АВТОМАТИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ ИЛИ ТРУДНОСТИ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СКЛАДОМ В.Н. Родионова, д-р экон. наук, профессор e-mail: rodionovavn2011@yandex.ru К.О. Пивоваров, магистрант e-mail: pivovarov.oleg@mail.ru Воронежский государственный технический университет
В статье рассматривается специфика выбора оптимального решения для управления складом. Освещены основные проблемы при выборе программного продукта и его последующем внедрении. Представлен процесс выбора оптимального решения для управления складом
Ключевые слова: WMS система, бизнес-процессы, функциональность, программный продукт
AUTOMATION OF LOGISTICS OR DIFFICULTIES OF CHOOSING THE OPTIMAL SOLUTION FOR WAREHOUSE MANAGEMENT V.N. Rodionova, Doctor of Economic Science, Professor e-mail: rodionovavn2011@yandex.ru K.O. Pivovarov, Undergraduate e-mail: pivovarov.oleg@mail.ru Voronezh State Technical University
The article considers the specificity of choosing the optimal solution for warehouse management. The main problems are highlighted when choosing a software product and its subsequent implementation. The process of choosing the optimal solution for warehouse management is presented
Key words: WMS - system, business processes, functionality, software product
Специалисты считают, что на данный момент на отечественном рынке WMS систем, представлено множество разнообразных решений в этой области, существует большое количество разновидностей системы управления складским комплексом. Несмотря на значительное количество предлагаемых программных продуктов на базе WMS и постоянно растущего числа их внедрений, проблема выбора наиболее подходящего решения и поставщика такого рода программных продуктов остается актуальной и на сегодняшний день [1].
Наиболее распространенной проблемой при выборе оптимального решения является отсутствие у клиента четкого представления результата от приобретения данного программного продукта. Многие компании в своем выборе опираются лишь на стоимость приобретаемого решения, надеясь, что большая денежная сумма решит все проблемы на этапах проектирования, внедрения и адаптации. Либо наоборот, экономя на стоимости программного продукта компания несет дополнительные затраты при дальнейшем масштабировании системы [2].
Многие из компаний-пользователей предполагают, что все предлагаемые на рынке решения имеют одинаковый функционал, т.к. все они направлены на автоматизированное управление складом. Но внедре-
ние WMS-системы без учета специфики деятельности компании заказчика в большинстве случаев оборачивается провалом. Базовых функций оказывается недостаточно, они реализованы не в полном объеме, либо отсутствуют, либо функции невозможно увязать в определенную цепь и т.д. В результате проект по внедрению автоматизированной WMS-системы откладывается на неопределенное время или закрывается. Хотя иногда базового функционала WMS-системы бывает вполне достаточно [1].
Поэтому необходимо в каждом отдельном случае необходимо проводить тщательный анализ работы склада, что помогает более качественно реализовать все необходимые процессы, даже с помощью стандартных конфигураций и четко формулировать требования.
Рассмотрим процесс выбора оптимального решения для управления складом более подробно.
Бюджет компании.
Определение бюджета, а также конкретные условия и требования бизнеса - это основные или первичные факторы при выборе конкретного программного продукта WMS-системы на рынке. После этого можно учитывать другие факторы: функциональность, производительность, надежность и другие. Если бюджет компании ограничен, то целесообразно
приобретение коробочной версии. Для этого необходимо проведение исследования бизнес-процессов работы складского хозяйства и тщательное составление технического задания. Такой подход позволяет более качественно реализовать многие бизнес-процессы, даже с использованием стандартного функционала системы.
Ответственное лицо или группа лиц.
Следующим шагом для компании становится выбор ответственных лиц, тех сотрудников которые будут заключать договора, проводить анализ, контролировать ход работ и т.д. Наиболее практичным вариантом будет поэтапное согласование работ с компанией-поставщиком с заключительной презентацией в конце, в которой будут отражены основные результаты и изменения, возможные риски, и т.д.
Критерии выбора поставщика.
Все представленные ниже критерии не являются универсальными для выбора конкретного решения, но все же о них следует помнить при составлении собственных требований и технических заданий. Кроме этого существует множество других критериев, которые учитываются в конкретной ситуации, конкретными специалистами.
Количество внедрений. На первый взгляд, чем больше у компании-поставщика внедрений, тем лучше, компания имеет опыт и значит ей можно довериться. Но при детальном рассмотрении становиться понятно, что количество внедрений не гарантирует их качество, ведь компании не предоставляют подробных отчетов о предыдущих проектах. Поэтому при выборе поставщика не стоит сильно акцентировать внимание на данном критерии.
Размер компании - поставщика решения. Большие компании, безусловно, более устойчивы на рынке, но с ростом фирмы, ее бюрократизации и формализацией процессов, предлагаемые решения становятся менее гибкими и более затратными.
Тем более, что работать с клиентом будет не вся фирма, а лишь несколько специалистов и не факт, что они будут лучшими.
Наличие у покупателя персонала, уже работавшего с аналогичными системами или конкретно с этой. Считается, что если работник однажды уже работал с какой-либо WMS-системой, то он становится экспертом, знающим практически все и способным справится с любым программным продуктом. На деле в связи с постоянным развитием и обновлением систем управления складом навыки и знания персонала быстро устаревают. Данная проблема частично решается за счет перемещения сотрудников на рынке труда. Но тут все зависит от конкретного работника, и тут как и в любой другой сфере, грамотные, постоянно развивающиеся специалисты всегда в цене.
