Научная статья на тему 'Автоматизированная база паспортов автомобильных дорог и сметные расчеты'

Автоматизированная база паспортов автомобильных дорог и сметные расчеты Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
663
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Хвостова Евгения Александровна, Должиков Алексей Иванович, Пимонов Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная база паспортов автомобильных дорог и сметные расчеты»

УДК 004.42:625.7

Е.А. Хвостова, А.И. Должиков, А.Г. Пимонов

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ БАЗА ПАСПОРТОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

И СМЕТНЫЕ РАСЧЕТЫ

Развитая транспортная система, сформированная в Кемеровской области, обеспечивает эффективную работу всех отраслей экономики, мобильность населения, сообщение с другими регионами. Благодаря высокому потенциалу магистральной сети, предприятия Кузбасса имеют возможность выходить со своей продукцией на российский и международный рынки. Однако, для развития транспортной отрасли, безусловно, нужны дороги. В Кузбассе принята и действует «Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Кемеровской области на период до 2010г.». Среди ведущих направлений работы по реализации этой программы [1] - строительство трассы Горно-Алтайск-Турочак-Таштагол и моста через реку Томь в областном центре, а также реконструкция дороги Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий-Кемерово-Юрга.

Решение задач управления инфраструктурой автомобильных дорог на уровне региона связано со сбором, хранением, обработкой и анализом больших объемов разнородной информации. Для интеграции разнородных данных и приведения их к виду, пригодному для анализа и принятия на их основе управленческих решений на современном уровне, необходимо построение информационной системы. Работы по созданию автоматизированной системы оперативного управления в дорожном хозяйстве России ведутся с 1998 года. За эти годы накоплен опыт работы, реализован целый ряд успешных и пер-

спективных проектов, заслуживающих дальнейшего развития и тиражирования в рамках всего дорожного хозяйства. В то же время следует признать, что в целом информационная и телекоммуникационная обеспеченность системы управления дорожным хозяйством далека от мирового уровня развития информационных и телекоммуникационных технологий, как по технологическим характеристикам, так и по уровню интеграции информационного пространства.

В настоящее время в центральном аппарате Росавтодора функционируют или находятся в стадии доработки 14 информационных систем. Существует несколько разновидностей систем автоматизации дорожного хозяйства. В зависимости от их функциональности можно выделить системы автоматизированного проектирования автодорог (САПР), автоматизированные банки дорожных данных (АБДД), автоматизированные системы управления содержанием искусственных сооружений и системы паспортизации автомобильных дорог.

Система автоматизированного проектирования [2] - это организационно-техническая система, состоящая из комплекса средств автоматизации проектирования, взаимосвязанного с подразделениями проектной организации. САПР позволяют создать цифровую модель автомобильной дороги и всю необходимую проектную документацию. В настоящее время не все САПР соответствуют нормам и ГОСТам РФ, а также тре-

бованиям проектировщиков. На рынке программных продуктов представлено несколько систем, удовлетворяющих таким требованиям. Примерами [3-9] могут служить широко известные системы, такие как GIP, CREDO, Indor, Robur, MXROAD MAX, и недавно появившиеся - КАППА v.2003, GeoniCS Трассы 2005.

Автоматизированный банк дорожных данных [10-12] - это мощный комплекс прикладных программ, включающий в себя задачи по оценке технического состояния каждого участка дороги и сети в целом, определение наличия аварийных участков дорог, выявление участков дорог, требующих ремонта или реконструкции и т.д.

