Научная статья на тему 'Автоматизация процедур международной торговли как инструмент повышения эффективности международного трансфера технологий в Украине'

Автоматизация процедур международной торговли как инструмент повышения эффективности международного трансфера технологий в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
міжнародний трансфер технологій / спрощення процедур міжнародної торгівлі / автоматизація / імпорт / електронний обмін даними / інформаційно-цифрова економіка / цифрова модернізація / международный трансфер технологий / упрощение процедур международной торговли / автоматизация / импорт / электронный об- мен данными / информационно-цифровая эконо- мика / цифровая модернизация

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А Ю. Ляшенко

У статті обґрунтовано необхідність спрощення процедур міжнародної торгівлі в умовах модернізації промисловості в Україні. Автором визначена роль автоматизації в процесі спрощення процедур міжнародної торгівлі а також її вплив на міжнародний трансфер товарів і технологій. У статті проведено аналіз поточної ситуації в сфері автоматизації митних процедур в Україні, позначені переваги впровадження автоматизованих систем на митниці, а також проаналізовано чинники, що обмежують імпорт високотехнологічної продукції в Україну. Проведено аналіз інших показників спрощення процедур міжнародної торгівлі, що впливають на імпорт товарів і технологій в Україну. Автором запропоновано основні пріоритетні напрями спрощення процедур міжнародної торгівлі в Україні з метою підвищення ефективності трансферу високотехнологічних товарів.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Автоматизация процедур международной торговли как инструмент повышения эффективности международного трансфера технологий в Украине

В статье обоснована необходимость упрощения процедур международной торговли в условиях модернизации промышленности в Украине. Автором определена роль автоматизации в процессе упрощения процедур международной торговли, а также её влияние на международный трансфер товаров и технологий. В статье проведен анализ текущей ситуации в сфере автоматизации таможенных процедур в Украине, обозначены преимущества внедрения автоматизированных систем на таможне, а также проанализированы факторы, ограничивающие импорт высокотехнологичной продукции в Украину. Проведен анализ других показателей упрощения процедур международной торговли, влияющих на импорт товаров и технологий в Украину. Автором предложены приоритетные направления упрощения процедур международной торговли в Украине, целью которых является повышение эффективности трансфера высокотехнологичных товаров.

Текст научной работы на тему «Автоматизация процедур международной торговли как инструмент повышения эффективности международного трансфера технологий в Украине»

УДК 339.9(477)

А. Ю. Ляшенко,

Институт экономики промышленности НАН Украины, г. Киев

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ В УКРАИНЕ

Актуальность проблемы упрощения таможенных процедур в мировой экономике связана с изменением методов и скорости перемещения товаров через границы, развитием новых форм взаимодействия между государствами в сфере трансфера товаров, услуг и технологий, необходимостью повышения безопасности такого трансфера.

В условиях модернизационных процессов в Украине актуальным направлением государственной регуляторной политики в сфере международного трансфера товаров и технологий является повышение эффективности процедур импорта промышленной продукции высокой и средневысокой наукоёмкости.

«Информационная модернизация экономики путем её «цифровизации» — глобальное явление, которое влияет на модернизацию всех секторов национальных экономик в мире. Украина отстает от развитых стран и многих развивающихся стран по объемам доли информационно-цифровой экономики в ВВП. В большинстве развитых стран увеличение ВВП происходит гармонично с развитием информационно-цифровой экономики».

В Украине прогресс во внедрении цифровых технологий не приводит к прорывным экономическим результатам, расширение использования ИКТ не оказывает существенного влияния на рост ВВП. «Можно сказать, что происходит цифровизация потребления, не происходит достаточной цифровизации производства» [1, с. 167].

Учитывая мировые тенденции «цифровизации» экономики, изучение вопроса использования ИКТ в

сфере таможенного декларирования и автоматизации таможенных процедур для эффективного международного трансфера товаров и технологий в Украину является актуальным в современных условиях.

Целью данного исследования является определение роли автоматизации процедур международной торговли в повышении эффективности трансфера товаров и технологий, обоснование целесообразности использования автоматизированных систем в таможенном декларировании, а также изучение других факторов, кроме автоматизации, влияющих на эффективность трансфера технологий в Украине.

