Научная статья на тему 'Автоматизация процесса регулирования естественных монополий'

Автоматизация процесса регулирования естественных монополий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА УСЛУГИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ / PRICE CONTROL TO SERVICES OF NATURAL MONOPOLIES / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / AUTOMATED SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хузмиев И.К., Анисимов С.П.

Предлагаемая вниманию читателей статья не является новой, но в условиях «ручного управления» в период мирового кризиса она предлагает вспомнить о регулировании цен и тарифов на услуги естественных монополий всех уровней. Регулированию должны подвергнуться даже небольшие предприятия и организации. Учитывая ежегодный рост количества таких предприятий и организаций, регулирование этих предприятий и организаций должно осуществляться на основе новых технологий. Что уже провозглашено у нас в стране как «электронное правительство». Но начать надо с концепции такой автоматизированной системы и способах получения правильной, прозрачной и доступной всем участникам процесса регулирования информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF PROCESS OF REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES

Article brought to attention of readers, isn't new, but in the conditions of manual control during world crisis it suggests to remember price control and tariffs for services of natural monopolies of all levels. The small enterprises and the organizations have to undergo regulation even. Considering the annual growth of number of such enterprises and the organizations regulation of these enterprises and the organizations it has to be carried out on the basis of new technologies. That is already proclaimed at us in the country as «the electronic government». But it is necessary to begin with the concept of such automated system and ways of receiving correct, transparent and available to all participants of process of regulation of information.

Текст научной работы на тему «Автоматизация процесса регулирования естественных монополий»

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

AUTOMATION OF PROCESS OF REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES

И.К. ХУЗМИЕВ,

заведующий кафедрой организации промышленности и управления производством Северо-Кавказского горнометаллургического института (ГТУ), д.т.н., профессор

С.П. АНИСИМОВ,

исполнительный директор Межрегиональной ассоциации региональных энергетических комиссий, к.э.н.

I.K. HUZMIYEV,

Head of the department of industry and production management organization North Caucasian mining and metallurgical institute (GTU), Doctor of Engineering, professor

S.P. ANISIMOV,

executive director of Interregional association of the regional power commissions, Cand. Econ. Sci.

Аннотация

Предлагаемая вниманию читателей статья не является новой, но в условиях «ручного управления» в период мирового кризиса она предлагает вспомнить о регулировании цен и тарифов на услуги естественных монополий всех

213

уровней. Регулированию должны подвергнуться даже небольшие предприятия и организации. Учитывая ежегодный рост количества таких предприятий и организаций, регулирование этих предприятий и организаций должно осуществляться на основе новых технологий. Что уже провозглашено у нас в стране как «электронное правительство». Но начать надо с концепции такой автоматизированной системы и способах получения правильной, прозрачной и доступной всем участникам процесса регулирования информации.

Abstract

Article brought to attention of readers, isn't new, but in the conditions of manual control during world crisis it suggests to remember price control and tariffs for services of natural monopolies of all levels. The small enterprises and the organizations have to undergo regulation even. Considering the annual growth of number of such enterprises and the organizations regulation of these enterprises and the organizations it has to be carried out on the basis of new technologies. That is already proclaimed at us in the country as «the electronic government». But it is necessary to begin with the concept of such automated system and ways of receiving correct, transparent and available to all participants of process of regulation of information.

Ключевые слова

1. Регулирование цен на услуги естественных монополий

2. Автоматизированная система

Keywords

1. Price control to services of natural monopolies

2. The automated system

214

Как известно, бюрократизм, монополизм в экономике и коррупция стали сегодня главными факторами замедления социально-экономического развития страны. Безудержный рост количества чиновников поражает воображение. По экспертным оценкам, их стало в России больше, чем во всем СССР. Такое положение требует кардинальных изменений системы мониторинга и управления всеми отраслями социально-экономического комплекса страны для обеспечения устойчивого развития. Отметим, что в процессе реформирования экономики предпринята попытка повышения эффективности власти за счет принятия концепции «электронного правительства», что должно привести к сокращению количества чиновников на всех уровнях, уменьшению коррупции, повышению эффективности и скорости принятия решения.