Стоимость решения. Высокая стоимость приобретаемого программного продукта не гарантирует его 78 ЭКОНОМИИ
качества, да и издержки в процессе внедрения спланировать очень сложно. Внедрение WMS-системы очень трудоемкий и непредсказуемый процесс, поэтому оценить его конечную стоимость очень сложно.
Экономический эффект от внедрения. Это нужный и важный критерий, но из-за различий в каждой конкретной системе и наличии не измеряемых параметров продукта посчитать эффект довольно непросто. Многое зависит от конкретного специалиста, его навыков, умений, методик, которые он использовал и множества других факторов.
Коробочный или адаптируемый программный продукт. Считается, что коробочные решения дешевле и имеют более низкие издержки, по сравнению со своими адаптируемыми аналогами. Но это преимущество работает только тогда, когда в компании небольшое количество простых процессов, для которых хватает стандартного функционала. И не стоит забывать о том, что в долгосрочной перспективе могут появиться новые процессы, для их автоматизации потребуются новые функциональные возможности и настройки, что повлечет за собой дополнительные затраты, не предусмотренные в изначальном плане проекта внедрения.
Техническое задание.
К разработке технического задания целесообразно приступать после тщательного анализа бизнес -процессов на складе. Таким исследованием может заниматься как сотрудник компании, так и специалист поставщика. Если было принято решение составлять техническое задание своими силами, то необходимо убедиться в компетенции ответственных лиц, их опыта и степени ответственности. Также можно отдать эти этапы на аутсорсинг специалистам поставщика. Такой вариант наиболее подходит компаниям, не имеющим опыта в подобных проектах, либо не имеющих необходимых специалистов для поведения подобного рода работ.
Считается, что чем больше изначальный набор функций в системе, тем лучше, на деле чаще всего оказывается совсем наоборот. Большой изначальный набор настраиваемых функций может увеличивать стоимость обучения и затруднять практическое использование продукта. И не стоит забывать о том, что система с большим количеством функций может оказаться более затратной, по сравнению продуктом, в котором пользователь сам может создать необходимый набор функций. Для этого хорошо подойдут адаптивные системы, основным принципом которых является то, что не система должна иметь большой набор, а ее объекты должны позволять строить любой (в идеале) необходимый комплект.
Здесь следует учитывать уникальную специфику работы склада компании, функционал системы должен четко учитывать нужды предприятия. Нет нужды приобретать программные продукты с широким ). 2017. № 1-2
функционалом, так как зачастую стоимость такого решения достаточно высокая, а практическая польза от их внедрения низкая. Поэтому компания должна четко понимать все процессы происходящие на складе и на основе этого составлять необходимый набор функций. Также целесообразно определить насколько заказчик и поставщик друг друга понимают и что в конечном счете будет включено в итоговый документ, во избежание непредвиденных ситуаций и осложнений.
Лицензирование.
Необходимо знать, что лицензии бывают разных видов: пользовательские и инсталляционные (серверные/на ядро/на узел кластера и т. п.). Поэтому необходимо четко понимать, для чего вам необходима лицензия, что в последствие не понести дополнительные убытки. Компания приобретающая лицензию на конкретный объект автоматизации, например склад, на определенное количество автоматизированных рабочих мест, за 500 тыс.р., то приобретения лицензии на второй, третий и т.д. склады каждый раз будет обходиться в 500 тыс.р. Если же компания приобретает лицензии без ограничения числа рабочих мест, даже при более высокой цене, например 1 млн. р. в долгосрочной перспективе экономия средств от такого решения будет все более значительной.
Обучение.
На данный пункт необходимо обратить пристальное внимание. Необходимо заранее узнать входит ли обучение персонала в перечень услуг приобретаемого решения, какое количество часов на это необходимо затратить на обучение, будет ли оно дистанционным или непосредственно на местах. Проведение обучающих мероприятий поможет персоналу предприятия получить знания, навыки и умения необходимые для грамотной и бесперебойной работы.
Техническая поддержка.
Важно учитывать время реагирования на заявку
клиента, полноту предоставляемых компанией услуг, стоимость дальнейшего сопровождения системы и ее технической поддержки и т.д. Ведь внедрение системы управления складом это долгий и трудоемкий процесс, который не заканчивается запуском системы. Дальнейшее тестирование и изменение параметров и функционала является обычным делом и для этого зачастую необходима помощь квалифицированных специалистов.
Подводя итог, важно отметить, что в данной статье мы только вскользь коснулись критериев выбора поставщика решений. Ведь WMS, как и любое другое ПО, предназначенное для решения задач управления, — это, прежде всего, алгоритмы решения специфических задач и построенные внутренние бизнес-процессы, реализованные разработчиком. Следовательно, ключевым доводом при выборе оптимального решения должна стать оценка, насколько хорошо поставщик понимает архитектурную модель предлагаемого решения, и насколько она будет соответствовать вашей модели ведения данного производственного процесса. И не стоит забывать, что очень многое зависит не только от проектной команды, но и от специалистов компании.
Литература
1. Блинов, Д.В. Требования к WMS или как правильно оформить документацию / Д.В Блинов // «Логистика» - 2012. - № 8.
2. Блинов, Д.В. Тонкости выбора WMS-системы / Д.В. Блинов // «Логистика» - 2011. - № 11.
3. Перов, Д. Критерии выбора WMS: не все так просто/ Д.С. Перов // Складские технологии. - 2007. -№ 3.
4. Забаров, Д. WMS как инструмент повышения эффективности складской логистики/ Забаров Д. -Электронные данные. - 2006.