УДК 336.025
АВТОМАТИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Т.С. РЕМИЗОВА
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра отраслевой экономики E-mail: [email protected] Научно-исследовательский финансовый институт
В работе представлено обоснование необходимости системы бюджетного управления в компании и инструмента информационно-аналитической поддержки при реализации системы бюджетного управления. Представлен анализ имеющихся в России тенденций развития рынка информационных систем управления предприятием и выделено, что наибольшими темпами развиваются рынок информационных систем на базе 1С. Анализ реализованных проектов по бюджетному управлению компаниями — партнерами 1С выявил, что основные потребители услуг — это производственные компании, торговля, страхование, строительство, услуги. Рост ожидается в следующих отраслях: энергетика, здравоохранение. Приведен пример реализации бюджетного управления с помощью автоматизации процесса в энергетических компаниях ОАО «Иркутскэнерго» и ООО «ИНК». Сделаны выводы о том, что, автоматизировав процесс бюджетного управления, компания получает большое количество новых возможностей, таких как рост эффективности от наличия бюджетного процесса; повышение обоснованности принятия управленческих решений и конкурентоспособности; улучшение инвестиционного климата.
Ключевые слова: бюджетный процесс, автоматизация, энергетика, информационно-аналитический, поддержка
В современных условиях хозяйствования особенно важным для развития и расширения деятель-
ности компаний является привлечение инвестиций, как российских, так и зарубежных. При этом привлекаемым инвесторам необходима достоверная, открытая и легко проверяемая информация о работе компании, а именно:
• об экономических и финансовых потоках организации;
• о затратах, оборотных средствах, запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях;
• о направлениях и способах расходования средств на текущий момент, ближайшую и долгосрочную перспективу;
• о возможности контроля за расходованием средств в отчетном периоде.
При этом компания должна обладать инструментом, позволяющим аккумулировать эту информацию как для предоставления инвестору, так и для реализации разнообразных управленческих функций, а также оперативного реагирования на изменения внешней и внутренней сред. Таким инструментом может выступать функционирующая на предприятии система управления бюджетным процессом. А наличие автоматизированного бюджетного процесса позволяет повысить оперативность сбора информации, обеспечить возможность проверки предоставляемых данных и, как результат, повысить доверие у инвесторов
к итогам и перспективам работы компании. Это достигается за счет:
• создания единого информационного пространства компании;
• разграничения доступа к документам планирования, отчетности и автоматического отслеживания процесса формирования плановых данных;
• разносторонних инструментов обеспечения планирования и анализа данных;
• контроля за своевременным и качественным исполнением запланированного;
• аудируемости отчетности и наглядности корректировок.
Любая компания, приняв решение об автоматизации бюджетного процесса, оказывается перед выбором системы, которая позволила бы решить задачи управления в одном из вариантов:
• с полным изменением бюджетного процесса;
• с незначительным его изменением;
• без изменения бюджетного процесса.
Под бюджетным процессом будем подразумевать последовательность действий, основанную на бюджетной и финансовой структуре, имеющую четкую регламентацию. Это представлено на рис. 1.
Выбор компаний для автоматизации процесса основывается на выборе платформы и производителя. Рассмотрим три основных производителя: SAP (например, продукты BusinessSuite, ERP), Oracle (E-BusinessSuite, Hyper^Pla^ng), 1С (1С: УПП, 1С: Консолидация) и их долю на российском рынке, пред-
Таблица 1 Доля производителей на рынке информационных систем управления предприятием,%
Доля рынка ERP-систем в России SAP Oracle 1C Другие компании
2008 53,9 8,4 18,7 19,0
2009 50,1 9,6 22,3 18,0
2010 50,5 8,2 26,0 15,3
2011 47,8 7,5 31,6 13,1
2012 49,9 8,0 29,2 12,9
Источник: [9].
тегрированных систем управления предприятием в 2011 г. составил 927,05 млн долл. США, что на 42,8% больше результатов предыдущего года. Рост рынка был обусловлен значительным спросом на бизнес-приложения со стороны малого и среднего бизнеса [9].
Данные табл. 1 говорят о наибольшем росте на рынке компании 1С. Ее партнеры наиболее активно разрабатывают программные продукты для автоматизации бюджетного процесса в последние несколько лет. Рассмотрим основных конкурентов на этом рынке, проанализировав табл. 2.
Как видно из анализа данных табл. 2, основными потребителями услуг являются:
• производственные компании;
• торговля;
страхование;
Финансовая структура
строительство; сфера услуг; энергетика;
Источник: [12].
