Научная статья на тему 'Автоматизированная система расчета и оценки стоимости конструкции нежесткой дорожной одежды'

Автоматизированная система расчета и оценки стоимости конструкции нежесткой дорожной одежды Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
957
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРОЗОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОЧНОСТЬ / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ / БАЗА ДАННЫХ / ОЦИФРОВКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / FROST RESISTANCE / DURABILITY / ESTIMATION OF COST / DATABASE / DIGITIZATION / VISUALIZATION / PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тайлакова Анна Александровна, Катасонов Максим Александрович, Пимонов Александр Григорьевич

Представлены функциональные возможности и интерфейс автоматизированной системы расчета и оценки стоимости конструкции нежесткой дорожной одежды для автомобильных дорог общего пользования. Приведена структура, состоящая из 42 таблиц базы данных, на основе которой функционирует программный комплекс. Рассмотрены подсистемы, входящие в состав комплекса программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Тайлакова Анна Александровна, Катасонов Максим Александрович, Пимонов Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The automated system of calculation and estimation of cost of a design of nonrigid road pavement

Functionality and the interface of the automated system of calculation and estimation of cost of a construction of nonrigid road pavement for highways of the common usage are presented. The structure of a database consisting of 42 tables on which basis the program complex functions is resulted. The subsystems which are a part of the complex of programs are considered.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система расчета и оценки стоимости конструкции нежесткой дорожной одежды»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 004.42:625.7

А.А.Тайлакова, М. А. Катасонов, А.Г. Пимонов

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА РАСЧЕТА И ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОНСТРУКЦИИ НЕЖЕСТКОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

Дорожное хозяйство представляет собой один из крупнейших сегментов общественного достояния России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской Федерации, в которых гарантируются права на свободу передвижения граждан, на свободное перемещение товаров и услуг, единство экономического пространства. Автомобильные дороги играют важную роль в решении социальных задач, реализации приоритетных национальных проектов. В настоящее время в связи с активизацией участия России в глобальном развитии мировой экономики существенно усиливается роль автомобильного хозяйства. Недостаточный же уровень развития автомобильных дорог выступает серьезным фактором [1], ограничивающим темпы роста экономики, ухудшающим качество жизни и уровень безопасности населения. Экономический рост ре-

гионов напрямую зависит от состояния транспортной системы. Кемеровская область - высокоурбанизированный регион, и дорожная сеть здесь очень насыщенная: общая протяженность дорог в Кузбассе составляет более 14 тыс. км. Если в среднем по России плотность дорог равняется 31 км на 1 тыс. кв. км, то по Кузбассу почти в два раза больше - 61 км на тысячу кв. км [2].

Одной из наиболее серьезных проблем на текущий момент остается неудовлетворительное техническое состояние и дефицит пропускной способности значительных по протяженности участков автомобильных дорог общего пользования. Из-за низкого уровня транспортно-

эксплуатационного состояния российских автомобильных дорог средние скорости движения автомобилей по ним существенно ниже, чем в европейских странах. Кроме того перегруженность

Рис.1. Блок-схема алгоритма расчета

сети автомобильных дорог общего пользования значительно усиливает негативное влияние автотранспортных потоков на экологическую обстановку в районах их прохождения.

Несмотря на то, что в России уровень автомобилизации населения в несколько раз ниже, чем в странах Европейского Союза и США (Российская Федерация - 177,8 шт. на 1000 человек [3], в 15 основных странах ЕС - 508 шт. на 1000 человек на конец 2006 года [4]), показатель погибших в дорожно-транспортных происшествиях на российских дорогах является самым высоким среди развитых стран. По данным пресс-службы ГИБДД [5], в 2007 году в России в ДТП погибли 27 289 человек, то есть почти столько же, сколько 6-7 лет назад погибало во всех странах - членах ЕС. Это не в последнюю очередь связано с низким уровнем транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования [1]. Режимы и безопасность движения автомобильного транспорта определяет состояние дорожного покрытия. Дорожная одежда является одним из наиболее важных и материалоемких элементов автомобильной дороги.

