Научная статья на тему 'АВТОМАТЫ ИЗУЧАЮТ ЛУНУ'

АВТОМАТЫ ИЗУЧАЮТ ЛУНУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛУНА / ПОЛЕТЫ НА ЛУНУ / ЛУННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ / СЕЛЕНОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ОРБИТА / ЛУННАЯ ПРОГРАММА СССР / ЛУНОХОД / ЛУННАЯ СТАНЦИЯ / МЯГКАЯ ПОСАДКА / ЛУННАЯ ГОНКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Железняков Александр Борисович

Летом 2022 года Россия собирается отправить на Луну автоматическую станцию «Луна-25». Ее целью станет изучение лунной поверхности и окололунного пространства для дальнейшего освоения естественного спутника Земли. Это первый космический аппарат, запущенный в нашей стране в сторону ночного светила после 46-летнего перерыва. Тем самым Россия возвращается на Луну, где ее беспилотные посланцы уже были, и им принадлежат все пионерские достижения в этом разделе космонавтики. В статье рассказывается об истории изучения Луны с помощью советских автоматических станций серии «Луна» в период с 1958 по 1976 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATES STUDY THE MOON. FROM THE HISTORY OF THE SOVIET LUNAR PROGRAM

In the summer of 2022, Russia is going to send Luna-25 automatic station to the Moon. Its goal will be to study the lunar surface and circumlunar space for further development of the Earth's natural satellite. This is the first spacecraft launched in our country towards the night star after a 46-year break. Thus, Russia is returning to the Moon, where its unmanned messengers have already been, and they own all the pioneering achievements in this section of cosmonautics. The article tells about the history of the study of the Moon with the help of Soviet automatic stations of the Luna series in the period from 1958 to 1976.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТЫ ИЗУЧАЮТ ЛУНУ»

УДК 129.7

DOI: 10.30981/2587-7992-2022-110-1-94-103

Alexander B. ZHELEZNYAKOV,

Adviser to Director - ChiefDesigner, Central Research and Development Institute of Robotics

and Technical Cybernetics (RTC), St. Petersburg, Russia,

zheleznvakoz@rtc.ru

Александр Борисович ЖЕЛЕЗНЯКОВ,

советник директора - главного конструктора, Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК), Санкт-Петербург, Россия, zheleznyakov@rtc.ru

AUTOMATES STUDY THE MOON

et lunar program АВТпЗМмАТЫ^гзУН АЮТЛ УНУ

л у нной программы- т

Автор рисунков - Александр ШЛядинскищ

i

II

л ■

¿1

В

>

л ' " Ti ^ ц

Л

\

\

"V - V4

»Vi ■ V

Л1.

w' c? ■ V v • i

к fc

■ .T.

ABSTRACT I In the summer of 2022, Russia is going to send АННОТАЦИЯ I Летои2022 года Россия собирается от

Luna-25 automatic station to the Moon^Its goal will be to Стравить на Луну аетоматичёскую£танЦйю «Луна-25». Ее study the lunar surface and circumlunar space for further целью станет изучение лунной поверхности и окололунно-development of the Earth's natural satellite. го пространства для дальн^Иего освоения естественного

This is the first spacecraft launched in our country towards . спутника Землиц V

the night star after a 46-yearbreak. Thus, Russia is , Это первый космический аппарат^запущенный в нашей

returning to the Moon, where its.unmanned messengers стране в сторону ночного светила после 46-летнего пе-have already been, and,they own all the pioneering рерыва. Тем самым Россия возвращается на Луну, где ее

achievements in this section of cosmonautics. The article tells about the history of the study of the Moon with the help of Soviet automatic stations of the Luna series in the period.iii;om1l958 to 1976.