Исследованию вопроса совершенствования таможенных режимов посвяшены работы отечественных ученых В.И. Ляшенко, Н.В. Осадчей [2; 3].

Зарубежные ученые исследуют следующие аспекты данной темы: роль автоматизации в повышении эффективности торговли (L. De Wulf, G. McLin-den) [4], оценка экономического эффекта от упрощения процедур международной торговли для государства (J.S. Wilson, D. Hümmels) [5; 6], оценка влияния отдельных показателей упрощения торговли на объем и затраты международной торговли в различных секторах экономики (E. Moi'se, S. Sorescu) [7], регуляторные ограничения в международной торговле (G.Batra, D. Kaufmann, A.H.W. Stone) [8].

Для оценки эффективности упрощения процедур международной торговли (Trade Facilitation Indicators (TFIs)) ОЭСР были разработаны показатели, которые перечислены в табл. 1.

Показатели упрощения процедур международной торговли [9]

Таблица 1

Показатель Содержание показателя

1 2

Доступ к информации Запросы; публикация торговой информации, в том числе в Интернете

Участие торгового сообщества Консультации трейдеров

Предварительные решения Предварительное предоставление таможенной администрацией по запросам компаний информации о классификации, происхождении, методе оценки, и т.д. в отношении специфических товаров и времени импортирования, правила и процедуры предоставления информации

Процедуры обжалования Возможность обжалования административных решений таможенными агентами

Сборы и платежи Порядок взимания сборов и платежей с импортных и экспортных операций

Документы Принятие копий, сокращение количества документов, гармонизация в соответствии международными стандартами

Автоматизация Электронный обмен данными: использование риск-менеджмента; автоматизированные процедуры на границе

Процедуры Оптимизация контроля на границе; единая точка предоставления всех документов; пост-таможенный аудит; уполномоченные экономические операторы

Окончание табл. 1

1 2

Внутреннее сотрудничество ведомств на границе Делегирование контроля таможенным органам; кооперация между различными приграничными агентствами страны

Внешнее сотрудничество ведомств на границе Кооперация с соседними и третьими странами

Управление и беспристрастность Таможенные структуры и функции; подотчетность; политика в области этики

Количественное исследование выгод от упрощения процедур торговли показывает, что выгоды будут выше от мер, направленных на сокращение времени простоев на границе, чем от мер, связанных со снижением стоимости прохождения таможенных процедур. Попытки оценить относительные значения различных аспектов упрощения процедур торговли свидетельствуют о том, что в наибольшей степени на снижение издержек торговли влияет показатель «Формальности-Процедуры» - на 5,4%, «Предварительные решения» на таможне — на 3,7, «Формальности —Автоматизация» — на 2,7, «Сборы и платежи» — на 1,7% [7, с. 26].

В Украине существуют значительные препятствия трансфера технологий, связанные импортом: 1) коррупция на границе; 2) тарифные и нетарифные барьеры; 3) обременительные процедуры импорта; 4) высокая стоимость простоев (задержек), связанных с международной транспортировкой; 5) несоответствие телекоммуникационной инфраструктуры [10].

Рассмотрим показатели упрощения процедур международной торговли, в наибольшей степени влияющие на импорт промышленной продукции в страны с уровнем дохода ниже среднего и в страны с уровнем дохода выше среднего, а также страны ОЭСР. Показатели представлены в табл. 2.

Таким образом, упрощение процедур импорта промышленной продукции в развивающиеся страны с уровнем дохода ниже среднего в наибольшей степени связано с показателем «Формальности - Документы», а импорт высокотехнологичной продукции в развитые страны с высоким уровнем дохода — с принятием «Предварительных решений».

Показатель «Формальности—Процедуры» при импорте высокотехнологичной продукции в страны с уровнем дохода выше среднего оказывает значительное влияние на эффективность импорта.

