Научная статья на тему 'Автоматизация менеджмента и ускорение бизнес-процессов на предприятии'

Автоматизация менеджмента и ускорение бизнес-процессов на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
352
42
Поделиться

Текст научной работы на тему «Автоматизация менеджмента и ускорение бизнес-процессов на предприятии»

ную привлекательность реального сектора производства прежде всего для отечественных, а также иностранных инвесторов.

> кадровое обеспечение меняющегося производства должно быть приоритетным направлением экономической политики государства.

Литература:

1. Архаргельский В.А. Организационно-экономические проблемы управления научными исследованиями. - М.: Наука, 1977. - С. 40.

2. Галуза С.Г. Управление НТП. - Киев: Техника, 1979. - С. 5.

3. Ланин А.Б. Управление НТП на предприятии. - Саратов: Саратовский гос. ун,-т, 1984.- 117 с.

4. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции /сокр. пер. с англ. Автор предисловия и научный ред. Н.В. Гличев. - М.: Экономика, 1996. - С. 98.

Абдуллаев К.А.

Автоматизация менеджмента и ускорение бизнес-процессов на предприятии

С точки зрения управления, в современных условиях, важное значение приобретает сам факт необходимости адаптации наших предприятий к быстроменяющимся внешним условиям. В связи с изменением хозяйственной ситуации в стране, переходом к рыночной экономике необходимо, прежде всего, обеспечить рентабельность производства, покрытие расходов собственными доходами от реализации продукции, поскольку важнейшим экономическим показателем стала прибыль. На величину прибыли оказывают влияние многие факторы: эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, уровень специализации, кооперации и комбинирования производства, оперативность технологических изменений, организация труда, уровень механизации и автоматизации производства, работа службы информации и рекламы и т.д. Поэтому требуется совершенствование форм и методов изучения экономической ситуации, поиск новых способов внедрения нововведений, организации оптимального планирования, т.е. всего комплекса задач менеджмента.

Все более важную роль в обеспечении функционирования сложных производственно-экономических систем играет компьютеризация процессов управления. Сегодня она охватывает широкий круг проблем: техническое перевооружение производства, информационные процессы, расширение научных исследований и разработок. В настоящее время накоплен значительный арсенал пакетов прикладных программ по планированию, статистике, финансовой деятельности, прогнозированию, управлению производством, документированию и другие. Для использования различных интегрированных систем обработки данных и пакетов прикладных программ, для решения задач управления необходима большая работа по правильной формулировке задач управления, отбору и оценке источников информации, различных критериев и показателей для расчета. В этом отношении большую помощь мо-

гут оказать различные методики и методы принятия решений, ориентированные на соответствующие проблемы.

С точки зрения менеджмента наибольшее значение имеет, прежде всего, ежедневной учет и контроль производства, продаж, поставок, услуг; ежедневный контроль денежных потоков; еженедельный финансовый анализ и наличие краткосрочных бюджетов, т.е. движение денежных средств, доходов и расходов. Как правило, при проведении автоматизации на предприятии стремятся получить результат как можно скорее при минимальных затратах. Этому требованию отвечают универсальные системы бухгалтерского и складского учета, поскольку они практически не требуют внедрения, стоят сравнительно не дорого, позволяют уйти от бумажной рутины и ускорить математические расчеты. Однако необходимо отметить, что программы бухгалтерского и складского учета можно признать приемлемыми только тогда, когда они позволяют автоматически, без дополнительных программных средств, ежедневно контролировать текущее состояние предприятия по всем необходимым параметрам и решать задачи анализа эффективности и планирования бизнес-процессов. Поэтому наибольший интерес на сегодня представляют программы, сочетающие возможности управленческого учета, финансового анализа, бюджетного планирования и моделирования, а также организации производства, сбыта и реализации.

Основные преимущества, которые достигаются при внедрении автоматизированных систем - оперативность обработки данных, достоверность информации, качество управленческого труда - на сегодняшний день неоспоримы. Однако, при этом, остаются вопросы: насколько структура этих систем соответствует реальным бизнес-процессам предприятия и какова экономическая эффективность от их использования?

Специфические особенности процесса производства новых видов продукции, рост масштабов производства, усложнение хозяйственных связей, возрастание потоков экономической и производственной информации, изменение цен на сырье и продукцию - все это вызывает необходимость внедрения более совершенных средств управления и планирования на предприятии. Совершенствование системы планирования, повышение научной обоснованности прогнозов сегодня невозможно без средств автоматизации расчетов. Планирование является основой для принятия управленческих решений. Разработка производственной программы является сложным и многогранным процессом, поэтому полная автоматизация всех последовательных этапов в настоящий момент не представлена ни в одной отечественной системах. Для успешной реализации этой проблемы необходимо использовать модульную структуру автоматизированной системы.

