Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
107
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / КОНТРОЛЬ / КТСМ / ПОНАБ / ДИСК-2 / КЛУБ / САУТ / УКСПС / DIFFERENTIAL EQUATION / LAPLACE TRANSFORM / ELECTRIC CIRCUIT / TRANSIENT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Феданов Н.С.

В данной статье авторами рассматривается основные автоматизированные системы диагностики, которые повышают надежность и безопасность движения поездов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Феданов Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATED DIAGNOSIS SYSTEMS ON RAILWAY TRANSPORT

In this article, the authors consider the main automated diagnostic systems that improve the reliability and safety of train traffic.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

УДК 656.259

Феданов Н.С. аспирант

ФГБОУВО «Уральский государственный университет путей сообщения» Россия, г.Екатеринбург

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Аннотация: в данной статье авторами рассматривается основные автоматизированные системы диагностики, которые повышают надежность и безопасность движения поездов.

Ключевые слова: безопасность, диагностика, контроль, КТСМ, ПОНАБ, ДИСК-2, КЛУБ, САУТ, УКСПС.

Fedanov N.S. graduate student Ural State University of Railway Transport

Russia, Yekaterinburg

AUTOMATED DIAGNOSIS SYSTEMS ON RAILWAY TRANSPORT

Abstract: in this article, the authors consider the main automated diagnostic systems that improve the reliability and safety of train traffic.

Key words: differential equation, Laplace transform, electric circuit, transient.

Диагностика и контроль подвижного состава и рельсового полотна являются одними из составляющих безопасности на железнодорожной дороге.

Для повышения безопасности движения, снижения количества отказов, в наше время широко развиваются средства диагностики подвижного состава. Для решения этой задачи применяют автоматизированные диагностические системы, которые должны выявлять следующие неисправности:

- контроль температуры буксового узла и заторможенных колёс;

- контроль волочения;

- контроль габаритных размеров вагонов;

- контроль сползания буксы с шейки оси и т.д.

На сегодняшний день используется такие системы контроля как:

- КТСМ (Комплекс технических средств многофункциональный), предназначен для теплового контроля буксовых узлов. КТСМ выявляют

перегретые буксовые узлы в более 90% случаев при температуре шеек оси свыше 70°С, и в более 95% случаев — свыше 40°С. Вместе с тем, КТСМ определяют число вагонов и осей в них, имеют 12 дополнительных подсистем. Модуль КТСМ- 02 имеет 15 подсистем [1].

Недостатки КТСМ-02: применения магнитоиндукционных датчиков прохода колес:

1) Наличие большой постоянной времени срабатывания (т=2.5 мс), это влечет за собой то, что сканирование будет продолжаться не с поверхности буксового узла, а с других областей;

2) Необходимость частой регулировки положения датчиков;

3) Частые повреждения датчиков при возникновении непосредственного контакта последних с ободами колес подвижного состава.

- ПОНАБ (Прибор обнаружения неисправных (нагретых) аварийных

букс).

Прибор содержит чувствительный элемент, который улавливает тепловую энергию, излучающаяся буксой (инфракрасное излучение), и преобразует эту тепловую энергию в электрический сигнал. ПОНАБ, настроенный на допустимую интенсивность инфракрасного излучения, обнаруживает превышение этой интенсивности и вырабатывает электрический сигнал, который и определяет перегретую буксу [2].

Недостатки ПОНАБ:

1) Требуется часто корректировать коэффициент передачи усилителей, из-за изменения климатических условий;

2) Устройствами обогрева не обеспечивается стабильная температура внутри напольных камер;

3) Не обеспечивается постоянство чувствительности болометров и сопротивлений чувствительных элементов;

4) Дают ложное показание на роликовые буксы.

- ДИСК-2 (Диагностическая информационная система контроля). Предназначена для повышения безопасности движения, контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда.

