Аливагабов М.К.
Автоматизированные системы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка
Автоматизация банковских технологий в нашей стране прошла несколько этапов своего развития. Первоначально это были достаточно простые программные продукты, которые автоматизировали отдельные аспекты банковской деятельности на базе традиционных СУБД. Процесс автоматизации банковских технологий перешел на новый этап в конце 80-х начале 90-х годов. Это напрямую связано с банковской реформой 1989 года, когда на рынке банковских услуг появились коммерческие банки (КБ).
С развитием финансового и фондового рынков сфера деятельности КБ расширялась, возрос и объем перерабатываемой информации. В новых условиях стал неизбежным переход к комплексной автоматизации банковской деятельности. В силу различия банков по размерам, структуре, используемой методологии, т.е. всех тех параметров, которые, в первую очередь, характеризуют банк как объект приложения информационных технологий, расширился круг используемых ими автоматизированных банковских систем (АБС).
На рынке программных средств банковских технологий появились организации-поставщики, такие как, 'Программ банк', 'Инверсия', 'Асофт ', 'R-Style Softlab', 'Диасофт ' и другие, которые начали активно удовлетворять имеющийся спрос. По количеству внедрений ведущие позиции на рынке по-прежнему занимают «Диасофт» (22%) и R-Style Softlab (21%). Совокупная доля этих компаний составляет 43% от всего рынка АБС (в 2006 году - 45%). На долю собственных разработок приходится 11 %.
Выбор банками тех или иных систем автоматизации связан, как правило, с соотношением цена - надежность - производительность. Многим банкам, имеющим разнородный компьютерный парк, широкую сеть филиалов и отделений, приходится решать проблему не только собственной сетевой интеграции, но переходить на планирование всей системной инфраструктуры информационной технологии. В инфраструктуре следует выделить пять составляющих:
- информационное обеспечение;
- техническое оснащение;
- программные средства;
- системы связи и коммуникации (внутренние и внешние );
- системы безопасности, защиты и надежности.
Состав информационного обеспечения, его организация определяются составом поставленных перед банком задач. Для обеспечения комплексности автоматизации банковской деятельности требуется ряд важных программных средств, позволяющих оценить состояние банка на любой момент времени, вести скоростной обмен информацией со своими филиалами и отделениями, а также с другими банками, осуществлять разноску сумм по корреспондентским счетам, их обработку и другие функции.
Важным традиционным направлением банковской деятельности является кредитование, приносящее, как правило, до 75% дохода банка. Автоматизация этой сферы деятельности позволяет не только вести автоматизированный контроль за прохождением платежей, но и, что наиболее важно, прогнозировать состояние банка как с точки зрения получения денег, так и по предстоящем выплатам по привлеченным средствам.
Кроме традиционных направлений в комплексную систему организации деятельности органично должно входить решение таких задач, как автоматизация работы с ценными бумагами, дилинг, биржевые операции, организация межбанковского обмена электронными копиями документов, аналитическая оценка деятельности банка и его клиентов и многие другие.
Решение комплексных задач автоматизации возможно лишь с привлечением современных программно-аппаратных средств. Поэтому сейчас наметилась тенденция приобретения банками мощных компьютеров и развитого программного обеспечения (ПО). Наряду с этим, банки активно разрабатывают собственное ПО. Расширяется использование банками сетевых технологий.
Автоматизированная система управления коммерческого банка включает в себя четыре основные группы систем, автоматизирующих работу соответствующих подразделений:
- фронт-офисные (front-office) системы, автоматизирующие процедуры заключения и регистрации сделок, мониторинг рынка и т.д.;
- мидл-офисные (middle-office) системы, консолидирующие информацию из других подразделений и обеспечивающие отчетность, автоматизированный мониторинг рисков и другие контрольные задачи;
- бэк-офисные (back-office) системы, автоматизирующие и оптимизирующие процесс исполнения обязательств по заключенным сделкам, и контроль соответствующего уровня;
- системы операционного дня/бухгалтерские системы, обеспечивающие операции с клиентами, счетами, бухгалтерские операции и отчетность.
АИС требует интеграции информационных потоков, и в частности, организации информации в виде совокупности БД. Существуют различные инструментальные средства для поддержания и управления БД - это прежде всего различные системы управления БД (СУБД). Структура БД в составе сети АРМ должна допускать простое расчленение ее на подбазы, размещаемых на отдельных АРМ и обеспечить при этом простоту доступа к любой подбазе с учетом существующей системы санкционированного доступа. Использование АРМ в рамках АСУ предполагает создание такой структуры, которая обеспечивает функционирование подсистем в АБС, обеспечение связей между ними, интерфейсов АРМ с пользователями и техническими средствами, взаимодействие программных и информационных средств, используемых в АСУ и АРМ.