Научная статья на тему 'Автоматизированная система генерации заданий раздела "Алгоритмизация" дисциплины "Информатика"'

Автоматизированная система генерации заданий раздела "Алгоритмизация" дисциплины "Информатика" Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / COMPUTER-AIDED SYSTEM / ГЕНЕРАЦИЯ ЗАДАНИЙ / TASK GENERATION / ИНФОРМАТИКА / COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Подвесовская Марина Александровна

В статье рассмотрена разрабатываемая в Брянском государственном техническом университете автоматизированная система генерации заданий и их решений раздела «Алгоритмизация» дисциплины «Информатика». Исследование программ-аналогов показало, что их функционал не может полностью решить задачи, стоящие перед преподавателем. Выявлены основные особенности заданий по указанному разделу при традиционной схеме составления. На их основе сформулированы требования к системе. Описаны обобщенная структура и алгоритм работы. Указаны пути дальнейшего развития системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Подвесовская Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система генерации заданий раздела "Алгоритмизация" дисциплины "Информатика"»

11. Поздеев А. В., Новиков В. В., Дьяков А. С., Похлебин А. В., Рябов И. М., Чернышов К. В. Регулируемые пневматические и пневмогидравлические рессоры подвесок автотранспортных средств: монография. ВолгГТУ. Волгоград, 2013. 244 с.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ГЕНЕРАЦИИ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА «АЛГОРИТМИЗАЦИЯ» ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» Подвесовская М.А. Email: Podvesovskay642@scientifictext.ru

Подвесовская Марина Александровна — кандидат технических наук, доцент, кафедра информатики и программного обеспечения, Брянский государственный технический университет, г. Брянск

Аннотация: в статье рассмотрена разрабатываемая в Брянском государственном техническом университете автоматизированная система генерации заданий и их решений раздела «Алгоритмизация» дисциплины «Информатика». Исследование программ-аналогов показало, что их функционал не может полностью решить задачи, стоящие перед преподавателем. Выявлены основные особенности заданий по указанному разделу при традиционной схеме составления. На их основе сформулированы требования к системе. Описаны обобщенная структура и алгоритм работы. Указаны пути дальнейшего развития системы.

Ключевые слова: автоматизированная система, генерация заданий, информатика.

COMPUTER-AIDED SYSTEM FOR TASKS GENERATING IN THE "ALGORITHMIZATION" SECTION OF THE "COMPUTER SCIENCE"

DISCIPLINE Podvesovskaya M.A.

Podvesovskaya Marina Aleksandrovna — PhD in Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF COMPUTER SCIENCE AND SOFTWARE, BRYANSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY, BRYANSK

Abstract: the article considers the computer-aided system for generating tasks and their solutions in the "Algorithmization " section of the "Computer Science " discipline developed at the Bryansk State Technical University. The study of analogue programs showed that their functionality can not completely solve the tasks facing the teacher. The main features of the tasks for the specified section have been revealed under the traditional scheme of compilation. On their basis, the requirements for the system are formulated. A generalized structure and algorithm of operation are described. The ways of the further development of the system are indicated. Keywords: computer-aided system, task generation, Computer Science.

УДК 05.00.00

В современном мире обучение знаниям - одна из ключевых составляющих успеха человека. Вузовское образование строится не только на получении знаний учащимися, но и на их эффективной проверке. Выявленные в ходе этого процесса недостатки и упущения позволяют адекватно оценить методы преподавания и при необходимости их скорректировать.

Подготовка контроля знаний, а именно сам процесс составления и решения заданий, занимает основную часть времени работы преподавателя. При этом создается ограниченный набор самих заданий, который уже спустя год неэффективен при проверке знаний.

Один из методов решения этой проблемы - использование программного обеспечения, которое составит задания с автоматически генерируемыми параметрами, диапазон которых задает преподаватель. Помимо этого, такая программа, вычисляющая также решения к этим задачам, существенно уменьшит время, затраченное преподавателем на подготовку к контролю знаний.

Для многолетней и эффективной организации учебного процесса необходима система, которая будет предлагать разные задания на основе имеющихся шаблонов.

Изучаемая в высших учебных заведениях дисциплина «Информатика» - обязательный общеобразовательный предмет, для которого автоматизация традиционных форм обучения является обязательной.

Одним из ключевых разделов, изучаемых в рамках дисциплины «Информатика», является раздел «Алгоритмизация». На рис. 1 представлен пример типовой задачи, решаемой студентами при изучении данного раздела.

Определите значение переменной х после выполнения фрагмента алгоритма

Рис. 1. Пример типового задания раздела «Алгоритмизация»

При традиционной технологии составления такого рода задания используется визуальный редактор MS Visio для отрисовки блок-схемы, затем формируется текст задания в MS Word.

