Автоматическое эколого-экономическое оперативное управление процессом налива нефтепродуктов в резервуары нефтебазы
сч £
Б
а
2 ©
Крушель Елена Георгиевна,
к.т.н., профессор, кафедра «Автоматизированные системы обработки информации и управления», Камышинский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», [email protected]
Степанченко Илья Викторович,
д.т.н., кафедра «Автоматизированные системы обработки информации и управления», Камы-шинский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», [email protected]
Панфилов Александр Эдуардович,
к.т.н., доцент, кафедра «Автоматизированные системы обработки информации и управления», Камышинский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», [email protected]
Харитонов Иван Михайлович,
к.т.н., кафедра «Автоматизированные системы обработки информации и управления», Камы-шинский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», [email protected]
Проведен анализ нефтебазы с позиций влияния вредных выбросов в атмосферу из ее источников-загрязнителей. Выявлен технологический процесс (налив светлых нефтепродуктов в резервуары), на долю которого приходится основной объем вредных выбросов паров углеводородов из объектов нефтебазы. Излагаются результаты разработки экономичного способа оперативного управления процессом налива, препятствующего загрязнению атмосферы парами нефтепродуктов и одновременно обеспечивающего получение дополнительного дохода за счет полезного использования рекуперированных паров. Реализация способа основана на моделировании в реальном времени процесса налива нефтепродуктов в «виртуальный резервуар», объединяющий свободные газовые пространства группы резервуаров одного и того же технологического назначения. Режим «включение-пауза» каждого резервуара группы, при котором обеспечивается сокращение объемов выброса не менее чем на 70%, достигается за счет ротации резервуаров для приема нефтепродуктов с отслеживанием расчетного графика налива в «виртуальный резервуар». Ключевые слова. резервуар нефтебазы, выбросы углеводородов, процесс налива, оперативное управление, режим «включение-пауза», виртуальный резервуар
Введение. Развитие промышленного производства и транспорта, которое в XX-м веке приобрело взрывной характер, явилось, с одной стороны, причиной существенного истощения ряда важнейших природных ресурсов (в первую очередь, запасов нефти) и, с другой стороны, угрожающего ухудшения экологической обстановки в промышленных центрах.
Поэтому проблемами, которые в Жм веке относятся к важнейшим, являются, с одной стороны, создание и развитие ресурсосберегающих технологий и, с другой стороны, внедрение мероприятий по обеспечению сохранения и (в идеале) улучшения экологической ситуации. В связи с этим сформировалось и интенсивно развивается новое философское направление («эконология») как система взглядов и концепций, согласно которым вопросы сохранения экологического благополучия имеют приоритет перед задачами извлечения прибыли от эксплуатации природных ресурсов.
В большинстве случаев задача учета экологических ограничений противоречит экономическим интересам предприятия. В качестве исключения укажем класс объектов, выбрасывающих в атмосферу пары веществ, хранение которых является технологической целью предприятия. Для объектов этого класса представляет интерес разработка решений, направленных одновременно на улучшение экологического состояния атмосферы (за счет сокращения объемов выбросов) и на повышение дохода (за счет полезного использования продукта, получаемого благодаря сокращению выбросов).
Характерным примером объекта такого класса, рассматриваемым ниже, является нефтебаза, назначение которой состоит в приеме нефтепродуктов от поставщиков, хранение запасов и распределение между потребителями. Основные результаты получены в ходе разработки нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ (ПДВ) в атмосферу объекта «Камышинская нефтебаза» (филиал ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт»).
Схема изложения и краткий обзор результатов работы.
1. Анализируется нефтебаза как объект управления и выявляются технологические объекты и процессы в них, вклад которых в выбросы вредных веществ является наибольшим. Результат анализа: мероприятия по сокращению объемов выбросов вредных веществ в атмосферу целесообразно направить на совершенствование технологического процесса налива светлых нефтепродуктов в резервуары нефтебазы.
2. Приводятся сведения об известных научно-технических решениях, позволяющих существенно сократить выбросы паров нефтепродуктов из резервуаров и за счет рекуперации паров обеспечить прирост объемов, хранимых в резервуарах. Результат: внедрение предлагаемых усовершенствований обеспечивает получение эконологичес-кого эффекта, но является затратным, так как требует реконструкции резервуарного парка нефтебазы.
