Научная статья на тему 'Автомобиль на Южном Урале к вопросу об уровне модернизации российского общества в начале XX в'

Автомобиль на Южном Урале к вопросу об уровне модернизации российского общества в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / АВТОМОБИЛЬ / ЮЖНЫЙ УРАЛ / ECONOMY / MODERNIZATION / CAR / SOUTHERN URAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Роднов Михаил Игоревич

При изучении социально-экономического развития Российской империи в начале XX в. необходимо выделять параметры, отражающие качественные изменения в прогрессе общества. Особое значение имели технологические новации, показывающие как состояние экономики и социума, так и готовность к восприятию новейших европейских инноваций. В начале XX в. на Южном Урале происходит ускоренная автомобилизация, как составная часть общего проникновения передовых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Car in the Southern Ural the question of the level of modernization of Russian society in the beginning of the 20th century

It is important to stress the characteristics which reflect qualitative changes in the progress of society in the study of socio-economic development of the Russian Empire in the beginning of the 20th century. The technological innovations, were particularly important in showing the state of the economy and society, as well as the readiness to accept the latest European innovations. In the beginning of the 20th century, the accelerated motorization demonstrates the strike-through of advanced technologies in the Southern Ural.

Текст научной работы на тему «Автомобиль на Южном Урале к вопросу об уровне модернизации российского общества в начале XX в»

М. И. Роднов

АВТОМОБИЛЬ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ — К ВОПРОСУ ОБ УРОВНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В НАЧАЛЕ XX В.

В современной отечественной историографии, средствах массовой информации и общественном сознании продолжаются дискуссии об уровне социально-экономического развития Российской империи в канун Первой мировой войны и революции 1917 г. При обсуждении данной проблемы, с моей точки зрения, необходимо обращать особое внимание на качественные изменения в состоянии социума — уровень информационной среды, статус женщины, формирование гражданского общества и др. Одним из таких качественных сдвигов является распространение принципиально нового вида транспорта — автомобильного, показывающего степень материального благосостояния и информированности населения, общего технического развития в регионе, связи с западноевропейскими рынками, востребованность в совершенно незнакомом транспортном средстве и наличие экономических предпосылок в крае для массового использования автомобиля.

Первые машины с двигателями внутреннего сгорания начали в широких масштабах появляться в Москве и Санкт-Петербурге в 1890-е гг.1 В первое десятилетие XX в. происходит триумфальное шествие автомобиля по российской провинции, в том числе и на Южном Урале. В Уфе первое дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля фиксируется в 1908 г.2 А в начале 1910-х гг. предпринимаются попытки организовать междугороднее автомобильное сообщение. Так, в конце 1911 г.

1 См.: Первые автомобили в России, российские автомобили Руссо-Балт // http:// www.2-capital.ru/russo-balt.html; Шугуров Л. М. 1) Автомобили в России и СССР. Ч. 1. М., 1993; 2) Автомобильная Москва. Столетие 1902-2001 (Фотоальбом). М., 2004; 3) Погоня за руссо-балтом. М., 2004; Шляхтинский К. В. Автомобиль в России: История автомобиля. М., 1993; и др.

2 История Башкортостана во второй половине XIX - начале XX века. Т. II. Уфа, 2007. С. 103.

Д. В. Ланецкий обратился к властям с просьбой открыть пассажирское автомобильное движение по Уфимско-Оренбургскому почтовому тракту на расстоянии в сотни верст. Строительное отделение Уфимского губернского правления согласилось при условии, «чтобы управление автомобилями вверялось опытным шоферам, чтобы каждый автомобиль вместе с нагрузкой не превышал 300 пуд., на каковую грузоподъемность рассчитаны мостовые сооружения, и чтобы в целях охранения проезжающего населения от могущих произойти несчастий при встрече с автомобилем на мостах, пропускались прежде проезжающие, а затем уже следовал автомобиль»3. И междугородные автоперевозки начались. Летом 1912 г. владелец автомобильного гаража Д. В. Лепецкий (видимо, фамилия искажена в одном из сообщений) заявил полиции, «что 29 июня он отправил из Уфы в г. Стерлитамак автомобиль с 4 пассажирами под управлением шоффера» А. А. Каулина. Тот 25 июля возвратился в Уфу, но без машины, и «уклоняется объяснить», где ее оставил4.

