УДК 658.512
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ РЕШЕНИЙ
© Е.М. Паращук1, В.Г. Рубанов2
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 308012, Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46.
Рассмотрена оригинальная методология процесса проектирования автоматизированной системы мониторинга воздушной среды в городской черте, интегрированной в развитую структуру управляющей системы. Представлены картины полей загрязнения воздушной среды при различной конфигурации застройки реконструируемого квартала. Показана возможность применения методологии для принятия управляющих решений, которые могут включать административные указания по организации транспортных потоков на городских магистралях или предложения по планировочной деятельности при проведении плановой реконструкции отдельных кварталов города с учетом обеспечения удовлетворительного качества среды обитания человека. Ил. 10. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: автоматизированная система; методология; мониторинг; моделирование; управляющие решения; архитектурно-планировочные решения.
AUTOMATED SYSTEM OF AIR MONITORING AS INFORMATION SUPPORT OF MANAGERIAL
DECISION-MAKING
E.M. Parashchuk, V.G. Rubanov
Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, 46 Kostyukov St., Belgorod, 308012, Russia.
The article describes an original designing methodology of the automated system for urban air environment monitoring, integrated into an advanced control system structure. Patterns of air pollution areas are given for various configurations of reconstructed quarter development. The article demonstrates the possibility of applying the methodology for managerial decision-making, which may include administrative instructions on traffic flow organization on town mains or recommendations on planning activities under the planned reconstruction of some town quarters taking into account the assurance of satisfactory quality of people's habitat. 10 figures. 10 sources.
Key words: automated system; methodology; monitoring; modeling; managerial decisions; architectural and planning decisions.
Одним из направлений социальных программ государства в настоящее время является строительство жилья. Однако планируется не просто увеличить количество построенных и реконструированных площадей, а отработать комплексный подход при строительстве жилья, отвечающий требованиям экологичности. Градостроительная деятельность государства рассматривается как целенаправленная деятельность по формированию благоприятной среды обитания. Установка на повышение качества среды обитания и жизнедеятельности требует особого внимания к эколого-достаточности градостроительных решений [1]. Поэтому в составе материалов генерального плана как основного документа градостроительной документации среди прочего должны быть предусмотрены решения экологических проблем путем выполнения оценки воздействия на окружающую среду и разработки комплекса мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду намечаемой
деятельности.
Прежде чем принять решение о структуре, социальной направленности, конфигурации, этажности, местоположении, необходимо провести комплексную экологическую оценку строящейся или реконструирующейся территории застройки города, сформировав ее так называемый экологический каркас как общую составляющую требований к планировке и застройке [2]. В первую очередь это связано с оценкой загрязнений атмосферного воздуха как одного из жизненно важных компонентов окружающей среды, неотъемлемой части среды обитания человека.
Одним из основных источников загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт, на долю которого в крупных городах приходится более 40% суммарного выброса загрязняющих веществ (ЗВ) от стационарных и передвижных источников [3]. Например, в г. Белгороде удельный вес выбросов автотранспорта в атмосферу составляет 57,8%, и количе-
1 Паращук Елена Михайловна, старший преподаватель кафедры технической кибернетики, тел.: 89092075778, e-mail: [email protected]
Parashchuk Elena, Senior Lecturer of the Department of Technical Cybernetics, tel.: 89092075778, e-mail: [email protected]
2Рубанов Василий Григорьевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор кафедры технической кибернетики, тел.: 89092011642, e-mail: [email protected]
Rubanov Vasily, Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Technical Cybernetics, tel.: 89092011642, e-mail: [email protected]
ство выбросов имеет постоянную тенденцию к возрастанию [4]. Поэтому в современных условиях актуальной является проблема создания развитых интегрированных автоматизированных систем, позволяющих мгновенно получать и анализировать данные о состоянии воздушной среды с оценкой возможных последствий при архитектурно-планировочной деятельности по реконструкции городской застройки, что позволило бы в конечном итоге решать задачу оптимизации при экологической обоснованности генерального плана реконструкции [5].
Полученная информация, актуализированная на современных топографических картах в цифровом формате, позволила бы расширить функции системы обеспечения градостроительной деятельности вплоть до функций управления городской средой, включающих мониторинг, анализ выполнения и корректировку генерального планирования в связи с изменившимися условиями путем моделирования, и принятия по результатам моделирования решений для устойчивого развития среды [6].
