Научная статья на тему 'Автогенератор классов'

Автогенератор классов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАБЛОНЫ / КЛАСС / ТАБЛИЦА / БАЗА ДАННЫХ / АТРИБУТ / СВОЙСТВО / МЕТОД / КОНСТРУКТОР

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малахова Елена Сергеевна

Рассматривается один из многочисленных подходов к генерации кода классов на языке C#. Разработано приложение, позволяющее создавать классы, конструкторы, свойства и методы на основе шаблонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автогенератор классов»

АВТОГЕНЕРАТОР КЛАССОВ

Е. С. Малахова

Институт кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета, 634034, Томск, Россия

УДК 004.021

Рассматривается один из многочисленных подходов к генерации кода классов на языке C#. Разработано приложение, позволяющее создавать классы, конструкторы, свойства и методы на основе шаблонов.

Ключевые слова: шаблоны, класс, таблица, база данных, атрибут, свойство, метод, конструктор.

The article describes one of the many approaches to generate code of classes in C#. It was developed as an application that allows to create classes, constructors, properties, and methods based on templates.

Key words: templates, class, table, database, attribute, property, method, constructor.

Введение. В настоящее время на любом предприятии имеется информационная система. Основу такой системы составляет база данных (БД), в которой хранится информация за различные периоды и по разным направлениям деятельности. В процессе автоматизации работы зачастую необходимо использовать объектно-ориентированный подход, анализировать структуру и содержание баз данных.

Для обеспечения работоспособности системы прежде всего необходимо создать большое количество классов для работы с данными, источником которых является БД. Написание кода различных классов может требовать больших временных затрат, поэтому возникла необходимость разработки и реализации алгоритма генерации кода классов. Возможность разработки такой программы обусловлена тем, что при создании классов программист выполняет однотипные операции, в результате чего код классов различается только названием полей. Для оптимизации использования рабочего времени, затрачиваемого на повторение одного и того же алгоритма, было создано приложение, позволяющее автоматически сформировать код класса, используя файлы-шаблоны, в которых содержатся определенные правила оформления классов.

Ниже приведены основные этапы реализации приложения:

1) создание метода для соединения с БД;

2) получение данных о структуре БД;

3) создание алгоритма создания класса;

4) сопоставление типов данных;

5) разработка и реализация алгоритма генерации свойств и конструкторов.

Рис. 1. Форма "Вход в систему"

Рис. 2. Форма "Информация о БД"

1. Метод соединения с БД. Для удобства пользователей разработан графический интерфейс (рис. 1), позволяющий указать необходимую БД, а также всю используемую для соединения информацию на определенном сервере.

Пользователь вводит информацию о сервере БД, имени БД, а также имеет возможность выбрать способ аутентификации. При проверке подлинности Windows отсутствует необходимость вводить логин и пароль, в остальных случаях их необходимо ввести. Если пользователь ввел некорректные данные, система предложит повторить ввод. Для построения строки соединения с БД используется класс SqlConnectionStringBuilder() - построитель строк подключения, позволяющий программным способом создавать синтаксически правильные строки подключения, а также анализировать и перестраивать существующие строки подключения с помощью свойств и методов этого класса [1]. Построитель строк подключения предоставляет строго типизированные свойства, соответствующие известным парам ключ - значение, которые разрешены SQL Server. Разработчики, которым требуется создавать или создавать и изменять строки подключения как части приложений, могут использовать класс SqlConnectionStringBuilder. Класс также упрощает управление строками подключения, которые хранятся в файле конфигурации приложения [1].

Класс SqlConnectionStringBuilder выполняет проверки на наличие допустимых пар ключ -значение. Таким образом, этот класс нельзя использовать для создания недопустимых строк подключения; попытка добавить недопустимые пары приведет к игнорированию исключения.

2. Данные о структуре БД. При корректном вводе идентификационных данных пользователю отобразится форма "Информация о БД" (рис. 2). В выбранной из списка таблице отобразится полная информация о ее содержании.

