Научная статья на тему 'Автоматизированные системы управления полиграфическим предприятием'

Автоматизированные системы управления полиграфическим предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированные системы управления полиграфическим предприятием»

Автоматизированные системы управления полиграфическим предприятием

А.А. Пьянкова,

студентка группы ДэМ-4-1

Каждое предприятие, функционирующее на рынке, стремится превзойти своих конкурентов. Для этого существует множество различных путей. Отдавая дань веку компьютеризации и информатизации, одним из эффективных способов достижения преимущества является внедрение автоматизированных систем управления предприятием.

Все автоматизированы системы управления предприятием (АСУП), или как их еще называют информационные системы, представляют собой модульный, программно-аппаратный комплекс. Модули -это составные части, элементы, выполняющие определенную функцию. Системы управления полиграфическим предприятием могут состоять из таких модулей, как калькуляция заказов, диспетчеризация производства, учет склада расходных материалов и готовой продукции, документооборот, бухгалтерский учет, взаиморасчеты с поставщиками и покупателями и другие.

Модульность систем имеет большое значение. Потому что от количества модулей напрямую зависит цена системы управления. Невозможно найти точной цены ни одной информационной системы управления полиграфическим предприятием, так как она указывается в виде «стоимость от .... руб/$». Под этим подразумевается, что система в начальном варианте представляет собой некую базовую конфигурацию, которая включает определенное число модулей. Можно покупать дополнительные модули, необходимые для конкретного предприятия, естественно при этом цена системы возрастает. Стоит отметить, что модуль устанавливается на конкретное число рабочих мест, дополнительная установка на каждое последующее рабочее место оплачивается отдельно. Но возможность покупать отдельные модули несомненно является большим плюсом, так как позволяет оптимизировать затраты

на приобретение системы во времени. Так, например, компания-разработчик «Моноритм» предоставляет пользователям возможность перехода с системы управления PrintEffect, функционально простой, на базовую конфигурацию ASystem - систему более высокого уровня.

Если говорить о цене систем управления полиграфическим предприятием, то необходимо учитывать еще и то обстоятельство, что затраты на внедрение и адаптацию под конкретное предприятие могут достигать 50% и более заявленной стоимости системы управления. Поэтому очень важно понимать, что скрывается под заявленной ценой, иначе ожидаемые траты на внедрение могут сильно расходиться с фактическими.

Может возникнуть резонный вопрос: а почему внедрение системы обходится так дорого? Внедрение - процесс очень трудоемкий. Осуществляется он в несколько довольно сложных этапов. Назначение первого состоит в исследовании предприятия, которое включает изучение его структуры, материальных и информационных потоков, документооборота, методики ведения бухучета и нормирования. То есть изначально собирается информация о предприятии, в результате изучения которой оценивается возможность внедрения системы управления. При необходимости, если выявленная проверка показала, что некоторые процессы построены нерационально (с позиции разработчиков АСУ), проводится работа по реорганизации производственных процессов. Затем происходит адаптация системы, то есть внесение в ее базовый вариант изменений, отражающих специфику бизнес-процессов конкретного предприятия. Устанавливается необходимое программное обеспечение, проводится интеграция с имеющимся оборудованием. Далее система тестируется, проверяется ее жизнеспособность, при необходимости вносятся коррективы. Естественно, все это занимает время, и не малое. К тому же не стоит забывать, что какое-то время придется затратить на обучение персонала пользованию системой. Таким образом, предприятие становится зависимым от разработчика системы на довольно-таки продолжительный срок.

В заявленных характеристиках производителей сроки внедрения систем варьируются в зависимости от их сложности: для простых систем около 3 недель, средние системы - 1-3 месяца, сложные - от полугода до года. Но на практике зачастую сроки внедрения гораздо больше. Могут возникать случаи, когда необходимо внести какие-либо изменения в систему на стадии ее адаптации, например, предприятие собирается приобрести новое оборудование, изменить ассортимент изготавливаемой продукции. Необходимо предусмотреть перенастройку системы при изменении структуры производства, технологических и бизнес-процессов еще на стадии заключения договора с разработчиком системы.

