gmail.com

Kiselev Daniil

4th-year student Faculty of Economics St Petersburg University St Petersburg, Russia e-mail: daniil.kiselev.spb@gmail.com

Ян Аньци

Студентка 4 курса Экономический факультет Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург, Россия e-mail: angel3544084 74@gmail.com

Yang Anqi

4th-year student Faculty of Economics St Petersburg University St Petersburg, Russia e-mail: angel3544084 74@gmail.com

Аннотация.

В данной статье проанализирована автомобильная промышленность в Китае. Рассмотрены её история, состояние в наши дни и пути дальнейшего развития.

Annotation.

This article analyzes the automotive industry in China. Her history, today's condition and ways of further development are considered.

Ключевые слова: производство, автомобили, Китай, промышленность, экономика.

Key words: manufacturing, cars, China, industry, economics.

Автомобиль уже давно переместился из раздела «роскошь» в привычное для современного общества «средство передвижения». Сегодня на мировом рынке представлено огромное количество стран и производителей, однако в данной работе нас будут интересовать именно легковые автомобили, произведенные на территории КНР.

Интерес к данной теме вызван несколькими факторами, среди которых самым впечатляющим является первое место Китая в мире по количеству выпускаемых автомобильной промышленностью автомобилей, занимаемое им на протяжении последних десяти лет [1]. При этом важно отметить, что в Китае производится не только продукция местных брендов, таких как Geely или Lifan, но и иностранных компаний, таких как, например, Daimler AG.

В Китае ежегодно проходят международные автомобильные выставки: Шанхайский автосалон по нечётным годам и Пекинский автосалон - по чётным. На этих выставках представляют свои новинки ведущие

мировые автопроизводители: к примеру, в 2016 году компания Lexus представила в Пекине обновлённый IS [2], а в 2018 году - новый ES [3]. Это подчёркивает значимость Китая на мировой арене.

История китайского автомобилестроения берёт своё начало в далёком 1953 году, когда на «Первом автомобильном заводе» (FAW) началось производство грузовиков Цзефан на базе советских ЗИС-150 [4].

Позднее, после нарушения тесных взаимоотношений с СССР, перед китайской автомобильной промышленностью ставится непростая задача по созданию собственного легкового автомобиля. Таким автомобилем становится Хунци - «Красное знамя» [5], созданный всё тем же заводом FAW.

В то же время зарождаются и другие китайские бренды: «Пекинский автомобильный завод» (BAW), шанхайский бренд Shanghai (ныне SAIC) и прочие.

Целевой аудиторией автомобилестроения КНР тех времен в большинстве своем были партийные служащие, занимавшие ведущие должности в управлении страной, а также гости Китая. Обычные же люди не имели возможностей для приобретения какого-либо автомобиля.

Поворотным моментом в развитии китайской автомобильной промышленности стала смерть Мао Цзэдуна (1976), вскоре после которой был объявлен курс на рыночную экономику, а вместе с ним начался и приток западных инвесторов. В то время ключевые производители со всего мира: Форд, Мазда, Мерседес и прочие - все они приехали покорять рынок, при этом их целью было как войти на него, так и поглубже там закрепиться.

Корпорации того времени можно условно поделить на три группы. Первые присоединились к местным брендам ещё на этапе небольших объемов производства, как Фольксваген. Вторые выбрали путь «скользящего развития», как Хонда. Третьи же, среди которых был и бренд Тойота, начали с производства небольших автомобилей, постепенно увеличивая количество заводов, а затем - внедряя на них тяжелые модели [6].

В 1992 году Китай достигает серьёзного результата - миллион произведённых автомобилей.

Долгое время на китайском рынке производились преимущественно коммерческие автомобили, и лишь в 2005 году произошла кардинальная перестановка сил: легковые автомобили занимают 69% от всех произведённых в стране, тогда как годом ранее их доля составляла чуть более 47%. Тогда Китай уже занимал четвёртое место по объёму производства автомобилей в целом, а теперь смог добиться такой позиции и в сфере легковых транспортных средств (ТС).

В 2006 году Китай выходит на третью позицию, объём производства составляет более 7 миллионов авто, из которых более 5 миллионов приходится именно на легковой транспорт. В 2008 году Китай поднимается на второе место, уступая лишь Японии, и уже в следующем, 2009 году, становится лидером рынка. В 2009 году общее количество произведённых ТС составляет почти 14 миллионов, легковые автомобили занимают в общей массе примерно три четверти [1].

