Научная статья на тему 'Автоматические системы смазки открытых зубчатых передач привода барабанных мельниц'

Автоматические системы смазки открытых зубчатых передач привода барабанных мельниц Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
2506
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА РАСПЫЛЕНИЯ СМАЗКИ / ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА / БАРАБАННАЯ МЕЛЬНИЦА / ИЗНОС / СМАЗКА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Медведев Д. В.

Открытая зубчатая передача один из наиболее быстроизнашивающихся элементов привода барабанных мельниц. Данная статья посвящена одному из вариантов решения этой проблемы автоматической централизованной системе распыления смазки (АЦСРС). Приведены результаты мониторинга работы АЦСРС фирмы LINCOLN, установленной на зубчатую передачу привода мельницы МШЦ 4500Х6000 УХЛ4 на Полтавском ГОКе. Описано устройство и принцип действия АЦСРС, установленной на Ковдорском ГОКе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Медведев Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматические системы смазки открытых зубчатых передач привода барабанных мельниц»

УДК 62-722

Д. В. Медведев

АВТОМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ОТКРЫТЫХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ ПРИВОДА БАРАБАННЫХ МЕЛЬНИЦ

Открытая зубчатая передача - один из наиболее быстроизнашивающихся элементов привода барабанных мельниц. Данная статья посвящена одному из вариантов решения этой проблемы - автоматической централизованной системе распыления смазки (АЦСРС). Приведены результаты мониторинга работы АЦСРС фирмы Lincoln, установленной на зубчатую передачу привода мельницы МШЦ 4500X6000 УХЛ4 на Полтавском ГОКе. Описано устройство и принцип действия АЦСРС, установленной на Ковдорском ГОКе.

автоматическая централизованная система распыления смазки, зубчатая передача, барабанная мельница, износ, смазка.

Введение

Обработка горных пород при помощи шаровых мельниц - одно из ключевых звеньев технологического процесса получения конечного продукта на горно-обогатительных комбинатах (ГОК). Практика эксплуатации таких мельниц показывает, что их работа проходит в очень агрессивных условиях - при повышенной вибрации, запыленности, влажности и т. п. Все это ведет к повышенному износу открытой зубчатой передачи привода барабана, которая и без того является одним из наиболее быстроизнашивающихся элементов. В итоге основные материальные и трудовые затраты приходятся на восстановление ресурса и работоспособности ведущей и ведомой шестерен.

Один из основных способов существенно снизить износ элементов открытой зубчатой передачи и, как следствие, повысить ее надежность и срок эксплуатации - качественное улучшение процесса смазки. Это с успехом позволяют сделать автоматические централизованные системы смазки, которые обеспечивают автоматизированную подачу к большому числу точек заданного количества жидкого или пластичного смазочного материала в определенное время и централизованный контроль этого процесса.

Сегодня существуют следующие смазочные системы для открытых зубчатых передач:

1) система смазки «полив приводной шестерни» жидким маслом;

2) система смазки смазочным клином;

3) система смазки «масло-воздух»;

4) система подачи густой/жидкой смазки через промежуточную шестерню (фальш-шестерню);

5) система распыления густой смазки тонким равномерным слоем на зуб приводной шестерни.

Каждый из указанных способов смазки предназначен для определённых условий работы открытой передачи.

Такие способы смазки, как «масло-воздух» и «полив приводной шестерни» жидким маслом, эффективны при очень небольших скоростях и малых модулях зубчатого зацепления. При больших скоростях (таких как на шаровых мельницах) полив масла на ведущую шестерню или подача масла с воздухом не обеспечивает появления масляной плёнки, необходимой для снижения ударных нагрузок, так как появляется эффект отскакивания масляных капель от зуба. Использование систем с промежуточной шестерней или смазочным клином затруднено из-за конструктивных особенностей зубчатых передач мельниц.

Наиболее эффективным способом смазки открытых зубчатых передач барабанных мельниц является система распыления густой смазки, что подтвердил анализ использования таких систем в ряде цехов рудоподготовки Северного и Центрального ГОКов Украины и нескольких ГОКов России.

