Научная статья на тему 'Автоматизация движения противоминного телеуправляемого подводного аппарата'

Автоматизация движения противоминного телеуправляемого подводного аппарата Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ / ПРОТИВОМИННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТОД НАВЕДЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Егоров Сергей Александрович

Рассмотрен подход к построению системы управления движением противоминного телеуправляемого подводного аппарата, основанный на выделении отдельных режимов работы данной системы и позволяющий автоматизировать схему проведения противоминных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Егоров Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motion automation of remotely operated underwater vehicle for mine countermeasures

The paper presents a new approach to motion control system designing of a remotely operated underwater vehicle for mine countermeasures. The approach enables to automate mine countermeasures operations and it is based on separating different control modes.

Текст научной работы на тему «Автоматизация движения противоминного телеуправляемого подводного аппарата»

УДК 551.46.07

Автоматизация движения противоминного телеуправляемого подводного аппарата

© С.А. Егоров МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрен подход к построению системы управления движением противоминного телеуправляемого подводного аппарата, основанный на выделении отдельных режимов работы данной системы и позволяющий автоматизировать схему проведения противоминных действий.

Ключевые слова: телеуправляемый подводный аппарат, противоминные действия, метод наведения, система управления, информационно-измерительный комплекс.

Технология проведения противоминных действий с использованием телеуправляемого подводного аппарата (ТПА) проиллюстрирована

Рис. 1. Схема выполнения противоминных действий с использованием ТПА (горизонтальная плоскость)

Базовое судно (тральщик) 1 и ТПА 2 в режиме совместного движения синхронно перемещаются со скоростью V по обследуемой акватории. Относительно тральщика ТПА находится впереди по курсу судна в точке с заданными координатами (система координат Хн2н). При обнаружении корабельной гидроакустической станцией миноискания (ГАСМ) объекта 5 (объект попал в поле зрения сектора 3 тракта обнаружения ГАСМ) и его классификации как миноподобного (сектор 4 тракта классификации) ТПА направляется к объекту (траектория 6) и с помощью собственных гидроакустических и телевизионных средств проводит допоиск и идентификацию объекта. Если объект оказался

миной, он уничтожается средствами ТПА и тральщика. После этого, а также в случае ложной цели, система судно —ТПА продолжает совместное движение, выполняя поиск следующего миноподобного объекта. Данная схема проведения работ может иметь частные случаи. Например, одним из частных случаев является схема, когда в процессе поиска миноподобных объектов корабельной ГАСМ ТПА находится на судне. При нахождении объекта тральщик стопорит ход, переходит в режим динамического позиционирования и далее осуществляется спуск ТПА. Другой частный случай — вариант использования ТПА в качестве носителя гидроакустических средств поиска и классификации объектов (ГАСМ). В данном случае ТПА, находясь в режиме совместного движения впереди по курсу судна, выполняет все операции по обнаружению и при наличии на его борту соответствующих средств уничтожению объектов.

В качестве примеров противоминных ТПА можно привести такие аппараты, как PAP-104, Double Eagle и др. Следует отметить, что в доступных источниках практически отсутствует информация о функциональности и особенностях работы систем управления (СУ) противоминных ТПА.

Далее предлагается подход к построению СУ ТПА, позволяющей реализовать описанную схему действий.

Обобщенная структурная схема СУ показана на рис. 2.

