Научная статья на тему 'Автоматизация алгоритмов восполнения ресурсов'

Автоматизация алгоритмов восполнения ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масалева М. В.

Статья посвящена обоснованию автоматизации алгоритмов планирования государственных закупок при восполнения ресурсного обеспечения на различных уровнях управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Масалева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизация алгоритмов восполнения ресурсов»

УДК 65.011.56

АВТОМАТИЗАЦИЯ АЛГОРИТМОВ ВОСПОЛНЕНИЯ РЕСУРСОВ М.В. Масалева

AUTOMATION OF REPLENISHMENT ALGORITHMS M.V. Masaleva

Аннотация. Статья посвящена обоснованию автоматизации алгоритмов планирования государственных закупок при восполнения ресурсного обеспечения на различных уровнях управления.

Ключевые слова: автоматизация, государственные закупки, планирование, ресурсы.

Abstract. Article devoted to the justification of public procurement automation scheduling algorithms for fill resource support at various levels of government.

Keywords: automation, public procurement, planning, of, resources.

Государственные закупки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

- это удовлетворение потребностей в качественной продукции, работах, услугах, необходимых для бесперебойного выполнения функций, которые напрямую связаны с решением проблем безопасности жизнедеятельности населения и государства. Выполнение этих функций должны быть экономически выгодными и эффективными. Механизм восполнения ресурсов через государственные закупки, предусмотренный действующим федеральным законодательством [1] определяет требования открытости и прозрачности таких процессов, как планирование, определение целесообразности закупок, документирование и регламентирование закупок, их проведение закупок, а также осуществления контроля и проведения мониторинга исполнения заключенных контрактов.

Для обеспечения перечисленных процессов система государственных закупок должна решать следующие основные задачи:

- контроль за планированием и расчетом потребности в товарах, работах, услугах для нужд подразделений и организаций МЧС России;

- контроль за своевременным использованием лимитов бюджетных средств, выделенных на приобретение товаров, работ, услуг

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

для обеспечения деятельности подразделений и организаций МЧС России по предназначению;

- грамотное и качественное размещение государственных заказов, с целью своевременного получения товаров, работ, услуг, соответствующих техническим требованиям, в полных объемах;

- контроль за своевременной и полной оплатой принятых на себя обязательств по заключенным государственным контрактам (прямым закупкам, договорам с единственным поставщиком);

- сбор и систематизация отчетности по государственным закупкам для анализа эффективности произведенных закупок в организациях и подразделениях МЧС России.

Таким образом, возникает необходимость в сборе, обработке и анализе большого объема разнородной информации, начиная с заявок на выделение лимитов бюджетных средств и до заключения государственного контракта (прямой закупки, заключения договора с единственным поставщиком).

Как известно, одной из основных проблем ресурсного обеспечения Федеральной противопожарной службы (ФПС) является проблема замораживания ресурсов в запасах. Это происходит в случае, когда финансовые ресурсы расходуются в полном объеме на определенный вид ресурсов, а в процессе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации возникает потребность в другом ресурсе. В результате на складе подразделений накапливаются неликвидные ресурсы, а требуемые для обеспечения деятельности ресурсы отсутствуют, финансовые средства израсходованы. Такая ситуация часто может складываться из-за несовершенства алгоритмов закупочной деятельности, что во-первых увеличивает срок поставки ресурсов, во-вторых вынуждает приобретать излишки, из-за непрозрачности бюджетного финансирования.

Для исследования данной проблемы в настоящей статье рассмотрен контур образования потребностей в ресурсах подразделений федеральной противопожарной службы и проанализированы алгоритмы реинжиниринга системы государственных закупок [4].

Сам процесс ресурсного обеспечения территориальных подразделений федеральной противопожарной службы может быть описан некоторой моделью, которая включает в себя такие параметры, как число подразделений федеральной противопожарной службы (число источников заявок), интенсивность потоков ресурсов

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

и сопутствующих услуг для обеспечения деятельности подразделений в различных режимах функционирования, средней величиной потребности подразделений в ресурсах, стоимостью ресурсов и другими. Результатом работы системы является обеспеченность подразделений требуемыми ресурсами на различных уровнях [3].