Таблица 2

Показатели упрощения торговли, влияющие на импорт промышленной продукции в различ-_ных группах стран [11, с. 76; 7, с. 56]_

Страны с уровнем дохода ниже среднего Страны с уровнем дохода выше среднего Страны ОЭСР: импорт высоко- и средне технологичной продукции

Формальности -Документы Управление и беспристрастность Предварительные решения

Процедуры обжалования Формальности -Процедуры Формальности -Процедуры

Доступность информации Предварительные решения Сборы и платежи

Консультации торгового сообщества Формальности -Документы Автоматизация

Предварительные решения Сборы и платежи Доступность информации

Формальности -Процедуры Доступность информации Формальности -Документы

Количество деклараций, подаваемых в электронном виде в Украине, ежегодно возрастает. В

2012 г. количество электронных деклараций составляло только 20% от общего числа деклараций, в

2013 г. этот показатель увеличился до 70%. В 2015 г. удельный вес поданных в электронном виде деклараций составил 90,7%, в 2016 г. - 92,3, в 2017 г. — 93,8% (табл. 3).

Таблица 3

Удельный вес деклараций, оформленных в электронном виде в Украине за 2015-2017 гг., тыс. шт. [13]

Показатель 2015 2016 2017

Оформлено таможенных деклараций (МД-2): 2 791,3 3 088,1 3 569,4

ввоз 1 510,1 1 808,7 2 148,5

в т.ч. статистический импорт 808,5 978,6 1 173,5

вывоз 870,1 852,2 940,0

в т.ч. статистический экспорт 745,9 777,0 851,3

транзитных* 411,1 427,1 480,9

Оформлено электронных таможенных деклараций (МД-2): 2 530,7 2 851,8 3 349,3

ввоз 1 432,0 1 736,4 2 089,3

в т.ч. статистический импорт 754,3 926,7 1 129,0

вывоз 830,9 829,1 929,5

в т.ч. статистический экспорт 712,6 758,2 843,8

транзитных* 267,8 286,3 330,4

Удельный вес электронных деклараций, % 90,7 92,3 93,8

-107

Еконотчний вюник Донбасу № 3(53), 2018

Данные о динамике внешней торговли Украины с группами стран по уровню дохода, а также странами ОЭСР в 2012-2017 гг. свидетельствуют о постепенном увеличении стоимостного объема внешней торговли в 2017 г. после резкого спада 2014-2015 гг. по всем группами стран. За период 2012-2017 гг. отмечается положительное сальдо внешней торговли Украины со странами с уровнем

Среди наиболее актуальных проблем упрощения процедур международной торговли можно отметить следующие.

Во-первых, обработка оформленных на бумаге грузовых и товарных деклараций вручную занимает очень много времени. Учитывая нехватку квалифицированных специалистов по таможенному оформлению, таможенные органы в перспективе просто не смогут справиться с растущими объемами международной торговли, если будут и дальше продолжать использовать ручной метод обработки таможенной документации.

Во-вторых, многочисленные возможности для вмешательства в процесс таможенного оформления и неформальные контакты между субъектами торговли / брокерами и сотрудниками таможни, а также оплата наличными средствами таможенных пошлин и налогов часто способствуют расцвету коррупции, тем самым тормозя торговлю и развитие экономики. Поэтому действия таможенных органов, не использующих современные средства автоматизации, отрицательно сказываются на экономическом развитии страны.

В-третьих, таможенные органы, применяющие ИТ-системы, зачастую требуют последующего предоставления таможенной декларации и в бумажном виде, так как им по-прежнему нужна подпись декларанта, сделанная им от руки. Вместо того, чтобы воспользоваться всеми преимуществами безбумажного режима, такие таможенные органы дублируют требования к декларантам (а соответственно и их затраты), запрашивая как бумажную, так и электронную декларацию [15].

Автоматизация как один из показателей упрощения процедур торговли, направлена на решение обозначенных проблем и включает несколько пере-

дохода ниже среднего и отрицательное сальдо на протяжении всего периода в торговле со странами ОЭСР. Во внешней торговле Украины со странами с уровнем дохода выше среднего преобладание экспорта над импортом было зафиксировано в 2015 г. Далее отмечается обратная тенденция и сохранение отрицательного сальдо внешней торговли с этой группой стран в 2016-2017 гг. (табл. 4).