Рис. 1. Схема бюджетного процесса
Таблица 2
Анализ основных конкурентов в области автоматизации бюджетного процесса
Количество
Компания реализованных проектов в области бюджетирования Продукт Сферы реализованных проектов
ИТАН Около 10 ИТАН: Управленческий баланс Игровой бизнес, торговля, финансовый сектор, производственные компании, консалтинг, страхование
WisеAdviсe Более 20 WA: Финансист Производственные компании, услуги, страхование, строительство, проектные компании, здравоохранение
1С: Первый БИТ Более 85 БИТ ФИНАНС: Стандарт, БИТ ФИНАНС: Проф, БИТ ФИНАНС: Управленческий учет, БИТ: Строительство, БИТ: Казначейство и бюджетирование Производство, клининг, транспорт, ЖКХ, строительство, торговля, государственные компании, услуги, финансы, страхование, проектные организации, телекоммуникации, наука и образование, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), оборудование
1С-Рарус Около 200 1С: Комплексная автоматизация 8, 1С: Управление корпоративными финансами Автобизнес, гостинично-курортные, бюджетные, инвестиционные, производственные компании, здравоохранение, образование, торговля, салоны красоты, сельское хозяйство, сервисные центры, строительство, транспорт, туристический бизнес, мобильная связь
ИНТАЛЕВ Свыше 1 200 внедрений управленческого программного обеспечения ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент 7 Строительство, девелопмент, оптовая и розничная торговля, дистрибуция, энергетика, производственные компании, транспорт, телекоммуникация, образование, здравоохранение, туризм
Микротест 5 Нет отдельного решения — 1С: Консолидация Девелопмент, транспорт, производственная компания, страхование, книгоиздательство
АхеЫ, 1С: Автоматизация, 1С Архитектор бизнеса, группа компаний «СофтБаланс» и др. До 4 Нет отдельного решения — 1С: Управление производственным предприятием Производственные компании, услуги, энергетика, торговля, транспорт
Источник: составлено автором по материалам сайтов [1-5, 7, 8, 10, 12, 14].
Источник: [1-4, 7, 8, 10, 12, 14].
Рис. 2. Распределение потребителей услуг по автоматизации бюджетного процесса, %
Исследования показывают, что опережающими темпами будут увеличиваться затраты на автоматизацию в секторах энергетики, финансов, оптовой и розничной торговли, бизнес-услуг, дискретного производства, образования, сельского хозяйства, строительства [13]. Наиболее заметный рост, по мнению аналитиков, будет наблюдаться в госсекторе и здравоохранении. При этом автоматизация бюджетного управления в данный момент представлена меньше, чем в остальных анализируемых отраслях. Основания для оптимизма дают планы правительства вложить значительные суммы в развитие электронного правительства и автоматизацию государственных медицинских учреждений [9].
В обоснование мнений аналитиков IDC, а также в подтверждение необходимости иметь инструмент аккумулирования и повышения открытости информации приведем государственную программу Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики». В документе заявлено, что «государственные органы, осуществляющие государственные функции в сфере ТЭК и смежных отраслях экономики, не в полной мере обладают информацией по отраслям ТЭК, которая необходима для осуществления возложенных на них государственных функций... Для содействия инновационному развитию ТЭК необходима адекватная информационно-аналитическая поддержка. Такую поддержку должна обеспечить государственная информационная система топливно-энергетического комплекса. предназначенная для информационного обеспечения реализации государственной энергетической политики и, в частности, для решения задач государственного управления функционированием и развитием ТЭК России» [11].
При этом решения по информационно-аналитической поддержке необходимы не только государственным структурам, но и частным инвесторам. Поэтому создание и наличие автоматизированной системы управления бюджетным процессом являются значительным конкурентным преимуществом компании.
Автоматизированные системы бюджетного управления уже внедрены или находятся в стадии разработки в ряде энергетических компаний. Например, основными задачами внедрения такой системы в ООО «Иркутская нефтяная компания», по словам специалистов финансово-экономических служб, являются: • создание единой системы бизнес-планирования,
обеспечивающей автоматизацию обработки
информации в процессе бизнес-планирования, контроля, учета и анализа финансово-экономической деятельности;
• создание единой экономической модели, представляемой в виде набора взаимосвязанных финансовых и операционных планов, обеспечивающего непротиворечивость данных на всех уровнях управления;
• обеспечение контроля за исполнительской дисциплиной в процессе бизнес-планирования;
• повышение оперативности, своевременности и достоверности информации, лежащей в основе принятия управленческих решений.