Аналогичная ситуация была в Зауралье. В январе 1911 г. состоялось открытие автобусного движения в Челябинске, в один из дней в 10 утра от здания биржи отошел первый автобус5. Тогда же предприниматели обращаются с просьбой о разрешении открыть автомобильное сообщение между Челябинском, Троицком и Верхнеуральском (протяженность маршрутов в сотни верст). Хотя начальник Самарского почтово-телеграф-ного округа выступил против идеи междугородного сообщения, так как понесут убытки содержатели ямщицких станций, летом 1911 г. разрешение было получено6. А в июле 1911 г. представители торгового дома «Братья Яушевы» на вновь приобретенном автомобиле совершили пробег от Троицка до Кустаная за 33 часа7.

Автомобилизация шла рядом с интенсивным развитием железнодорожной сети на Южном Урале, где в начале 1910-х гг. строились Волго-Бугульминская, Бердяуш-Лысьвенская (Западно-Уральская), Казанско-Екатеринбургская, Троицкая, Оренбург-Орская и планировалась Оренбург-Уфимская железные дороги. Инициативу проявлял не только крупный бизнес, компания «Вогау и К°» проводила узкоколейную железную

3 Уфимский край. 1912. 3 января.

4 Там же. 27 июля.

5 Голос Приуралья (Челябинск). 1911. 21 января.

6 Там же. 27 января, 22 февраля, 19 июня.

7 Там же. 27 июля.

дорогу от Запрудовки (при Катав-Ивановском заводе) до Белорецка8, но и мелкий. Так, 19 мая 1912 г. механик И. Г. Гневышев просил уфимские власти разрешить ему устроить по Оренбургскому тракту между Уфой и Стерлитамаком однорельсовую дорогу системы «Monoral» с конной тягой. Одна верста обошлась бы в 800 руб. По одному рельсу одна лошадь могла везти вагон со 120 пуд. хлеба. «Такие рельсовые дороги уже давно существуют в Африке и Америке и местами тянутся до 200 вер.»9 А в Уфе дебатировался вопрос о необходимости трамвая10.

Но, конечно, основной размах автомобилизация получила в городах. В мае 1912 г. уфимский журналист рассказывал: «Велосипеды, мотоциклеты, самые разнообразные шарабаны в известные часы дня непрерывно снуют взад и вперед по городу, заставляя оборачиваться непривычных прохожих и внимательно поглядывать по сторонам.

Особенно за короткое время увеличилось количество автомобилей, принадлежащих частным лицам и отдаваемых в наймы по часам и для поездок за город.

В течение последней недели Уфа обогатилась еще несколькими новыми автомобилями, и теперь при главных наших гостиницах: "Большой Сибирской", "России", "Руси" состоят собственные автомобили, удивляющие приезжающих, которые по одному этому выводят заключение о благоустройстве нашего города, и с этим заключением покидают Уфу, восхваляя повсюду ее примерное благоустройство.

Приезжие из уездов прямо-таки ходят с разинутыми ртами»11.

Влияние автомобилизации, видимо, способствовало появлению первого объявления о продаже машины. Некто Попов долго пытался сбыть свой 4-х местный экипаж12.

Наконец, к июню 1912 г. в Уфе открывается первый «автосалон», говоря современным языком. В центре города, в Гостином дворе начало действовать представительство акционерного общества «Лаурин и Клемент» (отделение завода в России — Москва, Театральный проезд, 3). Эту фирму, получившую золотую медаль 2-й Международной Воздухо-

8 История Башкортостана во второй половине XIX - начале XX века. Т. II. С. 97-99.