Дорога - это не только дорожное полотно, по которому катится автомобиль, но и целый комплекс технических дорожных сооружений - мостов, тоннелей, эстакад, дорожных знаков и придорожных сооружений. Их местоположение строго определено: мосты над препятствиями, дорожные знаки - в местах смены определенных условий дорог, о которых следует знать водителям и находящимся в зоне дорог пешеходам. Искусственные сооружения, как и дороги, требуют четкого учета и технического обслуживания. Эти задачи решаются с помощью автоматизированных информационных систем управления содержанием искусственных сооружений [13, 14]

Паспорт автомобильной дороги - обобщенный документ, в котором содержатся все технические, хозяйственные, экономические и оценочные данные о

дороге и дорожных сооружениях по состоянию на срок первичного технического учета и отображаются все последующие изменения состояния дороги, зданий и сооружений, в том числе работы, которые выполняются по среднему и капитальному ремонтам. Конечной целью использования систем паспортизации автомобильных дорог является освобождение сотрудников службы эксплуатации от трудоемких работ по ведению паспортов автомобильных дорог, оперативное получение информации по текущему состоянию автомобильной дороги в целом и по участкам, возможность хранения всей информации не только на бумажных носителях. Анализ ситуации на рынке программных продуктов автоматизации дорожного хозяйства показал, что на сегодняшний день создано много систем, позволяющих автоматизировать процессы, связанные с проектированием автомобильных дорог (созданием проектной документации), хранением данных об их эксплуатации, содержанием искусственных сооружений. Но в то же время он выявил наименьшую обеспеченность системами паспортизации автомобильных дорог [15, 16]. Существует необходимость создания и внедрения такой системы в Кемеровской области. Система позволит облегчить работу с паспортами автомобильных дорог при проведении технического учета и паспортизации.

В настоящее время в отрасли параллельно существует ряд независимых направлений сбора дорожных данных:

1) диагностика автомобильных дорог и сооружений;

2) инвентаризация дорог, сооружений и имущества;

3) сбор данных для паспортизации дорог.

При сборе этих данных, с одной стороны, происходит частичное дублирование собираемых параметров, а с другой стороны, часть такой информа-

ции в настоящее время не хранится должным образом и в ряде случаев утрачивается. Чтобы собираемые в ходе технического учета и паспортизации данные не пропадали безвозвратно, представляется целесообразным заносить и хранить их в едином банке дорожных данных.

Управлением техническим учетом и паспортизацией дорог в Кемеровской области занимается Государственное учреждение «Кемеровская дирекция областного дорожного фонда». Цель деятельности дирекции -довести состояние дорог Кузбасса до высокого стратегического уровня, соответствующего экономическому развитию региона. За годы работы дорожного фонда сеть автомобильных дорог области сильно изменилась. Для сравнения [1], на момент начала работы организации общая протяженность кузбасских дорог составляла 4287 километров, а сегодня она увеличилась более чем на 80% и составляет 7209 километров. Значительно улучшилось и покрытие дорог - за 12 лет протяженность дорог с асфальтобетонным покрытием увеличилась почти на 800 километров (с

2504 до 3268 километров). Обеспечение жителей дорогами составляет 2,4 километра на 1000 жителей. Основными направлениями работы дирекции были и остаются содержание, ремонт и реконструкция уже существующих и строительство новых дорог. Для успешной деятельности в этих направлениях в дирекции ведется учет дорог. Каждая значимая дорога имеет паспорт. Пользование такого рода информацией в табличной форме или обращение к громоздким бумажным паспортам отдельных дорог требует хорошего абстрактного мышления и знания территории. Если этого нет, то получить четкую картину о состоянии дорог, а тем более о сложном рисунке их взаимосвязей достаточно трудно. Кроме того, дорожное хозяйство относится к наиболее динамичным сферам, изменения в которых требуют постоянной актуализации информации в разрозненных и устаревших паспортах. В настоящее время в дирекции не используется автоматизированная база паспортов автомобильных дорог. Работа с паспортами ведется с использованием разрозненных про-

лТ ИРС "Паспорта автомобильных дорог"

