систему Android версии 4.0 и выше и занимает значительно снизить объем потребляемого интермало место на накопители. Оптимизации запросов нет трафика и обеспечивают комфортную работу не и выбранный формат ответов, а также настраивае- только в сетях 3G, но и в сети EDGE. мые параметры обновления базы данных позволяют
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексей Голощапов. Google Android. Программирование для мобильных устройств БХВ-Петербург 2011г. ISBN: 978-5-9775-0562-8.
2. Рето Майер. Программирование приложений для планшетных компьютеров и смартфонов. Эксмо 2011г. ISBN: 978-5-699-50323-0
3. Брайн Харди, Билл Филлипс. Программирование под Android. Издательство: Питер, 2014г. ISBN: 978-5-496-00502-9.
4. Герберт Шилдт. Java 8: Полное руководство. Издательский дом "ВИЛЬЯМС" 2012г. ISBN: 978-58459-1759-1.
5. JSON форматирование и валидатор JSON-P/JSONP Validator. [Электронный ресурс] URL: http://www.json-p.org/ (дата обращения: 11.03.2015).
УДК 004.415.2
Горшков П.С., Кромин В.А., Потемкин А.В.
ООО «Экспериментальная мастерская НаукаСофт», Москва, Россия
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПОСЛЕПРОДАЖНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОДУКЦИИ С ОТКРЫТОЙ ПРОГРАММНОЙ АРХИТЕКТУРОЙ
Поддержание летной годности воздушных судов и послепродажное обслуживание в эксплуатации -составная часть стратегий развития авиастроительной и транспортной отраслей. Сегодня в России назрела необходимость разработки и разворачивания эффективной системы послепродажного обслуживания авиатехники с учетом практического опыта ее разработчиков, производителей и экс-плуатантов.
Анализ мирового опыта в области послепродажного обслуживания современной гражданской авиатехники позволяет сделать следующие выводы: во-первых, мировые лидеры самолетостроения уже давно не продают "просто самолеты" и "сопутствующие сервисы" [1]. Они предлагают заказчикам интегрированный и функционально полный комплекс самых современных инструментов, технологий и сервисов для осуществления бизнеса в сфере авиационных перевозок. Во-вторых, информационные системы и технологии сегодня перестают быть просто инструментами и становятся базисными системообразующими платформами для эффективной эксплуатации и обслуживания современной авиационной техники. Эти технологии составляют основу систем послепродажного обслуживания ведущих самолетостроительных корпораций мира. В российской практике, по мнению большинства специалистов, для достижения стратегической цели проникновения на мировой рынок гражданской авиатехники и захвата его существенной доли простого копирования зарубежного опыта в сфере послепродажного обслуживания на уровне отдельных КБ и самолетостроительных заводов сегодня явно не достаточно. Нужны прорывные стратегические решения, определяющие облик интегрированной системы поддержки послепродажного обслуживания авиационной техники будущего.
Анализ текущего состояния интегрированной логистической поддержки авиатехники в России выявил ряд характерных черт. Основные виды затрат эксплуатантов сегодня представлены тремя направлениями, связанными с простоем авиатехники, материально-техническим обслуживанием и финансированием обучения и повышения квалификации авиационного персонала. При формировании заказов на приобретение воздушных судов отечественного производства авиакомпании-перевозчики сегодня выдвигают отечественным поставщикам ряд условий, которые выполняются поставщиками самолетов иностранного производства, в частности, обоснование показателей, характеризующих различные направления затрат в эксплуатации: расчета нормочасов, надежности и других. Кроме того, существующая система послепродажного обслуживания серийно производимой в России авиатехники отличается присутствием на этом рынке большого количества малых компаний, особенно, в области материально-технического обслуживания, наличием запчастей низкого качества и, зачастую, неизвестного происхождения. Для решения
всех этих проблем необходимо создание и внедрение в эксплуатацию автоматизированной системы поддержки послепродажного обслуживания продукции, способной обеспечить организацию и целенаправленный контроль интегрированной логистической поддержки воздушных судов.
Основными задачами автоматизированной системы поддержки послепродажного обслуживания продукции (АС ППОП) являются:
обеспечение материально-технического снабжения организаций-эксплуатантов авиатехники и поставки качественных запчастей;
управление обучением и повышением квалификации персонала;
предоставление услуг оператора при взаимодействии с существующими центрами ТО и ремонта;
организация взаимодействия разработчиков авиатехники с эксплуатантами;
ведение и использование базы эксплуатационной документации.
