Научная статья на тему 'АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК КОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН'

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК КОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
435
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ / КОГНИТИВНОЕ / ИСТОРИЯ / Я / AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY / AUTOBIOGRAPHICAL NARRATIVE / COGNITIVE / HISTORY / SELF

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щедрина Ирина Олеговна

Анализируются когнитивные характеристики автобиографической памяти. Будучи бесспорно когнитивным феноменом, автобиографическая память тем не менее обладает специфической внутренней структурой, предполагающей обязательное погружение когнитивных характеристик автобиографической памяти в конкретные культурно-исторические контексты. И потому эти характеристики приобретают дополнительный познавательный потенциал, что позволяет по-особому взглянуть на воспоминания и их презентацию, выраженную в текстах исторических материалов. Рассматривается взаимопроникающее соотношение когнитивного и исторического в автобиографических воспоминаниях и их воплощение в автобиографических нарративах. Индивидуальные воспоминания представляют собой сплав автобиографического, т. е. субъективного, и попыток нарративизации, придающей воспоминаниям статус исторического события. Можно сказать, что в «текстах памяти» когнитивное раскрывается с исторической стороны; и в то же время историческое как концентрация автобиографической памяти приобретает характер когнитивного феномена. И порой эти автобиографические тексты оказываются единственным материалом, позволяющим узнать что-то об особенностях индивидуальной жизни в той или иной конкретной исторической эпохе (включая и когнитивные аспекты индивидуальной жизни того времени).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY AS A COGNITIVE PHENOMENON

The subject of analysis in the article is the cognitive characteristics of autobiographical memory. The idea is that, being an indisputable cognitive phenomenon, autobiographical memory, nevertheless, has a specific internal structure, which implies the obligatory immersion of the cognitive characteristics of autobiographical memory in specific cultural and historical contexts. And therefore, the author believes, these characteristics themselves acquire additional cognitive potential. Thus, autobiographical memory's cognitive nature allows us to take a special look at the memories and their presentation, expressed in the texts of historical materials. The article talks about the interpenetrating relationship of cognitive and historical in autobiographical memories and their embodiment in autobiographical narratives. Individual memories are a fusion of autobiographical, that is, subjective, and attempts at narrativization, which gives memories the status of a historical event. We can say that in the “texts of memory”, the cognitive is revealed from the historical perspective; and, at the same time, the historical as the concentration of autobiographical memory acquires the character of a cognitive phenomenon. And sometimes, these autobiographical texts are the only material that makes it possible to learn something about the peculiarities of individual life in a particular historical era (including the cognitive aspects of the individual life of that time).

Текст научной работы на тему «АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК КОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

УДК 165.3

doi 10.18522/2687-0770-2020-4-38-42

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК КОГНИТИВНЫЙ ФЕНОМЕН*

© 2020 г. И. О. Щедрина а

а Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, Россия

AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY AS A COGNITIVE PHENOMENON**

I.O. Shchedrina а

а State Academic University of Humanities, Moscow, Russia

Щедрина Ирина Олеговна -

кандидат философских наук, научный сотрудник, Государственный академический университет гуманитарных наук,

пер. Мароновский, 26, г. Москва, 119049, Россия. E-mail: echiscar@yandex.ru

Irina O. Shchedrina -Candidate of Philosophy, Researcher, State Academic University of Humanities,

Maronovskii Lane, 26, Moscow, 119049, Russia. E-mail: echiscar@yandex.ru

Анализируются когнитивные характеристики автобиографической памяти. Будучи бесспорно когнитивным феноменом, автобиографическая память тем не менее обладает специфической внутренней структурой, предполагающей обязательное погружение когнитивных характеристик автобиографической памяти в конкретные культурно-исторические контексты. И потому эти характеристики приобретают дополнительный познавательный потенциал, что позволяет по-особому взглянуть на воспоминания и их презентацию, выраженную в текстах исторических материалов. Рассматривается взаимопроникающее соотношение когнитивного и исторического в автобиографических воспоминаниях и их воплощение в автобиографических нарративах. Индивидуальные воспоминания представляют собой сплав автобиографического, т. е. субъективного, и попыток нарративизации, придающей воспоминаниям статус исторического события. Можно сказать, что в «текстах памяти» когнитивное раскрывается с исторической стороны; и в то же время историческое как концентрация автобиографической памяти приобретает характер когнитивного феномена. И порой эти автобиографические тексты оказываются единственным материалом, позволяющим узнать что-то об особенностях индивидуальной жизни в той или иной конкретной исторической эпохе (включая и когнитивные аспекты индивидуальной жизни того времени).

