МАШИНОСТРОЕНИЕ
УДК 539.313
АВТОКОЛЕБАНИЯ УПРУГОГО СТЕРЖНЯ, НАГРУЖЕННОГО СЛЕДЯЩИМИ СИЛОЙ И МОМЕНТОМ
© 2005 г. А.Н. Кабельков, П.В. Калинин
Рассматриваем изгибно-крутильные колебания
Момент сопротивления полагаем пропорциональ-
на окружности радиуса R [2]:
М с
= a J
(ю 0 + A9)R + y sin а
консольно закрепленного стержня, нагруженного ным квадрату касательных скоростей точек, лежащих следящими силой и моментом на конце (рис. 1).
При составлении уравнений движения стержня вводим следующие предположения:
- изгибные колебания являются плоскими;
- постоянными считаем крутильную GJp жесткость стержня, приложенный к стержню момент М и модуль следящей нагрузки N, а также удельную плотность р стержня;
- материал, из которого выполнен стержень, считаем вязкоупругим и соответствующим модели Фойх-та [1], т.е.
(ю 0 + Аф)R - y sin а
d а =
E = E 0(1 + yd);
d
= ап(2ю 0R 2 + 4ю 0R 2А ф+ 2А ф 2 R 2 + у 2). (2)
В формулах (1) и (2) введены обозначения: ю0 -
угловая скорость установившегося вращения; А ф -угловая скорость крутильных колебаний; у - скорость
где d = —, Ео и у - коэффициенты, характеризующие изгибных колебаний.
dt
соответственно упругие и вязкие свойства стержня.
N M
ю0 + Аф
MZ^ рy( *>г)
Рис. 1. Модель стержня
1. Определение следящего момента сопрот ивления
При нахождении следящего момента сопротивления учитываем, что точки сечения стержня участвуют в сложном движении (рис. 2). В частности, касательные скорости точек, лежащих на окружности поперечного сечения стержня, определяются одной из формул
(ю0 +Аф) + yRsinа, 0<а<п, (ю 0 +Аф) R - y sin а, -п<а< 0.
(1)
ю0 + Аф
Рис. 2. К определению величины следящего момента
2. Уравнение изгибных колебаний
Уравнение изгибных колебаний записываем в виде
Ыу"(х, 0 = - Му'(L, 1) + М[ у (L, t) - у (х, 0] -x ..
-/р У( Xl, t)(x1 - х^. (3)
L
Выражению (3) соответствуют граничные условия: у(0,t) = 0; у '(0,Г) = 0; у "(Ь, Г) = 0; у "(Ь,Г) = 0. Преобразуем уравнение (3)
.. х .. ..
Шу"'(х, () = -Му'(х, 1) + р у( х, t) - р / у( х1, 1 - хр у( х, t).
Ь
Шу1У (х, Г) = -ру(х, t) - Му"(х, t). (4)
v т =
3. Уравнение крутильных колебаний
Уравнение крутильных колебаний имеет вид:
О JpДф"(х, г) +1Дф(х, г) = 0.
где I - момент инерции единицы длины стержня. Граничные условия
(5)
Pj fi2( x)dx
-L-q i(t) + Yq i(t)+
Eо Jjffi''(x) ]2 dx
( l 2 А
N j[/i'( x) ]2 dx - Nfi( L) • fi'( L)
1--0-:-
Дф(0, г) = 0 ;
Дф'(Д г )Ш р = -(а 1Д ф(4 г)+ а 2Д ф 2(Ь, г) + а 3 у 2(Ь, г)).
4. Сведение уравнений в частных производных к обыкновенным дифференциальным уравнениям
Учитывая значительные изгибную и крутильную жесткости стержня, описываем перемещение у(х, г) и поворот Дф(х, г) одночленными выражениями
у( х, г) = /;(х) д 1(г), Дф( х, г) = /2( х) д 2(г),
где д1(г) и д2(г) - неизвестные обобщенные координаты; /1(х) и/2(х) - некоторые аппроксимирующие функции, нормированные таким образом, что /1(Ь) = 1 и /(¿) = 1.
пх пх
Принимаем, что /1 (х) = ^п—' /2 (х) = 1 - С08 "2^'
Для приведения дифференциальных уравнений в частных производных (4), (5) к системе обыкновенных дифференциальных уравнений применяем принцип возможных перемещений.
1. Даем возможное перемещение
8y(x) = | sin-"" i:
оставляя неизменной координату Дф(x, t):
-Ny'(L, t)8y(L) - J py(x, t)8y(x) dx -
0
L L
- EJ J y"(x, t )8y"(x)dx + N J y'(x, t )8y'(x)dx = 0.
