Научная статья на тему 'Автоматизация процесса составления монтажных партий на ншсгп 2000 ОАО «НЛМК»'

Автоматизация процесса составления монтажных партий на ншсгп 2000 ОАО «НЛМК» Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
271
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Третьяков Владимир Аркадьевич, Варшавский Евгений Александрович, Мазур Игорь Петрович, Ненахов Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация процесса составления монтажных партий на ншсгп 2000 ОАО «НЛМК»»

Технологические аспекты производства качественной катанки

Сычков А.Б.

13. Магематическоемоделирование механических свойств катанки изсталитипа Св-08Г2С / В.В. Парусов, А.Б. Сычков, МА. Жигарев, С.Ю. Жукова и др. // Строительство, материаловедение, машиностроение. Днепропетровск: ПГАСиА, 2006. Вып. 36. Ч. 2. С. 20-26.

УДК 621.771.237.001.57

В. А. Третьяков, Е. А. Варшавский, И. П. Мазур, В. А. Ненахов

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОСТАВЛЕНИЯ МОНТАЖНЫХ ПАРТИЙ НА НШСГП 2000 ОАО «НЛМК»

Ручное составление монтажных партий на прокатку в условиях НШСГП 2000 ОАО «НЛМК» в силу огромного количества производ-ственных заказов и технологических ограничений, а также постоянно изменяющихся условий производства является чрезвычайно трудоёмким и требует от инженера-фабрикатора максимальной концентрации внимания и опыта. Составление монтажных партий, по сути, представляет собой планирование производства на стане, что, в свою очередь, требует от составленного плана оптимальности В качестве критериев оптимальности могут выступать: максимально возможный размер (вес) монтажной партии, температура (при горячем посаде), срочность выполнения заказов и ряд других. Таким образом, процесс формирования монтажной партии представляет собой комбина-торную задачу большой размерности, оптимальное решение которой невозможно без привлечения математического аппарата. В качестве такого аппарата предлагается применить линейное про -граммирование [1, 2]. В дирекции по информационным технологиям ОАО «НЛМК» совместно с ЛГТУ разработана математическая модель формирования монтажных партий на прокатку в ус -ловиях НШСГП 2000 ОАО «НЛМК» [3].

Монтажная партия (монтаж) представлена в виде табличной формы последовательности вы -полнения заказов (заявок) на прокатку на стане в течение одной кампании рабочих валков клетей чистовой группы. Условно монтажные партии подразделяются на следующие типы:

- монтаже анизотропной электротехнической (трансформаторной) сталью;

- монтаж с изотропной электротехнической (динам ной) сталью;

- монтаж с подкатом 1-й группы отделки поверхности;

- монтаже тончайшим прокатом;

- монтаже подкатом;

- монтаже особонизкоуглеродистой сталью;

- монтаже низкоуглеродистой сталью.

Для формализации процесса были проанализированы все используемые при составлении монтажных партий ограничения, в результате чего сделан вывод о целесообразности представ-

ления монтажной партии в ввде последовательности из зон. Каждая зона монтажной партии характеризуется рядом параметров (атрибутов):

- минимальный и максимальный объем зоны (наличие отличного от нулевого минималь-ного ограничения на объем - признак обязательности зоны к заполнению);

- положение зоны в монтажной партии;

- признак расширения/сужения (характеризует направление изменения ширины от начала до конца зоны);

- признак наличия в зоне самого широкого сляба в монтажной партии;

Единицы измерения первых двух атрибутов зоны монтажной партии, вследствие разной природы накладываемых на зону технологических ограничений, могут быть самыми разными: тонны, метры, количество слябов и другие.

В результате зона представляет собой место в монтажной партии, в котором можно осуществить прокатку слябов, обладающих набором определенных допустимых для данного места характеристик:

- геометрические характеристики (толщина и ширина сляба и полосы);

- группа металла по марке стали (динамная, трансформаторная, углеродистая, низколе-гированная и др.);

- карта нагрева по технологической инструкции;

- технологический маршрут дальнейшей об -работки заказа на комбинате (АНО, КП, товарный и др.);

- группа отделки поверхности.

Эти характеристики определены в произ-водственных заказах.

На каждую зону монтажной партии накладываются ограничения, обусловленные технологической инструкцией. Эти ограничения регламентируют максим альный и минимальный размер зо -ны в монтажной партии, а также положение зоны в монтаже. На практике имеет место сочетание отдельных типов монтажных партий в одной.

Кроме ограничений, накладываемых на зоны, существуют ограничения, накладываемые на монтажные партии в целом. К таким ограниче-

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВДАВЛЕНИЕМ

ниям относятся: ограничения на максимальный и минимальный объём монтажной партии, ограничения на длину прокатываемых полос «одной ширины» (под полосами «одной ширины» под -разумеваются полосы, имеющие разность в ширинах не более 20 мм), а также ограничения, обусловленные требованиями, предъявляемыми к отдельным типам монтажных партий (например, на монтажную партию с трансформаторной сталью накладывается условие загрузки всего металла монтажа в нагревательные печи стана перед началом прокатки).