Режимы работы и алгоритмы СУ требуют определенного набора измерений параметров движения аппарата, формируемых ИИК. В соответствии с работой [1] в состав ИИК противоминного ТПА целесообразно включать следующий состав измерителей:

• бесплатформенная система ориентации (БСО) на базе инерциаль-ного измерительного модуля (три датчика угловых скоростей, три ли-

«Режим»■

I

/ м СУ ЦМ ТПА Un БФС и ДРК Г=1 Л V

БФЗС -N - 1 мд Hi ТПА ИИК

м СУУО ТПА ДРК ТПА

Рис. 2. Обобщенная структурная схема СУ движением ТПА:

БФЗС — блок формирования задающих сигналов на контуры СУ угловой ориентацией (СУ УО) и положением центра масс (СУ ЦМ) ТПА; ДРК ТПА — дви-жительно-рулевой комплекс ТПА; БФС ДРК — блок формирования сигналов на ДРК; ИИК — информационно-измерительный комплекс; Fд иМд — силы тяги и момента ДРК ТПА, и — напряжение на ДРК ТПА

нейных акселерометра) и трехосного магнитометра, используемого для реализации в БСО режима измерения гиромагнитного курса;

• датчики глубины и отстояния ТПА от дна (эхолот);

• система видеостабилизации (СВС), обеспечивающая высокоточное измерение по сигналам штатной телекамеры ТПА, нормированных на величину отстояния аппарата от дна приращений координат аппарата вдоль осей связанной с ним системы координат -Х-па^тпа (см. рис. 1, маршевая и лаговая координаты);

• гидроакустическая навигационная система (ГАНС) с ультракороткой базой, приемная антенна которой размещена на судне, а маяк-ответчик — на ТПА, позволяющая определить координаты аппарата относительно судна;

• гидроакустический доплеровский лаг (ГДЛ), измеряющий маршевую и лаговую скорости ТПА относительно дна или воды.

Дополнительно в ИИК необходимо вводить данные с навигационного комплекса судна — курс, дифферент, крен, географические широту и долготу судна.

В зависимости от режима работы СУ в ее алгоритмах используют измерения параметров движения ТПА, сформированные необходимой комбинацией измерителей с соответствующими алгоритмами совместной обработки (комплексирование).

В СУ УО входят контуры управления углами курса, дифферента, крена ТПА, в СУ ЦМ — контур управления вертикальной координатой (глубина, отстояние от дна), маршевый и лаговый контуры. В качестве основных примем следующие режимы работы СУ:

• от выносного пульта управления (режим ВПУ), позволяющий реализовать движение ТПА только с ВПУ путем прямой подачи сигналов от задающих органов ВПУ на приводы движителей ТПА. Все контуры управления движением работают в разомкнутом режиме. Данный режим используется при выполнении спуско-подъемных операций;

• ручной, позволяющий реализовать движение ТПА со штатного пульта управления путем прямой подачи сигналов от задающих органов пульта на приводы движителей аппарата. Все контуры управления движением работают в разомкнутом режиме. Данный режим используется при возникновении аварийных ситуаций;

• автоматизированный, позволяющий реализовать движение ТПА в толще воды или при работе у дна путем управления скоростью ТПА относительно воды вдоль осей ХТПА, 2ТПА связанной с аппаратом системы координат, глубиной погружения или отстоянием ТПА от дна, курсом, дифферентом и креном. Контуры маршевой и лаговой скоростей работают в разомкнутом режиме, контур глубины (отстояния от дна), контуры управления углами ориентации — в замкнутом. Данный режим является основным режимом управления ТПА вблизи судна, объекта

работ (мина), а также в моменты анализа ситуации о дальнейших действиях (анализ гидроакустических картин с гидролокатора ТПА и т.д.);

• динамическое позиционирование ТПА, осуществляемое по данным СВС или ГДЛ путем выдачи оператором соответствующей команды с пульта управления ТПА. При этом проводится стабилизация нулевых значений координат ХТПА, 2ТПА в связанной с аппаратом системе координат на момент введения данного режима и текущих на момент введения режима значений глубины погружения или отстояния ТПА от дна, углов курса, дифферента, крена аппарата. В данном режиме также реализуется управление смещениями ТПА относительно исходной точки позиционирования. Все контуры СУ работают в замкнутом режиме — позиционные маршевый и лаговый контуры, контур глубины (отстояния от дна), контуры управления углами ориентации ТПА. Режим используется при управлении ТПА вблизи объекта работ как непосредственно у дна (по СВС и ГДЛ), так и в толще воды (по ГДЛ);