ДИСК - более современная система. Она показывает уровень нагрева, в то время, как ПОНАБ - только сам факт обнаружения неисправной буксы. В состав системы входят подсистемы:

- ДИСК-Б - обнаружение перегретых букс;

- ДИСК-К - обнаружение неровностей поверхностей колес;

- ДИСК-В - обнаружение волочащихся частей;

- ДИСК-Ц - централизация полученной информации.

- КЛУБ (Комплекс локомотивных устройств безопасности) устанавливается на тяговом и самоходном железнодорожном подвижном составе (локомотивы, дрезины) и содержит в себе автоматическую

локомотивную сигнализацию (АЛС) и электронный локомотивный скоростеметр.

Вместе с тем, КЛУБ принимает и обрабатывает сигналы АЛС -Н и АЛС-ЕН, контролирует скорость движения и автостопное торможение, контролирует бдительность машиниста, исключает самопроизвольное движение [3].

Недостатки КЛУБ:

1) Не проявляет своих особенных, положительных качеств на некодированных путях;

2) Не предотвращает проезд запрещающего сигнала в случае, если при дальнейшем движении со скоростью 20 км/ч бригада потеряет бдительность. Еще меньшая его эффективность на перегонах. Ведь блок -участки, как правило, не 1000 м, а гораздо больше.

- САУТ (Система автоматического управления торможением поездов). Комплекс аппаратуры САУТ обеспечивает ограничение скорости движения поезда (или локомотива) в зависимости от того, какое показание на локомотивном светофоре, расстояния до конца блок-участка и допустимых скоростей движения. Кроме того, САУТ контролирует фактическую скорость движения, отслеживает пройденное расстояние, контролирует трогание на некодируемом участке пути [4].

В процессе разработки аппаратуры САУТ было выпущено несколько модификаций:

- САУТ-МП

- САУТ-УМ

- САУТ-Ц

- САУТ-Ц485

- УКСПС (Устройство контроля схода и волочения деталей подвижного состава, контролирует нижний габарит подвижного состава). Устройство УКСПС направлено на электрическое взаимодействие с приборами контроля у ДСП, а также с аппаратурой, которой управляется входной светофор, разрешающий или запрещающий составу проследовать с перегона на саму станцию в зависимости от состояния электроцепей устройства [5].

УКСПС состоит из:

- датчиков в количестве 5 штук — 3 для монтажа внутри рельсовой колеи и 2 снаружи. Датчик УКСПС представляет собой 2 основания и 1 кронштейн;

- 2-х планок — для электрического соединения болтов оснований 2-х смежных датчиков внутри рельсовой колеи;

- 2-х изолированных перемычек — для электрического соединения болтов оснований 2-х датчиков, монтируемых снаружи рельсовой колеи.

Принцип действия УКСПС

Основан на разрушении датчиков при прохождении по участку с УКСПС поездного состава с наличием сошедших с рельс колёсных пар или выходящих за пределы нижнего габарита частей. В результате повреждения кронштейнов увеличивается электрическое сопротивление цепи датчиков, планок и перемычек, что приводит к обесточиванию реле. Недостатки:

1) Образование микротрещин в металлических планках, сварных соединениях;

2) Потеря электрического контакта в разных болтовых соединениях, вследствие незащищенности электрической цепи от климатических и динамических воздействий.

Использованные источники:

1. Средства контроля буксовых узлов. Сайт СЦБИСТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scbist.com/studentu-vagonmku/6838-sredstvakontrolya-buksovyh-uzlov-opisanie-disk-b-ponab.html

2. А. А. Казаков. Автоматика регулирует движение поездов. М.: Транспорт, 1986.

3. Швалов Д.В., Шаповалов В.В. Системы диагностики подвижного состава: Учебник для техникомов и колледжей ж. -д. транспорта/ Под ред.Д.В. Швалова.-М:Маршрут 2005.-268с.

4. Совершенствование разработки, внедрения, обслуживания и ремонта путевых устройств САУТ (Сетевая школа по обмену передовым опытом) // Автоматика, телемеханика и связь : Научно-популярный производственно-технический журнал. — М., 1997. — № 1.

5. УКСПС. Сайт СЦБИСТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scbist.com/wiki/7434-uksps.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.