В задачи внедрения автоматизированных систем бюджетного управления в ОАО «Иркутскэнерго», по словам начальника экономического управления Е.С. Куимова, входило [6]:
• обеспечение оперативного сбора с детализацией бюджетных статей в соответствии с бюджетной моделью и анализа информации для законченного цикла планирования на базе методологии, принятой в ОАО «Иркутскэнерго»;
• поддержка различных горизонтов (год, квартал, месяц) и сценариев планирования;
• поддержка итерационного процесса планирования (согласование, отклонение, корректировка, утверждение и т.д.) и визуального контроля за соблюдением регламентов процесса планирования;
• проведение анализа данных, включая возможность расшифровки данных отчетов о фактическом исполнении бюджетов до первичного документа (технология дрилл-даун), и др. Основными задачами внедрения автоматизированной системы бюджетного управления в ЗАО «ИНК-Сервис» (основной вид деятельности — строительство, капитальный и текущий ремонт нефте- и газодобывающих скважин), по словам руководителя финансово-экономической службы С.В. Вишневской, являются:
• обеспечение ответственных исполнителей и руководителей инструментом для совершенствования системы управления предприятием;
• оптимизация информационных потоков и повышение оперативности при формировании планово-отчетных документов;
• использование инновационных технологий для автоматизации процесса бизнес-планирования;
• создание единого информационного пространства, обеспечивающего непротиворечивость данных на всех уровнях управления;
• уменьшение времени формирования, сбора, передачи и обработки информации за счет автоматизации формирования и предоставления отчетных материалов.
Рассмотрим разрабатываемые решения для озвученных задач в необходимом разрезе предоставления информации.
1. Для планирования экономических и финансовых потоков предприятия, затрат, оборотных средств, запасов, задолженности используются:
• гибкая система построения нормативно-справочной информации для процесса бюджетирования, а именно:
— легко настраиваемые модели бюджетирования (с возможностью частичного пересчета по модели при необходимости смоделировать ситуацию с изменением одних параметров и статичности других);
— расчетные статьи (автоматизированный расчет плановой амортизации, расходов будущих периодов, местных налогов, налогов на прибыль). При этом пересчет осуществляется не только путем зависимости одного показателя от другого, но и с использованием массивов данных, например ввод (вывод) основных средств, амортизационные отчисления по фактическим и плановым средствам, плановый учет временных и постоянных разниц;
— версионность данных, позволяющая создавать несколько вариантов одного сценария планирования, что обеспечивает возможность гибкого прогнозирования и планирования при различных сценарных условиях;
• оперативное получение и предоставление информации в другие подсистемы в рамках единого информационного пространства:
— техобслуживание и ремонты, где аккумулируется информация о плановых и аварийных ремонтах, затратах на плановое и фактическое выполнение каждой единицы ремонта. Являются источником данных для годового и перспективного планирования, потребителем сведений о фактическом исполнении и отклонениях от запланированных показателей по ремонтному фонду;
— капитальное строительство, где аккумулируется информация о плановой сдаче объ-
ектов — новых и не требующих монтажа и затрат на их ввод в строй. Является источником данных для годового и перспективного планирования, потребителем сведений о фактическом принятии к учету объектов и отклонениях от запланированных показателей;
— материально-техническое обеспечение, где аккумулируется информация о плановых и фактических закупках материалов. Является источником информации для годового и перспективного планирования, потребителем информации о направлении расходования материально-технических ресурсов;
— производственная программа (для электроэнергетических предприятий), где аккумулируется информация о плановых и фактических закупках, выработке, расходах и потерях мощности, электрической и тепловой энергии. Является источником информации для годового и перспективного планирования и неотъемлемой частью бюджетного процесса;
— планирование через настраиваемые бюджетные формы с возможностью разграничения доступа по видам бюджетов в соответствии с организационной и финансовой структурой, что обеспечивает распределение ответственности и мониторинг процесса подготовки планов.
2. Обеспечение процесса осуществляется:
• настраиваемым бизнес-процессом, позволяющим выставлять и выполнять задачи в соответствии с утвержденным регламентом;
• настраиваемым процессом согласования документов планирования с возможностью отклонения несогласованных данных — всего бюджета или его отдельных строк.
3. Планирование направлений расходования
средств осуществляется через:
• формирование на основании утвержденных контрольных показателей по плановым статьям лимитов расходования средств по направлениям расходования и подразделениям (финансовой структуре);
• дальнейшее создание и исполнение заявок на расходование средств в рамках утвержденных лимитов.
4. Контроль за расходованием средств ведется
с использованием:
• возможности оперативного получения фактических данных из учетной системы путем трансляции данных в онлайн-режиме;
• возможности оперативной актуализации бюджета, что позволяет формировать ожидаемые показатели с учетом фактического положения. Это помогает инвестору видеть ближайшие перспективы работы компании, в том числе и по отдельным инвестиционным проектам;
• механизма настраиваемой отчетности, позволяющей использовать любые формы, имеющие различные периоды, сценарии, сравниваемые показатели.
Таким образом, автоматизировав процесс бюджетного управления, компания получает возможности:
• роста эффективности при налаженном бюджетном процессе;
• повышения обоснованности принятия управленческих решений;
• усиления конкурентоспособности;
• улучшения инвестиционного климата.