Для получения данных о структуре БД использовалась системная таблица INFORMATION_SCHEMA, которая обеспечивает доступ к метаданным БД. Метаданные (каталог системы, словарь данных) представляют собой данные относительно данных, имени БД или таблицы, тип данных столбца или привилегии доступа.

INFORMATION_SCHEMA - информационная БД, в которой сохраняется информация обо всех других БД, которые хранятся на сервере SQL. Внутри INFORMATION_SCHEMA имеется несколько таблиц только для чтения. Фактически это не обычные таблицы, а их представления, так как отсутствуют связанные с ними файлы.

Для размещения информации о структуре таблицы использован класс DataSet. Класс DataSet представляет собой содержащийся в памяти кеш данных. Класс DataSet состоит из кол-

лекции таблиц DataTable, которые можно связать между собой с помощью объектов класса DataRelation [2].

Чтение и запись данных и схем в экземпляр класса DataSet осуществляются так же, как запись и чтение XML-документов. Данные и схемы можно передавать по протоколу HTTP и использовать в любом приложении на любой платформе, поддерживающей формат XML. С помощью метода WriteXmlSchema схему можно сохранить в качестве XML-схемы. Кроме того, схему и данные можно сохранить, используя метод WriteXml. Для чтения XML-доку мента, содержащего данные и схемы, используется метод ReadXml [2].

3. Алгоритм создания класса. Классы - основа каждого объектно-ориентированного языка [3]. Класс представляет собой инкапсуляцию данных и методов их обработки. Это справедливо для любых объектно-ориентированных языков, различающихся лишь типами данных, хранящихся в виде членов, а также возможностями классов. В том, что касается классов и многих функций языка, язык С# отчасти аналогичен языкам C++ и Java, в то же время сделанные в нем усовершенствования позволяют находить более эффективные решения старых проблем.

Класс представляет собой шаблон, который определяет форму объекта [3] и задает как данные, так и код, который оперирует этими данными. Язык С# использует спецификацию класса для создания объектов - экземпляров класса. Таким образом, класс - множество намерений (планов), определяющих, каким образом должен быть построен объект. Следует отметить, что класс - это логическая абстракция, которую не имеет смысла реализовывать до тех пор, пока не будет создан объект класса и в памяти не появится его физическое представление. Методы и переменные, составляющие класс, называются членами класса.

Для создания классов используются шаблоны. В файлах содержатся определенные наборы строк, которые затем формируются в класс. В качестве шаблона для классов использовался файл class.txt:

$using$

namespace $namespace$

{

public class $tablename$ : BasicEntity

{

$constructor$

$property$

$methods$

}

}

В процессе формирования класса регулярные выражения заменяются на реальные данные:

SusingS - на список подключаемых библиотек;

SnamespaceS - на введенный пользователем namespace;

StablenameS - на название таблицы, которую пользователь выбрал из списка;

SconstructorS - на конструкторы класса;

SmethodsS - на методы класса;

SpropertyS - на шаблон для свойств класса.

4. Сопоставление типов данных. Проведем сопоставление типов данных SQL и C# (табл. 1, 2).

Таблица і

Типы данных в С# [4]

Тип Область значений Размер слова

sbyte От -і28 до і27 Знаковое, 8-бит, целое

Byte От 0 до 255 Беззнаковое, 8-бит, целое

Char От U+0000 до U+ffff 16-битовый символ Unicode

bool True или false 1 байт

short От -32 768 до 32 767 Знаковое 16-бит целое

ushort От 0 до 65 535 Беззнаковое 16-бит целое

int От -2 і47 483 648 до 2 і47 483 647 Знаковое 32-бит целое

uint От 0 до 4 294 967 295 Беззнаковое 32-бит целое

long От -9 223 372 036 854 775 808 Знаковое 32-бит целое

до 9 223 372 036 854 775 807

ulong От 0 до і8 446 744 073 709 55і 6і5 Беззнаковое 32-бит целое

float От ±і,5Т0-45 до ±3,4Т033 4 байта, точность - 7 разрядов

double От ±5Т 0-324 до ±і,7Т0306 8 байт, точность -16 разрядов

decimal - 12 байт, точность - 28 разрядов

datetime і.0і.і753 г. - 3і.і2.9999 г. Дата и время, точность - 3/100 с (3,33 мс)

