Научная статья на тему 'Автоматизация бизнес-процессов лечебного учреждения на основе медицинской информационной системы'

Автоматизация бизнес-процессов лечебного учреждения на основе медицинской информационной системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2132
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЛЕЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / AUTOMATIC MANAGEMENT SYSTEM / HOSPITAL INFORMATION SYSTEM / MEDICAL CENTER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпов О.Э.

Статья посвящена описанию автоматизации бизнес-процессов с применением медицинской информационной системы (МИС)«MS Clinic» в ФГБУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России. Показано, что новые возможности получения и обработки медицинской информации с применением современных икт-технологий и организационных решений с использованием в качестве основной платформы мис, могут оптимизировать существующие бизнес-процессы и сформировать новые модели медицинской помощи, соответствующие формирующимся требованиям рынка и ожиданиям пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automated business process management with the use of hospital information system

This review concerns automated business process management with the use of hospital information system (HIS) in the Pirogov▓s national medical-surgical center (Moscow, Russia).

Текст научной работы на тему «Автоматизация бизнес-процессов лечебного учреждения на основе медицинской информационной системы»

О. Э. Карпов,

генеральный директор федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медико-хирургический Центр имени Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Заслуженный врач РФ, профессор, 22011937@mail.ru

АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

УДК 002.021

Карпов О. Э. Автоматизация бизнес-процессов лечебного учреждения на основе медицинской информационной системы (Национальный медико-хирургический Центр имени Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия)

Аннотация. Статья посвящена описанию автоматизации бизнес-процессов с применением медицинской информационной системы (МИС)«MS Clinic» в ФГБУ «НМХЦ им. Н. И. Пирогова» Минздрава России. Показано, что новые возможности получения и обработки медицинской информации с применением современных икт-технологий и организационных решений с использованием в качестве основной платформы мис, могут оптимизировать существующие бизнес-процессы и сформировать новые модели медицинской помощи, соответствующие формирующимся требованиям рынка и ожиданиям пациентов.

Ключевые слова: автоматизированная система управления, медицинская информационная система, лечебное учреждение.

Автоматизация бизнес-процессов - явление, набирающее все большую популярность на современном рынке. И это абсолютно обосновано - ведь механизмы автоматизации позволяют прежде всего сократить издержки любого производства, а следовательно - сделать деятельность предприятия более эффективной.

Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью урсов входы процесса преобразуются в выходы, результаты процесса, представляющие ценность для потребителей. А бизнес-процесс с точки зрения информационных технологий - это устойчивый информационный процесс (последовательность работ), относящийся к производственно-хозяйственной деятельности компании и обычно ориентированный на создание новой стоимости. Бизнес-процесс включает в себя иерархию взаимосвязанных функциональных действий, реализующих одну (или несколько) из бизнес-целей компании в информационной системе компании, например, управление и анализ выпуска продукции или ресурсное обеспечение выпуска продукции (под продукцией понимаются товары, услуги, решения, документы). Необходимо отметить, что довольно часто при помощи автоматизации руководители хотят скоординировать

© О. Э. Карпов, 2016 г.

№9 Менеджер

201Б адравоохрвнвния

Г Л

Медицинские услуги стационаров

Общая информация о пациенте

Медицинская информация

Медицинские услуги поликлиник

Медицинские услуги внешних контрагентов

т

Ресурсы и затраты (оборудование, персонал, коечный фонд)

Ф

Финансы и контрагенты

Отчеты и аналитика

Рисунок 1. Логическая схема организации МИС

работу организации. Конечно, современное управление трудно представить без информационных систем. Но автоматизация не исправит ошибки в организации бизнес-процессов.

Аналогично всем прочим производственным сферам, направленность на оптимизацию основного производства и автоматизацию основных бизнес-процессов присуща и лечебно-профилактическим учреждениям (далее - ЛПУ), внедряющим медицинские информационные системы (далее - МИС).

Для эффективного решения этого вопроса информационной поддержки процессов учета и управления в любой современной МИС должно быть реализовано большое количество функциональностей, решающих множество задач. Практически все активно используемые МИСы построены по логической схеме, как показано на рисунке 1.

При этом функциональные возможности каждой конкретной МИС могут различаться по каждому из представленных логических блоков.

Кроме того, в большинстве случаев специфика крупных ЛПУ требует уникальных функциональных возможностей МИС, разработанных непосредственно для конкретных целей конкретной организации. Таким образом, оптимальным вариантом информационно-технологической платформы автоматизации бизнес-процессов многопрофильного ЛПУ является базовая МИС, доработанная с учетом индивидуальной специфики и задач учреждения.

