Научная статья на тему 'Автоматизированная система научных исследований ассоциативных экспериментов (АСНИ АЭ)'

Автоматизированная система научных исследований ассоциативных экспериментов (АСНИ АЭ) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
729
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВЕБ-ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕРСИИ СЛОВАРЕЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Филиппович А. Ю.

Статья посвящена Автоматизированной системе научных исследований ассоциативных экспериментов. В ней рассматрены электронные версиям ассоциативных словарей, подсистема анализа ассоциативно-вербальной сети, система проведения интерактивного ассоциативного эксперимента и методика фильтрации «шумов» в электронных ассоциативных экспериментах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система научных исследований ассоциативных экспериментов (АСНИ АЭ)»

Караулов Ю.Н. Языковое сознание: пассивный и активный режим работы // Межкультурная коммуникация и перевод. Материалы межвузовской научной конференции 31 января 2003 г. М.: МОСУ, 2003.

Караулов Ю.Н. Единицы языка и единицы знания // Теория и практика лингвистического анализа текстов СМИ в судебных экспертизах и информационных спорах. Материалы научно-практического семинара. Часть 2. М.: «Га-лерия», 2003.

Караулов Ю.Н. О единицах знания // Полифония образования и англистика в мультикуль-турном мире. Тезисы первой междунар. конф. Ассоциации англоведов и преподавателей английского языка 25-26 ноября 2003 г. М.: МГЛУ, 2003.

Караулов Ю. Н. Основы лингвокультурного тезауруса русского языка // Русское слово в русском мире. Москва-Калуга, 2004.

Караулов Ю.Н. Концептография языковой картины мира. Статья 1: Первый этап «восхождения» к образу мира: от элементарных фигур знания к предметно-референтным областям культуры // Scripta linguisticae applicatae. Проблемы прикладной лингвисти.ки. Вып. 2. Сб. ст. М.: «Азбуковник». 2004. С. 7-17.

Караулов Ю.Н. Концептография языковой картины мира. Статья 2: Референтные области, концепты и концептосферы. (Второй этап «вос-

хождения» — от областей к концептам) // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты. Сб. ст. М., 2004, С. 69-82

Панченко А. В. Инструментальное средство для аналица ассоциативных сеттей // Интеллектуальные технологии и системы. Сборник учебно-методических работ и статей аспирантов и студентов. Вып. 9. М., 2007.

Сиренко А. В. База данных лингвокультурно-го тезауруса русского языка // Интеллектуальные технологии и системы. Сборник учебно-методических работ и статей аспирантов и студентов. Вып. 8. М., 2006.

Сиренко А.В. Лингвокультурный тезаурус русского языка // Дипломный проект. Рук. Ю.Н.Филиппович. МГТУ им. Н.Э.Баумана. М, 2007.

Филиппович Ю.Н. Семиотическая концепция интеграции информационных технологий // Scripta linguisticae applicatae. Проблемы прикладной лингвистики -2001. Сб. ст. / Отв. ред. А.И.Новиков. М.: Азбуковник. 2001. С. 311-338.

Филиппович Ю.Н. Эскиз информационной технологии лингвокультурного тезауруса // Язык. Сознание. Культура. Сборник статей. М.-Калуга:, 2005. С. 319-334.

Черкасова Г.А. Опыт использования информационной технологии «Ассоциативный эксперимент» // Язык. Сознание. Культура. М.Калуга, 2005. С.308-318.

А.Ю. Филиппович АСНИ АССОЦИАТИВНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Вербальные ассоциации, ассоциативный эксперимент, моделирование, веб-технологии, электронные версии словарей

Статья посвящена Автоматизированной системе научных исследований ассоциативных экспериментов. В ней рассматрены электронные версиям ассоциативных словарей, подсистема анализа ассоциативно-вербальной сети, система проведения интерактивного ассоциативного эксперимента и методика фильтрации «шумов» в электронных ассоциативных экспериментах.

Ассоциативный эксперимент (АЭ) является одним из самых распространенных методов психолингвистики для оценки особенностей восприятия человека и изучения его языкового сознания. Своей популярностью он обязан относительной простоте организации небольшого эксперимента и оценки полученных результатов. Однако для проведения массовых экспериментов и

глубокого анализа ассоциативных полей требуются специальные инструменты подготовки исходных и обработки результирующих данных, среди которых наибольшее применение нашли такие средства автоматизации, как программы для генерации анкет, лингвистические редакторы, базы данных, пакеты статистического анализа и др.