менных: 1) удельный вес импортных деклараций, поданных в электронном виде; 2) удельный вес экспортных деклараций, поданных в электронном виде; 3) удельный вес процедур, которые могут быть осуществлены в электронной форме; 4) затраты на автоматизацию; 5) соотношение нерегулируемых вопросов (соотношение количества неурегулированных вопросов и количества исследуемых вопросов). Неурегулированные вопросы включают в себя мошенничество, ненамеренные ошибки (так называемые второстепенные бреши) в интерпретации таможенного законодательства, регуляторных или процедурных требований, совершенные без злого умысла или по невнимательности; 6) использование риск менеджмента; 7) ИТ-системы, способные к восприятию EDI (Electronic Data Interchange), то есть электронному обмену данными; 8) использование цифровых сертификатов и подписей [16].

В результате внедрения автоматизированных систем участники торговли получают ощутимые выгоды от сокращения времени простоев на границе. В исследовании [6] отмечается, что 1 день, сэкономленный на границе, приносит выгоду, равную сокращению тарифа на 0,5% [6; 17, с. 16]. С введением автоматизированных систем сокращаются проявления коррупции на таможне.

Автоматизация, несмотря на большой потенциал повышения эффективности процедур, сама по себе не является «панацеей» для достижения выгод от упрощения торговли. Для полного использования её потенциала, автоматизации должна сопровождаться оптимизацией процедур и упрощением контроля на границе, а также эффективным управлением. Автоматизация также может способствовать пересмотру и оптимизации таможенных процедур.

Таблица 4

Динамика внешней торговли между Украиной и группами стран в 2012-2017 гг., тыс. долл. США _(составлено автором по данным [14])_

Группы стран 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Страны ОЭСР Импорт 33409997 33204075 24765496 19183061 21151466 26987935

Экспорт 22355735 21727385 21228404 16495867 15873341 20594794

Сальдо -11054262 -11476690 -3537092 -2687194 -5278125 -6393141

Страны с уровнем дохода выше среднего Импорт 46166474 40870170 24765496 15566901 16017097 20317395

Экспорт 36628142 32545640 24921002 16275468 13798080 15536078

Сальдо -9538332 -8324530 -229846 708567 -2219017 -4781317

Страны с уровнем дохода ниже среднего Импорт 2849760 2609667 2056733 1500703 1638578 2081647

Экспорт 9861140 9210645 8593086 6291556 6926776 7445386

Сальдо 7011380 6600978 6536353 4790853 5288198 5363739

Проекты по автоматизации таможенных процедур довольно сложны в реализации и требуют наличия достаточных аналитических и управленческих ресурсов для эффективного определения и управления техническими требованиями и требованиями к пользователям, а также для разработки практически осуществимого плана по реализации, развитию и мониторингу проекта, равно как и для непосредственной работы такого проекта.

Затраты, связанные с внедрением автоматизированной системы на таможне можно классифицировать следующим образом: регуляторные, институциональные, затраты на подготовку персонала, затраты на оборудование и инфраструктуру.

Согласно данным ЮНКТАД, стоимость внедрения автоматизированной системы на таможне (например, ЛБУСиБЛ), оценивается в сумму до 2 млн долл. Затраты на разработку собственной системы могут составлять до 20 млн долл. [18, с.9].

На разработку и имплементацию новой или модернизированной системы уходит несколько лет (от 3-х до 8 лет) [17].

На практике, во многих странах таможенным органам не хватает навыков для реализации таких крупномасштабных трансформационных проектов. В связи с этим очень часто проекты не доводятся до конца, а создаваемые системы слишком затратны и работают недостаточно эффективно.

По данным исследований, целью которых было выявление взаимозависимости показателей упрощения торговли, следует наличие корреляции на уровне (>0,5), который отмечен в парах индикаторов: Документы — Предварительные решения (0,5031), Процедуры - Автоматизация (0,5412) [11, с. 72].

