ЛИНГВИСТИКА
УДК 81'42
С.В. Волошина
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В ИНТЕРНЕТЕ: ЖАНРОВЫЙ И ДИСКУРСИВНЫЙ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА1
В статье описываются автобиографические практики в интернет-дискурсе как новое явление, возникшее в последние десятилетия. Материалом исследования выступают автобиографические сведения работников российских федеральных и региональных телекомпаний. Анализ проводится с опорой на понятие речевого жанра. Особое внимание уделяется трансформации и дискурсивным особенностям реализации речевого жанра автобиографии в Интернете. Трансформация речевого жанра автобиографии рассматривается с точки зрения композиции, содержания и стиля. Ключевые слова: интернет-дискурс, автобиографический рассказ, автобиографическая анкета, самопрезентация, речевой жанр.
Согласно данным энциклопедического словаря-справочника «Культура русской речи» «автобиография (от греч. autos - сам, bios - жизнь, grapho -писать, описывать) - жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. Пишут этот официальный документ при поступлении на работу, на учебу в вуз и в некоторых других случаях.
Автобиография составляется в произвольной форме, как правило, от руки, на листе чистой бумаги или на специальном бланке. Форма изложения -повествовательная, от первого лица. Все сведения подаются в хронологическом порядке, выделяются узловые события, наиболее существенные факты» [1. С. 17].
Несмотря на то, что автобиография составляется в произвольной форме, она, как и многие документы официально-делового стиля, характеризуется определенной стандартизацией и порядком подачи информации. «В автобиографии обычно указывается дата и место рождения, в какой семье родился автор, чем занимаются родители (профессия); когда и в каких учебных заведениях учился; какую получил специальность; служил ли в рядах вооруженных сил; где и кем работал; сообщается об участии в общественной жизни, о наградах, поощрениях (если есть); семейное положение, состав семьи и краткие сведения о ближайших родственниках (муж/жена, братья, сестры). Можно указать и другие сведения, которые автор сочтет необходимым осветить в автобиографии.
Под текстом слева ставится дата написания автобиографии, справа - подпись автора» [1. С. 17].
Относительно устойчивый набор высказываний, стандартность формы,
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 12-06-90701-моб_ст) и Российского гуманитарного научного фонда (грант № 13-14-70002).
стиля, содержания, типичные ситуации создания, написания позволяют, на наш взгляд, рассматривать автобиографию как отдельный речевой жанр.
Цель статьи - определить, как трансформируется речевой жанр автобиографии в Интернете и какими дискурсивными особенностями обладают автобиографические интернет-тексты.
С распространением Интернета как средства массовой коммуникации человек стал чаще обращаться к сообщению информации о себе. Создание личных, корпоративных, официальных сайтов, персональных страниц, интернет-дневников, блогов, страниц в социальных сетях потребовало размещения сведений о человеке, которые оформляются в разнообразных речевых жанрах, в том числе имеющих автобиографический характер.
Исследование автобиографических текстов актуально для многих наук и в первую очередь для филологии. Вместе с тем существует проблема анализа таких текстов, поскольку не найден единый подход к их описанию и жанровому разграничению. Так, к примеру, автобиографические рассказы исследуются в диалектной коммуникации, в фольклористике, существуют отдельные лингвистические исследования по изучению интернет-текстов автобиографического характера, например сетевых дневников. Для жанров разных типов дискурса создаются свои описательные модели. Это вызвано разнообразием автобиографических текстов, жанров и дискурсивных практик. В настоящее время отсутствуют работы, в которых бы изучались автобиографии, размещенные в Интернете, рассматривалась бы их трансформация и создавалась методика анализа.
Многие речевые жанры интернет-дискурса уже проанализированы (новостной анонс [2], лирическая миниатюра [3] и др.), появилась теория виртуального жанроведения. В ее задачи «входит описание и структурирование всего многообразия дигитальных или интернет-жанров и способов их классификации» [4. С. 370]. Это новое направление в теории речевых жанров рассматривает соотношение традиционных, «бумажных», жанров и дигитальных.