Ключевые слова: автобиографическая память, автобиографический нарратив, когнитивное, история, Я.

The subject of analysis in the article is the cognitive characteristics of autobiographical memory. The idea is that, being an indisputable cognitive phenomenon, autobiographical memory, nevertheless, has a specific internal structure, which implies the obligatory immersion of the cognitive characteristics of autobiographical memory in specific cultural and historical contexts. And therefore, the author believes, these characteristics themselves acquire additional cognitive potential. Thus, autobiographical memory's cognitive nature allows us to take a special look at the memories and their presentation, expressed in the texts of historical materials. The article talks about the interpenetrating relationship of cognitive and historical in autobiographical memories and their embodiment in autobiographical narratives. Individual memories are a fusion of autobiographical, that is, subjective, and attempts at narrativization, which gives memories the status of a historical event. We can say that in the "texts of memory", the cognitive is revealed from the historical perspective; and, at the same time, the historical as the concentration of autobiographical memory acquires the character of a cognitive phenomenon. And sometimes, these autobiographical texts are the only material that makes it possible to learn something about the peculiarities of individual life in a particular historical era (including the cognitive aspects of the individual life of that time).

* Статья подготовлена при финансовой поддержке в рамках выполнения ГЗ ГАУГН по теме «Современное информационное общество и цифровая наука: когнитивные, экономические, политические и правовые аспекты» (FZNF-2020-0014).

** The article was prepared with financial support within the framework of implementing the SA (state assignment) of the State Academic University for Humanities (GAUGN): "Contemporary information society and digital science: cognitive, economic, political and legal aspects" (FZNF-2020-0014).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4 Keywords: autobiographical memory, autobiographical narrative, cognitive, history, Self.

Непреходящую актуальность вопросу об исторической памяти помимо его социально-политической значимости придают множество существующих ракурсов ее рассмотрения, широта и в то же время универсальность темы. Одним из таких ракурсов анализа исторической памяти являются исследования ее конкретной разновидности - автобиографической памяти. Этот аспект неоднократно становился предметом изучения ученых и в России, и за рубежом. Однако, будучи многоаспектным феноменом, автобиографическая память трактовалась совершенно по-разному на страницах работ по психологии, философии, антропологии, медицине и т.д. Причем и внутри этих дисциплин тема в разные годы раскрывалась по-своему [1, 2]. Более того, разброс исследовательских контекстов не дает единого представления об автобиографической памяти еще и с практической точки зрения (множество «классических» и «новаторских» подходов, практик, семинаров, вариантов терапии). О ее когнитивной специфике исследователи рассуждают, опираясь также на ряд современных общетеоретических подходов -в частности на эволюционно-информационный [3], культурно-исторический [4, 5], деятельност-ный [6], социальный [7], нарративный [8] и др. Однако в данном случае применительно к теме этой статьи важно отметить еще одну особенность рассмотрения автобиографической памяти в качестве предмета анализа: каждый исследователь в то же время является обладателем непосредственного опыта автобиографических воспоминаний и тем самым через опыт воспоминаний собственного исторического бытия придает им как когнитивному феномену статус исторической реальности.

На наш взгляд, обозначенный тип памяти как когнитивный феномен приобретает особую значимость именно в тот момент, когда оказывается погруженным в свой культурно-исторический контекст - наиболее полно он раскрывается в конкретном историческом материале. Однако при этом он должен выступать в форме, позволяющей раскрыть его когнитивные характеристики - это может быть исторический нарратив, текст как предмет анализа в лингвистике, теории перевода, философии и методологии науки, в психологии или психотерапии. Основной акцент ставится на познавательный характер данного феномена, а выбранный матери-

ал и контекст призваны задавать общий образ исследования. Для рассмотрения автобиографической памяти важно то, как мы (ее исследователи) помним себя самих, что мы помним о себе, почему мы помним именно это и как это выражается в реальности. Но главное состоит в том, что мы совершаем познавательное усилие, направленное на себя, включая в это усилие и автобиографические воспоминания. И результат оказывается историчен.

Современные исследователи подчеркивают социокультурную обусловленность автобиографического нарратива как результат обращения к автобиографической памяти: «...эмпирическое исследование памяти обращается к языковым средствам автобиографической памяти и таким образом сразу отодвигает психологический момент автобиографического сознания на сторону литературной автобиографии. Поскольку люди должны делиться своими воспоминаниями с другими, в чем им помогает речь, можно говорить о социальной функции автобиографической памяти» [9, с. 40]. А функция эта, очевидно, немыслима вне ее когнитивной составляющей.