Отметим, что одной из задач «электронного правительства» может стать разработка автоматизированной системы определения тарифов на услуги естественных монополий с целью увеличения прозрачности цен и тарифов на энергоносители, а также их составляющих. Основная проблема государственного регулирования цен и тарифов сегодня вызвана ростом количества регулируемых организаций, усложнения правил и методик регулирования (в основном долгосрочного регулирования) и разделения бизнеса на конкурентный и монопольный, который не может быть оставлен без контроля со стороны государства. Это требует значительного роста числа работников на региональном и муниципальных уровнях в подразделениях регуляторов. Именно автоматизация процессов определения составляющих и конечных тарифов в регулируемых отраслях позволит остановить рост количества чиновников, которые занимаются государственным регулированием, снизить уровень коррупционности и не допустить рост бюджетных

215

расходов. При этом федеральный тарифный орган должен быть сохранен, так как на его виртуальной площадке будет происходить процесс регулирования и за ним останутся разработка методик и правил регулирования, регулирование на федеральном уровне и надзорные функции по отношению к регионам.

Проведенный анализ тенденций и особенностей системы государственного регулирования естественных монополий в сфере энергетики, ЖКХ, газоснабжения и других отраслях ясно показывает, что успешная реализация выявленных проблем в отсталости государственного регулирования невозможна без решения трех ключевых задач:

1. Создание и постоянное совершенствование системы эффективного мониторинга деятельности субъектов регулирования, обеспечивающего получение достоверной информации о финансово-экономических показателях и всех транзакциях субъектов регулирования путем формирования необходимого информационного ресурса на базе ведомственной отчетности и специальных обследований (аудита) компаний естественных монополий.

2. Комплексный анализ экономической обоснованности затрат, включаемых в структуру тарифов, и услуги регулируемых предприятий и организаций, принимаемых для расчета тарифов и их составляющих согласно действующей методологии, перспективный прогноз тенденций динамики финансово-экономических показателей деятельности субъектов регулирования.

3. Обучение и систематическое повышение квалификации специалистов ФСТ России и РСТ субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования с учетом опыта различных стран и различных моделей функционирования рынка энергоресурсов и услуг в условиях постоянного обновления технологий и инноваций в регулировании.

216

Решение вышеперечисленных задач возможно только с использованием региональных автоматизированных систем управления (АСУ), включающих в себя сложные подсистемы.

Реализация указанной АСУ предусматривает выполнение работ по созданию идеологии, схемы построения, разработке программного обеспечения указанных подсистем, поставке и монтажу оборудования и специальных технических средств, обучению пользователей работе в условиях создаваемой АСУ. При этом создаваемая АСУ должна отвечать всем требованиям, обеспечивающим возможности ее легкой модификации и адаптации к изменяющимся условиям и требованиям.

Так, сегодня концепция автоматического регулирования тарифов естественных монополий сводится к следующему:

• на виртуальной площадке ФСТ России должны быть программы расчета регулируемых услуг естественных монополий подобно калькулятору расчета коммунальных платежей и контроля предельных уровней тарифов, которые сейчас размещены на сайте ФСТ России и сайтах региональных регуляторов;

• в реальном масштабе времени органам государственного регулирования в автоматическом режиме поступает информация о хозяйственной деятельности и показателях финансово-экономического состояния субъектов регулирования;

• хранение вышеуказанной информации, в рамках комплексных динамических баз данных, предсматриваю-щих возможность иерархической системы обмена данными по схеме: ФСТ России - регуляторы РСТ регионов (региональные и даже муниципальные) - СУБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ;

• обработка и тщательный анализ этой информации, имея в виду принятие решений о регулировании тарифов

217

на основе такой проверенной информации, и данных ее анализа.

На основе изложенной концепции и тенденций, а также особенностей развития системы государственного регулирования предприятий и организаций, оказывающих монопольные услуги, были сформулированы основные принципы, положенные в основу при разработке АСУ регулирования естественных монополий (ENERGY).