Keyword^:,Цооп,уА1д$Шд1В£Модп, lanar suqjí.Fe, ¿e-

lunar róvgf, lunar station, soft ^аЧНИН^^еЧйВ Jf

eflBIüíi ГИ m ■

стране в сторону ночного светила после 46-летнего перерыва. Тем самым Россия возвращается на Луну, где ее беспилотные посланцы ужёгоыли, и им принадлежат все пионерскиедостижения В/Этом разделе космонавтики. В статье рассказываетс|'об истории изучения Луныс помощью советских автоматических станций серии «Луна» в . период с .1958 по }976 год. -УДг

Ключевые спора: Луна, полеты на Луну, лунная пдв^жнрстшселеноцентрическая орбита, лунная ^Ятгрг'ймщЕССР, луноход, лунная станция, мягкая 'Ъосад/шШунная гониа

Программа изучения Луны с помощью автоматических станций — одна из самых ярких и захватывающих страниц отечественной космонавтики. Начавшись в 1959 году, а фактически годом раньше, после первой, к сожалению, неудачной попытки запуска «лунника», она без малого два десятка лет держала в напряжении весь мир, раз за разом демонстрируя уникальные достижения советских конструкторов, создававших невероятные, казавшиеся фантастическими образцы космической техники.

Благодаря станциям серии «Луна» нашей страной были завоеваны все приоритеты по лунным автоматическим станциям: первый аппарат, достигший поверхности Луны, первый снимок обратной стороны Луны, первая мягкая посадка, первый искусственный спутник Луны, первый луноход и так далее. В конце 1950-х — начале 1960-х годов по Луне мы всегда были первыми.

Лишь спустя 40 лет по автоматам наша страна упустила одно пионерское достижение — китайцы смогли совершить первую мягкую посадку на обратной стороне Луны и доставить туда луноход «Юйту-2», который функционирует там уже два года. Чтобы повысить эффективность его работы, в точке Лагранжа L2 был размещен спутник-ретранслятор, обеспечивающий непрерывную связь аппарата с Землей. Пока никаких эпохальных научных открытий китайцам сделать не удалось. Но с технической точки зрения этот эксперимент важен для будущих межпланетных перелетов. И не только при экспедициях автоматических аппаратов, но и в пилотируемых миссиях.

Поэтому будет нелишним вспомнить о тех лунниках, которые были запущены еще в советскую эпоху.

Тем более что и повод для этого есть — летом 2022 года в полет отправится автоматическая станция «Луна-25», первая лунная станция, созданная в России. Она станет первым космиче-

благодаря станциям серии «луна» нашей страной были завоеваны все приоритеты по лунным автоматическим станциям: первый аппарат, достигший поверхности луны, первый снимок обратной стороны луны, первая мягкая посадка, первый искусственный спутник луны, первый луноход и так далее. в конце 1950-х - начале 1960-х годов по луне мы всегда были первыми.

ЛУННАЯ ПРОГРАММА БЫЛА СФОРМУЛИРОВАНА В 1958

году. и несмотря на то, что технические средства для межпланетных полетов в это время были еще только в мечтах, главной целью лунной программы был полет на луну человека.

ским аппаратом (КА), который наша страна отправляет к Луне после долгих лет «молчания» [1].

Само название и нумерация аппарата подчеркивают его преемственность с теми станциями, которые были запущены в 1950-1970-е годы. Хочется надеяться, что и результаты будущей миссии будут сравнимы с достижениями прежних лет.

НАЧАЛО ИЗУЧЕНИЯ ЛУНЫ

В СССР реализация программы изучения Луны с помощью космических аппаратов началась вскоре после успешных запусков первых искусственных спутников Земли. Этот шаг был достаточно логичен для космонавтики тех лет — естественный спутник нашей планеты является самым близким к нам небесным телом.

Сформулированная в 1958 году лунная программа была разбита на несколько этапов. Каждый из них может рассматриваться и как обособленная программа, и как часть комплексной программы, основной целью которой являлось создание основы для отправки на Луну человека. Обратите внимание, об этом задумывались уже тогда, когда технические средства для осуществления межпланетных полетов были еще только в мечтах.