Дороги Искусственные сооружения Справочники Сметы Справка Выход

0 и 1

| Название дороги Протяженное Л

1 5 Таштагол - Шерегеш 15,665

"Абышево - Березово" 16,045

30 "КЕМЕРОВО • ПРОМЫШЛЕННАЯ" 57,778

31 Промышленная ■ Ваганово - Иваново • Родионовск 4,631

32 Белово • Коновалово -Прокопьевск 92

33 Лениниск-Кузнецкий -Промышленная -Журавлево -Калгьи. 0,862

34 Ч угу наш - Конщома 28,022

38 Новогергиевка - Золсторевка 2

39 Литвиново - Зырянка -Акация 5,05

40 Кемерово - Яшкино - Морковкино 1,45

41 Подъезд к Снеженску 2,513

42 Подъезд к Ильичу 1,755

Фильтр

Г~ по обслуживающей организации Г" по протяженности, км

до

Рис. 1. Главное окно системы

граммных средств, чаще всего -офисных программ. В связи с этим возникла необходимость создания недорогого, функционального, легкого в изучении и использовании программного продукта, позволяющего автоматизировать процессы заполнения, хранения и использова-

Паспорт дороги

Рис. 2. Структура базы данных

ния паспортов автомобильных дорог. С этой целью была создана информационно-расчетная система (ИРС) «Паспорта автомобильных дорог» [17]. Она разработана для автоматизации процессов технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования и

ю

мост

типовой проект материал расчетная величина пролетов тип пролетных строений расстояние между осями Высота ферм балок Высота ферм балок посередин Высота ферм балок ма опоре Езда(поверху, понизу)

обладает следующими основными функциональными возможностями:

1) заполнение, хранение и использование паспортов дорог;

2) ведение карточек учета искусственных сооружений;

3) формирование ведомостей наличия и технического

Р

Схема автомобильной дороги 0 бщие данные 3 кономические характеристики Протяженность покрытия

Технические характеристики [ Протяженность ^ Дорожные инженерные устройства

Год Тип покрытия Протяженность! |Год Наименование Количество А

2001 асфальтобетонные 52,9 1! ► 2001 Автопавильоны капитального тип 14 И

2001 асфальтобетонные гор 52,9 2001 Автобусные остановки, [шг) 20

2001 щебеночные 7,5 2001 Ограждения, (км) 4

2002 асфальтобетонные 73,4 2001 Сигнальные столбики, (шт) 556 V

2002 щебеночные 8 < >

Характеристика профиля и трассы: радиусы кривых и уклоны,

не отвечающие требованиям СНиП для данной категории дороги

Год Кривые с радиусом менее допустимого] Длина крвых с радиусом менее допустимого Участки с уклонами, превышающими допустимь л

> 2001 42 8,098 2.11

2002 42 8,098 2

2003 8 1,746 1

2004

Ш1 яг Протяженность участков повышенной трудности содержания

Год Характер участка | Протяженность I

► 2001 Затопленные 3,25

Рис. 3. Закладка «Протяженность покрытия»

состояния;

4) формирование сводных ведомостей;

5) выгрузка паспортов на рабочий лист MS Excel;

Карточка на трубу

щей организации и протяженности дороги.

ИРС функционирует на основе базы данных (рис. 2), состоящей из 19 таблиц, основ-

ОУЕКВИН^С (предназначена для хранения информации о путепроводах).

Паспорт дороги отображается в виде формы с пятью за-

Управляющая организация и местоположение Дорожная организация

M естоположение трубы Дорога

Технические характеристики Количество очков

Уклон лотка трубы,

Толщина стенки трубы, м

Тип оголовка входного

Тип оголовка выходного

Материал трубы

Тип водотока

Тип трубы

Прокопьевское дГЗ

ПК 1+678

Ташгагол ■ Шереге

1

0,2

0,1 "3

Железобетон

"Б "3

"3 "3

-Габариты—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диаметр отверстия, м

Высота отверстия, м

Ширина отверстия, м

Длина трубы по лотку, м

О бьем тела трубы, м ^

1,01

0,7

6,76

-Укрепления—

Высота насыпи над трубой, м^

Тип укрепеления отверстий входного

Тип укрепеления отверстий выходного

Укрепление откосов у оголовков

Тип укрепления дна трубы

"3 "3

"3 13

Техническое состояние трубы Техническое состояние | Удовлетворительное

Характер повреждения

Засыпана на 50%

Экспортировать

ОК

Схема

Закрыть

Рис. 4. Карточка на водопропускную трубу

6) выгрузка учетных карточек в MS Word и MS Excel.

