Научная статья на тему 'Автобиографические тексты в Интернете: жанровый и дискурсивный аспекты анализа'

Автобиографические тексты в Интернете: жанровый и дискурсивный аспекты анализа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
993
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ АНКЕТА / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / THE INTERNET / AUTOBIOGRAPHICAL STORY / AUTOBIOGRAPHICAL QUESTIONNAIRE / SELF-PRESENTATION / SPEECH GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волошина Светлана Владимировна

В статье описываются автобиографические практики в интернет-дискурсе как новое явление, возникшее в последние десятилетия. Материалом исследования выступают автобиографические сведения работников российских федеральных и региональных телекомпаний. Анализ проводится с опорой на понятие речевого жанра. Особое внимание уделяется трансформации и дискурсивным особенностям реализации речевого жанра автобиографии в Интернете. Трансформация речевого жанра автобиографии рассматривается с точки зрения композиции, содержания и стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autobiographical texts on the Internet: genre and discursive aspects of the analysis

This article is about autobiographical practices on the Internet. It is a new phenomenon that appeared in recent decades. The material of the research is Russian federal and regional TV workers' autobiographical information. The analysis is based on the concept of speech genre. Posting information about oneself on the Internet is a new phenomenon, which is unfamiliar for a modern person. The study has shown that there are no specified norms for autobiography composing in such a new communicative space as the Internet. On the one hand, I analyse autobiographies corresponding to the official-business style documents. On the other hand, I focus on autobiographical texts with discursive features (autobiographical texts and questionnaires). The purpose of every text in the analysed material is to provide information about oneself. These texts perform several functions: information, self-identification, and self-presentation. The genre of autobiography is the prototype for the analysed texts. Transformation of form, composition, content and style is considered in this paper. The composition of the autobiographical texts created by the employees of TV companies is characterised by relative stability. They include the following elements: date and place of birth, information about parents, about education: secondary and higher, information about how they come into their profession, about the first experience in the profession, about the career and achievements in the profession, family (wife / husband, children), information about the hobby. There are texts with missing elements: for example, the authors can describe the part of life relevant professionally. Texts can start with a message about the first day in the profession, or at the channel where the employee works at the moment. Many autobiographical information notes are in the genre of questionnaire. In our opinion, it does not correspond to the traditional form of autobiography and is connected with the specificity of the discourse. TV workers' autobiographical stories are mostly creative. They are posted on the Internet, which stimulates speech creativity. Texts' authors are creative, too: not only the speech subject (what to say), but also the method of verbal presentation (how to say) is important for them. Almost every text has information about the author's education, thoughts about the profession, about family and awards. Autobiographical stories are written in conversational style.

Текст научной работы на тему «Автобиографические тексты в Интернете: жанровый и дискурсивный аспекты анализа»

ЛИНГВИСТИКА

УДК 81'42

С.В. Волошина

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В ИНТЕРНЕТЕ: ЖАНРОВЫЙ И ДИСКУРСИВНЫЙ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА1

В статье описываются автобиографические практики в интернет-дискурсе как новое явление, возникшее в последние десятилетия. Материалом исследования выступают автобиографические сведения работников российских федеральных и региональных телекомпаний. Анализ проводится с опорой на понятие речевого жанра. Особое внимание уделяется трансформации и дискурсивным особенностям реализации речевого жанра автобиографии в Интернете. Трансформация речевого жанра автобиографии рассматривается с точки зрения композиции, содержания и стиля. Ключевые слова: интернет-дискурс, автобиографический рассказ, автобиографическая анкета, самопрезентация, речевой жанр.

Согласно данным энциклопедического словаря-справочника «Культура русской речи» «автобиография (от греч. autos - сам, bios - жизнь, grapho -писать, описывать) - жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. Пишут этот официальный документ при поступлении на работу, на учебу в вуз и в некоторых других случаях.

Автобиография составляется в произвольной форме, как правило, от руки, на листе чистой бумаги или на специальном бланке. Форма изложения -повествовательная, от первого лица. Все сведения подаются в хронологическом порядке, выделяются узловые события, наиболее существенные факты» [1. С. 17].

Несмотря на то, что автобиография составляется в произвольной форме, она, как и многие документы официально-делового стиля, характеризуется определенной стандартизацией и порядком подачи информации. «В автобиографии обычно указывается дата и место рождения, в какой семье родился автор, чем занимаются родители (профессия); когда и в каких учебных заведениях учился; какую получил специальность; служил ли в рядах вооруженных сил; где и кем работал; сообщается об участии в общественной жизни, о наградах, поощрениях (если есть); семейное положение, состав семьи и краткие сведения о ближайших родственниках (муж/жена, братья, сестры). Можно указать и другие сведения, которые автор сочтет необходимым осветить в автобиографии.