• автоматический (программный), позволяющий реализовать движение ТПА в автоматическом режиме путем задания соответствующей программы движения. В отличие от предыдущих режимов в нем непосредственное участие оператора в управлении аппаратом существенно меньше. В качестве основных примем следующие программы движения:

а) «Совместное движение» — осуществляет автоматический вывод ТПА в заданную относительно судна точку и удержание в ней при последующем движении системы судно—ТПА;

б) «Выход в точку» — осуществляет автоматический вывод ТПА в зону цели (точки), заданной в неподвижной относительно земли системе координат;

в) «Выход по траектории» — осуществляет автоматический вывод ТПА в зону цели по требуемой траектории, заданной в неподвижной относительно земли системе координат.

Автоматический режим является наиболее сложным и комплексным. Далее будут раскрыты особенности его реализации. Движение ТПА рассматривается в горизонтальной плоскости, поскольку принимается, что в процессе отработки программ углы дифферента и крена аппарата стабилизируются СУ УО в окрестности нуля.

Программа «Совместное движение». Реализация данной программы аналогична описанному в [2] подходу к наведению на точку. При организации движения ТПА в окрестность заданной относительно судна точки движение к ней будем проводить в двух режимах: режим 1 (наведение) — до входа ТПА в зону с радиусом вокруг заданной точки управление осуществляется курсом и маршевой скоростью ТПА, при этом контур лага СУ отключен; режим 2 (стабилизация) — после входа ТПА в зону с радиусом стабилизируется курс аппарата, имев-

ший место на момент входа в зону, а отработка рассогласований по координатам осуществляется маршевым и лаговым контурами. Для исключения автоколебательных переключений режимов СУ на границе зоны переключения дополнительно вводится зона с радиусом > //т,п. При воздействии на ТПА возмущающих факторов (течение) и работе СУ в режиме 2 возможен снос аппарата от заданной точки. При сносе ТПА за пределы зоны с радиусом /тах снова включается режим 1 до входа аппарата в зону с радиусом /ш;п.

Наиболее просто режим 1 реализуется на основе классического метода наведения — метода погони [3], в котором продольная ось ТПА в каждый момент времени направляется на заданную движущуюся точку в системе координат судна. При формировании ошибки в контуре курса реализуется алгоритм, обеспечивающий разворот ТПА на заданный курс по кратчайшему угловому расстоянию. Контур марша разомкнут, сигнал на маршевые движители максимален, а знак сигнала определяется косинусом от сигнала ошибки в контуре курса, что позволяет уменьшить радиус циркуляции ТПА. Лаговый движитель в режиме 1 не используется.

В режиме 2 формируются позиционные ошибки в системе координат судна, которые далее перепроектируются на контуры марша и лага ТПА.

В части ИИК для реализации программы показания ГАНС и гидроакустического лага перепроектируются в горизонтную систему координат, связанную с судном и ориентированную по курсу судна (ее оси показаны на рис. 1). В результате комплексирования их измерений (с учетом скорости движения судна) определяют координаты и скорости ТПА относительно судна, используемые в СУ

Программа «Выход в точку». Координаты точки (цели) задаются в неподвижной относительно земли системе координат (местной географической), связанной с некоторой точкой (репер). Движение ТПА к заданной точке реализуется аналогично предыдущей программе. В режиме 1 при входе аппарата в зону с радиусом /ш;п вокруг заданной точки включается режим 2, в котором стабилизируется курс и координаты аппарата, имевшие место на момент входа в зону с радиусом /ш;п. В случае сноса ТПА за пределы зоны с радиусом /тах > /ш;п снова включается режим 1 до входа аппарата в зону с радиусом /ш;п.

