Научная статья на тему 'Автоматизация технологии проверки электрооборудования вагонов-цистерн для перевозки расплавленных химических продуктов'

Автоматизация технологии проверки электрооборудования вагонов-цистерн для перевозки расплавленных химических продуктов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
245
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАГОН-ЦИСТЕРНА С ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВОМ / ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / АВТОМАТИЗАЦИЯ / TANK CAR WITH ELECTRICAL HEATING SYSTEM / DIAGNOSTICS OF ELECTRICAL EQUIPMENT OF INDUSTRIAL RAILWAY VEHICLES / AUTOMATIZATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Саченко Екатерина Алексеевна, Кузьменко Александр Васильевич

Рассмотрены преимущества автоматизированной технологии обслуживания электрооборудования специализированных вагонов-цистерн с термоизоляцией и электроподогревом на примере вагонов-цистерн для перевозки расплавленной серы. Предлагаемую технологию предлагается реализовать с использованием программно-технического комплекса, который включает в себя мобильный стенд диагностики электрооборудования вагонов-цистерн и управляющую программу стационарного поста, предназначенную для обеспечения обмена стенда с системами верхнего уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATIZATION OF ELECTRICAL EQUIPMENT MAINTENANCE TECHNOLOGY REFERRING TANK CARS FOR MOLTEN CHEMICALS

The paper considers advantages of automated electrical equipment maintenance technology referring special tank cars with thermal insulation and electrical heating systems. As an example, tank cars for transportation of molten sulphur have been aimed at. The proposed technology is suggested to be implemented by the instrumentality of software and hardware tools consisting of transportable tester for diagnostics of tank cars electrical equipment andfixed site station control software designed for providing of data exchange between the tester and high-level systems.

Текст научной работы на тему «Автоматизация технологии проверки электрооборудования вагонов-цистерн для перевозки расплавленных химических продуктов»

ROLAP-module of subsystem of gathering and data processing of enrollees was developed. The module allows processing statistical data and generating reports of various types about admission campaign and its results. The development environment Embarcadero Delphi RAD Studio 2009for implementation of the module was chosen.

Key words: information system, OLAP systems, database, reports, Delphi.

Molchanov Alexey Nickolaevich, senior lecturer, alexeymolchanov@yandex. ru, Russia, Kaluga, Moscow Bauman State Technical University (Kaluga Branch),

Burmistrov Aleksandr Viktorovich, assistant, gold_medalist@,mail.ru, Russia, Kaluga, Moscow Bauman State Technical University (Kaluga Branch),

Grishunov Stepan Sergeevich, assistant, stepangrishunov@yandex. com, Russia, Kaluga, Moscow Bauman State Technical University (Kaluga Branch),

Chukhraev Igor Vladimirovich, candidate of technical science, docent, head of chair, igor. chukhraev@,mail. ru, Russia, Kaluga, Moscow Bauman State Technical University (Kaluga Branch)

УДК 621.317.3

АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕРКИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ-ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ РАСПЛАВЛЕННЫХ ХИМИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ

Е.А. Саченко, А.В. Кузьменко

Рассмотрены преимущества автоматизированной технологии обслуживания электрооборудования специализированных вагонов-цистерн с термоизоляцией и электроподогревом на примере вагонов-цистерн для перевозки расплавленной серы. Предлагаемую технологию предлагается реализовать с использованием программно-технического комплекса, который включает в себя мобильный стенд диагностики электрооборудования вагонов-цистерн и управляющую программу стационарного поста, предназначенную для обеспечения обмена стенда с системами верхнего уровня.

Ключевые слова: вагон-цистерна с электроподогревом, диагностика электрооборудования промышленного железнодорожного транспорта, автоматизация.

Современные информационно-измерительные комплексы, как правило, относятся к классу автоматизированных систем с программным управлением, в которых процессы сбора, передачи и обработки данных выполняются цифровыми устройствами с использованием стандартных интерфейсов. Они находят всё более широкое применение в различных отраслях промышленности и техники. Такие комплексы легко встраиваются в более масштабные системы, предназначенные для телеуправления и удалённого мониторинга на базе локальных вычислительных проводных и беспроводных сетей.