Под текстом слева ставится дата написания автобиографии, справа - подпись автора» [1. С. 17].

Относительно устойчивый набор высказываний, стандартность формы,

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 12-06-90701-моб_ст) и Российского гуманитарного научного фонда (грант № 13-14-70002).

стиля, содержания, типичные ситуации создания, написания позволяют, на наш взгляд, рассматривать автобиографию как отдельный речевой жанр.

Цель статьи - определить, как трансформируется речевой жанр автобиографии в Интернете и какими дискурсивными особенностями обладают автобиографические интернет-тексты.

С распространением Интернета как средства массовой коммуникации человек стал чаще обращаться к сообщению информации о себе. Создание личных, корпоративных, официальных сайтов, персональных страниц, интернет-дневников, блогов, страниц в социальных сетях потребовало размещения сведений о человеке, которые оформляются в разнообразных речевых жанрах, в том числе имеющих автобиографический характер.

Исследование автобиографических текстов актуально для многих наук и в первую очередь для филологии. Вместе с тем существует проблема анализа таких текстов, поскольку не найден единый подход к их описанию и жанровому разграничению. Так, к примеру, автобиографические рассказы исследуются в диалектной коммуникации, в фольклористике, существуют отдельные лингвистические исследования по изучению интернет-текстов автобиографического характера, например сетевых дневников. Для жанров разных типов дискурса создаются свои описательные модели. Это вызвано разнообразием автобиографических текстов, жанров и дискурсивных практик. В настоящее время отсутствуют работы, в которых бы изучались автобиографии, размещенные в Интернете, рассматривалась бы их трансформация и создавалась методика анализа.

Многие речевые жанры интернет-дискурса уже проанализированы (новостной анонс [2], лирическая миниатюра [3] и др.), появилась теория виртуального жанроведения. В ее задачи «входит описание и структурирование всего многообразия дигитальных или интернет-жанров и способов их классификации» [4. С. 370]. Это новое направление в теории речевых жанров рассматривает соотношение традиционных, «бумажных», жанров и дигитальных.

Языковые особенности и оформление текстов во многом зависят от типа дискурса, в котором эти тексты существуют. На наш взгляд, именно особенности интернет-дискурса обусловливают трансформацию традиционных речевых жанров, в том числе и автобиографии.

В настоящей работе рассматриваются автобиографические тексты сотрудников федеральных (телеканал «Россия-1», «Первый канал») и региональных телекомпаний («ТВ-Университет»), размещенные на официальных сайтах телевизионных каналов. Выбор материала произведен с учетом одного из признаков выделения речевых жанров - типичной сферы их появления, существования, в данном случае - сферы работы: человек пишет автобиографию, как правило, при трудоустройстве. Всего проанализировано 96 текстов. Их объем варьируется от 250 знаков до более 3 тыс. знаков, что, на наш взгляд, связано с возрастом, опытом работы, чертами характера автора и желанием размещать информацию о себе. Эти разные факторы, как представляется, имеют связь друг с другом. Небольшой опыт работы и молодость, с одной стороны, препятствуют объемности текста, так как у автора пока не много информации о своей трудовой деятельности. С другой стороны, желание

рассказать о себе, амбициозность, творческий характер профессии способствуют тому, что автор создает текст, состоящий из 2000-3000 и более знаков.

Описание автобиографических текстов сотрудников телекомпаний -часть исследования, направленного на изучение автобиографических сведений представителей разных профессиональных сообществ (учителей, рыбаков и др.). Анализ показал, что пока не выработаны определенные нормы для составления автобиографии в Интернете (см. также [6, 7]), так как размещение информации о себе в этом коммуникативном пространстве - явление новое, только зарождающееся. Следует отметить, что речевой жанр автобиографии в Интернете приобретает черты этой коммуникативной среды: происходит его трансформация.

Автобиография как жанр официально-делового стиля выступает прототипом для исследуемых текстов. В. В. Дементьев отмечает, что в жанроведении, согласно одному из направлений, наиболее близкому по духу к идеям М.М. Бахтина, вторичный речевой жанр понимается «как онтологически производный от первичного. Вторичный речевой жанр отличает от первичного сфера функционирования, или стилистическая обработка» [5. С. 167]. Автобиографические интернет-тексты следует считать относящимися к вторичному речевому жанру, происходящему от первичного - автобиографии, но отличающемуся от него формой, содержанием, стилем и сферой функционирования.