Первый этап, обозначенный как Е-1, предусматривал попадание космического аппарата в видимый диск Луны. На созданной в этих целях станции были размещены радиоаппаратура, телеметрическая система, научное оборудование, предназначенное для изучения интенсивности и состава космических лучей, газовой компоненты межпланетного вещества, метеорных частиц, корпускулярного излучения Солнца, магнитного поля.

Масса последней ступени ракеты-носителя (РН) с космическим аппаратом составляла 1472 килограмма (для слегка модифицированной станции типа Е-1 А — 1511 килограммов), масса контейнера с научной аппаратурой — 361,3 килограмма (для Е-1 А — 390,2 килограмма).

Станция несла и вымпел с изображением государственного герба СССР и другой атрибутики,

призванной зафиксировать приоритет нашей страны в покорении Луны.

В ходе реализации этапа Е-1 были предприняты шесть попыток запуска станций к Луне.

Четыре старта (три в 1958 году и один в 1959 году) были неудачными. Во всех этих случаях подвел носитель.

Еще один старт считается частично успешным — запущенная 2 января 1959 года автоматическая станция успешно вышла на траекторию полета к Луне, но в диск небесного тела не попала, а прошла на расстоянии в 6000 километров от его поверхности. Тем не менее в ходе ее полета были установлены два других приоритета — впервые была достигнута вторая космическая скорость и впервые земной аппарат вышел на гелиоцентрическую орбиту.

В мировой печати станция, ставшая первой искусственной планетой Солнечной системы, получила название «Мечта».

Кстати, о названии станции. В сообщении ТАСС о ее запуске космический аппарат был назван «первой советской космической ракетой». Космической ракетой в том году именовались и другие успешно запущенные лунники. Лишь в апреле 1963 года, когда состоялся запуск очередной лунной станции, она была официально названа «Луной-4». А запущенные в 1959 году космические аппараты задним числом полу-

чили собственные названия «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3». И именно под этими названиями сегодня и фигурируют в литературе.

Лишь шестой запуск в рамках реализации первого этапа завершился полным успехом — 14 сентября 1959 года станция достигла поверхности Луны в Море Ясности, вблизи кратеров Аристил, Архимед и Автолик [2].

Второй этап программы, обозначенный как Е-2, предполагал проведение фотосъемки обратной стороны лунной поверхности. Ученых, и не только их, давно интересовало, что же скрывает от людского взора природа. И как только появилась техническая возможность, такой проект был реализован, причем реализован с первой попытки.

Запущенная 4 октября 1959 года третья советская космическая ракета, или станция «Луна-3», чтобы не вносить излишнюю путаницу, была выведена на высокую эллиптическую орбиту. Ее масса вместе с последней ступенью носителя составила 1553 килограмма, масса фотографического комплекса, научной и измерительной аппаратуры с источниками питания — 435 килограммов.

Спустя три дня станция обогнула Луну и прошла на расстоянии 6200 километров от ее поверхности. После того как пленки были проявлены на борту станции, с помощью фототелевизионной системы изображения отправили на Землю.

Публикация в газетах снимков обратной стороны Луны вызвала в мировой прессе настоящий фурор. Люди воочию увидели не только «темную сторону Луны», но и возможности советской космической техники.

Этап Е-з предполагал проведение детальной фотосъемки лунной поверхности. По схеме своей реализации он мало чем отличался от предыдущего этапа лунной программы, разве что планировалось получить более качественные снимки поверхности ночного светила.

Но реализовать этот этап не удалось — два пуска, состоявшиеся в апреле 1960 года, были неудачными. Так как не качество снимков на тот момент являлось главной задачей конструкторов, то и продолжения третий этап не получил — новых станций типа Е-з больше не запускали [3].

Был еще этап Е-4, предполагавший проведение на поверхности Луны ядерного взрыва. Тем самым планировалось продемонстрировать всему миру возможности советской ракетной техники, да и военную мощь державы.

