Научная статья на тему 'Автоматизация и моделирование бизнес-процессов с помощью субъектно-ориентированного подхода'

Автоматизация и моделирование бизнес-процессов с помощью субъектно-ориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
372
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ставенко Ю. А.

На данный момент многие компании оказываются в тупиковой ситуации потому, что они с одной стороны должны автоматизировать и стандартизировать процессы для уменьшения затрат, улучшения эффективными и качества, но с другой стороны быть гибкими, чтобы двигаться в соответственно с динамично изменяющимися потребностями потребителей, рынка, законов в любое время с помощью внедрения изменений корпоративной стратегии в операционный уровень. Субъектно-ориенти­рованный подход – новый и наиболее прогрессивный с точки зрения требований к адаптивности метод описания и моделирования процессов, в котором участники процесса находятся в центре внимания. Деятельность по процессу предполагает эффективное взаимодействие сотрудников в соответствие с их ролями, которые определяются должностными обязанностями. Этот подход позволяет «включить» активность сотрудников, участвующих в отладке и внедрении бизнес-процессов, использовать рефлексивность для изменений. В статье приведен пример субъектно-ориентированного моделирования и автоматизации бизнес-процессов сервисной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация и моделирование бизнес-процессов с помощью субъектно-ориентированного подхода»

Список литературы:

1. Семейкин А.Н. Основные правила упаковывания, маркировки, транспортировки и хранения промышленных изделий. - М.: ТД Металлов ЛТД, 2005. - 104 с.

2. Федько В.П. Упаковка и маркировка. - М., 1998. - 98 с.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА1

© Ставенко Ю.А.*

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

г. Москва

На данный момент многие компании оказываются в тупиковой ситуа-ции потому, что они с одной стороны должны автоматизировать и стан -дартизироватъ процессы для уменьшения затрат, улучшения эффективными и качества, но с другой стороны быть гибкими, чтобы двигаться в соответственно с динамично изменяющимися потребностями потребителей, рынка, законов в любое время с помощью внедрения изменений корпоративной стратегии в операционный уровень. Субьектно-ориенти-рованный подход - новый и наиболее прогрессивный с точки зрения требований к адаптивности метод описания и моделирования процессов, в котором участники процесса находятся в центре внимания. Деятельность по процессу предполагает эффективное взаимодействие сотрудников в соответствие с их ролями, которые определяются должно -стными обязанностями. Этот подход позволяет «включить» активность сотрудников, участвующих в отладке и внедрении бизнес-процессов, использовать рефлексивность для изменений. В статье приведен пример субьектно-ориентированного моделирования и автоматизации бизнес-процессов сервисной компании.

Актуальность исследования

В 80-90-годах многие организации были только функционально ориентированными. Они характеризуются строгой вертикальной иерархией управления, жестким разделением труда, сгруппированным в соответст-

1 Данное исследование проводилось в рамках договора № 13.G25.31.0096 с Министерством образования и науки Российской Федерации о «Создании высокотехнологичного производства кросс-платформенных систем обработки неструктурированной информации на основе свободного программного обеспечения для повышения эффективности управления инновационной деятельностью предприятия в современной России».

* Научный сотрудник НОЦ Технологий управления информацией.

вии со спецификой выполняемых задач. Структура таких организаций неизменна и имеет вертикальную топологию, построенную в соответствии с выполняемыми функциями, и строгую иерархическую подчиненность. Они характеризуются высокими накладными расходами на коммуникации и координацию функциональных подразделений. Для функционально-ориентированных организаций внедрить какие-либо изменения было практически невозможно из-за обособленности управления и автоматизации каждого подразделения (20 % - время выполнения операции, 80 % - передача результатов). Бизнес осознал, что только с одним функционально-ориентированным подходом невозможно быстро приспосабливаться к изменениям рынка, так как отсутствует необходимая гибкость и инновационность. Менее 20 лет назад появилась теория бизнес-процессов, интерес к которой был существенно активизирован массовым внедрением идей менеджмента качества и применением системного подхода.

Процессный подход ориентирован в первую очередь не на организационную структуру предприятия, а на сами бизнес-процессы. В этом подходе, во-первых, предприятие рассматривается как бизнес-система, которая представляет собой связанное множество бизнес процессов, во-вторых, система управления ориентирована на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми процессами предприятия, в-третьих, система качества предприятия ориентирована на обеспечение качества выполнения процессов.

Современная организация - это совокупность специализированных функциональных отделов, и в тоже время - это деятельность по реализации процессов. Процессы как бы пронизывают функциональные отделы, и в каждом из отделов выполняются отдельные части процессов.

В последние несколько лет стало ясно, что, несмотря на внедрение процессного подхода во многих компаниях, они проигрывают в глобальной рыночной экономике за счет низкой скорости адаптации к изменениям рынка. На первый план выходит такое качество как инновационность, то есть внедрение технологических и организационных инноваций, обладающих высокой эффективностью, в кратчайшие сроки.

