Научная статья на тему 'АВТО-ГРП НА НАГНЕТАТЕЛЬНЫХ СКВАЖИНАХВ НИЗКОПРОНИЦАЕМЫХ КОЛЛЕКТОРАХ АЧИМОВСКОЙ ТОЛЩИ'

АВТО-ГРП НА НАГНЕТАТЕЛЬНЫХ СКВАЖИНАХВ НИЗКОПРОНИЦАЕМЫХ КОЛЛЕКТОРАХ АЧИМОВСКОЙ ТОЛЩИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
955
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАСТОВОЕ ДАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ПЛАСТОВОГО ДАВЛЕНИЯ / НАГНЕТАТЕЛЬНЫЕ СКВАЖИНЫ / ТРЕЩИНА ГРП / НИЗКОПРОНИЦАЕМЫЙ КОЛЛЕКТОР

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Климов-Каяниди Александр Викторович, Алимханов Рустам Тагирович, Агуреева Елена Сергеевна, Сабитов Р.М.

Ачимовская толща характеризуется высокой неоднородностью и низкими фильтрационно-емкостными свойствами, что затрудняет приток нефти к скважине и делает невозможным экономически рентабельную разработку месторождения без использования гидроразрыва пласта и системы поддержания пластового давления. В работе даны рекомендации по регулированию режимов работы нагнетательных скважин в условиях образования трещин авто-ГРП. Эти рекомендации могут быть использованы для дальнейшего регулирования системы заводнения в условиях объекта ачимовская толща.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Климов-Каяниди Александр Викторович, Алимханов Рустам Тагирович, Агуреева Елена Сергеевна, Сабитов Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WATERFLOOD-INDUCED FRACTURE ON THE INJECTION WELLS IN LOW-PERMEABILITY RESERVOIR OF ACHIMOV SEQUENCE

Achimov sequence is characterized by high heterogeneity and low reservoir properties, that makes it impossible economically profitable field development without hydraulic fracturing and usage reservoir pressure maintenance systems. The research aims to develop recommendations for regulating the operations of injection wells, in conditions of waterflood-induced fracture formation. The recommendations can be used to further regulate the waterflooding system for the conditions of Achimov sequence.

Текст научной работы на тему «АВТО-ГРП НА НАГНЕТАТЕЛЬНЫХ СКВАЖИНАХВ НИЗКОПРОНИЦАЕМЫХ КОЛЛЕКТОРАХ АЧИМОВСКОЙ ТОЛЩИ»

Кузнецов Владимир Григорьевич, д. т. н., профессор кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, 8(3452)390363, e-mail: burenie@rambler.ru

Кулябин Геннадий Андреевич, д. т. н., профессор кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)390363, e-mail: kuljabinga@tyuiu.ru

Курбанов Яраги Маммаевич, д. т. н., профессор кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)390363, e-mail: kurbanovjm@tyuiu.ru

Kuznetsov V. G., Doctor of Engineering, Professor at the Department of Drilling Oil and Gas Wells, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)390363, e-mail: burenie@rambler. ru

Kulyabin G. A., Doctor of Engineering, Professor at the Department of Drilling Oil and Gas Wells, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)390363, e-mail: kuljabin-ga@tyuiu.ru

Kurbanov Ya. M., Doctor of Engineering, Professor at the Department of Drilling Oil and Gas Wells, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)390363, e-mail: kurbanovjm@tyuiu. ru

УДК 622.276.432;622.276.66

АВТО-ГРП НА НАГНЕТАТЕЛЬНЫХ СКВАЖИНАХ

В НИЗКОПРОНИЦАЕМЫХ КОЛЛЕКТОРАХ АЧИМОВСКОЙ ТОЛЩИ

WATERFLOOD-INDUCED FRACTURE ON THE INJECTION WELLS IN LOW-PERMEABILITY RESERVOIR OF ACHIMOV SEQUENCE

А. В. Климов-Каяниди, Р. Т. Алимханов, Е. С. Агуреева, Р. М. Сабитов

A. V. Klimov-Kayanidi, R. T. Alimkhanov, E. S. Agureeva, R. M. Sabitov

Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «КогалымНИПИнефть» в г. Тюмени

Ключевые слова: пластовое давление; система поддержания пластового давления;