Языковые особенности и оформление текстов во многом зависят от типа дискурса, в котором эти тексты существуют. На наш взгляд, именно особенности интернет-дискурса обусловливают трансформацию традиционных речевых жанров, в том числе и автобиографии.
В настоящей работе рассматриваются автобиографические тексты сотрудников федеральных (телеканал «Россия-1», «Первый канал») и региональных телекомпаний («ТВ-Университет»), размещенные на официальных сайтах телевизионных каналов. Выбор материала произведен с учетом одного из признаков выделения речевых жанров - типичной сферы их появления, существования, в данном случае - сферы работы: человек пишет автобиографию, как правило, при трудоустройстве. Всего проанализировано 96 текстов. Их объем варьируется от 250 знаков до более 3 тыс. знаков, что, на наш взгляд, связано с возрастом, опытом работы, чертами характера автора и желанием размещать информацию о себе. Эти разные факторы, как представляется, имеют связь друг с другом. Небольшой опыт работы и молодость, с одной стороны, препятствуют объемности текста, так как у автора пока не много информации о своей трудовой деятельности. С другой стороны, желание
рассказать о себе, амбициозность, творческий характер профессии способствуют тому, что автор создает текст, состоящий из 2000-3000 и более знаков.
Описание автобиографических текстов сотрудников телекомпаний -часть исследования, направленного на изучение автобиографических сведений представителей разных профессиональных сообществ (учителей, рыбаков и др.). Анализ показал, что пока не выработаны определенные нормы для составления автобиографии в Интернете (см. также [6, 7]), так как размещение информации о себе в этом коммуникативном пространстве - явление новое, только зарождающееся. Следует отметить, что речевой жанр автобиографии в Интернете приобретает черты этой коммуникативной среды: происходит его трансформация.
Автобиография как жанр официально-делового стиля выступает прототипом для исследуемых текстов. В. В. Дементьев отмечает, что в жанроведении, согласно одному из направлений, наиболее близкому по духу к идеям М.М. Бахтина, вторичный речевой жанр понимается «как онтологически производный от первичного. Вторичный речевой жанр отличает от первичного сфера функционирования, или стилистическая обработка» [5. С. 167]. Автобиографические интернет-тексты следует считать относящимися к вторичному речевому жанру, происходящему от первичного - автобиографии, но отличающемуся от него формой, содержанием, стилем и сферой функционирования.
В рассматриваемом в данной работе материале выделяются:
- Автобиографические рассказы, соответствующие прототипическому образцу первичного речевого жанра автобиографии, которые, как может показаться на первый взгляд, перенесены в новую коммуникативную сферу без изменений. Вместе с тем они обладают характеристиками текстов, существующих в интернет-дискурсе: возможностью одновременной работы с ними большего количества людей [8], доступностью, открытостью, возможностью дополнить новыми сведениями, включенностью в виртуальное пространство - вписанностью в гипертекст [9]. Как и тексты речевого жанра автобиографии, эти интернет-тексты начинаются с сообщения даты, места рождения, в них последовательно сообщается о важных для автора жизненных событиях и становлении в профессиональной сфере: Родился 14 января 1983 года в городе Каспийск Республики Дагестан. Окончив школу в 2000 году, поступил на филологический факультет Дагестанского Государственного Университета, отделение журналистики. Окончив ВУЗ со средней успеваемостью, в 2005 году устроился на работу на республиканский телеканал ”РГВК Дагестан”, проработав полтора года на должности корреспондента, в начале 2007 был назначен на должность главного редактора информационного вещания телекомпании.
- Трансформированные автобиографические тексты, проявляющие особенности интернет-дискурса. Это автобиографические рассказы и анкеты. Термин «автобиографический рассказ» для исследуемых текстов выбран не случайно, поскольку, с одной стороны, делается акцент на устно-письменной форме речи, характерной для интернет-дискурса, с другой стороны, события, о которых пишут авторы, носят автобиографический характер, это события из их жизни. Речевой жанр автобиографического рассказа в интернет-
дискурсе, на наш взгляд, содержит в себе черты не только речевого жанра автобиографии, но и автобиографического рассказа как речевого жанра устной разговорной речи [11].