Показатель «Формальности - Процедуры» включает такие переменные: наличие системы «Единое окно»; публикация среднего времени таможенной очистки; время таможенной очистки, дней; процент предварительных процедур по обработке деклараций; физическая проверка (%); физическая проверка в отношении скоропортящихся / обычных товаров (%); процент проведения пост-таможенного аудита; разграничение выпуска товара и окончательного назначения и уплаты таможенных пошлин; специальная инспекция скоропортящихся товаров в соответствии с разграничением выпуска товаров; процент выпуска товаров до принятия окончательного решения и уплаты таможенных пошлин; отмена предотгрузочных проверок; уполномоченные экономические операторы (УЭО) (% от общего числа трэйдеров); годовой объем торговли, проводимый УЭО; время, необходимое для получения статуса УЭО; преимущества УЭО; аккредитация таможенной лаборатории (наличие законодательной базы для аккредитации); упрощение процедур (время) за последние 3 года; упрощение процедур (стоимость) за последние 3 года, долл. за 1 контейнер [16, с. 39].

Таким образом, изучая взаимосвязь основных показателей упрощения торговли при импорте промышленной продукции, следует отметить, что в развивающихся странах упрощение показателя «Формальности - Документы», то есть возможность принятия копий, сокращение количества необходимых документов и их стандартизация способны повлиять на эффективность импорта.

В развитых странах при ввозе промышленной продукции и оборудования большее влияние на эффективность импорта оказывают «Предварительные решения», а также «Управление и беспристрастность».

Регламентация процедур и времени необходимого для их осуществления на таможне, а также возможность принятия копий документов позволят ускорить процесс таможенного оформления.

Внедрение автоматизированных систем связано с институциональными преобразованиями на таможне и целесообразно при одновременной оптимизации процедур прохождения товара через границу. Сокращение времени таможенного оформления товаров в результате внедрения автоматизированных систем в значительной степени зависит от показателя «Процедуры».

Коррупция оказывает негативное влияние на работу таможенных и иных государственных органов, и, как следствие, на эффективность трансфера технологий. Одним из основных результатов внедрения электронного декларирования и автоматизированных систем является минимизация человеческого участия в принятии решения относительно декларируемых товаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Украине показатель «Формальности — Документы» в 2017 г. составил 0,89 по шкале от 0 до 2, а показатель автоматизации процедур — 0, 54 [5]. Количество документов для импорта в Украине — 5, в среднем для Европы и Центральной Азии — 4. Количество государственных органов, задействованных в процедуре импорта в Украине — 4 (табл. 5).

В табл. 6. указывается на то, что существует большое различие во времени таможенной очистки между разными странами, использующими автоматизированные системы, в том числе использующими одинаковые автоматизированные системы. В развитых странах, использующих автоматизированные системы обмена данными, время таможенной очистки в среднем составляет от 24 до 72 часов. В менее развитых странах время таможенной очистки может составлять 168 часов. Это говорит о значимости других факторов, кроме автоматизации в упрощении таможенных процедур [18].

Для Украины, стремящейся к повышению технологического уровня промышленной продукции, трансфер технологий и высокотехнологичных товаров ограничивается, прежде всего, коррупцией на границе, административными барьерами, обременительной процедурой импорта.

Таблица 5

Характеристика таможенных процедур во внешней торговле в режиме Импорт _в некоторых странах в 2017 г (составлено автором по данным [19; 20])_

Страна Количество Время тамо- Стоимость Время, необ- Стоимость Количество Удельный вес

документов, женной очи- таможенной ходимое для оформле- государ- декларации,

необходи- стки им- очистки товара получения ния разре- ственных поданных и об-

мых для та- порта: по- в режиме всех разреши- шительных агентств при работанных в

моженного граничный и импорт тельных доку- документов импорте, электронном

оформления таможенный долл. США ментов для при им- шт. виде, %

импорта, шт. контроль, импорта, порте, 2016 г.

2016 г. часов часов долл. США

1 Германия 2 0 0 1 0 2 94,59

2 Франция 2 0 0 1 0 нет данных нет данных

3 Великобритания 1 3 0 2 0 1 93,75

4 Польша 1 0 0 1 0 1 100

5 Россия 5 38,6 587,5 42,5 152,5 3 66,67

6 Украина 5 72 100 168 212 4 100

7 Китай 4 92,3 745 65,7 170,9 3 90,91

8 Сингапур 1 33 220 3 40 2 100

9 Япония 1 39,6 299,2 3,4 107 3 100

10 США 3 1,5 175 7,5 100 2 100

11 Мексика 3 44,2 450 17,6 100 2 83,33

12 Бразилия 3 63,1 969, 6 48 106,9 3 100

13 Индия 5 264,5 543,2 61,3 134,8 4 95,56

14 ЮАР 2 144 657 36 213 2 100

15 ОАЭ 3 54 678 12 283 3 100

16 Панама 1 24 490 6 50 2 100

17 Европа и ЦА 4 25,9 185,1 27,3 94,7 2 84,82

Таблица 6

Среднее время таможенной очистки экспорта в странах, использующих систему обмена электронными данными (EDI) ASYCUDA World (составлено автором по данным [21;22])