1 Автоматическая централизованная система распыления смазки зубчатых передач барабанных мельниц на Полтавском горно-обогатительном комбинате (Украина)

17 января 2007 года на Полтавском ГОКе была запущена в работу автоматическая централизованная система распыления смазки (АЦСРС) фирмы Lincoln, установленная на новую, не приработанную зубчатую передачу привода мельницы МШЦ 4500X6000 УХЛ4 № 112, барабан № 37. После этого в течение полугода производился ее мониторинг.

Для сравнительной характеристики была принята контрольная мельница № 132, барабан № 31 (приработанная).

Критериями оценки эффективности функционирования АЦСРС были приняты:

1) расходование смазочного материала;

2) коэффициент полезного использования смазочного материала;

3) качество нанесения смазочного материала;

4) износ зубьев вала-шестерни;

5) износ зубьев венца;

6) скорость износа зубьев вала-шестерни и венца;

7) вибродиагностика точек зацепления;

8) текущие эксплуатационные расходы.

Данная система запускается в работу при включении мельницы, когда питающее напряжение подается на блок управления АЦСРС. Пневматический бочечный насос Lubrigun подает смазочный материал в эжектор, который дозированно направляет ее в распределитель, питающий распылительные форсунки. Форсунки наносят тонкий слой смазки на рабочую поверхность зуба вала-шестерни мельницы под определенным углом. Периодичность и длительность включения системы задается в зависимости от потребности в смазке и устанавливается оператором.

Оптимальное время включения АЦСРС составляет около 4 с, за которые вал-шестерня производит до 10 оборотов, а венец мельницы - чуть более 1. Таким образом, при каждом цикле включения весь смазочный материал, нанесенный на зуб вала-шестерни, поступает в зону контакта зубчатой передачи. При отключении мельницы автоматически отключается и система смазки.

Определение эффективности производилось визуально и с помощью инструментов и приборов (зубомера и стробоскопа). В результате осмотров установлено, что смазка, нанесенная на мельницу № 112, распределена равномерным тонким слоем по всей рабочей поверхности зубьев вала-шестерни и венца. По краям венца наблюдаются небольшие наросты смазки (до 10 мм), что свидетельствует о ее достаточном количестве; пятно контакта одинаковой ширины по длине зуба и без прерываний. Поддержание оптимального слоя смазки на зубчатой передаче производится автоматически в течение всего периода эксплуатации (в сутки смазка подается более 60 раз).

Время подачи смазки в ручном режиме (на мельнице № 132) составляет 10-15 мин/сутки. Смазка подается несколько раз в сутки через окно для смазывания. Пласт смазки, брошенный на вал-шестерню, частично отбрасывается в приямок, вообще не участвуя в смазывании, остальная смазка неравномерно ложится на зубья и выдавливается к периферийной части зубчатой передачи. Количество смазки определяется на глаз и всегда является приблизительным. Так как ёмкость со смазкой находится в полуоткрытом состоянии, в нее попадает абразивная пыль, что при нанесении на зубчатую передачу приводит к повышенному её износу.

На мельнице № 132 наблюдается заполнение смазкой пространства между валом-шестерней и корпусом привода.

Коэффициент полезного использования смазочного материала на мельнице № 112 составляет 0,9.. .0,95, на мельнице № 132 - от 0,2 до 0,5.

При ремонте или замене на мельнице № 112 отсутствует необходимость в очистке пространства приямка мельницы от смазки. В мельницах с ручным смазыванием большую часть смазочного материала приходится удалять лопатами для утилизации.

Текущие эксплуатационные расходы АЦСРС мельницы №112:

1) электроэнергия - 1,16 кВт-ч/сут;

2) сжатый воздух - 25 м3/сут.

Определение износа зубьев вала-шестерни и венца мельниц № 112 и № 132 производилось ежемесячно во время ППР измерением толщины зуба на расстоянии 200 мм от краев вала-шестерни и венца, на высоте 20 мм от головки зуба, в 4 точках. Схематическое изображение расположения точек замера толщины зубьев приведено на рисунке 1.

