Испытания ракетно-космической техники
УДК 621.3.08
А. В. Печаткин, М. С. Ануфрик, О. А. Зеленцова
Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П. А. Соловьева, Россия, Рыбинск
АВТОМАТИЗАЦИЯ ИСПЫТАНИЙ ЖГУТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДЛЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Усложнение современного электронного оборудования, устанавливаемого на борту воздушных летательных и космических аппаратов, приводит к необходимости увеличения количества блоков и модулей бортового электронного оборудования и, как следствие, к увеличению и усложнению жгутовых соединений, качество выполнения которых непосредственно влияет на функционирование бортового оборудования. Таким образом, повышение эффективности контроля жгутов является важной и крайне актуальной задачей.
Современная радиоэлектронная аппаратура, устанавливаемая на борту воздушных летательных и космических аппаратов, представляет собой сложный комплекс наукоемких электронных изделий, функционирование которых невозможно без взаимной связи друг с другом. Такая связь осуществляется на основе разнообразных жгутов, имеющих сложную структуру и большое количество проводных соединений, в том числе выполненных непосредственно на контактах разъемов. Неисправность (отсутствие предусмотренных соединений, наличие непредусмотренных соединений) или выход за допустимые пределы параметров кабельного изделия (сопротивления, индуктивности, емкости) может стать причиной неудовлетворительной работы бортового радиотехнического комплекса (БРТК).
В настоящее время контроль целостности кабельного изделия, в основном, осуществляется вручную, при этом значительно увеличивается трудоемкость выполняемых операций, возрастает время диагностики и повышается вероятность появления ошибок и просчетов, допускаемых контролером (оператором). Нередки случаи возвращения успешно прошедшего входной контроль жгутового изделия для устранения неисправностей, проявившихся непосредственно при испытании БРТК.
Качественный контроль жгута представляет собой крайне трудоемкий процесс, так, например, для тестирования корректности распайки проводов жгута с учетом соединений, выполненных непосредственно на контактах разъемов, и контролем замыкания на корпус разъема. Количество измерений даже без учета операций коммутирования составит
п т
N = п х т + X (п -1 +1) + Е (т - ] +1),
1=1 ]=1
где N - количество измерений; т - количество контактов входного разъема жгута; п - количество контактов выходного разъема жгута.
Так, например, для жгута, изображенного на рис. 1, количество измерений для контроля корректности на наличие предусмотренных соединений, отсутствие непредусмотренных и выход сопротивлений соединений за регламентированные рамки, N = 137.
Цепь Конт. Конт. Цепь
- // - 1 1 - // -
- // - 2 2 - // -
- // - 3 3 - // -
- // - 4 4 - // -
- // - 5 5 - // -
- // - 6 6 - // -
- // - 7 7 - // -
- // - 8
Рис. 1. Пример соединений в жгутовом изделии
С учетом необходимости выполнения операций коммутирования измерительного прибора и проведения анализа целостности изоляции каждого проводника объем выполняемых контрольных операций возрастает многократно, увеличиваясь до 5 раз и более.
Даже если время выполнения элементарной операции контроля и коммутации установить равным 1 с, то процесс контроля только одного относительно простого жгута займет около 7 мин. В реальном же процессе это время будет значительно больше.
В студенческом конструкторско-технологи-ческом бюро кафедры радиоэлектронных и телекоммуникационных систем РГАТА, в рамках совместной работы с ОАО «Ярославский радиозавод», разработан базовый вариант устройства
Решетневские чтения
Базовая версия УКПС-1.0 обеспечивает выполнение следующих основных функций:
- проведение комплексного визуализированного контроля жгутового изделия при напряжениях 10 В, 50 В и 100 В;
- вывод результатов контроля с визуализированным указанием обнаруженных неисправностей;
- сканирование жгута с целью определения его характеристик и создания схемы соединений, а также для использования в качестве эталона при формировании базы данных;
- обеспечение необходимого уровня визуализации и документирования процесса контроля, в том числе формирование интуитивно-понятной индивидуальной карты контроля по каждому изделию; возможность изменения таблицы соединений в жгутах, уже существующих в базе данных; возможность оперативного создания новых вариантов жгутов; возможность проведения статистического анализа результатов контроля.
Накопление статистических данных позволяет рассчитать весь ряд обобщенных показателей и собрать необходимую информацию для организации эффективной обратной связи наиболее важных производственных фаз.
A. V. Pechatkin, M. S. Anufrik, O. A. Zelentsova Rybinsk State Air Technological Academy P. A. Solovjeva's name, Russia, Rybinsk
TEST AUTOMATION OF CORDLIKE JUNCTIONS FOR SPACE EQUIPMENT
Complexity of modern on-board electronic equipment of space vehicles results in necessity of increase of quantity of units and modules and, as consequence, to increase and complication of cordlike junctions which production quality directly influences performance of airborne equipment. Thus, boosting of efficiency of the bundle supervision is the important and extremely actual problem.
© Печаткин А. В., Ануфрик М. С., Зеленцова О. А., 2009
контроля проводных соединений (УКПС), предназначенный для проведения целостного автоматизированного контроля качества жгутовых соединений. Обобщенная структурная схема изделия представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структурная схема УКПС
Коммуникационные шины RS-232C и USB-2.0, являясь адресно-ориентированными, позволяют подключать нескольких потребителей, создавая измерительный комплекс, использование которого оправдано в случае, когда один оператор обслуживает несколько рабочих мест и рационально использует временной ресурс.
УДК 533
А. В. Свистунов, А. А. Ситников Уфимский государственный авиационный технический университет, Россия, Уфа
ВИХРЕВАЯ СИСТЕМА КЛИМАТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
Рассматривается актуальная проблема разработки и проведения испытаний системы экологически безопасных климатических испытаний ракетно-космической техники.
Необходимость моделирования космических условий и проверки работоспособности агрегатов ракетно-космической техники в экстремальных условиях с использованием экологически безопасных техники и технологий является актуальной задачей современной промышленности.
Основная особенность аэрокосмической техники - способность конструкционных материалов переносить воздействие резких перепадов температур и длительное воздействие холодом. Технологии, обеспечивающие при испытаниях оборудования достижение низких температур (-70 оС),