9 Уфимский край. 1912. 20 мая; об истории этого вида транспорта (monorail) см.: Википедия (статья «Монорельс»).

10 Уфимский край. 1912. 17 июня; и др.

11 Там же. 25 мая.

12 Там же. 13 мая; и др.

плавательной выставки за «продажные складовые автомобили», в Уфимской и соседней губерниях представлял А. Н. Степанов13. Торговля происходила по каталогам. Покупатели изучали по ним марки и цены машин, платили, заказывали и по железной дороге товар доставлялся в Уфу.

Судя по маркам уфимских авто, возможно, она торговала машинами и других производителей. Фирма была основана в 1894 г. как небольшая мастерская по производству велосипедов в чешском городке Млада Болеслав (Jungbunzlau) Австро-Венгерской империи. Дело Вацлава Клемента и Вацлава Лаурина пошло успешно, они стали выпускать мотоциклы, а затем автомобили, в 1906 г. их продукция вышла на рынки России. В 1925 г. завод объединился с концерном «Шкода», так появилась знаменитая марка легковых автомобилей «Skoda»14. В начале XX в. это была весьма успешная фирма, торговавшая, судя по рекламному проспекту, автомобилями в Праге, Вене, Будапеште, Лондоне и Москве15.

Логичным итогом автомобилизации в Уфе стало постановление думы от 15 декабря 1911 г. о разрешении Г. С. Смирнову производить автомобильное движение по городу «на автомобиле за № 5 системы "Берлие" при управлении шоффером Николаем Венедиктовичем Щелоновым»16. В Уфе заработало первое коммерческое такси. Рост числа техники на дорогах и непривычность населения, как и отсутствие должной культуры у водителей, приводило к конфликтным ситуациям. «Вчера, — сообщал журналист, — 24 августа в 12-^ ч. дня, по Телеграфной ул. с быстротою молнии промчался автомобиль, который, вопреки обязательных постановлений, на перекрестках не давал сигналов. Номера у автомобиля не имеется»17. К тому времени городские власти установили свод правил для нового вида транспорта (обязательные номера, порядок движения и пр.).

С началом Первой мировой войны в Уфе прошла мобилизация всего (исправного) автотранспорта на нужды обороны, благодаря чему известен автопарк Уфы в 1914 г. Владельцами действовавших машин являлись 12 человек (у одного было два авто), товарищество «Россия» и городская полиция. Но среди них двое держали своих «железных коней»

13 Там же. 2 июня.

14 Кирилец С. Автомобили Лаурин и Клемент — 100 летний юбилей в России // Царскосельский автомобильно-спортивный клуб // http://www.tsar-auto-club.spb. ru/publishing/kiriletz/laurinandklement.html.

15 ЦИА РБ. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 1018.

16 Уфимский край. 1912. 5 июня.

17 Там же. 25 августа.

в сельских усадьбах. Восемь уфимцев приобрели мотоциклеты. По уфимским улицам носились 50-сильный полицейский «Фиат», 40-сильный «Перлес» от гостиницы «Россия», 25-сильный «Пармен» и 50-сильный «Жормен», 20-сильный дубль-фаэтон «Лорен Дитрих», а также три «Ольдсмобиля», «Opel» и иные модели. С учетом старых машин в Уфе летом 1914 г. имелось 19 или 20 автомобилей. Мотоциклетный парк был представлен марками «Мосотакош», «Пежо» (2), «Дукс», «Ариэль», «The Theka», «National» и «Магнетто». Среди собственников встречались помещики-дворяне, купцы, мещане, врачи, иная интеллигенция и даже одна женщина — Елена Ивановна Соколова.

