Научная статья на тему 'Автомагистраль "Западная Европа - Западный Китай" как первое воплощение идеи "нового Шёлкового пути"'

Автомагистраль "Западная Европа - Западный Китай" как первое воплощение идеи "нового Шёлкового пути" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
515
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНЗИТНАЯ ДОРОГА / КОНЦЕПЦИЯ / ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ / НОВЫЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ / "ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ"

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Малик Арайлым Сериккызы

В этой статье автор берет за основу проект о создании трансконтинентальной автомагистрали «Западная Европа Западный Китай», которая является одним из первых воплощений идеи «Нового Шёлкового пути», автором которого является нынешний руководитель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин. Также рассказывает о развитии на данный момент проекта «Западная Европа Западный Китай».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Малик Арайлым Сериккызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автомагистраль "Западная Европа - Западный Китай" как первое воплощение идеи "нового Шёлкового пути"»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

АВТОМАГИСТРАЛЬ «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА - ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ» КАК ПЕРВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ «НОВОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ»

Малик А.С.

Малик Арайлым Сериккызы - студент магистратуры, факультет востоковедения, Казахский университет международных отношений им. Абылай хана, г. ААлматы, Республика Казахстан

Аннотация: в этой статье автор берет за основу проект о создании трансконтинентальной автомагистрали «Западная Европа - Западный Китай», которая является одним из первых воплощений идеи «Нового Шёлкового пути», автором которого является нынешний руководитель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин. Также рассказывает о развитии на данный момент проекта «Западная Европа - Западный Китай».

Ключевые слова: транзитная дорога, концепция, Великий Шёлковый путь, Новый Шёлковый путь, «Западная Европа - Западный Китай».

Всем нам известно о роли караванной дороги «Великого Шёлкового пути» в экономике стран Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая. Считается, что «Великий Шёлковый путь» это выдающееся достижение человечества, которое уже в середине II века до н.э. стало трансконтинентальной магистралью, обеспечивающее многие столетия межкультурный и межцивилизационный диалог. Само по себе название «Великий Шёлковый путь» (Great silk road) вошло в обиход исторической науки в конце 1877 года и придумал его известный немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен. И с тех пор это удачно придуманное название стало визитной карточкой трансевразийской магистрали. Караванная дорога связывала Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. Путь вёл из Сианя (Китай) через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, дальше пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, а южная - мимо озера Лоб-Нор по южной окраине Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, оттуда - в Парфию, Индию, на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря.

Этот путь оставил огромные изменения в жизни всех тех народов, через которые он проходил. Так как дорога поставляла не только шёлк, хотя по нему и была названа, но и другие товары, драгоценные камни, золото и серебро, полудрагоценные камни, изделия из стекла, шерсти, кожи, ковры и ткани, экзотические фрукты, и даже животных, таких как охотничьи собаки, львы и леопарды. Помимо товарооборота, караванная дорога поставляла книги из стран, по которым проходила, а вместе с книгами и знания, язык регионов и культурные наследия. Таким образом велся своеобразный культурный диалог между евразийским населением. Также она стала культурным проводником новых инноваций и технологий, распространения религий (ислам, христианство, буддизм), искусства. Стоит отметить, что новые технологические достижения того времени (производство шёлка, бумаги и пороха) распространялись из Китая в Европу, а не наоборот.

Великий Шёлковый путь на сегодняшний день включен в список Всемирного наследия ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

С 1990-х годов начали все более громко звучать заявления о замыслах воссоздания древнего Шёлкового пути. Но в его реализации до сих пор мешают некоторые негативные факторы, в основном - нестабильная и напряжённая обстановка в некоторых странах ЦА, особенно в Афганистане.

Сегодня глобализация находится на пике роста. А время становится все ценней по отношению к бизнес-процессам, торговле между странами. Поэтому становится очевидным, что страны заинтересованы в наиболее быстрой доставке грузов. Морские пути доставки становятся наименее популярными, так как автомобильные грузоперевозки по времени в несколько раз превосходят оные. Например, в среднем для доставки грузов из Китая в Россию автотранспортом требуется на 30 рабочих дней меньше, чем морским путем. Принято считать, что идея о проекте «Нового Шёлкового пути» является визитной карточкой нынешнего председателя КНР Си Цзиньпина, так как он впервые выдвинул возрождение и строительство трансконтинентальной дороги. На тот момент, когда президент КНР выступил об этом во время своего визита в Казахстан в 2013 году и лекции, проведенном в местном университете, показалась аудитории чем-то далёким, риторической фигурой. Но на сегодняшний день мы видим его конкретное развитие в виде строившихся дорог в Казахстане (проект объявлен «стройкой века», в Китае (китайская часть уже построена и введа в эксплуатацию), в России (о строительных работах в этом регионе информации пока мало) и получившее название как трансконтинентальный коридор «Западная Европа - Западный Китай». Сейчас первоначальный проект Новой Шёлковой пути уже является конкретизированным, и на наш взгляд продуманной и многоцелевой стратегией, которая грамотно учитывает исторические данные и сегодняшние потребности Китая. Президент Республики Казахстан Назарбаев впервые озвучил этот концепт, вовремя оценив его дальнейшие перспективы и потенциал, так же дополнив собственной концепцией новой экономической политики «Светлый путь» [3].

На сегодняшний день Казахстан, наряду с КНР активно способствует развитию и всецело продвигает всё, что связано с идеей возрождения Шёлкового пути.