Процесс образования и удовлетворения потребностей можно охарактеризовать как процесс, протекающий в замкнутой системе. В ряде случаев данную систему можно представить как замкнутую систему массового обслуживания. На рис. 1 выделены различные уровни системы государственных закупок, которая напрямую зависит от источника финансирования.

Центральный довольствующий орган может самостоятельно осуществить закупку ресурсов либо передать финансирование в региональный центр. Региональный центр также может самостоятельно приобрести ресурсы или передать финансирование в субъект Российской Федерации. Подразделение федеральной противопожарной службы самостоятельно закупает ресурсы и передает их в подразделения. Контур под названием «город», как правило не предусматривает конкурсных закупок, в некоторых случаях охраняемый федеральной противопожарной службой населенный пункт (или

Центральный довольствующий орган (департамент)

Система управления ресурсами на уровне регионального центра Система управления ресурсами на уровне субъекта

Управление ресурсами города, района, гарнизона

-Движение заявок,

образование потребности

.......*■ Движение ресурсов

Рисунок 1. Структура контура образования и удовлетворения потребностей в системе ресурсного обеспечения

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

крупный объект) на безвозмездной основе может передавать ресурсы федеральной противопожарной службе.

Особенность ресурсного обеспечения подразделений ФПС связана с тем, что решение о поставках принимается при планировании деятельности подразделений за год до фактического возникновения потребностей. Потребность в поставках определяется в соответствии с существующими нормативами, связанными с размерами населенных пунктов и охраняемых территорий. В небольших населенных пунктах и сельских поселениях, где созданы пожарные части или отдельные посты, потребность может быть ниже расчетной и определяется исходя из практического опыта руководителей. В мегаполисах потребность часто выше расчетной и может быть определена объемом ресурсов, посредством которых обеспечивается заданное время прибытия пожарно-спасательных формирований к месту вызова (например, увеличивается количество пожарных частей на территории мегаполиса, оптимизируются маршруты движения к месту вызова) [3] .

Процессы совершенствования и изменения системы государственных закупок определяет актуальность исследований в части разработки моделей и алгоритмов для ресурсного обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы.

Модели, описывающие процесс закупок ресурсов должны содержать размер финансовых ресурсов, периоды финансирования, сроки потребления и эксплуатации ресурсной базы.

Алгоритмы пополнения ресурсной базы должны составляться с учетом затрат времени на планирование и осуществление закупок. Укрупненный алгоритм государственных закупок представлен на рис. 2.

Наиболее важными и актуальными являются данные:

- финансовые, отражающие выделенные лимиты, их фактический расход, остаток и процент законтрактованных средств;

- по государственным закупкам, включающие в себя информацию по заключенным государственным контрактам, прямым закупкам, договорам с единственным поставщиком, проведенным процедурам закупок как в количественном, так и в суммовом выражении;

- статистические, аккумулирующие в себе информацию по соответствию фактически проведенным закупкам плану-графику,

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

фактическому исполнению государственных контрактов, прямых закупок, договоров с единственным поставщиком, а так же контрактацию (которая является в течение последних десяти лет одним из важных показателей при анализе использования выделенных бюджетных средств).

В условиях недостаточности численности квалифицированных специалистов, занимающихся организацией государственных закупок, необходима автоматизация типовых и рутинных процессов,

Рисунок 2. Блок-схема алгоритма государственных закупок

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

которая повысит производительность системы восполнения ресурсов и снизит трудозатраты при проведении закупок. Предлагается создание программного продукта, позволяющего на основе сбора аналитических обобщенных данных о потребностях в ресурсах формировать пакет организационных документов, необходимых для проведения государственных закупок.

