Научная статья на тему 'Автоматизированная система для физико-математической школы'

Автоматизированная система для физико-математической школы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
152
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / AUTOMATED SYSTEM / ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА / PHYSICAL AND MATHEMATICAL SCHOOL / СУБД / DBMS / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ / ОБМЕН СООБЩЕНИЯМИ / РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ / SCHEDULE / E-ZINE / MESSAGE EXCHANGE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Вареников Денис Анатольевич, Лукьянова Галина Владимировна

Описывается автоматизированная система для физико-математической школы СПбГУ ИТМО. Рассмотрен функционал системы, который направлен на повышение качества организации учебного процесса. Приведено обоснование необходимости такой системы, а также отмечено преимущество данной системы перед аналогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Вареников Денис Анатольевич, Лукьянова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automated system for physical and mathematical school

This article is devoted to an automated system for physical-mathematical school of Saint Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics. It deals with the system functionality directed to quality improvement of the educational process organization. Necessity substantiation of such system is done and advantage of the given system over analogues is noticed.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система для физико-математической школы»

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 004.046, 004.055, 004.056.2

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Д.А. Вареников, Г.В. Лукьянова

Описывается автоматизированная система для физико-математической школы СПбГУ ИТМО. Рассмотрен функционал системы, который направлен на повышение качества организации учебного процесса. Приведено обоснование необходимости такой системы, а также отмечено преимущество данной системы перед аналогами. Ключевые слова: автоматизированная система, физико-математическая школа, СУБД, Интернет, электронный журнал, обмен сообщениями, расписание занятий.

Введение

В век развития информационных технологий школьники и их родители активно пользуются Интернет -ресурсами, и это средство информации необходимо использовать в полной мере. Эффективность образовательного процесса во многом зависит не только от качества преподавания, но и от своевременной информированности родителей об успеваемости ученика.

Целью работы являлась разработка автоматизированной системы для физико-математической школы (АС ФМШ) СПбГУ ИТМО.

Проведя информационно-аналитический обзор уже существующих аналогов «Электронный журнал» [1] и «Дневник» [2], можно сделать следующий вывод: каждая из этих систем имеет стандартный набор функций, который может подойти многим среднеобразовательным школам.

Заявленные функции системы «Электронный журнал» - оценки, посещаемость, ведение журнала, журнал в Интернете, контакт с детьми и родителями, расписание, статистика и отчетность [3].

Заявленные функции системы «Дневник» - расписание уроков, электронный журнал, электронный дневник, домашние задания, библиотека художественной литературы, личные страницы, друзья, сообщения, тематические группы и события, общение между школами, обмен данными [2].

Каждая школа уникальна и имеет свои требования к таким системам. В приведенных системах нет ряда важных для ФМШ функций, таких как:

- электронная подача заявок на обучение;

- электронная обработка договоров;

- автоматическое формирование групп учащихся;

- дальнейшее целенаправленное развитие системы без подстройки под другие школы.

Учитывая достоинства существующих аналогов, «Электронный журнал» и «Дневник», а также необходимый дополнительный функционал для ФМШ, была разработана система АС ФМШ. Электронный журнал ФМШ позволяет родителям ежедневно контролировать успеваемость своего ребенка. Обмен сообщениями в системе упрощает взаимное общение родителей и учеников с преподавателями и администрацией школы. АС ФМШ дает преимущество не только ученикам и их родителям, но и администрации школы, которая сможет работать с электронными договорами, выставлять результаты вступительных испытаний, создавать новости и расписание занятий, выводить различного вида отчеты.

Программная реализация

Для достижения поставленных целей была выбрана система управления базой данных (СУБД) Oracle. Это обусловлено тем, что Oracle постоянно разрабатывает и улучшает наиболее надежную систему управления базами данных в течение долгих лет. С данной точки зрения СУБД является головным проектом базовых технологий Oracle, демонстрируя свое превосходство перед другими известными системами баз данных. Можно выделить следующие характеристики:

- лидерство по производительности;

- самоуправляемость;

- конкурентные цены;

- поддержка коммерческих приложений;

- проверенная масштабируемость;

- улучшенная безопасность;

- аналитические функции;

- гибкость работы [4].