Авторами разработана общая методология построения интегрированной автоматизированной системы технологического процесса формирования отображения динамики загрязнения воздушной среды с учетом конфигурации застройки городского квартала, включающая разработку информационной модели мониторинга воздушной среды, абстрактной модели синтеза автоматизированной системы, коммутативной диаграммы этой модели, а также аксиоматики исходных посылок, критериев и принципов построения системы.
Основными химическими соединениями, влияющими на здоровье человека, в выбросах автотранспорта являются окись (оксид) углерода (СО), углеводороды (СН), двуокись азота (М02), сажа (С), двуокись серы (Э02) и свинец (РЬ). Количество выбросов в атмосферу указанных химических соединений изменя-
ется во времени, то есть эти переменные в общем случае представляют собой случайные процессы, которые необходимо стабилизировать относительно некоторых фиксированных значений, определяемых нормами предельно допустимых концентраций (ПДК).
Поэтому формирование вектора оценки X состояния X загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта происходит путем последовательного опроса датчиков с помощью мультиплексора, то есть
вектор оценки X представляет собой косое сечение вектора случайного процесса. Причем в силу протекания процессов распространения ЗВ с достаточно высокой скоростью следует ожидать, что вектор оценки
X с увеличением длительности процедуры его формирования будет существенно отличаться от истинного состояния X (^) в момент предъявления ситуации . Учитывая, что на вход устройства сбора информации должны поступать еще информационные сигналы о метеорологических параметрах У (атмосферное давление, направление и скорость ветра, температура и плотность воздуха), можно представить информационную модель состояния воздушной среды (рис. 1).
Анализ информационной модели состояния воздушной среды показывает, что стремление к повышению точности функционирования системы приводит, с одной стороны, к росту размерности вектора состояния системы, а с другой - к необходимости выполнения элементарных математических операций над исходной информацией, то есть компонентами вектора состояния с целью получения обобщенных оценок, используемых для принятия решения об управлении, или с целью формирования управляющего воздействия.
Рис. 1. Информационная модель мониторинга воздушной среды
Применительно к задаче построения автоматизированной системы мониторинга воздушной среды можно выделить следующие инвариантные элементы структур дезагрегированного процесса воздушной среды:
- обнаружение изменений параметров воздушной среды (а, , определяющих направление выполнения цели управления;
- организация информационного потока данных об изменениях в форме конечных множеств сигналов
(К ]. К ]. К ] и ]. К ] ^ ]. и ]. К ])
и обобщенных показателей, сформированных в результате первичной обработки этой информации по алгоритмам, вытекающим из концепции управления;
- оценка полученных результатов;
- принятие решения на основе информации об оценке результатов, направленного на компенсацию изменения и достижение целевой функции в рамках принятого критерия качества.
Предложим абстрактную модель дезагрегированного процесса синтеза интегрированной автоматизированной системы формирования динамики загрязнения среды с учетом постулатов осуществимости, функциональной декомпозиции и совместимости в следующем виде [7]:
а)8-.ихХпх¥п^Еп,
в) = ->Хп хСхСп;
г) = : икт -> ?„ х В х Вв;
д)Кх = ХхСхСв^Хп,
е)Кт=¥хВхВ0^>?„, (1)
ж)01-.ХпхГп^ХпхГпхМ^
з) Н.ЫхМ —» Е'п,
и) Р : Е'п^ и;
к)Я = 1х1.
л) Ь : Хп хУп хМ5 ЫхМ
Содержательная оценка введенных множеств и отображений следующая: отображение Б соответствует модели процедуры измерения параметров загрязнения воздушной среды и метеоусловий, представляющей собой композицию модели обобщенного измерителя-преобразователя Б, и модели дискретного преобразователя ¿0, то есть
^Х = : их —» Хп,
Здесь и, X, У - множества соответственно управляющих (регулирующих) переменных и измеримых на основании эксперимента оценок состояний X и У системы. Индекс п указывает протекание процесса в смысле его упорядоченности во времени. Е - множе-
ство обобщенных натуральных состояний для управляемой системы мониторинга.
Множество управлений можно рассматривать как
совокупность подмножеств {их ,иг}, где
их ={иХг . иХК . и/ } . иг ={и„ ,игк } , причем
подмножества управления иж и ит1 направлены на
изменение процедуры измерения и преобразования переменных состояний X и У соответственно; подмножества и и и - на управления процедурой мультиплексирования, а подмножество и - на изменение переменных состояния X системы за счет, например, изменения режимов работы светофоров.