Исследование программ-аналогов DiamFC [1], AvtoShema [2], FCEditor.NET [3] показало, что их функционал не может полностью решить задачи, стоящие перед преподавателем. Ни одна из программ не имеет возможность экспорта в MS Visio, только DiamFC поддерживает экспорт в MS Word, отсутствует поддержка языка C/C++, во многих отсутствует редактор блок-схем.

В ходе анализа процесса создания преподавателем заданий по традиционной технологии было выявлено следующее.

1. В разделе «Алгоритмизации» изучаются три типа алгоритмов:

• линейный алгоритм;

• ветвление;

• цикл.

2. Количество переменных задается преподавателем, названия переменных следует генерировать из множества букв латинского алфавита.

3. Количество блоков вычислений, используемые арифметические операции должны определяться преподавателем.

4. Блок-схема формируется автоматически в формате документа MS Visio.

5. Автоматически производится расчет сгенерированного алгоритма, осуществляется запись результата.

В Брянском государственном техническом университете разрабатывается автоматизированная система генерации заданий и их решений по разделу «Алгоритмизация» дисциплины «Информатика».

Целью данной программной системы является реализация следующих основных функций:

• генерация различных алгоритмических структур;

• генерация блок-схем по сгенерированному алгоритму в формате файла MS Visio;

• решение полученных заданий.

Архитектура разрабатываемой системы представлена на рис. 2.

Рис. 2. Архитектура программной системы

Разрабатываемая система ориентирована на использование только одной группой пользователей - преподавателями.

Модуль генерации алгоритма формирует по заданным критериям блок программы на языке

С#.

Система для хранения результатов формирует каталог группы, который содержит директории с фамилиями студентов. В созданных директориях находятся два файла (рис. 3):

файл формата ^х, содержащий блок-схему; файл формата Лх1, содержащий ответ.

Рис. 3. Иерархия каталогов, содержащих сформированные файлы

В дальнейшем предполагается расширение функциональных возможностей разрабатываемой автоматизированной системы в следующих направлениях:

• реализация вложенных структур алгоритмов;

• реализации более сложных арифметических функций в блоках вычислений;

• реализация веб-сервиса, организующего удаленный доступ к заданиям.

Список литературы / References

1. DiamFC. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://diamfc.oratau.com/ (дата обращения: 18.06.2018).

2. AvtoShema. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dmitriyo.narod.ru/ (дата обращения: 18.06.2018).

3. FCEditor .NET. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fceditor.com/ (дата обращения: 18.06.2018).

СВЕТИЛЬНИКИ НА ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАНЕЛЯХ Мышонков А.Б.1, Морозов И.В.2, Царыгин В.В.3, Чернобровкин О.В.4 Email: Myshonkov642@scientifictext.ru

'Мышонков Александр Борисович — доцент;

2Морозов Иван Вячеславович — бакалавр; 3Царыгин Владимир Валерьевич — бакалавр; 4Чернобровкин Олег Васильевич — бакалавр, кафедра светотехники, Институт электроники и светотехники Национальный исследовательский мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

Аннотация: в данной работе проводится обзор, сравнение характеристик автономных светодиодных светильников, представленных на отечественном рынке. Были рассмотрены светильники с комбинированным методом питания, определены его преимущества, представлена принципиальная схема и приведен внешний вид данных светильников. Представлена таблица, в которой описаны характеристики современных световых установок, и приведена их стоимость. Также в статье выявлены преимущества данного типа световых приборов, определены актуальные области применения. Ключевые слова: светильник, установка, АКБ, фотоэлектрическая панель.

LAMPS ON PHOTOELECTRIC PANELS Myshonkov A.B.1, Morozov I.V.2, Tsarygin V.V.3, Chernobrovkin O.V.4

'Myshonkov Alexander Borisovich - Associate Professor; 2Morozov Ivan Vyacheslavovich - Bachelor; 3Tsarygin Vladimir Valerevich - Bachelor; 4Chernobrovkin Oleg Vasilievich - Bachelor, DEPARTMENT OF LIGHTING, INSTITUTE OF ELECTRONICS AND LIGHTING NATIONAL RESEARCH MORDOVIAN STATE UNIVERSITY. N.P. OGARYOV,

SARANSK

Abstract: in this paper, we review, compare the characteristics of stand-alone LED lamps presented in the market. Luminaires with a combined method of feeding were considered, its advantages were determined, a schematic diagram was presented and the appearance of these fixtures was shown. A table is presented in which the characteristics of modern light devices are described and their cost is shown.

Also in the article advantages of this type of light devices are revealed, actual areas of application are determined.

Keywords: luminaire, installation, battery, photovoltaic panel.

УДК 682.9

В настоящее время автономные светильники используются в местах, где затруднен подвод электрической энергии, а также в случаях, где подвод электроэнергии связан со значительными затратами. На данный момент полная замена традиционных светильников на установки с солнечными батареями и ветрогенераторами невозможна, так как их стоимость очень высока. Однако, несмотря на высокую цену, выгода их использования очевидна: монтаж не требует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.