Поскольку, речевые жанры - «это устойчивые композиционные, тематические и стилистические типы высказываний» [10. С. 428], рассмотрим, как трансформируется речевой жанр автобиографии в Интернете с точки зрения композиции, содержания и стиля.
Композиционное построение автобиографических текстов, созданных сотрудниками телекомпаний, характеризуется относительной устойчивостью, они имеют определенную схему. Смысловые информационные блоки, из которых составляются автобиографические рассказы и анкеты, частично могут совпадать у разных авторов и у сотрудников разных телекомпаний. Следовательно, у тех, кто создает эти тексты, есть представление, какая автобиографическая информация должна быть отражена на сайте, в каких жанровых формах она может подаваться и какие данные являются важными для формирования образа телевизионщика. Так, автобиографические рассказы сотрудников телекомпаний включают в себя следующие элементы: дата (место) рождения, сведения о родителях, информация об образовании: среднем и высшем, сведения о том, как пришел в профессию, о первом опыте в профессии, о карьерном росте, о достижениях в профессии, должности в настоящее время, о семье (жене / муже, детях), информация о хобби.
Вместе с тем есть тексты, в которых отсутствуют те или иные элементы. Например, встречаются автобиографические рассказы, в которых авторы описывают только ту часть своей жизни, которая связана с трудовой деятельностью. Тексты могут начинаться с сообщения о «рождении» в профессии или появлении на телеканале, на котором сотрудник работает в данный момент: Работать репортером начал в 1991-м, в газете "Гражданское достоинство”, был такой еженедельник на закате перестройки.
Некоторые тексты сотрудников одной и той же телекомпании имеют одинаковую структуру. Представляется, что при их написании авторы отвечали на подготовленные вопросы.
Многие автобиографические сведения подаются в жанре анкеты, что, на наш взгляд, не соответствует традиционному оформлению автобиографии и, скорее всего, обусловлено характером дискурса. Как считает Ю.Л. Щипици-на, преобразование связного текста в совокупность перечней и списков, каждый из элементов которых грамматически не связан с соседними элементами, - явление новое, ставшее следствием высокой гипертекстуальности жанров Всемирной паутины [9. С. 30].
Автобиографические анкеты, как и рассказы, состоят из определенных пунктов, которые могут совпадать у разных авторов одной и разных телекомпаний: фамилия, имя отчество, дата (место) рождения, образование, интересы (хобби), предпочтения, любимые фразы. Информация располагается вертикально, каждый новый пункт начинается с красной строки и, по сути, является ответом на поставленный вопрос, что и дает основания говорить о принадлежности этих автобиографических сведений к жанру анкеты:
1. Родился: 9 апреля 1985 г.
2. Образование: 1ЯЯ3-2002 гг. классическое-гимназическое (по сему всегда симпатизировал Климу Самгину), 2002-2007 гг. Факультет журналистики ТГУ
S. Интересы:
Люблю Scrapbooking, ретро-фото.
Смотреть на звезды, помолчать.
Дарить цветы сорта «Маниту».
И деда Фрейда почитать.
4. Не люблю: панибратство, дурной тон, пробки на дорогах, ждать, разговаривать по утрам, когда навязывают чужое мнение.
5. Симпатичные фразы, на мой взгляд: живи, не причиняя вреда, а тело дано, чтобы действовать.
В речевых жанрах автобиографического рассказа и анкеты, размещаемых в Интернете, в отличие от жанра-прототипа, отсутствуют такие композиционные элементы, как подпись автора и дата составления текста. Кроме этого, на месте традиционного заголовка документа «Автобиография» пишутся фамилия, имя и должность автора.
В отличие от первичного речевого жанра автобиографии, исследуемые тексты размещаются на страницах Интернета и создаются в целях наполнения сайтов телекомпаний, где существуют разделы «лица телеканала», «персоны», «сотрудники» и т.д.