Отображения Ох и ОУ характеризуют процедуру моделирования распространения ЗВ на основе векторов оценок состояний X и У системы, сформированных по эксперименту, с использованием математической модели М5 с целью получения линий уровней полей распространения ЗВ в атмосфере.
Получению обобщенного образа динамики загрязнения среды N с учетом конфигурации застройки М соответствует отображение I, а формирование обобщенного образа текущего состояния Еп на данном шаге п отражается при помощи отображения Н.
Т - отображение, отражающее процедуру поиска оптимальной конфигурации застройки при принятии планировочных решений путем варьирования модели карты застройки М.
Р - отображение обобщенного регулятора, формирующего множество управляющих переменных и.
в - глобальная критериальная функция, а I -множество критериальных состояний, вводимых для количественной оценки состояния управляемой системы.
Я представляет собой отношение глобальной удовлетворительности управляемой системы, отождествляемое с квазипорядком на множестве I.
Преимущество модели дезагрегированного процесса синтеза интегрированной автоматизированной системы формирования динамики загрязнения среды с учетом планировочных решений, направленных на поиск оптимальной конфигурации застройки путем варьирования модели карты, состоит в том, что здесь выделены детализированные элементы системного анализа: управляемый объект (1,е), критериальная функция (1,6), обобщенный регулятор, а также описана логико-функциональная связь, что в целом позволяет представить абстрактную систему (1) в виде коммутативной диаграммы, приведенной на рис. 2.
Коммутативная диаграмма содержит замкнутые контуры измерения параметров состояний X и У системы и преобразования их в дискретный сигнал за
счет управлений и и и ; варьирование режимов
мультиплексирования передачи данных за счет
управлений иж и иж; изменение концентрации
выбросов ЗВ под действием управления и^, изме-
Рис. 2. Коммутативная диаграмма абстрактной модели
няющего режим работы светофоров. Кроме того, можно выделить контур, обеспечивающий поиск оптимальной карты застройки при принятии планировочных решений путем варьирования модели городской застройки М.
Наличие обобщенной абстрактной модели дезагрегированного процесса синтеза автоматизированной системы формирования динамики загрязнения среды и коммутативной диаграммы позволяет, во-первых, построить логико-функциональную структуру процесса синтеза системы, а во-вторых, сформулировать общую проблему проектирования и расчленить ее на отдельные задачи, интерпретирующие составляющие элементы абстрактной модели.
Структура абстрактной модели (1) дезагрегированного процесса синтеза интегрированной автоматизированной системы формирования динамики загрязнения воздушной среды с учетом планировочных решений (см. рис. 2) содержит интегральную критериальную (целевую) функцию в, а также принцип классификации Я значений /-множества глобальных критериальных состояний (1,б,к). Пара отношений (1,б) и (1,к) представляет собой абстрактную модель векторной оптимизации, а интегральная критериальная функция может интерпретироваться как функция, реализующая алгоритм линейного взвешивания с весовыми коэффициентами отражающими либо процентное содержание компонентов ЗВ в выбросах автотранспорта, либо степень их влияния на здоровье человека:
т т
°(е)=1п ^ ЕаС = т, ^ =1, (2)
_ о=1 о=1 _
где С отражает значение о -го регулируемого выхода; ¡[п] характеризует интегральную погрешность
управляемой системы на п-м шаге управления.
Как следует из коммутативной диаграммы абстрактной модели дезагрегированного процесса синтеза автоматизированной системы формирования динамики загрязнения среды (см. рис. 2), на начальном этапе необходимо произвести измерения переменных состояний X и У (1,в,г), на основе векторов оценок состояний которых (1Де) с использованием математической модели М5 могут быть получены линии уровней полей распространения ЗВ в атмосфере
(1,ж).
Для расчета выбросов ЗВ транспортными потоками при движении автомобилей по городской магистрали г. Белгорода - проспекту Богдана Хмельницкого - на перегоне между перекрестками ул. Студенческой и ул. Мичурина применялась методика, рекомендуемая в работе [8]. Результаты экспериментальных исследований интенсивности транспортных потоков и расчета количества значений пробеговых и дополнительных выбросов ЗВ от автотранспорта представлены на рис. 3-5 [9].
Проведенные исследования позволили получить оценки интенсивности транспортных потоков по видам транспорта на основных магистралях г. Белгорода; рассчитать значение почасовых и посуточных концентраций примеси для наиболее загруженных автомагистралей города, определить их максимальные значения; определить структуру выбросов ЗВ от автотранспорта в атмосферный воздух.