Guid - Глобально-уникальный идентификатор

Таблица 2

Типы данных в SQL [5]

Тип данных Определение MSSQL и пояснения

bigint 8-байтовые целочисленные данные

Bit Целочисленные данные только со значениями 1 или 0, обычно заменяются константами 'T' и 'F'

Char Текстовые данные фиксированной длины (не Unicode). Максимальная длина 8000 символов

Datetime Дата и время с 1 января 1753 г. до 31 декабря 9999 г., точность 3/100 с (3,33 мс)

Decimal Числовые данные с фиксированной точностью. Диапазон от -1038 - 1 до 1038 - 1

Float Вещественные числовые данные. Диапазон от -1,79-1038 до 1,79-1038

Int 4-байтовые целочисленные данные. Диапазон от -231 (-2 147 483 648) до 231-1 (2 147 483 647)

Money Денежные данные. Диапазон от -263 (-922 337 203 685 477,5808) до 263- 1 (+922 337 203 685 477,5807), точность до 1/10 000 денежной единицы

Nchar Символные данные фиксированной длины (Unicode). Максимальная длина 4000 символов

Ntext Символьные данные переменной длины (Unicode). Максимальная длина 230- 1 (1 073 741 823) символов

Numeric В СУБД MS SQL decimal и numeric эквивалентны

Nvarchar Символьные данные переменной длины. Максимальная длина 4000 символов

Real ОАО 'ЗПЙ Вещественные данные. Диапазон от -3,40-10 до 3,40-10

Smalldatetime Дата и время с 1 января 1900 г. до 6 июня 2079 г., точность 1 мин

Smallint 2-байтовые целочисленные данные. Диапазон от -215 (-32 768) до 215 - 1 (32 767)

Smallmoney Денежные данные. Диапазон от -214 748,3648 до +214 748,3647, точность 1/10 000 денежной единицы

Text Символьные данные переменной длины (не Unicode). Максимальная длина 231 - 1 (2 147 483 647) символов

Tinyint 1-байтовое целочисленное значение без знака. Диапазон от 0 до 255

Varchar Символьные данные переменной длины (не Unicode). Максимальная длина 8000 символов

Uniqueidentifier Глобально-уникальный идентификатор (GUID)

Таблица 3

Сопоставленные типы данных

Тип в C# Тип в SQL

Byte Tinyint

Char Char

Bool Bit

Short Smallint

Int Integer (int), smallmoney

Long Money, bigint

Double Real, float

Decimal Numeric, decimal

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Datetime Datetime, smalldatetime

Guid Uniqueidentifier

String Nchar, varchar, text, nvarchar, ntext, nchar

На основе табл. 3 созданы шаблоны свойств, учитывающие особенности конвертации типов данных. Например, различаются строки конвертации для данных, которые могут содержать нулевые значения и которые не содержат их.

5. Метод генерации свойств. Одно из основных преимуществ языков объектно-ориентированного программирования, таких как С#, состоит в том, что с их помощью можно определять специальные методы, вызываемые при создании каждого экземпляра класса. Эти методы называются конструкторами (constructors). Конструктор инициализирует объект при его создании и имеет такое же имя, что и сам класс, а синтаксически подобен методу. Однако в определении конструкторов не указывается тип возвращаемого значения [3].

Свойство в языке С# включает объявление поля и применяемых для изменения значения поля методов-аксессоров, называемых получателями (getter) и установщиками (setter). Методы-получатели используются для получения значения поля, а установщики - для его изменения. Свойство имеет два стандартных метода-аксессора: get и set [3].