публикация в газетах снимков обратной стороны луны вызвала в мировой прессе настоящий фурор. люди воочию увидели не только «темную сторону луны», но и возможности советской космической техники.

В короткие сроки был разработан технический проект аппарата, который должен был доставить ядерный заряд на Луну, проведены все необходимые расчеты, предварительно намечена точка лунной поверхности, где предполагалось провести ядерное испытание, началась адаптация ракеты под опасный груз. Особых проблем не возникло, тем более что атомщики гарантировали быстрое изготовление заряда.

Но до реализации этого этапа дело также не дошло — ученые достаточно быстро поняли, что в отсутствии атмосферы на Луне взрыв вряд ли будет виден на Земле, а технические сложности, связанные с реализацией этой идеи, едва ли будут сопоставимы с произведенным эффектом. Поэтому проект отодвинули в сторону, хотя макет ядерного заряда был изготовлен [4].

ТРУДНЫЙ ПУТЬ К МЯГКОЙ ПОСАДКЕ

Следующие этапы изучения Луны автоматическими станциями предполагали вывод космических аппаратов на селеноцентрическую орбиту, проведение картографирования лунной поверхности и мягкую посадку на Луну. Пуски в рамках этих программ проводились начиная с января 1963 года.

Чтобы воплотить в жизнь задуманное, потребовалось создать станцию нового типа — Е-6. На ней размещались система астроориентации,

система управления движением и бортовой радиоаппаратурой, системы электропитания и терморегулирования, научное оборудование и другие системы. Для тех аппаратов, которые предназначались для мягкой посадки, была установлена тормозная двигательная установка.

Путь к мягкой посадке оказался чрезвычайно труден, как это было в начале освоения Луны с задачей попадания в диск ночного светила. Тогда это удалось сделать с шестой попытки. Мягкую же посадку смогла совершить только 12-я станция.

Первые попытки потерпели неудачу на различных участках полета. В одних случаях подвел носитель, в других — система астроориентации, еще в некоторых — тормозная двигательная установка.

Естественно, сдвинулись вправо и сроки реализации задуманного. Согласно первоначальным планам, выполнить мягкую посадку предполагалось в 1964 году, но удалось это сделать только з февраля 1966 года [2, 5].

В тот день спускаемый аппарат станции «Луна-9» прилунился в Океане Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марий, в точке с координатами 7° 8' с. ш. и 64° 22' з. д. На Землю был передан большой объем информации о нашей соседке. Впервые в мире передавалась телевизионная картинка непосредственно с поверхности другого небесного тела.

А спустя два месяца после первой мягкой посадки первый земной аппарат был выведен на селеноцентрическую орбиту. Первым искусственным спутником Луны в истории космонавтики стала станция «Луна-10».

На ее борту была установлена разнообразная научная аппаратура: гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, прибор для изучения солнечной плазмы, приборы для регистрации инфракрасного излучения поверхности Луны, регистратор метеорных частиц. Естественно, размещалась и фотоаппаратура для съемки лунной поверхности. На орбите вокруг Луны станция активно функционировала 56 суток.

В 1966-1968 годах состоялось еще несколько полетов станций типа «Луна». Три космических аппарата («Луна-11», «Луна-12», «Луна-14») были выведены на орбиту вокруг Луны, а одна станция («Луна-1з») совершила мягкую посадку на лунную поверхность.

Полеты советских автоматических станций к Луне заложили основу для возможной отправки на нее человека.

Это был необходимый и, можно считать, достаточный шаг по подготовке пилотируемой экспедиции.

А такая подготовка в нашей стране активно велась, но до воплощения в жизнь в силу разнообразных причин дело не дошло, несмотря на то, что в рамках подготовки пилотируемого полета к Луне состоялось более 10 полетов беспилотных космических средств. Все они проходили в период с 1967 по 1971 год, и аппараты запускались под обозначениями «Зонд» и «Космос». Так как в статье речь идет только о станциях с обозначением «Луна», то эти полеты останутся за рамками рассмотрения. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья [4].