нагнетательные скважины; авто-ГРП; трещина ГРП; низкопроницаемый коллектор Key words: reservoirpressure; reservoirpressure maintenance system; injection wells; waterflood-induced fracture; hydraulic fracture; low-permeability reservoir

Введение

Ачимовская толща характеризуется высокой неоднородностью (коэффициент расчлененности — 20,7) и низкими коллекторскими свойствами (пористость — 15,7 %, песчанистость — 0,28 д.ед.). Значение проницаемости по объекту варьируется

3 3 2 3 2

от 0,2Т0- до 3Т0- мкм и в среднем составляет 0,8Т0- мкм . Это делает невозможным экономически рентабельную разработку месторождения без использования гидроразрыва пласта (ГРП) [1, 2] и системы поддержания пластового давления (ППД).

На месторождении используется система ППД с вытеснением нефти водой. При закачке возникает множество осложняющих факторов [3-5], таких как уменьшение приемистости скважин со временем, кинжальные прорывы воды по высокопроницаемым пропласткам к забоям добывающих скважин, утечка нагнетаемой воды в другие, не целевые пласты, образование трещин авто-ГРП и т. д.

С целью поиска решений данных проблем было проведено комплексное исследование, в результате которого выявлено, что информация, получаемая с нагнетательных скважин, используется недостаточно эффективно для определения особенностей влияния системы ППД на выработку запасов и достижение проектного коэффициента извлечения нефти (КИН).

На месторождении существует развитая техногенная трещиноватость, полученная в результате ГРП в добывающих и нагнетательных скважинах и от эффекта авто-ГРП в нагнетательных скважинах при превышении давления закачки над давлением разрыва горной породы. При этом эффект авто-ГРП в нагнетательных скважинах и его влияние на выработку запасов остаются недостаточно изученными.

Все это говорит о необходимости более детального изучения вопросов регулирования режимов работы нагнетательных скважин и комплексного подхода к рассмотрению эффекта от авто-ГРП.

Цель работы — разработка рекомендаций по регулированию режимов работы нагнетательных скважин в условиях образования трещин авто-ГРП.

Объект и методы исследования

Объект исследования — ачимовская толща одного из месторождений Западной Сибири. Предмет исследования — система ППД при разработке ачимовской толщи в условиях техногенной трещиноватости и применяемых методов поддержания пластового давления. Методами исследования являются анализ и обобщение фактической геолого-промысловой информации, анализ литературных данных по теме исследования.

Характеристика объекта

Месторождение расположено в центральной части Западно-Сибирской равнины. Ачимовская толща объединяет пласты Ачь Ач2\ Ач22 и Ач3. Все пласты представляют единый объект разработки. Средняя глубина залегания — 2 427 м. Первые промышленные притоки нефти из пластов на данном месторождении получены в 2001 году. Состояние фонда скважин на 01.01.2018 г представлено в таблице.

Состояние фонда скважин ачимовской толщи

Тип Кол-во скважин Из них

В бездействии В консервации Остановленные Пьезометрические

Нефтяные 305 15 5 14 9

Нагнетательные 139 10 4 6 3

Всего 444 25 9 20 12

Ачимовская залежь разбурена девятиточечной сеткой скважин с расстоянием между ними 500 • 500 м. При уплотнении сетки разбуриванием боковых стволов расстояние от нагнетательной до добывающей скважины может составлять от 200 до 800 м (рис. 1).

Рис. 1. Фрагмент схемы расположения скважин ачимовской толщи

График разработки залежи приведен на рисунке 2. Как видно из рисунка, начальное пластовое давление в залежи составляло 250 атм, давление насыщения — 107,5 атм. Разработка залежи ведется с 2002 года. Система ППД организована в 2004 году. Текущая компенсация отборов закачкой в разные годы достигала 250-270 %. Накопленная компенсация отбора закачкой достигла значения 100 % в 2011 году и, постепенно возрастая, в 2017 году уже составила 170 %.

Рис. 2. Текущие показатели отборов и компенсации ачимовской толщи

Несмотря на наличие значительной перекомпенсации отборов закачкой, наблюдается ухудшение энергетического состояния залежи. Среднее пластовое давление в 2012 году составляло 221 атм. Текущее пластовое давление — 163 атм, что свидетельствует о непроизводительной закачке воды. Доля неэффективной закачки может составлять до 70 %.