Таким образом, в классе содержатся различные свойства, которые составляются по одинаковой логике. Это позволило создать шаблон конструкторов и свойств. В качестве передаваемого параметра в шаблон конструктора передается название таблицы, которое является также названием класса. В шаблон свойств передаются названия столбцов таблицы и типы данных, в соответствии с типом данных выбирается строка конвертации данных.

Для хранения набора строк конвертации предлагается использовать класс Dictionary. Универсальный класс Dictionary<TKey, TValue> обеспечивает отображение множества ключей в множество значений. Каждый элемент, добавляемый в словарь, состоит из значения и соответствующего ему ключа. Извлечение значения по его ключу происходит очень быстро, со скоростью, близкой к 0(1), поскольку класс Dictionary<TKey, TValue> реализован в виде хеш-таблицы [6].

До тех пор пока объект используется в качестве ключа в словаре Dictionary<TKey, TValue>, он не должен изменяться таким образом, чтобы это отражалось на его хеш-коде. Каждый ключ в словаре Dictionary<TKey, TValue> должен быть уникальным в соответствии с компаратором словаря, проверяющим на равенство. Ключ не может быть пустым (null), в то время как значение может быть пустым, если его тип TValue является ссылочным типом [6].

Поскольку класс Dictionary<TKey, TValue> лишен возможности сериализации (сохранения в файл и чтения из файла), возникла необходимость создания собственного класса SerializableDictionary, который являлся бы наследником класса Dictionary<TKey, TValue> и содержал интерфейс сериализации. Также был создан класс, содержащий необходимые поля для подстановки в конечный код фактических названий типов данных и строк конвертации.

В качестве визуального результата была разработана форма, позволяющая создать класс по указанным заранее шаблонам (рис. 3). При нажатии на кнопку "Создать класс" срабатывает обработчик события createButton_Click класса InformationForm. При обработке этого события используется вспомогательный класс ClassBuil-der, который и выполняет все основные операции по замене регулярных выражений реальными данными и возвращает готовый код класса, сохраняемый затем в папке, указанной пользователем, или по умолчанию в формате.

Заключение. В результате проведенного исследования составлены правила формирования классов: разработаны файлы шаблонов конструкторов, свойств, методов. Проведен анализ типов данных в языке C# и SQL. На основе проведенного анализа составлена таблица соответствия типов. Разработан алгоритм составления класса из файлов шаблонов для встраивания в соответствующие места шаблонов названий таблиц, атрибутов, типов данных. Составлены строки конвертации для nullable- и notNullable-типов. Создан класс SerializableDictionary - наследник класса Dictionary, который позволяет реализовывать интерфейс сериализации: объекты класса SerializableDictionary можно сохранить в файл, а затем прочесть. Использование внешнего файла с настройками конвертации позволяет, не меняя код программы, изменить правила формирования генерируемого класса. Создан вспомогательный класс ConvertClass, объекты которого хранят информацию из настроечного файла. Разработан графический интерфейс для подключения и работы с необходимой БД, который учитывает специфику соединения с СУБД Microsoft SQL Server 2005.

Список литературы

1. MSDN. [Электрон. ресурс]. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/xfhwa508.aspx.

2. MSDN. [Электрон. ресурс]. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/system.data.dataset.aspx.

3. Полный справочник по С#: Пер. с англ. М.: Издат. дом "Вильямс", 2004. 752 с.

4. Типы данных С#. [Электрон. ресурс]. http://simple-cs.ru/store/csharp/4/.

5. Типы данных sql. [Электрон. ресурс]. http://www.firebirdsql.org/manual/ru/migration-mssql-data-types-ru.html.

6. ЛАБОР В. В. Си Шарп: Создание приложений для Windows. Мн.: Харвест, 2003. 384 с.

Малахова Елена Сергеевна - студентка Института кибернетики Томского политехнического университета; e-mail: [email protected]

Дата поступления - 02.11.11

Введите namespase new

Введите ПУТЬ ();[/

Создать класс

Рис. 3. Форма для создания класса по указанным шаблонам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.