Данные по замерам толщины зубьев приведены в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1. Данные по замерам толщины зубьев

Дата замера Толщина зуба в точках замера, мм

A B C D

Мельница № 112

17.01.07 30,5 30,5 25,7 26,7

15.02.07 30,3 30,3 25,6 26,6

15.03.07 30,1 30,0 25,6 26,5

26.04.07 30,1 30,0 25,5 26,4

05.06.07 30,0 30,0 25,5 26,4

Мельница № 132

18.01.07 28,8 30,0 21,3 22,0

20.02.07 28,7 29,8 21,3 21,9

19.03.07 28,6 29,5 21,2 21,8

24.04.07 28,5 29,4 21,2 21,8

25.05.07 28,4 29,3 21,1 21,7

Аппроксимация данных для мельницы № 112, приведенных в таблице 1, изображена графически на рисунке 2.

Кривые Z[ и Z[ (рис. 2) описываются уравнениями:

zі - а-

X. -х,

і о

К

, X,

+ Ь■ 1

h

■ + с.

2

где а =

3 Я,

2 п2-1

л

1~м------7~Т,У>

V і

= 0,029:

і У

'~м =-°-12;

Аі і

с = Л- —= 30,143;

п

2

Z. = AX~?° +В*^ + С,

1 h2 h

где А = Я\г^ї, 1-м 2-^~'Zl

\ і 4 і J

З я.

= 0,014:

£ = —YL і-М =-0,08;

Я, Г '

Я ■ А

С -Yn---і—-26,491.

п

Точка А

Точка D

Ж, Xi

Рис. 2. Аппроксимация данных для точек замера А и D мельницы № 112

Время приработки зубьев вала-шестерни и венца составило два месяца. В этот период наблюдался повышенный износ зубьев, затем скорость износа стала снижаться. Поэтому скорость износа зубьев (таблица 2) для мельницы № 112 рассчитана за период с 15.03.07 по 05.06.07.

Данные по критериям эффективности работы АЦСРС фирмы Lincoln мельницы № 112 и мельницы № 132 представлены в таблице 2.

ТАБЛИЦА 2. Сравнительная характеристика работы АЦСРС фирмы Lincoln мельницы № 112 и мельницы № 132

№ п/п Параметр Мельница № 112 Мельница № 132

1 Смазка Shell Malleus GL95 УсСА (графитная)

2 Расход смазки: г/сут кг/мес кг/год 160 4,8 57,6 4000-6000 120-180 1440-2160

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Средняя толщина зуба вала-шестерни при первоначальном измерении, мм 30,5 29,4

4 Средняя толщина зуба вала-шестерни при последнем измерении, мм 29,95 28,85

5 Средняя толщина зуба венца при первоначальном измерении, мм 26,2 21,65

6 Средняя толщина зуба венца при последнем измерении, мм 25,95 21,4

7 Скорость износа зубьев вала-шестерни после приработки: мм/сут мм/мес мм/год 0,00061 0,0183 0,22 0,00433 0,12992 1,56

8. Скорость износа зубьев венца после приработки: мм/сут мм/мес мм/год 0,00122 0,03658 0,44 0,00197 0,05905 0,71

2 Автоматическая централизованная система распыления смазки зубчатых передач барабанных мельниц на Ковдорском горно-обогатительном комбинате (Россия)

В конце декабря 2007 года сотрудниками ООО «Техпартнер» был запущен в работу комплекс оборудования для подачи смазки на 17 мельниц и автоматического заправочного комплекса для насосных станций фирмы Lincoln на Ковдорском ГОКе.

Весь комплекс состоит из 5 комплектов смазочного оборудования для мельниц (4 комплекта для смазки 4 мельниц и 1 для смазки 1 мельницы) и 1 комплекта оборудования для заправки.

Схема комплектов смазочного оборудования для 4 мельниц приведена на рисунке 3.