В большинстве случаев подобные инструменты разнородны и трудно интегрируются друг с другом, что приводит к необходимости разрабатывать специальные программы-конвертеры и адаптировать системы более общего назначения. Задача преодоления недостатков таких решений является одной из главных предпосылок для создания Автоматизированной системы научных исследований ассоциативных экспериментов (АСНИАЭ).

Второй важной предпосылкой для создания комплексной информационной системы является бурное развитие современных информационных технологий, которые открывают дверь не только для автоматизации рутинных операций, но и предлагают новые возможности по организации самих экспериментов: значительное расширение аудитории за счет постоянно растущего количества пользователей сети Интернет, высокая динамика наполнения баз данных АЭ, новые формы и режимы анкетирования и т.д.

Третьей предпосылкой является рост интереса к прикладному использованию ассоциативных полей для проведения рекламных компаний, анализа текстов выступлений, контекстного поиска информации, автоматического перевода, построения семантических сетей и онтологий.

Моделирование и анализ языкового сознания россиян

Несмотря на большое количество предпосылок и значительный объем наработок, отправной точкой для начала работ по созданию АСНИ АЭ послужила задача исследования динамики ассоциативно-вербальной модели языкового сознания, отвечающей за формирование образа России в современном мире1.

1 Разработки ведутся при поддержке гранта РГНФ № 06-04-03803в «АСНИ динамики ассоциативно-вербальной модели языкового сознания русских как индикатора образа России в новейшей истории и современности» в рамках конкурса 20062008 гг. «Образ России в современном мире»

Данный проект направлен на решение фундаментальной проблемы, касающейся нескольких смежных научных дисциплин (семиотики, лингвистики, психологии, культурологии, социологии), — моделирования и анализа языкового сознания россиян определенного поколения (конец ХХ в. — начало XXI в.). В рамках исследования предполагается, что АЭ можно рассматривать как способ овнешнения языкового сознания, а ассоциативный тезаурус, составленный на основе репрезентативной выборки, является моделью сознания «усредненного» носителя русского языка.

Основное направление исследований — изучения стимульно-реактивного (ассоциативного) режима работы языкового сознания, отражением которого является ассоциативно-вербальная сеть современного русского языка (АВС), зафиксированная в следующих словарях:

• «Русский ассоциативный словарь»;

• «Словарь ассоциативных норм русского языка А. А. Леонтьева».

Они позволяют изучать системность и содержание образа мира россиян в динамике последних десятилетий. Дополнительно в рамках проекта рассматриваются ассоциативные словари, которые отражают межкультурные аспекты и в перспективе могут способствовать уточнению особенностей сознания русских:

• «Славянский ассоциативный словарь»;

• «Русско-испанский ассоциативный словарь»;

• «Ассоциации информационных технологий: эксперимент на русском и французском языках».

Проанализировав исторические тенденции формирования обыденного образа мира россиян, можно сравнить результаты с данными по другим культурам и исследовать связь языка и культуры, а также роль языка в процессе формирования этнического менталитета россиян в современном мире.

Особое внимание уделяется аудитории и лексике, связанной с современными информационными технологиями, т.к. в настоя-

щее время наблюдается активное смещение коммуникативного взаимодействия, особенно среди молодежи, в новую информационную среду.

В качестве основного планируемого результата проекта по моделированию и анализу языкового сознания россиян планируется создание базы данных «Ассоциативный образ россиян носителей русской культуры» в среде Интернет и инструментально-программной среды для автоматизации исследований языкового сознания русских, которые позволят: o представить процесс формирования и развития русского языка и исторических тенденций в последние четыре десятилетия в России; o социальным институтам по формированию общественного сознания наиболее привычным для слушателей образом и, следовательно, наиболее эффективно доносить социально одобряемые идеи (например, повысить эффективность воздейственных текстов в СМИ);

• социальным институтам по формированию общественного мнения осуществлять мониторинг общественного сознания для выявления тенденций его эволюции;

• составителям различного рода текстов выбирать наиболее эффективные способы конструирования текстов, делая их понятными и легко запоминаемыми;

• выявить и обоснованно подтвердить специфику национального менталитета русских.

