Научная статья на тему 'Автоматизация процессов планирования и управления работой авиакомпании'

Автоматизация процессов планирования и управления работой авиакомпании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
892
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / АВИАКОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашникова К. А., Орлова Д. Р.

В данной работе раскрывается необходимость автоматизации процессов управления и планирования работой авиакомпании, ориентированной на использование технологий больших данных и систем машинного обучения. проведен анализ специализированных систем, внедренных в авиакомпаниях. Показано, как осуществляется контроль над бизнес-процессами в процессе работы и описывается значимость и роль информационных систем в авиакомпаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калашникова К. А., Орлова Д. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация процессов планирования и управления работой авиакомпании»

8. Наземный комплекс управления орбитальной группировкой КА гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения. Кн. 3,4. ФГУП "РНИИ КП", 2002.

9. Аболиц А. И. Системы спутниковой связи. Основы структурно-параметрической теории и эффективность. М.: ИТИС, 2004г.

10. Ергалиев Д.С., Саханов К.Ж. Постановка задачи контроля состояния систем бортового комплекса оборудования воздушных судов. Надежность и качество-2 0 0 9: Международный симпозиум.- Пенза, 2009., том 1. -С.34-35.

11. Ергалиев Д.С., Тулегулов А.Д., Ахмадия А.А. Аксиоматическая постановка задачи для формирования математической модели диагностики бортовых комплексов оборудования воздушных судов. Надежность и качество-2 012: Международный симпозиум.- Пенза, 2012., том 1. - С.198-201.

УДК 681.3

Калашникова К.А., Орлова Д.Р.

ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (МГТУ ГА), Москва, Россия

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ АВИАКОМПАНИИ

В данной работе раскрывается необходимость автоматизации процессов управления и планирования работой авиакомпании, ориентированной на использование технологий больших данных и систем машинного обучения . проведен анализ специализированных систем, внедренных в авиакомпаниях. Показано, как осуществляется контроль над бизнес-процессами в процессе работы и описывается значимость и роль информационных систем в авиакомпаниях.

Ключевые слова:

БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ, АВТОМАТИЗАЦИЯ, АВИАКОМПАНИИ

Введение

Скорость развития информационных технологий и современных тенденций позволяют уже сегодня говорить о том, что именно уровень обеспеченности авиакомпании информационными системами управления бизнес-процессами определяет показатели эффективности ее роста.

С каждым годом авиакомпании тратят значительные средства на покупку новых самолетов, найм персонала. Следствием становится увеличение организационной структуры, появление новых отделов и подразделений. Чтобы на должном уровне вести учет и самолетов, и персонала, и расходов на текущую деятельность, необходима качественная компьютерная техника, переход на ведение учета в автоматическом или автоматизированном формате.

Авиацию можно представить в виде совокупности определенных бизнес-процессов. И в условиях XXI века их полноценное функционирование невозможно, если не идти по пути автоматизации. В первую очередь автоматизация должна затрагивать такие сферы, как планирование работы, управление текущей деятельностью подразделений. Во многом качество работы автоматизированной системы определяется правильностью выбора программного обеспечения, его соответствием целям и задачам авиаперевозкам. От того, какое ПО выбрано, будет зависеть и выбор систем, позволяющих планировать бизнес-процессы и управлять ими.

Современная доступность всевозможных средств информационного обеспечения управленческих процессов в авиационной индустрии радикально изменила отношение к бизнесу и самим бизнес-процессам в ней. Таким образом, инструментом, который позволяет максимально эффективно и профессионально организовать решение всех бизнес-процессов компании, по праву является автоматизация процессов с помощью большого вида автоматизированных систем.

Сегодня, когда экономика нашей страны переживает достаточно сложные времена, автоматизация бизнес-процессов, в частности процессов планирования и управления, и их защита становится одним из главных способов повышения эффективности принятия управленческих решений любого предприятия, повышения уровня конкурентоспособности, основой для оптимизации расходов в целом.

Основная часть

1. Автоматизация процессов планирования и управления как механизм развития авиакомпании

На текущий момент времени вопросы, касающиеся внедрения комплексных автоматизированных систем управления в организациях вне зависимости от вида деятельности, являются наиболее актуальными и значимыми. Их рассматривают и на уровне конкретной организации, и на уровне министерств. Автоматизация затрагивает практически все имеющиеся бизнес-процессы. В данном случае под бизнес-процессом понимается совокупность действий, операций, работ, результат которых важен, значим

для организации, помогает решить определенную задачу или проблему.

Следует отметить, что авиакомпания является коммерческой организацией, главной целью которой, соответственно, является получение прибыли, и как правило, выживают только те компании, которые умеют наиболее эффективно использовать новейшие технологии по привлечению, а также удержанию своих партнеров и клиентов.

