Научная статья на тему 'Автобиографическое начало в творчестве Чака Паланика'

Автобиографическое начало в творчестве Чака Паланика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1013
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ч.ПАЛАНИК / МИНИМАЛИЗМ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ НАЧАЛО / ПОСТМОДЕРНИЗМ / CHUCK PALAHNIUK / MINIMALISM / AUTOBIOGRAPHICAL BASIS / POSTMODERNISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шамина Вера Борисовна, Жолудь Анастасия Игоревна

В статье рассматривается слияние документального и художественного начал в творчестве американского писателя Чака Паланика, многие сюжеты книг которого вдохновлены его жизненным опытом, странными и трагическими событиями, которые он пережил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autobiographical BASIS OF Chuck Palahniuk’s Novels

The paper explores the synthesis of fictional and non-fictional features in Chuck Palahniuk’s novels. Many of the plots of Palahniuk’s novels are inspired by his life experience, tragic and strange events he participated in.

Текст научной работы на тему «Автобиографическое начало в творчестве Чака Паланика»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №4(30)

УДК 821.111(73)

АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ТВОРЧЕСТВЕ ЧАКА ПАЛАНИКА

© В.Б.Шамина, А.И.Жолудь

В статье рассматривается слияние документального и художественного начал в творчестве американского писателя Чака Паланика, многие сюжеты книг которого вдохновлены его жизненным опытом, странными и трагическими событиями, которые он пережил.

Ключевые слова: Ч.Паланик, минимализм, автобиографическое начало, постмодернизм.

Американский писатель и журналист Чарльз «Чак» Паланик известен отечественному читателю прежде всего как автор культового романа «Бойцовский клуб», по мотивам которого в 1999 г. Дэвидом Финчером был снят одноименный фильм.

Свою писательскую карьеру Паланик начал в тридцатилетнем возрасте с посещения литературной мастерской Тома Спэнбауэра. «Посиделки по четвергам», как называет Паланик литературные мастер-классы, были посвящены изучению сути минимализма как стилевого направления, которого писатель придерживается в большинстве своих книг. Однако среди произведений писателя есть по крайней мере две книги, стиль которых отличается от того резкого, рубленого текста, к которому привык читатель.

Книга «Фантастичнее вымысла», написанная в жанре нон-фикшн, представляет собой собрание эссе, которые разделяют ее на три части: «Все люди вместе», «Портреты» и «Личное». Каждый раздел книги, в свою очередь, состоит из цикла историй, связанных темой раздела. Эти истории сотканы из набросков, которые были сделаны Палаником-журналистом, интервью со знаменитостями (в числе которых музыкант Ме-рилин Мэнсон, актриса Джульетт Льюис и писательница Эми Хемпель), а также включают «личное» из биографии писателя.

Жизненный цикл представлен писателем в виде цепочки «Факт. Вымысел. Факт. Вымысел», его можно расшифровать, отталкиваясь от прочтения «нового» образа Чака Паланика, который обнажается перед читателем с первых страниц книги. Во введении, которое так и называется -«Факт и вымысел», - Паланик описывает процесс создания романа так: сначала вы составляете план, затем ищете материал, а после «какое-то время проводите в полном одиночестве, отгородившись от мира, строя собственный прекрасный мирок, в котором вы полновластный хозяин» [1: 4]. А потом настает момент разрушить этот мирок, «после чего вы возвращаетесь к людям».

Чередования факта и вымысла - это то, из чего состоит творчество писателя: факт как реальная жизнь и вымысел - как жизнь, которую он проживает, создавая произведение.

Однако в жизни Чака Паланика бесконечный цикл «факта-вымысла» превратился в нераздельное целое благодаря тому, что, как пишет Пала-ник, «журналист, прежде чем взяться за перо, производит расследование; романист предается игре воображения» [1: 7]. Два архетипа - журналист и романист - уживаются в одном писателе, и причина своеобразия его прозы кроется в том, что «все, что основано на реальной истории, продается гораздо успешнее». Но дело не только в коммерческой стороне вопроса. Паланик работает с так называемым сырьем, которое философ Мартин Хайдеггер называет немецким Ве81аМ, что означает «запас» [1: 85]. Запас нашей эпохи -наша интеллектуальная собственность, истории наших жизней и нашего опыта. История создается тогда, когда писатель подчиняет себе историю своего прошлого и исчерпывает ее до конца.