Кроме того, к монтажным партиям предъявляются требования по изменению ширины сля-бов по длине монтажной партии. В основе этого требования заложено стремление уменьшить неравномерность износа бочки рабочего валка при прокатке типоразмеров разной ширины. В связи с тем, что задание условий, описывающих изменение ширин слябов по длине монтажной партии в ввде дополнительных ограничений, подставляемых в общую систему ограничений [3], не представляется возможным, был разработан алгоритм поиска границ по ширине для всех зон монтажной партии, состоящий из двух этапов:

- поиск начального приближения;

- по пытка улуч ше ния по луч е нног о ре ше ния. Алгоритм поиска начального приближения

(этап 1) границ по ширине для всех зон монтажной партии заключается в следующем:

- диапазон изменения ширины слябов разбива-ется на заданное равное количество частей;

- осуществляется перебор всех возможных вариантов границ зон по ширине для монтажной партии. Число вариантов значительно сокращает то условие, что минимальное зна-

чение границы по ширине для предыдущей зоны является максимальной границей по ширине для последующе йзоны;

- для каждого варианта распределения границ зон по ширине создается и решается модель целочисленного линейного программирова-ния, при этом на условия допустимости производственного заказа в зону накладывается условие попадания ширины слябов заказа в полученные границы зоны по ширине;

- лучшим признается вариант с наибольшей целевой функцией при условии, что наибольший шаг изменения ширины слябов по длине монтажной партии находится в допустимых пределах.

На втором этапе осуществляется попытка улучшить полученное на первом этапе решение путем применения метода прямого поиска Хука -Дживса. Эта попытка далеко не всегда оканчивается успешно, как впрочем, не всегда оканчивается успехом и поиск отличного от нулевого на -чального приближения (этап 1), так как при ре -шении системы ограничений в общем случае возможны следующие ситуации:

- система ограничений несовместна, поэтому отыскание оптимального решения не воз -можно;

- система ограничений имеет единственное решение;

- система ограничений имеет конечное число решений (имеется замкнутая область допустимых решений); оптимальное решение отыскивается среди решений, принадлежащих данной области;

- система ограничений имеет бесчисленное множество решений

Общий алгоритм автоматического составления монтажной партии состоит в последовательном решении всех типов монтажных партий с одинаковыми исходными данными и выборе лучшей в соответствии с заданными критериями отбора.

Реализация разработанной модели в ввде АРМ инженера-фабрикатора стана горячей прокатки в составе информационной системы планирования производства комбината позволит оптимально, с точки зрения задаваемых критериев, формировать монтажные партии из портфеля производст-венных заказов (см. рисунок).

В качестве критериев оптимизации могут выступать,

АРМ инженера-фабрикатора НШСГП 2000 ОАО «НЛМК»

Автоматизация процесса составления... партий... Третьяков В.А, ВаршавскийЕ.А.,МазурИ.П., Ненахов ВА.

например, срочность выполнения заказов, такие монтажные партии для прокатки полос,

температура слябов заказов, а также ряд дру- которые при повышении производительности

тих, что, в свою очередь, позволит в дальней- стана снизят расход ресурсов (топливо, валки

шем автоматически оперативно формировать и т.д.).

Библиографический список

1. АшмановС.А. Линейноепрограммирование. МНаука, 1981.

2. МуртафБ. Современноелинейноепрограммирование. М.: Мир, 1984.

3. Математическая модель формирования монтажных партий на прокатку в условиях НШСГП 2000 ОАО НЛМ К // Про-изводствопроката. 2006. N° 8. С. 16-21.

УДК 621.01: 539.4

А. Г. Колесников, Р. К. Вафин, А. А. Мальцев

АППАРАТУРА ДЛЯ МОНИТОРИНГА ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ПРОКАТНЫХ СТАНОВ

Потери из-за недостаточной долговечности металлургического оборудования очень велики: на все ввды ремонта ежегодно расходуется около 25% капитальных вложений в металлургию , кроме того, на ремонтных работах занято более 20% рабочих отрасли и примерно треть металлорежущих станков.

В рамках разработанной федеральной программы «Техническое перевооружение и развитие металлургии России» предусмотрен переход от системы планово-предупредигельных ремонтов (ППР) к новой системе ремонтов по фактическому состоянию на основе результатов диагностирования. Недостаток системы ППР заключается в том, что план ремонтов составляется по среднестатистическим данным о выходе из строя деталей и узлов, что зачастую приводит к замене исправного оборудования и не исключает аварии между ремонтами. Подсчитано, что затраты на ремонт оборудования без системы диагностики составляют, в среднем, 60% от его первоначальной стоимости, а с системой диагностики такие затраты в десять раз меньше. Однако существующие системы диагностики оборудования

имеют недостаток: при диагностировании не вычисляется остаточный ресурс.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана разработана аппаратура для мониторинга остаточного ресурса (рис. 1), включающая: датчики температуры (ДТ), вибрации (ДВ) и крутящего момента (ДМ); модули измерения температуры (МИТ), вибрации (МИВ) и крутящего момента (МИМ), собранные в измерительный блок (ИБ); индикаторы темпе -ратуры (ИТ), вибрации (ИВ) и крутящего момента (ИМ). Канал измерения температуры (Т), канал измерения вибрации (В) и канал измерения крутящего момента (М) имеют выходы на аналого-цифровой преобразователь (АЦП).

Основным звеном аппаратуры для мониторинга является персональный компьютер (ПК), на котором установлено программное обеспечение (ПО) (рис. 2), объединяющее программу оцифровки сигналов с датчиков и программу вычисления остаточного ресурса, составленную на основании новой методики расчета цикловой нагруженности и усталостной долговечности [ 1].

С помощью этой аппаратуры можно контролировать, например, температуру масла ре-

т

ДТ

В

ДВ

М

дм

► МИВ

мим

ИБ

ИТ

ив

им

Ь:

£г

гж

\

по

Рис. 1. Схема измерительной части и общий вид аппаратуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.