Автоматизированная система управления бизнес-процессами представляет собой совокупность программных и технических средств, предназначенных для управления всеми или выборочными бизнес-процессами, административными регламентами, принятыми в организации. В большинстве случаев внедрение и полномасштабное использование автоматизированных систем помогает наладить взаимодействие между подразделениями одной организации. Используя различные возможности АСУ, можно моделировать бизнес-процессы, исполнять их, мони-торить и контролировать.

Вследствии распространения все большего числа предприятий с усложненной структурой, которые охватывают достаточно широкий спектр производства, сбыта товара и оказания услуг во всех сферах, возникает необходимость систематизировать все бизнес-процессы, тем самым переориентировать предприятие на бизнес-процессный подход и провести его автоматизацию.

В частности, Business Process Management дает возможность разработать концепцию, на основе которой можно управлять текущими бизнес-процессами. Соответственно, организация, авиакомпании не являются исключением, получает возможность повышать производительность труда, снижать издержки и расходы на текущую деятельность. В современных условиях рыночной экономики и наличия множества конкурирующих компаний эти аспекты деятельности являются немаловажными [1].

Система автоматического управления процессами планирования или управления в авиакомпании позволяет собирать данные о работе всех подразделений и рабочих единиц, анализировать полученные данные, касающиеся финансов, операционной деятельности, статистику работы. Основное преимущество подобных систем — возможность формирования отчетов, касающихся любой сферы деятельности организации. Возможна группировка отчетов по определенным показателям, важным для руководства. Так же система позволяет анализировать информацию, полученную из самых разных источников.

Для авиакомпании наиболее важной и сложной работой является организация управления летной работой. Она включает в себя [2]:

планирование летной работы, обеспечение необходимыми ресурсами, выполнение поставленных задач;

обеспечение полетов необходимым персоналом, материалами, и иными необходимыми ресурсами.

На текущий момент времени для улучшения качества управления полетами и летной работой активно внедряются и используются автоматизированные системы, позволяющие планировать работу, управлять процессами. Благодаря автоматизации можно решать следующие задачи:

оптимизация разработки процедур, необходимых для управления летной работой;

разработка плана работы на месяц или иной временной интервал;

контроль летной работы, выработка оценки текущей деятельности.

Следует отметить, что наиболее известными системами планирования и управления летной работой, каждая из которых, безусловно, обладает своими преимуществами, являются: АС «Экипаж», ИАС «Meridian», АСУ «ASNext».

Таким образом, сегодня, главная роль в управлении авиакомпанией, в условиях возрастающей роли нематериальных факторов и быстро меняющейся внешней среды, принадлежит качеству и эффективности работы всех бизнес-процессов, особенно процессов управления и планирования.

2. Применение программного решения нового поколения в целях совершенствования автоматизации процессов планирования и управления работой авиакомпании

Авиационная индустрия - это совокупность определенных бизнес-процессов. Для того, чтобы ими управлять, необходимы качественные системы управления, в том числе, работающие в автоматическом или автоматизированном режиме. И такая возможность появилась в последнее время в связи с бурным развитием средств вычислительной техники и программного обеспечения.

На сегодняшний день потребители и заказчики услуг авиакомпаний становятся более мобильными. Услуги могут оказываться представителям самых разных стран. При этом каждой компании приходится решать проблему управления финансами. И эта задача относится к наиболее приоритетным и значимым для любой авиакомпании. Масштаб, количество самолетов, география полетов значения не имеют [3].

Важно подчеркнуть, что авиаперевозки включают достаточно большой спектр услуг. И каждая компания выбирает для себя те, которые она может оказывать с наибольшим эффектом. При этом управленческому персоналу необходимо вырабатывать такие решения, которые будут способствовать наиболее эффективной работе всех звеньев и подразделений. Важно ориентироваться и на финансовый результат деятельности, и на возможности по инвестированию, и на использование инновационных технологий. Кроме того, следует учитывать и то, что рынок является высоконкурентным, и что значительная часть авиакомпаний работает не только в пределах своей страны [4].

Решить поставленные задачи можно, если уделить достаточное внимание разработке и внедрению эффективной стратегии в части использования имеющихся финансовых ресурсов с учетом сложившейся рыночной ситуации. При этом важно обеспечить финансовую устойчивость, использовать имеющиеся ресурсы максимально эффективно.

Безусловно, разрушительными для авиаперевозок сегодня являются происходящие в экономике страны процессы. Авиакомпании постоянно сталкиваются с проблемой восстановления объемов перевозок и соответственно финансовых ресурсов. Управленческие решения, прежде всего, направлены на развитие возможностей предпринимательской деятельности и повышение конкурентоспособности авиакомпании.