Экспериментальные исследования показали, что основная доля выбросов ЗВ (около 80%) приходится на оксид углерода, максимальное значение которого (около 500 кг/день) достигается на перекрестках, что примерно в 8 раз превышает его пробеговые значения.
легковые грузовые автобусы
Рис. 3. Изменение интенсивности потока транспортных средств
Рис. 4. Пробеговые выбросы СО расчетной группы легковых автомобилей в течение дня, г/ч
Динамика выбросов(г/час) на перекрёстке
ч
/ 1 N
в_
Рис. 5. Динамика дополнительных выбросов загрязняющих веществ на перекрестке
2
10000
Полученные в ходе экспериментальных замеров характеристики транспортных потоков и рассчитанные мощности выбросов ЗВ являются исходными данными для численного моделирования полей распространения ЗВ. В интегрированной автоматизированной системе данные натурных экспериментов предусмотрено дополнять и обновлять посредством применения распределенной информационно-измерительной подсистемы, работающей на автомагистралях в режиме реального времени и входящей в структуру интегрированной автоматизированной системы мониторинга воздушной среды за счет изменения режимов работы светофоров или изменения архитектурно-планировочного решения на этапе проектной реконструкции.
Как видно из коммутативной диаграммы абстрактной модели синтеза интегрированной автоматизированной системы формирования динамики загрязнения воздушной среды с учетом планировочных решений (см. рис. 2), для информационной поддержки архитектурно-планировочных решений отображения Ох и ОУ отражают процедуру моделирования распространения ЗВ на основе векторов оценок состояний системы X и У, сформированных по эксперименту с использованием математической модели М5 с целью получения
линей уровней распространения ЗВ в атмосфере (1,ж). Получению обобщенного образа динамики загрязнения среды N с учетом конфигурации застройки М соответствует отображение I (1,л), а формирование обобщенного образа текущего состояния Еп на данном шаге п отражается при помощи отображения Н (1,з).
Наиболее удобными и мощными инструментами визуализации результатов мониторинга окружающей среды являются различные геоинформационные мониторинговые системы, позволяющие непосредственно на цифровой карте города размещать информацию об уровнях загрязнения воздуха, используя в качестве исходных данных результаты измерений или вычислений концентраций вредных веществ. Расчет полей распространения концентрации вредных веществ проводился методом численного моделирования системы уравнений Навье - Стокса, раскрывающих компоненты скорости и дополненных соотношением, описывающим турбулентный характер атмосферы. Распространение концентраций представлено уравнением переноса примеси. Решение уравнений Навье - Стокса осуществлялось 8!МР1_Е-методом, в основе которого лежит вывод конечно-разностных уравнений, полу-
ченных с помощью метода контрольного объема с использованием смещенной или «шахматной» сетки. Расчет проводился с использованием программного пакета STAR CCM+.
Для получения значений геометрических размеров и создания трехмерной модели рассматриваемого квартала снимки из космоса необходимой локации были обработаны с использованием программы Goog-leScetchUp. Полученная трехмерная модель расчетной области была импортирована в программу STAR CCM+ в формате STL, в котором информация об объекте представляет собой список треугольных граней, описывающих его поверхность. Импортированная по-
верхность квартала была исправлена внутренними средствами пакета и разбита на подобласти, которые в дальнейшем использовались при задании термофизических свойств модели. В качестве примера на рис. 6 представлена картина распространения ЗВ.
После подтверждения адекватности результатов моделирования распространения ЗВ результатами экспериментальных данных на основе критерия Фишера проведено исследование влияния изменения характера застройки рассматриваемой территории на распространение и величину ЗВ на примере распространения оксида углерода СО (рис. 7; 8).
а) б) в)
Рис. 6. Картина распространения загрязняющих веществ (ветер: юго-восток, 1 м/с; выбросы источников загрязнения: 14 мг/м3): а - СО; б - Л/Ог/ в - 50г [ 10]
а) б)
Рис. 7. Картина среднесуточного распространения СО (ветер: юго-восток, 5 м/с): а - на карте реальной застройки квартала; б - на карте реконструированной застройки квартала
Рис. 8. Картина среднесуточного распространения СО (ветер: юго-восток, 5 м/с) на карте видоизмененной застройки квартала
Как показывают проведенные расчеты, форма зданий и их взаимное расположение обуславливает на формирование различных картин аэродинамики ветра, что существенно влияет на величину концентрации переносимых ветром ЗВ в различных зонах жилой застройки. Изменение значения ПДК ЗВ при различных типах застройки может варьироваться в среднем от 0,1 до 2,25, что возможно и необходимо учитывать при проведении архитектурно-планировочных работ еще на стадии проектирования для поиска рациональной застройки и реконструкции местности.