Для решения поставленных задач необходимо чтобы система удовлетворяла следующим требованиям:
Функциональные требования представлены в виде диаграммы вариантов использования на рисунке 1.
обеспечивать ролевой доступ к информационным и программным ресурсам системы;
предоставлять организации-эксплуатанту оперативный доступ к информационным ресурсам системы;
организовывать оперативное оповещение орга-низаций-эксплуатантов обо всех изменениях, связанных с техническими особенностями эксплуатации продукции;
обеспечивать поддержку организаций-
эксплуатантов по техническим вопросам эксплуатации продукции в режиме on-line;
предоставлять организации-эксплуатанту доступ к актуальной эксплуатационной, ремонтной и иной документации на продукцию предприятия;
предоставлять организации-эксплуатанту возможность организации документооборота по продукции предприятия;
обеспечивать информационный обмен между ор-ганизацией-эксплуатантом и производителем с целью поддержания актуального состояния сведений по продукции;
организовать обмен данными с эксплуатирующей организацией по контролю характеристик и параметров функционирования продукции;
организовывать систему ведения рекламационной работы в интерактивном режиме;
организовывать систему ведения заказов деталей и сборочных единиц в интерактивном режиме;
обеспечивать взаимодействия с внешними информационно-справочными и информационно-аналитическими системами на различных уровнях представления данных;
осуществлять сбор, верификацию и валидацию данных от распределенных разнородных неавторизованных источников на основе ресурсно-ограничительного подхода[2].
Нефункциональными требованиями, предъявляемыми к системе, являются:
система должна быть web-ориентированной для организации удаленного доступа организаций-эксплуатантов;
On-line поддержка эксплуатактов
Доступ к зксп л ут а ц и о н н о и документации
Ведение электронных дея продукции
Вз а им од ейст н не с внешними ИСС
Доступ к информационным ресурсам
Прием и обработка данных от разнородных неавторизованных источников
Формирование
заявок на поставку Д СЕ
Информационное оповещение
Формирование документации продукции
Организация реклама цион н ой работы
Кон т рол ь э ксп л ут а цион н ых показателей продукции
Рисунок 1 - Диаграмма вариантов использования АС ППОП
шеЬ-браузер
О-
HTTP
Интерфейсный уровень
<3
Javascript
Сервис управления асинхронными запросами обработки данных
web-cepaep
РНР
Прикладной программыный сервис (модуль)
Операционный уровень
СУБД
501
SOPA-сервис
-О-
SOAP
Внешняя
система I
Уровень Бнешних систем
Внешняя
система К
Рисунок и - Компонентная архитектура AU ШИЛ!
система должна быть спроектирована как открытая информационная система для обеспечения возможности интеграции с внешними информационно-аналитическими системами;
система послепродажного обслуживания продукции должна иметь сервис-ориентированную архитектуру для обеспечения возможности расширения функциональности.
Для удовлетворения нефункциональных требований, предъявляемых к системе, предлагается следующая компонентная архитектура, созданная на основе принципов построения открытых систем [3][4] (рисунок 2).
Предложенная компонентная архитектура включает в свой состав следующие уровни:
Интерфейсный уровень - обеспечивает ввод исходных данных и вывода результатов выполнения прикладных задач;
Операционный уровень - обеспечивает обработку данных и функционирование прикладных программных модулей;
Уровень внешних систем - обеспечивает взаимодействие сервисов операционного уровня с внешними информационно-аналитическими системами.
Каждый уровень предложенной архитектуры должен содержать набор web-сервисов для реализации функциональности уровня.
Взаимодействие между уровнями осуществляется посредством прикладных сервисов, используя следующие протоколы передачи данных:
HTTP (HyperText Transfer Protocol) - протокол передачи гипертекста;
SOAP (Simple Object Access Protocol) - основанный на XML (Extensible Markup Language -язык разметки) протокол, предназначенный для обмена структурированными сообщениями в распределенных информационных системах. SOAP устанавливает стандарт взаимодействия «клиент-сервер» и регламентирует, как должен осуществляться вызов, передаваться параметры и возвращаемые значения.
Применение предложенной архитектуры обеспечивает:
Расширяемость - позволяет расширять набор используемых модулей путем разработки новых ППМ или путем расширения функциональных возможностей имеющихся ППМ;
Интероперабельность - позволяет осуществлять интеграцию с внешними информационно-
аналитическими системами на различных уровнях представления данных.