Как известно, деятельность любого предприятия направлена на разработку и внедрение ею производственно-сбытовой программы. На основе разработанной производственной программы, в соответствии с технологическими, трудовыми и другими нормативами, осуществляется планирование ресурсов, т.е. рассчитывается потребность предприятия в сырье, материалах, топливе, энергии, трудовых и других

ресурсах. Используя сметы плановых затрат осуществляют разработку программы финансового обеспечения деятельности, планирования бюджета доходов и расходов, будущих финансовых результатов. И затем после утверждения производственной программы - прогнозные планы, сметы, бюджеты, тарифы становятся плановыми и являются практическим руководством к действию для всех служб предприятия на планируемый период времени, служат основой для принятия оперативных решений, для разработки ценовой политики предприятия, для оптимизации налоговых платежей и так далее, а самое главное, сравнение фактических учетных данных с плановыми на всех уровнях управления позволяет анализировать деятельность и принимать решения по отклонениям.

Все бизнес-процессы необходимо разделить на так называемые модули, состав которых должен формироваться по принципу логической последовательности выполнения операций и получения конечных результатов. Модуль основной управленческой и аналитической деятельности на предприятии может включать в себя такие процессы, как разработка производственной программы, планирование затрат и себестоимости, анализ затрат и себестоимости. Модуль управление денежными потоками, расчетами со всеми внешними контрагентами включает в себя процессы, связанные со снабжением и сбытом продукции, оперативным управление финансами. Модуль управление материальными потоками на предприятии, учет всех ресурсов, готовой продукции охватывает такие процессы как закупки, запасы, оперативное управление производством, реализация. Финансовый модуль автоматизированной системы включает в себя функции бухгалтерского учета, финансового планирования контроля, анализа. Модуль управления персоналом автоматизирует функции составления структуры предприятия, ведения штатного расписания, учета кадров, работы с персоналом, расчета заработной платы, при чем все эти функциональные участки входят в различные бизнес-процессы на предприятии.

Внедрение информационной системы позволит автоматизировать всю последовательность бизнес-процессов производственно-хозяйственной деятельности, появится возможность для анализа и сопоставления данных, повысится достоверность используемой на всех участках информации, что позволит оперативно принимать объективные управленческие решения.

Каждая ступень внедрения должна предусматривать возможность изменения системы с учетом требований заказчика, модификации и расширения. Только в процессе эксплуатации, выявления новых потребностей, роста и адаптации системы, ввода в действие новых составляющих, интеграции с другими необходимыми приложениями можно будет говорить об автоматизации всех бизнес-процессов управления предприятием.

Рассматривая, какова перспектива развития современных средств автоматизации бизнеса, например, систем финансово-экономического управления, офисного документооборота необходимо отметить, что если в начальном периоде ЭВМ применялись для автоматизации, улучшения отдельных операций, то затем объектом автоматизации стали определенные процессы.

Средства автоматизации стали все более полно поддерживать требования методологии планирования потребности в материальных ресурсах, а затем и методологии планирования потребности в бизнес-ресурсах, что включает, кроме планирования материального потока и производственных мощностей, еще и планирование во взаимосвязи с финансовыми потоками. Поэтому здесь необходимо вести речь о поддержке "бизнес-процессов".

Основная задача документов - служить средством связи между различными субъектами коммерческой деятельности. Для правильного управления материальными и финансовыми потоками необходимо иметь массу дополнительной информации, чтобы определять политику предприятия в той или иной сфере деятельности. Поэтому современная система для бизнеса автоматизирует не документооборот, не процессы и даже не отдельно взятые функции, а деятельность в целом. Учитывая, что такой комплекс достаточно дорог и сложен, необходима выработка рекомендаций по оптимальному вложению средств в автоматизацию, особенно в тех случаях, когда с помощью компьютерных средств невозможно сразу охватить все сферы деятельности предприятия.

Для этого необходимо в первую очередь выделить основную деятельность с учетом перспектив и планов развития, исследовав ее документооборот, основные деловые процессы, функции отдельных работников и соединив все это в единый пакет, оптимизировать полученные данные с учетом выбранных программных и технических средств. Кроме того, важно чтобы лица, принимающие участие в принятии решения, могли не только получить результаты проведенного анализа, но и имели возможность самостоятельно провести анализ, используя другие алгоритмы или подходы, то есть имели доступ к исходной информации. Необходимо учитывать, что полноценная автоматизация основной деятельности является залогом коммерческого успеха на современном рынке.

В условиях радикальной перестройки системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, особое значение придается предприятию, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом. Предприятие становится объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, и поэтому ему необходимо обеспечить высокую эффективность своей работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Применение новых компьютерных технологий открывает принципиально новые возможности в оценке емкости рынка, а это в свою очередь позволяет просчитывать ситуацию и принимать обоснованные экономические решения. Как известно, емкость рынка - это количество товара, либо услуги, которые готов потребить рынок в определенном регионе, в определенный промежуток времени. При этом необходимо учитывать такие немаловажные факторы как конкуренция, цены, количество потенциальных покупателей, их доходы и т.д. Расчет емкости рынка составляет основу маркетинговых исследований, внутрифирменного планирования и экономического обоснования инвестиционных проектов.