Для обеспечения функциональной гибкости организации необходимо поддерживать сопряженность и взаимосвязи между всеми без исключения структурными единицами, благодаря чему любая инновация наиболее быстро распространится буквально по всем подразделениям организации. Необходимо было создать такой способ работы, который подразумевает быструю интеграцию требований бизнеса в процессы, которые, являясь инструментом взаимодействия, отделены от правил, данных и ролей. В связи с этим индустриализация (автоматизация и стандартизация бизнес-процессов) пересматривается в качестве основы всех корпоративных стратегий, так как использование только такого подхода не соответствует данному требованию.

На данный момент по мере развития теории и практики управления все больший интерес вызывают идеи самоорганизации в управлении организационными процессами. Впервые идею самоорганизации и системного подхода к управлению высказал A.A. Богданов. Богданов создал обшую теорию организации и дезорганизации, в которой рассмотрел закономерности структурного преобразования любых систем. Основная идея его теории состоит в тождественности организации систем разных уровней: от микромира - до биологических и социальных систем. Относительно социальных процессов Богданов считал, что всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Во всем мире происходит борьба, в которой побеждают более организованные формы (в экономике, политике, культуре). Это происходит из-за того, что организационная система всегда больше, чем сумма ее составляющих элементов, а дезорга-низационная - всегда меньше суммы своих частей. Поэтому главная задача заключается в лучшей организации вещей (техники), людей (экономики) и идей. Богданов считал, что всякую деятельность человека можно исследовать с организационной точки зрения. Его идеи сейчас являются основой современного менеджмента. Таким образом, задачей - максимум при внедрении процессных технологий в управление компанией является создание самосовершенствующейся и саморегулирующейся системы. Информационные технологии должны помочь в ее решении.

Другой важнейшей проблемой выживания системы в любой среде является адаптация (приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды). Успешность применения новых технологий и ИТ-решений во многом зависит именно от способности адаптироваться к изменениям бизнеса. Отсюда следует, что чрезвычайно высокий уровень сложности современных ERP систем является ключевой проблемой для их разработчиков и потребителей ИТ-услуг. Конечная цель всех инноваций - построение гибкой архитектуры корпоративного предприятия, обеспечение всесторонней функциональной поддержки бизнес-процессов в режиме реального времени (RTE - Real-Time Enterprise) при условии быстрого реагирования на происходящие в окружающей среде изменения путем соответствующей оптимизации бизнес-процессов. Такая архитектура предприятия должна включать роль служебного персонала, описание процессов (функции и поведение), а также представление используемых вспомогательных технологий на протяжении всего жизненного цикла предприятия, тем самым обеспечивая одно из основных требований времени - высокую реактивность и адаптивность бизнеса (business agility). В связи с этим многие ИТ-специалисты понимают необходимость в выработке новых подходов к проектированию и реализации ИТ-систем следующего поколения на базе более прогрессивных архитектурных принципов и перспективных технологических решений.

Сейчас многие организации отказываются быть иерархическими, основываясь на функциональной вертикальной организации, и выбирают процессную ориентацию. Но для реализации адаптивности - устойчивости и способности выживать и продолжать нормальную работу в сложных, постоянно меняющихся условиях, победы в современной конкурентной среде и обеспечения эффективности, производительности и оперативности прогрессивные компании выбирают организацию через бизнес-сервисы и затем виртуализацию организации (см. рис. 1). Бизнес-сервисы могут быть внутренние и внешние (светло-синие кружки: специализированные сервисы, синие: общие сервисы, белые: внешние сервисы на аутсорсинге.)

Application — Portal —» ВРМ — ВРМ + SO А —* Subject-onented ВРМ

Рис. 1. Взаимодействие управления организацией и поддерживающих технологий

Преимущества сервисной ориентации бизнеса:

- постоянная ответственность за результат поставщиком сервиса и заказчиком сервиса (потребителем);

- четко сформулированные уровни предоставления сервиса (время, стоимость и качество). Сервис - это актив для потребителя этого сервиса. Активы услуг имеют две составляющие: функциональную и гарантийную. Функциональная составляющая - это непосредственно сам сервис, предоставляемый в результате совместных усилий людей, процессов и технологий. Гарантийная составляющая -это гарантия того, что функциональная составляющая будет соответствовать ожидаемому уровню качества;

- проактивное управление событиями за счет информирования;

- взаимосвязанность сервисов (service bundling): предоставление одних сервисов требует других;

- изменение принципов работы людей: того, что они думают об ИТ, того, как они работают. Подобные изменения могут осуществляться

только в условиях понимания сотрудниками функционирования подразделений, то есть понимания процессов, которые протекают внутри отдела и всей компании в целом.

