Научная статья на тему 'Автоматизация туристического бизнеса'

Автоматизация туристического бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
863
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация туристического бизнеса»

В декабре 2013 года проводилась акция: при оформлении карты гражданин получал карт-ридер, подключаемый к компьютеру, но данная акция сопровождалась недостаточной информационной поддержкой, что привело к отсутствию видимых результатов.

В заключение стоит отметить, что необходимо проводить активную маркетинговую компанию, которая будет основана на разъяснении гражданам выгод от использования карты, что в итоге позволит снизить общественное сопротивление.

Список использованной литературы:

1.Бутова Т.В., Белогорцева Ю.А. Совершенствование сферы предоставления государственных услуг в российской федерации // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2014. N° 1-2. С. 9-10.

2. Данные опроса, организованного центром технологий электронного правительства университета ИТМО совместно с некоммерческим партнерством «Партнерство для развития информационного общества на Северо-Западе России» по заказу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» и Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга в 2014 году.

© П.С. Швыркова, Д.Б. Азарьева, 2015

УДК 004

С.Н. Широбокова

К.э.н., доцент В. В. Ситник магистрант В. В. Барышева

магистрант

Факультет информационных технологий и управления Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М.И. Платова, г.

Новочеркасск, Российская Федерация

АВТОМАТИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

Аннотация

Представлены проектные решения по автоматизации туристического бизнеса, разработанные с использованием унифицированного языка моделирования ИМЬ. Приведено описание бизнес-процессов с помощью диаграммы деятельности и объектной модели данных в виде диаграммы классов.

Ключевые слова

Платформа «1С: Предприятие», туристический бизнес, автоматизация бизнес-процесса, ИМЬ-

диаграмма.

Представлены основные системотехнические решения по проектированию объектно-ориентированной модели данных программного приложения на платформе «1С: Предприятие 8.3» для автоматизации сферы туристического бизнеса.

Целью проекта автоматизации туристического агентства является разработка программных средств, обеспечивающих поддержку внутренних бизнес-процессов обработки информации в организациях сферы туристического бизнеса. В [1, с.28-33; 2, с.118-126] показана целесообразность использования методики построения UML-моделей для представления решений по разработке конфигурации на платформе «1С: Предприятие».

На рис. 1 представлена диаграмма деятельности по оказанию туристических услуг.

киЧ

У

Отказ туриста — -I Отказ от Тура

Заявка на тур [предварительная]

Оплата тура J--->| Продажа

I

Заявка на тур [отказ туриста]

____f Подсчет \

±_комиссии J

I

<--1

Оплата туроператору

ссии Заявка на тур

[согласованная]

Рисунок 1 - UML-диаграмма деятельности

Для построения модели прикладных объектов конфигурации использовалась ИМЬ-диаграмма классов (рис. 2), позволяющая отразить не только их структуру (состав реквизитов, табличных частей и т. д.), но и принадлежность к предопределенным на уровне платформы прототипам объектов (справочник, перечисление, регистры и другие).

Отношения между объектами представлены различными типами связей:

- отношениями композиции отражена структура сложных прикладных объектов, имеющих табличные

части;

- отношениями агрегации показано подчинение одного справочника другому;

- отношения ассоциации использованы для представления структурных связей между объектами, когда некоторые его реквизиты имеют ссылочный тип;

- отношения зависимости связывают регистры и документы, являющиеся для них регистраторами. Рассмотренная модель послужила основой для создания конфигурации на платформе «1С:

Предприятие 8.3». Информационная система реализует функциональные возможности по автоматизации туристического бизнеса, в том числе: оформление заявок на туристическую поездку, ввод информации о произведенной оплате, регистрация отказа от путевки с последующим возвратом средств, а также фиксирование жалоб на качество оказанных услуг.