Каждый представляет себе определенное событие с позиций непосредственного когнитивного опыта. Так, свидетели, например, Французской революции, разделяли общее «сейчас», хотя воспоминания их могли быть совершенно разными, как и их выражение в автобиографических нарративах; самоощущение себя в истории создавалось и создается на основе воспоминаний. И не только самоощущение. К. Каллендер подчеркивает, что «мое Я создается (эпистемологически и психологически, по крайней мере) из моего непосредственного опыта и воспоминаний. Оно формируется из того, что я полагаю непреходящим, неизменным и целостно присущим в каждый момент времени. Мои непосредственные переживания составляют передний край этого Я, точка, где заканчиваются воспоминания. Но это Я постоянно меняется, поскольку момент за моментом нити идентичности сплетаются в цельность, автосохраняющуюся идентичность во времени» [10, р. 32]. Каллендер называл этот феномен «движущимся эго» [11], однако в контексте данной статьи интерес представляет статус автобиографической памяти как познавательного феномена и ее когнитивной роли в становлении человеческой идентичности, проецируемой на историческую реальность.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

Одним из важных моментов, связанных с автобиографической памятью как когнитивным феноменом, является вопрос: каким именно образом происходит моделирование Я, проецируемого на историческую реальность? Принципиально важно, что в данном случае раскрывается нарративная сторона этого моделирования. История, которую мы рассказываем о себе (повествуем), опирается на автобиографическую память, и когнитивное здесь перекликается с экзистенциальным, внутренней историей человека, благодаря чему она и соотносится с историей внешней, которая выступает как знание. Например, МакАдамс связывает идентичность с внутренней развивающейся историей жизни, погружая эту мысль в контекст современных исследований и теорий развития самопонимания на протяжении всей человеческой жизни. Таким образом, у него между собой связаны автобиографическая память, автобиографический нар-ратив, а также их соотношение в культурно-историческом и социальном контексте, буквально - сопряжение с историей и памятью Другого [12]. Р. Фивуш и М. Граци и вовсе напрямую смещают акцент к социальному и культурному, определяя автобиографическую память как сложную смесь воспоминаний об единичных, повторяющихся и протяженных во времени событиях, интегрированных в связную историю личности, которая создается и оценивается с помощью социокультурных практик. Именно на них ученые заостряют внимание, говоря о социальных взаимодействиях и культурном влиянии как обязательных условиях человеческого самоопределения в рамках повествования о себе [13].

Другой аспект проблемы автобиографической памяти вызывается временным характером человеческой когнитивности. Хотя мы не можем на физическом уровне вернуться в прошлое, но можем его вспомнить, равно как и можем предвидеть время, которое наступит в ближайший момент, момент «сейчас». Благодаря этим воспоминаниям и ожиданиям у нас возникает множество противоречивых временных перспектив. Однако человек как носитель воспоминаний успешно преодолевает этот конфликт. И в данном ключе Каллендер рассуждает о корреляции между нашими способностями: формировать самоощущение, децентрироваться во времени и формировать автобиографические воспоминания. Скрепляет эту связь именно автобиографическая память, поскольку она дает

расширенное видение себя самого в течение времени [10, р. 35], т.е. дает знание о себе в истории. В самом деле соотношение воспоминаний о событиях и собственный образ носителя этих воспоминаний во времени становится предметом и когнитивного, и экзистенциального анализа: «Положение субъекта воспоминаний осложняется еще и тем, что повествование о себе происходит на основе метафоры времени, которая как некоторый регулятор профилирует содержание жизни и отбирает из прошлого судьбоносные для "Я" концепты» [14, с. 39].

Когнитивный аспект раскрывается и в определении автобиографических воспоминаний, данном исследователем феномена автобиографической памяти М. Конвеем. В его теории они предстают как комплекс ментальных авторепрезентаций, построенных на знании человека о себе самом, так называемом «автобиографическом знании» [15]. Фактически эти знания сравниваются с базой данных; по версии Конвея, именно они являются ключевыми источниками идентичности, а также обеспечивают психологическую связь между персональной историей личности и историей человека, интегрированного в сообщество. Конвей подчеркивает, что автобиографические знания содержат знания человека о себе; они используются для предоставления информации о том, что такое индивидуальное «я», чем оно было и чем оно может быть [16]. В своих работах, он и К. Плейдел-Пирс развивают эту идею, выделяя три взаимосвязанных и взаимовлияющих уровня автобиографической памяти, охватывающих периоды жизни, общие события и знания о конкретных событиях [15, 17]. Автобиографические воспоминания в рамках такой системы выделяются по трем критериям: они содержат эпизодические воспоминания, знание о себе, а также являются результатом целенаправленного осмысления [17, р. 493].