Сервисная ориентация впервые была внедрена во многих ИТ-компаниях и ИТ-подразделениях. Отношение к ИТ подразделению меняется, оно больше не рассматривается в качестве поддерживающего департамента. По мере повышения зрелости процессов компании повышают уровень взаимодействия бизнеса и ИТ, переходя к сервисной ориентации в отличие от «технологического» подхода. ИТ подразделение не предоставляет в пользование оборудование, а предоставляет услуги, необходимые для конечных пользователей, которых в таком контексте предпочтительнее именовать «потребителями сервисов». Фактом мирового признания перспективности использования сервисной модели для управления в сфере ИТ является появление ITIL версии 3, которая полностью концентрируется на управлении ИТ-услугами.

Понятие устойчивой деятельности имеет под собой еще одно основание -правила. Деятельность компании строиться в соответствие с системой норм, правил деятельности, взаимоотношений, распорядка и т.п., обеспечивающей стандарты и регуляторы порядка. Например, использование ITIL 3 в любой организации обеспечивает выполнение требований ISO 9000, стандарта по аудиту ИТ-систем CobiT, требований SOX, рекомендаций COSO. Таким образом, организации необходим непрерывный мониторинг стандартов и требований, предъявляемых к бизнесу и, соответственно, информационным системам, оценка рисков, связанных с несоответствием бизнеса стандартам и определение приоритетов модернизации бизнес-процессов и информационных систем.

Наиболее адекватный инструментарий для формирования описанных выше требований предлагает современный подход к повышению эффективности организации, получивший название active compliance management (активная адаптивность). Проблема заключается в том, что информационные системы, как и сами процессы, не настолько гибки, чтобы можно было бы их с легкостью перестраивать, в силу многочисленных, зачастую скрытых межпроцессных связей. В результате на сотрудника организации, занятого в процессе, ложится дополнительная работа по проверке соответствия своих результатов многочисленным требованиям.

В основе активной адаптивности лежит представление о средствах самомодификации процессов, заложенных в сами процессы. Такой подход позволяет каждый раз при изменении требований модифицировать процесс так, чтобы он соответствовал требованиям. Но для достижения этого результата необходимо знать о процессе все, в том числе то, как он реализуется конкретными исполнителями, то есть его естественную среду протекания. Построение такой модели стандартными средствами моделирования, повышая декомпозицию, является слишком сложной и зачастую невыполнимой задачей.

закон Sarbanes-Oxley (SOX), нормативные акты и стандарты ■

Измерения метрик

Корпоративная стратегия+Стратегические цели организации -> ИТ-стратегия > Сервисы Внедрение корпоративной стратегии в операционную деятельность

Рис. 2. Активная адаптивность

Сотрудники в большинстве зрелых организаций осознают новую роль в организационной структуре в соответствие со следующими новыми требованиями:

- сотрудники должны понимать основные цели бизнеса и участвовать в их достижении, соблюдая баланс между требованиями бизнеса и своими возможностями;

- сотрудники понимают ответственность и те последствия для бизнеса, вызванные ошибками в работе, в том числе за ухудшение лояльности клиентов, от которой напрямую зависит конкурентоспособность компании;

- управление подразделением должно быть предсказуемо и прозрачно за счет унификации его процессов, распределения ролей и зон ответственности между специалистами;

- необходимо измерять эффективность работы и сокращать эксплуатационные расходы с помощью отчетности и измерения качественных и количественных показателей эффективности в рамках процесса;

- необходимо регулярно модернизировать ИТ-инфраструктуру в соответствие с изменяющимися требованиями бизнеса;

- необходимо обосновывать и оптимизировать затраты на ИТ;

- например, для достижения некоторых этих требований управление ИТ-услугами было выделено в отдельный процесс управления, что было описано в ряде стандартов и методологий и законодательно закреплено в стандарте по системам управления ИТ-сервисами ISO 20000.

Субъектно-ориентированное моделирование поддерживает сервисную ориентацию бизнеса и позволяет участникам процесса определить процесс наилучшим образом для достижений индивидуальных целей, а также ключевых показателей результативности. А значит, позволяет сделать еще один шаг к созданию предприятия 21 века.

Постановка проблемы

При технологическом подходе к управлению ИТ-системы диктовали условия работы сотрудников. Процессы внутри этих систем были стандартизованы и автоматизированы, но ценой этого был недостаток адаптивности. Системы автоматизации распространились практически на все сферы бизнеса, а в некоторых областях без систем автоматизации уже обойтись невозможно.

Затем появились решения, ориентированные на сотрудника, различные автоматизированные рабочие места и порталы, но все-таки это взаимодействие не было гибким. Различные требования пользователей не принимались во внимание, так как требовали дорогостоящих изменений.

Сервисно-ориентированный подход принес гибкость, но во многих случаях она была дорогостоящей и ставила под вопрос требования к необходимым изменениям, так как основной проблемой была возможность преобразования функциональных требований в технический дизайн.