Функциональные подсистемы АСНИ АЭ

При разработке АСНИ АЭ основой упор сделан на web-технологии, которые позволяют расширить круг пользователей системы и сделать доступным решение задач через Интернет . Вместе с тем, используются и традиционные (desktop) технологии, необходимость создания которых обуславливается следующими причинами:

2 Основная страница АСНИ АЭ в Интернет находит-

ся по адресу http://www.philippovich.ru/Projects/ASIS/.

• существующие наработки (текстовые ресурсы, базы данных и программы) ориентированы на локальное использование;

• производительность и удобство работы с помощью web-технологий по ряду параметров уступает реализациям локальных программ;

• немаловажным фактором является ограниченность доступа в Интернет (удаленность, пропускная способность, стоимость и т. д.) и недостаточная квалификация в области современных ИТ потенциальных пользователей;

• web-технологии вносят дополнительную сложность в защите информации, разработке организационного и правого обеспечения;

• создание экспериментальных версий и прототипов компонент АСНИ АЭ может оказать более эффективной при ориентации на локального пользователя. АСНИ АЭ является экспериментальной

разработкой, которая постоянно развивается и дополняется новыми модулями и данными. На текущий момент ней выделено несколько основных и перспективных подсистем:

• Электронные версии ассоциативных словарей;

• Система проведения интерактивного ассоциативного эксперимента;

• Система анализа ассоциативно-вербального поля;

• Система проведения визуального ассоциативного эксперимента;

• Система психолингвистического анализа текстов.

Электронные версии ассоциативных словарей. Основное назначение этой подсистемы состоит в представлении изданных печатных словарей в новой современной форме — в виде HTML-ресурса. Для повышения эффективности работы со словарями разрабатывается web-ориентиро-ванная база данных АСНИ АЭ и дополнительные возможности работы с ней, которые в перспективе будут доступны для ши-

рокого круга пользователей сети Интернет. В состав подсистемы входят следующие компоненты:

• Интернет-версии печатных изданий ассоциативных словарей, разработанные путем преобразований печатных изданий в формат статического HTML или PDF.

• Адаптированные Интернет-версии словарей, в основу которых положена специально сформированная web-ориентированная версия интегрированной БД ассоциативных экспериментов и технологии динамического формирования web-страниц.

• Информационно-поисковая (запросная) система, которая является дополнительным механизмов вывода данных, позволяет задавать гибкие запросы и получать выборки по различным характеристикам.

• Компонента подключения внешних БД, которая содержит набор утилит для преобразования в унифицированный формат внешних БД известных АЭ. Кроме того, предполагается реализовать возможность создания и подключения к общей системе персональной БД АЭ, которая может быть составлена путем специально подобранной выборки статей, анкет или слов из общей или собственной базы.

Система анализа ассоциативно-вербального поля. Основное назначение этой подсистемы состоит в информационной поддержке деятельности исследователя (или другого пользователя) по анализу ассоциативно-вербальной сети (поля) с использованием общих или специально разработанных технологий.

В настоящее время реализована и открыта для доступа тестовая версия компоненты поиска ассоциативных цепочек3, использующая стандартные средства запросных систем на базе SQL. Помимо этого разрабатываются специальные алгоритмы поиска кратчайших цепочек стимул-

3 Более подробно возможности этой системы раскрываются в статье Филиппович Ю.Н. в данном журнале.

реакция, построенные на базе современных парадигм в области искусственного интеллекта, связанных с генетическими алгоритмами, нейронными сетями и т. д.

Система проведения визуального ассоциативного эксперимента. Данная подсистема позволяет выйти за рамки возможностей традиционного вербального эксперимента за счет использования в качестве стимулов (реакций) графических изображений или видеороликов. Основными компонентами системы являются:

• База данных графических изображений и видеоматериалов;

• Графическая онтология, которая устанавливает различные, и в первую очередь, семантические, отношения между образами и их вербальным представлением;

• Программные модули для организации АЭ на локальных компьютерах и через сеть Интернет, которые впоследствии могут быть интегрированы с системой интерактивного ассоциативного эксперимента.

В перспективе визуальный АЭ планируется дополнить аудиальными аспектами4 и реализовать возможность проведения мультимедийного АЭ, сочетающего или чередующего стимулы для различных каналов восприятия. Особый интерес в этом отношении представляют изучение ассоциативных полей людей с ограниченным слухом, которые для коммуникации активно используют артикуляционные и жесто-мимические образы.