Место размещения - сайт телекомпании - вызывает трансформацию речевого жанра автобиографии с точки зрения содержания: автобиографические рассказы наполняются преимущественно сведениями о работе в телекомпании, о профессии.
Автобиографические рассказы и анкеты - это, на наш взгляд, особые жанровые формы, объединенные одной макроцелью. Цель создания каждого из написанных текстов в анализируемом материале - дать информацию о себе, охарактеризовать себя, дать оценку себе и своей трудовой деятельности. Эти тексты выполняют несколько функций. С одной стороны, информативную, с другой - функции самоидентификации и самопрезентации.
Какого рода информацию сообщать о себе, авторы решают сами. Однако любой рассказ человека о своем прошлом, об увлечениях и т. п. может считаться автобиографическим, так как это повествование о событиях из его жизни. Речевой жанр автобиографического рассказа в нашем понимании -это рассказ о себе и своем прошлом с момента рождения до момента общения, написания. Автобиографический рассказ, на наш взгляд, такой речевой жанр, который позволяет человеку представить множество своих «я» («я» в прошлом, «я» в настоящем, «я» в профессии, «я» в хобби и т.д.) в одном тексте, а также о каждом из этих «я» в разных текстах. В исследуемом материале встречаются преимущественно автобиографические рассказы, в которых большая часть информации посвящена профессиональной сфере авторов, карьере. Почти в каждом тексте авторы сообщают сведения об образовании, профессии, семье, наградах: Окончил отделение телевидения факультета журналистики МГУ. Работал кинообозревателем Агентства Печати Новости, был заместителем главного редактора еженедельника ”Экран и сцена”. В 1ЯЯ1 году, придя на Российское государственное телевидение, стал одним
из создателей Студии К-2 ("Команда-2"). Вместе с Ильдаром Жандаревым был автором, режиссером и ведущим программ "Абзац", "Сюжет" и "Поцелуй в диафрагму". Лауреат премии "ТЭФИ" в номинации "Лучшая программа об искусстве" (1995 г.).
Автобиографические рассказы телевизионщиков характеризуются креативностью и стиранием границ официальности. Как и автобиография-документ, исследуемые тексты публикуются в основном от первого лица. Однако существуют и такие примеры текстов, в которых информация одновременно подается и от первого, и от третьего лица. Снижение степени официальности, отсутствие жестких требований к заполнению на сайте сведений о себе провоцируют возникновение такого явления, как размещение автобиографической информации в разных стилях:
Привет! Я - NN Рост - 183 сантиметра. Вес - 80,5 кг. Жим штанги лежа - 95 кг! (рекорд августа). Обожаю Интернет. Одновременно держу в голове информацию о десяти программных продуктах. Родился и закончил школу в г. N N области с серебряной медалью. 1994 год - факультет журналистики МГУ с красным дипломом. С 1998 года - студент РГГУ, юридический факультет...1
А вот это уже язык справочного издания:
Родился 11 января 1972 года в городе N N области. В 1995 году окончил факультет журналистики МГУ имени Ломоносова, в течение полутора лет стажировался в N государственном университете...
С 2007 года - член Академии Российского телевидения.
Собирает записи певицы Нины Симон, ходит в тренажерный зал, коллекционирует марки (гордость коллекции - около тысячи "новогодних" марок). Летом выращивает цветы на балконе.
Первый текст, как и второй, имеет автобиографический характер, но не все его содержание соответствует традиционному наполнению жанра автобиографии. Поэтому второй текст, написанный в официально-деловом стиле, автор сопровождает метаязыковой рефлексией, показывая тем самым, что он знает, как составляются автобиографии, и что Интернет - особая коммуникативная среда, в которой возможны отступления от норм.
