живания с учетом обеспечения живучести и др. Идентификация технических средств обеспечивается двумя классификаторами - "Технические средства. Классификация по функциональным признакам" и "Номенклатор технического и шкиперского имущества". Последний связан с идентификацией технических средств по конструктивным признакам, определяемым их маркой. После утверждения разрабатываемого в настоящее время единого каталога предметов снабжения, должен быть осуществлен переход на этот каталог.
С элементами декомпозиции функционального комплекса, а также с проектом и заводским номером корабля связаны поколения условно-постоянных и оперативных (переменных) данных, характеризующих состояние корабля на каждом этапе его жизненного цикла.
В целом ИТМК определяет состав и структуру баз данных (файлов), обеспечивающих решение функциональных задач.
При разработке АСУ ЭТС должен быть определен порядок ее информационного взаимодействия с
береговыми программно-техническими функциональными комплексами АСУ техническим обеспечением кораблей.
Это относится прежде всего к задаче формирования и представления в органы управления ВМФ электронных документов установленной отчетности.
Информационная совместимость корабельного и берегового комплексов при передаче информации должна достигаться:
• использованием согласованного перечня передаваемых документов;
• использованием единого словаря понятий предметной области;
• передачей данных документов в виде файлов согласованной структуры и реквизитного состава по каждому документу;
• использованием для передачи данных транспортных (архивированных) файлов согласованной структуры, включающих пакет файлов данных и файл спецификации пакета.
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОРАБЛЕЙ
А.П. Жак, Н.С. Панич, С.А. Соколов
Специалистами I ЦНИИ МО РФ (г. С.-Петербург) разработан ряд методик определения стоимости эксплуатации надводных кораблей (НК) и дизельных подводных лодок (ДПЛ) в море и на базе.
На основании этих методик специалистами НИИ "Центрпрограммсистем" (г. Тверь) разработано автоматизированное рабочее место (АРМ), обеспечивающее введение данных и проведение на их основе расчета стоимости эксплуатации ДПЛ и НК по следующим методикам расчета: среднесуточной стоимости эксплуатации НК на базе, НК в море, ДПЛ на базе, ДПЛ в море и среднегодовой стоимости эксплуатации НК на базе и ДПЛ в море.
Разработанное АРМ позволяет оперативно рассчитать стоимость эксплуатации конкретного проекта ДПЛ или НК с учетом различных вариантов, определяющихся нахождением корабля в море или на базе, техническим состоянием корабля (в соответствии со справочными данными технического состояния) и местом его базирования.
Исходные данные для расчета представлены следующими группами:
- нормативными данными по электроэнергии, расходу масел, топлива и воды;
- стоимостными данными по используемым ресурсам;
- данными о личном составе и характеристиках корабля по конкретному проекту.
Исходные данные по нормам использования различных видов снабжения кораблей, расхода то-
плива и масел и т.д. заносятся из нормативных документов. Исходные данные о личном составе и стоимости формируются на основании оперативных данных.
Расчет включает в себя оперативно изменяемый коэффициент удорожания.
Эффективность анализа стоимости эксплуатации зависит от возможности производить расчет как на полной, так и на неполной исходной информации. Выбор варианта определяется пользователем.
Пользователь имеет возможность использовать вариант расчета стоимости содержания личного состава по приближенным формулам, а также выбирать подробный или приближенный вариант расчета стоимости смазок.
Поправочный коэффициент, учитывающий потребность в теплоносителе на отопление выбирается в зависимости от периода (зимний или летний).
Для расчета среднегодовой стоимости эксплуатации могут быть выбраны как циклический, так и эпизодический режимы эксплуатации корабля.
При работе с АРМ возможно использование для различных проектов кораблей ранее введенных нормативных данных, а также их оперативная корректировка в процессе расчета.
Результат расчета стоимости эксплуатации представляется на экране для просмотра, может быть распечатан, а также сохранен в каталоге справок с заданным названием и датой расчета, что позволит
проводить сравнительную характеристику рассчитанных вариантов.