3. Описывается предлагаемый авторами альтернативный экономичный вариант: сокращение выбросов паров нефтепродуктов и (соответственно) прирост объемов хранимых нефтепродуктов за счет внедрения автоматизированного оперативного управления процессом налива. Алгоритм оперативного управления состоит в создании и поддержке в реальном времени компьютерной модели налива нефтепродуктов в виртуальный резервуар, объединяющий все свободные объемы реальных резервуаров. Объем виртуального резервуара в подавляющем большинстве технологических ситуаций значительно превосходит объемы свободного пространства каждого из реальных резервуаров, поэтому при моделировании заполнения виртуального резервуара насосным агрегатом нефтебазы выбросы нефтепродуктов не происходят.
4. Приводятся сведения о технической реализации, существо которой состоит в оперативном управлении очередностью резервуаров на прием нефтепродуктов таким образом, чтобы изменения суммарного объема свободного пространства резервуаров были близки к расчетному графику заполнения «виртуального резервуара».
Таблица 1
Объемы выбросов вредных веществ, т/год . Камышинская нефтебаза
Наименование вещества Объем выбросов, т/год Доля, %
• Диоксид азота 0,864 0,88
• Диоксид серы 2,742 2,79
• Древесная пыль 0,102 0,10
• Керосин 0,034 0,03
■ Оксид углерода 4,080 4,15
• Оксиды марганца 0,0004 0,00
• Оксиды хрома 0,00014 0,00
■ Пыль металлическая 0,0468 0,05
• Сажа 0,0180 0,02
■ Сварочный аэрозоль 0,00644 0,01
• Серная кислота 0,00017 0,00
• Углеводороды 90,506 91,98
• Фтористый водород 0,000008 0,00001
Всего 98,400 100,0
Рис. 1. Пример оборудования, размещаемого на кровле резервуара [2]
1 ...5 - дыхательные клапаны (КДС-3000, КДМ, СМДК, КДС-1500, КДС-3000 соответственно), 6 -вентиляционный патрубок, 7 - верхняя часть механизма управления хлопушкой, 8, 9 - замерный и световой люки
Выбор цели и объекта создания компьютерной системы, препятствующей загрязнению атмосферы выбросами объектов нефтебазы. Нефтепродукты поступают на нефтебазу в цистернах железнодорожного состава, разгружаются по системе трубопроводов, соединяющих очередную цистерну с одним из резервуаров; подача продукта в резервуар осуществляется насосом. Отпуск нефтепродуктов потребителям осуществляется в автоцистерны.
Многочисленные источники-загрязнители, расположенные на промышленной площадке нефтебазы, выбрасывают в атмосферу вредные вещества 13-ти наименований (табл. 1), но лишь пары нефтепродуктов, составляющие 92% общей массы выбросов, приводят к нарушению экологического благополучия атмосферы вне санитарно-защитной зоны предприятия.
В общем объеме выбросов паров углеводородов 74% приходится на долю паров светлых нефтепродуктов (в основном, бензина).
Анализ состава и объемов выбросов вредных веществ в атмосферу определил общую цель автоматизированной системы оперативного управления - сокращение объемов выброса паров светлых нефтепродуктов.
Основными источниками загрязнения атмосферы являются объекты зоны хранения и оперативной зоны. Согласно расчетам и измерениям, выполненным в ходе разработки проекта нормативов ПДВ Камышинской нефтебазы, 85% общего объема выбросов паров нефтепродуктов в атмосферу составляют выбросы, сопровождающие технологический процесс налива нефтепродуктов в резервуары. Вклад остальных объектов в общий объем выбросов незначителен (4% приходится на объекты оперативной зоны и 11% на все остальные источники).
Проведенный анализ определил объект компьютерной системы оперативного управления (резервуарный парк хранения светлых нефтепродуктов) и технологический процесс, подлежащий управ-
лению (налив светлых нефтепродуктов в резервуары),
Сведения о существующем варианте технологического процесса налива нефтепродуктов в резервуары. Вагоны-цистерны с нефтепродуктами поступают на железнодорожную эстакаду и разгружаются последовательно путем подключения общего насоса к одному из резервуаров через трубопроводную систему, коммутация вентилей которой для подсоединения резервуара к сливному прибору цистерны осуществляется вручную. Максимальная производительность разгрузки определяется производительностью центробежного насоса (для Камышинской нефтебазы 400 м3/ч). Общее время разгрузки не должно превышать установленную нормативную величину.
Особенности технологических процессов в резервуарах, приводящие к выбросам паров нефтепродуктов в атмосферу. Безопасный уровень давления под кровлей резервуара обеспечивается дыхательной системой, рис. 1 [1-3].
