Научная статья на тему 'Автоматизация управления сервисами предприятия сферы услуг'

Автоматизация управления сервисами предприятия сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
518
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / ПРОГРАММНЫЙ МОДУЛЬ / СЕРВИС / БИЗНЕС / СЕТЬ / AUTOMATION / SOFTWARE MODULE / SERVICE / BUSINESS / NETWORK

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Алимова Ю.Б., Забержинский Б.Э.

Статья о развитии автоматизированной системы онлайн-бронирования гостиничных комплексов для управления всей системой оказания сервисных услуг. Модернизация узкоспециальной программы позволяет применять ее в широком спектре предприятий сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF SERVICE MANAGEMENT SERVICE INDUSTRIES

The article is about the development of an automated system of online booking of hotel complexes to control the entire system of services. Modernization of highly specialized software makes it suitable for a wide range of service industries.

Текст научной работы на тему «Автоматизация управления сервисами предприятия сферы услуг»

Проблемы экономики и менеджмента

МА ТЕМА ТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ

УДК 65.011.56

Ю.Б. Алимова

студент,

факультет автоматики и информационных

технологий,

ФГБОУВПО «Самарский государственный технический университет»

Б.Э. Забержинский

канд. техн. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СЕРВИСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Аннотация. Статья о развитии автоматизированной системы онлайн-бронирования гостиничных комплексов для управления всей системой оказания сервисных услуг. Модернизация узкоспециальной программы позволяет применять ее в широком спектре предприятий сферы услуг.

Ключевые слова: автоматизация, программный модуль, сервис, бизнес, сеть.

Yu.B. АИшоуа, Samara State Technical University

B.E. Zaberzhinsky, Samara State Technical University

AUTOMATION OF SERVICE MANAGEMENT SERVICE INDUSTRIES

Аbstract. The article is about the development of an automated system of online booking of hotel complexes to control the entire system of services. Modernization of highly specialized software makes it suitable for a wide range of service industries.

Keywords: automation, software module, service, business, network.

Введение

Информационная система управления службами и ресурсами гостиничного комплекса представляет собой, по сути, сервисный центр, управляемый онлайн. Проект основан на специфических требованиях предприятий индустрии гостеприимства с учетом нюансов осуществления коммерческой деятельности. Тем не менее, предлагаемая разработка после минимальной доводки легко укладывается в рамки нужд любой организации сферы обслуживания или туризма.

В основу проекта заложена автоматизированная служба онлайн-бронирования гостиничной сети, разработанная в Самарском государственном техническом университете студенткой пятого курса Юлией Алимовой под научным руководством доцента Борислава Забержинского.

Применение баз данных

Решения по автоматизации деятельности служб того или иного предприятия, в принципе, широко развиты. Оперативные системы транзакционной обработки данных

42

№ 3 (43) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

вполне совершенны и способны обеспечить регистрацию многих фактов и действий, хранение и даже архивирование введенных сведений. В основе стандартного решения -системы управления реляционными базами данных, которые предложены еще в 1970 году сотрудником IBM доктором Коддом («relation» (англ.) - отношение, зависимость, связь). Их использование позволяет устранить недостатки структуры базы, избыточность данных, а, следовательно - нарушение их целостности.

Традиционно для создания реляционных баз данных используются уже построенные оперативные системы. Модернизированный и получивший новые модули проект онлайн-бронирования не только позволяет на долгосрочной основе планировать работу отеля, но и управлять его службами в режиме реального времени. Список возможных услуг может видоизменяться - технически, система получает дополнительные модули для организации сервисного обслуживания. Затраты на внедрение любого из них минимальны, поскольку разрабатываются они на основе уже существующей схемы.

В разработке программного модуля использованы наиболее распространенные и совместимые с максимальным количеством браузеров технологии. HTML 4 (HyperText Markup Language - язык гипертекстовой разметки), CSS (Cascading Style Sheets - каскадные таблицы стилей), web-сервер Apache, язык JavaScript и PHP, который поддерживает ряд популярных CMS (систем управления базами данных) - MySQL, Oracle. Для одновременного получения данных в различных измерениях предлагается использовать механизм регистров оперативного учета, который основан на многомерном представлении сведений.

Технология работы с системой

Смысл разработки - возможность выбора необходимых или отказа от невостребованных услуг и сервисов, которые прописываются в основном модуле онлайн-бронирования в процессе появления. Причем связь с системой двусторонняя - с одной стороны клиент после регистрации способен сам заказывать или отказываться от них, с другой стороны - сотрудник гостиничной сети мгновенно получает информацию и может оперативно реагировать на происходящее.