В части ИИК показания ГАНС и гидроакустического лага перепроектируются в местную географическую систему координат, причем координаты ТПА относительно репера рассчитываются по данным ГАНС с учетом координат судна относительно репера. Используемые в СУ координаты и скорости ТПА в неподвижной системе координат определяют путем комплексирования пересчитанных координат ТПА и его скоростей по данным ГДЛ.

Программа «Выход по траектории». С учетом знаний об акватории в районе противоминных действий задается траектория движения ТПА к цели в виде набора опорных точек. Координаты точек задают в связанной с неподвижным репером местной географической системе координат.

Движение ТПА по траектории, заданной набором точек от 1 до К, предлагается организовать следующим образом:

• режим 1 (наведение): до входа ТПА в зону с радиусом Щ вокруг заданной 1-й точки траектории (г = 1, ..., К) управление осуществляется курсом и маршевой скоростью ТПА, при этом контур лага СУ отключен;

• при входе ТПА в зону с радиусом Щ 1-й точки траектории, когда г < К, происходит переключение управления: в контуры СУ поступают координаты следующей точки и ТПА продолжает движение в режиме 1;

• после входа ТПА в зону с радиусом К-й точки траектории управление аппаратом полностью аналогично описанному выше для программы «Выход в точку».

Работоспособность рассмотренных программ исследована моделированием в пакете прикладных программ Ма^аЬ^тиНпк, в программном комплексе тренажёра ТПА [4] с использованием математической модели системы базовое судно—кабель—ТПА, моделей СУ и ИИК ТПА. Исследования проводились при наличии возмущающих факторов и неидеальностей: течение, медленноменяющееся смещение нуля в модели ГДЛ, запаздывание, дискретизация по времени, флюктуирующая погрешность в модели ГАНС. Используемые в ИИК алгоритмы ком-плексирования оценивали координаты и скорости ТПА в соответствующей системе координат и компенсировали медленноменяющуюся погрешность лага.

В качестве примера реализации программы «Совместное движение» на рис. 3 представлены траектории движения судна и ТПА в режиме совместного движения при воздействии на ТПА бокового течения (0,9 м/с, направлено вправо).

Результаты работы программы «Выход в точку» приведены на рис. 4, 5. Заданная точка (кружок с перекрестьем) находится в центре окружности радиуса Щш;п. На рис. 4 показан вид траектории ТПА с учетом его разворота на заданный угол курса по кратчайшему пути при отсутствии течения. На рис. 5 приведены траектории ТПА при наличии течения (1 м/с) и смене его направления. Исходно ТПА вышел в зону заданной точки и удерживался в ней с течением, направленным влево. Далее имитировалась смена направления течения (новое направление показано стрелкой в левом нижнем углу рисунка). При этом ТПА был снесен за зону радиуса Щщах. Далее программа вернула и удерживала аппарат в заданной зоне.

В качестве примера реализации программы «Выход по траектории» приведем задачу организации движения ТПА в конечную точку в обход

100

40

20

80

60

ТПА

0 20 40 60 80 100 №Е,м

Рис. 3. Траектории судна (С) и ТПА в режиме совместного движения при воздействии на ТПА бокового течения (Х^, ЖЕ — напавления осей

Юг—Север, Запад—Восток)

опасной зоны, заданной в виде окружности в плоскости горизонта. Вокруг опасной зоны от начальной точки к конечной проложена расчётная траектория, задаваемая пятью точками. На рис. 6, 7 представлены траектории движения ТПА, начиная с точки 1 с координатами (0; 0), при отсутствии течения, упрощённой (идеальной) и полнофункциональной реализации ИИК (см. рис. 6), а также при отсутствии и наличии течения (боковое, направлено вправо) и флюктуирующей погрешности ГАНС (см. рис. 7).