Поддержка со стороны высшего руководства

Технологический (компонентный) подход к управлению ИТ

Проактивность и быстрая реакция, процессный подход

BPM/SOA

Portal

Согласованность и скорость

ERP

Массовая

обработка

данных

Сервисная модель /правления ИТ

Subject- ^ уровень , I зрелости oriented

ВРМ

Управление соответствиями

ВРМ 2.0 объединяет как бизнес, так и ИТ и означает гибкость, простотуи прямое выполнение моделей

время

Рис. 3. Внедрение инноваций с помощью использования технологий

Уменьшение затрат за счет массовой обработки данных (ERP), за счет согласованности и скорости (Portal), улучшение конкурентоспособности за счет проактивности и быстрой реакции (SOA), вплоть до активной адаптивности и риск-менеджмента.

Увеличение прибыли не может больше осуществляться только с помощью оптимизации процессов, оно получается с помощью быстрой реакции на изменения, так как в современных конкурентных условиях продолжительность жизни процессов, политик и стратегий уменьшается.

Бизнес-моделирование (описания той или иной сферы деятельности организации с использованием четкого формализованного подхода - методологии, поддерживаемый специализированным средством) деятельности представляет организацию в качестве искусственной среды. Бизнес-модель - это всегда формализованное описание определенного аспекта или сферы деятельности организации (например: дерево целей, модель бизнес-процессов, модель организационной структуры и т.п.), то есть она детализирована до необходимого уровня, соответствующего цели модели. При этом критерием качества модели является адекватность, то есть способность максимально точно воссоздавать закономерности поведения системы в тех ситуациях, которые интересуют нас в ходе конкретной деятельности и с точки зрения этой деятельности, и соответственно минимизация тех аспектов, которые несущественны.

Таким образом, перед аналитиками встает вопрос, насколько точно необходимо моделировать деятельность для того, чтобы с одной стороны внести необходимый уровень абстракции, а с другой - приблизить модель к реальности. На основе естественных систем человек строит искусственные системы. Встает вопрос о синергии искусственной (результат осмысленной, целенаправленной человеческой деятельности) и естественной (результат самостоятельного, не спланированного, природного процесса) составляющей модели. Для обозначения систем, которые имеют естественную и искусственную составляющую, был введен термин «кентавр-система».

Для того чтобы добиться синергетического эффекта моделирование должно рассматривается с точки зрения описания естественно-искусственных систем. Для этого два подхода к моделированию процессов:

Моделирование «сверху-вниз» - формирование модели бизнес-процессов от укрупненных до детальных при помощи декомпозиции. Моделируя систему «сверху» на каждом уровне задаются требования к следующим уровням детализации с точки зрения эффективности бизнеса как искусственной системы.

Моделирование «снизу-вверх» - формирование укрупненных бизнес-процессов путем агрегирования детальных процессов. Моделируя систему «снизу» мы создаем естественную модель прохождения процессов, которая, как правило, исходит из принципа минимизации ресурсов исполнителя, то есть эффективна с точки зрения исполнителя. Однако соображения эффективности бизнеса в целом неизбежно выпадают из рассмотрения, и, как результат, система становится неуправляемой или непродуктивной.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня все более остро встает проблема эффективного управления постоянно

развивающимися и усложняющимся ИС и людьми, участвующими в их эксплуатации и развитии, именно с точки зрения синергии между искусственной и естественной составляющей. Многие компании находятся в поиске инструмента, при помощи которого мог бы быть легко смоделирован «естественный» ход исполнения процессов для решения задачи передачи знаний о естественной подсистеме в рамках создания крупной ИС.

Основная идея субъектно-ориентированного подхода заключается в рассмотрении субъектов организации, как основной составляющей процесса при его описании. Именно работники в организации являются ключевым фактором успеха в достижении целей, поскольку стратегия организации, в независимости от целей, реализуется работниками с помощью их взаимодействия между собой. Субъектно-ориентированный подход предполагает, что работники быстро и дешево могут интегрировать свои методы выполнения процесса в общую схему выполнения процесса, таким образом добиваясь самоорганизации и адаптации системы к внешней среде.

Данный подход к описанию систем был реализован в продукте Metasonic Suite, который состоит из трех модулей: модуль Metasonic Build позволяет моделировать процессы организации, Metasonic Proof был разработан для проведения валидации смоделированных процессов, модуль Metasonic Flow позволяет непосредственно выполнить процесс. Все указанные виды деятельности в Metasonic взаимосвязаны и интегрированы. Бизнес-процесс как логически увязанный поток функций и событий преобразуется во взаимодействие между субъектами, которые обмениваются друг с другом сообщениями, а также выполняют свои «внутренние» функции.