В качестве основной платформы автоматизации бизнес-процессов многопрофильного лечебно-профилактического учреждения, которым является ФГБУ «НМХЦ им.Н.И.Пирогова» Минздрава России (далее - Центр), была определена МИС «MS Clinic». В адаптации базовой версии МИС «MS Clinic», ее развитии и постановке задач для дальнейшей разработки принимали непосредственное участие ведущие специалисты Центра, врачи и другие сотрудники учреждения.

Пропорционально сложности бизнес-процессов многопрофильного распределенного ЛПУ, каким является Центр, помимо стандартного функционала МИС (регистрация пациентов; хранение сведений о клинико-диагностических обследованиях, медицинских назначениях, манипуляциях, процедурах, хирургических вмешательствах, медикаментозном лечении; формирование и контроль документооборота; работа с контрагентами; наличие структурированной базы данных, выполняющей функции единого центра хранения и обработки информации и т.д.), информационная система должна учитывать многопрофильность медицинской помощи, сложно организованную многоуровневую архитектуру бизнес-процессов, а также соответствовать особенностям территориально распределенной организационной структуры с большим количеством пользователей единовременно. С учетом указанных особенностей, МИС является наиболее информативным источником данных как в текущей

енеджер

Рисунок 2. реализованные модули МиС ««Ms Clinic»

работе при оказании медицинской помощи пациентам, так и для последующей аналитической обработки данных.

В МИС реализованы многие модули позволяющие автоматизировать деятельность стационара и поликлиник, с учетом общих принципов работы (рис. 2).

Необходимо отметить, что уже начальные этапы внедрения - запуск функциональных

модулей «Карточка пациента» (рис. 3), «Приемное отделение» стационара (рис. 4), «Регистратура» (рис. 5) в амбулаторных подразделениях Центра, «Учет услуг» (рис. 6, 7), «Учет договоров» и «Взаиморасчеты» (рис. 8, 9, 10) в течение кратчайшего периода позволили полностью взять под контроль потоки пациентов проходящие через стационар и поликлиники Центра.

Рисунок 3. карточка пациента

Менеджер

здравоохранения

Рисунок 4. Приемное отделение. текущие госпитализации

Рисунок 5. регистратура. расписание специалистов

енеджер

Рисунок 6.

учет услуг, оказанных в ходе приема врача-специалиста

Рисунок 7. учет услуг, оказанных пациенту в течение госпитализации

Рисунок 8. взаиморасчеты. работа с лицевым счетом юридического лица

Менедже,

Рисунок 9. взаиморасчеты. работа с актами выполненных работ

ГШ

Рисунок 10. взаиморасчеты. Формирование расчетных документов

Менеджер № 9

здравоохранения 201Б

62 Ш

Т.е. с первым этапом практически полностью был автоматизирован процесс обращения за стационарной и амбулаторной помощью без детализации этих бизнес-процессов, однако с возможностью управления расписанием, детальным учетом оказанных услуг, отслеживанием движений пациента в течение госпитализации. Как и со многими другими процессами, в соответствии с известным принципом Вильфредо Парето, 20% усилий обеспечили 80% результата. Все последующие значительные усилия (80%) по адаптации системы под бизнес-процессы Центра, трудности внедрения и увеличение количества пользователей в несколько десятков раз (с 20-30 пользователей до 700-900) лишь уточняют процесс в деталях и дадут на выходе около 20% значимости результата.

Все специалисты, участвовавшие в разработке МИС, на всех этапах руководствовались принципом унификации, как средством достижения гибкости системы.

Медицинская услуга в системе была выведена в ранг одной из основополагающих сущностей. Что позволило представить ее в различных формах для многих процессов. Например, написание протокола осмотра врачом-специалистом - отображение медицинской услуги «Прием (консультация) врача-специалиста» в документальном (протокол, заключение) отображении. Реализация такого принципа позволяет учитывать единые сущности (медицинские услуги), привязанные к получателю (пациенту) и исполнителю (сотрудник), проходящие по этапам бизнес-процессов с разными отображениями и атрибутами. Став осевой сущностью, медицинская услуга для МИС проходит цикл последовательных преобразований: от назначения кем-либо в качестве элемента медицинской помощи; внесения в расписание в виде запланированного действия; формирования привязанного к услуге документа с формализованным результатом выполнения; оспаривания как минимального элемента при технической, экономической и медицинской экспертизах; фиксации

в истории обращения пациента в качестве структурного элемента медицинской помощи; выставления в актах выполненных работ в числе прочих услуг; наполнения предмета взаиморасчетов с заказчиком.