Тем не менее, в настоящее время остаётся большое количество технологических процессов, не охваченных автоматизацией и базирующихся на морально устаревших методах. К ним относятся диагностика и техническое обслуживание электрооборудования (далее по тексту - ЭО) вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов.

В общем случае специализированные вагоны-цистерны с термоизоляцией и электроподогревом предназначены для перевозки опасных химических продуктов в жидком, сжиженном и газообразном состояниях (жидкий пек или битумы, расплавленная сера и др.). Чтобы сохранять продукт в расплавленном состоянии, необходимо в течение продолжительного времени поддерживать высокую температуру внутри котла вагона-цистерны. Для жидкой серы температура транспортировки составляет 120...155 °С. При этом для каждого типа продукта существует строгий регламент по условиям перевозки. Например, расплавленная сера, залитая в котёл при температуре 150 °С, должна оставаться в жидком состоянии не менее четырёх суток при температуре окружающей среды минус 25 °С [1].

ЭО вагона-цистерны представляет собой систему электроподогрева, состоящую из трубчатых электронагревателей [2] (далее по тексту - ТЭН), защищённых предохранителями. У вагонов-цистерн для жидкой серы имеется также температурное реле (далее по тексту - термореле) для регулирования температуры между котлом и кожухом ТЭН [1].

Проверка ЭО является обязательным этапом комплексного технического осмотра, который вагоны-цистерны проходят перед выгрузкой продукта или подачей под погрузку. Если количество работоспособных ТЭН составляет менее 75 %, поддержание продукта в расплавленном состоянии не гарантированно и, следовательно, его погрузка и выгрузка стандартным предусмотренным технологией способом не могут быть обеспечены [3].

На сегодняшний день технология диагностики ЭО вагонов-цистерн на отечественных транспортно-экспедиторских компаниях предусматривает использование стационарного пункта разогрева [4]. Проверка исправности ТЭН выполняется путём их включения на 5...10 минут и оценке суммарного тока потребления, который должен составить не менее 300...420 А [5]. Стационарный пункт разогрева не является комплексным средством проверки, поэтому сопротивление изоляции ЭО вагонов-цистерн контролируют с помощью дополнительного прибора - мегомметра типа М1101 с напряжением 1000 В. Первичный осмотр допускается проводить в холодном состоянии ЭО с использованием стандартного омметра со щупами [2].

Существующая технология технического обслуживания ЭО вагонов-цистерн имеет ряд недостатков [4], наиболее существенными из которых являются высокий риск производственного травматизма, большая трудоёмкость работ по диагностике, полное отсутствие автомати-

318

зации процесса проверки. Регистрация результатов выполняется в рукописных журналах проведения работ. Очевидно, что в плохих погодных условиях сделать это весьма сложно. Кроме того, затруднены паспортизация состояния ЭО вагонов-цистерн вагонного парка и сбор статистических данных по результатам проверки. Тем не менее, эта информация имеет особую важность при урегулировании спорных ситуаций, возникающих между отправителем состава (компанией-экспедитором) и получателем (потребителем транспортируемого продукта) по вопросу состояния ЭО вагонов-цистерн. В настоящее время выявлено, что такие ситуации являются частой проблемой, с которой сталкиваются отечественные компании-экспедиторы. Она заключается в следующем. Получатели регулярно выставляют претензии отправителям по неисправности ЭО вагонов-цистерн, т. к. это не позволяет слить продукт и приводит к простою вагона-цистерны. При этом, как правило, ЭО выходит из строя у получателя, а претензии предъявляются отправителю. Выход из строя ЭО вагона-цистерны связан с нежеланием получателя соблюдать правила эксплуатации вагона-цистерны при сливе продукта. У отправителя нет надёжного метода однозначного подтверждения исправности ЭО вагонов-цистерн на момент отправки получателю. Если же вагон-цистерна возвратился от получателя с неисправным ЭО, установить, по чьей вине произошла поломка, будет невозможно. Это связано с тем, что согласно существующей технологии обслуживания для проверки ЭО вагона-цистерны необходимо включать ТЭН на номинальную мощность, что допускает вероятность их прихода в негодность непосредственно в процессе проверки.

