Научная статья на тему 'Автоматизированное рабочее место расчета стоимости эксплуатации кораблей'

Автоматизированное рабочее место расчета стоимости эксплуатации кораблей Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированное рабочее место расчета стоимости эксплуатации кораблей»

живания с учетом обеспечения живучести и др. Идентификация технических средств обеспечивается двумя классификаторами - "Технические средства. Классификация по функциональным признакам" и "Номенклатор технического и шкиперского имущества". Последний связан с идентификацией технических средств по конструктивным признакам, определяемым их маркой. После утверждения разрабатываемого в настоящее время единого каталога предметов снабжения, должен быть осуществлен переход на этот каталог.

С элементами декомпозиции функционального комплекса, а также с проектом и заводским номером корабля связаны поколения условно-постоянных и оперативных (переменных) данных, характеризующих состояние корабля на каждом этапе его жизненного цикла.

В целом ИТМК определяет состав и структуру баз данных (файлов), обеспечивающих решение функциональных задач.

При разработке АСУ ЭТС должен быть определен порядок ее информационного взаимодействия с

береговыми программно-техническими функциональными комплексами АСУ техническим обеспечением кораблей.

Это относится прежде всего к задаче формирования и представления в органы управления ВМФ электронных документов установленной отчетности.

Информационная совместимость корабельного и берегового комплексов при передаче информации должна достигаться:

• использованием согласованного перечня передаваемых документов;

• использованием единого словаря понятий предметной области;

• передачей данных документов в виде файлов согласованной структуры и реквизитного состава по каждому документу;

• использованием для передачи данных транспортных (архивированных) файлов согласованной структуры, включающих пакет файлов данных и файл спецификации пакета.

АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОРАБЛЕЙ

А.П. Жак, Н.С. Панич, С.А. Соколов

Специалистами I ЦНИИ МО РФ (г. С.-Петербург) разработан ряд методик определения стоимости эксплуатации надводных кораблей (НК) и дизельных подводных лодок (ДПЛ) в море и на базе.

На основании этих методик специалистами НИИ "Центрпрограммсистем" (г. Тверь) разработано автоматизированное рабочее место (АРМ), обеспечивающее введение данных и проведение на их основе расчета стоимости эксплуатации ДПЛ и НК по следующим методикам расчета: среднесуточной стоимости эксплуатации НК на базе, НК в море, ДПЛ на базе, ДПЛ в море и среднегодовой стоимости эксплуатации НК на базе и ДПЛ в море.

Разработанное АРМ позволяет оперативно рассчитать стоимость эксплуатации конкретного проекта ДПЛ или НК с учетом различных вариантов, определяющихся нахождением корабля в море или на базе, техническим состоянием корабля (в соответствии со справочными данными технического состояния) и местом его базирования.

Исходные данные для расчета представлены следующими группами:

- нормативными данными по электроэнергии, расходу масел, топлива и воды;

- стоимостными данными по используемым ресурсам;

- данными о личном составе и характеристиках корабля по конкретному проекту.

Исходные данные по нормам использования различных видов снабжения кораблей, расхода то-

плива и масел и т.д. заносятся из нормативных документов. Исходные данные о личном составе и стоимости формируются на основании оперативных данных.

Расчет включает в себя оперативно изменяемый коэффициент удорожания.

Эффективность анализа стоимости эксплуатации зависит от возможности производить расчет как на полной, так и на неполной исходной информации. Выбор варианта определяется пользователем.

Пользователь имеет возможность использовать вариант расчета стоимости содержания личного состава по приближенным формулам, а также выбирать подробный или приближенный вариант расчета стоимости смазок.

Поправочный коэффициент, учитывающий потребность в теплоносителе на отопление выбирается в зависимости от периода (зимний или летний).

Для расчета среднегодовой стоимости эксплуатации могут быть выбраны как циклический, так и эпизодический режимы эксплуатации корабля.

При работе с АРМ возможно использование для различных проектов кораблей ранее введенных нормативных данных, а также их оперативная корректировка в процессе расчета.

