Научная статья на тему 'Автоматическое пилотирование и диспетчеризация мобильных агрегатов'

Автоматическое пилотирование и диспетчеризация мобильных агрегатов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
493
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЧНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / АВТОПИЛОТИРОВАНИЕ / МОБИЛЬНЫЙ АГРЕГАТ / ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ / PRECISION FARMING / AUTOPILOTING / MOBILE UNIT / DISPATCHING

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Левшин Александр Григорьевич, Башилов Алексей Михайлович, Головко Вадим Александрович

Для точного земледелия изложен проект управления мобильными агрегатами с использованием дистанционных систем навигации и датчиков технико-технологического мониторинга. Приведены схемы аппаратных и программных решений для функционирования робототехнического комплекса в автоматическом режиме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Левшин Александр Григорьевич, Башилов Алексей Михайлович, Головко Вадим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automatic piloting and dispatching of mobile units

The authors set out a draft of mobile unit operating scheme using remote navigation systems and technical-and-technological monitoring sensors and recommend it for applying in precision farming. The paper contains diagrams of hardware and software solutions for the robotic system in an automatic mode.

Текст научной работы на тему «Автоматическое пилотирование и диспетчеризация мобильных агрегатов»

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

УДК 631.171 + [621.37 / 39:631.145]

А.Г. Левшин, доктор техн. наук

A.М. Башилов, доктор техн. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

B.А. Головко

Всероссийский научно-исследовательский институт электрификации сельского хозяйства

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПИЛОТИРОВАНИЕ И ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ МОБИЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ

Сельскохозяйственное поле, неоднородное по рельефу, почвенному покрову, агрохимическому содержанию, требует на каждом участке применения оптимальных агротехнологий. Использование технологий точного земледелия позволяет:

• сократить расход семян и удобрений. Внедрение элементов точного земледелия позволяет повысить урожайность на 30 % при одновременном снижении затрат на минеральные удобрения на 30 % и на ингибиторы на 50 %;

• оптимизировать использование сельскохозяйственной техники (производительность повышается на 8...12 %);

• сократить расход ГСМ на 10.20 %;

• оптимизировать управление персоналом, распределением трудовых ресурсов;

• социальный эффект внедрения систем точного земледелия заключается в облегчении труда трактористов и диспетчеров.

Мировая практика свидетельствует о том, что затраты на оборудование точного земледелия окупаются за 2—4 года. Применение точного земледе-

лия наиболее эффективно на крупных предприятиях.

Стандартные спутниковые GPS/GLONASS системы навигации определяют координаты приемного устройства с относительно большой ошибкой в несколько метров. Для обеспечения высокой точности GPS позиционирования в целях точного земледелия движущийся объект оснащается дополнительным оборудованием для приема дифференциальных поправок в формате RTCM с наземных базовых станций. Дифференциальные поправки позволяют значительно увеличить точность позиционирования движущегося объекта в поле вплоть до 2,5 см. Следует отметить, что на эффективность применения поправок влияют следующие факторы: скорость движения, привязка объекта к базовой станции поправок, удаленность от базовой станции и т. п. Применение акселерометров (датчиков ускорения) и гироскопов в комплексе с GPS/GLONASS системами способствует увеличению надежности системы позиционирования, повышает точность и позволяет решить ряд других задач, однако при этом возникает задача комплексирования данных.

Технологии точного земледелия кроме высокоточного позиционирования требуют современные средства диспетчеризации — связь мобильного объекта с оператором. При этом должны передаваться данные о положении объекта, расходе топлива, его уровне в баке, данные датчика урожайности и ви-деоцифрового мониторинга [1—2].

Проблема создания мобильной системы автопилотирования, дополненной датчиками для точного земледелия, является актуальной и требует разработки не только аппаратной части, но и комплекса программных решений.

Для робототехнического комплекса (ЯТК) точного земледелия способ задания траектории определяется текущим технологическим процессом: вождение по заданной траектории, параллельное вождение, вождение вдоль междурядий, объезд препятствия, поворот на другую траекторию, парковка и пр.

Структурная схема САУ движением изображена на рис. 1. Контуры управления: внутренний контур рулевого управления состоит из рулевого механизма, гидравлического сервораспределителя, рулевого гидропривода колес; внешний контур состоит из приемника GPS/GLONASS сигналов, приемника дифференциальных поправок в режиме ЯТК и инерциальных датчиков.

Задание системы управления: текущее положение задается траекторией движения, загруженной в контроллер автопилота трактора.

Датчики инерциальной системы (рис. 2): трехосевой акселерометр (ускорение по осям), трехосевой гироскоп (угловое перемещение по осям), одометр (скорость движения), положение руля (энко-дер или потенциометрический датчик).

Исполнительные механизмы (рис. 3): гидравлические приводы рулевого управления (гидроцилиндры).