Автомобили имелись в уездах и сельской местности. По Мензелин-ску гонял один «Форд», в Бирске — три мотоциклета марок «Мотовват», «Дюфориск и К°» и «Победа», жители Стерлитамака купили три мотоцикла фирмы «Некарсульм», один «Дукс» и пару других. Один мотоциклет приобрел крестьянин села Аскино Иван Накаряков. Наконец, у помещика В. Н. Жданова в Белебеевском уезде имелся автомобиль завода «Бр. Крыловы в Москве». Другой землевладелец, дворянин С. С. Джан-тюрин в июле 1914 г. на 18-сильном «Форде» отправился из своего имения в селе Килимово Белебеевского уезда в Вятку. Правда, с поломанной осью обратно машину привезли на настоящих лошадиных силах. Всего к 1916 г. из Уфимской губернии в армию было мобилизовано 15 легковых автомобилей и 14 мотоциклов18.

Изучение рекламы того времени показывает немалое присутствие современных технических товаров — от экипажных и велошин, до пишущих машинок «Ремингтон» и «Империал», двигателей «Русский Дизель» завода братьев Маминых в Балаково и пр. Стремительно насыщалось всевозможными машинами и механизмами сельское хозяйство. На смену конной тяге приходили двигатели внутреннего сгорания. К примеру, 29 мая 1912 г. в пригородные имения князя Кугушева и дворянина Ляу-данского на большом автомобиле выехала группа агрономов и земских деятелей для знакомства с работой тракторов. Журналист восторженно сообщал:

«"Тракторы" — колоссальные-нефтяные машины двигатели, предназначенные для обрабатывания большого пространства почвы.

18 ЦИА РБ. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 1017. Л. 96, 259, 324 и др.; История Башкортостана во второй половине XIX - начале XX века. Т. II. С. 103.

"Тракторы" — новинка в Уфимской губернии. Два лучших "трактора" имеются в вышеупомянутых имениях»19.

По данным переписи 1917 г., в имениях Б. Н. Ляуданского и Харитоновых в Уфимском уезде на пахоте работали тракторы. У последних два работника на тракторе за день (10 часов) вспахивали 7 дес.20 Мне приходилось слышать воспоминания местных жителей о работе трактора у помещика.

Новая техника была весьма дорогим удовольствием. К примеру, велосипед, похищенный у ученика местной духовной семинарии, стоил 160 руб.21, а английская пишущая машинка «Империал» с русско-латинским шрифтом продавалась за 190 руб.22 Для сравнения, весной-летом 1912 г. в Уфимском уезде среднего качества рабочая лошадь стоила от 43 до 53 руб., корова — 32-37 руб., свинья — 7-9 руб., пуд мяса — от 4 до 6 руб., а пуд пшеничной муки на базаре в июне покупали за 1 руб. 66 коп.23 За обычный велосипед можно было приобрести тройку коней.

Таким образом, к началу 1910-х гг. можно говорить о значительном проникновении достижений европейского технического прогресса в отдаленный южноуральский регион, а также об активном восприятии инноваций местными социумами. Многие представители не только наиболее состоятельных слоев населения, но и выходцы из «среднего класса» проявляли интерес к техническим новинкам, приобретали автомобили. Услуги нового вида транспорта оказались сразу востребованными для внутри- и межгородских перевозок. Причем в основном использовались легковые автомобили, некоторые марки (многоместные) фактически применялись как своеобразные автобусы. Сведений о грузовых машинах не имеется. Здесь гужевой и железнодорожный транспорт пока не имел конкуренции. Обращает внимание быстрота и «легкость» восприятия местным населением принципиально нового вида передвижения. Наблюдавшееся со второй половины XIX в. непрерывное поступление в провинцию газет, журналов и книг с информацией о новинках мировой технической мысли подготовило образованные слои общества к восприятию и

19 Уфимский край. 1912. 28 мая.

20 ЦИА РБ. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 580.

21 Уфимский край. 1912. 18 сентября.

22 Там же. 21 ноября.

23 Хозяйственно-статистический обзор Уфимской губернии за 1912 год. Уфа, 1914. С. 19, 196, 210-211.