Авто-ГРП в нагнетательных скважинах

В скважинах, где давление нагнетания превышает давление разрыва горной породы, способны развиваться техногенные трещины авто-ГРП, которые могут увеличивать приемистость нагнетательных скважин [6, 7].

Знание величины давления разрыва особенно актуально для нагнетательных скважин с целью регулирования их режима работы. Анализ давления разрыва, замеренного глубинным манометром во время ГРП в нагнетательных и добывающих скважинах, показал, что среднее давление разрыва по ачимовской толще составило 392 атм.

Основным отличием трещин авто-ГРП от трещин ГРП является то, что они не заполняются проппантом, следовательно, существует возможность их смыкания при снижении давления нагнетания ниже давления разрыва и раскрытия при его увеличении. Таким образом создается динамическая неоднородность по проницаемости в межскважинном пространстве. Данная неоднородность хорошо видна при анализе графиков Холла [8], особенно в периоды остановки и запуска нагнетательных скважин после проведения геолого-технологических мероприятий (рис. 3).

В существующих условиях трещины авто-ГРП могут являться продолжением техногенных трещин, созданных в процессе ГРП, и увеличивать охват заводнением в пласте по площади и по разрезу. Данный факт при прогнозировании трещин авто-ГРП и контроле за их образованием позволит избежать негативных последствий, таких как опережающее обводнение продукции из-за прорыва воды к забоям добывающих скважин [9]; сложность достижения проектного КИН из-за оставшихся в пласте незатронутых целиков нефти; сложность контроля за фронтом вытеснения из-за факторов неопределенности, возникающих в процессе развития трещины авто-ГРП.

Рис. 3. График Холла и давление нагнетания скв. 1122

Управление данным процессом можно считать одним из инструментов гидродинамических методов повышения нефтеотдачи пластов (ПНП). Его можно сопоставить с нестационарным заводнением. Для этого требуется попеременное увеличение — уменьшение давления закачки выше и ниже давления разрыва горной породы (пульсирующая закачка). При этом происходят открытие и закрытие трещины авто-ГРП, изменение фильтрационных потоков и подключение не затронутых ранее пропластков.

Для применения данного метода требуются проведение геолого-промыслового анализа и установка дополнительного оборудования на нагнетательных скважинах (насосы для возможности регулирования объемов и давления нагнетания в широких пределах, интеллектуальные датчики на устье) с целью регулирования давления закачки в режиме онлайн.

Для выработки критерия применимости данного метода необходимы дальнейшие исследования. Например, на участках с высокой обводненностью продукции добывающих скважин, где давление закачки превышает давление разрыва, применение данного метода может оказаться нецелесообразным. В таких случаях необходимо снижение давления нагнетания с целью перераспределения закачки.

При планировании ГРП на нагнетательных скважинах с целью увеличения приемистости необходимо учитывать существующие возможности системы ППД, поскольку давление закачки непосредственно влияет на приемистость скважины, и в случае его недостатка будет получен низкий эффект от ГРП (рис. 4) [10], что недопустимо из-за высокой стоимости проведения работ. В этом случае стоит рассмотреть возможность регулирования закачки с целью управления эффектом авто-ГРП.

Рис. 4. График Холла, график приемистости и график давления закачки на скважине с ГРП

Выводы

Система ППД ачимовской толщи не обеспечивает поддержание энергетики на должном уровне, несмотря на наличие накопленной компенсации отбора закачкой на уровне 170 %.

Для нагнетательного фонда скважин при превышении значения забойного давления над значением давления разрыва горной породы характерно образование трещин авто-ГРП.

В результате анализа режимов работы нагнетательных скважин можно дать следующие рекомендации:

• при планировании режимов работы нагнетательных скважин необходимо использовать эффект авто-ГРП для управления выработкой запасов как дополнение к гидродинамическим методам ПНП;

• для применения данного метода требуются постоянное проведение геолого-промыслового анализа и установка дополнительного оборудования (насосы для нагнетания, интеллектуальные датчики на устье) на нагнетательных скважинах, которое позволит контролировать и управлять процессом;

• для выработки критерия применимости данного метода необходимо исследование данного вопроса с использованием гидродинамических моделей.