Комплект смазочного оборудования для мельниц включает в себя систему распыления смазки вязкостью 0 (для открытой передачи) и систему подачи густой смазки классом консистенции 2 и 3 (для подшипниковых узлов). В комплект входят:

■ насосная станция, тип 215, с 30-литровой емкостью, заправленной смазкой;

■ комплектная панель распыления смазки с шестью форсунками и электронным контролем;

■ блок управления подготовки воздуха;

■ блок электронного управления работой систем смазки в автоматическом режиме SIMENS S7TD200;

■ комплект прогрессивных питателей, входных штуцеров;

■ комплект труб и их защита, комплект шлангов для подачи смазки и сжатого воздуха;

■ шкафы для основных элементов (насосных станций и блоков подготовки воздуха);

комплект соединительных и крепежных элементов.

Рис. 3. Схема комплектов смазочного оборудования для четырех мельниц

Смазочный материал подается на зубья одной шестерни шестью форсунками от насоса Р-215 через прогрессивные распределители SSV-6

л

при помощи воздуха, нагнетаемого под давлением 4,5...6 кг/см . Воздух предварительно проходит очистку и удаление влаги в блоке подготовки воздуха и подается в воздушную магистраль, подведенную к форсункам.

Консистентная смазка подается в подшипниковые узлы к прессмасленкам от насоса Р-215 через прогрессивные распределители SSV-6 по трубопроводам.

В системе использованы прецизионные металлические трубы высокого давления диаметром 6, 10 и 15 мм. Трубы выведены из защитного шкафа, прикреплены спецкрепежом к полу и проведены по полу вдоль стены, а также вдоль мельниц и закрыты защитой от механических повреждений. Защита предусматривается только вдоль мельниц. Защитный шкаф с двумя насосами Р-215 и блоком подготовки воздуха установлен посередине, между четырьмя мельницами. Блок управления системой (SPS) установлен рядом с защитным шкафом.

Заправочный комплекс составляют:

■ заправочная станция типа Power Master с бочками вместимостью 200 л для 5 насосных станций Р-215, используемых в системах напыления;

■ заправочная станция типа PM3 W.LLC+Filter с бочками вместимостью 200 л для насосных станций Р-215 для подачи смазки в подшипники опор;

■ блок управления заправочными станциями.

Эти насосные станции подают смазку в главные трубопроводы. Насосные станции должны быть установлены в середине, между мельницами. Подключение к насосным шкафам осуществляется посредствам тройника и 2/2-ходового клапана. После поступления сигнала с одного из насосов Р-215 о том, что уровень смазки в нем достиг нижнего уровня, блок управления включает насосную станцию и по трубопроводу поступает смазка в указанный насос. После поступления сигнала о достижении верхнего уровня блок управления выключает насосную станцию.

Заключение

Перечисленное выше позволяет сделать следующие выводы.

1. Автоматическая система смазки выполняет в полном объеме требования по обеспечению и поддержанию смазочной пленки на зубчатой передаче мельницы. Расход смазочного материала снижен более чем в 25 раз и составляет 160 г/сут, что снижает также и такелажные, и складские расходы. Устраняется «человеческий фактор» при нанесении смазки и обеспечивается гарантированное ее поступление на зубья регулярно и малыми порциями.

2. Скорость износа зубьев вала-шестерни мельницы № 112 по сравнению с мельницей № 132 снизилась в 7 раз, что приведет к соответствующему увеличению периода эксплуатации.

3. Скорость износа зубьев венца мельницы снижена в 1,6 раза. Это также положительно скажется на сокращении простоев и ремонтов мельницы и увеличит период эксплуатации узлов трения.

1. У мельницы № 112 отсутствует необходимость очистки приямка от отходов смазки и ее утилизации.

2. Эксплуатация автоматической системы смазки повышает культуру производства и улучшает экологическую обстановку на предприятии.

Статья поступила в редакцию 21.05.2009;

представлена к публикации членом редколлегии Вал. В. Сапожниковым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.