Система психолингвистического анализа текстов. Данная подсистема является одним из основных инструментов для проведения прикладных исследований, направленных на решение следующих типовых задач:

• Оценка эмоциональной окраски текста и выявления потенциальных ассоциаций соответствующих целевых групп;

4 т г

К аудиальным аспектам можно отнести использование в рамках АЭ живой речи, мелодий, звуков, фоновой музыки, а также наработок в области фоносемантического анализа.

• Формирование первичного и вторичного ассоциативных рядов для оптимизации рекламных текстов и текстов-выступлений;

• Подбор и оптимизация стимульных рядов на основе списков желаемых или необходимых реакций;

• Разработка эффективных списков ключевых слов для индексирования интернет-сайтов в информационно-поисковых системах.

Прочие компоненты и подсистемы. К числу дополнительных компонент, которые пока только проектируются или не могут быть реализованы автономно, относятся следующие перспективные подсистемы:

• «Пространственные метки», которая позволяет осуществлять анализ динамики изменения ассоциативных рядов с привязкой к геоинформационным системам;

• «Анализ профилей респондентов и их категоризация», которая базируется на технологиях Data Mining (интеллектуального анализа данных) и направлена, в первую очередь, на классификацию и кластеризацию участников АЭ для сравнительного анализ их ассоциативно-вербальных полей;

• «Мультиязычная поддержка», которая предназначена для проведения АЭ на различных языках и выявления лингво-культурных отличий среди народов мира. В качестве исходных материалов для этой подсистемы выступают Славянский и Русско-испанский ассоциативные словари, а также результаты тематического эксперимента на русском и французском языках «Ассоциации информационных технологий».

Система проведения интерактивного ассоциативного эксперимента

Основное назначение этой подсистемы АСНИ состоит в автоматизации рутинных операций АЭ, т.к. необходимость вручную формировать, распечатывать и вносить в базу данных результаты экспериментов требует серьезных временных, организаторских и материальных затрат.

Кроме того, как показывает практика, из-за неразборчивости почерка регулярно возникают ошибки ввода и опечатки операторов. Традиционная (бумажная) технология дополнительно накладывает ограничение на удаленность респондентов и создает сложности при сохранении условий проведения экспериментов и обработки материалов, приходящих по почте. Эти ограничения могут быть частично устранены за счет использования современных ИТ и создания web-ориентированной системы проведения интерактивных ассоциативных экспериментов, которые обладают следующими неоспоримыми преимуществами:

• значительное уменьшение временных и материальных затрат;

• возможность прохождения анкетирования одновременно большому числу респондентов;

• возможность одновременного проведения нескольких АЭ;

• значительное уменьшение количества ошибок;

• расширение круга респондентов;

• возможность постоянного развития базы. Значительное уменьшение временных и

материальных затрат достигается тем, что при проведении эксперимента в Интернет нет необходимости вручную подготавливать анкеты, распечатывать их, организовывать централизованное распространение, заполнение и сбор анкет. Также исключается этап ввода анкет в базу данных специальными операторами — вместо этого, стимулы вводятся в базу данных самим респондентом.

Возможность прохождения анкетирования одновременно большому числу респондентов является очень важным преимуществом, т.к.позволяет многократно сократить сроки проведения эксперимента и увеличить его аудиторию.

Использование системы проведения интерактивного АЭ для решения задач гранта РГНФ по исследованию ассоциативно-вербальной модели языкового сознания русских как индикатора образа России в но-

вейшей истории и современности позволит дополнительно решить следующие задачи:

• наполнить БД АЭ самыми современными данными и добавить новый временной срез в ассоциативные исследования;

• предоставить возможность отслеживания и анализа динамики изменения образов языкового сознания россиян с заданной степенью дискретизации;

• создать отдельный ракурс образов языкового сознания среди выделенной категории населения — пользователей Интернет, которые во многом формируют образ электронной России;

• расширить границы ассоциативного эксперимента, включив туда представителей русскоязычного населения за рубежом;

• провести точечный эксперимент по стимулам, характеризующим образ России. Создание условий для непрерывного

пополнения данных потенциально дает возможность:

• наблюдать резонансы в реакциях и привязывать их конкретным событиям;

• оценить скорость изменения АВС и необходимую частоту проведения экспериментов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• исследовать механизмы построения временных индикаторов для повышения эффективности решения задач проекта; Несмотря на множество преимуществ,

web-ориентированная версия имеет также ряд недостатков, которые требуют разработки специальных методов и подходов:

• При наборе данных на клавиатуре многие пользователи делают опечатки или орфографические ошибки, которые во многом исключаются за счет грамотности операторов набора. Тем не менее, этот недостаток не является критическим и может быть преодолен с помощью специализированных компьютерных программ проверки правописания.