Интерфейс системы

«Паспорта автомобильных дорог» (рис. 1) интуитивно понятен даже для человека, не работавшего с подобными программами ранее. Для удобства пользователя вся информация приводится в том виде, в каком предписывает инструкция ВСН 1-83 [18]. Главное окно программы содержит список автомобильных дорог. Подробное меню позволяет легко получить необходимые данные. Для работы со списком дорог, доступа к справке и выхода из программы окно содержит панель инструментов. В нижней части окна расположена панель фильтрации. Предусмотрена возможность создания выборок на основе фильтров по обслуживаю-

ными из которых являются следующие: ROAD (главная таблица, предназначена для хранения общих сведений об автомобильных дорогах), TUBE (содержит характеристики водопропускных труб), BRIDG (содержит описания мостов),

Схема (фотография) трубы

кладками, каждая из которых представляет один из разделов паспорта. Он содержит схему автомобильной дороги, общие данные, экономические характеристики, технические характеристики и протяженность покрытия (рис. 3).

Рис. 5. Схема трубы

Расчет затрат

Основание

| Проект №1

Смета №

на обслуживание труб

Название |Гетнее содержание труб на а.д. Кемеровского района

Наименование работ

Заделка швов в железобетонных трубах Окрашивание оголовков труб: эмалью

| Количество! *

0,5

Сметная з/плата Используются коэффициенты Накладные и прибыль Индекс роста цен Плановые накопления НДС

Заполнить список работ

Сформировать смету

1,05

1.18

<

Закрьть

Рис. 6. Окно формирования сметного расчета

Информация об искусственных сооружениях отображается в форме карточек учета. Карточки содержат основные данные, получаемые в ходе технического учета. Карточка на водопропускную трубу (рис. 4) содержит 5 информационных блоков:

1) управляющая организация и местоположение;

2) технические характеристики;

3) габариты;

4) укрепления;

5) техническое состояние.

Для удобства пользователя

обязательные для заполнения поля выделены желтым цветом. Заполненную карточку можно экспортировать в MS Word. Помимо технических характеристик имеется возможность добавления графической информации - схемы или фотографии трубы (рис. 5).

Для учета мостов и путепроводов также разработаны аналогичные карточки. Доступ к любой карточке осуществляется по двойному щелчку мыши на выбранной записи или через панель инструментов.

Карточка на мост состоит из 6 информационных блоков:

1) управляющая организация и местоположение;

2) технические характеристики;

3) габариты моста;

4) история моста;

5) уклоны ездового полотна;

6) техническое состояние.

Также в карточке на мост

содержится информация об опорах, пролетах и подходах. В нижней части формы расположены соответствующие кнопки для доступа к этим данным.

Аналогично осуществляется работа с карточкой на путепровод. Эта карточка также состоит из 6 информационных блоков:

1) управляющая организация и местоположение;

2) технические характеристики;

3) габариты путепровода;

4) история путепровода;

5) уклоны ездового полотна;

6) характеристики пересекаемых путей.

Любую из заполненных карточек можно экспортировать на рабочий лист MS Excel.

Одними из основных задач каждой дорожной организации являются содержание и ремонт не только автомобильных дорог, но и искусственных сооружений, расположенных на них. Такие работы осуществляются на основе предварительно проводимых сметных расчетов. В настоящее время для автоматизации этого процесса на россий-

COSTS

ID

CODE

NAME

ED

BASEPRICE

MAT

Рис. 7. Структура таблиц сметного модуля

А в С D Ш G Н | I J К 1 L M N I О Р Q R Л

1

2 Основание Проект №1 Объект

3 4 Сме! га № 10

5 Используемые коэффициенты

6 Накладные на строительные работы 1 Сметная стоимость

7 Плановые накопления 1,08 Нормативна? трудоемкость

8 Индекс роста цен 1,05 Стоимость оборудования

9 НДС 1,18 Сметная заработная плата 2 500,00р

10

11 Шифр единичных Стоимость единицы, руб Общая стоимость, руб Затраты труда

12 Наименование конструктивных элементов и 3= ш в том числе в TOI м числе не занятых обсл маш