Дорожная одежда [1] - конструкция проезжей части, устраиваемая на земляном полотне в виде одного или нескольких слоев из различных материалов с целью создания оптимальных условий для движения автомобилей. Она воспринимает нагрузку от транспортных средств и передает ее на грунтовое основание или подстилающий грунт. Конструкция дорожной одежды, как и любое инженерное сооружение, должна быть достаточно надежной и соответствовать определенным эксплуатационным требованиям. Дорожные одежды являются одним из наиболее дорогих элементов

автомобильных дорог [6], их экономичность в значительной степени определяет строительную стоимость объекта в целом и эффективность капиталовложений.

Различают дорожные одежды жесткого и нежесткого типа. Жесткими считают одежды, у которых материал одного или нескольких слоев обладает сопротивлением изгибу и модулем упругости, практически не зависящим от температуры и влажности, а также мало изменяет свои свойства в течение всего срока службы. К ним относятся одежды с цементо- и железобетонными покрытиями и основаниями. Нежесткими называют одежды, прочность материалов слоев которых при изгибе и модуль упругости существенно зависят от температуры и влажности (асфальтобетон и др.), или же одежды с несущими слоями, не способными сопротивляться изгибу (щебень, гравийно-песчаные смеси и т. д.). Методы расчета жестких и нежестких дорожных одежд существенно различаются [1].

Проектирование дорожной одежды представляет собой единый процесс [7] конструирования и расчета дорожной конструкции на прочность, морозоустойчивость с технико-экономическим обоснованием вариантов с целью выбора наиболее экономичного в данных условиях. В настоящее время на территории Российской Федерации в качестве нормативного документа, регламентирующего метод расчета нежестких дорожных одежд, приняты ОДН 218.046-01 («Отраслевые дорожные нормы проектирование нежестких дорожных одежд»). Документ содержит указания по конструированию и расчету нежестких дорожных одежд автомобильных дорог общей сети. ОДН применимы для проектирования вновь сооружае-

Рг;у.п.г"и

ДОКДОМ* Гф - -эрилггшыя [|*1Н4«мя 1111:=:- -■ ,1Ч1Г#ННР

птпеиугьч и, £М.ЧЕГри< <ВД«ф«1цгй:|Л -Чч^-пи :4{ЧЕ№М< ^С-,1 Афишки! ■-рц--нв =л-:чкгььл1| *с->фф-ии.н»-л -^тг'-иг! ГиЧЧегньлЗ чсф.ТЬ рпоргасш м.т-11чй! н-1« грей’ЬммП изд.*! -•зи«р -о1р:ы аг вС-знты

:х1Ц31#1оз* г?гН1»

рСОгМеиое ЛИ Л*нноЙ

V и

-лиНН! УЧ1П1Г4 -Пглг-.!жн-.:гр, рцяпи

члс'6р*н^р:нм:н 11пр|г-ин:|1 -.труп н пр«ДОЬ-**} ДОНГЛННШ

;аз-п1-н р.:н-¥Ми.-^4 наданкм

IИ СП-:, ■.•'им Г.и>ф0н^4£111 Т11\14'нин ■ и зрг&ул-ын ■ ф-Ьн ^мнг пг-эчч-зчгн г-з :рг*£ .■»г'А,"к

<СД-М ДОСчННЯ'ДОЕЙ Ь г:* С1СКС)Ши и н* ^:^аи>а-[гни1*||-»г1я з:т пгуГ^ня -ррли»г".м-и» тг,'-_ч

1 к!

■ципифмипртчкс! |>ЧТЧРТ*|Л нлул- г-.гг.-т/ г.чг-з

1ь: ММ

ГМП МЛ1

нляу*-л* Ц|Г[ри|.ч

адснтофккатор мкр^зи]

1У С1Ш|£.ч'!^|Сф дйГ£*£рЬ

Ъ| 1 г1 —- 5 0

стона

л^-'и-|||£!-г': иагрр^АЛ)

Р£111ЛЛ1Ш идо?"'™

^№2

ЫйТО01Ши V И

тип идол ну г я Ы1р£1

р^чсг-ыс лич.-мп* чсяли (■ирц-эеги

г

»

^ЗНЙК'НЬ:

ЕрЛ1К-2ЦЭСКН>11ЫН ■ |! ■р11'Ч11Н ■‘10

с рл г>:-з ери ным нздйгьугр^-апн -ЗЕ1

-3'

ДОГКМреМЬчЛвЛ гЦДОв- Г'рр-0ПН -.1*5 «.ра'кзЕрсккищ-м гк^ь/^ругчшн “эО рл:ч1'-->1.‘ ивдула ьиг^тгсгч'