Расширение международной кооперации в производственной, финансовой и научно -технической сферах, а также развитие системы информационного и коммуникационного обеспечения еждународной торговли способствовали формированию крупных трансконтинентальных товаровых потоков. Для Казахстана, России, как и для любых стран мира, участие в системе международных кооперационных связах становится важным фактором развития национальной экономики. В этих условиях развитие международных транспортных коридоров выступает как важнейший механизм обеспечения международной кооперации, как мощный катализатор экономического роста страны, интеграции ее экономики в мирохозяйственные связи.

Международный проект «Новый Шёлковый путь» начали строить в 2007 году [4]. Соглашение о создании коридора «Западная Европа - Западный Китай» было заключено в Пекине 16 апреля 2009 года. Последовательность в единой системе скоростные автотрассы и автодороги высокого класса проходят через территории Китая, Казахстана и России.

В Казахстане участок дороги по словам вице-министра национальной экономики Тимура Жаксылыкова в 2016 году введен в эксплуатацию. «По расчетам, время доставки товаров составит в среднем 10 суток. Для сравнения: морской путь - это 45 суток, по транзиту -14 суток. В Казахстане этот участок магистрали вводится в эксплуатацию в этом году» [2] -сообщил вице министр. Также он добавил, что в 2020 году около 8% ежегодного товарооборота , порядка 50 млрд долларов (около 3,3 трлн рублей), будет проходить по этой дороге. «Новый шёлковый путь» через Казахстан и Россию занимает 16 дней, гораздо быстрее, по сравнению с путем через Суэцкий канал, который занимает 36 дней.

На сегодня по данной магистрали открыто движение от границ России до Алма-Атинской области через Актюбинск, Кзыл-Орду, Чимкент, Тараз на участке протяженностью 2028 км. В целом, общая протяженность коридора от российского Санкт-Петербурга до китайского городского округа Ляньюньган на побережье Жёлтого моря составляет 8445 км. Из них 2233 км проходит по территории Российской Федерации, 2787 км - Республики Казахстан, 34225 км -Китайской Народной Ремпублики. Коридор обеспечивает также выходы на Узбекистан и Киргизию. Оканчательно завершить данный проект планируется в 2020 году. По данным «информации с российской стороны», согласно которой с 2012 года ведется реконструкция и ремонтные работы на участках, такие как Санкт-Петербург-Москва, включая ЦКАД протяженностью 724 км с завершением в 2018 году, а также на отдельных участках между Москвой и Казанью и Шали-Бавлы. По словам профессора Высшей школы экономики и директора «Центра исследований постиндустриального общества» Владислава Иноземцева,

36

реализация проекта с российской стороны имеет недочеты, ведущие к разработке альтернативных транзитных путей [2].

Журнал «Китай», характеризуя изменения в китайской дипломатии с приходом нового руководства КНР , пишет: «В течение долгого времени китайская дипломатия демонстрировала реагириующий характер. Другие предлагали темы для обсуждения, а мы реагировали на них или возражали... Ситуация изменилась. Китай как большая страна не только должен иметь силы защитить свои интересы, сохраняя статус-кво, но должен уметь проявлять инициативу, задавая темы обсуждения, изменять существующую обстановку, чтобы получить еще больше государственных выгод и право голоса в международных делах» [5, с. 32]. Концепция Новой Шёлковой пути это и есть пример «нового направления китайской дипломатии».

Список литературы

1. Вопросы и ответы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.europe-china.kz/faq/ (дата обращения: 04.03.2016 г.).

2. Информационное агентство REGNUM. Казахстанская часть дороги Западная Европа -Западный Китай почти завершена. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://regnum.ru/news/polit/2136723.html/ (дата обращения: 25.05.2016).

3. В комментарии японского журнала «Дипломат», цитируемого китайским новостным агентством, по поводу данной инициативы говорится, что «движущая сила этой новой политики Казахстана частично исходит из необходимости избавиться от зависимости от российской экономики, особенно сейчас, когда российская экономика с трудом передвигается под гнетом западных санкций». [Электронный ресурс]. Режим доступа: russian.china.org.cn./ (дата обращения: 02.04.2015).

4. Россия на новом шелковом пути. Диалог с Москвой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ng.ru/dipkurer/2015-03-16/9_silkroad.html/ (дата обращения: 06.03.2015).

5. Книга Ван Фан. Дипломатия: от «реагирования» до «проявления инициативы». Китай, 2014. № 12.С. 32.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА: ПОРАЖЕНИЕ ПЕРЕД ПОБЕДОЙ Хэнсен П.В.

Хэнсен Павел Владиславович - студент-бакалавр, исторический факультет, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Аннотация: в данной статье анализируется роль буржуазных организаций в революционных событиях в Российской империи времен Первой мировой войны и их механизмы воздействия на смену власти в стране. Также обозначается отношение стран - союзников России к Февральской революции.

Ключевые слова: Первая мировая война, Февральская революция, буржуазные организации, революция.

Первая мировая война, вспыхнувшая в результате обострения политического и экономического соперничества между странами Тройственного союза с одной стороны и Антанты с другой, стала крупнейшей международной трагедией начала XX века.

Глубокие экономические и политические противоречия между великими державами совпали с ростом напряженности в таких регионах, как Балканы и Ближний Восток. Россия, как важный актор международных отношений, не могла оставаться в стороне от событий, затрагивающих ее национальные интересы. В результате международных предвоенных кризисов, российское правительство выработало новый внешнеполитический курс, направленный на противодействие германской и австро-венгерской экспансиям, для сохранения статуса - кво в этих регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.