использованию с коммерческой выгодой достижений технического прогресса. Интерес к новинкам техники на Южном Урале был весьма высок и охватывал самые различные слои населения, о чем свидетельствует в частности широкая популярность фотографии, первого «всенародного» технического увлечения24. Модернизация российского общества быстро шла по нарастающей и затрагивала самые отдаленные регионы Российской империи.

Информация о статье

Автор: Роднов Михаил Игоревич, доктор исторических наук, Институт истории, языка и литературы, Уфа, Россия, rodnov@ufacom.ru

Название: Автомобиль на Южном Урале — к вопросу об уровне модернизации российского общества в начале XX в.

Аннотация: При изучении социально-экономического развития Российской империи в начале XX в. необходимо выделять параметры, отражающие качественные изменения в прогрессе общества. Особое значение имели технологические новации, показывающие как состояние экономики и социума, так и готовность к восприятию новейших европейских инноваций. В начале XX в. на Южном Урале происходит ускоренная автомобилизация, как составная часть общего проникновения передовых технологий.

Ключевые слова: экономика, модернизация, автомобиль, Южный Урал.

Литература, использованная в статье Буравцов В. Н. Начало фотографии в Уфе // Река времени. 2011. Уфа, 2011. История Башкортостана во второй половине XIX - начале XX века. Т. II. Уфа, 2007. С. 97-103. Хозяйственно-статистический обзор Уфимской губернии за 1912 год. Уфа, 1914. С. 19, 196, 210-211.

Шляхтинский К. В. Автомобиль в России: История автомобиля. Москва, 1993. 96 с. Шугуров Л. М. Автомобили в России и СССР. Ч. 1. Москва, 1993. 252 с. Шугуров Л. М. Автомобильная Москва. Столетие 1902-2001 (Фотоальбом). Москва, 2004. 200 с.

Шугуров Л. М. Погоня за руссо-балтом. Москва, 2004.

Information about the article Author: Rodnov Mikhail Igorevich, Doctor in History, Institute of History, Language and Literature, Ufa, Russia, rodnov@ufacom.ru

Title: Car in the Southern Ural — the question of the level of modernization of Russian society in the beginning of the 20th century

Summary: It is important to stress the characteristics which reflect qualitative changes in the progress of society in the study of socio-economic development of the Russian Empire in the beginning of the 20th century. The technological innovations, were particularly important in showing the state of the economy and society, as well as the readiness to accept the latest European

24 См.: Буравцов В. Н. Начало фотографии в Уфе // Река времени. 2011. Уфа, 2011.

85

M. M. PodHOB

innovations. In the beginning of the 20th century, the accelerated motorization demonstrates the strike-through of advanced technologies in the Southern Ural. Keywords: economy, modernization, the car, the Southern Ural.

References

Buravtsov V. N. Nachalo fotografii v Ufe [Starting photos in Ufa], in Reka vremeni. 2011. Ufa, 2011.

Istoriya Bashkortostana vo vtoroy polovine XIX — nachale XX veka [History of Bashkortostan in the second half of 19" - early 20" century]. Vol. II. Ufa, 2007. P. 97-103.

Khozyaystvenno-statisticheskiy obzor Ufimskoy gubernii za 1912 god [Economic-statistical review of Ufa province for 1912]. Ufa, 1914. P. 19, 196, 210-211.

Shlyakhtinskiy K. V. Avtomobil' v Rossii: Istoriya avtomobilya [Russian car: Car history]. Moscow, 1993. 96 p.

Shugurov L. M. Avtomobili v Rossii i SSSR [Cars in Russia and the USSR]. Ch. 1. Moscow, 1993. 252 p.

Shugurov L. M. Avtomobil'naya Moskva. Stoletie 1902-2001 (Fotoalbom) [Car Moscow. Centenary 1902-2001 (album)]. Moscow, 2004. 200 p.

Shugurov L. M. Pogonya za russo-baltom [Thepursuit of Russo-Balt]. Moscow, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.