В рассматриваемом в данной работе материале выделяются:

- Автобиографические рассказы, соответствующие прототипическому образцу первичного речевого жанра автобиографии, которые, как может показаться на первый взгляд, перенесены в новую коммуникативную сферу без изменений. Вместе с тем они обладают характеристиками текстов, существующих в интернет-дискурсе: возможностью одновременной работы с ними большего количества людей [8], доступностью, открытостью, возможностью дополнить новыми сведениями, включенностью в виртуальное пространство - вписанностью в гипертекст [9]. Как и тексты речевого жанра автобиографии, эти интернет-тексты начинаются с сообщения даты, места рождения, в них последовательно сообщается о важных для автора жизненных событиях и становлении в профессиональной сфере: Родился 14 января 1983 года в городе Каспийск Республики Дагестан. Окончив школу в 2000 году, поступил на филологический факультет Дагестанского Государственного Университета, отделение журналистики. Окончив ВУЗ со средней успеваемостью, в 2005 году устроился на работу на республиканский телеканал ”РГВК Дагестан”, проработав полтора года на должности корреспондента, в начале 2007 был назначен на должность главного редактора информационного вещания телекомпании.

- Трансформированные автобиографические тексты, проявляющие особенности интернет-дискурса. Это автобиографические рассказы и анкеты. Термин «автобиографический рассказ» для исследуемых текстов выбран не случайно, поскольку, с одной стороны, делается акцент на устно-письменной форме речи, характерной для интернет-дискурса, с другой стороны, события, о которых пишут авторы, носят автобиографический характер, это события из их жизни. Речевой жанр автобиографического рассказа в интернет-

дискурсе, на наш взгляд, содержит в себе черты не только речевого жанра автобиографии, но и автобиографического рассказа как речевого жанра устной разговорной речи [11].

Поскольку, речевые жанры - «это устойчивые композиционные, тематические и стилистические типы высказываний» [10. С. 428], рассмотрим, как трансформируется речевой жанр автобиографии в Интернете с точки зрения композиции, содержания и стиля.

Композиционное построение автобиографических текстов, созданных сотрудниками телекомпаний, характеризуется относительной устойчивостью, они имеют определенную схему. Смысловые информационные блоки, из которых составляются автобиографические рассказы и анкеты, частично могут совпадать у разных авторов и у сотрудников разных телекомпаний. Следовательно, у тех, кто создает эти тексты, есть представление, какая автобиографическая информация должна быть отражена на сайте, в каких жанровых формах она может подаваться и какие данные являются важными для формирования образа телевизионщика. Так, автобиографические рассказы сотрудников телекомпаний включают в себя следующие элементы: дата (место) рождения, сведения о родителях, информация об образовании: среднем и высшем, сведения о том, как пришел в профессию, о первом опыте в профессии, о карьерном росте, о достижениях в профессии, должности в настоящее время, о семье (жене / муже, детях), информация о хобби.

Вместе с тем есть тексты, в которых отсутствуют те или иные элементы. Например, встречаются автобиографические рассказы, в которых авторы описывают только ту часть своей жизни, которая связана с трудовой деятельностью. Тексты могут начинаться с сообщения о «рождении» в профессии или появлении на телеканале, на котором сотрудник работает в данный момент: Работать репортером начал в 1991-м, в газете "Гражданское достоинство”, был такой еженедельник на закате перестройки.

Некоторые тексты сотрудников одной и той же телекомпании имеют одинаковую структуру. Представляется, что при их написании авторы отвечали на подготовленные вопросы.

Многие автобиографические сведения подаются в жанре анкеты, что, на наш взгляд, не соответствует традиционному оформлению автобиографии и, скорее всего, обусловлено характером дискурса. Как считает Ю.Л. Щипици-на, преобразование связного текста в совокупность перечней и списков, каждый из элементов которых грамматически не связан с соседними элементами, - явление новое, ставшее следствием высокой гипертекстуальности жанров Всемирной паутины [9. С. 30].