Страна Название таможенной системы обмена электронными данными (EDI) Среднее время таможенной очистки экспорта (дней) Год (20132016) Электронная обработка деклараций при импорте (экспорте) с помощью системы «Единое окно»

Албания ASYCUDA World 1,2 2013 Нет

Бенин ASYCUDA World 17,9 2016 +

Бурунди ASYCUDA World 20,6 2014 Нет

Буркина Фасо ASYCUDA World 7,4 2009 Нет

Камерун ASYCUDA World/ASYCUDA++ 6,7 2016 +

Камбоджа ASYCUDA World 4,9 2016 Нет

Конго, Дем.Респ. ASYCUDA World 6,3 2013 Нет

Фиджи ASYCUDA World 11,6 2009 Нет

Грузия ASYCUDA World 2,9 2013 Нет

Ямайка ASYCUDA World 13,1 2010 Нет

Иордания ASYCUDA World 4,6 2013 Нет

Лаос ASYCUDA World 2 2016 Нет

Мали ASYCUDA World 16,5 2016 Нет

Непал ASYCUDA World 8,5 2013 Нет

Никарагуа ASYCUDA World 5,2 2016 Нет

Того ASYCUDA World 8,2 2016 +

Тринидад и Тобаго ASYCUDA World 7,3 2010 +

Уганда ASYCUDA World 10 2013 Нет

Замбия ASYCUDA World 10,7 2013 Нет

Автоматизация способна частично решить эти проблемы. Но существует множество мер по упрощению процедур международной торговли, не требующих разработки и/или внедрения автоматизированных систем. Первоочередным фактором в упрощении процедур торговли в Украине, а именно, им-

порта может стать сокращение количества документов, необходимых для таможенного оформления, а также количества государственных органов, задействованных в выдаче таких документов, распространение практики принятия электронных копий документов.

Во-вторых, упрощение импорта высокотехнологичной продукции обеспечивается за счет увеличения скорости прохождения товара при обработке груза на основании электронных копий документов, подаваемых до прибытия груза на таможню (для благонадежных импортеров). Разработка механизмов выпуска товара до уплаты ввозных пошлин по факту предоставления финансовых гарантий, отсрочка уплаты пошлин; разработка специальной процедуры первоочередного досмотра и выпуска скоропортящихся товаров; упрощение процедуры получения статуса уполномоченного экономического оператора также являются важными факторами повышения эффективности импорта высокотехнологичной продукции в Украину.

В-третьих, повышение эффективности импорта может обеспечиваться за счет публикации информации о ставках ввозных пошлин, документах и процедуре импорта в целом, проведении консультаций для импортеров по интересующим вопросам и решениям таможни, то есть повышения доступности информации об импорте товаров, что особенно актуально для малых и средних предприятий.

Минимизация человеческого участия в принятии решений относительно таможенного декларирования в результате автоматизации делает процедуру импорта предсказуемой и прозрачной. Результатами автоматизации являются ускорение прохождения товаров через границу, устранение очередей, получение информации сотрудниками таможни в онлайн режиме, что значительно упрощает процедуру импорта.

В перспективе использование ИКТ может являться основой внедрения современной системы управления рисками и безопасностью, анализа «больших данных», цифровой совместимости, что повысит эффективность трансграничного сотрудничества и трансфера товаров и технологий.

Таким образом, автоматизация является действительно мощным инструментом упрощения процедур международной торговли. Однако она имеет смысл только в случае, если является инструментом имплементации современных практик управления на таможне. От организации таможенных процедур зависит эффект от использования автоматизированных систем. Таким образом, автоматизация может рассматриваться как способ повышения эффективности трансфера товаров и технологий. Однако для ее успешной реализации необходима модернизация других процедур международной торговли, что в совокупности с использованием автоматизированных систем способно повлиять на эффективность международного трансфера товаров и технологий и экономики в целом.

