Решетневскуе чтения. 2014
5. В том случае, если совпадение не найдено, разбиваем данную область на 4 части, иначе возвращаемся к шагу 2 для данных разбиений.
6. Разбиваем изображение до тех пор, пока размер области не станет меньше 1/50.
7. Если перебор всех областей окончен, выводим маркированное изображение на экран.
Преимуществами разработанного алгоритма является простота его реализации и, следовательно, время его выполнения.
В качестве недостатка можно отметить недостаточно качественное сегментирование, связанное с отсутствием тестирования данного алгоритма. В дальнейшем предполагается реализовать данный алгоритм в программном продукте, а также путем проведения тестирований выявить определенные по-
роги и константы, главным образом влияющие на работу алгоритма.
Библиографический ссылки
1. Shapiro L. G., Stockman G. C. Computer Vision. New Jersey, Prentice-Hall, 2001. Р. 279-325.
2. Гонсалес Р., Вудс Р. Цифровая обработка изображений. М. : Техносфера, 2005. 1072 с.
References
1. Shapiro L. G., Stockman G. C. Computer Vision. New Jersey, Prentice-Hall, 2001. Р. 279-325.
2. Gonsales R., Wuds R. Digital Image Processing. 2005. 1072 p.
© Тарелов Н. А., 2013
УДК 629.78:004.65
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ, УЧЁТА И АНАЛИЗА МАССОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА ПРИ ЕГО ПРОЕКТИРОВАНИИ И ИЗГОТОВЛЕНИИ
А. В. Темляков, Г. Р. Альмушев
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Российская Федерация, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52
E-mail: [email protected]
Представлен принцип контроля, учета и анализа массовых характеристик деталей и сборочных единиц КА на этапах проектирования и изготовления космического аппарата с использованием разработанной автоматизированной системы.
Ключевые слова: контроль масс, СУБД, САПР.
AUTOMATIC SYSTEM FOR ACCOUNTING AND MASS CONTROL OF PARTS AND ASSEMBLY UNITS OF THE SPACECRAFT DURING ITS DESIGN AND MANUFACTURE
A. V. Temlyakov, G. R. Almushev
JSC "Information Satellite Systems" named after academician M. F. Reshetnev" 52, Lenin Street, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russian Federation E-mail: [email protected]
The principle of control, accounting and analysis of mass properties of parts and assembly units of spacecraft are presented at the stages of design and manufacture of spacecraft developed using an automatic system.
Keywords: mass control, DBMS, CAD.
Контроль массовых характеристик деталей и сборочных единиц конструкторского аппарата (КА) является одной из важнейших задач, возникающих на протяжении всего цикла проектирования/изготовления КА. Значимость задачи контроля масс обусловлена жестким ограничением величины массы КА, выводимой ракетоносителем на орбиту. Общие требования к контролю масс изложены в соответствующем государственном стандарте [1].
Контроль массовых характеристик начинается с проектного бюджетирования массовых величин отдельных подсистем КА, следующий этап - выделение
лимитов массовых величин отдельным узлам и деталям КА. Данное ограничение вызвано необходимостью выделения конкретных массовых величин подразделениям - разработчикам конструкторской документации с целью соблюдения бюджетной массовой дисциплины при конструировании отдельных узлов и деталей КА.
Окончательный контроль массовых характеристик как отдельных деталей, так и сборочных единиц выполняется после их изготовления для верификации соответствия действительных и проектных массовых характеристик изготовленных деталесборочных еди-
Программные средства и информационные технологии
ниц (ДСЕ). Таким образом, контроль массовых характеристик представляет собой постоянный мониторинг значений фактической и проектной величины массы ДСЕ КА на каждом этапе проектирования/изготовления КА. В нём задействованы сотрудники проектных, конструкторских и производственных подразделений предприятия, включая службу ОТК. Автоматизация контроля и учета массовых характеристик ДСЕ КА - один из основных этапов повышения качества проектируемых КА.