Дыхательные клапаны ([1, 2, 4]), выпускаемые серийно для различных типоразмеров резервуаров и для использования в разных климатических условиях, применяются для герметизации газового пространства резервуаров и для предотвращения деформации резервуара в процессах налива/слива нефтепродуктов.
Различают два режима эксплуатации резервуара. В первом процессы налива/ слива не происходят, и пары нефтепродукта в газовом пространстве обычно находятся в статистическом равновесии (объем испарения с зеркала свободной поверхности в среднем равен объему конденсируемых паров). Клапаны дыхательной системы герметично закрывают газовое пространство резервуара, и выбросы паров в атмосферу не происходят. Но резкие измерения параметров внешней среды (в основном, температуры) могут привести к расширению/сжатию как паров под кровлей, так и нефтепродуктов, что вызовет «выдох» / «вдох» резервуара с соответствующим выбросом паров в атмосферу («малое дыхание») [1]. Объемы выбросов невелики, не представляют экологической опасности, и их улавливание экономически нецелесообразно.
Второй режим имеет место при наливе нефтепродуктов. Быстрый подъем уровня заполнения резервуара приводит к сжатию паров в газовом пространстве, к нарушению режима статистического равновесия и к росту давления под кровлей. Если это давление превысит порог
О £
ю
5
2 е
8
сч £
Б
а
о
срабатывания клапанов дыхательной системы, произойдет мощный выброс в атмосферу («большое дыхание»). И именно такие выбросы приводят к превышению предельно допустимых концентраций паров нефтепродуктов вне санитар-но-защитной зоны нефтебазы и (одновременно) к заметным потерям полезного продукта. Известны технические решения, направленные на устранение нежелательных последствий «большого дыхания» за счет использования установок для рекуперации паров нефтепродуктов [5, 7-10], но их внедрение связано с затратами на реконструкцию технологического оборудования.
Представляет интерес проведенная авторами разработка, цель которой -обеспечить достижение аналогичного эффекта с меньшими затратами за счет изменения способа оперативного управления процессом налива без его реконструкции. Рабочая гипотеза для этого способа была сформулирована на основе математического моделирования процесса налива, результаты которого приведены ниже.
Математическая модель процессов выброса в режиме «большого дыхания». Пары бензина представляют собой механическую смесь газообразных веществ (газовую смесь [6, 7]), каждое из которых с достаточной для технических приложений точностью можно считать идеальным газом (хотя, естественно, бензин не относится к их числу).
Считая, что температура в резервуаре при наливе не изменяется, примем за основу закон Бойля-Мариотта: произведение давления р на объем газового пространства V постоянен (равен константе С).
Обозначим величины заполнения резервуара и давления для некоторого момента 1 в процессе налива соответственно р№ и Щ р(1) х Щ = С.
Пусть за малое время Д1 произошло изменение объема заполнения резервуара ДУ, что привело к малому изменению давления Др. Тогда
(1)
Отбрасывая величины 2-го порядка малости, получим из 1:
Изменения объема происходят в соответствии с известной производительностью насоса 0, т.е. ДV=0. Интегрируя
(2)
169 338
Рис. 2. График выбросов паров нефтепродуктов в атмосферу 5000
5 4000
I
5 зооо Я
? 2000
1000
1 1
1 1
И 3
J 1 «
; ¿г \
2000 4000 6000 Время, мин
1200
5 960
£
720
;
§ 480
sJ А 240
8
и
/3 /
/
Ч2
ISO 360 540 Время, мин
Рис. 3. Предотвращение выбросов паров нефтепродуктов в атмосферу за счет снижения производительности насоса. Слева - заполнение резервуара до предельной отметки, справа - начальный период заполнения.
Обозначения: 1, 2 - зависимости объема заполнения резервуара от времени при существующей и пониженной производительности насоса; 3 - график заполнения резервуара в режиме «включение-пауза».
(2), получим приближенные модели изменения давления р(1) и уровня заполнения резервуара Н(1):
е
ние-пауза» t .и t рассчитаны для сред-
3 work pause r nr г -n
него объема заполнения резервуаров:
Р(') = РосМ
H(t) = H0 +
V^-Vb-Qt
Q
" (3)
О' У. —
10-0,1
■pause -
0-й
Uvork''
0j
(5)
х t (4)
п-Э2/4' Здесь У0 , р0, Н0 - соответственно значения объема заполнения, давления и уровня заполнения резервуара до начала налива, Утах - максимально допустимый объем заполнения, D - диаметр зеркала свободной поверхности продукта в резервуаре.