• При проведении Интернет-опросов трудно проконтролировать условия эксперимента. Например, пользователь (респон-

дент) может одновременно решать другие задачи, связанные с работой или отдыхом, слушать музыку и т. д. В этих случаях ассоциации могут сильно зависеть от внешних стимулов и снижать ва-лидность экспериментов.

• В анкетах помимо традиционных ругательств, шуток, рифм и других формальных и неформальных отметок могут появляться новые типы «шумов». Предположительно они могут быть связаны с возможностью копирования слов через буфер обмена операционной системы из параллельно открытых документов. Подобного рода шумы могут частично исключаться за счет добровольного участия в эксперименте, т.е. без привязки к дополнительным бонусам в виде доступа к ресурсам и др.

В настоящее время в среде Интернет доступна вторая версия программы, которая во многом является экспериментальной и содержит следующие функциональные возможности:

• Два режима работы: пользовательский, который используется заполнения анкет, и администраторский, который предназначен для создания, настройки и просмотра результатов АЭ.

• Регистрация участников эксперимента, которая позволяет сокращать время на повторный ввод персональных данных и обеспечить изучение динамики изменения АВС путем проведения нескольких экспериментов. В то же время респондент может остаться анонимным участником АЭ, если администратор АЭ не введет соответствующее ограничение.

• Возможность создания новых или изменения существующих АЭ путем ввода списка стимулов и настройки параметров.

• Гибкая и расширяемая система настроек характеристик респондентов позволяет вводить новые параметры, указывать очередность и обязательность их заполнения.

• С точки зрения визуальных настроек анкетных форм существует возможность указания количества стимулов в анкете, одновременно отражаемых на экране.

• Просмотр отдельных анкет позволяет оценить особенности ассоциативно-вербального мышления конкретного респондента или их группы.

• Результаты АЭ можно просмотреть и в обобщенном виде с помощью традиционного представления прямого и обратного ассоциативного словаря.

В дальнейшем в программе планируется добавить следующие функции:

• Возможность генерации разнообразных анкет;

• Расширенные визуальные настройки отображения анкет эксперимента;

• Учет пользователей и групп пользователей;

• Развитый инструмент вывода результатов и статистических данных об экспериментах.

Возможность генерации разнообразных анкет. В настоящей версии программы доступен лишь минимальный функционал — каждый эксперимент содержит список стимулов и в каждой анкете любой стимул встречается ровно один раз. В будущих версиях необходимо реализовать возможность генерации анкет, т.е. из общего списка стимулов в анкету должно попадать только заданное количество с указанной вероятностью появления. Планируется также ввести механизм ограничений, который позволяет сделать так, чтобы стимулы не встречались в экспериментах больше определенного количества раз.

Визуальные настройки отображения эксперимента. В новой версии планируется добавить следующие возможности визуальной настройки:

• расположения стимулов (количество столбцов, количество символов в столбце, количество стимулов на странице);

• шрифтовая разметка (размер, стиль и т.д.);

• цветовые гаммы (цвет шрифта, фона, полей ввода и т.д.)

Учет пользователей и групп пользователей. В дальнейшем должна быть предусмотрена расширенная система полномочий, включающая авторизацию и аутентификацию пользователей. Как минимум, должны быть созданы и настроены следующие роли:

• Администратор. Пользователи этой роли могут добавлять авторов экспериментов, а также курировать разнообразные системные настройки (резервирование данных, выгрузку и загрузку любых экспериментов, администрировать форумы и т.д.).

• Автор эксперимента. Пользователи этой роли должны иметь возможность создать эксперимент — ввести в систему список стимулов, выбрать настройки формирования анкет и ограничители, указать необходимые настройки отображения, выбрать данные, которые необходимо ввести респонденту о себе и т. д.