В данной статье мы подробнее остановимся на том, каким образом из реальных фактов рождается исключительный «паланиковский» литературный вымысел. На разных этапах становления литературы документальное и художественное начало сочетались в произведении в разных пропорциях. В эпоху постмодерна трудно говорить об определенном «рецепте приготовления» произведения, каждый писатель сам добавляет ингредиенты по вкусу. Одно правило остается неизменным: без опоры на вымышленные образы художественную литературу представить нельзя. Открытым остается вопрос о том, чему Паланик отдает предпочтение в своей прозе.

Обратимся к первому, и, стоит отметить, наиболее успешному роману Чака Паланика «Бойцовский клуб». В романе повествуется о жизни среднестатистического американского клерка, который, однажды осознав, что с ним что-то «не в порядке», отрекается от своей серой, расписанной по часам жизни. В этот переломный

СИНТЕЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ.

ДОКУМЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

момент он встречает парня по имени Тайлер Дёрден, с которым они организуют бойцовские клубы - «клубы для драк» - как радикальный способ избавления от вековых норм и законов, навязанных цивилизацией обществу.

Представляется целесообразным рассмотреть сюжет с перспективы «факта-вымысла». Общеизвестным является тот факт, что до того, как Паланик приступил к работе над «Бойцовским клубом», он работал волонтером в хосписе. Его задачей было привозить людей к врачам и на встречи групп взаимной поддержки. Как признается писатель, эти встречи причиняли ему дискомфорт, так как все люди считали, что и он страдает тем же заболеванием. За неимением возможности доказать больным обратное, Пала-ник придумал «историю, как один человек посещает встречи смертельно больных людей, чтобы избавиться от гнетущего чувства никчемности своей собственной жизни», и этот человек - герой романа «Бойцовский клуб».

З.Фрейд писал, что художественный вымысел связан с неудовлетворенными влечениями и подавленными желаниями создателя произведения и их непроизвольно выражает [2]. Замысел Паланика опровергает это утверждение, так как он сознательно создает персонаж и воплощает в нем свои переживания. Более того, писатель убежден, что в таких местах, как группы поддержки, больницы и даже линии досуга люди рассказывают самые правдивые истории.

Говоря о группах поддержки, необходимо упомянуть и роман «Удушье», написанный под впечатлением от посещений писателем обществ анонимных сексоголиков, куда ходил Паланик, собирая материал для книги. В результате этих встреч появился главный герой книги - Виктор Манчини, сексоголик со стажем [4]. В этом же романе присутствует один из сюжетных пластов, связанных с матерью главного героя и старушками, которые находятся вместе с ней в больнице в связи с синдромом Альцгеймера. Напомним, что при данном заболевании человек страдает расстройством памяти, зачастую не узнает своих близких. Паланик не просто переносит историю с больными в свой роман, а использует ее в качестве приема, чтобы раскрыть особенности главного героя. Каждый раз, когда он навещает свою маму, она принимает его за другого человека, редко за сына. А старушки в коридоре и вовсе не дают проходу Виктору, видя в нем того, кто сжег их дома, бомбил их поселок, насиловал в детстве. Однажды Виктор понимает, что он уже запутался в том, кто он на самом деле. Помогает ему «покаяние» перед старушками, он берет вину на себя, после чего они оставляют его в покое. Надо

сказать, что использование идеи расстройства памяти идеально вписывается в концепцию постмодернистской плюралистической картины мира: персонажи не помнят того, что было на самом деле, и это дает им шанс переписать свою историю, снова и снова перевоплощаясь и проживая новые жизни.

Оба вышеупомянутых романа с точки зрения замысла объединяет одна общая тема - идея поиска идентичности в мире одиноких людей. Па-ланик считает, что книга «Бойцовский клуб» привлекает читателей тем, что рассказывает о путях, сводящих людей вместе: «Людям интересно узнать, какие еще существуют способы найти родственные души» [1: 10]. И в отличие от типично женских книг из серии «Божественные секреты женской дружбы», книга Паланика о мужских интересах, которые выходят за рамки замкнутого круга «спорт-автомобили-выпивка».