И руководящий состав и технический персонал компаний-экспедиторов глубоко заинтересованы в том, чтобы иметь возможность оперативно выполнять проверку ЭО вагонов-цистерн перед погрузкой и после приёма от потребителя с последующей выдачей документа, подтверждающего текущее состояние ЭО.

В [6] авторами статьи было представлено описание нового средства комплексной диагностики ЭО вагонов-цистерн под названием стенд диагностики электрооборудования вагонов-цистерн (далее по тексту - стенд). Стенд должен обеспечить качественную проверку ЭО вагонов-цистерн в автоматизированном режиме, а также минимизировать риск производственного травматизма при проведении диагностических работ.

В рамках настоящей статьи продемонстрированы возможности внедрения автоматизации в технологический процесс диагностики и технического обслуживания ЭО вагонов-цистерн с использованием данного стенда. Образец устройства разработан авторами совместно с ООО «НПО «Электронтехника» по инициативе одной из крупнейших отечественных транспортно-экспедиторских компаний ООО «Газпромтранс» при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в

научно-технической сфере по программе «УМНИК». Функционал стенда ориентирован на работу с вагонами-цистернами для расплавленной серы, т.к. в данном случае он будет наиболее полным.

При реализации стенда учтены следующие основные положения:

- внешние воздействия среды не могут быть изменены в силу специфики применения ЭО вагонов-цистерн. Следовательно, стенд должен максимально повысить безопасность труда оперативного персонала. С этой целью в стенде исключена проверка ТЭН при номинальном напряжении высокого уровня 380 В - уровень контрольных напряжений составляет не более 24 В;

- стенд должен позволять выявлять все неисправности, несвоевременное обнаружение которых может привести к серьезным повреждениям всей системы электроподогрева или вагона-цистерны в целом (низкое сопротивление изоляции ЭО, повреждение цепей управления термореле);

- в настоящее время моральная и физическая изношенность отечественного парка специализированных вагонов-цистерн требует существенных финансовых ресурсов для его ремонта и модернизации. Поэтому более важной задачей является поддержание вагонов-цистерн в работоспособном состоянии. Это возможно только при строгом соблюдении регламента проведения технологических работ и требований техники безопасности. Ввиду этого стенд должен облегчить проведение работ по проверке в соответствии с установленной на предприятии системой проверки, технического обслуживания и ремонта вагонов-цистерн и способствовать соблюдению действующего регламента проверки. Алгоритм работы стенда в режиме проверки отвечает действующим на предприятии инструкциям;

- снижение влияния человеческого фактора, связанного с неаккуратным или невнимательным выполнением работ по проверке, может существенно повысить качество проверки ЭО вагонов-цистерн и, следовательно, продлить его срок службы. Наиболее эффективным способом минимизации человеческого фактора является частичная автоматизация процесса проверки, которая была реализована в стенде;

- для повышения эффективности мониторинга за состоянием ЭО вагонов-цистерн вагонного парка, а также обеспечения возможности прогнозирования его поломок и ремонтов в стенде реализован автоматизированный сбор данных проверок и результатов измерений с последующей их передачей в базу данных диспетчерского центра предприятия (далее по тексту - БД). Это предоставит возможность быстро формировать составы из вагонов-цистерн с полностью исправными ТЭН, вести статистику по результатам проверки и оптимизировать с учётом полученных данных складские запасы деталей и запасных частей в службах вагонного хозяйства;

- стенд позволяет существенно понизить трудоемкость операций по проверке, а именно: снизить долю затрат человеческого труда, упростить алгоритм работы и сократить время проверки. Стенд имеет малые габариты (не более 390х175х75 мм) и массу (не более 3,6 кг) и подключается к вагону-цистерне без применения громоздких силовых кабелей.