Для создания системы были использованы следующие языки программирования: PHP (язык программирования для WEB с открытым исходным кодом, система поддержки которого совместима со все-

8

ми основными типами веб-серверов [5]); JavaScript; SQL (SQL является стандартным языком, который признан Национальным институтом стандартизации США (ANSI)) [6]; HTML. Преимущество языка PHP обусловлено пятью важными характеристиками - традиционностью, простотой, эффективностью, безопасностью, гибкостью [7].

Принцип работы АС ФМШ

Разделим работу на 4 этапа:

1. подача заявки на обучение учеником или родителем;

2. прохождение вступительного испытания;

3. заключение договора;

4. обучение.

Данные этапы характерны не только для ФМШ, но и для других школ. Возможно варьирование требований к этим этапам для разных школ, в зависимости от их уклона. Внесение изменений в систему в зависимости от требований конкретной школы не вызывает трудностей, так как система АС ФМШ разработана таким образом, что ее функции представляют собой отдельные модули. Удобство такого подхода заключается в том, что функции можно легко добавлять, изменять и, при необходимости, удалять. Модуль представляет собой отдельный файл, в котором содержится код программы необходимой функции. Для добавления конкретного модуля в системе прописывается на него ссылка. Каждый модуль можно разделить на подмодули. Из вышесказанного следует, что внесение изменения в отдельные модули не предполагает каких-либо сложностей или необходимости изменения всей системы. АС ФМШ можно настроить под нужды любой школы. На рисунке представлена ER-диаграмма АС ФМШ.

Сообщения

4^-ИД дата Отпр ЛРМТОПЬ 4з Адреслт Состояние Сообщение

Я и кцил л и?л ЦИ1

4=- Поль» иге ль Логин Плрпль

РлСПИС ЛНИЬ

4^ ИД

Группа ф* Продпст Д*та

Пре<1 о рае ¿тел ь, Ï- Прея 4-дл! ¿тел ь Аудиторни Статус Дет

Комы Ё KT J р ми

ДаЛХНОЕТь

■ ад

ДоПХИрСТЬ

-4

. роподл

tl Г Ч Г РЛТ-f пь.

Яг Примет Должно сть Фдттогрлфия Информация

ЛйЦк

ид

(fan млн я Имл

QïltOTlO

Пол

Дат я_Ро«0ени> Эп_ Почтя ■ □prjHkiajL^im

Класс

Тип_Класйа Т*л«ф вн_Дап Топ -ф (Н_Мэй

сл ип

iIij- л_В ы ц J4 м

Кеч_Выдан Город Ap.pt ь Состоя лис

Оргянисац^)

ЧД

Я лаг лнио Город jr. Страна Эя Почта

Стрдмл

j-bt щ

HdïbJrtUt

Форыа_06уч«ния

4г. ЦД

Ро рма_ обучен и i

Рл9улитлт_ОВучо н ил

Я

Фт. ïVeHHi Pi аул ьтлт Длтд фэ Л ^гь^йрлтлг,-КЛ JCC

h

Ря4Гльтл™_Ветур_Иел

M

fc 1Д^5аяррсч Р tf/л ыгit фф Ппльлволтоль Дата

С о йто) ние Р iiyл ыг ЯТ_Мд ttH Р И0ул LTaT_4ni

h

! I

У

/

/

/

/

±

Гредм

i ИД

h j>i j'i но

/ M

-Г -к

X

UECTir t-lfnnfcj

НИК

Комор_Группы

(fct Пр^аиет Состояние

Ct; ivi

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

t yitHriii

4 ИД H ass ян 4«

H- - -Ci

i i

До'СЕЗР

H о h t р_До ro h opa Длтл_НлчлПЛ Длтл_Пггт я кия

ЧД „Э аяши П эл biû ta ГОль Стлгтус

Сто иио стъ_0 буче ния Сгоимо сть^С е мейгр_1 Стоимо ст*_С п М40тр_2 Ст»имд ctv_C i mîçtpJ Стоимо сть_С е юестр Hon f р_До го I op j_2

.h

ÛUi н M

Датл^Выстаел e ния îs Прсднот

i'illiUlï

fi Житель ¡i- Тич_1\ пъгтлнн i û цонгa

Гип_Испытан.1я

ИД

ИСПЫТАНИЕ

Тестиро^нче

43, И|Д_3 ;я t м

Дгтд ко ■ FJ и нта рин

З.ТЯ к h М_ПтК ПО И ОН >111

ид_;ляцги Дата

1

А.

