Научная статья на тему 'Автоматизированная система взаимодействия пользователей с базой данных посредством приложений для мобильных устройств'

Автоматизированная система взаимодействия пользователей с базой данных посредством приложений для мобильных устройств Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
361
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗА ДАННЫХ / DATABASE / ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БАЗЫ ДАННЫХ / LOGICAL DATABASE MODEL / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БАЗЫ ДАННЫХ / CONCEPTUAL DATABASE MODEL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кирпичников А.П., Ляшева С.А., Шлеймович М.П., Еремеев Д.Е.

В работе представлена автоматизированная система резервирования столов в ресторанах и заказ блюд на дом при помощи мобильных устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кирпичников А.П., Ляшева С.А., Шлеймович М.П., Еремеев Д.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система взаимодействия пользователей с базой данных посредством приложений для мобильных устройств»

УДК 004.91

А. П. Кирпичников, С. А. Ляшева, М. П. Шлеймович, Д. Е. Еремеев

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ С БАЗОЙ ДАННЫХ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ

Ключевые слова: база данных, логическая модель базы данных, концептуальная модель базы данных.

В работе представлена автоматизированная система резервирования столов в ресторанах и заказ блюд на дом при помощи мобильных устройств.

Keywords: database, logical database model, conceptual database model.

In this paper presented an automated backup system tables in the restaurant and order food at home with the help of mobile devices.

Для принятия обоснованных и эффективных решений в производственной деятельности, в управлении экономикой и в политике современный специалист должен уметь с помощью компьютерных технологий получать, накапливать, хранить и обрабатывать данные, представляя результат в виде наглядных документов

В настоящий момент информационные технологии повсеместно внедряются во все сферы человеческой деятельности. Одной из самых распространенных современных информационных технологий является использование баз данных [1]. Базы данных создаются и используются с помощью специальных программных и языковых средств, называемых Системами Управления Базами Данных (СУБД).

Создавая базу данных, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать нужные данные с произвольным сочетанием признаков. Сделать это возможно, только если данные структурированы.

С течением времени требования к автоматизации деловых процессов растут. И если когда-то ставилась задача автоматизации отдельных участков работы подразделений, что привело к наличию большого количества разрозненных программных продуктов, то теперь основной вопрос - организация комплексной системы оперативного управления. Именно этот подход позволяет наиболее эффективно решить задачу автоматизации.

Было принято решение выполнить проектирование автоматизированной системы взаимодействия пользователей с базой данных посредством приложений для мобильных устройств, при резервировании столиков в ресторане или заказа блюд на дом.

На рынке мобильных приложений для ресторана существует ряд готовых решений:

Е-тепи предоставляет ряд готовых продуктов [2]. На их официальном сайте заявлены следующие характеристики:

- Быстрый и интуитивно понятный процесс оформления заказа;

- Простая и удобная навигация;

- Меню с фотографиями;

- Быстрый поиск ближайшего ресторана

сети;

- Бронирование столиков.

Технологика предоставляет готовый

продукт, которому они заявляют следующие характеристики [3]:

- Информирование при помощи ршИ-уведомлений о новостях, акциях и мероприятиях;

- Интерактивная карта с отображением заведения (сети заведений) и возможностью фильтрации;

- Меню заведения по категориям с фото, ценой и описанием;

- Вся необходимая информация о заведении (сети заведений): адрес, телефон, почта, фото, часы работы, предоставляемые услуги.

Компания ИББ предлагает разработать приложение, которое позволяет предварительно ознакомиться с меню без присутствия персонала [4]:

Визуализация меню (фото, видео), что ускоряет и облегчает процесс выбора.

- Интеграция с социальными сетями, что позволяет клиенту оценить вашу работу и создать эффективный канал рекламы.

- Информационный раздел, который расскажет о всех событиях ,скидках и бонусных программах, которые будут притягивать к вашему заведению посетителей.

Отдельное мобильное приложение для ресторанов могут быть включены и другие функции, такие как:

- Бронирование столика на определенную дату/время;

- Заказ доставки еды;

- Полный каталог сети заведений;

- Электронная карта лояльности.

Стоит отметить, что ни одно из представленных готовых решений целиком и полностью не отвечает требованиям заказчика. Можно сформировать единое приложения из нескольких продуктов, однако конечная программа будет весьма дорогой.

Поэтому было принято решение выполнить проектирование автоматизированной системы взаимодействия пользователей с базой данных посредством приложений для мобильных устройств.

Целью данной системы является удобство резервирования столов в ресторанах и заказ блюд на дом при помощи мобильного устройства.

На этапе проектирования системы выделяются основных задачи, которые должны быть решены:

1. Возможность в режиме реального времени создавать, изменять, обрабатывать и хранить данные, в актуальном состоянии о наличие свободных столов.