1. Относительная независимость подсистем. Этот принцип предусматривает наличие в системе функционально независимых подсистем, централизованного банка данных и информационного обмена между подсистемами с помощью управления базой этих данных.

2. Эволюционность подсистем и системы в целом. Этот принцип предполагает развитие (расширение) функциональных возможностей как отдельных подсистем, так и системы в целом, что дает возможность решать все более сложные задачи управления на базе новых информационных технологий.

3. Оперативность взаимодействия «система — пользователь». Этот принцип предполагает наличие простых для освоения, но развитых процедур взаимодействия (интерфейса) между пользователем и системой, предлагающей ему альтернативные варианты для продолжения решения отдельных уравнений методик регулирования.

4. Универсальность автоматизированной системы для групп родственных по характеру работы объектов. Этот принцип позволяет снизить затраты на создание всероссийской системы за счет объединения вычислительных ресурсов.

Все это позволило сделать заключение, что основная тенденция в развитии многоуровневой АСУ ENERGY должна заключаться в повышении надежности и универ-

218

сальности в определенном классе решаемых задач. Следовательно, усилия по разработке ENERGY должны быть направлены по трем основным направлениям:

• создание и объединение ресурсов управления (принятия решений);

• разработка информационной базы системы;

• разработка средств взаимообмена пользователя с системой.

Под ресурсами управления понимаются всевозможные модули и алгоритмы для анализа и синтеза задач управления. Их объединение направлено на образование множеств, в пределах которых ресурсы логически связаны релевантными отношениями между модулями и подсистемами, а также между системой и пользователем. Таким образом, ресурсы управления -это совокупность знаний (фундаментальных и специальных) в процессе регулирования естественных монополий.

Поэтому представление прикладных программ в виде модулей, по существу, является формой унификации правил их составления. Это облегчает их использование в различных подсистемах и упрощает объединение с другими модулями.

Важной особенностью информационной базы АСУ ENERGY является то, что она должна быть полной, не допускающей отсутствие необходимых данных, которые она будет стараться получить от различных источников, а после выверки использовать в расчетах. По существу, базу данных в общей структуре АСУ можно отнести к совокупности знаний о проблеме, и вместе с алгоритмами она составляет фундамент проблемы.

Известно, что на структуру и методику построения иерархических АСУ большое влияние оказывает применяемый подход к ее разработке и внедрению.

Известны три подхода:

219

1. Разработкой охвачена вся система во всех ее деталях, и внедрение производится по завершении работ над созданием системы.

2. Поэтапная детальная проработка и внедрение отдельных задач и подсистем.

3. Первоначальная разработка облика всей системы с последующей постепенной детализацией промежуточных результатов.

При постановке задачи разработки АСУ ENERGY был принят третий подход. При этом сначала предполагалось определение укрупненной конфигурации всей системы, задач каждой части и формирование общих принципов построения частей и их взаимодействия. Упрощенная схема информационных и управляющих потоков в рамках создаваемой АСУ регулирования субъектов естественных монополий представлена на рис. 1. Необходимо отметить, что приведенная схема строилась в предположении соответствия иерархии разрабатываемой АСУ приведенной выше схеме взаимодействия: ФСТ России - РСТ регионов - сами СУБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ - с определенными правами организаций соответствующих уровней по осуществлению управления в том же порядке. Приведенный на схеме блок «Научно-методический расчетный центр» рассматривается в этом случае как составная часть ФСТ России. Естественно, возможен и вариант отсутствия такого центра.

В принципе все приведенные ниже результаты исследования разработки структуры и состава основных задач АСУ ENERGY основываются на развитии концепции иерархического управления, позволяющей эффективно распределять ресурсы системы в целом при сохранении необходимых условий эффективного взаимодействия ее подсистем и не предусматривают строго установленной жесткости в составе управляющих воздействий каждого из уровней.