Продукты семейства Metasonic BPM обеспечивают непрерывность, экономическую эффективность и безопасность на протяжении всего жизненного цикла процесса, начиная с самого начала возникновения идеи процесса и завершая исполняемым рабочим процессом. Процессы могут быть описаны, протестированы и внедрены посредством только лишь описания процесса. Код контролирующего потока генерируется автоматически на основе графической модели процесса. Бизнес-процессы могут быть мгновенно испытаны в жизни, а логика процесса, а вместе с ней, и логика бизнеса могут быть определены в самое раннее возможное время. Поскольку служащие включены в развитие процесса на ранней стадии, то достигается высокий уровень принятия решений по выполнению необходимых модификаций и изменений процесса. Все это необходимо перед любыми инвестициями в IT сферу.

Metasonic BPM работает на следующих принципах:

- процессы описаны с помощью структурированных коммуникаций участников процесса;

- процессная модель исполняема. Процессы могут быть проверены в реальности после создания, а затем немедленно оптимизированы с точки зрения их участников;

- нет столкновения и расхождений между функциональным и техническим дизайном;

- каждый участник знает, как действовать в соответствие с правилами в каждом процессе.

Актуальность исследования связана реальной потребностью компаний в успешной и быстрой адаптации изменений процессов с помощью удобного и эффективного инструмента моделировании и автоматизации процессов Metasonic.

Решение инновационных задач требует от ИТ-подразделений серьезного повышения уровня зрелости в управлении ИТ-услугами исходя из потребностей бизнеса, поэтому ИТ-департамент должен рассматриваться как подразделение, непосредственно формирующее прибавочную стоимость за счет предоставления (продажи) услуг другим бизнес-подразделениям (покупателям). Такой сервисный подход к работе был обобщен в библиотеке ITIL (IT Infrastructure Library), которая содержит в себе передовой опыт в виде совокупности методов, способов и средств, которые может использовать организация для реализации процессов управления сервисами ИТ. Библиотека ITIL - это набор рекомендаций, и внедрение тех или иных ее процессов в каждой компании происходит по-своему. Конкретная реализация ИТ-процессов очень сильно зависит от архитектуры ИТ, уровня делегирования полномочий сотрудникам, зрелости процессов и корпоративной культуры. Поэтому для каждой конкретной организации практическая часть ITIL индивидуальна.В литературе по ITIL v3 отражена сущность теоретической части ITSM, которая заключается в том, что ИТ-подразделение должно рассматриваться как бизнес-единица внутри организации, предоставляющая услуги и осуществляющая управление этими услугами. Но, к сожалению, в ней не раскрыто применение теории на практике, что нуждается в дальнейшей разработке.

Эффективное использование субъектно-ориентированного подхода применительно к моделированию процессов ITIL может быть обусловлено тем, что услуги описываются и характеризуются в терминах бизнес-процессов, для каждого из которых определяются роли, процедуры, входящая и исходящая информация. Деятельность по процессу предполагает эффективное ролевое взаимодействие, направленное на достижение поставленной цели независимо от места участников процесса в организационной структуре ИТ-департамента.

Техническая организация процесса сама по себе не избавляет от проблем, которые должны идентифицироваться и своевременно устраняться. Внедрение ITIL предполагает понимание всеми работниками своей роли в процессе предоставления ИТ-услуг. Субъектно-ориентированный подход во главу ставит сотрудников (субъектов), без участия которых система работать не будет.

Цель исследования

Повышение доступности сервисного подхода к организации деятельности (на примере стандарта ITIL v3 для ИТ-подразделения компании, а также компаний, предоставляющих ИТ-услуги) за счет применения субъ-ектно-ориентированного подхода.

Исследование основано на том, что для автоматизации и моделирования процессов с помощью субъектно-ориентированного подхода необходимо понимание всеми работниками своей роли в процессе создания ценности. Без этого усовершенствования обречены на провал, даже если все процессы будут организованы по их принципам. Ведь техническая организация процесса сама по себе не избавляет от проблем, которые должны идентифицироваться и своевременно устраняться. Это задача людей и без их участия система работать не будет.

Компания, деятельность службы поддержки которой была смоделирована в исследовании, - зрелая компания, система, способная к самоорганизации (по оценке процессной зрелости Gartner компания должна быть 4 уровня: управление цепочкой добавленной стоимости или 5 уровня зрелости: адаптивная (гибкая) структура бизнеса) Методология Metasonic основана во многом на изменении культуры производственных отношений, понимании того, что поведение сотрудников, участвующих в выполнении процесса, чрезвычайно влияет на его производительность.

Методологическая база исследования

Теоретико-методологическую базу исследования составляет литература по ITIL v3, а также пакет Metasonic, состоящий из следующих инструментов: Metasonic Build, Metasonic Proof, Metasonic Flow.

