Научная статья на тему 'Автоматизация технологичности в CALS-методологии при изготовлении деталей самолёта механической обработкой'

Автоматизация технологичности в CALS-методологии при изготовлении деталей самолёта механической обработкой Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
167
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CALS-ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ИЗДЕЛИЙ / СЕРТИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА CAD/CAM/CAE / КОД ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Вольсков Дмитрий Геннадьевич

Рассматриваются этапы создания модуля «Технологичности изделий» авиационных изделий механической обработки на основе сертифицированных CALS-технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Вольсков Дмитрий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация технологичности в CALS-методологии при изготовлении деталей самолёта механической обработкой»

УДК 658.562.64

Д. Г. ВОЛЬСКОВ

АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ В САЬ8-МЕТОДОЛОГИИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ДЕТАЛЕЙ САМОЛЁТА МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКОЙ

Рассматриваются этапы создания модуля «Технологичности изделий» авиационных изделий механической обработки на основе сертифицированных СЛЬБ-технологий.

Ключевые слова: САЬ8-технологии, технологичность изделий, сертифицированная система САБ/САМ/САБ, код программы.

Действующие авиационные правила не регламентируют применение CALS-технологии в качестве обязательного условия разработки, производства и эксплуатации авиационной техники. Однако, чтобы ведущие предприятия авиационной промышленности России могли конкурировать с производителями США и Европейского союза, необходимо активно внедрять CALS-технологии. Уровень внедрения CALS-технологий и их использование должны рассматриваться как инструмент в процессе сертификации авиационной техники, это поднимет уровень безопасности полётов. Внедрение CALS-технологий на авиационном предприятии необходимо начинать с обучения специалистов в рамках сертификации на использование программно-технических средств, их лицензий и организацию информационных технологий в системе предприятия. Вся рабочая документация готовится в электронном виде на сертифицированных программно-технических комплексах. С учётом изложенного и принимая во внимание необходимость скорейшего внедрения в практику сертификации авиационной техники современных информационных технологий, можно снизить материальные и временные затраты. Применение CALS-технологий в качестве инструмента сертификации создаст возможность проводить сертификацию быстрее и с более высоким качеством [1].

Принципы CALS связаны с жизненным циклом компонентов воздушных судов. Жизненный цикл компонентов воздушных судов - совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния компонента (изделия) от формирования исходных требований к нему до окончания его эксплуатации

© Вольсков Д. Г., 2016

или потребления [1]. Каждый из указанных процессов связывают с определённым этапом жизненного цикла, которые применяются в сертификационном программном комплексе.

На этапе разработки конструкции изделия определяются основные сроки и этапы выполнения работ по проектированию. База данных летательного аппарата пополняется новыми данными, представляемыми на рассмотрение и утверждение заказчику. Разработки конструкторской документации в электронном виде выполняют на сертифицированном комплексе САБ/САМ/САБ - системах. На этом этапе можно провести сертификацию предоставления услуг (работы) конструкторов конструкторского бюро. Алгоритм работы конструктора по проектированию деталей летательного аппарата в сертифицированной системе САБ/САМ/САБ может быть следующий [1]:

- изготовление детали осуществляется на высокотехнологичных многооперационных станках;

- заготовка изготавливаемой детали выполнена из проката (эти этапы фактически ориентированы на технологичность конструкции);

- операции вычитания прямоугольника, поверхности или цилиндра, образование фаски в сертифицированной САБ/САМ/САБ системе позволяют получить последовательность действий для разработки управляющей программы для станка с ЧПУ.

Рассматривая изделие в системе жизненного цикла, на этапе разработки конструкции изделия возможна автоматизация обеспечения её технологичности (рис. 1). Основываясь на описанный алгоритм, в сертифицированной системе САБ/САМ/САБ функции и задачи технологической подготовки производства (ТИП) на этапе входной информации максимально автоматизируются.

Рис. 1. Оценка полноты автоматизации основных функций ТПП (заштрихована доля трудоёмкости работ, выполняемых в автоматизированном режиме) [2]

Рис. 3. Значок (пиктограмма) технологичности

Рис. 2. Дерево описания построения при твердотельном моделировании

Входную информацию для системы ТПП образуют: рабочая конструкторская документация на изделие и директивную заготовку (заготовку детали, поступившую к изготовителю изделия с другого предприятия, например, специализирующегося только на выпуске заготовок), объем выпуска изделия, информационное обеспечение [2].

Основными функциями ТПП на уровне предприятия являются [2]:

• обеспечение технологичности конструкций изделий;

• выбор и подготовка заготовок;

• разработка технологического процесса (ТП);

• проектирование средств технологического оснащения;

• контроль и управление ТП.

Состояние поддержки решений, принимаемых при выполнении отдельных функций и задач ТПП, различно (рис. 1). Большинство задач, выполняемых при ТПП, являются трудно- или неформализуемыми [2].