220

Федеральная служба по тарифам _Л_

Уровень 1

Уровень 2

V

Каналы информационного обмена

Научно-методический расчетный центр

Региональные службы по тарифам

Каналы управления

] =

Уровень 3

хя

Субъекты регулирования

Каналы информационного обмена

Рис. 1. Структурная схема информационных и управляющих потоков АСУ «ENERGY»

В состав АСУ ENERGY входят территориально распределенные и информационно взаимосвязанные через выделенные каналы связи автоматизированные рабочие места (АРМ) операторов подсистем всех уровней.

Результаты проведенного анализа основных принципов построения многоуровневых информационно-управляющих систем позволили выявить структуру средств подсистем многоуровневого информационно-управляющего комплекса ENERGY.

221

Среди компонентов системы особое место занимает программное обеспечение, поскольку в нем находят отражение все идеи и методы, заложенные в структуру системы. В основу организации программного обеспечения системы положен принцип модульности, который является одним из условий успешного решения многих задач, возникающих при разработке и развитии системы. Формой представления программного обеспечения системы ENERGY является пакет прикладных программ (ППП).

Основным блоком (ядром) подсистемы на каждом уровне АСУ ENERGY является управляющий программный комплекс, который обеспечивает необходимую последовательность выполнения этапов обработки информации и координацию информационного обмена между программными модулями и базой данных в процессе решения задач.

Настройка системы на решение конкретной задачи заключается в установлении управляющих и информационных связей между соответствующими программными модулями программных комплексов и набором внутренних и внешних параметров системы.

Системный принцип организации программного обеспечения комплекса ENERGY определил необходимость использования структурированной для каждого уровня информационной динамической базы данных (БД), которая обеспечивает возможность автоматической передачи информации между различными задачами в процессе работы системы.

Информационная совместимость достигается использованием всеми модулями подсистем стандартных величин предметной области пакета и реализации информационных связей между модулями. Информационное обеспечение модулей и программных комплексов подсистем является функцией соответствующей управляющей программы.

222

Ввод необходимых исходных данных для выполнения устанавливаемых заданий, корректировка массивов базы данных, контроля и корректировки выполнения заданий со стороны пользователя осуществляется с помощью периферийных устройств и средств связи ЭВМ.

Все программы комплексов и отдельных пакетов системы ENERGY составляются с учетом возможности их самостоятельного использования при решении отдельных задач на различных уровнях системы.

Программное обеспечение системы создается на основе разрабатываемой единой концепции построения вычислительной сети, информационных баз данных, организации информационного обмена, доступа к информационным базам данных и управления субъектами, подлежащими регулированию, охватываемыми разрабатываемой АСУ.

Информационный обмен между рабочими станциями субъектов регулирования, региональных служб по тарифам (РСТ), научно-методических центров (НМЦ) и Федеральной службы по тарифам Российской Федерации (ФСТ России) осуществляется с использованием как выделенных каналов оптической связи в сети РФ, так и с использованием всех возможностей, предоставляемых глобальными компьютерными сетями, действующими на территории РФ. При этом особое внимание уделяется вопросам обеспечения защиты информации.

Наряду с решением приведенных выше задач комплекс ENERGY благодаря наличию в нем развитых процедур расчета сложных сетей большой размерности позволяет оперативно рассчитывать необходимый для принятия решений набор технологических параметров и финансово-экономических показателей в условиях, налагаемых на систему ограничений.

223

Кроме того, комплекс позволяет проводить с использованием указанных расчетных процедур различные вычислительные эксперименты в условиях изменения входных условий, позволяющих:

• эффективно решать множество прогнозных задач оптимизационного характера как в части технологической организации процессов, так и в части финансово-экономического анализа;

• осуществлять проверки чувствительности отдельных методик и алгоритмов расчета с целью выработки рекомендаций по их использованию в практических расчетах;

• эффективно контролировать технологическое состояние отдельных элементов и участков сложных сетей с целью принятия решений по поддержанию их работоспособности и повышению их эффективности.

По предварительным расчетам, разрабатываемая система, которая должна рассматриваться как часть «электронного правительства», обеспечивает повышение оперативности управления естественными монополиями и эффективности их функционирования, также позволит сократить численность административного аппарата, снизить бюджетные расходы, понизить уровень коррупции в сфере регулирования. Годовой экономический эффект может составить не менее 1 млрд рублей. Ожидаемый срок окупаемости проекта в целом не превышает 3 лет.

