130
Высшее образование в России • № 8, 2007
ная культура, образовательная среда и технологии в образовании / Под науч. ред. Н.А. Селезнёвой, А.И. Субетто. - М., 2002.
3. Вербицкий А.А. Компетентностный под-
ход и теория контекстного обучения. - М., 2004.
4. Нечаев Н.Н. Деятельность как категория и
принцип конкретизации компетентност-
A. КОНДРАТЕНКО, доцент Калининградский филиал МЭСИ
В настоящее время в учебном процессе стали широко применяться автоматизированные обучающие системы (АОС) как мощное средство активизации обучения. При этом для разных типов подготовки используются различные подходы к их разработке. Для АОС общеобразовательной подготовки — индивидуализация обучения, под которой понимается организация учебного процесса с учетом психологических особенностей обучающегося. Для АОС профессиональной подготовки применяется персонализация обучения, т.е. организация учебного процесса с учетом его доминантных специальных способностей. Она позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента. Данная статья посвящена методологии построения автоматизированных обучающих систем персонализации обучения (АОС ПО).
Большая советская энциклопедия определяет методологию как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. По мнению ведущих ученых в области методологии педагогики
B.И. Загвязинского, В.В. Краевского, А.М. Новикова, она состоит из трех уровней:
• фаза проектирования, результатом которой является построение модели образовательного процесса;
• технологическая фаза;
• рефлексивная фаза, т.е. оценка реализуемого образовательного процесса.
В ходе выполнения первого этапа проектирования нами установлены три группы
ного подхода в разработке целевых характеристик образовательной программы профессиональной подготовки специалистов // Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. - М., 2005.
факторов, оказывающих влияние на профессиональную подготовку студентов вуза.
1. Факторы, привносимые профессорско-преподавательским составом (ППС) в профессиональную подготовку студентов. Принимаем, что они заранее известны, то есть не содержат неопределенности, т.к. преподавательский состав меняется редко. Обозначим эти факторы буквой а.
2. Факторы, включающие содержание и методическую систему профессиональной подготовки студентов с учетом широкого внедрения в учебный процесс ИКТ. Эти факторы определяют элементы решения задачи, обозначим их буквой с.
3. Факторы, оказывающие влияние на профессиональную подготовку, привносимые студентами. Эти факторы неизвестны, обозначим их буквой х.
Поиск рационального (оптимального) решения в содержании и методике профессиональной подготовки студентов вуза с учетом ПО при наличии случайных факторов группы х представляет собой задачу о выборе решения в условиях нестохастической неопределенности.
Задача формулируется следующим образом: при существующем константном составе преподавателей — а, с учетом факторов, привносимых студентами в профессиональную подготовку, — Е,, найти такое решение, которое обеспечит максимальное значение показателя эффективности профессиональной подготовки студентов W (уровень знаний, прочность знаний, уровень интенсификации учебного процесса). Таким
Автоматизированная обучающая система персонализации обучения
Редакционная почта
131
образом, показатель эффективности зависит от всех групп факторов: □ = W(a, х, £,).
В ходе построения модели образовательного процесса с учетом ПО получены следующие результаты:
• определены доминирующие факторы, привносимые студентами и оказывающие существенное влияние на уровень их профессиональной подготовки (УПП);
• проведено ранжирование выявленных факторов методом экспертной оценки;
сиональной подготовки студентов (х4 — уровень общих умственных способностей, х5 — уровень силы воли);
• обоснована закономерность последовательного научного развития студентов в вузах, состоящая в том, что в условиях информатизации общества усиливается влияние топологических свойств личности на уровень обученности студентов (рис. 1).
Построенная модель образовательного процесса с учетом ПО является исходной
Кандидат в вуз
Метод анализа иерархий
Традиционная методика обучения АОС ПО (Методика персонализации обучения) АОС ИО (Методика индивидуализации обучения)
Выпускник вуза
Рис. 1. Модель образовательного процесса с учетом ПО
• выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на УПП студентов;
• установлено влияние мотивации (М) на результаты профессиональной подготовки студентов (х1);
• определено влияние уровня исходной подготовки (ИП), включающей уровень общего среднего образования (х2) и вступительных экзаменов (х3), на уровень профессиональной подготовки студентов (УПП);
• выявлено влияние топологических свойств личности (ТСЛ) на уровень профес-
базой для реализации технологической фазы, результатом которой является построение АОС ПО.
Входными элементами АОС ПО являются четыре блока:
• блок определения уровня знаний по предмету — осуществляет предварительный опрос студента по предмету;
• блок определения мотивации — проводит психологическое тестирование студента с целью определения уровня мотивации;
• блок определения исходной подго-
132
Высшее образование в России • № 8, 2007
товки — проводит педагогическое тестирование студента с целью определения уровня исходной подготовки;
• блок определения топологических свойств личности — проводит психологическое тестирование студента с целью определения уровня топологических свойств личности {рис. 2).
лизуемого образовательного процесса, в Калининградском филиале Московского государственного университета экономики,, статистики и информатики (МЭСИ) в 2005—2006 учебном году проводился педагогический эксперимент. Суть его в том, что по общей программе одним и тем же преподавателем проводились раздельные
Рис. 2. Автоматизированная обучаю!
Экспертная система и банк данных технологий обучения позволяет из полученных данных выбрать наиболее оптимальную информационно-коммуникационную технологию обучения для каждого студента. После реализации выбранной технологии уровень знаний по предмету определяется с использованием критериально-ориентированных тестов. Если он не соответствует установленным критериям, проводится повторное обучение для восстановления недостающей или потерянной информации.
Для реализации рефлексивной фазы, результатом которой является оценка реа-
система персонализации обучения
занятия в двух учебных группах, из которых одна выбрана в качестве эксперимен-тальной,другая — контрольной.
В течение учебного года группа студентов проходила обучение в соответствии с утвержденной программой и графиком подготовки по дисциплине «Базы данных». Результаты эксперимента следующие: применение АОС ПО позволило увеличить уровень знаний в 1,1 раз, прочность знаний — в 1,8 раза, интенсивность учебного процесса — в 1,3 раза.
Таким образом, оценка эффективности АОС ПО показала безусловную целесообразность ее внедрения в учебный процесс.