Уже в 90-х годах стало понятно, что потоко-ориентированное описание процесса имеет ограниченный диапазон описания и не отвечает реальным операционным потребностям, а также требованиям к синхронизации в распределенных приложениях. Для решения этой проблемы были разработаны диаграммы действий в контексте объектно-ориентрованного UML.

Субъектно-ориентированное описание процессов соединяет в себе преимущества потоко-ориентированного и объектно-ориентированного подхода. Все участники процесса являются субъектами в моделях, поведение которых может быть понято, дополнено или модифицировано с помощью простых и наглядных методов. Взаимодействия между субъектами (участниками процесса) может быть визуализировано.

Таким образом, описание бизнес-процессов выходит на новый качественный уровень. Все участники процесса могут рассмотреть и оценить описание процесса вместе. Лицо, ответственное за процесс, может разработать однозначную концепцию бизнес-ролей, а также определить, какие взаимодействия с помощью каких коммуникаций должны выполняться.

Модели субъектно-ориентированиого описания процессов основаны на определенном синтаксисе. Взаимодействие и технические свойства субъектов (с точки зрения бизнеса) могут быть детально и точно описаны. Описанные бизнес-процессы могут быть немедленно опробованы вживую, ошибки процесса выявляются на ранней стадии и исправляются на этапе описания процесса.

Субъектно-ориентированное описание процесса поддерживает статические и динамические аспекты. На первом описательном уровне (взаимодействие субъектов) определяются субъекты, участвующие в процессе. Введение субъектов относится к статической структуре коммуникационных отношений и общих типов сообщений, которые будут использоваться в процессе взаимодействия. На втором уровне описания (поведения субъектов) описывается внутренняя структура потока субъектов, которая позволяет выполнять обмен данными и взаимодействие как результат разовых бизнес-операций. На третьем уровне взаимодействия субъектов детализируются настолько, что процесс может быть выполнен. Таким образом, валидация процесса может быть произведена уже на этапе выполнения.

Субъектно-ориентированное моделирование в настоящее время поддерживается набором инструментальных средств, который позволяет бесшовный переход от описания процесса до разработки приложений на всем пути от моделирования до внедрения.

Metasonic Build

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Metasonic Build формирует базис продуктов Metasonic BPM. Это первый инструмент управления бизнес-процессами, в котором процесс описан с точки зрения конкретного участника данного процесса (субъекта).

Структурированное описание взаимодействия между субъектами, в совокупности с последовательностью действий каждого отдельного субъекта дает полное представление о процессе. Использование Metasonic Build при описании бизнес-процессов гарантирует дальнейший незамедлительный запуск процесса сразу после его моделирования.

Сотрудники обычно сфокусированы на части процесса, который находится в зоне их ответственности, а так же на взаимодействии с другими субъектами процесса (сотрудником или компьютерной системой). Каждый участник, вовлеченный в процесс, будь то человек или технический компонент (прикладная система или другой объект ИТ-инфраструктуры), включается в описание процесса.

Однако интеллектуальные методы моделирования являются не единственной задачей, решаемой для эффективного и действенного управления процессами. Бесшовная, быстрая и экономически эффективная интеграция в ИТ-архитектуру также играет значительную роль. Metasonic Build с его многочисленными возможностями для немедленного независимого от

платформы перехода от модели к исполняемым процессам, в сочетании с сервис - ориентированной архитектурой, создает лучшие предпосылки для такой интеграции.

Использование Metasonic Build дает следующие результаты:

- каждый участник процесса активно участвует в моделировании процесса. Таким образом, достигается идентификация и взаимодействие всех сотрудников, вовлеченных в процесс;

- процесс разбивается на отдельные пакеты действий, соотнесенных с конкретными субъектами. Связывание таких пакетов действий процесса производится посредством обмена сообщениями между субъектами;

- благодаря интуитивно понятному методу описания процессов достигается общее понимание процесса сотрудниками функциональных отделов и сотрудниками ИТ-департамента. Значительно облегчается адаптация и обучение новых сотрудников;

- возможности оптимизации процессов наглядны, так как процессы легко адаптируются. Разработанный код незамедлительно исполняется.

Metasonic Proof

Валидация бизнес-процессов используется для проверки протекания процесса реальной среде. Применительно к моделям процессов, валидация представляет собой проверку и согласование того, что модели правильны и при автоматизации будут работать должным образом.

На данном этапе уже все участники процесса могут беспрепятственно быть задействованными в работу по внесению изменений в модели и «подгонку» моделей под реальные нужды. При этом будут проверены все смоделированные связи между субъектами.

C Metasonic Proof и Metasonic Build процессная модель может быть сразу провалидирована и протестирована, и исходя из этого может быть улучшена безо всяких усилий связанных с кодированием.