Литература

1. Ляшенко В.1., Вишневський О.С. Цифрова модершзащя економши Украши як можливють про-ривного розвитку: монограф1я / НАН Украши, 1н-т

економши пром-сп. Ки!в, 2018. 252 с. 2. Ляшенко В.1., Осадчa Н.В. Митний режим ввезення для пере-робки. Економжа npoMu^oeocmi. 2012. №3-4 (5960). C.372-379. 3. Ляшенко В.1., Осадчa Н.В. Митний режим тимчасового ввезення (вивезення): алгоритм реалiзацп та напрямки вдосконалення. BicHUK економтног науки Украти. 2010. №2. С. 85-96.

4. L. De Wulf, G. McLinden, (2005), "The Role of Information Technology in Customs Modernization", in De Wulf, L. and J.B. Sokol (eds.) Customs Modernization Handbook, The World Bank, Washington, D.C.

5. Wilson J.S., Mann C.L., Otsuki T. (2003) Trade Facilitation and Economic Development: Measuring the Impact. World Bank Policy Research Working Paper № 2988. 6. Hummels D. (2001) Time as a trade barrier. Purdue University, July 2001. 40 p. URL: https:// www.krannert.purdue.edu/faculty/hummelsd/research/ time3b.pdf. 7. Moise E., Sorescu S. (2015). Contribution of Trade Facilitation Measures to the Operation of Supply Chains. OECD Trade Policy Papers. No. 181. OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.17 87/ 5js0bslh9m25-en. 8. Batra G., Kaufmann D., Stone A.H.W. (2003). The Firms Speak: What the World Business Environment Survey Tells Us about Constraints on Private Sector Development. World Bank working paper. 25 p. [URL: http://ssrn.com/abstract =541388. 9. OECD Trade Facilitation Indicators: An overview of available tools. URL: http://www.oecd.org/ tad/facilitation/TFIs-overview-available-tools-septemb er-2015.pdf. 10. Economy profiles L-Z: Ukraine. The Global Enabling Trade Report 2016. World Economic Forum. 126 p. URL: http://www3.weforum.org/docs/ GETR_2016/WEF_GETR_2016_05_c_Economy_pro-files_L_Z.pdf. 11. Moise E., Sorescu S. (2013).Trade Facilitation Indicators: The Potential Impact of Trade Facilitation on Developing Countries' Trade. OECD Trade Policy Papers. No. 144, OECD Publishing, Paris. 97 p. URL: http://dx.doi.org/10.1787/5k4bw6kg6ws2-en. 12. Соглашение об упрощении процедур международной торговли: база данных (Trade Facilitation Agreement Database). URL: https://www.tfadatabase. org/members/ukraine; http://www.compareyour count ry.org/trade-facilitation. 13. Показники дiяльностi з декларування товарiв за 2015-2017 роки / Спещаль-на митна статистика // Cайт державно! фюкаль-но! служби Укра!ни. URL: http://sfs.gov.ua/mytna i statyst yka/richni pokaznyky/322680.html. 14. Зовш-шня торпвля Укра!ни з окремими кра!нами // Cайт державно! фюкально! служби Укра!ни. URL: http://sfs.gov.ua/ms/f1. 15. Практическое руководство по упрощению процедур торговли: Автоматизация таможенных процедур // Сайт Европейской экономической комиссии ООН. URL: http://tfig. unece.org/RUS/contents/customs-automation.htm.