Таблица 1. Производство автомобилей в 2019 году (шт.)

Страна Легковые ТС Коммерческие ТС Общее количество

По всему миру 67 149 196 24 637 665 91 786 861

Китай 21 360 193 4 360 472 25 720 665

США 2 512 780 8 367 239 10 880 019

Япония 8 328 756 1 355 542 9 684 298

Германия 4 661 328 0 4 661 328

Индия 3 623 335 892 682 4 516 017

Источник: OICA. 2020. URL: http://www.oica.net/

Из таблицы выше можно увидеть, что в 2019 году Китай по-прежнему занимал первое место, существенно опережая другие страны - он произвёл 28% от общего количества автомобилей в мире и 32% от

легкового транспорта (в натуральном выражении). И это несмотря на то, что на протяжении последних двух лет там наблюдается спад производства [1].

Рассмотрим, какие бренды и конкретные автомобили, производимые в Китае, пользуются наибольшим спросом на местном рынке.

Таблица 2. Продажи автомобилей в 2019 году, по бренду

Бренд Количество произведённых ТС, шт. Доля рынка, %

Volkswagen 3 100 498 14,6

Honda 1 553 086 7,3

Toyota 1 409 198 6,6

Geely 1 220 832 5,7

Nissan 1 174 030 5,5

Первые 5 брендов 8 457 644 39,7

Источник: CARSALESBASE. 2020. URL: https://carsalesbase.com/

Как мы видим, в пятёрку самых продаваемых брендов, производимых на территории КНР, входит лишь один местный. Такая особенность может быть обусловлена историей развития данной отрасли в Китае, ведь долгое время автомобили, даже отечественные, были доступны лишь для ограниченного круга потребителей.

На начальном этапе производства автомобилей в Китае легковые автомобили китайского производства приобретали, так как они были значительно дешевле зарубежных аналогов. Кроме того, государство предпринимало активные меры по защите своих производителей от иностранных конкурентов. Со временем в стране начали появляться иномарки, которые по цене незначительно превосходили «коренную» китайскую продукцию, при этом в разы обгоняли её по дизайну, а главное качеству.

Предпочтения китайских покупателей, таким образом, сместились в сторону брендов западного происхождения, таких как Volkswagen и др. Для выхода из сложившейся ситуации правительством Китая был разработан ряд условий для иностранных автомобильных компаний [8]. В число этих условий входило совместное производство в Китае иностранными компаниями с китайскими производителями иностранных брендов автомобилей для продажи китайским потребителям. Вследствие этого на китайском рынке появились совместные предприятия Тойота, Дженерал Моторс [9].

В связи с уменьшением доли на китайском рынке, многие местные автопроизводители приняли решение о выходе на внешний рынок, в том числе в страны Европы, в Россию и др. Например, относительно недавно на российском рынке появился китайский бренд Haval, уже успевший завоевать популярность у наших потребителей [10].

Однако экспорт автомобилей из Китая по-прежнему составляет лишь небольшой процент, а основная часть автомобилей продаётся на внутреннем рынке. Согласно данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), в марте 2020 года из 1 миллиона 422 тысяч произведённых на территории Китая автомобилей лишь 91 тысяча ушла на экспорт (6,4%). Такая же ситуация наблюдалась и в сентябре прошлого года, когда из 1 миллиона 865 тысяч произведенных в Китае ТС на экспорт ушли лишь 90 тысяч автомобилей [13], что составляет менее 5%.

Благодаря сотрудничеству с иностранными автомобильными компаниями, китайские автопроизводители получили неведомые им до того момента технологии, которые позволили привлечь новую целевую аудиторию. У машин в лучшую сторону изменился дизайн, в них появились современные системы мультимедиа, климат-контроль, подогрев, вентиляция и многие другие технологии, привлекающие потребителей к покупке.

Для примера рассмотрим сотрудничество китайской компании Geely с Volvo. В 2010 г. компания Ford приняла решение продать активы компании Volvo, производящей супертехнологичную и супербезопасную продукцию, но на тот момент времени являвшуюся убыточным производством. Покупателем выступила китайская компания Geely. Сначала могло показаться, что сделка была крайне невыгодной для китайской стороны в силу тогдашнего плачевного состояния шведской марки, однако все обстояло не совсем так. Китайцы выиграли, причем как в финансовом плане, так и в инновационном.