«перечисление» СтатусыЗаявки

Предварительная Согласованная

ОгказТурис Закрытая

Т+Ссылка: Строка Т^ШомерСтроки: Число iТурист СправочникСсылка .Физически еЛица

"Стоимость: Число, 10, 2

ДополнительныеУслуги

Ссылка: Строка Т^ Номер Строки: Число Услуга:

СправочникСсылка. Дополните; КоличествоВзрослых: Число, 3, КоличествоДетей: Число, 3,0 ЦенаДляВзрослого: Число, 10, ЦенаДляРебенка: Число, 10, 0 ИтогоСтоимостьУслуги: Число,

1ьныеУслуги 0

0

«документ» Продажа

Ссылка : Строка Номер: Строка Дата: Дата Клиент:

СправочникСсыл СправочникСсыл ЗаявкаНаТур:

ДокументСсылка.ЗаявкаНаТур СуммаОплаты: Число, 10,2 ДатаНачала: Дата

ФизическиеЛица,

гг

^Клиент: Спра вочникСсыл ка .Физи че скиеЛица, Спра вочникСыл каКонтр are нты ^Тур: СправочникСсылка.Туры ФСотрудник

СправочникСсылка .Сотрудники + Сумма: Число, 10,2

Ü

«документ» ЗаявкаНаТур

«регистр сведений» СтатусЗаявки_

ЗаявкаНаТур: * ДокументСсылка.ЗаявкаНаТур ф СтатусЗаявки: ПеречислениеСсылка .СтатусыЗаявки

«регистр I ЗадолженностьПередТурОператором

ф Туроператор:

СправочникСсылка.Контр аг ф Сумма: Число, 10, 2

«документ» ОплатаТурОператору

V Ссылка: Строка ф Номер: Строка ф Дата: Дата ^Туроператор:

Спр авочникСсылка Контра ге1 ф Сумма: Число, 10, 2

«документ» ОтказТуриста

V Ссылка: Строка ф Номер: Строка ф: Дата ф Клиент:

Спра вочникСсыл ка .Физи че скиеЛица, Спра вочникСсыл ка .Контрагенты ф ЗаявкаНаТур:

Докуме нтСсыл ка .ЗаявкаН аТур ф ПричинаОтказа: Строка, 50

ф Мужской ^Женский

\ Ссылка: Строка Номер: Строка Дата: Дата

Кпиент:СправочникСсылка.ФизическиеЛица, СправочникСсылка Контр агенты

Направление: СправочникСсылка.СтраныМира

Тур: СправочникСсылка .Туры

ДатаНачала: Дата

Дата Окончания: Дата

КоличествоНочей: Число, 5,0

Валюта: Сп равочникСсылка .Вал юты

ПредварительнаяСтоимостьТура: Число, 10, 2

ПроцентСкидки: Число, 5, 2

СуммаСкидки: Число, 10,2

ИтоговаяСтоимостьТура: Число, 10,2

КомиссияПроцент: Число, 5, 2

КомиссияСумма: Число, 10, 2

СуммаОплатыОператору: Число, 10,2

Сотрудник: Справочни кСсып ка .Сотрудники

«справочник» Контрагенты

Ссылка: Строка Ф Код: Число ТипКонтрагента:

ПеречислениеСсылка .ТипыКонтрагентов ПолноеНаименование: Строка, 100 ИНН: Строка, 12 ОКПО: Строка, 10 Банковские Реквизиты: Строка, 150 Телефон: Строка, 50 Факс: Строка, 50 ЮридическийАдрес: Строка,100 ФактическийАдрес: Строка,100

«документ» ВозвратТура

V

М * *

*

Ссылка : Строка Номер: Строка Дата: Дата Клиент:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СправочникСсылка.ФизическиеЛица,

СправочникСсылка.Контрагенты

ЗаявкаНаТур:

ДокументСсылка.ЗаявкаНаТур ПричинаВозврата: Строка, 50 СуммаВозврата: Число, 10, 2

«справочник» ФизическиеЛица

7+ Ссылка: Строка ф Код: Число ф ФИО: Строка, 100 ф Дата Рождения: Дата ф Пол: Пере числение Ссылка.Пол ф Телефон: Строка, 30 4 Адрес: Строка, 100 ф Email: Строка, 30