16. Moise E., Orliac T., Minor P. (2011). Trade Facilitation Indicators: The Impact on Trade Costs. Trade Policy Working Papers. No. 118. OECD Publishing. 30 p. URL: http://dx.doi.org/10.1787/5kg6nk654hmr-en. 17. Overcoming Border Bottlenecks: The Costs and

Benefits of Trade Facilitation. OECD Trade Policy Studies. OECD Publishing, Paris, 2009. 241 p. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264056954-en. 18. The Role of Automation in Trade Facilitation. Trade Policy Papers. No. 22. OECD Publishing, Paris. OECD, 2005. 30 p. URL: http://dx.doi.org/10.1787/841420380004. 19. The Logistics Performance Index 2016. Domestic LPI URL: https://lpi.worldbank.org/domestic/perfor-mance/2016/C/UKR#chartarea17. 20. Доклад Всемирного Банка «Ведение бизнеса 2017»: Международная торговля. URL: http://www.doingbusiness.org/ data/exploretopics/trading-across-borders. 21. Average time to clear exports through customs (days). The World Bank Data. URL: https://data.worldbank.org/indicator/ IC.CUS.DURS.EX?view=chart. 22. Doing business 2018 /Trading across Borders/ Data/ Dataset on EDI and SW systems. URL: http://www.doingbusiness.org/ data/exploretopics/trading-across-borders.

Ляшенко А. Ю. Автоматизащя процедур мiжнародноТ торгiвлi як шструмент пщвищення ефективност мiжнародного трансферу техноло-гш в УкраТш

У статп обгрунтовано необхвднють спрощення процедур м1жнародно! торг1вл1 в умовах модершза-ци промисловост в Украшт Автором визначена роль автоматизацп в процеа спрощення процедур м1жнародно! торпвл1 а також li вплив на м1жнарод-ний трансфер товар1в i технологш. У статп проведено анал1з поточно! ситуаци в сферi автоматизацп митних процедур в Укра1ш, позначенi переваги впровадження автоматизованих систем на митнищ. а також проаналiзовано чинники, що обмежують iм-порт високотехнолопчно! продукцп в Укра!ну. Проведено аналiз iнших показнишв спрощення процедур мiжнародноl торгiвлi, що впливають на iм-порт товарiв i технологiй в Укра!ну. Автором запро-поновано основнi прiоритетнi напрями спрощення процедур мiжнародноl торгiвлi в Укрш'ш з метою пiдвищення ефективност трансферу високотехно-логiчних товарiв.

Ключовi слова: мшнародний трансфер техно-логiй, спрощення процедур мiжнародноl торпвль автоматизацiя, iмпорт, електронний обмiн даними, iнформацiйно-цифрова економiка, цифрова модер-шзащя.

Ляшенко А. Ю. Автоматизация процедур международной торговли как инструмент повышения эффективности международного трансфера технологий в Украине

В статье обоснована необходимость упрощения процедур международной торговли в условиях модернизации промышленности в Украине. Автором определена роль автоматизации в процессе упрощения процедур международной торговли, а также её влияние на международный трансфер товаров и технологий. В статье проведен анализ текущей ситуации в сфере автоматизации таможенных процедур в Украине, обозначены преимущества внедрения автоматизированных систем на таможне, а также проанализированы факторы, ограничивающие импорт высокотехнологичной продукции в Украину. Проведен анализ других показателей упрощения процедур международной торговли, влияющих на импорт товаров и технологий в Украину. Автором предложены приоритетные направления упрощения процедур международной торговли в Украине, целью которых является повышение эффективности трансфера высокотехнологичных товаров.

Ключевые слова: международный трансфер технологий, упрощение процедур международной торговли, автоматизация, импорт, электронный обмен данными, информационно-цифровая экономика, цифровая модернизация.

Liashenko A. Automation of international trade procedures as a tool of increasing the efficiency of international technology transfer in Ukraine

The article substantiates the need to facilitate the procedures for international trade in the conditions of industrial modernization in Ukraine. The author defines the role of automation in the process of trade facilitation and its influence on efficiency international transfer of goods and technologies. The article analyzes the current situation in the field of automation of customs procedures in Ukraine, identifies the advantages of introducing automated systems at customs, and also analyzes factors limiting the import of high-tech products in Ukraine. The article analyzes other indicators of facilitation of international trade procedures affecting import of goods and technologies in Ukraine. The author proposes the main priority directions of international trade facilitation in Ukraine aimed to the increase the efficiency of the transfer of high-tech goods.

Keywords: international technology transfer, facilitation of international trade procedures, automation, import, electronic data interchange, information and digital economy, digital modernization.

Стаття надшшла до редакцл 11.06.2018 Прийнято до друку 11.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.