На рис. 1 представлена структурная схема разработанного стенда. Ниже приведено описание основных элементов структуры стенда:

1) система электропитания - источник напряжения с аккумуляторной батареей для обеспечения автономного электропитания подсистем стенда;

2) микропроцессорная система управления - устройство управления алгоритмом работы стенда, выполненное на базе микропроцессора;

3) измерительные каналы (далее по тексту - ИК) - совокупность электрических цепей, коммутирующих устройств и преобразователей, которые обеспечивают передачу информационного сигнала от контролируемых цепей ЭО вагона-цистерны к микропроцессорной системе управления стенда;

4) АЦП - аналого-цифровой преобразователь для преобразования измерительных сигналов в форму, пригодную для дальнейшей обработки и анализа, выполняемых микропроцессорной системой управления;

5) интерфейс связи с персональным компьютером (далее по тексту - ПК) - стандартный интерфейс связи с ПК для обмена данными с информационными системами верхнего уровня (в нашем случае USB);

6) энергонезависимая память - постоянное запоминающее устройство (в нашем случае EEPROM), предназначенное для хранения результатов проверки, списков температурных профилей (далее по тексту - ТП) и других настроек стенда;

7) интерфейс пользователя - элементы взаимодействия с оператором: индикатор и клавиатура. Индикатор предназначен для отображения результатов измерений и информации о текущем режиме работы. Клавиатура используется для перехода между режимами, а также для ввода номера проверяемого вагона-цистерны с целью закрепления за ним текущих результатов проверки;

8) система управления доступом - механизм защиты от несанкционированного доступа наиболее ответственных режимов работы стенда, реализованный на базе идентификации пользователя по ключу ¡Button [7];

9) звуковая сигнализация - звуковой излучатель для дополнительного оповещения оператора;

10) датчик t °C - датчик температуры для измерения текущего значения температуры окружающей среды, в соответствии с которым в дальнейшем осуществляется выбор ТП.

Электропитание некоторых элементов структуры осуществляется от шины питания микропроцессорной системы управления. Их связи с системой электропитания стенда на схеме рис. 1 не показаны.

Внешние виды стенда представлены на рис. 2. Как видно из рисунка, стенд подключается непосредственно к панели управления вагона-цистерны через контактное устройство в передней части корпуса. В комплект стенда входит кабель для подключения к цепям термореле ваго-

на-цистерны и измерительные щупы для прозвонки ЭО. Корпус имеет ручку для удобства транспортировки устройства. Степень защиты корпуса соответствует 1Р54.

Рис. 1. Структурная схема стенда

а

б

Рис. 2. Внешние виды стенда, подключённого: а - к лабораторному имитатору вагона-цистерны; б - к панели управления вагона-цистерны на объекте

Основные функции и режимы работы стенда следующие. 1. Ручная проверка - режим проверки ЭО вагона-цистерны, предназначенный для измерения и автоматического анализа одного из следующих параметров:

- сопротивления ТЭН по фазам A, B и C;

- сопротивление цепей управления термореле;

- сопротивление изоляции группы ТЭН;

- сопротивление изоляции цепей термореле.

Оператор имеет возможность контролировать указанные параметры в произвольном порядке. Результаты измерений с заключениями о состоянии ЭО вагона-цистерны отображаются на индикаторе стенда. Ручной режим предназначен для оценочной проверки состояния ЭО вагона-цистерны.

2. Полуавтоматическая проверка - режим проверки ЭО вагона-цистерны, предназначенный для измерения, автоматического анализа и сохранения в памяти стенда всех параметров ЭО вагона-цистерны. Набор контролируемых параметров такой же, как и в ручном режиме. Измерения выполняются в строго определенной последовательности. Перед началом проверки оператор должен пройти идентификацию по ключу ¡Button и ввести номер контролируемого вагона-цистерны. Результаты измерений с заключениями о состоянии ЭО вагона-цистерны отображаются на индикаторе стенда. В ходе работы в данном режиме оператор получает программные указания для подключения к тем или иным цепям ЭО вагона-цистерны. В данном режиме стенд выполняет также и проверку срока замены термореле по списку вагонов-цистерн, который хранится в памяти устройства. Список содержит информацию о дате следующей замены термореле. В зависимости от текущей даты в режиме полуавтоматической проверки может быть сформировано предупреждение о необходимости замены термореле.