сдешгч*»} и^.1,урвете с» -з;

Р^че -м? иодъ^пбэгасге -4'

(.■а-.4счл" н'.'Д/л 1 .чм:}I ;*:г.-

ЕВДффНЛНРНГ ТЛ1 >1Пр-ЛРЛ1у§ ■;0»Ога^1спТ ШННвгЧИ -рОчгОПН ]ич1их ыЬ-элы^ашс рлсчсн! г,рм|||ч^л№)чн1м'1

[МТ’1Р- Н1 Г-.Ч-3лГ■ г*.'н пги ичгиЛг

Г Э ЭДН Ч! (ХИ Н^СрЫЭ^-Я ТпрС^С^.'ЫН ВДД'.^Ь 1 ПО «ГО СТА

Н =5 :И

Й («Г+'ар.Ч.^О^Г!!

•1^нм1= |*ов сг<игтъо« чмс.1- ПНН10ПК4Н1Й р|с««™ей Ч*ТГ/1Ш

ТрсН;.^|з(Л гм^Ч-чПр.Тй^п «гАНГАЪгтЗЙ

|рЕ&;.ч71ии кидмь ^т?р>тс-:г 11 оЬ.к-чсшкн

№ фк^.чгы:'! 1-аупр.тг-:”:! шм■■■агнЕ-ч»

Ми*э1вчрмнс- ырлгервгпкп тапгагамягрюм!. ? -а

М1Ч№№>

:-4рлЁ41«з

--111--*Н!П г 1 Г.Т' '^*Р^ГИГТН

'(ХСуСММк Пййчн Г»!Тн

Тм

Ги^ЧгИип МЬДОН^МНГ рЩ1ряИ>ч41Е ЗД||н-*я

1р|Е!.чьы!' £йк-фо:о:.||1нг гк-ач—апи п* сркириг упруга га -р&-ийл

Трвв^РЫ? *0>40»«^*НТ ЧЮ^ПН ПГ.гркцрн-=г«н,1

Г||1|ИН.!гН|1г К 11 ■ г гй “Н-|:',|‘.-1СН

I о

11111 млиииЁмсй

■и юф-упигчт грин.мнш к р1г-*-1н:п -лгрузг»

НСринГНГ-'ЬО иННГйЕкО: Ирзктйонпмй ..

Ч ы

со^Г--..4 3 ОР-Ч0*1**Ь*1а!Р [:»«КГ:

[цН1Нт1№

,ТОЧ ■-^1 = <Н||С1-3 фСШМ

Рис. 2. Фрагмент структуры базы данных

Ел Ер 0.45 Г: ,31': а.1 02(\2 Згн 0.» 0.9 1.1) 1,) 1,1 1.1 3,4 О ■ —'т ^ "гт"^ |‘>.0^1.1 Р.-■ | Iut.-14ILI_.-Jl

!«:+.■: ф;т«' кчшгть с н-гч*мм| ► р т]

с ■■ >*•« | | 11 Т]

чЧ Ч ч! ^ ^ V М Т.* 1: и-1.9 1.и

К-НП-рЧ-». Л 1.1 Г ГГ^ДПГЧЬЛ ~п I .>* "Г 1. П0|ГП ;Г "Л Г - Г.-11 у Г фГ. ( 1Ч'| - гЛ г.

г к ■У<? ► | ГКсрй Г^-ЙГУ-!^ |

, и , 7П |* 1 1л Ц Т |Я ^

П.бЗ г 1* И - 1-« И

:: '

№ 0,45 Отступ

Л |И К |П V |лд> V |-шлн

' , ^ : Ъ '-'Л-'

1.'С2й>Тс Т-аСЛШЦ

Г-: '-1 :■ '? Кш*.м..-*1П ^ Еи.«.и«11М 3

л: II II. Ы'-11-1.1', | Г'-Л)--! _ -Л. IX

сдо 0.25 о.ао Й.1Э

ИНШвИрРрР .. . ...