Траектория движения трактора и перечень выполняемых задач в поле предварительно загружаются в контроллер автопилота трактора с помощью карты памяти SD или Flash-носителя. Посредством GPS/GLONASS приемника контроллер определяет географические координаты трактора. Координаты дополнительно уточняются с помощью дифференциальных поправок, получаемых по радиоканалу от базовой станции, находящейся неподалеку. Одновременно с помощью 3-осевых акселерометров и гироскопов происходит измерение инерциального состояния трактора и дополнительно скорость его движения одометром. Информация о движении трактора со всех датчиков преобразовывается в переменные состояния матрицы состояния фильтра Калмана в со-

Установка

положения

¥

Регулятор

"*1

Положение

руля/колес

V

Ф-

ПД

регулятор

Руль

Трактор

Положение

трактора

Рис. 1. Структурная схема САУ движением трактора

Рис. 3. Гидравлическая система трактора

ответствии с калиброванными весами. На выходе фильтра рассчитывается точное положение трактора с учетом показаний всех датчиков навигационной системы. В случае пропадания сигнала GPS/GLONASS навигационная система продолжит свою работу благодаря автоматической перенастройки фильтра Калмана для работы только с инерциальными датчиками (функция сопровождения Dead Reckoning).

Отклонение от заданной траектории движения рассчитывается исходя из разницы между самой траекторией, заданной в контроллере автопилота, и измеренным текущим положением с помощью навигационной системы. Отклонение или ошибка положения поступает на вход регулятора. На выходе регулятора формируется сигнал, задающий динамику трактора в зависимости от ошибки на его входе. Сформированный сигнал с выхода регулятора (внешнего контура) поступает на внутренний контур управления.

Внутренний контур управления в соответствии с сигналом от внешнего контура управляет положением рулевого механизма.

Положение колес трактора измеряется с помощью потенциометрического датчика положения, поворот и перемещение рулевых колес осуществляется с помощью гидропривода (гидроцилиндров), которые управляются посредством гидравлического сер-

Терминал

оператора

Гидравлический

распределитель

вораспределителя. Сигнал управления с выхода внутреннего контура подается на сервораспределитель. Динамику работы внутреннего контура определяет ПД-регулятор, который является оптимальным законом управления для гидравлической системы управления. Таким образом, перемещение рулевых колес при движении трактора в поле будет задавать его последующее положение.

Как видно на рис. 4, основными узлами АСУ движением (пилотирования) трактора являются: контроллер, радиомодем, GPS-антенна, датчик положения колес, гидравлический сервораспределитель, терминал оператора.

Контроллер осуществляет все функции управления исполнительными органами трактора, измерения текущего и расчета будущего положения в пространстве. Состоит из высококлассного GPS/GLONASS приемника, 3D инерциальной навигационной системы, СА^интерфейса, ЦАП, процессора и других элементов. Высокоточная GPS-антенна устанавливается на крыше или на капоте трактора. Антенна подключается к контроллеру и радиомодему, осуществляет прием сигналов навигационных спутников GPS/GLONASS и поправок от базовых станций по радиоканалу. Датчик положения колес устанавливается на поворотный привод колес (гидроцилиндр) и подключается к контроллеру, к его налоговому входу. Гидравлический распределитель монтируется в гидравлическую систему трактора для управления приводом колес и подключается к аналоговому выходу контроллера. В кабину трактора устанавливается терминал оператора.

Терминал выполняет функцию визуализации технологического процесса. В интерфейсе терминала оператору предоставляется графическая и текстовая информация о поле, его структуре,

GPS-антенна

Контроллер

Датчик положения колес

Рис. 4. Комплектация системы автопилотирования трактора

Приемник

* <,

о ;> О О J

5 3CQCPJ -

Терминал

Датчик

угла

траектории движения, выполняемых задачах и т. п. Терминал также подключается к навигационному контроллеру трактора с помощью шины CAN.

Шина CAN является основным коммуникационным «мостом» между различными узлами трактора, его внутренней электроникой и навесным оборудованием.

На рис. 5 изображена архитектура АСУ движением трактора. Ядро контроллера трактора строится на основе высокопроизводительного микроконтроллера, например dsPIC33 или PIC32.

Контроллер обеспечивает работу двух шин CAN интерфейса: шина CAN1 предназначена для внутренних датчиков и приводов трактора, шина CAN2 — для внешних устройств и навесного оборудования. Терминал оператора базируется на платформе Nano-ITX или Pico-ITX PC с сенсорным экраном 7—1G дюймов и интерфейсным модулем CAN интерфейса. Терминал оператора подключается к шине CAN1 и осуществляет обмен данными с навигационным контроллером.

Полномасштабная система автопилотирования трактора требует от разработчика комплексного подхода к ее разработке. Комплекс программ, необходимый для работы всех узлов системы, включает (рис. 6):

• менеджер ресурсов (устанавливается на ПК агронома или фермера и предназначен для разработки карт поля, маршрутов движения, задач, анализа данных, планирования посевов и работ);

• клиент оператора (устанавливается в терминал оператора, отображает текущий маршрут, положение трактора, карту поля и т. п.);

• микропрограмма навигационного контроллера (обеспечивает функционирование алгоритмов управления, коммуникационных функций, опрос датчиков и прочего оборудования).