• Респондент. Пользователи этой роли должны иметь возможность регистрации и задания своих персональных данных . Развитый инструмент вывода результатов и статистических данных об экспериментах.. В текущей версии система может только формировать статистику об относительной частоте реакций в разрезе экспериментов, но в будущем планируется реализация следующих отчетов, составляющих основу прямого и обратного ассоциативных словарей:

• абсолютная и относительная частота реакций на заданные стимулы (группы стимулов);

• абсолютная и относительная частота стимулов, породивших выбранную реакцию (группу реакций).

Все статистики могут быть представлены в разрезе одного или всех экспериментов с возможностью разбиения респондентов по различным критериям на группы (пол, возраст, сфера деятельности, родной язык и т. д.).

Методика фильтрации «шумов» в электронных АЭ

Одним из важнейших факторов, от которых зависит валидность ассоциативного эксперимента (АЭ), является «уровень шума» в ответах респондентов. В общем случае под шумом следует понимать ответы на анкету, которые получены не по правилам эксперимента, или некорректно рассчитанные статистические показатели для группы участников.

При проведении экспериментов через Интернет уровень шума существенно возрастает из-за меньшего контроля со стороны организаторов и наличия дополнительных возможностей у респондентов. В связи с этим важной задачей при создании АСНИ АЭ является разработка методов фильтрации (уменьшения и устранения) шумов.

Все шумы можно разбить на две укрупненные группы. К первой из них относятся сознательно задаваемые респондентом неверные ответы, а ко второй — случайные факторы, вызванные ошибками и особенностями проведения АЭ.

К случайным шумам можно отнести следующее:

• орфографические ошибки и опечатки при вводе результатов анкетирования в электронную базу данных;

• омонимия слов, приводящая к ошибочному объединению различных по смыслу реакций в единое понятие и подсчету общей частотности;

• пустые ответы, вызванные нехваткой у респондента достаточного времени на написание ответов или их ввода в компьютер;

• необъективный подсчет частотности ассоциаций, вызванный неравномерностью количества респондентов в опрашиваемых группах, сформированных по половозрастному, географическому, профессиональному или другому принципу;

• влияние предшествующего в анкете стимула, реакции или их группы на текущие и последующие ответы. «Сознательные шумы» зависят от целей,

преследуемых респондентами, и условий (механизмов) ассоциативного эксперимен-

та. Их условно можно разделить на следующие виды:

• Деструктивные цели, вызванные желанием навредить эксперименту и снизить его валидность. Они могут быть вызваны следующими причинами:

• «недобровольный» характер включения респондента в АЭ (часто встречается при анкетировании в вузах и военных частях);

• желание проверить или опровергнуть полученные в ходе эксперимента результаты;

• «киберспортивный» интерес, который сильно развит среди особой группы пользователей Интернет, часто называемых хакерами;

• Рекламные цели, которые реализуются путем размещения в качестве ответов рекламы различных товаров и услуг или ссылок на специализированные электронные ресурсы;

• Цели быстрого заполнения анкеты АЭ, которые могут возникнуть в случае использования специальных опросных форм как обязательного предварительного шага для получения доступа к ресурсам проекта или другим необходимым данным.

• Желание выделиться среди прочих респондентов за счет оригинальности ответов, использования нецензурных выражений и т. д.

Методы фильтрации шумов можно условно разделить на три группы в зависимости от применимости на различных этапах проведения АЭ:

• Методы планирования технологии проведения АЭ с учетом потенциально возможных шумов;

• Методы управления процессом проведения интерактивного АЭ;

• Методы постобработки данных для выявления типовых шумов.

К первой группе относятся методы, которые направлены на устранение шумов и обеспечения валидности эксперимента за счет оригинальной организации процесса

анкетирования и специальной подготовки исходных данных.

