Научная статья на тему 'Автобиографический метод как способ постижения феномена детства'

Автобиографический метод как способ постижения феномена детства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
546
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / ЖИЗНЬ / РЕБЕНОК / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПОМИНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОПЕРЕЖИВАНИЕ / АВТОБИОГРАФИЯ / CHILDHOOD / AUTOBIOGRAPHICAL METHOD / LIFE / CHILD / PERSONALITY / MEMORY / SELF-KNOWLEDGE / SELF-EXPERIENCE / AUTOBIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Разинкова Оксана Игоревна

Через социально-философское осмысление феномена детства раскрываются два аспекта его проявления индивидуальный и социальный. Обосновывается мысль о том, что автобиографическим методом можно реконструировать путь становления духовного бытия ребенка. Значительное внимание уделяется произведениям Л. Н. Толстого и П. А. Флоренского, в которых прослеживается дильтеевский метод понимания, толкования жизни. Доказывается важность автобиографического метода, позволяющего исследовать исторический контекст постижения мира детства в онтологическом, гносеологическом, социологическом и аксиологическом планах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autobiographical Method as a Way to Comprehend the Phenomenon of Childhood

Through a socio-philosophical understanding of the phenomenon of childhood, two dimensions of its manifestation are revealed: individual and social. It justifies the idea that the autobiographical method can reconstruct the path of the formation of the spiritual life of a child. Considerable attention is paid to the works of L. N. Tolstoy and P. A. Florensky, which show the Dilthey method of “understanding,” “interpreting” life. The importance of the autobiographical method is proved, which makes it possible to explore the historical context of comprehending the world of childhood in ontological, epistemological, sociological and axiological plans.

Текст научной работы на тему «Автобиографический метод как способ постижения феномена детства»

УДК 159.922.7

DOI: 10.24151/2409-1073-2018-4-86-90

Автобиографический метод как способ постижения феномена детства

О. И. Разинкова

Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия Oksana-mk@bk.ru

Через социально-философское осмысление феномена детства раскрываются два аспекта его проявления — индивидуальный и социальный. Обосновывается мысль о том, что автобиографическим методом можно реконструировать путь становления духовного бытия ребенка. Значительное внимание уделяется произведениям Л. Н. Толстого и П. А. Флоренского, в которых прослеживается дильтеевский метод понимания, толкования жизни. Доказывается важность автобиографического метода, позволяющего исследовать исторический контекст постижения мира детства в онтологическом, гносеологическом, социологическом и аксиологическом планах.

Ключевые слова: детство; автобиографический метод; жизнь; ребенок; личность; воспоминание; самопознание; самопереживание; автобиография.

Autobiographical Method as a Way to Comprehend the Phenomenon of Childhood

O. I. Razinkova

Russian University of Transport (MIIT), Moscow, Russia Oksana-mk@bk.ru

Through a socio-philosophical understanding of the phenomenon of childhood, two dimensions of its manifestation are revealed: individual and social. It justifies the idea that the autobiographical method can reconstruct the path of the formation of the spiritual life of a child. Considerable attention is paid to the works of L. N. Tolstoy and P. A. Florensky, which show the Dilthey method of "understanding," "interpreting" life. The importance of the autobiographical method is proved, which makes it possible to explore the historical context of comprehending the world of childhood in ontological, epistemological, sociological and axiolog-ical plans.

Keywords: childhood; autobiographical method; life; child; personality; memory; self-knowledge; self-experience; autobiography.

Место и роль ребенка в обществе всегда определялись конкретными культурно-историческими условиями. Материальное и духовное измерения отношения к детству как сложному социокультурному явлению менялись на протяжении истории, поэтому детство как феномен социокультурно

© Разинкова О. И.

обусловлено. На современном этапе развития общества все чаще в исследованиях доказывается важность и самоценность периода детства, значительно влияющего на духовное становление бытия человека, на его самосознание и все этапы дальнейшей жизни. Чтобы обосновать это суждение,

автор обращается к автобиографической методологии, в перспективе которой обнаруживается онтологичность детского опыта. По мнению академика РАО Д. И. Фельд-штейна, феномен детства — сложная социальная система и своеобразный духовный объект, в котором преломляются закономерности существования человека и человечества [1, с. 919]. Использование автобиографического метода как раз дает импульс объяснения социального и индивидуального бытия детства, позволяя проследить процесс обретения детством «возможности быть».