Примерная стоимость внедрения некоторых систем приведена в табл. 1 (по материалам сайта www.pechatnick.com).

Таблица 1

Данные о стоимости и внедрении некоторых систем управления полиграфическим предприятием

м м

Название системы Разработчик Минимальная стоимость лицензии Цена системы с внедрением, совокупная стоимость владения Примерное число внедрений Сроки окупаемости системы

PRINTEFFECT 3.05 МТ Soft, Jsc. 144 000,00 руб. 144 000,00 - 259 000,00 руб. 100 2 месяца

PRINTEFFECT 4.0 LITE ООО «Моноритм» 30 000 руб. В стоимость включена техническая поддержка в течение б месяцев 20 0,5-1 год

Аплер Типография ООО «Аплер» 36 000 руб. Дополнительная лицензия на 1 пользователя - 9000 руб. на 5 пользователей - 39 000 руб. н/д н/д

Адъютант ООО «Адъютант» 35 000 руб. Зависит от технологических особенностей предприятия Заказчика 16 н/д

Print-expert.net Print-expert 120 000 руб. Стоимость последующего сопровождения зависит от варианта поставки и начинается от 4000 руб в месяц 2 н/д

ASystem ООО «Моноритм» 740 000 руб. (10 пользователей лицензий, внедрение и техподдержка) От 740 000 руб. Более 70 0,5-1,5 года

ИИСУПП «ЛИМ-КОРПОРАЦИЯ» ЗАО «ЛИМ» (ЗАО «Тульская лаборатория информационных и математических технологий») 4500 Евро Цена системы с внедрением, совокупная стоимость владения от 4500 EUR, Внедрение/ сопровождение/ обучение -30% от стоимости системы Более 30 2 года

Некоторые типографии разрабатывают собственные инструменты, позволяющие в той или иной мере достичь автоматизации управления, которые базируются на электронных таблицах Microsoft Excel либо на СУБД Microsoft Access.

Большинство систем, представленных на рынке, были изначально разработаны для нужд собственного предприятия, силами своих информационных служб. Поэтому наблюдается отсутствие универсальности программных продуктов, но это легко понять. Сложно сделать универсальный калькулятор заказов без учета привязки к технологическим процессам определенного предприятия. Этим, кстати говоря, и объясняется сложность внедрения, система каждый раз подстраивается, а зачастую, просто переписывается практически с нуля, чтобы отразить особенности процессов на предприятии.

Системы управления полиграфическим предприятием - системы закрытого типа, то есть пользователь не может вносить изменения в функционал системы. Практически во всех случаях невозможно узнать, какие алгоритмы заложены в работу системы, какая методология используется при расчетах. Производитель даже в паспорте системы не разглашает эту информацию, считая ее конфедициальной. Это является большим минусом предлагаемых АСУП, потому что разработчик может не иметь специальных знаний в области полиграфии, что может привести к ошибкам, заложенным в функционал системы. При этом выявить эти ошибки оказывается практически невозможным.

Если рассматривать рынок российских программных продуктов, призванных решать проблему автоматизации типографий, то в основном они представляют собой модуль калькуляции заказа. Менеджер по продажам просто вбивает в экранную форму характеристики заказа (формат, бумага, красочность и т. д.), а система рассчитывает себестоимость выполнения заказа. Таким образом, менеджеру даже не обязательно иметь специальную подготовку в области полиграфии. При этом значительно снижается вероятность ошибки в расчете стоимости заказа, а также предумышленного ее занижения менеджером с целью получения им большего вознаграждения. Возможность быстро рассчитать с помощью программного продукта хотя бы предварительную стоимость заказа и время его выполнения позволяет не потерять заказчика, что наблюдается достаточно часто при отсутствии автоматизации этих расчетов.