Загрузка карт, заданий и маршрутов движения производится с помощью карты памяти (например, SD) или USB Flash-но-

Рулевое колесо

J

Датчик

скорости

колеса

Разъемы

Рис. 5. Общая архитектура системы автопилотирования трактора

сителя. Карта памяти устанавливается в соответствующий разъем терминала оператора, расположенного в тракторе.

Данные маршрута движения трактора по полю хранятся в файле гои1е.С8У в формате G, М кодов (коды, используемые, для управления станков ЧПУ). Следует отметить, что существует аналогия между движением трактора по поверхности земли в географических координатах и движением обрабатывающего инструмента в координатной плоскости станка. Это позволяет принять к использова-

Индикатор отклонения

Контроль

операций

Контроль ГСМ и других материалов

Карта поля

Текущее

положение,

скорость

Корректировка Большой экран

программы вручную Статистические данные

Рис. 6. Клиент и панель оператора

нию G-коды и аналогичную структуру Gerber-файлов в задачах автопилотирования тракторов. Перечень G и М кодов:

% — начало и конец программы маршрута; М00 — приостановить движение трактора до нажатия кнопки старт, технологический останов; М02 — конец программы;

М03 — опустить инструмент;

М04 — опустить инструмент;

М05 — поднять инструмент;

М06 — выбор инструмента Тх (0 = плуг; 1 = сеялка; 2 = полив; 3 = отбор проб грунта; 4 = сбор урожая);

М17 — конец подпрограммы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М30 — конец файла;

G00 — линейное движение со скоростью F к точке старта с последующей остановкой;

G01 — линейное движение со скоростью F; G02 — круговая интерполяция по часовой стрелке;

G03 — круговая интерполяция против часовой стрелки;

G04 — задержка Е миллисекунд;

G80 — выключить рабочий орган;

G81 — включить рабочий орган G82 — включить рабочий орган с задержкой; G90 — задание абсолютной системы координат; G91 — задание относительной системы координат;

G94 — скорость F, град/ч;

G95 — скорость F, км/ч.

В соответствии с предложенным подходом файл-маршрут гои1е.С8У будет содержать следующую информацию:

• калибровочные данные;

• данные настроек;

• координаты начальной точки;

• координаты конечной точки;

• траектория движения.

• технологические операции (координаты, код операции, действие)

Анализ современного рынка систем автоматического пилотирования сельскохозяйственной техники позволяет сделать вывод, что сегодня существуют несколько классов таких систем:

• универсальные системы доруливания/курсо-указания — не выполняют функцию автоматического пилотирования, не способны воздействовать на исполнительные механизмы техники, требуют участие человека в процессе руления/управления;

• универсальные системы автопилотирования — полноценные системы автопилотирования, не требующие непосредственного участия человека в процессе управления техникой, могут

быть установлены на широкий круг выпускаемой сельскохозяйственной техники;

• специализированные системы автопилотирования — данные системы также полностью автономны, не требуют постоянного участия человека в процессе управления техникой, ориентированы только на сельскохозяйственную технику конкретного производителя. Предлагаемая система относится к классу универсальных систем автопилотирования и предназначается для установки как на отечественные образцы сельскохозяйственной техники, так и на образцы иностранного производства, например китайского.

Среди конкурентов в данном классе можно выделить системы производства Trimble и Outback. Следует отметить, что на данный момент не существует отечественных производителей подобных систем. Для конкурирования с оборудованием иностранных брендов на отечественном рынке необходимо получить систему автопилотирования, которая легко и с наименьшими затратами интегрировалась в сельскохозяйственную технику российского производства и имела функциональность не хуже зарубежных аналогов. Технологии, функции и оборудование, предлагаемые для реализации современной системы автоматического пилотирования сельскохозяйственной техники, позволяют на практике получить конкурентоспособную систему, выполняющую заложенные в нее функции.

В результате проделанной работы были достигнуты следующие результаты.

1. Проведен анализ рынка систем автоматического пилотирования сельскохозяйственной техники.

2. Сформулированы технические требования к разрабатываемой системе автопилотирования.

3. Разработана общая концепция и аппаратная архитектура системы.

4. Подобран математический аппарат для реализации программных кодов и алгоритмов АСУ.

5. Разработана система команд для составления маршрута движения техники.

6. Разработан опытный образец навигационного контроллера системы автопилотирования с использованием GPS позиционирования.

Список литературы

1. Башилов, А.М. Проект управления аграрным производством на основе систем видеомониторинга / А.М. Башилов // Техника и оборудование для села. — 2010. — № 10. — С. 46-48.

2. Башилов, А.М. Безграничные возможности инновационных технологий видеонаблюдения и видеоадминистрирования / А.М. Башилов // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Агроинженерия. — 2007. — № 2(22). — С. 12-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.