По данным о пороге срабатывания дыхательного клапана рассчитан график выбросов (в предположении, что после открытия клапана происходит сброс избыточного давления до уровня атмосферного). По мере уменьшения объема газового пространства резервуара частота выбросов увеличивается, рис. 2.
Результаты расчета показывают, что устранение выбросов достижимо при 10-кратном снижении производительности насоса либо за счет его замены, либо при использовании режима «включение-пауза» (рис. 3). Параметры цикла «включе-
Здесь 0 - производительность существующего насоса, 05 - пониженная производительность насоса, при которой выбросы нефтепродуктов в атмосферу не происходят; Ут - средний объем газового пространства под кровлей резервуара; 5 - допустимое превышение объема заполнения резервуара (по сравнению с заполнением насосом расчетной пониженной производительности 05); квадратными скобками обозначено округление до целого числа.
На рис. 3, 4 приведены результаты сравнения динамики изменения объема заполнения (рис. 3) и давления (рис. 4) под кровлей одного из резервуаров при существующей технологии (рис. 3, зависимость 1) и при работе насоса с 10-кратным снижением средней производительности (рис. 3, зависимость 2) за счет работы в режиме «включение-пауза». В течение длительной паузы происходит снижение давления под кровлей. В результате в течение всего периода налива величина давления недостаточна для сра-
Рис. 4. Давление под кровлей резервуара.
Обозначения: 1,2 - пределы изменения давления, 3, 4 - графики изменения давления под кровлей резервуара при существующей технологии и при снижении скорости налива
Таблица 2
Заполнение резервуаров на момент начала расчета
1 [омер резервуара №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8
Номинальный объем, мЗ 5000 5000 3000 2000 1000 2000 5000 5000
Заполнение на начало расчета, мЗ 4800 1900 1000 1300 200 600 0 3000
Г 5000
4000
а зооо
я 2000
: 1000
с
'а
№1 моо
— №7
№3-
-№4 -№5-
800
00' Время, ми
Рис. 5. График ротации резервуаров при работе в режимах «включение-пауза»
Рис. 6. Давление под кровлей резервуара при уменьшении объема газового пространства «виртуального резервуара». Обозначения: 1,2 - пределы изменения давления
батывания клапана дыхательной системы, и выбросы не происходят (рис. 4).
Отметим, что описанный вариант устранения выбросов за счет уменьшения скорости налива не может быть внедрен, так как снижение производительности насоса приведет к недопустимому превышению нормативного времени разгрузки цистерн железнодорожного состава.
Достижение экономического эффекта за счет изменения технологии оперативного управления процессом налива. Для того
чтобы избежать недопустимого снижения производительности налива, предлагается заменить существующую технологию «ручного» управления процессом налива автоматической системой, принцип работы которой сводится к следующему:
1. Отказаться от принятого в настоящее время способа заполнения резервуаров последовательно, от момента начала налива до полного заполнения каждого резервуара. Такой режим, как следует из результатов моделирования, при
наливе с производительностью существующего насоса неизбежно приводит к выбросам паров углеводородов в атмосферу, а при использовании насоса пониженной производительность ведет к недопустимому нарушению нормативного времени разгрузки цистерн.
2. До начала налива рассчитать суммарный свободный объем всех резервуаров, предназначенных для хранения разгружаемого продукта - иными словами, сформировать компьютерную модель («виртуальный резервуар»). Моделирование процесса налива в «виртуальный резервуар» показывает, что в подавляющем большинстве технологических ситуаций объем свободного пространства «виртуального резервуара» достаточен для предотвращения выбросов.
3. Реализовать автоматическое управление заполнением резервуаров, при котором отслеживается заполнение «виртуального резервуара». Для этого сформировать очередь из нескольких резервуаров на прием нефтепродуктов и осуществлять налив в них поочередно, по возможности выдерживая режим «включение-пауза» для каждого резервуара. Естественно, при таком способе не всегда удастся избежать выбросов (их число зависит как от величины суммарной свободной емкости, так и от значения свободной емкости каждого резервуара). Но объем выбросов паров нефтепродуктов удается существенно сократить.
Пример моделирования ротации резервуаров. Расчет проведен для 8-ми резервуаров Камышинской нефтебазы (хранение бензина), номинальные объемы которых и объемы заполнения на момент начала расчета приведены в табл. 2.