Во-первых, сумма сделки составила всего лишь около четверти от реальной стоимости компании, за которую Ford покупал Volvo в 1999 году [11]. Во-вторых, вместе с компанией Volvo Geely приобрела огромное количество недоступных для нее на тот момент технологий. Благодаря этому приобретению Geely смогла выйти на рынки развивающихся стран, что позволило ей стать глобальным брендом, а также укрепиться на рынке Китая. Несмотря на опасения фанатов и приверженцев шведского производителя, сотрудничество с китайцами дало положительный результат: продукция компании Volvo стала рассматриваться в премиум-сегменте, конкурентами теперь стали представители большой немецкой тройки: БМВ, Ауди и Мерседес.

Каковы основные проблемы, затрудняющие дальнейшее развитие автомобилестроения КНР?

Первая проблема китайского производства легковых автомобилей - низкое качество исполнения продукции. Китайские автопроизводители могут делать отличный дизайн, неплохие опции, однако все это не может компенсировать качественные недочеты автомобилей.

На наш взгляд, всё дело в стремлении к снижению производственных издержек. Ради снижения уровня цен на автомобили, автопроизводители покупают дешевые, низкокачественные комплектующие. Кроме того, китайские автомобили разрабатываются в условиях постоянной конкуренции, поэтому производителям приходится значительно сокращать время между разработкой новой модели и ее реализацией. Автомобиль часто не успевает проходить ряд должных испытаний, в связи с чем получается самый настоящий «сырой» продукт. Многие китайские производители не решают эту проблему, так как считают, что бедным людям, для которых преимущественно производится их продукция, не обязательно продавать качественный продукт.

Нельзя не отметить, что в последнее время крупные компании, такие как Lifan, предпринимают попытки решения данной проблемы, пытаясь создавать качественный продукт. Например, на выставке «Мир Автомобиля», посидев за рулем нового Lifan Murman, можно было смело заявить, что автомобиль весьма хорош. Хотя цена на него отличатся от привычных для потребителей китайских автомобилей, и поэтому спрос весьма низкий. Возможно, потребуется немало времени для изменения предпочтений и отношения к китайских автомобилям, в том числе ценовых ожиданий.

Вторая проблема, которую необходимо отметить, это безопасность. Кузова автомобилей китайского производства делаются из очень тонкого металла, поэтому, при любой аварии, даже мелком столкновении, повреждения будут максимальными. Отсюда и еще одна проблема - невозможность восстановления автомобилей после ДТП, дешевле купить новый автомобиль. Конечно, есть некоторые исключения из правил, но это единицы. Данная проблема решается оформлением КАСКО, однако в бюджетном сегменте далеко не каждый готов потратить дополнительные средства на страховой полис.

Третья проблема, а точнее ряд проблем - комфорт. Среди них - отсутствие или недостаточное качество шумоизоляции, некачественная подвеска и др.

К сожалению, в ходе эксплуатации большинства китайских автомобилей появляются многие существенные проблемы подвески, такие как качка автомобиля, вызывающая неуверенность при управлении; снижение способности «держать дорогу», вполне способное повысить аварийность автомобиля; проседание

подвески; появление неоправданной жесткости при езде; уменьшение комфорта от управления и другие. Именно об этих недостатках китайского автопрома пишут в своих отзывах российские автовладельцы [12].

Тем не менее, все эти проблемы относятся скорее к производимому продукту, главная проблема же производства - позиционирование большинства китайской продукции как продукции низкого качества и низкой ценовой категории. Эту проблему пытаются решить многие компании, но пока что как таковых успехов наблюдать не приходится.

Китайским производителям необходимо качественно поднимать уровень производства. Они уже лидируют по масштабам, лидируют по доходам, пора бы задуматься о качестве выпускаемых изделий. Пока что мы наблюдаем лишь попытки отдельных брендов работать в этом направлении. А ведь у китайских автопроизводителей есть потенциал. Подтверждением этому является тот факт, что под капотом многих моделей европейских брендов, таких как BMW и Mercedes-Benz можно найти на комплектующих надпись «Made in China».

Пути дальнейшего развития автомобилестроения в Китае весьма тернисты, однако уже на данном этапе имеются положительные моменты: удачный опыт бренда Haval в России; технологичный бренд NIO, создавший серийные электромобили со сменными аккумуляторами, не нуждающиеся в подзарядке [14], всё это - лишь капля в море тех успехов, которые делают китайцы в последнее время.