«ЛУННЫЙ ГЕОЛОГ» И «ЛУНОХОД»

Если до 1968 года полеты станций серии «Луна» можно считать подготовительным этапом пилотируемой программы, то полеты после 1969 года следует считать «осколками» этой программы. Новые космические аппараты создавались с использованием тех технических решений, которые применялись при разработке пилотируемых средств.

Новые этапы программы получили обозначения Е-8 (луноход), Е-8 ЛС (спутник Луны) и Е-8-5 (доставка лунного грунта). Их полеты в какой-то степени скрасили горечь от наших нереализованных надежд по отправке человека на Луну.

Разработкой самоходных лунных аппаратов советские конструкторы занялись еще в начале 1960-х годов. Этим средствам передвижения по лунной поверхности, ставшим потом известными всему миру как луноходы, предназначалась роль «глаз Земли» еще до того, как на лунную поверхность опустится человек. Они же должны были служить средством передвижения космонавтов по Луне.

Разработкой луноходов занимались в КБ (ныне НПО) имени С. А. Лавочкина под руководством Г. Н. Бабакина1. Самоходное шасси для лунохода было создано в ленинградском ВНИИтранс-маш под руководством А. Л. Кемурджиана2.

Эскизный проект лунохода был утвержден осенью 1966 года, а конструкторскую документацию подготовили спустя год. Размеры аппарата, так же, как и его масса, определялись возможностями ракеты-носителя «Протон», с помощью которой предполагалось организовать доставку.

Луноход представлял собой установленный на самоходное шасси герметичный приборный отсек. Масса аппарата (по исходному проекту) — 900 килограммов, позже уменьшена до 756 ки-

' Бабакин Георгий Николаевич (31 октября [13 ноября] 1914 г., Москва - 3 августа 1971 г., Москва) - советский конструктор межпланетных станций, главный конструктор КБ им. С.А. Лавочкина (1965-1971 гг.).

2 Немурджиан Александр Леонович (4 октября 1921 г., Владикавказ - 24 февраля 2003 г., Санкт-Петербург) - советский /российский инженер-конструктор, основатель научной школы космического транспортного машиностроения, создатель первых планетоходов.

Рис.3 .Станция «Луна-10»

лограммов. Диаметр по верхнему основанию корпуса — 2,15 метра, высота — 1,92 метра, длина шасси — 2,215 метра. Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 километра в час.

К тому моменту, когда стало ясно, что с высадкой советского человека на Луну придется повременить, уже были изготовлены несколько экземпляров «лунных тележек». Было решено все же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме.

Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года. Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения.

После первой неудачи полеты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской до-

кументации, родилась у главного конструктора КБ имени С. А. Лавочкина Г. Н. Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу. Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты. Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте.

За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода. Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля». Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн.

С началом полетов по этой программе очень спешили. Очень хотелось получить образцы лунного грунта еще до того, как это сделают американцы. Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени.

Как это часто бывает, первый блин вышел комом. Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года. Из-за ошибки в системе управления не произошел запуск двигательной установки блока «Д». Станция не вышла даже на околоземную орбиту.

Вторая попытка была сделана 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11». На этот раз первый этап полета прошел нормально, станция вышла сначала на околоземную орбиту, потом успешно стартовала в сторону Луны, а затем была выведена на селеноцентрическую орбиту. Она получила название «Луна-15».

Все шло хорошо до того момента, пока не пришла пора садиться на Луну. Рельеф предполагаемого места посадки был неизвестен, там оказалась гора, в которую и врезалась станция.

В 1969 году были предприняты еще две попытки запуска станций типа Е-8-5. Но обе оказались неудачными — подвел разгонный блок «Д», который не обеспечил перевод станций на траекторию полета к Луне.

И следующий год начался с неудачи — 6 февраля 1970 года во время запуска погиб очередной «космический геолог».