Зал i ta

С ИД

4 лмип н я_1

Иня_1

ÛT4ÎCTÉÛ_1

Пол_1

СП_1

НП_1

Д ти_1

Ком_Вцмн_1

Гор 0 ^ 1

Адр<£_1

Топ Q Ф £> К_До Н_1

Теп«ф«и_Ра4 оч_1

Тел4фон_МоС_1

Ф л глил н и_2

Имя_2

OT4 6CTt0_i

Пбл_2

Топ« фо к_2

Иия_э

0тчаст*п_3

Поп_3

Орга№№а1дня Кла«с

О оряя л_0 ty I * нил

Гор о#.

ААрес

Tont ф п нт

Эл_п«нта

Конн«нтариЯ^1

Руснин

Информчтио

Гасета

Интернет

Уииюроит*т

Др^геья

Конн«нтарнй_г

CooTaiHHt

Соотаяни»_-1

Дята_5аяеш

Рисунок. ER-диаграмма АС ФМШ

Функции системы

Пользователи системы. В АС ФМШ существует разграничение прав пользователей, необходимое для предоставления определенного набора доступных для использования функций системы. В АС ФМШ определены следующие группы безопасности:

- «Гость»;

- «Ученик»;

- «Преподаватель»;

- «Модератор»;

- «Администратор».

К категории «Гость» относится лицо, не зарегистрированное в системе и имеющее доступ к чтению общедоступной (открытой) информации. К категории «Ученик» относится лицо, зарегистрированное в системе, обладающее ограниченными правами доступа к функциям системы. К категории «Преподаватель» относится лицо, зарегистрированное в системе, обладающее расширенными правами доступа к функциям системы. К категории «Модератор» относится лицо, представляющее администрацию школы и обладающее полномочиями на запрос к любой информации, в том числе и закрытой. К категории «Администратор» относится лицо, осуществляющее обслуживание системы и обеспечивающее контроль целостности данных.

Зарегистрированные пользователи АС ФМШ получают всю необходимую информацию в зависимости от категории пользователя. Важно, что, в отличие от подобных систем, в АС ФМШ ученик получает доступ к просмотру только своих оценок, а не ко всему списку учеников из своей учебной группы.

Запись в ФМШ. Для записи в ФМШ необходимо обратиться на главную страницу АС ФМШ и перейти в раздел «Запись в ФМШ». Запись в ФМШ осуществляется по следующим этапам:

- подача заявки на обучение в школе;

- назначение даты вступительного испытания;

- прохождение вступительного испытания;

- заключение договора;

- создание паролей ученикам;

- распределение по учебным группам.

Управление договорами. Раздел «Договора» доступен для пользователей с группой безопасности «Модератор» или «Администратор». Данный раздел позволяет выполнять следующие операции:

- создавать договор;

- вносить изменения в существующий договор;

- выводить краткую информацию по всем договорам.

Электронная обработка договоров значительно упрощает работу администрации школы. Данная функция дает возможность своевременно выявлять должников и позволяет оперативно применять административные меры.

Обмен сообщениями. В АС ФМШ реализован обмен сообщениями между зарегистрированными пользователями, что позволяет администрации школы делать массовые рассылки как всем пользователям, так и отдельным учебным группам. Функция «Обмен сообщениями» позволяет избежать попадания информационного сообщения из массовой рассылки в «спам» и гарантирует моментальную доставку сообщения адресату, а также позволяет отслеживать прочтение сообщений, что помогает избежать недоразумений. Данная функция снимает барьер «ученик-преподаватель».

Электронный журнал. В системе всем зарегистрированным пользователям предоставлен доступ к разделу «Электронный журнал». Пользователь с группой безопасности «Администратор», «Модератор» или «Преподаватель» имеет возможность выставлять, редактировать и просматривать оценки учеников. Для удобства пользования при выставлении оценок на экране появляется календарь. Пользователь с группой безопасности «Преподаватель» может выставлять оценки только по тому предмету, который он ведет. Пользователи с группой безопасности «Администратор» или «Модератор» имеют возможность не только просматривать оценки всей учебной группы по выбранному предмету, но и выбрать конкретного ученика и получить всю интересующую по нему информацию, а также могут добавлять и редактировать типы испытаний, за которые в дальнейшем выставляются оценки.

Преподаватель может выставлять оценки по различным видам испытаний за занятие в удобной для себя системе. Электронный журнал позволяет родителям контролировать успеваемость учеников, администрации школы - вести статистику успеваемости учеников, выявлять неуспевающих и оповещать родителей.