Обновление системы в режиме онлайн автоматически убирает лишние данные из базы и формирует актуальный запрос на обслуживание. Развитую систему запросов и актуальные отчеты можно прямо применять для вынесения решений. При этом отчеты могут строиться как на базе по запросу, так и на регулярной основе, когда формируются по достижению определенного времени или количества событий (от одного).

Возможно предусмотреть несколько уровней доступа к системе. Как минимум, «Руководитель», «Сотрудник сервиса», «Клиент». В первом случае бухгалтер или директор могут получать полный доступ к заказанным сервисам и сведениях об их оплате в режиме реального времени или по итогам, например, рабочего дня. Во втором - сотрудник сервисной службы имеет доступ лишь к модулю своего сервиса и возможность планировать работу в зависимости от количества заказов, отмечая в системе факты оказания услуг и оплаты. В третьем, клиент, получивший после регистрации право заказа услуг, может от них отказаться, совершив элементарное действие, а по окончанию ви-

№ 3 (43) - 2015

43

Проблемы экономики и менеджмента

зита получить полный отчет о полученном сервисе и его стоимости в виде сформированного системой файла, либо в форме отчетной документации.

Интерактивность модулей предполагает различные критерии подбора сервисов и сохранение конфиденциальности введенной информации. В том случае, если сервис окажется связан с общедоступными базами данных, это еще более упростит введение данных и позволит в онлайн-режиме выставлять счета юридическим либо физическим лицам, обеспечивая оперативное оформление бухгалтерской отчетности. Интуитивно понятный, дружелюбный интерфейс не позволит допустить ошибку при вводе данных.

Независимые модули общей сервисной системы позволяют избежать затяжек вынесения критически важных решений. Подобная служба оперативнее сбора данных с каждого отдельного сегмента предприятия, исключает физический процесс запросов и интерпретаций.

Руководителя, в принципе, в процессе работы может заинтересовать абсолютно неожиданный вопрос (например, сколько часов в определенный день минувшего месяца простаивала сауна заведения). Разобраться в архиве бумажных документов окажется проблематично, а поверить на слово сотруднику - смелое с его стороны решение. В то же время, предлагаемая система позволяет получить исчерпывающую информацию максимально оперативно. Процесс анализа данных происходит итерационно - он охватывает различные сведения (сроки, время, стоимость, количество и прочее). Отпадает и вторая проблема - содержание компетентного сразу во многих вопросах IT-специалиста, который нередко вынужден отвлекаться на рутину по заданию руководства и, следовательно, переключаться на низкоэффективную работу. Сводится к нулю и сложность понимания требуемых клиентом системы отчетов. Каждый получает лишь то, в чем компетентен и лишь те данные, запрос на которые может сформировать. Исключается возможность искажения либо неверной интерпретации фактической информации при передаче от служб по команде.

Выводы

Разрозненные данные нескольких оперативных систем - не что иное, как просто заметки, которые приходится сводить воедино для формирования общего отчета. Без них информация остается неполной, а предлагаемая система модулей сервисной службы позволяет выполнять исключить неопределенность. Поддержка принятия решений на основе подсистем оперативного анализа эффективна и для краткосрочной перспективы, и необходима для серьезных объемов данных, которые можно копить годами.

Разработка автоматизированной информационной системы на основе формирования куста независимых сервисных модулей для контроля и осуществления оперативной деятельности гостиничного комплекса является актуальной и своевременной. Анализ аналогов показал, что подобные системы в реальной коммерческой деятельности редки, а в качестве подобного решения можно рассматривать, как вариант, программу «Фабрика новостей», которая используется в процессе телепроизводства.

44

№ 3 (43) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

Список литературы:

1. Алимова Ю.Б., Забержинский Б.Э. Автоматизированная система онлайн-бронирования гостиничной сети: актуальность и рентабельность // Научный аспект. 2015. № 1.

2. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М.: Юнити, 2005.

3. Плотникова Н. Комплексная автоматизация туристского бизнеса. М.: Совет. спорт, 2001.

4. Окороков В. Системы бронирования. Компания UTS [Электронный ресурс]. URL: www.astt.ru (дата обращения: 15.03.2015)

5. Возможности автоматизированных систем резервирования [Электронный ресурс]. URL: www.rozamira.com (дата обращения: 15.03.2015)

6. Компьютерная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: www.km.ru (дата обращения: 15.03.2015)

7. Сайт системы бронирования Worldspan [Электронный ресурс]. URL: www.worldspan.com/

8. Главный гостиничный сервис постсоветского пространства [Электронный ресурс]. URL: www.hotels.su (дата обращения: 15.03.2015)

9. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. СПб.: Издательский дом Герда,

2004.

№ 3 (43) - 2015

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.