И лишь станции «Луна-16» удалось выполнить то, к чему стремились конструкторы.

Она была запущена 12 сентября 1970 года, спустя восемь дней совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия, а еще через сутки с образцами лунного грунта отправилась в обратный путь.

24 сентября 1970 года возвращаемый аппарат станции «Луна-16» совершил мягкую посадку на территории СССР. На Землю были доставлены 101 грамм лунного грунта. С большими предосторожностями грунт извлекли из капсулы и отправили в лабораторию Академии наук СССР, где он подвергся тщательному исследованию.

В последующие годы еще несколько раз предпринимались попытки доставить лунный грунт на Землю. Точнее, таких попыток было пять.

Три из них были неудачными — один раз произошла авария носителя на участке выведения, в другой раз авария случилась при попытке посадки на Луну, а третьем случае, хотя станция и опустилась на лунную поверхность, было повреждено грунтозаборное устройство. А вот два полета оказались успешными, и советские ученые получили образцы еще из двух районов лунной поверхности.

А теперь вновь о луноходах. К работе над ними возвратились в середине 1970 года. А в космос отправили только после того, как на Землю все-таки удалось доставить «кусочек Луны».

Старт автоматической станции «Луна-17» с «Луноходом» состоялся 10 ноября 1970 года. Ровно через семь дней, 17 ноября, станция со-

полеты советских автоматических станций к луне заложили основу для возможной отправки на нее человека.

вершила мягкую посадку на Луне, в Море Дождей. В тот же день с посадочной платформы на лунную поверхность съехал «Луноход».

Аппарат был рассчитан на два месяца работы на лунной поверхности, а проработал 11 месяцев (до 14 сентября 1971 года.) и наездил более 10 километров. На Землю было передано 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения составила 2 километра в час.

В течение первых трех месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял еще и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. Делалось это на тот случай, если бы было решение все-таки отправить советских космонавтов на Луну. Но лунную программу этот полет спасти не мог, и второй луноход был запущен только для того, чтобы «добро не пропадало».

Таблица 1. Пуски советских станций типа «Луна» в период с 1958 по 1976 год

ДАТА НАИМЕНОВАНИЕ ЗАДАЧА ПОЛЕТА РЕЗУЛЬТАТ ПУСКА

ПУСКА (или обозначение) АМС

1 23.09.1958 Е-1 № 1 Достижение поверхности Луны Авария РН

2 11.10.1958 Е-1 № 2 Достижение поверхности Луны Авария РН

3 04.12.1958 Е-1 № 3 Достижение поверхности Луны Авария РН

4 02.01.1959 «Луна-1» (Е-1 № 4) Достижение поверхности Луны Прошла в 6000 км от поверхности Луны

5 18.06.1959 Е-1А № 1 Достижение поверхности Луны Авария РН

6 12.09.1959 «Луна-2» (Е-1А № 2) Достижение поверхности Луны Достигла поверхности Луны

7 04.10.1959 «Луна-3» (Е-2А № 1) Фотосъемка обратной стороны Луны Задача выполнена, снимки переданы на Землю

8 15.04.1960 Е-3 № 1 Фотографирование поверхности Луны Авария РН

9 16.04.1960 Е-3 № 2 Фотографирование поверхности Луны Авария РН

10 04.01.1963 Е-6 № 2 Мягкая посадка на поверхность Луны Осталась на околоземной орбите

11 03.02.1963 Е-6 № 3 Мягкая посадка на поверхность Луны Авария РН

12 02.04.1963 «Луна-4» (Е-6 № 4) Мягкая посадка на поверхность Луны Прошла мимо Луны

13 21.03.1964 Е-6 № 6 Мягкая посадка на поверхность Луны Авария РН

14 20.04.1964 Е-6 № 5 Мягкая посадка на поверхность Луны Авария РН

14 12.03.1965 «Космос-60» (Е-6 № 9) Мягкая посадка на поверхность Луны Осталась на околоземной орбите