Результат расчета стоимости эксплуатации представляется на экране для просмотра, может быть распечатан, а также сохранен в каталоге справок с заданным названием и датой расчета, что позволит

проводить сравнительную характеристику рассчитанных вариантов.

Рассчитанная стоимость эксплуатации по каждому из выбранных вариантов для конкретного проекта выводится в табличном виде с разбивкой по составляющим (стоимость смазок, содержание личного состава и др.). В конце расчета приводятся исходные данные, используемые в расчете.

Сохраненные в каталоге справок варианты расчета стоимости эксплуатации могут повторно вызываться для просмотра и распечатываться.

Работа с АРМ осуществляется в терминах предметной области, понятной пользователю.

Результаты расчета стоимости эксплуатации ДПЛ и НК в море или на базе позволяют провести сравнительный анализ стоимости эксплуатации раз-

личных проектов кораблей и выдать рекомендации по их эксплуатации.

Используемый при разработке программного обеспечения АРМ агрегатный принцип построения программ позволяет наращивать АРМ новыми методиками расчета с минимальными затратами. В частности, АРМ может быть дополнено методиками определения стоимости ввода кораблей в консервацию и вывода из нее, а также содержания ДПЛ и НК в консервации.

Разработанное программное обеспечение позволяет осуществлять модификацию структур таблиц, используемых для расчета, без переработки программного обеспечения и может послужить основой для решения задач подобного типа.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕМОНТНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ И ДОГОВОРНЫХ ОПТОВЫХ ЦЕН НА РЕМОНТ (УТИЛИЗАЦИЮ) КОРАБЛЕЙ

А.П. Жак, С.А. Соловьев

В НИИ "Центрпрограммсистем" (г. Тверь) разработан программный комплекс для автоматизации процесса составления ремонтных ведомостей (РВ) и формирования договорных оптовых цен (ДОЦ) на ремонт (утилизацию) кораблей, который обеспечивает:

- создание типовой ремонтной ведомости (ТРВ) (основной) по частям (корпусная, механическая, электротехническая) и доковым работам по проектам кораблей;

- создание РВ (дополнительной) по частям (корпусная, механическая, электротехническая) и доковым работам по проектам кораблей;

- создание ведомости контрагентских работ

по частям (корпусная, механическая, электротехническая) и доковым работам по проектам кораблей;

- создание типовой калькуляции для формирования ДОЦ на ремонт корабля;

- анализ стоимости ремонта и стоимости нового оборудования и изделий;

- создание ведомостей работ по утилизации (основной, дополнительной, контрагенты);

- создание типовой калькуляции для формирования ДОЦ на утилизацию корабля;

- создание базы данных о продолжительности, трудоемкости и стоимости ремонта кораблей.

Программный комплекс может быть использован командирами кораблей и специалистами Центрального технического бюро (ЦТБ), судоремонтных заводов (СРЗ) ВМФ, технических управлений флотов, финансовых служб флотов, техническими и финансовыми управлениями ВМФ для:

- автоматизации процесса составления ремонтных ведомостей, формирования протоколов согласования объема работ и договорных оптовых цен на ремонт (утилизацию) кораблей ВМФ исходя из выделенных лимитов;

- принятия решения о целесообразности размещения корабля на конкретном предприятии при составлении заявочного и исполнительного плана в зависимости от стоимости, продолжительности ремонта и выделяемых лимитов;

- принятия решения о целесообразности ремонта комплектующих изделий или их замены в зависимости от стоимости ремонта или агрегатной замены;

- повышения достоверности трудоемкости заявляемого объема ремонтных работ (работ по утилизации) в сравнении с освоенными ремонтами (утилизацией) однотипных кораблей;

- экономии и рационального использования финансовых средств на проведение ремонтов и утилизации кораблей ВМФ;

- качественной и полной проверки ДОЦ

комиссиями технических управлений, финансовых служб флотов и комиссиями центральных управлений.

В процессе решения задач комплекса используются сведения:

• по обеспеченности кораблей ВМФ разработанными ремонтными документами на комплектующие изделия;

• о заводах-изготовителях оборудования и изделий;

• о специализации заводов, по производственным мощностям и наименованию ремонтируе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.