0 0
2. Даем возможное перемещение 8Дф = ( 1 - cos — 18а 2,
I 2L J 2
оставляя неизменной координату у(х, t)
-[а 1Дср(L, t) + а2Дер2(L, t) + а3y2(L, t)]8ф(L)-
L L
-ю 22 J Дер (x, t)8Дф(x)dx - J Дф'(x, t)8Дф(x)dx = 0.
E о J j[/i"( x) ]2 dx
q i( ) = о.
Поскольку:
. nx n nx
f,(x) = sin—; f,'(x) = — cos — 1 2L 1 2L 2L
fi''( x) =--- sin —; fi'( L) = 0; fx{L) = i,
4L2 2 L
(
■qi(t) + Y q i (t) +
E о J-
32L
i--
n 2 А N ^ 8L
E о J
32L
qi(t) = о.
Перейдем к безразмерным координате и времени:
qi(t) :=
.= qi(t). t..
L
тогда
32 pL4
л 4 E о J
ю 2 qi(t) + Y ю 2 qi +
t :=ю2t;
( 4 NL2
i---
n E 0J
(
GJr
qi (t) = о.
A
a 1Aф(L, t) + a2Аф (L, t) + a3 y (L, t)
8Аф +
+iJAф(x, t)8Aф(x)dr + GJ JAф"(x, t) 8Aф(x)dr = о.
Имеем:
L
i j f 2 (x)dx
j[f2 '(x)]2 dx
GJ-7Г7Г, q 2(t)+q 2(t)+*--2—
GJ p a if2 (L) a f (x)
= -a 2 f 2 (L) q 2 a 3fi2(L) ,
'q2 „ ,qi .
-q 2 (t) =
ai
a if2 (L)
3n-8 , i-L
GJP ai
■q 2 (t) + q 2 (t) +
n 2 /8L2
a
= q22(t) --qi (t).
a
a,
32
q 2 (t) =
a,
a,
i 3n-8 ■■ ■ n2
GJ—2— q 2(t)+ai q 2(t) +777 q 2(t) =
GJ p 2n 8L
Имеем
= -a2 q2(t)-a^ q2(t).
L
P
2
Переходим к безразмерным координате и времени:
q 2 (t)
q 2 (t) :=■
L
t :=ю2t,
ю 2 =
iL2
GJP
_iL2 3л-8 L2 GJp 2пю2
■q 2 (t) +
а,
L ю2
q 2 (t)+—г q 2 (t) =
8 L
а2 q2(t) а2 qi2(t)
ю 2
'2 Ю 2
В результате получаем систему нелинейных дифференциальных уравнений второго порядка:
3п-8 " а 1 ■ п2 _ ч Ох2 а2
-9 2(t) +— 92« +— ?2(0 = —2 922(0 —2 9Г(0;
2п
ю2
ю2
ю 2
32 pL42 ■ ■
ю 2 q1(t) + ую 2 q1 +
п 4 E 0 J
1 —
4 NL
2 Л
п E 0 J
qi(t) = 0:
где (51 = а 1Ь ; а 2 = а 2 Ь ; а 3 = а 3 Ь .
Полученные уравнения могут быть использованы для исследования устойчивости основных (нулевых) состояний и периодических режимов, ответвляющихся от этих состояний.
5. Исследование устойчивости основных состояний
Введем обозначения
PL4
E 0 J
■ = ю1
ю2
ю1
= П;
NL2
= в , тогда уравнение примет вид
32 ■■ ... Y „2 ■ , ^ 4.
■ q i (t) +—n2 q i(t) + n 2(i ß)q i (t) = 0.
ю 2
n
Критический случай-у = 0; статическая потеря
Ю 2
4 4В
устойчивости 1 —В > 0; неустойчивость 1--< 0 .
п п
Поскольку ß =
NL2 E 0 J
условие статической неустойчи-
вости принимает вид
NL2 E 0 J
п > —. 4
Из рис. 3 видно, что, соответственно:
- область неустойчивости возрастает с увеличением значения следящей нагрузки и уменьшается с увеличением момента инерции;
- область неустойчивости возрастает с увеличением значения следящей нагрузки и уменьшается с увеличением коэффициента, характеризующего упругие свойства стержня;
- область неустойчивости возрастает с уменьшением значения следящей нагрузки и уменьшается с увеличением длины стержня.
jA
E0 К
L А
а)
н/у
б)
н/у
N
"> N
> N
в)
Рис. 3. Области статической потери устойчивости
2
а - J <
4L
nE 0
N ; б - E 0 <
NL nE 0 J i
-N; в - L >. -0--;=
nJ V 4 VN
Литература
1. Работное Ю.И. Элементы исследований механики твердых тел. М., 1997.
2. Эльясберг М.Е. Абсолютная виброустойчивость металлорежущих станков по скорости резания // Станки и инструменты. 1966. № 4. С. 12-16.
Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)
7 июля 2004 г.
0
0
4
п
2
у
0