Рис. 2. Схема подсистемы работы со снимками
Система состоит из трех подсистем. Основное назначение подсистемы регистрации и оцифровки
снимков заключается в преобразовании рентгенограмм в цифровую форму и ввод их в систему. Подсистема обработки снимков выполняет функ-
ции оценки и фильтрации шумов рентгенограмм, обнаружения дефектов, выделения и сглаживания контуров обнаруженных дефектов, а также функции определения параметров дефектов по полученным контурным представлениям. Функции классификации дефектов, генерации актов экспертизы, архивирования, импорта-экспорта данных и выдачи рекомендаций и справочной информации выполняет подсистема работы со снимками.
Работа каждой подсистемы полностью контролируется пользователем. Основным назначением системы автоматизированной обработки и анализа рентгенограмм является помощь операто-ру-дефектоскописту в принятии решений о наличии дефектов в сварных соединениях и пригодности изделий к эксплуатации на основе данных, получаемых в результате работы системы.
Таким образом, предлагаемая автоматизированная система кратномасштабной обработки и анализа рентгенографических снимков сварных соединений относится к классу систем поддержки принятия решений.
Разработанная система зарегистрирована в реестре программ для ЭВМ (А.Л. Жизняков, А.А. Фомин. Автоматизированная система кратно-масштабной обработки и анализа рентгенографических снимков сварных соединений. // ФИПС. 2007. № 2007611686). Система может быть использована на предприятиях, занимающихся прокладкой, эксплуатацией и обслуживанием водо-, нефте- и газопроводов для своевременного выявления дефектов сварки и обеспечения надежности и безопасности использования.
Рис. 3. Схема подсистемы кратномасштабной обработки рентгенограмм
АВТОМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УДАЛЕННОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Ю.И. Сенкевич, к.т.н. (Санкт-Петербург)
В системе здравоохранения наименее автоматизированным направлением отрасли является профилактика заболеваний. В большей степени это касается удаленных поселений и труднодоступных районов, где сложнее всего проводить диспансеризацию. Автоматизация профилактических мероприятий в таких районах связана с необходимостью применения сразу нескольких наукоемких технологий: получения качественного клинического материала в электронном виде, индивидуальной и групповой компьютерной диагностики, оперативной передачи значительных объемов результатов наблюдений и выводов в центры обработки обобщенной информации, анализа обобщенной информации и составления прогнозов с использованием экспертного сервиса. Попытка решить задачу автоматизации по частям невозможна, поскольку перечисленные части сильно
связаны между собой. Поэтому необходимо проводить комплексные исследования в границах профильной системы, обеспечивающей внутреннюю согласованность применяемых технологий. Необходимо понять, как должна быть построена система диспансеризации и какие из ее компонентов могут быть созданы с использованием программных средств автоматизации.
Разработка структуры системы диспансеризации. Предлагаемое решение основано на применении дистанционных методов медицинского наблюдения и диагностики с использованием технологий телемедицины. Такой подход облегчает задачу автоматизации системы удаленной диспансеризации (СУД) за счет применения известной технологии по новому назначению. Структура телемедицинской системы (ТМС) ориентирована на удаленные консультации по запросу абонентов
и описывается топологией «многие к одному». В СУД инициатором выступает центр анализа и принятия решения (ЦАПР). Поэтому при сохранении топологии ТМС меняется направление начальной инициализации - «один ко многим». Потоки информации и аналитическое обеспечение на уровне консультанта для ТМС и принятия решения в СУД сходны. Принципиальными отличиями систем являются схемы извлечения клинической информации. В ТМС консультация ведется направленно на одного пациента по специально подбираемой методике, требует индивидуального подхода и непосредственного контакта с консультантом. В СУД медицинские осмотры должны проводиться по стандартизованной схеме с группой пациентов. Последнее подсказывает возможность создания автоматизированного рабочего места (АРМ), ориентированного на выполнение стандартных методов измерений профилактических показателей. Собираемая в ходе профилактических осмотров информация не требует срочного и непосредственного контакта для принятия решения. Информация от группы пациентов может быть передана в удобный момент с оптимально выбранным режимом связи. Поскольку схема сбора данных и методы диагностики, на которые они направлены, стандартизованы, то и функция принятия решения может быть стандартизована в виде логических правил (рис. 1).
ЦАПР Экспертная система,
база знаний
Стандартные средства
работки и представления данных
Аналитическая надстройка
Стандартные средства работки и представления
Рис. 1
На рисунке 1В пунктиром обведены компоненты СУД, отличные от компонентов ТМС (рис.1 А). Для достижения эффективной работы СУД на базе ТМС необходимо решить задачи: автоматизации процесса сбора первичной диагностической информации и подготовки к передаче результатов (разработка АРМ); автоматизации обработки потоков информации от удаленных групп профилактических осмотров, их анализа, принятия решений на уровне ЦАПР.
Методика исследований. Для экспериментальной отработки структуры СУД был создан вычислительный стенд на базе локальной вычислительной сети (ЛВС). Один из компьютеров
ЛВС эмулировал средства диагностики удаленного пункта диспансеризации. На нем разрабатывались различные варианты компьютерных программ, которые совместно с аппаратной частью объединялись в АРМ. Это позволяло исследовать различные методы автоматизированного получения исходной клинической информации, автоматической первичной обработки данных и автоматической подготовки информации для передачи в ЦАПР. Полученные с помощью АРМ клинические данные через концентратор, эмулирующий средства связи, передавались по сети для обобщенного анализа в ЦАПР. Задачи ЦАПР выполнял выделенный сервер, ориентированный на автоматическую обработку поступающих данных. Здесь были установлены программы сбора и вторичной обработки данных. Решение по результатам анализа принималось оператором сервера в полуавтоматическом режиме.