• ■ -■

А.ия

А.1 0.2*10.1 0.5 9.* С,7 О.ВО.* 1.И 1,1 1,1 1.3 И 1,5 1,4 1 1 1,1 ],*

Рис. 3. Подсистема обработки графической информации

мых дорожных одежд, новых участков реконструируемых дорог, разработки альбомов типовых конструкций, а также могут использоваться при оценке прочности и при проектировании усиления дорожных одежд существующих дорог. Эти нормы [7] предназначены для работников системы дорожного хозяйства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процедура конструирования дорожной одежды включает:

1) выбор вида покрытия;

2) назначение числа конструктивных слоев с выбором материалов для устройства слоев, размещение слоев в конструкции и назначение их ориентировочных толщин;

3) предварительную оценку необходимости назначения дополнительных морозозащитных мер с учетом дорожно-климатической зоны, типа грунта рабочего слоя земляного полотна и схемы увлажнения рабочего слоя на различных участках;

4) предварительный отбор конкурентоспособных вариантов с учетом местных природных и проектных условий работы [1].

Задача расчета конструкции дорожной одежды сводится к нахождению значений толщины конструктивных слоев, при которых конструкция

будет удовлетворять всем необходимым параметрам (рис. 1).

Существуют различные программные продукты, предназначенные для проектирования дорог и позволяющие решать задачу расчета дорожных одежд. Например, такие системы как программный комплекс «Топоматик ЯдЬиг - автомобильные дороги», «Радон 2.2 - Расчет дорожной одежды». Реализованная функциональность данных программных средств обеспечивает комплекс задач, решаемых при разработке проектов нового строительства и реконструкции. Но в данных программных продуктах невозможен учет особенностей условий региона.

Разработанная автоматизированная сист

ема расчета и оценки стоимости конст рукции нежесткой дорожной одежды адаптирована к климатически, географическим и экономическим условиям региона. Комплекс программ включает в себя следующие подсистемы:

1) ведение базы справочной информации;

2) оцифровка графической информации;

3) визуализация графической информации;

4) проектирование конструкции;

5) расчет дорожных одежд на прочность:

При ИЛ)» [ї^з При Еп/Еу= |о з5

2] Е [МПа = Г

Рис. 4. Номограмма для определения растягивающего напряжения при изгибе

5.1) расчет конструкции в целом по допускаемому упругому прогибу

5.2) расчет конструкции по условию сдвиго-устойчивости подстилающего грунта и малосвязных конструктивных слоев;

5.3) расчет конструкции на сопротивление

Рис. 5. Номограмма для определения общего модуля упругости двухслойной системы

монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе;

6) проверка на морозоустойчивость;

7) поиск наиболее экономичного варианта;

8) корректировка толщин конструктивных слоев;

ІНІВИІ

Прн&Ф* гц-

Прм Еі-^Еч»

Пр*Н= 112

Р-ЭГ-ЕТ

г - =п.:г,

М>

Рис. 6. Номограмма для определения активного напряжения сдвига

Исходная информация

Название участка Участок 1

Протяженность 100 (км)

Т ип дорожной одежды Капитальный

Категория дороги I

Заданный коэффициент надежности 0,98

Т ип нагрузки

Дорожно-климатическая зона Схема увлажнения Количество расчетных дней в году Срок службы

125

15 (лет)

Конструкция

№ Наименование материала/ грунта И(см) |

1 Асфальтобетон плотный на БН Д марки 60/90 4

2 Асфальтобетон пористый на БНД марки Б0/Э0 В

3 Асфальтобетон высокопористый на БНД марки 60/90 14

4 Щебеночная смесь 34

5 Супесь пылеватая Мр = 0,7^/! 7

<л1

Показатели прочности

Ш:.

?.;:Q

У'&::

минимальный требуемый общий |-------

модуль упругости конструкции, МПа Emin = 1284,4

общий расчетный

модуль упругости конструкции, МПа ЕоЬ = 1380,5

Критерий Коэффициент прочности Кр Коэффициент прочности Ктр Соответствие критерию |

Упругий прогиб 1,7 1,3 Соответствует

Сдвиг в грунте 1,3 1,1 Соответствует

Растяжение при изгибе 1,2 1,75 Не соответствует

Критерий |Ожидаемое пучение грунта,см | Допускаемое пучение грунга,см | Соответствие критерию

М орозоустойчивость 3,7 4 Соответствует

Общая стоимость конструкции (1 м2, руб)= 3003

Рис. 7. Форма для вывода результатов расчета

9) ведение базы проектируемых участков;

10) формирование отчетов.