Переносимость - позволяет беспрепятственно осуществлять изменение аппаратной платформы функционирования АС.
Предложенная концепция построения АС ППОП была апробирована при разработке автоматизированной системы поддержки послепродажного обслуживания продукции «Октава-НС». Целью АС ППОП «Октава-НС» является повышение эффективности поддержки обслуживания продукции предприятия в гарантийный и послегарантийный периоды жизненного цикла. Компонентная архитектура АС «Октава-НС» представлена на рисунке 3.
Для работы с данной АС предусмотрены следующие роли пользователей:
Эксплуатант - представитель эксплуатирующей организации;
Оператор - представитель предприятия производителя продукции, организовывающий взаимодействия с эксплуатантами;
Наблюдатель - представитель предприятия производителя продукции, отслеживающий изменение информации в АС;
Администратор - представитель предприятия производителя продукции, реализующий функции администрирования АС.
В зависимости от выданных прав доступа пользователи АС имеют возможность работы со следующими прикладными программными модулями:
«Авторизация и организация доступа» - предназначен для идентификации пользователя и обеспечения механизма доступа к информационным ресурсам системы. Помимо классической аутентификации при помощи пары логин и пароль, предусмотрен метод аутентификации пользователей с применением аппаратных ключей RuToken. Применение данного метода позволяет повысить степень защиты АС от несанкционированного доступа к информационным и программным ресурсам АС;
«Личный кабинет» - предназначен для отображения сводной информации по эксплуатирующей организации и используемой продукции предприятия, а также для организации доступа к различным разделам системы;
«Поиск информации» - предназначен для поиска информации по всем разделам системы;
«Подписка и рассылка» - предназначен для организации подписки пользователей на новостную рассылку системы по определенным разделам системы и тематикам;
«Новости» - предназначен для организации новостной ленты системы;
«Журнал событий» - предназначен для организации и ведения системы контроля действий пользователей системы;
«Пользователи» - предназначен для администрирования пользователей системы.
«Help-desk» - предназначен для поддержки клиентов предприятия в режиме on-line по срочным и текущим техническим вопросам эксплуатации продукции предприятия;
«Библиотека ЭД» - предназначен для доступа эксплуатирующей организации к актуальной эксплуатационной документации на продукцию предприятия;
«Рекламации» - предназначен для организации и ведения рекламационной работы в электронном виде с возможностью создания электронных отчетов за квартал, полугодие, год. Пользовательский интерфейс данного ППМ представлен на рисунке 4;
«Каталог комплектующих единиц» - предназначен для организации и ведения каталога комплектующих единиц продукции предприятия, а также для организации системы приема заказов на комплектующие единицы в электронном виде Пользовательский интерфейс данного ППМ представлен на рисунке 5;
«Шаблоны документов» - предназначен для формирования эксплуатационных и отчетных документов в электронном виде. Пользовательский интерфейс данного ППМ представлен на рисунке 6;
«Электронный формуляр изделия» - предназначен для ведения формуляра изделия в режиме online;
«Анализ эксплуатационной информации» - предназначен для анализа дампов эксплуатационной информации изделия, а также представления результатов анализа в графической форме. Пользовательский интерфейс данного ППМ представлен на рисунке 7;
«Дистанционная система обучения» - предназначен для организации системы дистанционного обучения различных категорий пользователей системы.
Предложенная концепция позволила реализовать «Октава-НС» как АС ППОП с открытой программной архитектурой. Однако, отдельной детальной проработки требуют вопросы связанные с приемом, обработкой и накоплением информации от распределенных источников неавторизованных в данной системе. Успешное внедрение АС ППОП «Октава-НС» на предприятиях авиационной промышленности показало, что использование данной АС позволяет повысить разделение финансовой ответственности за проектно-производственные и постпроизводственную стадии жизненного цикла продукции, а также сформировать единый узнаваемый бренд поставщика в сфере сервисной поддержки продаваемой авиатехники.