Библиографический список

1. Главнов Н. Г., Квеско Б. Б. Анализ развития техногенных трещин на нагнетательных скважинах Крапивин-ского месторождения // Известия Томского политехнического университета. - 2011. - Т. 319, № 1. - С.162-166.

2. Jennings A. R., Enhanced Jr. P. E. Well Stimulation, Inc. - 2003. - 163 p.

3. Satter A., Iqbal G. M., Buchwalter J. L., Practical Enhanced Reservoir Engineering. - Tulsa, Okla: Pennwell, 2008. -492 p.

4. Wolcott D., Applied Waterflood Field Development. - Energy Tribune Publishing, 2009. - P.10.

5. Dakem L. P. The practice of reservoir engineering. - Revised Edition. - Elsevier, 2001. - 392 p.

6. Исследование развития трещин авто-ГРП на опытном участке Приобского месторождения с линейной системой разработки / В. В. Мальцев [и др.] // Нефтяное хозяйство. - 2012. - № 5. - С.70-73.

7. Специальные гидродинамические исследования для мониторинга за развитием трещин ГРП в нагнетательных скважинах / В. А. Байков [и др.] // Нефтегазовое дело. - 2011. - № 1. - С. 65-75.

8. Балин Д. В. Экспресс-оценка вероятности наличия трещин авто-ГРП // Геология и нефтегазоносность Западно-Сибирского мегабассейна: материалы междунар. науч.-техн. конф. - Тюмень, 2016. - С. 42^-5.

9. Балин Д. В., Семенова Т. В. О влиянии процесса авто-ГРП на величину накопленной добычи нефти // Известия высших учебных заведений. Нефть и газ. - 2017. - № 1. - С. 43^-7.

10. Остапчук Д. А., Синцов И. А. Оптимизация проведения ГТМ в нагнетательных скважинах, работающих с высокими забойными давлениями // Геология и нефтегазоносность Западно-Сибирского мегабассейна. Материалы междунар. науч.-техн. конф. - Тюмень, 2016. - С. 107-109.

Сведения об авторах

Климов-Каяниди Александр Викторович, инженер, филиал ООО «Лукойл-Инжиниринг» «КогалымНИ-ПИнефть» в г. Тюмени, тел. 89995498626, e-mail: Klimov-KayanidiA V@tmn. lukoil. com

Алимханов Рустам Тагирович, ведущий специалист, филиал ООО «Лукойл-Инжиниринг» «Когалым-НИПИнефть» в г. Тюмени, тел. 8(3452)545213, e-mail: AlimhanovRT@tmn.lukoil.com

Агуреева Елена Сергеевна, начальник отдела, филиал ООО «Лукойл-Инжиниринг» «КогалымНИПИнефть» в г. Тюмени, тел. 8(3452)545213, e-mail: AgureevaES@tmn. lukoil. com

Сабитов Рамиль Магирович, инженер 1 категории, филиал ООО «Лукойл-Инжиниринг» «КогалымНИПИ-нефть» в г. Тюмени, тел. 8(3452)545213, e-mail: Sabi-tovRM@tmn. lukoil. com

Information about the authors

Klimov-Kayanidi A. V., Engineer, Branch of LLC «LUKOIL-Engineering» «KogalymNIPIneft» in Tyumen, phone: 89995498626, e-mail: Klimov-Kayanidi A V@tmn. lukoil. com

Alimkhanov R. T., Leading Specialist, Branch of LLC «LUKOIL-Engineering» «KogalymNIPIneft» in Tyumen, phone: 8(3452)545213, e-mail: AlimhanovRT@ tmn. lukoil. com

Agureeva E. S., Head of the Department, Branch of LLC «LUKOIL-Engineering» «KogalymNIPIneft» in Tyumen, phone: 8(3452)545213, e-mail: AgureevaES@ tmn. lukoil. com

Sabitov R. M., Engineer of the 1st Category, Branch of LLC «LUKOIL-Engineering» «KogalymNIPIneft» in Tyumen phone: 8(3452)545213, e-mail: SabitovRM@ tmn. lukoil. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.