Использование Metasonic Proof дает следующие результаты:

- развитие логики процесса происходит с помощью поддержки ролей;

- потоки информации и данных следующие вместе с потоками процесса могут быть интегрированы при валидации;

- может быть включена валидация форм, экранов ввода и диалогов на соответствующих стадиях потока процесса;

- тестирование может осуществляться удаленно;

- обучение новых сотрудников упрощено благодаря тому, что процессы могут быть «испытаны» в непроизводственной среде;

- вследствие предыдущих валидаций процессной логики и информационного потока время и затраты, а также риски выполнения могут быть существенно уменьшены;

- работа в Metasonic Proof начинается после того, как процессные модели, созданные с помощью Metasonic Build, загружаются на сервер. Все участники процесса могут сразу же протестировать процесс на основании своих ролей.

Metasonic Flow

Модель процессов, описанная в Metasonic Build и провалидированная в Metasonic Proof, становится сразу же выполнимой с помощью Metasonic Flow без потребности во внедрении: процессы встраиваются автоматически. Субъекты объединяются по ролям и после этого приписываются департаментам и группам сотрудников внутри организации.

В таком случае, сотрудники получают полную поддержку со стороны ИТ через использования системы документооборота (потока работ) при выполнении процесса. Эта система может быть реализована с помощью корпоративного портала, в котором будет показано выполнение процессов и взаимодействие пользователей.

Работа в Metasonic Flow начинается с выбора процесса, на работу с которым есть права у сотрудника. Если другие экземпляры процессов в зоне ответственности сотрудника были уже запущены другими пользователями и по ним начата работа, сотрудник может сразу начать работу с процессов в его текущем состоянии.

Metasonic Flow предоставляет основные функции управления процессами за счет того, что каждый сотрудник сам видит задания по каждому процессу, за которые он несет ответственность.

Пример моделирования и автоматизации процессов библиотеки ITIL v3 с помощью инструментария Metasonic.

Практическое внедрение ITSM в любой организации заключается в совершенствовании действующих в организации бизнес-процессов управления ее ИТ-инфраструктурой. Сущность такого реинжиниринга состоит в выборе и внедрении из всех рекомендаций ITIL только тех, которые в дальнейшем обеспечат получение положительных эффектов, включая и повышение уровней зрелости процессов. При внедрении должна быть осуществлена «подстройка» выбранных методов с учетом особенностей реализации бизнес-процессов организации.

Внедрение ITIL можно начинать с любых процессов модели управления сервисами ИТ. Однако существует несколько вариантов внедрения, которые являются типовыми, потому что помогают организациям быстро справиться со своими проблемами и начать получать выгоды от изменений.

Реализация ITIL включает в себя не только формализацию процессов и регламентов работы сотрудников подразделения с помощью определения зон ответственности и полномочий сотрудника и критериев качества его работы, но и создание гибкой модели предоставления услуг за счёт дополнительной поддержки со стороны ИТ. Для этого сотрудники должны

быть мотивированы и понимать реальные возможности инфраструктуры ИТ и сформулировать чёткие процедуры обеспечения непрерывности и предоставления сервисов, а также пригодность к использованию в реальных критических ситуациях. Применение Metasonic позволит улучшить адаптивность, настраиваемость предоставляемых сервисов и взаимодействия внутри подразделения ИТ, а также сократить время, необходимое на внедрение изменений и увеличить вероятность успешных внедрений.

Рассмотрим моделирование процесса управления инцидентами в Metasonic. Все субъекты, участвующие в процессе (пользователь, оператор, инженер, менеджер изменений конфигураций) должны быть идентифицированы как процессные роли, а также их взаимодействие показано с помощью сообщений, которыми они обмениваются (рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма взаимодействия субъектов

Рис. 5. Диаграмма действий субъекта (оператор)

Необходимо улучшить субъекты с помощью описания их поведения как четко и строго последовательных серий действий и взаимодействий с помощью состояний и переходов (рис. 5). При описании действий субъекта возможно три состояния: получение сообщения, отправление сообщения и выполнение функции (действия).

Субъектно-ориентированный процесс может быть интерактивно протестирован с точки зрения включенных ролей в процесс. Валидацию процесса выполняют реальные субъекты процессов, т.е. сотрудники компании, которые являются участниками предоставления услуги.

Рис. 6. Исполнение модели в Metasonic Flow (Клиент создает инцидент)

Затем модель может быть автоматически сконвертирована в исполняемую программу с субъектами, которые могут симулировать процессную логику и обмен информацией.