В свою очередь инвестор получает возможность:
• наличия информационно-аналитической поддержки для принятия управленческих решений;
• оперативного контроля за расходованием средств;
• аудируемости предоставляемой отчетности.
Список литературы
1. lC-Рарус. URL: www.rarus.ru.
2. 1С: Автоматизация. URL: www.avtomatizator.ru.
3. 1С-Архитектор бизнеса. URL: www.1ab.ru.
4. Инталев. Технология вашего успеха. URL: www.intalev.ru.
5. ИТАН. Конструктор вашего эффективного финансового менеджмента. URL: www.finprosoft.ru.
6. Лобанов А. Техническое задание на разработку системы бюджетирования в ОАО «Иркутскэнерго». М., 2010. С.15-25.
7. Микротест. Лидер российского рынка консалтинга и системной интеграции. URL: www. microtest.ru.
8. Первый БИТ. IT-решения для учета и управления. URL: http://www.1cbit.ru.
9. Системы управления предприятием (рынок России): T-adviser. Государство. Бизнес. IT. URL: http://www.tadviser.ru/index.php.
10. Фирма 1С. URL: http://1c.ru.
11. Энергоэффективность и развитие энергетики: государственная программа Российской Федерации. URL: http://www.gosprogrammy.gov. ru/Main/Start.
12. Axelot. IT-консалтинг и автоматизация предприятий. URL: www.axelot.ru.
13. IDC. Analyze the Future Framingham. URL: http://www.idc.com//home.jsp.
14. Wiseadvice Consulting Group. URL: www. wiseadvice.ru.
Financial management
AUTOMATION OF BUDGETARY PROCESS AS AN INSTRUMENT OF INFORMATIONAL AND ANALYTICAL SUPPORT OF ADMINISTRATIVE DECISIONS
Tat'iana S. REMIZOVA
Abstract
The article considers substantiation of necessity of the budget management of a company and information and analytical tools to support the implementation of the budget management system. The work presents the analysis of Russian market development trends of information systems of enterprise management and highlights the most rapid developing company using 1C. Analysis of the realized projects on budget management of companies-partners of 1C reveals: productions companies, trade, insurance, construction, services. Growth is expected in the sectors of energy, health. The
author offers the example of implementation of budget management by automating the process in the energy companies "Irkutskenergo" JSC and "INK" Ltd. The author concludes that automating the process of budget management, the company receives a large number of new features, such as: growth of efficiency of the availability of budgetary process; increase of validity of acceptance of administrative decisions and competitiveness; improving of investment climate.
Keywords: budgeting, automation, power engineering, information and analytical, support
References
1. 1C-Rarus [1C-Rarus]. Available at: www.rarus. ru. (In Russ.)
2. 1C: Avtomatizatsiia [1C: Automation]. Available at: www.avtomatizator.ru. (In Russ.)
3. lC-Arkhitektor biznesa [1C Architect of business]. Available at: www.1ab.ru. (In Russ.)
4. Intalev. Tekhnologiia vashego uspekha [Intalev. Technology for your success]. Available at: www.inta-lev.ru. (In Russ.)
5. ITAN. Konstruktor vashego effektivnogo finan-sovogo menedzhmenta [A constructor of your effective financial management]. Available at: www.finprosoft. ru. (In Russ.)
6. Lobanov A. Tekhnicheskoe zadanie na razrabotku sistemy biudzhetirovaniia v OAO "Irkutskenergo" [Technical project on development of the budgeting system in JSC "Irkutskenergo"]. Moscow, 2010, pp.15-25.
7. Mikrotest. Lider rossiiskogo rynka konsaltinga i sistemnoi integratsii Microtest. [Microtest. The leader of the Russian market of consulting and system integration]. Available at: www.microtest.ru. (In Russ.)
8. Pervyi BIT. IT-resheniia dlia ucheta i upravleniia [First BIT. IT-solutions for accounting and management]. Available at: http://www.1cbit.ru. (In Russ.)
9. [The enterprise management system (Russia)]. T-adviser. Gosudarstvo. Biznes. IT. (In Russ.) Available at: http://www.tadviser.ru/index.php.
10. Firma 1C [The Firm 1C]. Available at: http://1c. ru. (In Russ.)
11. State program of the Russian Federation "Energy efficiency and energy development". Available at: http://www.gosprogrammy.gov.ru/Main/Start. (In Russ.)
12. Axelot. IT-konsalting i avtomatizatsiia pred-priiatii [Axelot. IT consulting and automation of the enterprises]. Available at: www.axelot.ru. (In Russ.)
13. IDC. Analyze the Future Framingham. Available at: http://www.idc.com//home.jsp.
14. Wiseadvice Consulting Group. Available at: www.wiseadvice.ru. (In Russ.)
Tat'iana S. REMIZOVA
Scientific and Research Financial Institute, Moscow, Russian Federation [email protected]