Результаты исследований работы программ позволяют сделать следующие выводы:

• предложенный алгоритм реализации движения ТПА в заданную точку (режимы 1, 2) обеспечивает вывод и стабилизацию аппарата в окрестности заданной точки в широком диапазоне значений скоростей совместного движения и скоростей течения;

• из-за ограничения силы тяги лагового движителя ТПА при наличии достаточно сильного бокового течения имеет место периодическое переключение режимов наведения и стабилизации аппарата в окрестности заданной точки или конечной точки траектории (см. рис. 3, 5, 7). В ходе этого переключения СУ стремится установить ТПА против течения, а в случае совместного движения — с дополнительным сохранением скорости движения. Такая особенность алгоритма позволяет максимально использовать силу тяги маршевых движителей для удержания ТПА в окрестности заданной точки при достаточно сильном течении;

• при отсутствии течения реальные кривые движения ТПА между точками траектории близки к прямолинейным отрезкам, соединяющим эти точки. При наличии течения из-за особенности алгоритма наведения режима 1 имеют место отклонения реальной траектории от расчетной между точками траектории, что может привести к заходу ТПА в опасную зону. Во избежание этого расчетную траекторию следует

SN, м

50 25 0

-25 -50 -75 -100 -125

75 100 125 150 175 200 225 250 275 300 325 WE, м

Рис. 4. Траектория ТПА при работе программы «Выход в точку» и отсутствии течения

SN, м

78 72 66 50 54 48 42 36 30 24

84 90 96 102 108 114 120 126 132 138 144 150 WE, м

Рис. 5. Траектории ТПА при работе программы «Выход в точку», наличии течения и смене его направления

задавать на некотором удалении от опасной зоны, гарантирующем безопасное движение ТПА при течении различной силы и направления;

• флюктуирующая погрешность в канале ГАНС, частично отфильтрованная в комплексном ИИК, проходит на выход СУ Однако амплитуда колебаний на выходе СУ значительно меньше, чем в сигнале ГАНС и они не оказывают существенного влияния на работоспособность системы управления.

Представленный выше подход к организации функционирования СУ противоминного ТПА с выделением отдельных режимов работы

Рис. 6. Движение ТПА по точкам траектории при отсутствии течения, с идеальным и комплексным ИИК

Рис. 7. Движение ТПА по точкам траектории при наличии течения и флюктуирующей погрешности ГАНС

системы и их целенаправленным запуском оператором аппарата позволяет автоматизировать схему проведения противоминных действий, существенно упростить управление движением аппарата и уменьшить вовлеченность в него оператора ТПА.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Егоров С.А., Куценко А.С., Вельтищев Вад. В. Особенности создания систем управления противоминных телеуправляемых подводных аппаратов. Мат. 4-й Всерос. науч.-техн. конф. «Технические проблемы освоения мирового океана». Владивосток, 2011, с. 55-60.

[2] Куценко А.С., Егоров С.А. Организация движения телеуправляемого подводного аппарата по заданной траектории. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение, 2012, спец. вып. «Специальная робототехника и ме-хатроника», с. 51-56.

[3] Куркоткин В.И., Стерлигов В.Л. Самонаведение ракет. Москва, Воениздат МО СССР, 1963, 92 с.

[4] Вельтищев Вит. В., Егоров С.А., Куценко А.С., Вельтищев Вад. В. Компьютерный тренажер для подготовки операторов противоминного телеуправляемого подводного комплекса. Мат. 4-й Всерос. науч.-техн. конф. «Технические проблемы освоения мирового океана». Владивосток, 2011, с. 123-127.

Статья поступила в редакцию 21.05.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

С.А. Егоров. Автоматизация движения противоминного телеуправляемого подводного аппарата. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 3. URL: http:// engjournal.ru/catalog/pribor/robot/635.html

Егоров Сергей Александрович родился в 1970 г., окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана в 1994 г. Канд. техн. наук, зав. сектором НИИСМ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 60 научных работ в области подводной робототехники. e-mail: sa_egorov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.