Автобиографические анкеты, как и рассказы, состоят из определенных пунктов, которые могут совпадать у разных авторов одной и разных телекомпаний: фамилия, имя отчество, дата (место) рождения, образование, интересы (хобби), предпочтения, любимые фразы. Информация располагается вертикально, каждый новый пункт начинается с красной строки и, по сути, является ответом на поставленный вопрос, что и дает основания говорить о принадлежности этих автобиографических сведений к жанру анкеты:

1. Родился: 9 апреля 1985 г.

2. Образование: 1ЯЯ3-2002 гг. классическое-гимназическое (по сему всегда симпатизировал Климу Самгину), 2002-2007 гг. Факультет журналистики ТГУ

S. Интересы:

Люблю Scrapbooking, ретро-фото.

Смотреть на звезды, помолчать.

Дарить цветы сорта «Маниту».

И деда Фрейда почитать.

4. Не люблю: панибратство, дурной тон, пробки на дорогах, ждать, разговаривать по утрам, когда навязывают чужое мнение.

5. Симпатичные фразы, на мой взгляд: живи, не причиняя вреда, а тело дано, чтобы действовать.

В речевых жанрах автобиографического рассказа и анкеты, размещаемых в Интернете, в отличие от жанра-прототипа, отсутствуют такие композиционные элементы, как подпись автора и дата составления текста. Кроме этого, на месте традиционного заголовка документа «Автобиография» пишутся фамилия, имя и должность автора.

В отличие от первичного речевого жанра автобиографии, исследуемые тексты размещаются на страницах Интернета и создаются в целях наполнения сайтов телекомпаний, где существуют разделы «лица телеканала», «персоны», «сотрудники» и т.д.

Место размещения - сайт телекомпании - вызывает трансформацию речевого жанра автобиографии с точки зрения содержания: автобиографические рассказы наполняются преимущественно сведениями о работе в телекомпании, о профессии.

Автобиографические рассказы и анкеты - это, на наш взгляд, особые жанровые формы, объединенные одной макроцелью. Цель создания каждого из написанных текстов в анализируемом материале - дать информацию о себе, охарактеризовать себя, дать оценку себе и своей трудовой деятельности. Эти тексты выполняют несколько функций. С одной стороны, информативную, с другой - функции самоидентификации и самопрезентации.

Какого рода информацию сообщать о себе, авторы решают сами. Однако любой рассказ человека о своем прошлом, об увлечениях и т. п. может считаться автобиографическим, так как это повествование о событиях из его жизни. Речевой жанр автобиографического рассказа в нашем понимании -это рассказ о себе и своем прошлом с момента рождения до момента общения, написания. Автобиографический рассказ, на наш взгляд, такой речевой жанр, который позволяет человеку представить множество своих «я» («я» в прошлом, «я» в настоящем, «я» в профессии, «я» в хобби и т.д.) в одном тексте, а также о каждом из этих «я» в разных текстах. В исследуемом материале встречаются преимущественно автобиографические рассказы, в которых большая часть информации посвящена профессиональной сфере авторов, карьере. Почти в каждом тексте авторы сообщают сведения об образовании, профессии, семье, наградах: Окончил отделение телевидения факультета журналистики МГУ. Работал кинообозревателем Агентства Печати Новости, был заместителем главного редактора еженедельника ”Экран и сцена”. В 1ЯЯ1 году, придя на Российское государственное телевидение, стал одним

из создателей Студии К-2 ("Команда-2"). Вместе с Ильдаром Жандаревым был автором, режиссером и ведущим программ "Абзац", "Сюжет" и "Поцелуй в диафрагму". Лауреат премии "ТЭФИ" в номинации "Лучшая программа об искусстве" (1995 г.).

Автобиографические рассказы телевизионщиков характеризуются креативностью и стиранием границ официальности. Как и автобиография-документ, исследуемые тексты публикуются в основном от первого лица. Однако существуют и такие примеры текстов, в которых информация одновременно подается и от первого, и от третьего лица. Снижение степени официальности, отсутствие жестких требований к заполнению на сайте сведений о себе провоцируют возникновение такого явления, как размещение автобиографической информации в разных стилях:

Привет! Я - NN Рост - 183 сантиметра. Вес - 80,5 кг. Жим штанги лежа - 95 кг! (рекорд августа). Обожаю Интернет. Одновременно держу в голове информацию о десяти программных продуктах. Родился и закончил школу в г. N N области с серебряной медалью. 1994 год - факультет журналистики МГУ с красным дипломом. С 1998 года - студент РГГУ, юридический факультет...1

А вот это уже язык справочного издания:

Родился 11 января 1972 года в городе N N области. В 1995 году окончил факультет журналистики МГУ имени Ломоносова, в течение полутора лет стажировался в N государственном университете...