Такая творческая самопрезентация объясняется, на наш взгляд, тем, что эти тексты размещаются в Интернете, а «сеть стимулирует речевое творчество человека. Язык становится инструментом творческой самореализации общающихся на нем людей» [8. С. 16]. Следует также отметить, что их авторы -люди творческой профессии, для которых важен не только предмет речи (что сказать), но и способ речевого представления (как сказать). В них видна ориентация на адресата, что выражается эксплицитно: Много и долго трудился на различных московских £т-радиостанциях. И вот уже восьмой год моя работа начинается, когда вы просыпаетесь; Привет вам от А.П. из утреннего эфира канала Россия!
Как и к написанию автобиографических рассказов, авторы подходят творчески к заполнению анкет:
1 Здесь и далее орфография и пунктуация источника сохранены.
МММ
Родился 2 июня 1981 г. в N.
Образование: 2008 г., ТГАСУ, по специальности инженер.
Хобби: рыбалка, оружие, люблю собирать грибы.
Люблю: лето, отдых на природе, очень люблю животных, итальянский язык, кино, манты.
Не люблю: хамство, крик, езду в маршрутках, комаров, назойливых мух, творог.
Автобиографические тексты в основном пишутся в разговорном стиле: Поселившись в телевизоре, чувствую себя здесь вполне уютно. В трудовой книжке написано: "специальный корреспондент”. Могли бы еще дописать: "счастливчик”: Родился в подмосковных Химках. На телевидение с 1988 года, почти сразу после школы пришел. Потом армия, служил на БАМе, в Тынде. Интересно, что часть стояла на сопке, на которой когда-то пел сам Дин Рид. После армии вернулся на уже родной "телек”. Перебрал массу профессий, редакций и передач.
Авторы используют характерные для этого стиля конструкции с разговорной лексикой: Любую работу - сюжет смонтировать, ремонт дома сделать, движок перебрать - предпочитаю делать сам: У меня ВСЁ и ВСЕГДА решает вдохновение и очень часто - везение. Слава богу, две эти капризные ”дамы” меня редко подводили. А две личные музы - жена и дочка - не подводили никогда, сокращениями, свёртыванием наименований: Был корром, спецкорром, комментатором, собкорром в Великобритании: Чаще всего от подобных тем у журналистов сводит скулы - считается, что они жутко тоскливые. Отчасти это правда, но зато, снимая и показывая ”социалку”, мы реально помогаем людям, в чем я неоднократно убеждался, повторами: Родился на Урале в 1980 году. Где мог бы стать шахтером, как дед и отец, если бы не переехал с родителями в Сибирь. Где мог бы стать юристом. Если бы медалистов не принимали на специальность ”журналистика” без экзаменов. Мог бы так и работать на местном ТВ, если бы однажды не решился и не купил билет в один конец, который храню до сих пор», фразеологизмами: Родился там же, где пока и пригодился - во Владивостоке...
В анализируемых текстах употребляются оценочные, экспрессивные конструкции: Однажды я выиграл вбрасывание у самого! Старшинова и даже сыграл одну смену, секунд сорок, но с кем!!! Со знаменитой советской тройкой: Ларионов-Крутов-Макаров. В защите. На пару с Фетисовым!, метафорические высказывания: Сегодня я с благодарностью вспоминаю мудрость о заброшенном камне на вершину горы и коллег, которые на протяжении всего пути помогают мне открывать все новые маршруты в вершинах тележурналистики, высказывания, в которых реализуются приемы языковой игры: «Главным достоинством - умение оказываться в нужном месте в нужное ''Время”», встречаются примеры словотворчества: Вот вроде на этом этапе ”тележизни” и все. Ах да! Еще. С самого начала и все 8 лет на Первом канале. Только на ''Первом”.
Характерной особенностью автобиографических рассказов в Интернете является экспрессивный синтаксис, использование парцеллированных, соединительных конструкций. Авторы пытаются воспроизвести в письменной
форме разговорный синтаксис: Вот вроде на этом этапе "тележизни" и все. Ах да! Еще. С самого начала и все 8 лет на Первом канале. Только на "Первом".