Апробация результатов исследований проводилась в условиях Антарктики с 2001 по 2006 гг. Схема эксперимента, согласованная с результатами стендовых исследований, представлена на рисунке 2. Экспериментальной базой была выбрана ТМС Российской антарктической экспедиции (см.: «<Телемедицинская система Российской антарктической экспедиции». М.: РОСПАТЕНТ ФГУ ФИПС. 2007).
АРМ - Восток АРМ - Мирный АРМ - Новолазаревская АРМ - Прогресс АРМ - Беллинсгаузен
Экспертный сервис
АРМ - НЭС "Академик Федоров"
ЦАПР-ААНИИ
О
Рис. 2
Интернет
В амбулаториях научной обсерватории «Мирный», зимовочных станций «Восток», «Прогресс», «Новолазаревская», «Беллинсгаузен» и научно-экспедиционном судне «Академик Федоров» были развернуты пункты профилактического наблюдения за процессом адаптации участников экспедиций, оснащенные АРМ (см.: Автоматизированное рабочее место полярного врача. М.: РОСПАТЕНТ ФГУ ФИПС. 2007). Обмен информацией был организован через спутниковую систему связи Inmarsat B. Управление профилактическими осмотрами осуществлялось из ЦАПР Арктического и антарктического НИИ. Здесь же осуществлялся обобщенный анализ данных с помощью специально разработанных программ (см.: Программа обработки и анализа электрофизиологических сигналов "EPS-Analyzer". М.: ВНТИЦ. 2007. .№50200700148 и Программа
энтропийно-синтаксического анализа электрофизиологических сигналов (ESAES ver. 3.0). М.: ВНТИЦ. 2007. №50200700165). При необходимости экспертных медицинских заключений связь с ведущими клиниками Санкт-Петербурга осуществлялась через Интернет-провайдера.
Разработанная технология СУД прошла успешные испытания в течение 5 лет в экстремаль-
ных климатических условиях. С ее помощью обеспечивается дистанционный мониторинг состояния здоровья участников антарктических экспедиций. Представленные результаты исследований могут быть использованы разработчиками медицинских информационных систем для создания автоматизированного диспансерного наблюдения регионального и ведомственного уровней.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ ДАННЫХ О ПРОВОДИМЫХ ТОРГАХ
М.А. Ясинский, А.В. Попов, к.т.н. (Тверь)
В статье описывается аналитическая система по ведению данных о проводимых торгах, включающая определение рейтинга предприятий в системе предпочтений заказчика, специализирующихся на выпуске анализируемых образцов продукции, посредством показателя экономической надежности предприятия при выполнении заказов. Такое определение предполагает построение обобщенной функции полезности предприятий в системе предпочтений заказчика, вычисление ее значений для каждого предприятия и упорядочение предприятий на основании результатов сравнения этих значений. Входными данными для определения показателя экономической надежности предприятия является бухгалтерская отчетность предприятия, а также некоторая дополнительная информация, необходимая в расчетах.
Предлагается использовать данную аналитическую систему при подготовке документов для проведения торгов (конкурса, аукциона, запроса котировок), при фиксации и просмотре сведений о проводимых торгах и их участниках, а также при формировании требуемых протоколов. Победитель торгов определяется путем оценки и сопоставления предложенных предприятиями значений критериев оценки заявок. Нахождение значения одного из этих критериев осуществляется функцией определения рейтинга предприятий в системе предпочтений заказчика.
Заказчик проводит торги в соответствии с процедурами, условиями и положениями. Он приглашает всех заинтересованных лиц подавать заявки на участие в торгах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Информация о них содержится в «Информационной карте» в соответствии с процедурами и условиями, приведенными в документации, в том числе в проекте государственного контракта. Победивший должен будет поставить товары, выполнить работы, оказать услуги в течение периода, указанного в «Информационной карте».
«Информационная карта» четко отражает конкретную информацию и требования, относящиеся к оформлению заявки и применимым правилам в отношении цены и валюты заявки, а такжек критериям оценки, которые будут применяться к заявкам.
В конкурсе может принять участие любое юридическое или физическое лицо.
Данная аналитическая система использует базу знаний, необходимую для исключения ввода некорректной информации, определения полноты информации предоставляемой участниками размещения заказа, необходимой для принятия участия в торгах, а также для корректного формирования протоколов и документов.
Данные, необходимые для определения показателя экономической надежности предприятия, содержатся в «Информационной карте».
Вспомогательная функция определения рейтинга предприятий в системе предпочтений заказчика состоит из следующих составляющих.
1. Оценка степени доверия предприятию, реализующему заказ по созданию и производству продукции. Под степенью доверия предприятию понимается субъективная условная вероятность, характеризующая способность предприятия выполнить порученные ему проекты в заданные сроки и с заданным качеством при условии отсутствия научно-технического риска.
Учитывая специфику требований к предприятиям - разработчикам и производителям серийных образцов, - выделяется следующая группа показателей, наиболее сильно влияющая на степень доверия предприятию со стороны заказчика: устойчивость, состояние основных фондов, фондовооруженность труда, платежеспособность.
Степень доверия предприятию определяется показателем платежеспособности.
2. Оценка минимально допустимого уровня заказа предприятию, получение которого обеспечит стабильность экономического и финансового положения предприятия. Сущность оценки заключается в анализе важнейших финансовых показателей предприятия, отражающих соотношение между выручкой от продажи товаров, издержками их производства и реализации и полученной в результате всех операций прибылью.
В основу оценки величины минимально допустимого заказа положено разделение всех включаемых в себестоимость продукции расходов предпри-