] web-браузер
Javascript
О-
HTTP
Интерфейсный уровень
Сервис управления асинхронными запросами обработки данных
PHP
APACHE
Операционный уровень
СУБД PostgreSQL
Авторизация и организация доступа
Пользователи
Шаблоны документов
Рекламации
Журнал событий
I Электронный формуляр изделия
Личный кабинет
Библиотека ЭД
Каталог ком пл екту кз щих единиц
Help-desk
Дистанционная система обучения
Поиск информации
Подписка и рассылка
Ноности
Анализ эксплуа т а цион н ой информации
О
SQL
Справочная информация
АСУ предприятия
SOAP
SAP R3
Уровень внешних систем
Рисунок 3 - Компонентная архитектура АС «Октава-НС»
ir Рекламации
Ш Список рекламационных акгой
¿J Сояпн гь рккЛлчнционный ЯК1
(НО HWíeo'lle CMiVt Дма свет и
1315 1АИ-4ЬО-МС Небольшой дефект а rawepe сгорания Треи^ина в теадогюенчеехш отверстии Требуется гарантийная заиемэ
test C54M9SJF4785. 'АИ >4 SO-MC EESSa Е
123 CWÜ»6Jf 4У8&. 'АИ-450-МС Небольшой дефект о гаыере сгорания Трещина в тетаяапнсстм отверстии Требуете» гарантийная иыеиа
fl4Q5Sßjr.4765, 'АИ-150-МС ПшЮММ Пе&ШЬШЙЯ ЗймкнкГь месйиэдиыо нее КЗЕД Ш
330 12i'12.2fl1V«S
фыифып 334 фынфыя
314 Россия 412-12 316 Нксия ЯЬ-1-1
G48-59SJF4T85,' АИ-450ЛЮ Небольшой дефетл в лаиере сгорании Треирна в тетшилмесиж отверстии ТреОуетс и гарантийная миена
G46WÄJH ÍS& i1 АИ-tSQ-WC Пол1ММ «rftirnui» Памеингп несЛлздиип mit
G4B5!X1JF47651АИ-450 МС I МЛгслышн Дефкп в Muept; тирания IfHtiqiiHn и гпшпаимкши Швйрсши ГркГг^^Тся (и|мнгиннля idutH.i
Ё£8Г84Г05 i ЛИ-450 MC Дефект реэьбь»
cUüüKJUVSü i аи-imak: не работает ылуи
Рисунок 4 - Пользовательский интерфейс ППМ «Рекламации»
■¿Г Каталог мпасных частей
■_■ Загрузить каталог В£ Загрузить прайса г Классификатор
¿3 МОДУ'1И ДВИГАТЕЛЯ ПЕЛ
Ней» * ОЦ4>6Т1Л1.О9ЛЯЦО61?П1О»11Ц03
в нд ««.Гц«тор» тиун, ацияновова-ю бЗДшйови-Ю]
9 Кв>ТЯ- рябги^ ГО&ф-ЛА СТ>Г№44Н Модуль 04(4 36Т1 .(I]_£р).010- ]0 Ы7П 1<«ГЛП 10]
@ корпус ММПМНТДО С прОО ли™ мшу т. сщвзгонвгвв-м о1ГО1«о»>1о]
9 В.] -, вянтапятора с от срой Нод.'ь ОЭ£«3?011М1СО- |«1! &}7П1О9{0П-1ПО1]
нвяу.% «{МЛмчйвО-М М№МК№ИЯ
9 к.оыгрксср ннэпого дахни Чаду* а-[6370НКм>К>Л №№0000-10011
в Устройство реоорсмп»ое Нод>"ь 13[6г?21>«0СС1>К01 63ШНОООО-1001]
в <горлнк* с ел тал Нед,'». ЩЫбОКЮОСО' До| ЫбОХОПО- Ц»1) в (Чгар |вд нсйуь 1![бзйно2оп>ии2 бйоадгохмой]
9 корпус (ЛОР туремм Мод -Ь |1Х«604ПЭШ> 1001 БЭфСЙОЭППО- 1001|
гнй мадль 1Й(63ЫЧ«О1»]ОО1 тновооиш]
# Загрузить СМДНОИДУПЫЧЛС СКИДКИ
Л Карточка запасной части * > Главным модуль Модуль 14
ГгШтьп моцу»ь Модуль и «53?0(М 1003
КОДДСЕ
Цена '9« 5
Рисунок 5 - Пользовательский интерфейс ППМ «Каталог комплектующих единиц»
;=Е Шаблоны документов
/ Проскогр документов
5 Печ#»ь НаМад
ТЕХНИЧЕСКИЙ
Настоящий теоюттий ш сосгзыгк _ прот.гчгIгл*м -жгплуатируюютЯ
П руиэпол Пс "им орпгвдш по дораоопам
произведены раооты на гаделшх.