Рассчитанная стоимость эксплуатации по каждому из выбранных вариантов для конкретного проекта выводится в табличном виде с разбивкой по составляющим (стоимость смазок, содержание личного состава и др.). В конце расчета приводятся исходные данные, используемые в расчете.
Сохраненные в каталоге справок варианты расчета стоимости эксплуатации могут повторно вызываться для просмотра и распечатываться.
Работа с АРМ осуществляется в терминах предметной области, понятной пользователю.
Результаты расчета стоимости эксплуатации ДПЛ и НК в море или на базе позволяют провести сравнительный анализ стоимости эксплуатации раз-
личных проектов кораблей и выдать рекомендации по их эксплуатации.
Используемый при разработке программного обеспечения АРМ агрегатный принцип построения программ позволяет наращивать АРМ новыми методиками расчета с минимальными затратами. В частности, АРМ может быть дополнено методиками определения стоимости ввода кораблей в консервацию и вывода из нее, а также содержания ДПЛ и НК в консервации.
Разработанное программное обеспечение позволяет осуществлять модификацию структур таблиц, используемых для расчета, без переработки программного обеспечения и может послужить основой для решения задач подобного типа.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕМОНТНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ И ДОГОВОРНЫХ ОПТОВЫХ ЦЕН НА РЕМОНТ (УТИЛИЗАЦИЮ) КОРАБЛЕЙ
А.П. Жак, С.А. Соловьев
В НИИ "Центрпрограммсистем" (г. Тверь) разработан программный комплекс для автоматизации процесса составления ремонтных ведомостей (РВ) и формирования договорных оптовых цен (ДОЦ) на ремонт (утилизацию) кораблей, который обеспечивает:
- создание типовой ремонтной ведомости (ТРВ) (основной) по частям (корпусная, механическая, электротехническая) и доковым работам по проектам кораблей;
- создание РВ (дополнительной) по частям (корпусная, механическая, электротехническая) и доковым работам по проектам кораблей;
- создание ведомости контрагентских работ
по частям (корпусная, механическая, электротехническая) и доковым работам по проектам кораблей;
- создание типовой калькуляции для формирования ДОЦ на ремонт корабля;
- анализ стоимости ремонта и стоимости нового оборудования и изделий;
- создание ведомостей работ по утилизации (основной, дополнительной, контрагенты);
- создание типовой калькуляции для формирования ДОЦ на утилизацию корабля;
- создание базы данных о продолжительности, трудоемкости и стоимости ремонта кораблей.
Программный комплекс может быть использован командирами кораблей и специалистами Центрального технического бюро (ЦТБ), судоремонтных заводов (СРЗ) ВМФ, технических управлений флотов, финансовых служб флотов, техническими и финансовыми управлениями ВМФ для:
- автоматизации процесса составления ремонтных ведомостей, формирования протоколов согласования объема работ и договорных оптовых цен на ремонт (утилизацию) кораблей ВМФ исходя из выделенных лимитов;
- принятия решения о целесообразности размещения корабля на конкретном предприятии при составлении заявочного и исполнительного плана в зависимости от стоимости, продолжительности ремонта и выделяемых лимитов;
- принятия решения о целесообразности ремонта комплектующих изделий или их замены в зависимости от стоимости ремонта или агрегатной замены;
- повышения достоверности трудоемкости заявляемого объема ремонтных работ (работ по утилизации) в сравнении с освоенными ремонтами (утилизацией) однотипных кораблей;
- экономии и рационального использования финансовых средств на проведение ремонтов и утилизации кораблей ВМФ;
- качественной и полной проверки ДОЦ
комиссиями технических управлений, финансовых служб флотов и комиссиями центральных управлений.
В процессе решения задач комплекса используются сведения:
• по обеспеченности кораблей ВМФ разработанными ремонтными документами на комплектующие изделия;
• о заводах-изготовителях оборудования и изделий;
• о специализации заводов, по производственным мощностям и наименованию ремонтируе-