Одной из наиболее сложных задач АЭ — ограничение влияния предшествующих в анкете стимула, реакции или их группы на последующие ответы. В настоящее время для этого широко используются методы случайной генерации последовательности стимулов в анкете. Они достаточно эффективно работают для частотных реакций общего характера, однако при проведении прикладных АЭ для исследования отдельных аспектов в рекламных целях или для тематического (например, анализа стимульного ряда «образа России») этого оказывается недостаточно. Компьютерная реализация позволяет расширить возможности организации ассоциативного эксперимента следующим образом:

• случайным образом и в заданных границах формировать количество стимулов на одной странице (экране);

• отображать в каждый момент времени только один стимул на экране;

• проводить контекстный АЭ на web-страницах специализированных сайтов, в поисковых системах и т. д.;

• на основе анализа имеющихся данных исключать комбинации частотных ассоциативных цепочек в опросном листе. Ко второй группе относятся методы и

решения, которые определяют для интерактивных АЭ окружающее информационное пространство и функциональные возможности пользователя (респондента).

Для борьбы с орфографическими ошибками можно использовать стандартные подходы шрифтового или цветового выделения ошибочных и неизвестных слов. Основным недостатком такого решения является необходимость использования (или даже разработки) специализированных орфографических модулей, спеллеров и т. д. Дополнительную сложность представляет значительный объем соответствующих программных модулей и баз данных, который не позволяет осуществлять проверку данных на компьютере клиента и требует

передачи данных на сервер, что приводит к дополнительным временным затратам.

В качестве альтернативы или дополнения можно использовать списковые элементы компьютерного интерфейса (ListBox, ComboBox и др.), которые позволяют выбирать ответы из раскрывающегося списка и автоматически фильтровать возможные варианты с учетом набранных первых букв слова. Недостатком такого метода является потенциальная опасность «программирования» возможных ответов, сужая их визуальным рядом, простой и скоростью выбора.

Для борьбы с омонимией слов необходимо предусмотреть специальные механизмы уточнения семантики стимулов и реакций. В первом случае (для стимулов) можно воспользоваться дополнительными пояснениями, представленными в виде текстового сообщения или графического образа. Во втором случае (для реакций) нужно в информационной системе интерактивного АЭ реализовать возможность ввода пояснений. Более сложным решением является предварительное составление списков слов с возможной омонимией и реализацией возможности ввода или выбора соответствующего значения на экранной форме.

Основными недостатками описанных решений являются:

• потенциальные изменения в реакциях за счет расширения ассоциативно-вербального поля дополнительными словами и фразами;

• дополнительные временные затраты респондента для ввода ответа или выбора уточнений;

• необходимость составления специальных баз данных слов с омонимией;

• неполнота баз данных слов с омонимией и необходимость разработки инструментов ее динамичного наполнения;

• неоднозначность графических образов, факт использования которых выходит за рамки вербального эксперимента и может привести к нежелательным резуль-

татам, т. е. реакции на цвет, форму и другие характеристики графического образа вместо реакции на семантику слова-стимула.

Одним из вариантов решения проблем омонимии — проведение специальных АЭ, результаты которых можно использовать для уточнения данных более общих исследований.

Частой проблемой проведения АЭ является различие времени реакции респондентов. При анкетировании группы людей и нормировании среднего времени ответа это приводит к тому, что отдельные участники опроса не успевают давать ответы. Актуальна и обратная ситуация, когда избыток времени приводит к формированию вторичных ассоциаций, нарушая цели и методику проведения эксперимента.

В рамках компьютерного эксперимента можно частично решить эту проблему за счет предварительной персональной настройки эксперимента для каждого респондента. Для этого необходимо разработать тестовый ряд стимулов или специальные задания для проверки скорости реакции. Использование компьютерного АЭ позволяет вести учет времени ответов, а в последующем с помощью статистических методов осуществлять выявление аномалий и фильтрации шумов.

Организация эксперимента в компьютерной среде (в сети Интернет) создает дополнительные сложности, связанные с различной степенью компьютерной компетентности респондента, средств коммуникации (ноутбук, КПК, телефон и т.д.), пропускной способности канала связи, возможностью параллельной работы над другими задачами, неконтролируемыми внешними факторами (фоновые музыка, видеоряд и т.д.).

Некоторые параметры среды можно определить автоматически (скорость соединения, тип программного средства и т. д.) и учитывать в последующем, но часть характеристик пользователь должен указать самостоятельно при настройке своего профи-

ля. Чтобы уменьшить количество отвлекающих факторов можно предложить соответствующие эргономические (размер экранных форм) и программные решения (например, фоновый звук нейтрального характера).