14 10.04.1965 Е-6 № 8 Мягкая посадка на поверхностьЛуны Авария РН

17 09.05.1965 «Луна-5» (Е-6 № 10) Мягкая посадка на поверхностьЛуны Жесткая посадка на Луну

18 08.06.1965 «Луна-6» (Е-6 № 7) Мягкая посадка на поверхностьЛуны Прошла мимо Луны

19 04.10.1965 «Луна-7» (Е-6 №11) Мягкая посадка на поверхностьЛуны Жесткая посадка на Луну

20 03.12.1965 «Луна-8» (Е-6 № 12) Мягкая посадка на поверхностьЛуны Жесткая посадка на Луну

21 31.01.1966 «Луна-9» (Е-6 № 13) Мягкая посадка на поверхностьЛуны Мягкая посадка на поверхность Луны

22 01.03.1966 «Космос-111» (Е-6С № 204) Вывод станции на орбиту вокруг Луны Осталась на околоземной орбите

23 31.03.1966 «Луна-10» (Е-6С № 206) Вывод станции на орбиту вокруг Луны Выведена на орбиту вокруг Луны

24 24.08.1966 «Луна-11» (Е-6ЛФ №101) Вывод станции на орбиту вокруг Луны Выведена на орбиту вокруг Луны

24 22.10.1966 «Луна-12» (Е-6ЛФ № 102) Вывод станции на орбиту вокруг Луны Выведена на орбиту вокруг Луны

24 21.12.1966 «Луна-13» (Е-6М № 205) Мягкая посадка на поверхностьЛуны Мягкая посадка на поверхность Луны

27 07.04.1968 «Луна-14» (Е-6ЛС №113) Вывод станции на орбиту вокруг Луны Выведена на орбиту вокруг Луны

28 19.02.1969 Е-8 № 201 Доставка на Луну лунохода Авария РН

29 14.06.1969 Е-8-5 № 402 Доставка на Землю лунного грунта Авария РН

30 13.07.1969 «Луна-15» (Е-8-5 №401) Доставка на Землю лунного грунта Жесткая посадка на Луну

31 23.09.1969 «Космос-300» (Е-8-5 № 403) Доставка на Землю лунного грунта Осталась на околоземной орбите

32 22.10.1969 «Космос-305» (Е-8-5 № 404) Доставка на Землю лунного грунта Осталась на околоземной орбите

33 06.02.1970 Е-8-5 № 405 Доставка на Землю лунного грунта Авария РН

34 12.09.1970 «Луна-16» (Е-8-5 № 406) Доставка на Землю лунного грунта На Землю доставлены образцы лунного грунта

34 10.11.1970 «Луна-17» (Е-8 № 203) Доставка на Луну лунохода На поверхность Луны доставлен «Луноход-1»

34 02.09.1971 «Луна-18» (Е-8-5 № 407 Доставка на Землю лунного грунта Жесткая посадка на Луну

37 28.09.1971 «Луна-19» (Е-8ЛС № 202) Вывод станции на орбиту вокругЛуны Выведена на орбиту вокруг Луны

38 14.02.1972 «Луна-20» (Е-8-5 № 408) Доставка на Землю лунного грунта На Землю доставлены образцы лунного грунта

39 08.01.1973 «Луна-21» (Е-8 № 204) Доставка на Луну лунохода На поверхность Луны доставлен «Луноход-2»

40 29.05.1974 «Луна-22» (Е-8ЛС № 206) Вывод станции на орбиту вокругЛуны Выведена на орбиту вокруг Луны

41 28.10.1974 «Луна-23» (Е-8-5М №410) Доставка на Землю лунного грунта Повреждение АМС при посадке

42 16.10.1975 Е-8-5М № 412 Доставка на Луну лунохода Авария РН

43 09.08.1976 «Луна-24» (Е-8-5М №413) Доставка на Землю лунного грунта На Землю доставлены образцы лунного грунта

«Луноход-2» конструктивно мало отличался от своего предшественника. Он прилунился 15 января 1973 года на восточной окраине Моря Ясности. За четыре месяца работы на Луне «Лу-ноход-2» преодолел расстояние в 42 километра и передал на Землю 86 панорам и около 80 тысяч кадров телесъемки.