Китайским автопроизводителям можно рекомендовать работать над качеством изготавливаемой продукции, причем работать интенсивно и усердно. Китайцы научились делать красивые вещи, они научились делать их в больших количествах, теперь им нужно научиться делать эти вещи качественно.

Если обратиться к опыту Южной Кореи, то он наглядно показывает, что возможны изменения в позиционировании автомобилей. Например, автомобили компании KIA всегда позиционировались как достаточно дешевый, массовый продукт. Однако при этом корейские автопроизводители работали над качеством, привлекая клиентов длительными сроками гарантии на автомобиль, низкими ценами на дорогостоящие опции. Недавно компания KIA начала производство элитных автомобилей, таких как Stinger [15], у которых практически сразу появилась целевая аудитория. Объяснением данного факта является то, что KIA долгое время показывала потребителям качество и долговечность продукции, поэтому покупатели, увидев новый премиальный продукт, уже понимали, за что они будут платить деньги.

Такая же ситуация наблюдалась и с кроссовером Haval F7x, покупатели уже знали, что бренд делает автомобили приемлемого качества, и поэтому многие с готовностью купили новинку [12] - то же самое мы наблюдали два года назад со Stinger'ом.

Сейчас, когда китайский внутренний рынок переживает «наплыв» электромобилей Тесла, самое время переориентироваться на экспорт: в России, да и во всём мире уже успели приглядеться к китайским машинам, так почему не воспользоваться потенциалом других рынков?

В заключение хочется сказать, что хотя производство автомобилей в КНР - сравнительно новая сфера, китайские производители уже успели сделать некоторые успехи, причём как на местном, так и на мировом уровне. Остаётся работать над качеством производимой продукции, чтобы каждый потребитель мог с гордостью сказать про свою машину: «Made in China».

Список используемой литературы:

1. OICA. URL: http://www.oica.net/

2. Самый маленький седан Lexus пережил рестайлинг // Autonews. 2016. URL: https://www.autonews.ru/news/5ee 1f3e19a79472d9404e913

3. Александров, Д. Lexus ES нового поколения превратили в гибрид // Autonews. 2018. URL: https://www.autonews.ru/news/5ae02b6d9a79471051e81a84

4. Канунников, С. Автомобильный Китай: от великого до смешного // За рулём. 2018. https://www. zr. ru/content/articles/910335 -ot-veliko go-do -smeshno go

5. Ян, Ян. Становление автомобильной промышленности Китая // КиберЛенинка [Электронный ресурс] / Транспортное дело России. 2014. № 2. С. 69-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-avtomobilnoy-promyshlennosti-kitaya

6. Changli, Liu. An Analysis on investments of transnational corporation in China's car industry // China Academic Journal Electronic Publishing House. February, 2008. P. 5-6.

7. CARSALESBASE. URL: https://carsalesbase.com/

8. Nieuwenhuis, Paul; Wells, Peter. China's Car Industry. Chapter10 // In: The Global Automotive Industry, John Wiley & Sons, Incorporated, 2015. 10.4 «The Role of Government». P.114

9. Чистяков, М.В. Транснациональные компании автомобильной отрасли на рынках России и Китая // КиберЛенинка [Электронный ресурс] / Российское предпринимательство. 2012. № 18. С. 115. URL: https://cYberleninka.ru/article/n/transnatsionalnve-kompanii-avtomobilnoY-otrasli-na-rynkah-rossii-i-kitaYa

10. Москва больше других рынков покупает китайские SUV // Автостат инфо. 2020. URL: https://avtostat-info.com/News/9556

11. Караваев, А. Как китайцы съели Volvo / А. Караваев, И. Крылов // Газета.Ру. 2015. URL: https://www.gazeta.ru/auto/2015/05/20 a 6694973.shtml

12. Дром. URL: https://www.drom.ru/

13. CAAM. URL: http://www.caam.org. cn/chn/21 .html

14. Дышло, М. «Убийца» Теслы из Китая: сменные батареи и мультимедиа с искусственным интеллектом // За рулём. 2017. URL: https://www.zr.ru/content/news/909999-ubiitsa-tesly-iz-kitaya-smenn/

15. Stinger // KIA. 2020. URL: https://www.kia.ru/models/stinger/desc/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.