Особый интерес представляют биографические источники конца XIX — начала XX в., благодаря которым особый мир детства читается как внутренний мир детской души, бытия ребенка, и как образ детства, формирующийся в социальной и исторической реальности.

Несмотря на множество противоречий и многообразие вариантов, автобиографический метод сформировался лишь в условиях «методологического переворота» в сфере наук о духе, вследствие чего стало возможным улавливать единичные, индивидуальные факты в истории социальной действительности. Через понятие «жизненное единство» [2, с. 304], которое вводит Дильтей, можно распознать определенные закономерности внутреннего жизненного опыта конкретного человека. Предназначение наук о духе — понять разнообразие «жизненных единств», из которых создается общество и складывается вектор истории. Биография — это жизненное единство, жизненный опыт конкретного человека, а сумма таких индивидуальных жизненных единств составляет историю. В связи с этим И. В. Голубович отмечает: «Исходные пункты дильтеевской философии жизни: требование понять жизнь из нее самой <...> возвращение к первичным структурам человеческого опыта жизни и обнаружение их именно в истории.» [3]. Применительно к исследуемому феномену это — возвращение на первоначальный этап развития,

а именно в детство. О жизни человека говорит его автобиография, которая всегда включает в себя уникальный и значимый период под названием «детство».

«Осознавание» как еще одна важная категория дильтеевского положения «понимание жизни из нее самой» фиксирует «обладание собой» в жизненно-практической отнесенности к миру [4]. Важнейшей формой «осознавания» является воспоминание. Обращаясь к истокам своего формирования (период детства — это тот фундамент, на котором держится все здание под названием «человек»), можно обнаружить некую первооснову самого себя. Б. В. Аверин, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ, подчеркивает: «Попытка родить в себе начало сознательное, духовное — это второе рождение»1. Через воспоминания возможно исследование индивидуальной жизни человека в срезе исторического бытия. Таким образом, автобиография позволяет проследить модус индивидуального существования и модус исторического бытия.

Дильтеевский метод обнаруживается в автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, в повести «Детство» и в последующих двух повестях «Отрочество» и «Юность». Используя в качестве инструмента исследования душевной жизни ребенка категории самоосмысления и самопереживания, Толстой показывает динамику изменения, развития, внутреннего обновления главного героя, Николеньки Иртеньева, его противоборство среде. Ребенок предстает как индивидуальность, способная к духовному росту, приобщению к высоким целям человеческого бытия.

На примере формирования личности Толстой рассматривает большие возможности, заложенные в каждом ребенке от рождения, способность к движению — нравственному и духовному росту. Нельзя не согласиться с мыслителем, что счастливые детские годы — источник лучших воспоминаний, способных возвышать душу, будоражить мысли. Таким образом, детство

1 Мы помним всего 5 процентов своей жизни: Борис Аверин о том, как не потерять себя // Теории и практики: [сайт]. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/7371-averin (27.11.2018).

у Толстого наполнено неисчерпаемыми открытиями нового и неизведанного, не только преодолением привычных рамок бытия, но и обретением нравственной опоры для противостояния отрицательным силам окружающей среды.

В духе «философии жизни» размышлял о детстве русский религиозный философ и ученый П. А. Флоренский. Отношение мыслителя к детству и детям мы узнаем из его воспоминаний о детстве, которые он писал на протяжении девяти лет. «Детям моим. Воспоминания прошлых дней» — нечто большее, чем мемуары, это удивительное по глубине автоисследование детства, в котором не столько излагаются те или иные факты и впечатления, сколько предпринимается попытка философского исследования развития личности, где особое место занимает работа автора с памятью. Этот интереснейший автобиографический документ показывает, что детские и юношеские переживания составляют очень прочный и достаточно содержательный зачаток всего последующего формирования личности, потому о детстве следует заботиться особенно внимательно [5].