Таким образом, автобиографическая память в качестве когнитивного феномена реализуется одновременно и в качестве индивидуальных воспоминаний и, будучи погруженной в культурный и социальный контексты, как материал для исторического исследования. Автобиографические нарративы - мемуары, дневники, воспоминания - объединяют экзистенциальное и общее, включая и текст (нарративное), и память (когнитивное) в историческое поле. Фактически когнитивное приобретает характер исторической проблематики, будучи выраженным в ав-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

тобиографическом нарративе. В свою очередь, историческое содержание, присутствующее в тексте автобиографического воспоминания, получает «когнитивную окраску»; поскольку зачастую зафиксированные в тексте такого рода воспоминания - единственный материал, который позволяет ученым что-то узнать об изучаемом времени, познать эпоху и события, вплоть до дискурса и способа мышления этого времени. Выраженные автобиографические воспоминания несут в себе и ценностные характеристики: «...можно с уверенностью утверждать, что автобиографическое произведение и в письменном, и в устном своем бытовании обращено к аксио-сфере, где только ценное может быть актуализировано как память и впоследствии, верба-лизуясь, воплощено в форме прецедентных текстов, формирующих ценностный императив <...> Именно автобиографическая память обеспечивает базис социальной идентификации: общее прошлое оказывается фундаментом переживания "совместности" или "отчуждения"» [18, а 21]. Культурно-историческое и социальное поле исследований когнитивного, т. е. автобиографической памяти позволяет также полноценно раскрыть и методологический аппарат научного исследования - все сомнения, критический характер, стандарты, принципы работы с историческими материалами. Восприятие человеком конкретного события, мемуарные записи, автобиографические нарративы - все то, что остается от автобиографической памяти, создавая тем самым ткань прошлого, составляя предмет в научном исследовании, и когнитивный момент в данном случае становится важным фактором познания истории.

Литература

1. Молчанова А.С. О соотнесении понятий «коллективная память» и «автобиографическая память» // Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. 2019. С. 233-239.

2. Портная С.А. Автобиографическая память как предмет анализа в философско-психологических концепциях // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. Казань : Молодой ученый, 2014. С. 12-16.

3. Меркулов И.П. Когнитивные способности. М. : ИФ РАН, 2005. 182 с.

4. Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Истоки культурно-исторической психологии: фило-

софско-гуманитарный контекст. М. : РОССПЭН, 2010. 523 с.

5. Нуркова В.В. Анализ феноменологии автобиографической памяти с позиций культурно -исторического подхода // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4, № 1. С. 17-26.

6. Нуркова В.В. Автобиографическая память в оптике культурно-исторической и деятельностной методологии // Психология. 2010. Т. 7, № 2. С. 64-82.

7. Порус В.Н. Социально-эпистемологический взгляд на культурно-историческую психологию // Стиль мышления: проблемы исторического единства научного знания. К 80-летию В. П. Зинченко / под ред. Т. Г. Щедриной. М. : РОССПЭН, 2011. С. 43-59.

8. Пружинин Б.И., Щедрина И.О. Историзация философско-методологического сознания науки и нарратология // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35, № 1. С. 83-91.

9. Колесник Т.И., Стасевич Ю.Ю. К вопросу о функционировании автобиографической памяти // Вестн. ЛНУ им. Тараса Шевченко. 2017. № 1 (6). С. 38-42.

10. Callender C. Time Lost, Time Regained // Metaphysics and Cognitive Science / Ed. by A.I. Goldman and B.P. McLaughlin. N.Y. : Oxford University Press, 2019. P. 17-37.

11. Brdar M., Brdar-Szabo R. Moving-Time and Moving-Ego Metaphors from a Translational and Con-trastive-Linguistic Perspective // Research in Language. 2017. Vol. 15 (2). P. 191-212.

12. McAdams D.P. Identity and the life story // Autobiographical memory and the construction of a narrative self: Developmental and cultural perspectives. 2003. № 9. P. 187-207.

13. Fivush R., Graci M.E. Cognitive Psychology of Memory // Learning and Memory: A Comprehensive Reference (Second Edition). Academic Press, 2017. P. 119-135.

14. Нюбина Л.М. О концептуальном пространстве автобиографической памяти // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 2 (23). C. 39-47.

15. Conway M.A. Memory: Autobiographical // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Oxford: Pergamon, 2001. P. 9563-9567.