Выводы:

1. Законодательно установлено регулирование деятельности естественных монополистов для защиты потребителей от ценового диктата с одновременным созданием условий для безубыточной деятельности поставщиков, но охватить всех монополистов без автоматизации процессов регулирования невозможно. 224

2. Органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование энергетических естественных монополий в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами, являются: на федеральном уровне - Федеральная служба по тарифам России, на региональном уровне - Региональные службы по тарифам, должны осуществлять свои полномочия на единой платформе и доступной для всех информации по тарифам и их составляющим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Предлагаемая АСУ ENERGY регулированием естественных монополий может использоваться как подсистема «электронного правительства».

4. Разрабатываемая система позволит сократить сроки принятия тарифов, снизить количество чиновников, уменьшить расходы из бюджетов различного уровня.

Библиографический список

1. Гальперин Е.В., Кононов Ю.Д. Влияние на экономику регионов изменения тарифов на электроэнергию// Энергетик. - 2001. - № 6.

2. Фрадинский В.В. Особенности функционирования естественных монополий в России: учебное пособие. -СПб: СПГУЭФ, 2002.

3. Хузмиев И.К. Регулирование энергетических естественных монополий и энергоменеджмент // Научные труды ВЭО РФ, т. 42. - М. - 2003.

4. Хузмиев И.К., Томаев К.Ш. Монопольная и конкурентная составляющие электроэнергетического рынка // Научные труды Международного Союза экономистов и Вольного экономического общества России. Том двенадцатый. - М.; СПб.: Изд-во ВЭО, 2003. - С. 327-335.

5. Цапелик В.Е. О государственном контроле за порядком применения регулируемых цен и тарифов. Об основах цено-

225

вой политики Российской Федерации. http://www.legislature.ru/ fund/archive/expertiz/sepl.htm

6. Основные неурегулированные проблемы. Государственное регулирование ценообразования в естественных монополиях: проблемы и пути их решения. http://wbase.duma. gov.ru:8080/law?doc&nd=981600365&nh=1&part=47.

Bibliographical list

1. Galperin E.V., Kononov Yu.D. Influence on economy of regions of change of tariffs on the electric power // The journal Energetic. - 2001. - № 6.

2. Fradinsky V.V. Features of functioning of natural monopolies in Russia: Manual. - St. Petersburg: SPGUEF, 2002.

3. Huzmiyev I.K. Regulation of power natural monopolies and power management // Scientific works of VEO Russian Federation, т. 42. М., 2003.

4. Huzmiyev I.K., Tomayev K.Sh. Exclusive and competitive components of the electrical power market / Scientific works of the International union of economists and Free economic society of Russia. Volume twelfth. -Moscow, St. Petersburg: VEO 2003 publishing house. - P. 327-335.

5. Tsapelik V.E. About the state control of order of application of regulated prices and tariffs. About bases of price policy of the Russian Federation. http://www.legislature.ru/fund/ archive/expertiz/sep1.htm

6. The main not settled problems. State regulation of pricing in natural monopolies: problems and ways of their decision. http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?doc&nd=981600365&nh=1&part =47.

Контактная информация

1. Хузмиев Измаил Каурбекович

Адрес: 363127, Россия, РСО - Алания,

226

Пригородный район, село Кобан, тел.+7 918 8349212 E-mail: izmailh@mail.ru

2. Анисимов Сергей Петрович

Адрес: 117393, г. Москва, ул. Академика Пилюгина, 6, кв. 186, тел. +7 985 9981806 E-mail: energoasp@mail.ru

Contact links

1. Huzmiyev Izmail Kaurbekovich Address: 363127, Russia, RSO - Alania, Koban's village, ph. + 7 918 8349212 E-mail: izmailh@mail.ru

2. Anisimov Sergey Petrovitch

Address: 117393, Moscow, Academician Pilyugin St., 6, room 186, ph. +7 985 9981806 E-mail: energoasp@mail.ru

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.