В речевом жанре автобиографического рассказа как жанре устной разговорной речи находит отражение «чужая» речь, информанты стараются представить ее с сохранением всех просодических особенностей. В автобиографических рассказах сотрудников телекомпаний также встречаются подобные высказывания: Шеварднадзе угощал меня шоколадными конфетами, приговаривая с характерным акцентом: "Кюшайте! Оны московские".
Поскольку в разговорном стиле речи информация передается и с помощью мимики и жестов, авторы пытаются перенести их в свои тексты с помощью особенных символов, существующих в Интернете: С 1976 по 1979 гг выполнял ответственное задание в ГДР :); Вторую семью, кстати, не менее любимую, мне "выдали" на "Первом". Вот какой каламбур получился :).
Следует отметить и такую дискурсивную особенность, как использование невербальных средств, изменение шрифтов, регистров при создании текстов, использование неязыковых графических средств, знаков препинания для выражения эмоций, дополнительных смыслов, что не встречается в официальных документах-автобиографиях: Раз-дра-жа-ет: Тупость и наглость, и отсутствие прописки; Все ВРЕМЯ я делал программу "ВРЕМЯ". Отвлекся лишь однажды на полгода, когда стал ведущим ночной программы "НОВОСТЬ ДНЯ". Но и это отвлечение, все равно, было на ПЕРВОМ КАНАЛЕ.
Таким образом, речевые жанры автобиографического рассказа и автобиографической анкеты, существующие в интернет-пространстве, - вторичные речевые жанры, имеющие своим прототипом речевые жанры автобиографии официально-делового стиля и автобиографического рассказа как жанра устной разговорной речи. Новая коммуникативная среда приводит к трансформации жанра автобиографии с точки зрения формы, содержания и стиля. Большинство текстов содержат информацию только о профессии и работе. Профессиональная принадлежность, на наш взгляд, также оказывает влияние на трансформацию речевого жанра автобиографии: кроме характерных и актуальных для данной профессии тем, тексты сотрудников телекомпаний отличают творческое начало и особый стиль написания. Автобиографические тексты, размещаемые на сайтах, приобретают черты интернет-дискурса: они обладают особенностями письменной и устной форм речи, характеризуются креативностью, доступностью, открытостью, возможностью дополнения новыми сведениями, вписанностью в гипертекст, с ними одновременно может работать большое количество людей. При написании этих текстов авторы пользуются изменением регистров, шрифтов, включают в тексты неязыковые графические средства, знаки препинания для выражения эмоций.
Литература
1. Киселёва Л.А. Автобиография // Культура русской речи: энцикл. слов.-справ. / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М., 2003. - С. 17-18.
2. Ковальчукова М.А. Анонс как речевой жанр (на материале интернет-дискурса) // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. - 2008. - Вып. 26. - С. 54-58.
3. Плотникова А.А. Лирическая миниатюра в интернет-коммуникации (лингвопрагматический и метаязыковой аспект жанра): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2012. - 26 с.
4. Горошко Е.И. Теоретический анализ интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанры речи. - Саратов, 2007. - Вып. 5. - С. 370-389.
5. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. - М.: Знак, 2010. - 600 с.
6. Волошина С.В. Автобиографические практики в интернет-дискурсе (на материале автобиографий учителей томских школ) // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева и 50-летию филологического факультета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева 24-26 мая 2012 г. - Астана, 2012. - С. 214-221.
7. Волошина С.В. Автобиографические практики в Интернете (на материале автобиографических сведений рыбаков) // Традиции и инновации в филологии XXI века: взгляд молодых ученых: Материалы Всерос. молодежной конф., 23-25 августа 2012 г. - Томск, 2012. - С. 98102.
8. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. - Саратов, 2009. - Вып. 6. - С. 11-27.
9. Щипицына Ю.Л. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерноопосредованной коммуникации (на материале немецкого языка): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Воронеж, 2011. - 40 с.
10. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин. Литературно-критические статьи. - М., 1986. - С. 428-473.
11. Волошина С.В. Речевой жанр автобиографического рассказа в диалектной коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2008. - 26 с.