Резервуары подключаются на налив по очереди. Если в резервуаре, подключенном в данный момент к трубопроводу на налив, имеется свободная емкость, достаточная для приема бензина в течение времени 1шгк (5), то время включения насоса на подачу бензина в этот резервуар составляет 1шгк. Если свободной емкости недостаточно для приема объема бензина, равного Ох 1шгк, то рассчитывается время 1(Г в течение которого емкость заполнится до страховой отметки, по формуле:
Здесь V , V . , Ш - соответствен-
тах' тт_тгее' * '
но номинальный объем резервуара, минимально допустимый объем свободного газового резервуара под кровлей и объем заполнения резервуара в текущий момент времени 1.
О £
ю
I
2 е
8
сч £
Б
а
2 о
Налив в такой резервуар проводится в течение времени 1Л|| < 1иогк, после чего резервуар «выбывает» из очереди на налив.
В течение полных циклов «включение-пауза» происходит последовательная ротация резервуаров. В неполном цикле осуществляется долив резервуара до граничной отметки, после чего резервуар выбывает из очереди, а начало очереди смещается на резервуар, который должен был бы заполняться вслед за выбывшим.
На рис. 5 показана временная диаграмма заполнения резервуаров. Резервуар №1, заполненный на момент начала расчета до страховой отметки, не участвует в ротации. В процессе моделирования состав очереди резервуаров на налив изменяется по мере их заполнения;
Выбывание заполненных резервуаров из очереди вызывает сокращение расчетной продолжительности паузы. Поэтому иногда может иметь место ситуация, при которой продолжительность паузы окажется недостаточной для падения давления под кровлей резервуара до уровня давления насыщенных паров. В этом случае возможны выбросы паров бензина в атмосферу (рис. 6). Расчеты показывают, что при среднем значении объема свободного пространства «виртуального резервуара» число выбросов «большого дыхания» сокращается не менее чем на 70%.
Техническая реализация предлагаемой компьютерной технологии оперативного управления. Программная реализация алгоритма оперативного управления встраивается в программную среду действующей системы планирования и учета, интегрированной с системами управления технологическими процессами, и использует действующую систему автоматического контроля заполнения резервуаров. Для автоматического управления ротацией резервуаров существующие вентили трубопроводной сети заменяются на электрифицированные пожаробезопасные вентили с возможностью дистанционного переключения.
Экономический эффект оценен по данным Камышинской нефтебазы. Объем рекуперированных паров нефтепродуктов при использовании предлагаемого способа оперативного управления оценивается в размере 30-40 т/год (колебания вызываются различиями в графиках поставки и отгрузки продукта). При средней оптовой цене бензина 50.0 тыс.руб./ т дополнительный доход оценивается в диапазоне 1.5 - 2.0 млн.руб./год. До-
полнительные капиталовложения, необходимые для встраивания подсистемы оперативного управления в действующую автоматизированную систему, не превышают 300 тыс.руб..; эксплуатациолнные затраты не превышают 240 тыс.руб./год. Пессимистическая оценка экономичсес-кого эффекта (достижимая при высоком нормативном коэффициенте эффективности капиталовложений) составляет 1.15 - 1.65 млн.руб./год; срединная оценка (при общепринятом среднем значении нормативного коэффициента эффективности капиталовложений) составляет 1.2 - 1.7 млн.руб./год.
Выводы
1. Предложен экономичный способ компьютерного оперативного управления процессом налива нефтепродуктов в резервуары нефтебазы, препятствующий загрязнению атмосферы парами нефтепродуктов и одновременно обеспечивающий получение дополнительного дохода за счет полезного использования рекуперированных паров. Дополнительный доход от внедрения предлагаемого способа оценен в размере до 2.0 млн.руб./ год.
2. Реализация способа основана на моделировании в реальном времени процесса налива нефтепродуктов в «виртуальный резервуар», объединяющий свободные газовые пространства группы резервуаров одного и того же технологического назначения. Режим «включение-пауза» каждого резервуара группы, при котором обеспечивается сокращение объемов выброса не менее чем на 70%, достигается за счет ротации резервуаров для приема нефтепродуктов с отслеживанием расчетного графика налива в «виртуальный резервуар».
Литература
1. В. В. Шалай, Ю. П. Макушев. Проектирование и эксплуатация нефтебаз и АЗС: учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОмГ-ТУ, 2010. - 296 с.