При разработке программной системы использовалась клиент-серверная технология автоматизированных баз данных СУБД ШегВаБе и методика визуального программирования в среде разработки Вог1аМ Бе1рЫ.

Программный комплекс функционирует на основе базы данных, фрагмент структуры которой представлен на рис. 2. База данных содержит 42 таблицы, основными из которых являются следующие: таблица для хранения вариантов конструкции, результатов расчетов, информации о проектируемых участках. Кроме этих данных база [8] включает в себя таблицы, необходимые для определения расчетных характеристик грунта и материалов, а также справочники показателей, необходимых для расчета конструкции по основным критериям в соответствии с ОДН 218.046-01.

В составе комплекса программ реализована подсистема работы с информацией о материалах и грунтах, которая предназначена для решения следующих задач:

1) добавления характеристик новых материалов и грунтов;

2) изменения расчетных параметров материалов и грунтов в базе данных;

3) удаления информации о материалах и грун-

тах из базы.

Часть показателей, необходимых для расчета, представлена в нормативном документе в виде графиков и номограмм. Так как данная информация не должна вводиться пользователем в качестве исходных данных, и к ней необходимо автоматическое обращение программы в процессе расчета, потребовалось перевести эти данные в цифровое представление. В связи с этим реализована соответствующая подсистема обработки графической информации (рис. 3). С помощью наложения сетки определяется значение цены деления шкалы в точках, затем загружается предварительно обработанное в графическом редакторе изображение и происходит заполнение соответствующих таблиц в базе данных [8].

Содержащиеся в нормативном документе графики и номограммы могут понадобиться при решении различных задач, связанных с проектированием дорог. В связи с этим в программный комплекс включена подсистема визуализации полученных значений в виде графиков, построенных на основе информации, находящейся в заполненных таблицах. Реализовано три различных метода работы с номограммами:

1) поиск значения по заданной линии и одному параметру (рис. 4);

Конструкция нежесткой дорожной одежды

Исходные данные

Наименование Участок№1

Протяженность, км 100

Категория автомобильной дороги I

Тип дорожной одежды Капитальный

Заданный коэффициент надежности 0,98

Тип нагрузки Дорожно-климатическая зона Количество расчетных дней в году А1 И 125

Интенсивность движения на конец срока службы, авт/сут 900

Заданный срок службы, лет 15

I I I I I л

і

О О о о о о O.Vq.'O.'.O. о.'. о. < О о О ООО < О: -Ь'о: <5'6: о: < 0 0 -0 0 0,0 < о о* о с- о о о 0 о с О 0 о:.о.о: £>'Ъ. &

Результат расчета

Параметр расчета Расчетное значение Требуемое значени Соотношение

Расчет по допускаемому упругому прогибу Кп=1,7 Ктр=1,3 Кп > Ктр

Расчет на сопротивление монолитных слоев Кп=1,3 Ктр=1.1 Кп > Ктр

Расчет по условию сдвигоустойчивости Кп=1,2 Ктр=1,75 Кп < Ктр

Расчет морозоустойчивости Іпуч = 3,7 см Ідоп = 4 см Іпуч< Ідоп

Материал слоя Толщина, см Расчет по допустимому упругому прогибу, Е, МПа Расчет по условию сдвигоустойчивости. Е. Па Расчет на растяжение при изгибе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е. Мпа МП а -

Асфальтобетон плотный на БНД марки 60/90 4 3200 1800 4500 9,8 5,2 5,5

Асфальтобетон пористый на БНД марки 60/90 8 2000 1200 2800 8 5,9 4.3

Асфальтобетон высокопористый на БНД марки 60/90 14 2000 1200 2100 5.7 6.3 4

Щебеночная смесь 34 205 205 205

Подстилающий грунт

Супесь пылеватая 46 46 46 -

Рис. S. Отчет о расчете конструкции нежесткой дорожной одежды

2) поиск линии по значениям двух заданных параметров (рис. 5);

3) поиск значения по двум заданным линиям и одному параметру (рис. 6).

В программном комплексе реализован алгоритм (рис. 1), описанный ранее. Для начала работы необходимо назначить конструкцию нежесткой дорожной одежды и внести информацию о проектируемом участке дороги.