Также для решения задач учета оказания услуг по всем источникам финансирования и автоматизации действий медицинского персонала по учету услуг, были выделены следующие основные сущности, подлежащие обязательной регистрации: Заказчик (Юридическое или физическое лицо, определяющие канал финансирования); Исполнитель (Отделение, подразделение, конкретный сотрудник ЛПУ, а также любое физическое лицо или юридическое лицо); Прикрепление; Программа обслуживания (набор услуг и правил, ограничений их оказания); Договор; Пациент.

Введение в состав этих сущностей дополнительных классифицирующих признаков, а также подчинение им сущностей более низкого порядка позволили реализовать все основные потребности по учету услуг, а также предоставить пользователям системы необходимую свободу действий использования МИС для решения незапрограммированных бизнес-процессов и задач.

Таким образом, была решена еще одна организационная задача - создание единой логики учета конкретных оказанных услуг и формирования единого базиса оценки работ производимых медицинским персоналом.

Множество прочих реализованных функ-циональностей МИС, помимо перечисленных выше, увеличивают пользовательскую ценность системы, добавляют уникальности в разработанных решениях и активно используются в различных процессах Центра. Однако их описание значительно перегрузит текст настоящей статьи. Некоторые из них:

- управление шаблонизированными медицинскими записями (предзаполненные шаблоны документов) и формирование печатных документов;

- «сводная история болезни» - табличное и графическое отображение динамически

Менедже,

изменяющихся параметров в ходе медицинского наблюдения;

- формирование листа назначений и работа с ним;

- работа с заявками на лабораторные исследования и др.

На современном этапе развития сферы здравоохранения, когда в медицине применяются сотни программных продуктов, занимающихся оцифровкой множества данных, необходимо объединять и структурировать информацию, к которой обращается пользователь.

В связи с этим МИС изначально разрабатывалась как система, позволяющая агрегировать данные из различных источников, следуя принципу «интеграция - способ оптимизации».

Таким образом, МИС служит не только основной системой лечебного учреждения, но и является интеграционной платформой для множества систем, а также может быть узлом федеральных и региональных информационных систем и сервисов здравоохранения в Российской Федерации.

Для решения этих задач в МИС были реализованы модули:

1. модуль интеграции по протоколу HL7 с использованием как обменом файлами, так и потоковой передачи данных (используется для интеграции с PACS системой и DICOM сервером, реанимационными мониторами и центральными станциями многих производителей медицинского оборудования);

2. модуль интеграции на основе внешних баз данных под управлением СУБД Microsoft SQL и Oracle (для интеграции с системами ведения административно хозяйственной деятельности и лабораторной информационной системой в связи с необходимостью не только передачи чистых данных, но и реализации процессов и логик работы с передачей функций между системами);

3. модуль интеграции файлами xml c разнообразными теговыми структурами и файлами DBF, XLS XLSX c настраиваемой интер-притацией данных по столбцам и строкам

В подтверждение правильности данного подхода можно привести примеры интеграции с рядом систем второго уровня, такие как:

- система контроля доступа (СКД);

- система обработки и хранения медицинских изображений (PACs).

Задачи, стоявшие перед самой системой СКД, просты и понятны: учет нахождения сотрудников на территории; организация учета посетителей; управление контроллерами доступа; управление турникетами; организация учета автотранспорта; управление шлагбаумами. Но сразу при установке системы СКД было выявлено что вводимые данные о посетителях при регистрации в ней можно использовать в приемном отделении и регистратуре для оптимизации процесса регистрации уже на этапе клинических подразделений. Реализация дополнительных функций в СКД и доработки интеграции с МИС позволили использовать карты для блокировки выхода пациентов и/или плательщиков по каналу ПМУ за территорию, при наличии задолженности по оплате.

Система обработки и хранения медицинских изображений (PACs) выполняет следующие задачи: сохранение медицинских изображений (формата DICOM); обеспечение их приема, переадресации и печати на других DICOM устройствах; инструмент обработки изображений для врачей диагностических отделений.

Интеграция систем по протоколу ^7 путем соотнесения исследований в системе PACS с конкретными услугами в МИС позволило обеспечить выполнение стандартных задач PACS:

a. Хранение изображения только в одной системе при этом обеспечивая полнофункциональный доступ к ним из обоих систем (уменьшаются затраты на объемные, скоростные и отказоустойчивые хранилища данных).

b. Обеспечение инструментом просмотра медицинских изображений всех пользователей МИС, без затраты дополнительных средств на приобретение программ просмотра медицинских изображений (отказ от печати на пленке для текущей работы с пациентами).

енеджер

Приведенные примеры демонстрируют, что правильные методологические и организационные подходы позволяют разрабатывать и внедрять в повседневную работу информационные системы с различной логикой работы, но с поддержанием единых методов учета и контроля при использовании как основной платформы информационной системы, изначально создающейся для реализации в том числе и этой задачи.