Предлагаемая программа располагает возможностью получения всех указанных данных как отдельно по каждой статье классификации расходов бюджетных средств, так и в целом по приобретаемым основным средствам, материальным запасам, работам и услугам.

Автоматизацию организации государственных закупок на каждом уровне управления планируется произвести в несколько этапов.

На первом этапе, предлагается разработать базу данных в СУБД Access.

На втором этапе планируется разработка программного продукта на платформе Borland Delphi с возможностью взаимодействия с базой данных MS Access для использования общей базы данных с информацией, поступающей из подразделений с дальнейшим обобщением.

Предлагаемая программная разработка частично автоматизирует документооборот, и позволит осуществлять вывод формализованных отчетов установленной формы.

На третьем этапе предлагается частично автоматизировать расчет потребности ресурсов, для этого автоматизируются некоторые методики поддержки принятия решения при реализации многокритериальных задач. Также планируется разработать специальный экспертных блок, который позволит осуществлять оценку важности критериев выбора ресурсов для определенного региона, с учетом его местных особенностей.

Следующим этапом предлагается автоматизировать обоснование объемов потребностей в ресурсах, обеспечив тем самым поддержку принятия решения о закупке конкретных видов ресурсов (в том числе при расхождении фактического финансирования с планируемым).

Для обобщения заявок по потребностям в подразделениях и создания общего плана с определенными котировками бюджетных статей государственных закупок в МЧС России, распределения

cjb

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

денежных средств по наиболее востребованным статьям котировок (например, распределение денежных средств на оплату услуг ЖКХ и оказанию ремонтных работ в зданиях подразделений) предлагается использовать платформу Borland Delphi и возможность интегрирования со следующими программами (рис. 3):

1. MS Access (будет создана общая база данных материальных средств в подразделениях со сроками их закупок и количеством на складах). Формирование базы данных позволяет автоматизировать все этапы управления государственными закупками - от планирования до оценки эффективности - и обеспечивает интеграцию посредством Web-сервисов с ЕИС (аналогичными региональными и муниципальными порталами).

2. MS Project (с возможностью определению сроков выполнения работ, уведомления о сроках выполнения работ, оповещения ЛПР о определенных задачах).

3. MS Exel (вывод таблиц с позициями для корректировки у руководства).

4. MS Word (Вывод отчетной документации по определенным формам регламентированные нормативными документами).

При централизованном использовании автоматизированных процессов закупок унифицируется процесс закупочной деятельности для подведомственных учреждений: настраивается единая нормативно-справочная информация и обеспечивается единый для всех пользователей порядок формирования документов и их контроля, способы взаимодействия с порталом закупок, а также функции

f Borland ^^

^□ецщп

рЭ

Рисунок 3. Взаимодействие программы с пакетом MS Office

<j!b

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

формирования отчетности. В настоящее время представленный программный продукт находится в разработке, идет обобщение информации полученной от специалистов в области государственных закупок и анализ форм отчетности, которые можно автоматизировать.

Автоматизация процессов государственных закупок актуальна, так как это повышает требуемый уровень производительности труда, позволяет гибко распределять полномочия по планированию и исполнению закупочного процесса, проводить совместные и централизованные закупки на разных уровнях управления, а также осуществлять мониторинг расходования бюджетных средств.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Справочно-право-вая система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.08.2016).

2. Брушлинский Н.Н, Соколов С.В., Алехин Е.М., Вагнер П., Коло-миецЮ.И. Безопасность городов. Имитационное моделирование городских процессов и систем. М., 2004.

3. Сатин А.П., Масалева М.В., Симаков В.В. Некоторые особенности пополнения ресурсной базы подразделений Федеральной противопожарной службы // Технологии техносферной безопасности. 2015. № 5 (63). URL: http://ipb.mos.ru/ttb (дата обращения: 02.09.2016).

4. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. М., 2007.

М.В. Масалева

преподаватель-методист факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии Государственной противопожарной службы МЧС России (г. Москва) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.