2. B. Long, G. Garner, "Guide to storage tanks and equipment", Professional Engineering, 2004.
3. API Standard 650, "Welded steel tanks for oil storage", 11-th Edn. American Petroleum Institute, 2007.
4. Нефтебазы. Резервуарный парк. Оборудование резервуаров. Дыхательная арматура. - http://proofoil.ru/Oilbase/ tanksequipment0.html
5. D. Moncalvo, M. Davies, R. Weber, R. Scholz, "Breathing losses from low-pressure storage tanks due to atmospheric weather
change", Journal of Loss Prevention in the Process Industries, Volume 43, pp. 702705, 2016.
6. R. C. Hibbeler, "Mechanics of materials", Boston Prentice Hall, 2010.
7. P. Salatino, G. Volpicelli, P. Volpe, "On the design of thermal breathing devices for liquid storage tanks", Process Safety and Environmental Protection, Volume 77, Issue 6, pp. 354-359, 1999.
8. G. A. Schneider, F. Neves, L. Magatao, L. V. R. Arruda, «A mathematical programming approach to optimize the scheduling of tanks in oil refineries,» in IEEE Latin America Transactions, vol. 14, no. 2, pp. 818-830, Feb. 2016.
9. A. Suryan, H. Kim, T. Setoguchi, "Three dimensional numerical computations on the fast filling of a hydrogen tank under different conditions", International Journal of Hydrogen Energy, Volume 37, Issue 9, 2012, pp. 7600-7611
10. M. M. Farhan, M. M. Al-Jumialy, A. D. Al-Muhammadi, A. S. Ismail, "Development of a new method for reducing the loss of light hydrocarbons at breather valve of oil tanks", Energy Procedia, Volume 141, pp. 471-478, 2017.
Automatic ecological & profitable
scheduling of the oil depot reservoirs filling process Krushel E.G., Stepanchenko I.V., Panfilov
A.E., Kharitonov I.M. Kamyshin Technological Institute (branch of)
Volgograd State Technical University The analysis of the oil depot activity influence on the atmosphere ecological state was carried out. The technological process of the reservoirs filling by the light oil products was pointed out as the reason of main atmosphere pollution by the oil products vapor emission. The principle of low-cost computer aided scheduling of the reservoirs filling process is proposed. The proposal is aimed to prevent the oil products atmosphere emission and at the same time to receive the additional profit due to the recuperated vapors commercial use. The implementation of the proposal is based on the real time simulation of the «virtual reservoir» filling. The simulated gas free space of «virtual reservoir» is determined as the sum of real reservoirs gas free spaces volumes. The simulated filling level of «virtual reservoir» is treated as the target for the control of the reservoirs rotation in order to execute the «switching-pause» mode of reservoirs filling operations Which lead to the 70% decrease of the oil products vapor emission. Keywords. oil depot reservoirs, pollution, filling process, scheduling, «switching-pause» mode, virtual reservoir
References
1. V.V. Shalai, Yu.P. Makushev. Design and
operation of tank farms and gas stations: studies. allowance. - Omsk: Omsk State Technical University Publishing House, 2010. - 296 p.
2. B. Long, G. Garner, "Guide to storage tanks and
equipment," Professional Engineering, 2004.
3. API Standard 650, "Welded steel tanks for oil
storage," 11-th Edn. American Petroleum Institute, 2007.
4. Oil bases. Reservoir Park. Equipment tanks.
Respiratory armature. - http://proofoil.ru/ Oilbase/tanksequipment0.html
5. D. Moncalvo, M. Davies, R. Weber, R. Scholz,
"Breathing losses from low pressure storage tanks", Journal of Loss Prevention and Process Industries, Volume 43, pp. 702-705, 2016.
6. R. C. Hibbeler, "Mechanics of materials", Boston
Prentice Hall, 2010.
7. P. Salatino, G. Volpicelli, P. Volpe, "On the
design of thermal breathing devices for liquid storage tanks", Process Safety and Environmental Protection, Volume 77, Issue 6, pp. 354-359, 1999.
8. G. A. A. Schneider, F. Neves, L. Magatao, L. V.
R. Arruda, «IEEE Latin America Trans., Vol. 14, no. 2, pp. 818-830, Feb. 2016
9. A. Suryan, H. Kim, T. Setoguchi, "International
Journal of Hydrogen Energy, Volume 37, Issue 9, 2012, pp. 7600-7611
10. M. M. Farhan, M. M. Al-Jumialy, A. D. Al-Muhammadi, A. S. Ismail, "Development of a new method for reducing the loss of light hydrocarbons at a breather valve of an oil tank", Energy Procedures, Volume 141, pp. 471-478, 2017.
О
Ю
s
*
2 e
8