Реконструируя формирование духовного мира ребенка, П. А. Флоренский показывает, как закладывается фундамент его дальнейшего духовного развития. Мир ребенка — это семья, в которой должен царить дух «рая» и «человечности», атмосфера, пронизанная теплотой и мягкостью отношений, исходящих от каждого члена семьи. По его мнению, «чем ограниченнее связи, ее (семью) скрепляющие, тем богаче соки, питающие душу» [6, с. 48].

Письма жене и детям, написанные Флоренским в заключении, содержат идеал нравственного воспитания и преданности семье. Перед читателем предстает опыт родительской любви, основанной на искреннем общении, понимании незаурядности каждого ребенка и человечности. Письма эти являются источником жизненного опыта, уникальных знаний, передаваемых от отца к детям: «То, что всосется в этом возрасте, станет не внешним придатком <...>

а формою мировосприятия, зародышами кристаллизации всего последующего опыта. Чрезвычайно важно, чтобы эти зародыши были наилучшими...» [7, с. 365].

В перечисленных произведениях ясно прослеживается дильтеевский метод понимания, или толкования, жизни. Путем реконструкции индивидуальной жизни можно интерпретировать человеческое бытие. При этом важен именно внутренний мир, «жизненный опыт» как первичный способ восприятия человеком реальности. С точки зрения наук о духе как наук о человеке, определяется сущность человеческой жизни, путем проникновения в духовные феномены, а также посредством познания человеческой деятельности, а именно: духовный мир человека, который реализуется в различных объективациях — от элементарных человеческих знаний, смыслов, ценностей до совершенных произведений истории, философии и т. д. В контексте исследования автобиографии Л. Н. Толстого и П. А. Флоренского прослеживается удивительный путь познания и духовного развития гениальных мыслителей.

Авто биографический метод имеет свою специфику «работы» с индивидуальностью, интерпретируемой не как некое обобщенное понятие, а как «живое лицо», как конкретный автобиографический персонаж, имеющий собственную траекторию жизненного пути. Взрослый, фиксируя моменты своей детской жизни, как бы входит внутрь ребенка, но описывает эту жизнь в настоящем времени. Сознание взрослого и ребенка приравнивается. Таким образом, дильтеевский метод наполняется описательным исследованием в психологии. Акцент делается на важности жизненного мира взрослеющей личности. Благодаря обращению к «первичным структурам» опыта жизни, а именно к периоду детства, можно понять «жизнь из нее самой», саморефрек-сивность жизненного опыта.

Таким образом, биографический подход позволяет органично сочетать историческую и внеисторическую перспективу, одновременно фиксируя погруженность

ребенка в исторический контекст и обнаруживая элементы свободы и безграничности жизни, присущие детскому сознанию на ранних этапах становления индивидуальности.

Развиваясь, автобиографический метод наполняется концептуальными положениями феноменологической и экзистенциалистской традиции, представленной концепцией «жизненного мира» Э. Гуссерля и положениями феноменологической социологии А. Шюца о «смысловой структуре повседневного мира». Исследование повседневного мира ребенка, обыденной жизни позволяет увидеть суть, подлинность, полноту и богатство детского существования. Жизненный мир ребенка — это единство материального и духовного, объективного и субъективного, это часть природного и социального пространства, в котором он живет, действует и познает окружающую действительность.

Таким образом, можно сделать вывод, что автобиографический метод позволяет исследовать детство в онтологическом плане, как фиксацию сущностных фундаментальных основ бытия ребенка. В автобиографии прослеживается гносеологический план, это постепенное становление сознания ребенка. В автобиографической перспективе наблюдается социальный план, который обнаруживает, с одной стороны, уникальность детства, становления индивидуальности, с другой — универсальный социальный характер данного феномена, мир детства. В аксиологическом плане автобиография позволяет проследить закономерности духовного становления ребенка: его внутренний мир, ценностные ориентации, которые служат основой нравственно-смысловой сферы его личности.

Литература

1. Фельдштейн Д. И. Детство в современном мире: явление, событие, процесс // Мир психологии. 2002. № 1 (29). С. 9—19.