На первоначальном этапе общего проектирования КА его массовое бюджетирование выполняется по его основным системам: конструкции, системы терморегулирования, антенной, полезной нагрузки и т. д. После завершения этапов общего, электрического и теплового проектирования КА выполняется этап разработки конструкторской документации (КД) для изготовления. При этом построение конструкторской документации несколько отличается от проектного деления КА на перечень основных подсистем. Построение конструкторской документации определяется документом «Схема деления на сборочные единицы КА», который позволяет определить отдельные конструкторские группы и логически связать их посредством древовидной структуры. Данная схема является документом, по которому в дальнейшем будет построена вся рабочая документация на КА, а именно, классифицирована и иерархически определена каждая деталь и сборочная единица КА.
Деление КА на сборочные единицы не соответствует проектному делению КА на основные подсистемы ввиду того, что отдельные элементы подсистем могут находиться в разных конструкторских группах. В связи с этим существует проблема учета и контроля расходования массового бюджета, распределенного на этапе общего проектирования по отдельным подсистемам КА.
Контроль расходования массового бюджета выполняется на этапах рабочего проектирования и выпуска конструкторской документации. После изготовления ДСЕ выполняется фактическое определение массы ДСЕ: оформляется контрольный талон, в котором указаны действительная масса и масса, определенная по КД.
Исторически учет контрольных талонов в ОАО «ИСС» осуществлялся в ручном режиме с помощью картотеки. Контроль расходования массового бюджета также осуществляется в ручном режиме. Анализ реальной массы ДСЕ, контроль правильности расчета массы, учет и анализ фактического расходования каждой бюджетной строки, определения допусков и запаса по массе также представляет собой трудоёмкий процесс.
Для повышения точности, оперативности и эффективности процесса контроля массовых характеристик КА в ОАО «ИСС» была разработана автоматизированная система, которая позволила хранить фактические значения масс всех ДСЕ, а также осуществлять контроль состояния за массой КА на определенный момент проектирования/изготовления. В системе предусмотрена возможность информирования пользова-
теля СУБД о доле фактических (т. е. определенных по результатам изготовления) и расчетных (т. е. определенных в КД) значений масс ДСЕ.
Автоматизированная система представляет собой программный комплекс, реализованный на архитектуре «клиент-сервер», пользователями автоматизированной системы контроля масс являются сотрудники конструкторских подразделений (около 600 чел.) и производственных отделов (500 чел.). Для определения сущностей модели разрабатываемой автоматизированной системы и их атрибутов были выделены группы пользователей системы и определены их функции в разрабатываемой системе, определены основные запросы для проектируемой БД. Согласно предметной области построена модель «сущность-связь» в соответствии с нотацией IDEF1X, в соответствии с предметной областью проведено перепроектирование системы (денормализация ER-модели) с целью увеличения скорости её работы, проведено тестирование, подтвердившее целесообразность проведения денормализации.
Серверная часть системы разработана с использованием СУБД Oracle, которая является корпоративным стандартом предприятия. Клиентское приложение создано в среде Visual C + + 7.0 с использованием библиотеки MFC. Для взаимодействия с базой данных использована технология ODBC, базовые запросы к СУБД реализованы в виде хранимых процедур. В клиентском приложении реализована загрузка и отображение дерева схемы деления КА на ДСЕ из БД, возможность редактирования схемы деления КА на ДСЕ и таблиц масс, прикрепление контрольных талонов к ДСЕ, генератор отчетов о состоянии масс, автоматическое формирование отчётных документов и множество других необходимых для пользователей функций. Уровни доступа в системе разграничены в соответствии с ролями пользователей.
Система была протестирована, введена в эксплуатацию и успешно себя зарекомендовала. В дальнейшем предполагается доработка системы в части реализации в ней возможности перехода от бюджетного представления масс к распределению масс по конкретным конструкторским группам и анализа степени расходования массового бюджета по отдельным подсистемам. Также предполагается интеграция разработанной системы контроля масс с действующей на предприятии системой документооборота SmarTeam и CAD-системой Catia.
Библиографическая ссылка
1. ГОСТ 17265-80. Детали и сборочные единицы ракетных и космических изделий. Контроль масс и положений центров масс.
Reference
1. GOST 17265-80. Detali i sborochnye edinitcy raketnykh i kosmicheskikh izdeliy. Kontrol mass i polozheniy centrov mass (Parts and Assembly Units of Rocket and Space Products. Control of the Mass and Position of the Mass Center).
© Темляков А. В., Альмушев Г. Р., 2014