Возвращаясь к бойцовским клубам, следует отметить, что в книге «Фантастичнее вымысла» в эссе под названием «Откуда берется мясо» автор рассказывает о любительской и профессиональной борьбе. Этот вид спорта очень популярен, и в каждом штате есть свой клуб любителей этого вида времяпрепровождения, члены этих объединений воспринимают борьбу отнюдь не как драку. Они сравнивают это занятие с наркотиком, с самой жизнью. Каждый борец в толпе без труда различит своего соратника, чувствуя себя частью братства. В книге Паланик нигде не упоминает о том, что принцип функционирования бойцовского клуба списан с реально существующего. Однако после прочтения романа и приведенного описания сходство очевидно. Хотя, безусловно, философия клуба, созданного Палаником, намного глубже - мужчины, встречаясь в клубах, возвращаются к первобытной стадии развития человечества, где побеждает сильнейший. Затрагивая вопрос о мужских интересах, стоит привести один занимательный факт из биографии писателя, когда он сильно увлекся анадролом (самым сильным стероидом) и качал мышцы до умопомрачения. Опуская щепетильные подробности физиологических процессов, которые были запущены в организме после длительного употребления данного препарата, этому процессу подвергся один из персонажей «Бойцовского клуба» - Боб, который посещает те же группы поддержки, что и главный герой романа. Он некогда был качком и тоже принимал стероиды, до тех пор, пока не утратил самое важное из мужских достоинств, а вместе с ним и мужественность: сначала Бобу удалили опухоль, а потом «болезнь разорила его. У него двое взрослых де-

В.Б.ШАМИНА, А.И.ЖОЛУДЬ

тей, которые не хотят разговаривать с ним даже по телефону» [3: 26].

В книге «Фантастичнее вымысла» Паланик пишет, что нашу жизнь мы рассматриваем в понятиях повествовательных условностей, иными словами, все, что происходит с людьми, едва можно назвать реальностью - «Наши женитьбы становятся сиквелами. Наше детство - своего рода приквелом» [1: 80]. Подобно тому, как Шекспир называл мир театром, Паланик называет наш мир историей, которую вызывает к жизни наш жизненный опыт. История должна быть красиво упакована и привлекать внимание. Недостаточно для этого просто исказить реальное событие и преувеличить его до той степени, что «забывается истинная суть рассказа». Также важно не потеряться в бесконечном преследовании опыта только ради того, чтобы зафиксировать его и продать. Однако именно фиксация на бума-

ге реальности дает нам шанс прожить более интересную жизнь и, возможно, не повторить чужих ошибок. По словам Паланика, только научившись проживать свои истории и одновременно смотреть на себя и окружающий мир как на крупный план киноэкрана, писатель сможет по-настоящему достоверно сочетать факт и вымысел в своих произведениях.

1. Паланик Чак. Фантастичнее вымысла. - М.: АСТ, 2007. - 288 с.

2. Фрейд З. Поэт и фантазия // Вопросы литературы. - 1998. - № 8. - С. 160 - 166.

3. Паланик Чак. Бойцовский клуб (пер. И.Кормиль-цева). - М.: АСТ, 2009. - 344 с.

4. Паланик Чак. Удушье (пер. Т.Покидаевой). - М.: АСТ, 2005. - 318 с.

AUTOBIOGRAPHICAL BASIS OF CHUCK PALAHNIUK’S NOVELS

V.B.Shamina, A.I.Zholud

The paper explores the synthesis of fictional and non-fictional features in Chuck Palahniuk’s novels. Many of the plots of Palahniuk’s novels are inspired by his life experience, tragic and strange events he participated in.

Key words: Chuck Palahniuk, minimalism, autobiographical basis, postmodernism.

Шамина Вера Борисовна - доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: VShamina@ksu.ru

Жолудь Анастасия Игоревна - студентка 4 курса отделения романо-германской филологии Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: medvedissimo@gmail.com

Поступила в редакцию 13.11.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.