Планирование деятельности любой компании, в том числе, авиационной предполагает, что необходимо собирать, анализировать большие объемы информации, часто разнородной. Это становится возможным, если использовать современные средства автоматизации. Подобные системы позволяют не только аккумулировать в единой базе разную информацию, но и принимать управленческие решения на ее основе.

Сегодня просто невозможно представить себе современную авиакомпанию и ее управление без применения информационных систем, позволяющих не только автоматизировать бизнес-процессы, осуществлять мониторинг выполнения указаний и распоряжений руководства, но и эффективно организовывать продажу авиаперевозок и, безусловно, учет их результатов, определять расходы и проводить с партнерами взаиморасчеты, вести бухгалтерскую отчетность, а также прогнозировать объемы работ. То есть, можно отметить, что хорошо продуманная, а главное грамотно структурированная информационная система авиакомпании позволит наиболее эффективно проводить ее диагностику, разрабатывать стратегию и на основе этого принимать важные экономические решения.

В частности, переход на использование систем электронного документооборота можно не тратить человеческие ресурсы на обработку и формирование однотипных документов. Наиболее современные системы, например SAP ERP (система управления ресурсами) дает возможность автоматизировать процессы принятия решений во всех сферах деятельности, в частности, управлять персоналом организации. SAP ERP содержат большое количество функций для формирования отчетности и принятия взвешенных решений [3] .

SAP ERP позволяют авиакомпаниям перевести процессы управления работой, выполнения однотипных операций в автоматический или автоматизированный режим, повысить общую производительность труда персонала. Система позволяет выявлять ошибки на разных этапах планирования и работы, исправлять их с минимизацией рисков. При этом система не является статичной. Ее легко адаптировать к изменениям требований рынка или отрасли, законодательной базы.

Заключение

Подводя итоги всего вышесказанного, следует отметить, что неотъемлемой частью любой организации являются бизнес-процессы. Даже в самой маленькой организации поток поступающей ежедневно информационной документации достаточно велик, требующий постоянной срочной обработки, своевременного реагирования и систематизации. Как следствие, автоматизированная поддержка на сегодняшний день, безусловно, является неотъемлемой частью процесса работы любой организации, которая заинтересована в дальнейших перспективах успешного развития.

Поэтому важной задачей, которая направлена, в первую очередь, на сохранение и закрепление конкурентных преимуществ авиакомпании, ставящей перед собой стратегическую цель в возможности внедрения решения, позволяющего обеспечивать рост компании, в увеличении эффективности использования сети маршрутов, оперативном мониторинге потребительского спроса, поддержании актуального уровня ценообразования, является создание корпоративной информационной системы.

На сегодняшний день экономика становится «цифровой». Роботы и автоматизированные системы управляют многими процессами, в том числе, в бизнесе. Соответственно, компаниям приходится подстраиваться под такие перемены, переходить на использование инновационных технологий, автоматизированных систем. Это позволяет не только эффективно управлять бизнес-процессами, но и взаимодействовать с иными организациями или предприятиями, в том числе, партнерами, поставщиками, государственными структурами.

Авиакомпания, внедрив автоматизированную систему управления процессами, может отказаться от выполнения множества операций в ручном режиме. При этом освобождаются и материальные, временные, и человеческие ресурсы. Компания получает возможность использовать имеющиеся ресурсы более эффективно, одновременно сокращая риск появления ошибок при выполнении однотипных операций. Графики, планы работ формируются в автоматическом режиме после тщательного анализа многочисленных

факторов. Это дает возможность равномерно распределять нагрузку между летными экипажами и воздушными суднами.

Важно отметить, что АСУ позволяет больше, чем просто исполнять определенные бизнес-процессы в автоматическом или автоматизированном режиме.

Внедрение систем, ориентированных на использование технологий больших данных и машинного обучения сопровождается реинжинирингом имеющихся бизнес-процессов, что в среднем на 15% повышает эффективность работы предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермоленко М.В. Business Process Management. Системный подход к управлению процессами авиакомпании / М.В. Ермоленко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - № 1(15). - С. 1375-1378.

2. Дошина А.Д. Автоматизация процессов планирования и управления летной работой авиакомпании / А.Д. Дошина // Молодой ученый. - 2016. - №15. - С. 136-138.

3. Воропаева, Л.Н. Использование программного решения нового поколения в целях совершенствования управленческого и финансового учета авиакомпании / Л.Н. Воропаева // Научный вестник МГТУ ГА. -2014. - № 202. - С. 98-100.