L

«перечисление» ВидУслуги

Экскурсия

Трансфер

УслугаПеревозки

Страхование

ВизовоеОформление

ДополнительноеПроживани

Прочее

«справочник» ВидыТуров

Ссылка: Строка ф Код: Число

ф Наименование: Строка, 50

Допо

«справочник»

Услуги

Тф Ссылка: Строка + Код: Число

ф Наименование: Строка, 40 ф ВидУслуги :ПеречислениеСсылка .ВидУслуги Ф Поставщик Спр авочникСсылка Контрагенты Ф Валюта: СправочникСсылка.Вал юты ФЦенаДляВзрослого: Число, 7,2 ФЦенаДляРебенка: Число, 7,2 ^ЦенаПоставщикаДляВзрослого: Число, 7,2 Ф ЦенаПоставщикаДляРебенка: Число, 7, 2

«справочник»

«документ» РегистрацияЖалобыТуриста

V Ссылка: Строка ф Номер: Строка ф Дата: Дата

Кли ент: Справочни кСсып ка .Ф изические Ли ца, г СправочникСсылка Контр агенты ф Тур: СправочникСсылка .Туры ^^^писаниеПр^ензии^^ока^^^^^

Т|И Ссылка: Строка #Код: Число

ф ЗаграничныйТур: Булево ф Стр ана: Спр авочникСсылка .СтраныМ и ра Ф Город: Спр авочникСсылка.Гор ода Ф Отель: Спр авочникСсылка.Отели Ф Опе ратор: СправочникСсылка .Сотрудники Ф ВидТура: Справочни кСсыл ка. ВидыТуров #ТипПитания: Спр авочникСсылка .ТипыПитания Ф КоличествоНочей: Число, 5, 0

ТурОператор: СправочникСсылка. Контрагенты

«регистр накопления оборотов» ЖалобыТуристов

ф Клиент: Спра вочникСсыл ка.Физи че скиеЛица,

Справо чн икСсыл ка Ко нтрагенты ф Тур: СправочникСсылка .Туры ф КоличествоЖалоб: Число, 2,0 ф ОписаниеПретензии: Строка, 40

«справочник» СтраныМира

Ссылка: Строка ф Код: Число ф КодАльфа2: Строка, 2 Ф КодАльфаЗ: Строка, 3 ф ПолноеНаименование: Строка, 30

«справочник» Сотрудники

V Ссылка: Строка Код: Число Фамилия: Строка, 25 Имя: Строка, 25 Отчество: Строка, 25 ДатаРождения: Дата Должность: Строка, 100 Телефон: Строка, 25 Эл екгро ннаяП очта: Строка ,3 Email: Строка, 30 Дата Приема: Дата Дата Увольнения: Дата

«перечисление» ТипыКонтрагентов

^ФизЛицо ф ЮрЛицо

«документ» УстановлениеЦенНаТуры

V Ссылка: Строка ф Номер: Строка ф Дата: Дата

ф ДатаНачалаДействияЦен: Дата

«справочник» Города ^ Ссылка: Строка ф Код: Число ^Наименование:

1

|Oi

^ТриЗвезды ^ЧетыреЗвезды

V Ссылка: Строка ф Код: Число

ф Наименование: Строка, 100

КатегорияОтеля: ПеречислениеСсылка.КатегорияОтеля

^ф Ссылка: Строка ф Код: Число ф Наименование:

к—

«регистр сведений» СтоимостьТуров

«документ» ЗакрытиеЗаявокТура

V Ссылка: Строка ф Номер: Строка ф Дата: Дата ф Тур: Спр авочникСсылка .Туры ф Сумма: Число, 10, 2 1

<<ЗакрытыеЗаявкиНаТур>>

^ Ссылка: Строка Номер Строки: Число ф Наименование: Строка, 50

*

ПереченьТуровИЦен

Ссылка: Строка Номер Строки: Число ф Тур:СправочникСсылка .Туры

ф Возрасти ойСтатус:

СправочникСсылка.СтатусыТуристов фСтоимость: Число, 10, 2 ф Валюта: СправочникСсылка.Валюты ф КомиссияПроцент: Число, 5,2_

#Тур: СправочникСсылка .Туры ф Возрастной Статус:

Справо чн икСсыл ка .Стату сыТур истов ф Стоимость: Число, 10,2 Ф Валюта: Спр авочникСсылка.Вал юты Ф КомиссияПроцент: Число, 5,2

J

«справочник» СтатусыТуристов ^ Ссылка: Строка

| Код: Число ф Наименование: Строка, 50

11

Ссылка: Строка ф Код: Число ф Наименование:

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

11

*

*

* *

*

*

*

*

*

*

*

«перечисление»

*

*

1

1

Рисунок 2 - иМЬ-диаграмма классов

Список использованной литературы:

1. Широбокова С.Н. Методика построения объектно-ориентированных моделей экономических приложений на платформе «1С:Предприятие» с использованием языка ИМЬ// Вестник Южно-Российского

государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия Социально-экономические науки.-2014.-№2.-С.28-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Широбокова С.Н. Методика использования унифицированного языка моделирования ИМЬ при проектировании прикладных приложений на платформе «1С: Предприятие 8»// Экономические информационные системы и их безопасность: разработка, применение и сопровождение: материалы региональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых, аспирантов и студентов, п.Архыз, 1-5 октября 2009г.- Ростов-на-Дону: 2010.-С.118-126.

© С.Н. Широбокова, В.В. Ситник , В.В. Барышева, 2015

УДК 332

М.А.Шуваев, В.В.Даньшина, М.Г.Кехян

ВОЗДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ

ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Аннотация

Статья посвящена выявлению и анализу факторов, оказывающих влияние на формирование благоприятной инновационной среды высшего учебного заведения. В условиях возрастающей конкуренции на национальном и международном рынках образовательных услуг отмечается необходимость активного стимулирования развития инновационных процессов в вузах. Инновационное развитие высших учебных заведений рассматривается в качестве одного из важнейших системных факторов обеспечения конкурентоспособности и экономического роста высшего профессионального образования. Обоснована необходимость выявления новых факторов и их тщательного анализа в целях формирования эффективной стратегии инновационного развития вуза.

Ключевые слова

Образование, высшее учебное заведение, инновационное развитие вуза, инновационная среда,

факторы.

Формирование и реализация инновационного потенциала вуза зависит от системного взаимодействия комплекса условий и факторов, которые ускоряют инновационный процесс, начиная от научно -исследовательских и опытно-конструкторских разработок и заканчивая массовым производством инновационного продукта или применением инновационной технологии. Исследование конкурентных позиций высшего учебного заведения предполагает необходимость изучения многообразия факторов и направление их влияния на инновационную деятельность вуза. Следует отметить, что от эффективного управления факторами во многом зависит эффективность инновационной деятельности, поэтому отсутствие четкой и научно-обоснованной системы факторов снижает результативность разработки и реализации инновационной стратегии вуза.

Среда высшего учебного заведения должна иметь инновационные характеристики, которые изменяются во времени и оперативно реагируют на происходящие изменения внутри имеющейся системы. Факторами инновационной среды выступают как условия, причина или параметр, поддающиеся или неподдающиеся воздействию и управлению со стороны вуза, оказывающие влияние на формирование конкурентного преимущества оказываемых образовательных услуг, характер и интенсивность инновационного развития вуза, а также учитываемые при разработке инновационной стратегии. Классификация факторов по источникам происхождения заслуживает наибольшего внимания с точки зрения системного подхода. В процессе исследования инновационной деятельности высшего учебного заведения следует учитывать факторы внешней и внутренней инновационной среды. Целостное представление об инновационной среде высшего учебного заведения можно отразить с помощью следующей схемы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.