13 s работ всего основ. экспл. маш. всего основ. экспл. обслуж. Машины

14 расценок Ш з-п в т. 1. з-п з-п в т. ч . з-п на ед. всего

15 3J Заделка швов в железобетонных трубах 03-003-1 10 Г 342,6 103.5 200,6183,85 342,6 108,5 201 84 2.36 2,3599999

16 Наименование ресурса Код ГЭСН Кол-во на ед.Кол-во всего Цена Всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Рабочие-строители (разряд 2,0) 000-1002-0 чел.ч 1,18 1,18 39,68 39,68

18 Рабочие-строители (разряд 3,0) 000-1003-0 чел.ч 1,18 1,18 52,26 5226

19 Затраты труда машинистов г 2 чел.ч 1,18 1,18 71,06 71.06

20 Машины дорожного мастера 123001д маш.ч 1,18 1,18 170 170

21 Цемент 101-9540 т 0,02 0,02 770 770

22 Песок 408-9540 м. куб. 0,04 0,04 450 450

23 Вода 411-0001 м. куб. 0,01 0,014 5 5

24 Итого

25

26 2 Окрашивание оголовков труб: эмалью 03-001-2 100 0,5 2457 332.8 705,9 257,2 1229 166,4 353 129 7,24 3,6199999

27 Наименование ресурса Код ГЭСН Кол-во на е,! Кол-во всего Цена Всего

28 Рабочие-строители (разряд 2,0) 000-1002-0 чел.ч 3.62 1,81 39,68 19,84

29 Рабочие-строители (разряд 3,0) 000-1003-0 чел.ч 3,62 1,81 52,26 26,13

30 Затраты труда машинистов Г2 чел.ч 3,62 1,81 71,00 35,53

31 Машины дорожного мастера 123001д маш.ч 3,62 1,81 170 85

32 Краскопульты ручные *340503 маш.ч 3,62 1,81 25 12,5

m N < > и \ Лист! 7лист2 /листЗ ? ........— ¡4ГН ПППП- ---- П П * г, Г, - ]< -w™ им" ! > Г

Готово NUM

ском рынке программных продуктов представлено много сметных систем [19]. Эти программные продукты обладают определенными достоинствами и недостатками, но помимо этого они имеют высокую стоимость и требуют постоянного обновления, обладают большими по объему информации базами данных и функциональной избыточностью. В нашем случае, например, для составления сметы на ежегодное обслуживание водопропускных труб необходимо всего около 15 элементов справочника сметных норм. Нецелесообразно вкладывать деньги в продукт, который будет использоваться лишь на несколько процентов своей функциональности. Поэтому функциональность ИРС «Паспорта автомобильных дорог» расширена за счет модуля сметных расчетов (рис. 6), позволяющего составлять сметы на обслуживание водопропускных труб и имеющего интуитивно

8. Сформированный сметный р

понятный интерфейс. Для работы модуля создана дополнительная база данных, состоящая из 5 таблиц (рис. 7). Сметный модуль позволяет производить расчет стоимости проведения работ на основе базисно-индексного метода. Его функциональность не ограничивается составлением смет только на обслуживание труб, при необходимости в справочники можно внести любые виды работ и элементов затрат. Сформированная смета выгружается непосредственно на рабочий лист MS Excel (рис. 8), что дает возможность внести необходимые коррективы перед ее распечаткой. Сформированные расчеты хранятся в базе данных. При необходимости их можно редактировать и заново формировать смету. Использование соответствующих справочников территориальных сметных расценок позволяет использовать модуль для различных регионов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Разработанный программный комплекс может служить одним из основных звеньев системы документооборота дорожной организации. Формируемые им выходные документы необходимы для работы с заказчиками, подрядчиками и другими внешними организациями. Функциональные возможности системы позволяют повысить производительность труда спе-циалистов-дорожников. Одними из преимуществ системы являются ее простота и удобство. Благодаря своей универсальности информационно-расчетная система «Паспорта автомобильных дорог» может быть использована в любой дорожной организации независимо от ее территориальной принадлежности. Программный комплекс разработан таким образом, что его дальнейшее развитие за счет расширения функциональных возможностей не представляет больших трудностей.