В конце проверки все полученные результаты сохраняются в электронных журналах в памяти стенда и могут быть в дальнейшем перенесены в БД через интерфейс взаимодействия с ПК.

3. «Прозвонка» - дополнительный режим проверки ЭО вагона-цистерны, предназначенный для контроля состояния цепей ЭО в процессе поиска и устранения неисправностей. В этом режиме осуществляется измерение сопротивления цепей, к которым подключены щупы стенда, и при необходимости формирование звукового сигнала, информирующего об аварийном состоянии контролируемых цепей (короткое замыкание, обрыв). Результаты измерений отображаются на индикаторе стенда.

4. компенсация погрешности измерений по ИК термореле, ТЭН и щупов прозвонки - режим компенсации переходных сопротивлений разъемов и соединительных проводов при измерении малых сопротивлений. При работе в данном режиме необходимо создать короткое замыкание на входе выбранного ИК и запустить автоматическую компенсацию. По завершении компенсации на индикаторе стенда должно отобразиться значение измерения, близкое к нулю. Результаты компенсации по каждому ИК сохраняются в памяти стенда в разделе настроек.

323

5. Просмотр списка ТП и выбор текущего ТП - режим просмотра данных списка ТП и задания текущего ТП перед проверкой ЭО вагона-цистерны в ручном, полуавтоматическом режиме или в режиме про-звонки. ТП представляют собой списки уставок по сопротивлению, соотнесённые с определенным диапазоном температур окружающей среды и используемые в измерениях по ИК термореле, ТЭН и щупов прозвонки. В зависимости от значения температуры окружающей среды выбирается текущий ТП, который сохраняется в памяти стенда в разделе настроек. Значение температуры окружающей среды можно получить в режиме просмотра дополнительной информации.

6. Просмотр дополнительной информации - режим просмотра на индикаторе стенда вспомогательных параметров работы с устройством, таких как текущие дата и время, значение температуры окружающей среды, уровень заряда батареи и т.д.

Для организации обмена стенда с системами верхнего уровня разработана управляющая программа стационарного поста стенда (далее по тексту - УП СП), написанная на языках высокого уровня. Она предназначена для настройки стенда, обеспечения его связи с БД на ПК или удалённом сервере и автоматизированного ведения БД результатов проверки. УП СП устанавливается на стационарный пост (далее по тексту - СП), представляющий собой автоматизированное рабочее место оператора (далее по тексту - АРМ), и включает в себя следующие программные компоненты:

- надстройка Microsoft Excel SPK_MPDS.xlam;

- программа MPDS.exe.

Структурная схема обмена стенда с системами верхнего уровня с использованием УП СП представлена на рис. 3.

Рис. 3. Структурная схема обмена стенда с системами верхнего уровня

324

На схеме отражены структура памяти стенда и упрощённая схема БД, а также указаны основные направления обмена данными через компоненты УП СП.

БД размещается на удалённом сервере в диспетчерском центре компании-экспедитора и обеспечивает хранение и систематизацию данных, полученных от всех имеющихся в работе стендов.

Как видно из рис. 3, в памяти стенда содержатся следующие электронные журналы:

- журнал измерений - для хранения результатов измерений параметров ЭО вагонов-цистерн, полученных в режиме полуавтоматической проверки;

- журнал замен термореле - для хранения информации о заменах термореле вагонов-цистерн, если таковые имели место в ходе полуавтоматической проверки ЭО вагонов-цистерн.

Все журналы хранят отметки о дате и времени записи в журнал, а также об идентификационном ключе пользователя, выполнившего запись.