Таким образом, используя разработанную методологию проектирования автоматизированной системы формирования динамики загрязнения воздушной среды путем моделирования можно исследовать динамику загрязнения атмосферы под влиянием различных внешних условий: метеоусловий (температуры воздуха, скорости ветра, температурной стратификации в атмосфере и т.д.), конфигурации и взаимного расположения проектируемых или реконструируемых зданий, а также параметров транспортного потока (типа автомобилей, интенсивности движения и др.). Сравнивая полученные данные с установленными ПДК можно анализировать уровни загрязнения по различным компонентам и вести поиск пути их снижения путем принятия управляющих решений. Например, уменьшать количество выбросов ЗВ от автомобильного транспорта варьируя интенсивность движения транспортных средств за счет изменения режимов работы светофоров или установки соответствующих знаков дорожного движения, вводить запрет на движение тех или иных транспортных средств в определенное время суток, а также разрабатывать рациональные архитектурно-планировочные решения (форму зданий, их взаимное расположение, удаленность автотрасс от жилого массива), приводящие к снижению уровня концентрации ЗВ в зоне жизнедеятельности людей.
Разработаем функциональную схему автоматизированной системы технологического процесса формирования картины загрязнения, совмещенной с моделью реконструкции окрестности магистрали (рис. 9).
Контролируемые параметры ..., Xn) воздействуют на первичный преобразователь. На выходе
нормирующего усилителя сигнал формируется до уровня, необходимого для оптимальной работы аналого-цифрового преобразователя. В микроконтроллере, включающем устройства оперативной и постоянной памяти, предварительно обработанная информация записывается в устройство оперативной памяти и считывается из нее при запросе на передачу информации. Таким образом, происходит первичная обработка и подготовка информации для передачи. По сигналам запроса компьютеризированной системы через GPRS/GSM-модем происходит передача информации. Обработанная информация либо хранится в памяти, либо передается на персональный компьютер оператора. Контроль может вестись как по одному параметру, так и по нескольким (многопараметровый контроль).
В соответствии с функциональной схемой (см. рис. 9) произведен выбор датчиков загазованности воздуха, определяющих концентрацию в воздухе окиси углерода (CO), диоксида азота (NO2), диоксида серы (SO2); метеорологических датчиков для определения направления и скорости ветра; аппаратуры ввода информации с датчиков, включающей аналого-цифровой преобразователь, микроконтроллер и интерфейс для стыковки по входу с датчиками и выходу с GPRS/GSM-модемом; преобразователь интерфейсов выхода модема и входа ПК.
В качестве датчиков загазованности воздуха возможно использование газоанализаторов ДАХ-М, предназначенных для непрерывного автоматического измерения массовой концентрации одного из вредных веществ (СО, H2S, SO2, Cl2, N02, HCl, NH3) и объемной доли кислорода (О2) в воздухе рабочей зоны помещений и открытых площадок. В распределенной автоматизированной подсистеме экологического мониторинга возможно применение газоанализаторов ДАХ-М-03-CO-200, ДАХ-М-03^2-10, ДАХ-М-03^2-20 для фиксирования выбросов угарного газа (CO) с диапазоном измерения 0-200 мг/м3, диоксида азота (NO2) с диапазоном 0-10 мг/м3 и диоксида серы (SO2) с диапазоном 0-20 мг/м3.
Для определения горизонтального направления и скорости ветра применимы датчики WRG/0-20 и WRG/O-50 с аналоговым выходом 4-20 мА и диапазоном измерения скорости ветра 0-60 м/с. Выводимый
Рис. 9. Функциональная схема автоматизированной системы мониторинга (Х^.., Х„ - параметры контроля)
сигнал идеально подходит для дисплеев, регистрирующих устройств, накопителей данных и систем управления технологическими процессами.