1. Каймакова Е. Дорожный фонд - работа на развитие экономики Кузбасса// Деловой Кузбасс-

2005.- №34 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.delkuz.ru/200506/34investicii.shtml, свободный.

2. Скворцов A.B. Разработка геоинформационных и инженерных систем на факультете информатики и в ООО «ИндорСофт» // Вестник Томского госуд. университета - 2003- № 280 - С. 346-349.

3. Официальный сайт ГИПРОДОРНИИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.giprodor.ru, свободный.

4. Официальный сайт компании «Кредо-Диалог» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.credo-dialogue.com, свободный.

5. Бойков В.Н. Автоматизированное проектирование автомобильных дорог (на примере IndorCAD/Road) / В.Н. Бойков, Г.А. Федотов, В.И. Пуркин.- М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2005.- 223 с.

6. Официальный сайт НПФ «ТОПОМАТИК» [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.topomatic.ru, свободный.

7. Официальный сайт Bentley Systems [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.bentley.com, свободный.

8. GeoniCS Трассы 2005 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http : //www. р lant4d. ru/pres s/ne ws/ news 2005-03-14 10892.html. свободный.

9. Комплекс автоматизированного проектирования профиля автодорог v.2003 [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.kappasoft.narod.ru, свободный.

10. Официальный сайт АОЗТ «Терра» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.tfmik. ru / terra/kasOl.html, свободный.

11. Официальный сайт ГП РосДорНИИ [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rosdornii.ru, свободный.

12. Официальный сайт ФГУП СНПЦ [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rdt.ru, свободный.

13. ИПС «МОСТ» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://aha.ru/~rdnii/bridge/index.html, свободный.

14. Бушин A.B. Внедрение нового информационного обеспечения по ИССО / A.B. Бушин, С.А. Бока-рев, С.С. Прибытков // Путь и путевое хозяйство.- 2003.- № 2- С. 9-10.

15. Официальный сайт фирмы «Дата +» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.dataplus.ru, свободный.

16. Официальный сайт фирмы Compalex Software [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.compalex.ru/passport.html, свободный.

17. Хвостова Е.А. Информационно-расчетная система «Паспорта автомобильных дорог» // Сборник лучших докладов студентов и аспирантов Кузбасского государственного технического университета. Доклады 51-й научно-практической конференции, 17-21 апреля 2006 г.- Кемерово: ГУ КузГТУ, 2006.- С. 246-249.

18. МИНАВТОДОР РСФСР. ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования».

19. Темкина A.JI. Краткий обзор сметных программ, предлагаемых на рынке. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.shtein.ru/sravnenie.htm, свободный.

□ Авторы статьи:

Хвостова Должиков Пимонов

Евгения Александровна Алексей Иванович Александр Григорьевич

- выпускница каф. вычислительной - канд. техн. наук, доц. каф. авто- - докт. техн. наук, проф., зав. каф.

техники и информационных техноло- мобильных дорог вычислительной техники и инфор-

гий (группа ПИ-011) мационных технологий

УДК 5:519.876.3.

А.Б. Логов, Р.Ю. Замараев, H.A. Упорова

СРАВНЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ (с иллюстрацией для муниципальных образований Кемеровской области)

Неопределенность понятий или, иначе, сложных свойств -рейтинга, инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности - усиливается тем, что нет единого правила выбора

показателей, которые целесообразно включать в модель. Значительную роль могут играть временной фактор, специфика региона и т.п., но главное -мнение лица, принимающего

решение. Поэтому в данной статье акцент делается на методические правила работы с произвольными характеристиками.

В основу метода был положен вытекающий из энтропий-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.