В БД содержатся аналогичные журналы, которые хранят результаты чтения данных журналов всех стендов, эксплуатируемых компанией-экспедитором.

В разделе настроек стенда содержатся следующие списки:

- список вагонов-цистерн - информация о номерах вагонов-цистерн вагонного парка предприятия со сведениями о дате следующей замены термореле каждого вагона-цистерны;

- список «пользователь - ключ» - краткая информация об идентификационных ключах и пользователях (фамилия и инициалы), которым они назначены;

- список ТП - информация об уставках по сопротивлению, используемых для автоматической оценки результатов измерения параметров ЭО вагона-цистерны. Назначение списка ТП описано выше.

В БД содержатся аналогичные списки, заполняемые с использованием УП СП пользователями, наделёнными соответствующими полномочиями. Отличие состоит только в том, что списки в БД содержат расширенные сведения о настройках системы. Кроме того, вместо списка «пользователь - ключ» в БД имеется два списка - ключей и пользователей соответственно. Они содержат более подробные данные о ключах и пользователях. В процессе записи настроек стенда УП СП автоматически формирует список «пользователь - ключ» на основании данных списков ключей и пользователей й в БД.

Из рис. 3 видно, что программа MPDS.exe использует только однонаправленный обмен данными - от стенда к БД, и наоборот. Надстройка SPK_MPDS.xlam использует как однонаправленный обмен данными (для обеспечения просмотра пользователем журналов в БД), так двунаправленный (для просмотра и редактирования списков стенда в БД). Более подробно функции компонентов УП СП рассмотрены ниже.

325

На рис. 4 представлены примерные виды компонентов УП СП.

а

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

Список пользователей

| Фамилия | Имя Отчество

Зайцев Николай Павлович I

Иванов Иван Васильевич

Медведев Владимир Геннадьевич

Милютин Евгений Станиславович

Начальник - •

Ромашина Нина Александровна

Сидоров Валерий Иванович

Смирнов Андрей Викторович

Шевченко Сергей Алексеевич

Добавить | Редактировать | удалить |

| Общее число пользователей: 9

Зайцев

Информация о пользователе Фамилия: Имя: Отчество: Сокращение:

Должность:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контакты:

Комментарии.

Ключ:

Николай

Павлович

ЗАЙЦЕВ НП

«

II тА

главный конструктор

0ТРВР999АА(ННН>С0

Статус: & Начальник Г Оператор

б

Рис. 4. Внешние виды компонентов УП СП: а - главное меню надстройки 8РК_МРВ8.х1аш и главное окно программы MPDS.exe; б - окно «ПОЛЬЗОВАТЕЛИ надстройки SPK_MPDS.xlam»

Основные функции программы MPDS.exe:

- считывание электронных журналов стенда в БД;

- синхронизация списков настроек стенда со списками БД;

- синхронизация даты и времени стенда с системными датой и временем ПК;

- просмотр списка пользователей в БД;

326

- редактирование списков ключей и пользователей в БД, запись ключей ¡Button в БД с использованием адаптера USB - 1 WIRE.

Надстройка SPK_MPDS.xlam обеспечивает:

- ведение в БД списков пользователей, ключей, вагонов-цистерн, а также списка ТП;

- просмотр журналов измерений и замен термореле в БД;

- управление правами доступа пользователей. В УП СП предусмотрено два уровня пользователей - с полным списком полномочий (статус Начальник) и с ограничением прав (статус Оператор);

- контроль доступа к БД и идентификацию пользователя с использованием пары логин - пароль;

- просмотр журналов измерений и замен термореле в БД;

- формирование паспортов ЭО вагонов-цистерн по данным журнала измерений.

При просмотре журналов в БД с помощью SPK_MPDS.xlam данные выводятся в виде таблиц в документ Microsoft Excel. На основании отобранных данных могут быть сформированы паспорта ЭО вагона-цистерны. Пример паспорта ЭО вагона-цистерны представлен на рис. 5.