И укшШЮй работы состажиет_чыо®е*о1асоа
Рисунок б - Пользовательский интерфейс ППМ «Шаблоны документов»
Анализ полетной информации
Л Просмотр результата
Г [Шриш построены по ЗДГруЖС!Н1ШМ длигым
001И наиии и, 14 он» 1м:,г.'1.'Л1.1)1 1шгя
(ю 113
гездП с опт «УаОй34ь-Йба ЦЧ «Й5и1| сопГ
14 !!4Я Г! И4ПИ' I
I Ч 39* 1Т Ж*.1 ■
I Г М-ГГМЯ ! ?.«» 1Т • ?.«4 1' да 'I --В* 11 01
Рисунок 7 - Пользовательский интерфейс ППМ «Анализ эксплуатационной информации»
ЛИТЕРАТУРА
1. О. Поспелова, «Послепродажное обслуживание авиатехники: с учетом мирового опыта». (Обзор конференции "Послепродажное обеспечение эксплуатации о поддержание летной годности авиационной техники"). АвиаПорт. 2008 г.
2. Горшков П.С. «Ресурсно-ограничительный метод исследования сложных информационных систем».г. Пенза; Труды симпозиума «Надежность и качество» 2008г.
3. В.А. Сухомлин, Введение в анализ информационных технологий (Курс лекций), М: "Радио и связь", 2002. - 352 с.
4. Горшков П.С., Халютин С.П., Омельченко В.П., Подлесских А.А. «Открытая информационная система поддержки расчетов в электроэнергетических системах». г.Сочи; Сборник материалов международной научно-технической конференции «КБД Инфо-2011», 2011 г.
5. Потёмкин А.В., Горшков П.С., Халютин С.П. Методика синтеза структурных схем системы электроснабжения воздушных судов. Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2 013. Т. 1. С. 318-321.
6. Горшков П.С. Ресурсно-ограничительный метод исследования сложных информационных систем, г. Пенза; Труды симпозиума «Надежность и качество» 2008г.
УДК 004.415.2
Горшков П.С., Казьмин О.О.
ООО «Экспериментальная мастерская НаукаСофт», Москва, Россия
РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ИМИТАЦИОННЫЙ СТЕНД С ОТКРЫТОЙ ПРОГРАММНОЙ АРХИТЕКТУРОЙ ПОЛУНАТУРНОЙ ОТРАБОТКИ УЗЛОВ
И АГРЕГАТОВ ВОЗДУШНОГО СУДНА
Введение
Бортовое оборудование летательных аппаратов представляет собой совокупность узлов и агрегатов, к качеству и надежности которых предъявляются строгие требования, что обусловлено режимом эксплуатации указанных компонентов. Их соответствие заданным требованиям устанавливается при помощи натурных испытаний. Натурные испытания безусловно необходимый и важный этап в процессе создания новых узлов и агрегатов, но для сокращения временных и материальных затрат применяется полунатурные испытания, которые представляют собой исследование управляемых систем на моделирующих комплексах с включением в состав модели реальной аппаратуры [2, 6]. Наряду с реальной аппаратурой в замкнутую модель входят имитаторы воздействий и помех, математические модели внешней среды и процессов. Полунатурные испытания проводятся на стендах, в которые входят тестируемые устройства (как в единственном числе, так и наборы устройств), вычислительные машины с программными моделями и средства обмена данными между ними. Отличительной особенностью известных стендов является привязка к конкретной модели оборудования, которое проходит испытания. Другими словами, под каждую модель устройства создается
отдельный испытательный стенд. В случае испытания набора узлов и агрегатов воздушного судна ("Железная птица", [1]) имитационный стенд создается под тот набор оборудования, который используется в отдельно взятой модели самолета. Современными требованиями к создаваемому стенду являются:
наличие единого информационного пространства, к которому могут быть подключены различные модели и устройства;
соблюдения единого временного режима;
наличие поддержки распределенного моделирования;
удаленный доступ к стенду.
Единое информационное пространство позволяет расширять его функциональные возможности без перепроектирования программного обеспечения. Соблюдение единого временного режима реального времени подразумевает, что выполнение операции, произведенное вне установленных временных рамок, считается ошибкой системы и является недопустимым. Данное требование переносится также и на программную модель подобной системы, в следствие чего традиционно имитационные стенды полунатурной отработки не создаются с распределенной архитектурой и территориально находятся у производителей тестируемых объектов.
Выбор модели
Выбор тестируемого узла
Оператор
Выбор режима полета
Ввод начальных параметров модели
Запуск испытания
Распределенное моделирование ЛД
Рисунок 1 - Варианты использования имитационного стенда