С 2007 года - член Академии Российского телевидения.

Собирает записи певицы Нины Симон, ходит в тренажерный зал, коллекционирует марки (гордость коллекции - около тысячи "новогодних" марок). Летом выращивает цветы на балконе.

Первый текст, как и второй, имеет автобиографический характер, но не все его содержание соответствует традиционному наполнению жанра автобиографии. Поэтому второй текст, написанный в официально-деловом стиле, автор сопровождает метаязыковой рефлексией, показывая тем самым, что он знает, как составляются автобиографии, и что Интернет - особая коммуникативная среда, в которой возможны отступления от норм.

Такая творческая самопрезентация объясняется, на наш взгляд, тем, что эти тексты размещаются в Интернете, а «сеть стимулирует речевое творчество человека. Язык становится инструментом творческой самореализации общающихся на нем людей» [8. С. 16]. Следует также отметить, что их авторы -люди творческой профессии, для которых важен не только предмет речи (что сказать), но и способ речевого представления (как сказать). В них видна ориентация на адресата, что выражается эксплицитно: Много и долго трудился на различных московских £т-радиостанциях. И вот уже восьмой год моя работа начинается, когда вы просыпаетесь; Привет вам от А.П. из утреннего эфира канала Россия!

Как и к написанию автобиографических рассказов, авторы подходят творчески к заполнению анкет:

1 Здесь и далее орфография и пунктуация источника сохранены.

МММ

Родился 2 июня 1981 г. в N.

Образование: 2008 г., ТГАСУ, по специальности инженер.

Хобби: рыбалка, оружие, люблю собирать грибы.

Люблю: лето, отдых на природе, очень люблю животных, итальянский язык, кино, манты.

Не люблю: хамство, крик, езду в маршрутках, комаров, назойливых мух, творог.

Автобиографические тексты в основном пишутся в разговорном стиле: Поселившись в телевизоре, чувствую себя здесь вполне уютно. В трудовой книжке написано: "специальный корреспондент”. Могли бы еще дописать: "счастливчик”: Родился в подмосковных Химках. На телевидение с 1988 года, почти сразу после школы пришел. Потом армия, служил на БАМе, в Тынде. Интересно, что часть стояла на сопке, на которой когда-то пел сам Дин Рид. После армии вернулся на уже родной "телек”. Перебрал массу профессий, редакций и передач.

Авторы используют характерные для этого стиля конструкции с разговорной лексикой: Любую работу - сюжет смонтировать, ремонт дома сделать, движок перебрать - предпочитаю делать сам: У меня ВСЁ и ВСЕГДА решает вдохновение и очень часто - везение. Слава богу, две эти капризные ”дамы” меня редко подводили. А две личные музы - жена и дочка - не подводили никогда, сокращениями, свёртыванием наименований: Был корром, спецкорром, комментатором, собкорром в Великобритании: Чаще всего от подобных тем у журналистов сводит скулы - считается, что они жутко тоскливые. Отчасти это правда, но зато, снимая и показывая ”социалку”, мы реально помогаем людям, в чем я неоднократно убеждался, повторами: Родился на Урале в 1980 году. Где мог бы стать шахтером, как дед и отец, если бы не переехал с родителями в Сибирь. Где мог бы стать юристом. Если бы медалистов не принимали на специальность ”журналистика” без экзаменов. Мог бы так и работать на местном ТВ, если бы однажды не решился и не купил билет в один конец, который храню до сих пор», фразеологизмами: Родился там же, где пока и пригодился - во Владивостоке...

В анализируемых текстах употребляются оценочные, экспрессивные конструкции: Однажды я выиграл вбрасывание у самого! Старшинова и даже сыграл одну смену, секунд сорок, но с кем!!! Со знаменитой советской тройкой: Ларионов-Крутов-Макаров. В защите. На пару с Фетисовым!, метафорические высказывания: Сегодня я с благодарностью вспоминаю мудрость о заброшенном камне на вершину горы и коллег, которые на протяжении всего пути помогают мне открывать все новые маршруты в вершинах тележурналистики, высказывания, в которых реализуются приемы языковой игры: «Главным достоинством - умение оказываться в нужном месте в нужное ''Время”», встречаются примеры словотворчества: Вот вроде на этом этапе ”тележизни” и все. Ах да! Еще. С самого начала и все 8 лет на Первом канале. Только на ''Первом”.