Если говорить о назначении системы управления предприятием (и не только автоматизированной), то она призвана оптимизировать материальные и финансовые потоки на предприятии за счет рационализации информационных потоков. В реальном производстве очень часто могут возникать различного рода сбои в производственных процессах. Предполагается, что система обеспечивает решение возникаю-

щих проблем за счет однократного ввода необходимой информации на том участке производства, где эта проблема возникает, и в дальнейшем предусматривает многократное использование информации заинтересованными пользователями.

Во многих системах используются различные уровни доступа, то есть пользователь владеет только той информацией, которая необходима для исполнения его обязанностей и находится в его компетенции. Программное обеспечение позволяет сократить издержки на ввод первичной информации, взаимодействие между подразделениями и получение отчетов о деятельности типографии. Автоматизированные системы управления предприятием рассматриваются как инструмент повышения эффективности управленческих решений, так как они базируются на своевременной и достоверной информации. Считается, что тем самым достигается повышение качества работы типографии.

Одно из назначений систем управления предприятием состоит в гибком управлении себестоимостью продукции, а значит, в максимизации прибыли, за счет оптимизации загрузки оборудования. АСУП обеспечивают значительное снижение складских издержек, так как системы в режиме реального времени отслеживают расходование требуемых материалов, не допуская тем самым их дефицит и исключая простои из-за несвоевременных поставок материалов. Фиксируется фактическая производительность каждой единицы оборудования за счет его интеграции с системой. Это позволяет при необходимости оперативно вносить изменения в производственные планы. И что очень важно, системы управления должны быть нацелены на снижение затрат производственных ресурсов и времени на изготовление продукции за счет оптимизации технологических процессов выполнения заказа.

Очевидно, что на средних и крупных предприятиях существует несколько различных маршрутов прохождения заказов в производстве, и определить, какой из них наиболее удобен в каждом конкретном случае, под силу только квалифицированному технологу, да и то не всегда. Ведь в производстве находятся сразу множество заказов, и учесть все варианты их выполнения, увязать их прохождение в производстве между собой, да еще согласуя с мощностями оборудования, крайне нелегко. Автоматизированная система призвана проанализировать все возможные варианты и выбрать среди них оптимальный. Конечно, этот вариант на практике возможен только при использовании высокоуровневых систем, при очень тщательной их настройке.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что автоматизированная система управления - это всего лишь инструмент для повышения эффективности управления бизнесом и его конкурентоспособности. Всякий инструмент сам по себе проблем не решает. И прежде, чем заниматься автоматизацией необходимо нормализовать бизнес-

процессы на предприятии, выбрать способы и методы управления затратами и управления производством, которые наиболее эффективны в условиях данного конкретного полиграфического предприятия.

Библиографический список

1. Ковалева В.В. Системы управления полиграфическим предприятием / В.В. Ковалева, Ю.Н. Самарин // КомпьюАрт. - 2007. -№ 10. - С. 62-71.

2. Ковалева В.В. Выбор системы управления полиграфическим предприятием / В.В. Ковалева, Ю.Н. Самарин // КомпьюАрт. -2007. - № 11. - С. 61-65.

3. О создании систем управления полиграфическим предприятием // Курсив. - 2004. - № 2. - С. 6-8.

4. Иванов П.К. Автоматизированные информационно-управляющие системы в полиграфии / П.К. Иванов, Ю.Н. Самарин // КомпьюАрт. - 2007. - № 3. - С. 51-55.

5. Иванов П.К. Автоматизированные информационно-управляющие системы в полиграфии / П.К. Иванов, Ю.Н. Самарин / КомпьюАрт. - 2007. - № 4. - С. 18-23.

6. Интернет-ресурсы: http://www.kursiv.ru/kursivnew/ kursiv_magazine/archive/48/16.php#text, http://www.ruprint.ru/, http:/ /www.pechatnick.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.