Результаты и научная новизна исследования

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендации к формализации процессов и регламентов работы сотрудников и механизмов контроля и мониторинга состояния процессов на основании выполняемой модели, формирования процедур дальнейшего совершенствования процессов ITSM за счет автоматизации предоставления ИТ-услуг. Таким образом, во-первых, следует рассматривать ИТ как один из источников увеличения добавленной стоимости продукции за счет улучшения качества управления операционным процессом, сокращения производственных затрат до уровня ниже затрат конкурентов. Во-вторых, процессный подход к управлению ИТ-деятельностью помогает гарантировать качество предоставляемых заказчикам услуг и организовать работу ИТ-службы. Основное преимущество СТ^ третьей версии заключается в том, что она позволяет компании получить максимальную отдачу от инвестиций в ИТ. Это дает возможность повысить инновационный уровень и цен-

ность бизнеса за счет использования всего потенциала, заложенного в технологии, и опыта ИТ-специалистов. За счет активного взаимодействия с ИТ-структурами руководство компании может внедрить новые бизнес-процессы, повышающие конкурентоспособность и инновационное развитие бизнеса. Благодаря инновациям они могут также открыть совершенно новые, никем не занятые рыночные ниши. Внедрение на практике предложенной модели и методов ее организации позволяет применять чёткие процедуры обеспечения предоставления услуг, адаптировать и настраивать предоставление услуг и улучшать взаимодействие внутри компании. Все это также приведет к сокращению времени, необходимого на внедрение изменений, и будет гарантировать большую вероятность успешных внедрений.

Теоритическая значимость исследования состоит в том, что использование субъектно-ориентированного подхода позволяет использовать в компании новейшие тенденции управления и создать рефлексивную самоорганизующуюся структуру. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем раскрыт принцип субъетно-ориентированного подхода и его применение на практике для автоматизации предоставления ИТ-услуг. С помощью Metasonic бизнес - процессы могут быть мгновенно испытаны в «жизни», что необходимо перед любыми инвестициями в IT сферу. Модель процессов в Metasonic Build может быть сразу выполнена с помощью Metasonic Flow без потребности в крупномасштабном внедрении.

Вопросы для дальнейшего исследования

Сервисный подход эволюционирует. Организация может быть представлена не только как поставщик сервисов: заказчик не заинтересован в услугах, они - лишь форма предоставления ценности. Под ценностью подразумевается помощь в решении задач заказчика - повышение производительности бизнес-процессов и снижение влияния ограничений. В данном контексте необходимы дальнейшие исследования вопроса моделирования и автоматизации реальной цепочки предоставления ценности в частности с помощью инструментария Metasonic. Для этого целесообразно рассмотреть применение Metasonic к следующим подходам оптимизации бизнес-процессов, целью которых является эффективный поток создания ценности:

- Six Sigma (Для успешного ведения бизнеса необходимо постоянно стремиться к установлению устойчивого и предсказуемого протекания процессов. Показатели (KPI), характеризующие протекание процессов производства и бизнес-процессов, должны быть измеряемыми, контролируемыми и улучшаемыми, а также отражать изменения в протекании процессов. Для достижения постоянного улучшения качества необходимо вовлечение персонала организации на всех уровнях, особенно высшего руководства);

- Lean (Бережливое производство - инструмент достижения реального сокращения производственных затрат без потери качества. Под-

ход направлен на снижение потерь, то есть всего, что не добавляет ценности для потребителя. Бережливое производство работает на тех же принципах, на которых происходит моделирование и автоматизация процессов в Metasonic, например, Just-In-Time (Точно вовремя) - производительность текущей операции определяется потребностью последующей (информирование от предыдущей производственной стадии о том, что нужно начинать работу), а также управление качеством продукции (услуги) непосредственно в процессе ее производства (предоставления);

- TOC (Теория ограничений предлагает концентрировать организационные ресурсы на устранении конфликтов (узких мест), которые мешают компании полностью реализовать её потенциал).

Список литературы:

1. Fleischmann Albert, Lippe Sonia, Meyer Nils, Obermeier Stefan Metasonic Comparison Flow and Subject Orientation.

2. Subject-Oriented Business Process Management White Paper. - November 2007.

3. Subject-Oriented Business Process Management, a Revolutionary Method to Directly Feel the Flow of Your Process Description.

4. Громов А.И. Моделирование организационных кентавр-систем.

5. Subject-Oriented Business Process Management White Paper. - November 2007.

6. Subject-Oriented Business Process Management, a Revolutionary Method to Directly Feel the Flow of Your Process Description.

7. Чеботарев В.Г., Громов А.И. Эволюция подходов к управлению бизнес-процессами // Бизнес-информатика. - № 1. - М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010.

8. Чеботарев В.Г., Бородина Е.Г., Григорьева Д.М. Особенности применения субъектно-ориентированного моделирования бизнес-процессов // Бизнес-информатика. - М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010. - № 2.

СОПРОВОЖДЕНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

© Хан В.Л.*

Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград

В статье рассматриваются основные действия, деятельность и главная библиотека сопровождения систем автоматизации программного обеспечения.

* Магистрант кафедры Систем автоматизированного проектирования и поискового конструирования. Научный руководитель: Кизим A.B., доцент кафедры САПР и ПК ВолгГТУ, кандидат технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.