2. ДильтейВ. Собрание сочинений: в 6 т.: пер. с нем. / Под ред. А. В. Михайлова и Н. С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 763 с.

3. Голубович И. В. Биография: силуэт на фоне Humanities (Методология анализа биографии в социо-гуманитарном знании): монография. Одесса: СПД Фридман, 2007. 294 с. // Онлайн документи: [Электронный ресурс]. URL: http://zavantag.com/docs/1064/ index-20557.html?page=3#254099; Из содерж.: Раздел 2.

B. Дильтей: автобиография и биография в структуре истории и биографический подход в рамках методологии «наук о духе» (27.11.2018).

4. Дильтей В. Категории жизни / Пер. с нем. А. П. Огурцова // Вопросы философии. 1995. № 10.

C. 135—140.

5. «Особенное»: Из воспоминаний П. А. Флоренского. М.: Московский рабочий, 1990. 48 с. (Первоисточники).

6. Флоренский П. А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М.: АСТ, 2004. 379 с.

7. Флоренский П. А. Сочинения: в 4 т. Т. 4.: Письма с Дальнего Востока и Соловков / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. М.: Мысль, 1998. 795 с. (Филос. наследие).

Поступила 09.11.2018

Разинкова Оксана Игоревна — ассистент кафедры «Философия и культурология» ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)» — РУТ (МИИТ) (Россия, 127994, ГСП-4, Москва, ул. Образцова, д. 9), Oksana-mk@bk.ru

References

1. Fel'dshtein D. I. Detstvo v sovremennom mire: yavlenie, sobytie, protsess (Childhood in Modern World: Phenomenon, Event, Process), Mir psikhologii, 2002. No. 1 (29), pp. 9—19.

2. Dil'tei V. (Dilthey W.) Sobranie sochinenii, v 6 t. (Collected Works, in 6 Vols.), per. s nem., Pod red. A. V. Mikhailova, N. S. Plotnikova, T. 1, Vvedenie v nauki

0 dukhe. Opyt polaganiya osnov dlya izucheniya obshchestva

1 istorii, M., Dom intellektual'noi knigi, 2000, 763 p.

3. Golubovich I. V. "Biografiya: siluet na fone Humanities (Metodologiya analiza biografii v sotsiogumanitarnom znanii), monografiya. Odessa, SPD Fridman, 2007, 294 s." (Biography: Silhouette Set against Humanities (Methodology of Biography Analysis in Socio-Humanistic Knowledge), Monograph. Odessa, SPD Fridman, 2007, 294 p.). On-lain dokumenti. Web. 27 Nov. 2018. <http://zavantag.com/ docs/1064/index-20557.html?page=3#254099>. Iz soderzh.: Razdel 2. V. Dil'tei: avtobiografiya i biografiya v strukture is-torii i biograficheskii podkhod v ramkakh metodologii «nauk o dukhe».

4. Dil'tei V. (Dilthey W). Kategorii zhizni (Life Categories), Per. s nem. A. P. Ogurtsova, Voprosy filosofii, 1995, No. 10, pp. 135—140.

5. "Osobennoe": Iz vospominanii P. A. Floren-skogo ("Special": From P. A. Florenskii's Memories), M., Moskovskii rabochii, 1990, 48 p., Pervoistochniki.

6. Florenskii P. A. Detyam moim. Vospominaniya proshlykh dnei (To My Children. Memories of Past Days), M., AST, 2004, 379 p.

7. Florenskii P. A. Sochineniya, v 4 t., T. 4., Pis'ma s Dal'nego Vostoka i Solovkov (Written Works, in 4 Vols., Vol. 4, Letters from Far East and Solovki), Sost. i obshch. red. igumena Andronika (A. S. Trubacheva), P. V. Flo-renskogo, M. S. Trubachevoi, M., Mysl', 1998, 795 p., Filos. nasledie.

Razinkova Oksana I., Assistant of the Department "Philosophy and Cultural Studies", Russian University of Transport" (MIIT) (15, Obraztsova Street, GSP-4, Moscow, 127994, Russia), Oksana-mk@bk.ru

Submitted 09.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.