В процессе расчета конструкции на прочность выполняются вычисления по критериям упругого прогиба, сдвигоустойчивости малосвязных конструктивных слоев и подстилающего грунта и расчет на сопротивление монолитных слоев усталостному растяжению при изгибе. Результатом расчета являются значения расчетных коэффициентов по соответствующим критериям. На основании их сопоставления с нормативными значениями может быть сделан вывод о соответствии или несоответствии конструкции требованиям прочности (рис. 7).

В процессе проверки конструкции на морозоустойчивость рассчитываются значения ожидаемого и допустимого пучения грунта. Если величина ожидаемого пучения грунта не превышает допустимого значения, то конструкцию считают соответствующей требованию морозоустойчивости (рис. 7).

Поиск наиболее экономичного варианта конструкции осуществляется в случае ее соответствия требованиям прочности и морозоустойчивости. В результате расчета выполняется поиск наиболее дешевого варианта конструкции, а также формируется отчет обо всех возможных ее вариантах, соответствующих заданным требованиям. Сформированный отчет экспортируется на рабочий лист MS Excel.

В результате работы системы будут получены основные расчетные показатели, и на основании

их сопоставления с нормативными значениями будет сделан вывод о соответствии конструкции основным параметрам прочности и морозоустойчивости (рис. 7). Предусмотрена

возможность повторного расчета с изменением входных параметров. При этом все рассчитанные варианты конструкции сохраняются в базе данных, и каждый из них может быть экспортирован на рабочий лист MS Excel (рис. 8).

В случае несоответствия конструкции требованиям прочности или морозоустойчивости возможна корректировка толщин конструктивных слоев. Уточнение конструкции производится методом покоординатного спуска. В процессе работы подсистемы происходит поиск толщин слоев конструкции, при которых будут обеспечены требования прочности и морозоустойчивости. В случае отсутствия варианта, удовлетворяющего необходимым параметрам, подсистема сообщает о невозможности уточнения конструкции.

Разработанный комплекс программ позволяет повысить производительность труда специали-стов-дорожников при проектировании автомобильных дорог, а именно конструкции нежесткой дорожной одежды.

В настоящее время ведутся работы по созданию модульной системы проектирования, технического обслуживания и паспортизации дорог (рис. 9), в которую будут включены «Информационно-расчетная система оценки технического состояния и стоимости мероприятий по ремонту автодорожных мостов», «Автоматизированная

база паспортов автомобильных дорог», а также программный комплекс расчета нежесткой дорожной одежды. Данная система может использоваться для проектирования и строительства дорог, автоматизации работы с информацией о сети автомобильных дорог, учета, обслуживания и ремонта искусственных сооружений.

Рис. 9. Модульная система проектирования, технического обслуживания

и паспортизации дорог

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афиногенов, О.П. Проектирование нежестких дорожных одежд. - Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2004. - 130 с.

2. Информационное агентство «К^шт». Новости - главные новости России, СНГ и мира -лента новостей ИА «Я^шт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news, свободный.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный.

4. Об автомобилизации в странах ЕС / Автообозрение / Вся Москва [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.adb.ru/reviews/review, свободный.

5. "Транспортный Дозор" - информационно-аналитический портал о транспортной безопасности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://transbez.com/info/avto, свободный.

6. Дорожное хозяйство России, 2008: цифры и факты : справ.-иллюстр. материал / М-во транспорта Рос. Федерации, Федерал. дорож. агентство. - М. : Росавтодор, 2007. - 397 с.

7. Отраслевые дорожные нормы. ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд / Минтранс России. - М.: Информавтодор, 2001. - 145 с.

8. Тайлакова, А.А. Автоматизированная система для расчета нежестких дорожных одежд / А.А. Тайлакова., Е.А. Хвостова // Сборник трудов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и современные информационные технологии». Томск, 25-27 февраля 2009 г., ч.2. Томск: Изд-во СПБ Графикс. - С. 99.

□ Авторы статьи:

Тайлакова Анна Александровна

- выпускница КузГТУ (гр.ПИ041). E-mail: knopka.anya@mail.ru;

Катасонов Максим Александрович ■ ассистент каф. автомобильных дорог КузГТУ. E-mail: kma.ad@kuzstu.ru;

Пимонов Александр Григорьевич

- докт. техн. наук, проф., зав. каф. вычислительной техники и информационных технологий. E-mail: pag_vt@kuzstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.