2. Возможность в режиме реального времени создавать, изменять, обрабатывать и хранить данные, в актуальном состоянии о заказах.

Характеристики объекта автоматизации

Объектом автоматизации являются два процесса: заказ столов и заказ блюд на дом. Процесс заказа столов включают в себя:

- Ввод данных о столиках в ресторане;

- Хранение данных;

- Изменение данных;

- Бронирование столика;

- Отмена бронирования столика;

- Просмотр текущего состояния столиков в определенное время.

Процесс заказа блюд включают в себя:

- Ввод данных - меню ресторана;

- Хранение данных;

- Изменение данных;

- Заказ блюд;

- Ввод информации о месте доставке;

- Вывод информации о стоимости заказа;

- Просмотр наличия текущих заказов;

- Просмотр состояния заказа.

Требования к наличию пользователей и их функционалу

Пользователями системы являются

- Клиент ресторана;

- Менеджер ресторана;

- Центральный менеджер (менеджер доставки);

- Водитель ресторана.

Клиент ресторана может выполнить следующие функции:

- Посмотреть меню;

- Сделать заказ на дом;

- Посмотреть список зарезервированных

столов;

- Зарезервировать стол;

- Отменить резервирование стола.

Центральный менеджер выполняет

следующие функции:

- Первым просматривает все заказы на дом;

- Распределяет заказы между ресторанами;

- Назначает водителей на заказы;

- Сообщает откуда и во сколько необходимо забрать заказ.

Менеджер выполняет следующие функции:

- Принимает заказ от центрального менеджера;

- Перенаправляет заказ на кухню;

- Следит за выполнением заказа;

- Передает заказ водителю;

- Принимает бронь столов в своем ресторане;

- Следит за текущим состоянием информации о бронировании столов в зале;

- Снимает бронь столов.

Водитель выполняет следующие функции:

- Принимает заказ;

- Развозит заказ;

- Отчитывается от выполнения заказа.

Требования к надежности

Система должна сохранять

работоспособность и обеспечивать восстановление своих функций при возникновении следующих внештатных ситуаций:

- при сбоях в системе электроснабжения аппаратной части, приводящих к перезагрузке операционной системы (ОС), восстановление программы должно происходить после перезапуска ОС и запуска исполняемого файла системы;

- при ошибках в работе аппаратных средств (кроме носителей данных и программ) восстановление функции системы возлагается на ОС;

- при ошибках, связанных с программным обеспечением (ОС и драйверы устройств), восстановление работоспособности возлагается на ОС.

Для защиты аппаратуры от бросков напряжения и коммутационных помех должны применяться сетевые фильтры.

Задача проектирования информационного обеспечения системы формулируется следующим образом: определить потоки, содержание, носители, форму и структуру представления информации, необходимой и достаточной для управления объектом в рассматриваемой предметной области.

В данном случае вся необходимая информация будет храниться в базе данных «Рестораны».

При проектировании и разработке необходимо максимально эффективно использовать закупленное и установленное ранее программное обеспечение (ПО) заказчика.

Базовой программной платформой для разработчика может являться любая ОС, с установленными Notepad++, PHP, MySQL.

Разрабатываемая система основана на работу в WWW и представляет собой клиент -серверное приложение. База данных (БД) будет располагаться на сервере, а взаимодействие будет осуществляться за счет интерфейса написанного на языке РНР (стили CSS) с использованием скриптов написанных на языке JavaScript и используя технологию AJAX, при работе с БД.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Серверная часть программы должна выполняться под управлением операционных систем Linux и выше, так же для работы с клиентом необходимо установить Apache server с поддержкой базы данных MySQL.

Клиентская часть программы выполняться на портативных устройствах - для каждого из пользователей отдельно:

- Клиент ресторана работает на Android,

iOS.

- Менеджер ресторана работает на iOS.

- Водителей работает на Android.

- Центральный менеджер (менеджер доставки) работает на Windows с использованием веб-браузеров последних версий Internet Explorer версии 10 и выше, Opera версии 9 и выше, Mozila FireFox версии 3,6 и выше, Google Chrome версии 22.0.1229.79 Final и выше.

Для данного приложения было разработано руководство пользователя. Для того чтобы начать работу с программой клиент ресторана должен загрузить себе на мобильное устройство через Google play или AppStore, а затем открыть её.

Как только пользователь открыл программу, ему предлагается выбрать один из двух модулей: доставка еды или резерв стола.

Если пользователь выберет доставку еды, то перед ним откроется перечень сети ресторанов, в которых можно осуществить заказ.

При выборе ресторана открывается перечень типов блюд, которые может выбрать пользователь. Например: суши, ролы, салаты. Вид окна с перечнем типов блюд представлен на рис. 1.