В настоящие время все современные детали проектируются в твердотельных моделях, и это

оправдано. После конструирования твердотельных моделей конструктор, если это необходимо, переводит деталь в двухмерную модель (чертёж), и всё построение трёхмерной твердотельной модели теряется. Используя в анализе чертеж, технолог заново начинает проектировать технологический процесс для изготовления детали, но маршрутный технологический процесс уже был спроектирован конструктором в дереве описания проекта твердотельного моделирования CAD-системы. Спроектированную деталь в CAD-системе вместе с деревом построения можно будет использовать для проектирования технологического процесса.

Основываясь на опыте проектирования технологических процессов, изготовление деталей ведётся по описанию геометрии поверхностей. Технолог описывает изготовление детали, проектируя механическую обработку поверхностей. С другой стороны, конструктор проектирует твердотельную модель, выталкивая или вращая поверхности, все эти действия записываются в дерево построения модели. Дерево построения модели технолог может использовать для проектирования технологического процесса (рис. 1).

Для создания твердотельной модели в сертифицированной системе САБ/САМ/САБ, представленной на рис. 2, конструктор из заготовки цилиндрической формы выталкивает второй цилиндр и после этого делает булеву операцию. При описании тех же самых действий с точки зрения технологии, технолог опишет булеву операцию как «Токарную операцию», а «выдавливание» цилиндров как «Токарные переходы». В токарных переходах идёт раскрытие обработки поверхностей выдавленных цилиндров.

Максимально автоматизируя технологичность конструкции изделия в сертифицированной системе САБ/САМ/САБ, в интерфейс программы добавляется специальный значок (пиктограмма) «Технологичность» (рис. 3). Данный значок вводится в выпадающие окна главного

меню и в дополнительные окна построения и булевых операций (рис. 4).

Сделав клик мыши в сертифицированной системе САБ/САМ/САБ по пиктограмме (рис. 3, рис. 4), появляется окно-подсказка, которое помогает конструировать изделие с точки зрения технологичности (рис. 5)

Текст кода макроса описан на языке С и является многострочным с элементами вызова соответствующих пиктограмм (рис.6).

Всё вышеописанное позволяет автоматизировать обеспечение технологичности конструкции изделия, что ведёт к уменьшению себестоимости изготовления изделий летательного аппарата и способствует его конкурентоспособности в целом.

Построения Чертеж Операм»

Узел

Прямая

О Окружность

Эллипс

ф Сплайн

Технологичность нзделжн

У- 1 Эквидистанта

\ Функция

Юуть

а Вектор привязки /

ш Рабочая плоскость 1

Ей Рабочая поверхность /

и. ЗО^Узел /

30 Профиль 1

30 Путь /

Путытрубопровода /

□ Сечение /

и Система координат

ф Источник света /

Камера! ( /

|Чер тёж | Операции Оформлс

> Изображение

и Эскиз

4» Технологичность нзделнн

е Оси

А Текст

Ш Штриховка /

Размер /

5 (Надпись /

Ф Шероховатость /

Допуск У

д-д Обозначение вида

«0 Фрагмент

Э] Картинка

Элемент управления

■а /Чертёжный вид

/ Копия ►

/ Массив к

X Пересечение линий

ъ Фаска

□ ю аа 20 Проекция

Пиктограмма «Технологичность»

мции | Оформление Анал1

Выталкивание Вращение

Технологичность нзделжн Сглаживание ►

Булева По сечениям По траектории По параметрам Трубопровод 30 Фрагмент Внешняя модель 30 Изображение Копия Симметрия

Массив ►

Спираль

Пружина

Отсечение

Оболочка

Отверстие

Деформация

Уклон

Листовой металл Грани

Наложение материала Резьба

Состав модели

Рис. 4. Пиктограмма (значок) «Технологичность», вставленный в интерфейс САБ/САМ/САБ-системы

Нетехнологично

<Р1 V-®,

Нетехнологично

¿1 к

а

Технологично

ЯП //л

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нетехнологичио

Технологично

Нетехнологичио

Технологично

Нетехнологичио Технологично

ж щ

, ) 1 „

и и

] с

■С& тщт

Нетехнологично Технологично Нетехнологично Технологично

Не техно л оги ч но Тех иол оги ч и о

Ш I

1/71-

шгг ш УЛ

у/А 7777^ т т ¿Ш: ш

и

Нетехнологичио Техиологнчио Нетехнологичио Технологично Нетехнологичио Технологично

ЕфЕЗф

К

л

Нетсхпологнчно

1схнологнчно

Нетехиологнчио

га

и

Нетехнологично Технологично

Рис. 5. Детали, обрабатываемые на металлорежущих станках: а...р виды поверхностей обрабатываемых деталей

Рис. 6. Программный код приложения технологичности

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вольсков Д. Г. Сертификация компонентов воздушных судов в методологии САЬ8-технологий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. -Т. 16, №6-2. - С. 406-411.

2. Кондаков А. И. САПР технологических процессов : учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.

3. Шишмарёв В. Ю. Автоматизация технологических процессов : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - 9-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 352 с.

4. Маркова Е. В. Инновационный потенциал наукоёмкого предприятия авиационного космического комплекса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. -Т. 16, №6-2. - С. 501-504.

Вольсков Дмитрий Геннадьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Самолётостроение» ИАТУ УлГТУ. Имеет монографию, научные статьи в журналах ВАК, учебные пособия.

Поступила 30.08.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.