Расчет емкости рынка необходим перед каждым серьезным экономическим решением, касающимся таких действий на рынке как выпуск новой продукции, выход на новый рынок, разработка плана производства, определение цен и т.д. Используемые традиционные способы определения емкости рынка (пробные продажи, социологические опросы, аналитические расчеты) являются дорогостоящими. А такие показатели, как количество потенциальных покупателей, их доходы и предпочтения, действия конкурентов и другие зависят от многих, иногда неизвестных причин создают ситуацию неопределенности, которая и является источником экономических рисков.

Использование оптимизационных компьютерных технологий, разрабатываемых на основе последних достижений в области математико-экономических методов могут позволить многократно снизить неопределенность, и стать существенным подспорьем для всех специалистов, связанных с принятием или подготовкой экономических решений.

В этом большую помощь могут оказать интегрированные системы управления предприятием созданные с учетом требований ERP и SCM. ERP (Enterprise Resource Planning) - обозначает управление всеми ресурсами предприятия (производственными ресурсами, финансовыми ресурсами, заказами и т.д.). ERP является фактическим стандартом современных интегрированных производственных систем управления. SCM (Supply Chain Management) - обозначает управление расширенной производственной цепочкой, т.е. управление не только внутренними ресурсами предприятия, но и важнейшими внешними (например, учет заказчиков и поставщиков). SCM реализует новейшую технологию управления, описываемую стандартом CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), который предполагает наличие в системе возможностей по управлению внешними по отношению к предприятию элементами производственной цепочки.

Современная система управления предприятием, соответствующая концепции ERP, должна включать:

• управление цепочкой поставок (Supply Chain Management, SCM, ранее -DRP, Distribution Resource Planning);

• усовершенствованное планирование и составление расписаний (Advanced Planning and Scheduling, APS);

• модуль автоматизации продаж (Sales Force Automation, SFA);

• автономный модуль, отвечающий за конфигурирование (Stand Alone Configuration Engine, SCE);

• окончательное планирование ресурсов (Finite Resource Planning, FRP);

• интеллект бизнеса, OLAP-технологии (Business Intelligence, Bl);

• модуль электронной коммерции (Electronic Commerce, EC);

• управление данными об изделии (Product Data Management, PDM).

Главная задача ERP-системы -добиться оптимизации по времени и ресурсам

всех перечисленных процессов. Практически все ERP-системы создавались и развивались естественным путем, исходя из системного подхода к автоматизации про-

изводственных функций. И на сегодня, по мнению экспертов, только системы этого типа можно называть интегрированными системами управления предприятием.

Крупные и средние предприятия, для которых первоочередное значение имеет управление производством, фактически не имеют альтернативы ЕРР-системам. Настоящая интегрируемость, четкая производственная ориентация дают возможность организовать эффективное управление предприятием.

И, наконец, при приобретении и внедрении средств автоматизации необходимо также учитывать такой важный фактор, как уровень квалификации персонала предприятия. Как показывает практический опыт, из-за недостатка знаний и навыков возможности приобретенных программных продуктов нередко используются не полностью.

Амирова М.М., Магомедов A.M.

Инновационная стратегия и оценка ресурсного потенциала нефтяной компании

Совершенствование управления инновационной и научно-технической деятельностью в нефтяных компаниях стало насущной необходимостью для российской экономики. В этом плане продажа доли акций компании «ЛУКОЙЛ» принадлежащих государству иностранцам преследует не столько коммерческие цели, а сколько доступ к передовым технологиям.

Еще достаточно продолжительное время компании могут существовать за счет расширения рынков сбыта, особенно в развивающихся странах. Однако в отдаленной перспективе диверсификация их деятельности будет неизбежна. Имеются два основных направления, по которым могут развиваться компании: либо оставаться энергопроизводящей компанией (в этом случае необходимо развивать свою деятельность в газовом секторе, а в дальнейшем ориентироваться на нетрадиционные виды энергии), либо развивать сектора нефтепереработки и нефтехимии.

Инновационная деятельность выступает как связующее звено между НИОКР и производством, а как одной из функций предприятия ей характерна миссия цели и стратегия. Инновационная стратегии базируется на трех информационных китах: прогнозы факторов окружающей обстановки, оценка внутреннего потенциала предприятия и его корпоративная стратегия.

Адаптивность или способность адекватно реагировать на изменяющиеся условия внешней среды зависит от индивидуальных особенностей каждого предприятия, которые определяют его позицию на рынке. Оценка внутреннего потенциала предприятия выявляет эти особенности.

Необходимо оценить реальную ценность имеющихся ресурсов по отношению к стратегическим задачам компании. Для этих целей Б. Твисс предлагает использовать график, характеризующий научно-технический профиль организации. "Труднее всего, - пишет Твисс - заполнить третью колонку «Технологический потенциал будущего". Ее цель - оценить научно-технический потенциал компании относительно тех