При выборе необходимого раздела, клиенту отображается весь список блюд этого раздела, нажав на любое блюдо, открывается его аннотация. Клиент может нажать на «плюсик», чтобы добавить блюдо к заказу, любо на «минус», если уже ошибочно выбрано.

Корзина

; Сашими

г- Суши

Фило суши I

Острые суши >

» Запеченные суши >

& Роллы >

Ш Запеченные роллы >

2Ш ( ^Ш? ) Наборы >

Рис. 1 - Окна с перечнем блюд

Внизу, справа видна картинка с изображением корзинки. На картинке отображено количество выбранных блюд. Если клиент не менял раздел меню ресторана, то, выше на экране будет отображено какое блюдо и в каком количестве выбрано. Если пользователь нажмет на «корзинку», то откроется окно с перечнем всего заказа. Окно «Корзины» представлено на рис. 2.

«Сякэ»

О о

80р

0 «Ику,.. ' О О 240р

«У на ги" ■ О О 'ЙО:'

^ijäfcl 21:02 500 е

Q^ Введите адрес доставки

I

240р

Рис. 2 - Окно «Корзина»

Как видно на рис. 2, необходимо ввести время, к которому нужно привести заказ, и адрес доставки, после чего зеленая кнопка «Заказать» станет активной. При наведении на адрес доставки открывается окно, куда необходимо ввести данные.

Стоит отметить, что заказать доставку еды на дом, либо забронировать стол, может только зарегистрированный пользователь. Чтобы пройти процедуру регистрации, нужно выбрать соответствующий пункт бокового меню, которое можно открыть нажатием на три полоски в правом верхнем углу экрана. Форма регистрации представлена на рис. 3.

Регистрация

Авторизация дает возможность бронирования мест а ресторанах сети а также удобного формирования заказов

Добро пожаловать!

J 89503158109

Указывая данную информацию, вы соглашаетесь с условиями Договора оферты в части обработки пе рсо на л ьных дан н ых

Регистрация

Рис. 3 - Форма регистрации

Если пользователь захотел зарезервировать стол - этот пункт меню можно выбрать с главной страницы, либо из пункта бокового меню. Перед пользователем отобразиться перечень заведений, в

Выбирая столик, открывается окно для бронирования стола, где уже введена информация о ресторане и номере столика, остается только уточнить дату и время.

Система в существующем варианте обеспечивает бронирование столов и доставку питания, хранение данных о пользователях системы, разграничения прав доступа пользователей к системе.

В целом, система бронирования столов и доставки питания - является готовым программным продуктом, обладающим невысокой стоимостью, отвечающим поставленным требованиям простоты внедрения и эксплуатации системы, надежности, целостности и защиты информации.

Литература

1. Кирпичников А.П., Осипова А.Л., Ризаев И.С. Повышение аналитических возможностей баз данных // Вестник Казанского технологического университета. -Казань: КНИТУ, 2012. - Т.15. №3. - С. 157-160.

2. Электронное меню Е-тепи //http://emenu.su/chto-1акое-етепи

3. Технологика - Информационные Системы //http://www.technologika.ru/

4. Сайт компании ИББ // м1р://М>ъ-it.ru/services/mobile_development

зарезервированные.

© А. П. Кирпичников - д. ф.-м. н., зав. каф. интеллектуальных систем и управления информационными ресурсами КНИТУ, e-mail: kirpichnikov@kstu.ru; С. А. Ляшева - к.т.н., доцент кафедры прикладной математики и информатики КНИТУ-КАИ; М. П. Шлеймович - к.т.н., доцент кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления КНИТУ-КАИ, email: shlch@mail.ru; Д. Е. Еремеев - магистрант КНИТУ-КАИ.

© A. P. Kirpichnikov - Dr. Sci, Head of the Department of Intelligent Systems & Information Systems Control, KNRTU, e-mail: kirpichnikov@kstu.ru; S. A. Lyasheva - PhD, Associate Professor of the Department of Applied Mathematics & Informatics, KNRTU-KAI; M. P. Shleymovich - PhD, Associate Professor of the Department of Automated Information Processing Systems & Control, KNRTU-KAI, e-mail: shlch@mail.ru; D. E. Eremeev - Master Student, KNRTU-KAI.

которых он может бронировать стол с помощью этого приложения (рис. 4).

Рис. 4 - Резервирование столика. Схема заведения

При выборе заведения открывается перечень адресов, по которым находятся рестораны этой сети.

При выборе нужного адреса ресторана открывается схематическое месторасположение столиков в зале этого ресторана. Вид одного из заведений представлен на рис. 4, где ярко зеленым выделены свободные столы, а серым уже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.