Несмотря на большой объем реализованных задач и функций в корпоративной МИС Центра, объем предстоящих решений многократно больше. Кроме того, процесс внедрения МИС и ее развития практически постоянен из-за изменения текущих условий, постановки новых задач и развития самого учреждения.

Из всех тактических задач, стоящих перед МИС, основные для текущего периода:

- завершение полного цикла учета фактических затрат на лечение пациента (лекарственные средства, расходные материалы, препараты крови и проч.);

- полная реализация алгоритма расчета фактической себестоимости медицинской помощи; обеспечения безубыточности бизнес-процессов;

- увеличение парка медицинской техники сопряженной в части обмена данными с МИС.

Из набора стратегических задач, наиболее системная - развитие направления персонализированной медицины.

Вопросы персонального электронного здравоохранения и прикладные аспекты его реализации в медицинских организациях становятся все более актуальными. Чаще всего используемые понятия для описания такой модели - персональная медицина, телемедицина, «виртуальный (электронный) госпиталь» и т.д. По сути, предполагается возможность быстрого и качественного получения медицинских услуг в месте нахождения пациента (т.е. удаленно с точки зрения медицинской организации) с помощью широкого спектра

доступных, эффективных и безопасных телекоммуникационных технологий.

Удаленная медицинская поддержка и адекватная консультативная помощь в первую очередь необходима следующим группам населения:

• пациентам с хроническими заболеваниями, когда нужны дистанционный мониторинг, сопровождение и консультации;

• пациентам, закончившим стационарный этап лечения и нуждающимся в долечивании (или наблюдении) на амбулаторном этапе;

• женщинам во время беременности и после родов;

• лицам, занятым на работах с воздействием факторов профессиональной вредности;

• при активных формах отдыха, занятиях любительским и профессиональным спортом.

Кроме того, необходимо помнить, что по существующим прогнозам, в России к 2030 г. до 20% населения будет старше 65 лет. Соответственно, значительно возрастет число лиц, нуждающихся в длительном дистанционном (патронажном) сопровождении и частых консультативных медицинских услугах (в т.ч. дистанционных).

Для развития систем по типу «виртуального госпиталя» необходимо задействовать основные компоненты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Персональные устройства - диагностические приборы для использования пациентами самостоятельно в условиях повседневной жизни. В настоящее время одна из основных проблем для всего направления это то, что реально функционирующие персональные медицинские устройства ограничены по набору параметров измерения (артериальное давление; ЭКГ; ЧСС; уровень глюкозы крови; вес). Однако скорость развития технологий за последние несколько лет значительно возросла, что предполагает достаточно быстрое появление необходимых и удобных устройств.

2. Личный кабинет - совокупность доступных пациенту личных медицинских и финансовых данных. За основу берется базовая

Менедже,

МифорывцивпнЫБЗменеджмент

морфофункциональная информация, дополняемая пожизненно накапливаемыми биомедицинскими и экономическими (в т.ч. «страховыми») показателями и сведениями.

3. Медицинский контакт-центр как подразделение, выполняющее функцию коммуникационного и логистического ядра.

4. Информационно-технологические (программно-аппаратные) решения, позволяющие сочетать данные, полученные с разнообразных устройств и программных приложений мобильной медицины.

5. Интегрированные с МИС базы данных, позволяющие хранить в структурированном виде информацию, защищать данные от искажения или потери, проводить аналитическую обработку данных.

6. Возможность индивидуальных настроек и организации авторизированного доступа к определенным блокам информации, интеграции с базами данных государственных и частных структур (например, ЕГИСЗ, ЕМИАС, фондов ОМС, страховых компаний и проч.).

Таким образом, новые возможности получения и обработки медицинской информации с применением современных информационно-коммуникационных технологий и организационных решений с использованием в качестве основной платформы МИС, могут не только оптимизировать существующие бизнес-процессы, но и сформировать новые модели медицинской помощи, соответствующие формирующимся требованиям рынка и ожиданиям пациентов.

UDC 002.021

Karpov O. E. Automated business process management with the use of hospital information system (Pirogov national medical-surgical center, Russian Federation)

Abstract. This review concerns automated business process management with the use of hospital information system

(HIS) in the Pirogov's national medical-surgical center (Moscow, Russia).

Keywords: automatic management system, hospital information system, medical center.

Актуальный документ

правила заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной

организацией на лечение гражданина россии за границей: проект изменений

П

роект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 1011» (подготовлен Минздравом России 05.10.2016)

Разработан проект изменений в правила заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами нашей страны. Изменения направлены на установление возможности заключения федеральным органом исполнительной власти такого контракта только у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и исключающие возможность определения поставщика (подрядчика, исполнителя) способом запроса предложений.

Источник: ГАРАНТ

енеджер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.