Таким образом, после осмотра ЭО вагонов-цистерн состава, готовящегося под погрузку, данные проверки могут быть оперативно перенесены в БД с использованием УП СП. Полученные результаты могут быть безотлагательно выведены на печать в форме паспортов ЭО, которыми затем можно будет укомплектовать отправляющийся состав. Любой, в том числе и удалённый, представитель руководства компании-экспедитора, имеющий доступ к УП СП, может быстро ознакомиться с результатами осмотра состава, считанными в БД.

Ввиду всего сказанного можно заключить, что автоматизация технологии проверки ЭО вагонов-цистерн с использованием предложенного авторами стенда и УП СП позволяет:

- использовать полуавтоматический режим проверки, который существенно облегчает труд оперативного персонала и минимизирует влияние человеческого фактора;

- повысить безопасность труда при проведении работ по проверке;

- ввести в эксплуатацию БД и автоматизированный программный комплекс для работы с ней, что обеспечит систематизацию результатов проверки и упростит их передачу на верхние уровни диспетчеризации, а также позволит вести учёт статистических данных результатов проверки;

- выполнять автоматизированную паспортизацию результатов проверки ЭО вагонов-цистерн;

- вести персонализированный учёт результатов проверки;

- ограничить доступ посторонним лицам к работе в режиме полуавтоматической проверки ЭО вагонов-цистерн;

- выполнять автоматизированный контроль дат замены термореле вагонов-цистерн;

- использовать автоматический контроль исправности ТЭН с учётом поправки на температуру окружающей среды;

- получать данные проверки с автоматической привязкой к текущим дате и времени и др.

ПАСПОРТ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ВАГОНА № 41182516

Наименование параметра Результат проверки Анализ исправности Норма параметра Примечание

Панель предохранителен норма годен

Вилки ШР замена годен?

Сопротивление ТЭНов, Ом

ШР1 Ra 10.14 2испр 9,8...11,8

ШР1 Rb 10.12 2испр 9,8...11,8

ШР1 Rc 05,15 4испр 5...6,5

ШР2 Ra 10.14 2испр 9,8-11,8

ШР2 Rb 10.12 2испр 9,8...И,8

ШР2 RC 05,15 4испр 5...6,5

ШРЗ Ra 10,14 2испр 9,8-11,8

ШРЗ Rb 10,12 2испр 9,8...11,8

ШРЗ Rc 05,15 4испр 5-6,5

Состояние иепи термореле

ВЫКЛЮЧЕНО RBbiM. Ом 00,00 неиспр 0...99

ВКЛЮЧЕНО RBK.1. ОМ 00,00 испр <3

Сопротивление изоляции. МОм

ШР1 RH3 0.527 годен? 0.5...1.0

ШР2 RH3 0.529 годен? 0.5...1.0

ШРЗ Raa нет изм _ _

TP Rh3 0.529 годен? 0.5...1.0

Зав. №001: ТГ>+15°C, Токр=+18°С

Заключение проверяющего годен

Дата и время проверки 06.05.2017 14:20

Вагон проверил ИВАНОВ IIВ _

подпись

Рис. 5. Вид паспорта ЭО вагона-цистерны

Очевидно, что преимущества автоматизации, которые предоставляет предлагаемый программно-технический комплекс, делают привлекательным его широкое внедрение в эксплуатацию ведущими транспортно-экспедиторскими компаниями России и стран СНГ.

В настоящее время компания ООО «Газпромтранс», специализирующаяся на транспортировке расплавленной серы, ведёт работу по внедрению стенда и УП СП в вагонные парки Астраханского и Оренбургского филиалов.

Список литературы

1. Специализированные цистерны для перевозки опасных грузов: справочное пособие. М. : Министерство путей сообщения РФ, 1993. 251 с.

2. ГОСТ 13268-88. Электронагреватели трубчатые. М.: Изд-во стандартов, 1989. 14 с.

3. Технология безопасной эксплуатации и ремонта подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта. Утверждена Распоряжением Минтранса РФ от 30.03.2001 № АН 25 р. Екатеринбург: УралЮрИздат, 2008. 188 с.