Заканчивая рассказ об автоматических лунных станциях, упомяну также полеты по программе Е-8 ЛС. Станции этого типа создавались для детальной фотосъемки лунной поверхности в надежде на осуществление пилотируемых полетов. Предполагался запуск не менее пяти аппаратов, но состоялось только два полета — в 1971 и в 1974 годах. Необходимости в запуске других станций этого типа просто не было.

В 1976 году программа полета советских автоматических станций к Луне была полностью закрыта. Последней стала станция «Луна-24», о которой в статье уже было упомянуто [6, 7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о состоявшихся пусках автоматических лунных станций серии «Луна» приведена в таблице 1.

И как итог немного статистических сведений.

В период с 1958 по 1976 год в СССР были предприняты 43 попытки запуска лунных автоматических станций серии «Луна». Из этого числа 19 стартов закончились авариями на участках работы ракеты-носителя или разгонного блока. Еще в девяти случаях станции не смогли выполнить свою задачу, хотя и были выведены на траекторию полета к Луне.

А вот 15 полетов были полностью успешными. Хочется надеяться, что и запланированный полет «Луны-25» также будет успешным и впишет новую яркую страницу в космическую летопись.

Литература

1. Бурцева Н.Л. АО «НПО Лавочкина»: как создаются аппараты для освоения Луны и Марса // Воздушно-космическая сфера. 2017. № 3. С. 28-35.

2. Железняков А. Тайны ракетных катастроф. М.: Яуза, 2004.

3. Ракетно-космическая корпорация «Энергия»

имени С.П. Королева. 1946-1996 / Под ред. Ю.П. Семенова. М., 1996.

4. Черток Б.Е. Ракеты и люди. М.: Машиностроение, 1999.416 с.

5. Советская космическая инициатива в государственных документах 1946-1964. М.: РТСофт, 2008.

6. Долинин А.И. Лунная одиссея на Земле // Воздушно-космическая сфера. 2016. № 1.С. 116-122.

7. Железняков А., Шлядинский А. «Царь-ракета» Н-1. «Лунная гонка» СССР. М.: Эксмо, Яуза, 2016. 112 с.

References

1. Burtseva N.L. AO "NPO Lavochkina": kak sozdayutsya apparaty dlya osvoeniya Luny i Marsa. Vozdushno-kosmicheskaya sfera, 2017, no. 3, pp. 28-35.

2. ZheleznyakovA. Tayny raketnykh katastrof. Moscow, Yauza, 2004.

3. Raketno-kosmicheskaya korporatsiya "Energiya"

imeni S.P. Koroleva. 1946-1996/ Ed. Yu. P. Semenov. Moscow, 1996.

4. ChertokB.E. Rakety i lyudi. Moscow, Mashinostroenie, 1999.416 p.

5. Sovetskaya kosmicheskaya initsiativa v gosudarstvennykh dokumentakh 1946-1964. Moscow, RTSoft, 2008.

6. Dolinin A.I. Lunnaya odisseya na Zemle. Vozdushno-kosmicheskaya sfera, 2016, no. 1, pp. 116—122.

7. ZheleznyakovA., ShlyadinskiyA. "Tsar'-raketa" N-1. "Lunnaya gonka" USSR. Moscow, Eksmo, Yauza, 2016. 112p.

© Железняков А.Б., 2022 История статьи:

Поступила в редакцию: 17.01.2022 Принята к публикации: 10.02.2022

Модератор: Плетнер К.В. Конфликт интересов: отсутствует

Для цитирования:

Железняков А.Б. Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы//Воздушно-космическая сфера. 2022. № 1. С. 94 - 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.