16. Conway M.A. Autobiographical knowledge and autobiographical memories // Remembering our past: Studies in autobiographical memory. Ed. by D.C. Rubin. Cambridge University Press, 1996. P. 67-93.

17. Conway M.A., Singer J.A., Tagini A. The Self and Autobiographical Memory: Correspondence and Coherence // Social Cognition. 2004. Vol. 22, No. 5. P. 491-529.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

18. Бирюкова Е.Е. Ценность как память и память как ценность: содержательная сторона автобиографических произведений в свете современных психологических исследований // Вестн. Самарского ун-та. История, педагогика, филология. 2017. № 1.2. С. 19-22.

References

1. Molchanova A.S. (2019). On the correlation of the concepts of collective memory and autobiographical memory. Language and culture in the era of the integration of scientific knowledge and professionalization of education. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference: in 2 parts, pp. 233-239. (in Russian).

2. Portnaya S.A. (2014). Autobiographical memory as a subject of analysis in philosophical and psychological concepts. Psychological Sciences: Theory and Practice. Proceedings of the II International Scientific Conference. Kazan, Molodoi uchenyi Publ., pp. 12-16. (in Russian).

3. Merkulov I.P. (2005). Cognitive abilities. Moscow, IP RAS Press, 182 p. (in Russian).

4. Zinchenko V.P., Pruzhinin B.I., Shchedrina T.G. (2010). The origins of cultural and historical psychology: a philosophical and humanitarian context. Moscow, ROSSPEN Publ., 523 p. (in Russian).

5. Nurkova V.V. (2008). Analysis of the phenomenology of autobiographical memory from the standpoint of the cultural-historical approach. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, vol. 4, No. 1, pp. 17-26. (in Russian).

6. Nurkova V.V. (2010). Autobiographical memory in the optics of cultural-historical and activity methodology. Psikhologiya, vol. 7, No. 2, pp. 64-82. (in Russian).

7. Porus V.N. (2011). Socio-epistemological view of cultural-historical psychology. Style of thinking: problems of the historical unity of scientific knowledge. To the 80th anniversary of V.P. Zinchenko. T.G. Shchedrina (Ed.). Moscow, ROSSPEN Publ., pp. 43-59. (in Russian).

8. Pruzhinin B. I., Shchedrina I. O. (2019). Historiza-tion of philosophical and methodological consciousness of science and narratology. Vestn. Sankt-Peterburgskogo un-

ta. Filosofiya i konfliktologiya, vol. 35, No. 1, pp. 83-91. (in Russian).

9. Kolesnik T.I., Stasevich Yu.Yu. (2017). On the question of the functioning of autobiographical memory, Vestnik LNU im. Taras Shevchenko, No. (6), pp. 38-42. (in Russian).

10. Callender C. (2019). Time Lost, Time Regained, Metaphysics and Cognitive Science. A.I. Goldman, B.P. McLaughlin (Eds.). New York, Oxford University Press, pp. 17-37.

11. Brdar M., Brdar-Szabo R. (2017). Moving-Time and Moving-Ego Metaphors from a Translational and Con-trastive-Linguistic Perspective. Research in Language, No. 15 (2), pp. 191-212.

12. McAdams D.P. (2003). Identity and the life story. Autobiographical memory and the construction of a narrative self: Developmental and cultural perspectives, No. 9, pp. 187-207. (in English).

13. Fivush R., Graci M.E. (2017). Cognitive Psychology of Memory. Learning and Memory: A Comprehensive Reference (Second Edition). Academic Press, pp. 119-135.

14. Nyubina L.M. (2010). On the conceptual space of autobiographical memory. Voprosy kognitivnoi lingvistiki, No. 2 (23), pp. 39-47. (in Russian).

15. Conway M.A. (2001). Memory: Autobiographical. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Oxford, Pergamon, pp. 9563-9567.

16. Conway M.A. (1996). Autobiographical knowledge and autobiographical memories. Remembering our past: Studies in autobiographical memory. D.C. Rubin (Ed.). Cambridge University Press, pp. 67-93.

17. Conway M.A., Singer J.A., Tagini A. (2004). The Self and Autobiographical Memory: Correspondence and Coherence. Social Cognition, vol. 22, No. 5, pp. 491-529.

18. Biryukova E.E. (2017). Value as memory and memory as value: the content side of autobiographical works in the light of modern psychological research. Vest-nik Samarskogo Universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya, No. 1.2, pp. 19-22. (in Russian).

Поступила в редакцию / Received 14 октября 2020 г. / October 14, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.