В качестве аппаратуры ввода информации с датчиков используются 8-канальные модули аналогового ввода I-7017. Модули соединяются между собой, а также с управляющим компьютером или контроллером с помощью промышленной сети на основе интерфейса RS-485. Управление модулями осуществляется через порт RS-485 с помощью набора команд в ASCII кодах. Все модули имеют режим программной калибровки и могут быть использованы в качестве средств измерений.
Для преобразования сигналов стандарта RS-232 в RS-485, а также гальванической развязки HOST-компьютера и контроллеров от сети на основе интерфейса RS-485 необходим модуль типа I-7520, который имеет один входной интерфейс RS-232 (DB9 female) и один выходной интерфейс RS-485. В качестве среды передачи данных выбран GPRS/GSM-модем.
Таким образом, в соответствии с функциональной схемой (см. рис. 9) и выбранными основными элементами принципиальная схема локальной системы автоматизированного мониторинга выбросов ЗВ будет иметь вид, как на рис. 10.
ния интегрированной системы, а с другой стороны, обеспечивают моделирование динамики загрязнения в функции управляющих решений, которые могут включать административные целеуказания или предложения по планировочной деятельности при проведении плановой реконструкции отдельных кварталов города с учетом обеспечения удовлетворительного качества среды обитания людей.
2. Построена коммутативная диаграмма абстрактной модели дезагрегированного процесса синтеза интегрированной автоматизированной системы формирования динамики загрязнения воздушной среды, позволяющая выделить четыре разомкнутых канала управления мультиплексированием и два канала с обратной связью, предусматривающих управление изменением переменных состояния системы за счет изменения режимов работы светофоров и управление, отражающее процедуру поиска оптимальной конфигурации застройки при принятии планировочных решений путем варьирования модели карты застройки. Кроме того, возможно расширение, поскольку в процессе проектирования предусматривается реализация принципа расширяемости системы.
3. Разработано пользовательское приложение, реализующее процедуру моделирования полей кон-
Рис. 10. Принципиальная схема локальной системы экологического мониторинга воздушной среды
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Предложена методология проектирования интегрированной системы, выполняющей функции мониторинга воздушной среды в окрестностях городских магистралей, результаты которого, с одной стороны, служат информационной поддержкой функционирова-
центрации ЗВ и их визуализацию на цифровой карте города с учетом конфигурации застройки.
4. Предложена функциональная и принципиальная схема локальной системы автоматизированного мониторинга выбросов ЗВ.
Статья поступила 23.10.2013 г.
Библиографический список
1. Федеральная целевая программа «Жилище» на 20112015 годы: постановление Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 // Собрание законодательств РФ. 31.01.2011 г. № 5. Ст. 739.
2. Виноградов А.И. Реконструкция и вторичная застройка микрорайонов и кварталов с домами первых массовых серий как средство реализации общенационального проекта «Доступное жилье» // Фундаментальные и приоритетные прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2007 году: сб. науч. трудов РААСН. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2008. Т. 2. С. 228-238.
3. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году: гос. доклад от 8.02.2012 г. // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mnr.gov.ru (12 окт. 2013).
4. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Белгородской области в 2011 году: областной доклад // Управление Роспотребнадзора по Белгородской области [Электронный ресурс]. URL: http://31 .rospotrebnadzor.ru (12 окт. 2013).
5. Прокопенко М.Н., Паращук Е.М. Разработка геоинформационной модели формирования картины загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта с учетом застройки города в окрестности магистральной улицы // Дн науки '2005.
Еколопя: матерiали Мiжнародноi. науково-практичноi. конфе-ренцп. Днiпроперовськ: Наука i освiта, 2005. Т. 49. С. 41-45.
6. Паращук Е.М. Система экологического мониторинга как неотъемлемая составляющая ИСОГД // Проблемы региональной экологии. 2006. № 5. С. 76-84.
7. Рубанов В.Г. Системный подход к проектированию управляемых мобильных логистических средств, обладающих свойством живучести // Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 1 (96). Вып. 17/1. С. 176-187.
8. Методика расчета выбросов в атмосферу загрязняющих
веществ автотранспортом на городских магистралях. М.: Изд-во Мин-ва транспорта РФ и Мин-ва охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, 1997. 54 с.
9. Рубанов В.Г., Паращук Е.М. Мониторинг загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта в окрестности магистральной улицы города // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2004. № 8. С. 123-126.
10. Паращук Е.М., Коваль В.Н., Прокопенко М.Н. Результаты моделирования распространения выбросов автотранспорта на ограниченной территории города // Экологические системы и приборы. 2007. № 3. С. 56-59.