Вместе с тем следует более разносторонне отнестись к задаче устранения внешних факторов, т.к. это может привести к созданию искусственных лабораторных условий эксперимента, которые не встречаются в реальной жизни респондента. Как следствие результаты эксперимента могут оказаться оторванными от действительности и не отражать реальную ассоциативно-вербальную сеть.

Третья группа методов фильтрации шумов направлена на использование уже полученных результатов ассоциативных экспериментов. Эти методы в первую очередь направлены на фильтрацию статистических отклонений, вызванных теми или иными причинами.

Одной из наиболее распространенных задач агрегирования результатов АЭ является подсчет частотности ассоциаций для различных групп, сформированных по половозрастному, географическому, профессиональному или другому принципу. При выполнении подсчетов возникают две основные трудности: экстраполяция частотных характеристик на основе малого числа опрошенных респондентов в конкретной группе и неравномерное количество представителей различных групп.

Для решения этих проблем необходимо изучение динамики изменений свойств ассоциативного поля при увеличении количества опрашиваемых. Исследования, проведенные Черкасовой Г.А.5, показали, что частотность реакций в ассоциативных экспериментах подчиняется гиперболическому закону, близкому по своим характеристикам к закону Ципфа и Мандельброта.

5 Черкасова Г.А. Исследования статистических характеристик ассоциативных словарей // Языковая личность: текст, словарь, образ мира. К 70-летию чл.-корр. РАН Юрия Николаевича Караулова: Сб. статей. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 378-388.

— байпаком связано не только с характером занятий казахов в прошлом — подвижным скотоводством, но и с климатическими условиями. В покроях мужского бешмета с перехватом у талии, женского расклешенного платья кулиш койлек, женского широкого платья жаз койлек — с густыми сборками на кокетке и отложным воротником нетрудно заметить влияние русской, татарской, среднеазиатской одежды, т. е. соседей казахов [Калыбекова 2005: 149].

Таким образом, казахский костюм, являясь знаком невербальной коммуникации, несет дополнительную информацию и выражает социальную и индивидуальную характеристики человека, указывает на его возраст, пол, характер и эстетический вкус.

Литература:

Байтанаев Б.А. А.А.Диваев. Очерк жизни и деятельности. Алматы, 1968.

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Буракова М.В., Лабунская В.А. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей // Психологический вестник. Ростовский госун-тет. Вып. 2. Ч.1, 1997.

Казахи. Историко-этнографическое исследование / М.К.Козыбаев, Х.А.Аргынбаев, М.С.Муканов. Алматы, 1995.

Калыбекова А.А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Алматы, 2005.

Каминская Н.М. История костюма. М., 1968.

Основы теории проектирования костюма / Под ред. Т.В.Козловой. М., 1988.

Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.

Степучев Р.А. Морфологическое предмето-образование в костюмном коде (языке). Конспект лекций. М., 1994.

Степучев Р.А. Проблема костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. Конспект лекций. М., 1991.

Л.К. Яковенко (Казахстан)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДОЛЖНОСТИ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ КАЗАХСТАНЦЕВ

Образ мира, национально-культурная специфика языкового сознания, вербальные ассоциации, профессиональное сознание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье описаны результаты исследования представлений о должности, выявленные методами анкетирования и ассоциативного эксперимента.

Профессиональная культура, все чаще привлекающая в последнее время внимание лингвистов, является одним из фрагментов языковой картины мира. Языковая картина складывается из образов языкового сознания, которое Е.Ф. Тарасов определяет как «образы сознания, овнешняемые языковыми знаками» [Тарасов 1996:10].

Универсальное языковое сознание в исследовательском плане — психолингвистическая модель, построенная по определенным параметрам и воспроизводящая феномен языкового сознания как системы образов сознания различной психической модальности, которые доступны наблюдению и описанию по своим вербальным репрезентантам. Профессиональное языковое

сознание — психолингвистическая модель, реконструирующая совокупность основных образов сознания, формируемых и овнеш-няемых с помощью профессионально ориентированных языковых средств [Алферова 2005]. Примерами таких овнешнений в нашем случае выступают слова-реакции на названия должностей.

Целью данной работы является выявление специфики структур, формирующихся в языковом сознании казахстанцев (как профессионалов, так и непрофессионалов) в аспекте восприятия ими должности.

Ю.И. Алферова полагает, что профессиональное языковое сознание отражает профессионально ориентированную часть сознания, содержащего совокупность ког-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.