4. Саченко Е.А. Современные проблемы диагностики электрооборудования вагонов-цистерн // Достижения молодых ученых в развитии инновационных процессов в экономике, науке, образовании: материалы VII Международной научно-практической конференции / под ред. О.М. Голембиовской. Брянск: БГТУ, 2015. С. 123 - 126.

5. Технологическая инструкция подготовки вагонов-цистерн для перевозки расплавленной серы: утверждена приказом ООО «Газпром-транс» от 29.05.2008 № 172 // ООО «Газпромтранс». 2008. 6 с.

6. Саченко Е.А., Кузьменко А.В. Разработка стенда диагностики электрооборудования вагонов-цистерн // Сборник докладов Восьмой Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. С. 420 - 424.

7. Linke B. Overview of 1-Wire Technology and Its Use [Электронный ресурс] // tutorial 1796. Maxim Integrated, Jun 19, 2008. URL: http://pdfserv.maximintegrated.com/en/an/AN1796.pdf (дата обращения: 10.05.2017).

Саченко Екатерина Алексеевна, асп., kittie-kat@yandex. ru, Россия, Брянск, Брянский государственный технический университет,

Кузьменко Александр Васильевич, главный конструктор, et@,et32.ru, Россия, Брянск, ООО «НПО «Электронтехника»

AUTOMATIZATION OF ELECTRICAL EQUIPMENT MAINTENANCE TECHNOLOGY REFERRING TANK CARS FOR MOLTEN CHEMICALS

E.A. Sachenko, A. V. Kuz 'menko

The paper considers advantages of automated electrical equipment maintenance technology referring special tank cars with thermal insulation and electrical heating systems. As an example, tank cars for transportation of molten sulphur have been aimed at. The proposed technology is suggested to be implemented by the instrumentality of software and hardware tools consisting of transportable tester for diagnostics of tank cars electrical equipment andfixed site station control software designed for providing of data exchange between the tester and high-level systems.

Key words: tank car with electrical heating system, diagnostics of electrical equipment of industrial railway vehicles, automatization.

329

Sachenko Ekaterina Alexeevna, postgraduate, kittie-katayandex. ru, Russia, Bryansk, Bryansk State Technical University,

Kuz 'menko Alexander Vasilyevich, chief designer, [email protected], Russia, Bryansk, Research and Production Company OOO 'NPO 'Electrontechnika'

УДК 004.4

РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МНОГОПОРТОВЫХ СВЧ-УСТРОЙСТВ

А. А. Карышев, В.В. Сорочан, А.В. Безрукова

Рассматривается система автоматизации тестирования электротехнических характеристик многопортовых СВЧустройств и обработки полученных результатов с целью их документирования. Описывается разработанная программа, реализующая измерения параметров рассеяния многопортовых СВЧ устройств, расчет и построение графиков рассчитанных характеристик.

Ключевые слова: многополюсники СВЧ, S-параметры, КСВ, АФР, КПД, ФАР, множитель решетки, пеленгационная характеристика.

Многие области современной науки и техники немыслимы без аппаратуры диапазона сверхвысоких частот (СВЧ). Проектирование радиоэлектронной аппаратуры СВЧ-диапазона имеет свою специфику, которая определяется главным образом её способностью получать высокие радиотехнические характеристики. Бурное развитие высокочастотной радиоэлектроники в настоящее время делает востребованным повышение быстродействия средств исследований и разработок СВЧ-устройств. Одной из актуальных тенденций развития измерительной техники для аппаратуры СВЧ-диапазона является автоматизация измерений. Разработанная система соответствует этой тенденции.

В качестве векторного анализатора электрических цепей в разработанной системе используется Agilent N5230A PNA-L Network Analyzer. Это многофункциональный анализатор электрических цепей, предназначенный для диагностики приборов и сетей. Данный ВАЦ используется для измерений параметров рассеяния коаксиальных многополюсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.