Редактор пользователей. Раздел «Редактор пользователей» доступен пользователю с группой безопасности «Администратор» или «Модератор» и позволяет выполнять следующие операции:

- создавать пользователей системы;

- создавать логины и пароли для учеников;

- распределять учеников по группам;

- выводить списки пользователей системы;

- выводить списки учеников по учебным группам;

- осуществлять поиск ученика по фамилии.

Расписание. Для всех зарегистрированных пользователей системы доступен раздел «Расписание», который предназначен для информирования пользователей о расписании занятий и расписании экзаменов. Пользователь с группой безопасности «Ученик» или «Преподаватель» имеет возможность получить краткую информацию о преподавателе, ведущем занятие или проводящем экзамен. Пользователь с группой безопасности «Администратор» или «Модератор» имеет возможность добавлять, редактировать или удалять расписание. При создании расписания обязательно указывается преподаватель, предмет, аудитория и время проведения занятия или экзамена.

Новости. В системе всем пользователям предоставляется доступ к разделу «Новости», который предназначен для ознакомления с новостями. Последняя новость всегда выводится на главной странице системы. Архив новостей доступен для просмотра по ссылке «Просмотреть все новости». Пользователь с группой безопасности «Администратор» или «Модератор» имеет возможность добавлять, редактировать или удалять новость.

Форумы. Раздел «Форумы» позволяет задать вопрос автору форума, поделиться с другими участниками полезной или интересной информацией или ответить на вопросы, заданные другими пользователями. Не рекомендуется добавлять сообщения, имеющие частный характер. Для этих целей следует использовать внутрисистемную почту в разделе «Обмен сообщения». Пользователь имеет право создавать, вести свои форумы, а также участвовать в форумах, пользователем которых он является. Для просмотра списка доступных форумов необходимо выбрать в меню слева на странице системы раздел «Форумы». Отобразится список форумов, доступных пользователю в данный момент времени.

Отчет. Раздел доступен для пользователей с группой безопасности «Модератор» или «Администратор». Здесь можно выводить необходимые данные, для вывода данных необходимо отметить галочкой ту таблицу, которую необходимо вывести, и нажать кнопку «Далее», после чего выведется отчет.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Была разработана автоматизированная система для физико-математической школы СПбГУ ИТМО (http://de.ifmo.ru/fizmat/). Система обладает следующими достоинствами:

- упрощена процедура работы с договорами;

- электронный журнал позволяет родителям контролировать успеваемость учеников и упрощает работу с оценками для преподавателей;

- имеется возможность индивидуального общения между пользователями системы;

- повышено удобство работы с расписанием.

Апробация системы проводилась с 2009 года в физико-математической школе СПбГУ ИТМО. В апробации приняли участие 1030 человек: администрация школы, преподаватели, родители, учащиеся. В ходе апробации выявлялись «слабые» недоработанные места системы, которые оперативно устранялись благодаря гибкости системы. С 2010 г. система полностью внедрена в учебный процесс физико-математической школы СПбГУ ИТМО. По мнению всех участников апробации, система удобна и проста в управлении. Администрация положительно отметила возможности адаптации системы под новые задачи и требования.

Разработанная система позволяет повысить качество организации образовательного процесса. Система является многофункциональной, гибкой, не требует специального программного обеспечения, что позволяет внедрять ее в другие учебные заведения.

Литература

1. Электронный журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eljur.ru, своб.

2. Дневник.ру - школьная социальная сеть [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dnevnik.ru, своб.

3. Электронный журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eljur.ru/pdf/eljur_present.pdf, своб.

4. Почему стоит выбирать Oracle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oracle.com/global/ru/partner/isv/mysql/index.html, свободный. - Загл. с экрана.

5. Конверс Т., Парк Дж., Морган К. PHP5 и MySQL. Библия пользователя: Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2006. - 1216 с.

6. Прайс Дж. SQL для Oracle 10g: Пер. с англ. - М.: Лори, 2007. - 567 с.

7. Преимущество PHP [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://php.su/php/7opport , своб.

Вареников Денис Анатольевич - Санкт-Петербургский государственный университет информацион-

ных технологий, механики и оптики, студент, vardenis@inbox.ru Лукьянова Галина Владимировна - Санкт-Петербургский государственный университет информацион-

ных технологий, механики и оптики, кандидат технических наук, зав. аспирантурой, gal-lou@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.