Характерной особенностью автобиографических рассказов в Интернете является экспрессивный синтаксис, использование парцеллированных, соединительных конструкций. Авторы пытаются воспроизвести в письменной

форме разговорный синтаксис: Вот вроде на этом этапе "тележизни" и все. Ах да! Еще. С самого начала и все 8 лет на Первом канале. Только на "Первом".

В речевом жанре автобиографического рассказа как жанре устной разговорной речи находит отражение «чужая» речь, информанты стараются представить ее с сохранением всех просодических особенностей. В автобиографических рассказах сотрудников телекомпаний также встречаются подобные высказывания: Шеварднадзе угощал меня шоколадными конфетами, приговаривая с характерным акцентом: "Кюшайте! Оны московские".

Поскольку в разговорном стиле речи информация передается и с помощью мимики и жестов, авторы пытаются перенести их в свои тексты с помощью особенных символов, существующих в Интернете: С 1976 по 1979 гг выполнял ответственное задание в ГДР :); Вторую семью, кстати, не менее любимую, мне "выдали" на "Первом". Вот какой каламбур получился :).

Следует отметить и такую дискурсивную особенность, как использование невербальных средств, изменение шрифтов, регистров при создании текстов, использование неязыковых графических средств, знаков препинания для выражения эмоций, дополнительных смыслов, что не встречается в официальных документах-автобиографиях: Раз-дра-жа-ет: Тупость и наглость, и отсутствие прописки; Все ВРЕМЯ я делал программу "ВРЕМЯ". Отвлекся лишь однажды на полгода, когда стал ведущим ночной программы "НОВОСТЬ ДНЯ". Но и это отвлечение, все равно, было на ПЕРВОМ КАНАЛЕ.

Таким образом, речевые жанры автобиографического рассказа и автобиографической анкеты, существующие в интернет-пространстве, - вторичные речевые жанры, имеющие своим прототипом речевые жанры автобиографии официально-делового стиля и автобиографического рассказа как жанра устной разговорной речи. Новая коммуникативная среда приводит к трансформации жанра автобиографии с точки зрения формы, содержания и стиля. Большинство текстов содержат информацию только о профессии и работе. Профессиональная принадлежность, на наш взгляд, также оказывает влияние на трансформацию речевого жанра автобиографии: кроме характерных и актуальных для данной профессии тем, тексты сотрудников телекомпаний отличают творческое начало и особый стиль написания. Автобиографические тексты, размещаемые на сайтах, приобретают черты интернет-дискурса: они обладают особенностями письменной и устной форм речи, характеризуются креативностью, доступностью, открытостью, возможностью дополнения новыми сведениями, вписанностью в гипертекст, с ними одновременно может работать большое количество людей. При написании этих текстов авторы пользуются изменением регистров, шрифтов, включают в тексты неязыковые графические средства, знаки препинания для выражения эмоций.

Литература

1. Киселёва Л.А. Автобиография // Культура русской речи: энцикл. слов.-справ. / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М., 2003. - С. 17-18.

2. Ковальчукова М.А. Анонс как речевой жанр (на материале интернет-дискурса) // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. - 2008. - Вып. 26. - С. 54-58.

3. Плотникова А.А. Лирическая миниатюра в интернет-коммуникации (лингвопрагматический и метаязыковой аспект жанра): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2012. - 26 с.

4. Горошко Е.И. Теоретический анализ интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанры речи. - Саратов, 2007. - Вып. 5. - С. 370-389.

5. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. - М.: Знак, 2010. - 600 с.

6. Волошина С.В. Автобиографические практики в интернет-дискурсе (на материале автобиографий учителей томских школ) // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева и 50-летию филологического факультета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева 24-26 мая 2012 г. - Астана, 2012. - С. 214-221.

7. Волошина С.В. Автобиографические практики в Интернете (на материале автобиографических сведений рыбаков) // Традиции и инновации в филологии XXI века: взгляд молодых ученых: Материалы Всерос. молодежной конф., 23-25 августа 2012 г. - Томск, 2012. - С. 98102.

8. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. - Саратов, 2009. - Вып. 6. - С. 11-27.

9. Щипицына Ю.Л. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерноопосредованной коммуникации (на материале немецкого языка): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Воронеж, 2011. - 40 с.

10. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин. Литературно-критические статьи. - М., 1986. - С. 428-473.

11. Волошина С.В. Речевой жанр автобиографического рассказа в диалектной коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 2008. - 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.