4. Калашникова К.А. Обеспечение качества бизнес-процессов авиакомпании /К.А. Калашникова, Д.Р. Орлова //Труды международного симпозиума Надежность и качество. -2017.- Т.2- С.317-319.

5. Романчева Н.И. Моделирование систем управления авиаперевозками /Н.И. Романчева, Л.В. Павлова //Труды международного симпозиума Надежность и качество. -2016.- Т.2- С.237-238.

УДК 629.7.087

Гурьянов А.И., Калинина К. Л.

ФГБОУ ВО Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П. А. Соловьёва, Рыбинск, Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРСУНКИ ДЛЯ СЕРТИФИКАЦИИ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ПОПАДАНИЕ ДОЖДЯ

При проведении сертификации авиационных двигателей выполняют их проверку на летную годность. В нее включены имитация процессов обледенения, проверка на попадание птиц, моделирование града и дождя. Организация последних испытаний осложнена необходимостью обеспечения значения среднего медианного диаметра капель 2,66 мм, требуемой концентрации воды в атмосфере у поверхности земли и диапазона размеров капель (от 0,5 до 7,0 мм).

Анализ характеристик факела распыла показал, что разработанная форсунка моделирует капли сертификационного спектра со значением медианного диаметра 2,656 мм.

Проведены экспериментальные исследования форсунок и проработана принципиальная схема коллекторного модуля установки. Спроектированный модуль позволяет имитировать дождь на режимах «малый газ» и «взлет» с условием обеспечения концентрации воды в воздухе 50 г/м3 и 20 г/м3, а также значения медианного диаметра капель 2,66мм. Работа на переходных режимах осуществляется благодаря изменению расхода воды в каждом коллекторе, согласно расчитанным функциям расхода и перепада давления Ключевые слова:

СЕРТИФИКАЦИЯ, АВИАЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, МЕДИАННЫЙ ДИАМЕТР, КАПЛЯ, ФОРСУНКА, ЭКСПЕРИМЕНТ

Введение

Важной задачей на стадии комплексной доводки авиационного двигателя является его испытание в условиях полета [1, 2]: имитация процессов обледенения, проверка на попадание птиц во входной направляющий аппарат, моделирование града, атмосферного ливня. Для организации последних условий, в силу значительной нестационарности явления, необходимо обеспечение ряда модельных показателей, принятых при сертификации.

Необходимым условием применения систем, имитирующих воздействие дождя на двигатель, является обеспечение комплекса требований по концентрации воды в воздухе, спектру распределения капель по размерам, значению среднего медианного диаметра капель, расходным характеристикам форсунок и условиям динамического взаимодействия капельного потока с воздушным течением в воздухозаборник [6,7].

Требования к установкам имитации дождя

Для имитации дождя в модельной постановке необходимы условия, приводящие к многократному дроблению водяных струй, подаваемых в виде волнообразных жгутов или тонкой пелены из форсунок в поток воздуха на входе в двигатель [3, 4].

Среднемедианный диаметр капель составляет 2,66-10-3 м. Верхняя 7, 0• 10-3 м и нижняя 0,5-10-3 м [3, 5] границы распределения капель по размерам (рисунок 1) обусловлены процессами коагуляции и распада во время движения капель в воздушном потоке. Интенсивность дождя выражена в виде концентрации воды в 1 м3 воздуха на рисунке 2 и зависит от высоты относительно уровня земли [6].

Допустимо применение капель воды, имеющих размер и распределение по размерам, отличные от представленных на рисунках 1 и 2, тех, если Заявитель покажет, что эта замена не приводит к ослаблению требований, предъявляемых к этим испытаниям [3].

Расчетные исследования параметров имитации дождя

Время формирования капли медианного диаметра

время полета не менее т = 0, 0243 с, что можно достичь при расстоянии капель от сечения впрыска жидкости до среза сопла воздухозаборника 3 м и более.

Рисунок 1

Стандартное распределение капель дождя по размеру

2,66 -10 3 м составляет лидисперсность дождя,

х = 0,0057c. необходимо

Учитывая по-обеспечивать

О ЗООО 6000 9000 12000 Высота, м

Рисунок 2 - Стандартная атмосферная концентрация воды в воздухе при дожде

Разрушение границ капли и ее дробление на совокупность более мелких происходит при значениях числа Вебера больше 10. Допустимый для имитации атмосферного дождя значения числа Вебера находятся в диапазоне от 0 до 10. При этом условии расстояние, на котором капля не распадаясь достигнет двигателя составляет 5 м. На режиме «малый газ» этому расстоянию соответствует перепад давления на форсунке Ар = 3, 204-105 Па, для режима

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.