УДК 681.3:001.89
И.Ю. Крапчетов, О.В. Свиридова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА ООО «КИБЕР»
В статье рассматриваются основные принципы построения автоматизированной системы диспетчеризации сервисного центра. Приведен алгоритм формирования прайс-листа сервисного центра, а также пример интерфейса разработанного программного средства в виде скриншотов.
Ключевые слова: автоматизированная система, сервисный центр.
Автоматизация разработки документов и отчётности для нужд конкретной организации становится все более популярной областью разработки различных программных систем [1].
ООО «Кибер» является организацией, торгующей компьютерной техникой и комплектующими, а так же фирма оказывает услуги по ремонту бытовой техники. При обследовании предметной области были выделены следующие функции сервисного центра, рассматриваемые в контексте разрабатываемой автоматизированной системы: ведение базы данных клиентов; -уведомление сервисного центра о новой заявке; оформление заявки на ремонт техники; ведение списка мастеров сервисного центра; ведение перечня ремонтируемой техники; распределение заявок по мастерам; учёт списка используемых комплектующих; составление заявки на покупку комплектующих; формирование отчёта об использованных комплектующих; формирование отчёта о количестве выполненных заявок; -формирование отчёта о поступлении заявок в сервисный центр.
В результате анализа предметной области, для улучшения обслуживания клиентов и экономии времени персонала на оповещение мастеров о получении заявки и клиентов о том, что заказ выполнен, решено написать автоматизированную систему диспетчеризации сервисного центра в виде веб-сайта, на котором диспетчер будет оформлять регистрацию заявок, клиенты смогут просматривать статус выполнения своей заявки, мастера смогут просматривать поступившие им заявки и приступать к их выполнению, отдел снабжения будет своевременно получать заказ на покупку комплектующих, а начальник сервисного центра будет иметь доступ к отчётности по работе центра.
Рис. 1. Схема автоматизируемого процесса
© Крапчетов И.Ю., Свиридова О.В., 2013.
В рамках проведенного исследования были проанализированы различные автоматизированные системы. Установлено, что они не удовлетворяют условиям и задачам данного проекта. В связи с этим решено разработать автоматизированную систему диспетчеризации сервисного центра ООО «Кибер» в виде веб-сайта.
Для разрабатываемой системы была принято использовать MySQL 5.0. Данная СУБД в наибольшей степени подходит для решения задач в рассматриваемой предметной области, ведь в крупных организациях имеются множество разрозненных информационных систем, реализованных на самых разных технологиях, и возникает необходимость их объединения в единую систему автоматизации.
Выбран язык программирования PHP 5.3, так как PHP позволяет создавать качественные веб-приложения за очень короткие сроки, получая продукты, легко модифицируемые и поддерживаемые в будущем, а в качестве веб-сервера - веб-сервер Apache 2.3, как один из самых надёжных и с гибкой конфигурацией.
Целью разработки является автоматизация диспетчеризации сервисного центра «КИ-
БЕР».
При обследовании предметной области были выделены следующие функции сервисного центра, рассматриваемые в контексте разрабатываемой автоматизированной системы:
-регистрация заявки;
-уведомление сервисного центра о новой заявке;
-оформление заявки на ремонт техники;
-отслеживание статуса заявки.
Одной из основных функций разработанной системы является функция автоматической генерации прайс-листа с перечнем услуг.
Алгоритм формирования прайс-листа заключается в переборе всех услуг и мастеров сервисного центра. Если мастер выполняет данную услугу, то в прайс-лист добавляется строка о мастере, услуге и стоимости услуги. Иначе алгоритм переходит к следующему мастеру.
Таким образом, если нет мастера, выполняющего какую-либо услугу, то она в прайс-лист не помещается. После окончания перебора всех услуг и мастеров, на экран выводится сформированный прайс-лист.
Данный алгоритм представлен на рисунке 2.
На рисунке 3 отображен пример интерфейса разработанной web-системы.
ООО Кибер- Автоматэироминая система
диспетчеризации сервисного центра ООО
КИБЕР "Кивер*
КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПАНИЯ
Авторизация
Приветствуем Вес. admin
Сводная ымфосшасдо;
В сервисе: 12 Отремонтировано: Щ, Не подлежит ремонту: 5 Выдано: 1
Чаще всего помаются:
Манипулятор 'мышь' попате - 3 Блок питания 350 попате 2
Память оперативная 1вВ РРР>2 РС6400 (вООМНг) попате - 2
Рис. 3. Форма просмотра статистики
На данном скриншоте показана статистика по оказанным услугам ремонта. В статистке содержится следующая информация: количество компьютеров, которое в данный момент находится в ремонте. Количество компьютеров, которые уже отремонтированы, количество компьютеров, которые ремонту не подлежат.
Также отображается статистика по поломкам, которые наиболее часто встречались мастерам в процессе выполнения ремонтных работ.
Разработанная система позволяет работать со справочниками сотрудников организации и техники, сданной в ремонт. Также данная система позволяет оформить документы о приёме в ремонт техники и выдачи отремонтированной техники. Разработанная система предоставляет информацию по статистике выполненных ремонтных работ, информацию о занятости мастеров организации (рисунок 4).
Рис. 4. Форма просмотра занятости мастеров
Библиографический список
1. Свиридова О.В., Макушкина Л.А. Программная реализация математической модели документооборота в транспортном отделе предприятия // Московское научное обозрение. 2012. № 6. С. 17-21.
КРАПЧЕТОВ Иван Юрьевич - студент Волжского политехнического института (филиал), Волгоградский государственный технический университет.
СВИРИДОВА Ольга Викторовна - кандидат технических наук, доцент Волжского политехнического института (филиала), Волгоградский государственный технический университет.