Научная статья на тему 'АВСТРИЯ: ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В «ЭРУ КРИЗИСОВ»'

АВСТРИЯ: ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В «ЭРУ КРИЗИСОВ» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
69
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРИЯ / ПРЕЗИДЕНТ / ВЫБОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Швейцер Владимир Яковлевич, Рожин Александр Александрович

Состоявшиеся в начале октября 2022 г. в Австрии президентские выборы принесли уверенную победу А. Ван дер Беллену, находившемуся на высшем государственном посту с 2016 г. Вся избирательная кампания проходила на фоне общеевропейского кризиса, связанного с военными действиями на Украине. Основные политические партии Австрии - народная (АНП) и социал-демократическая (СПА) - не выставили собственных кандидатов, косвенно поддержав бывшего «экологиста» А. Ван дер Беллена. Его единственным реальным соперником был представитель националистической Австрийской партии свободы (АПС) В. Розенкранц. В отличие от предыдущих президентских выборов 2016 г. всё прошло относительно спокойно. Итог голосования в пользу повторно выдвигавшегося президента был практически предопределён.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUSTRIA: PRESIDENTIAL ELECTIONS IN THE CRISIS ERA

Incumbent Austrian president Alexander Van der Bellen obtained re-election with a clear win in the early October 2022. He has been in the office since 2016. The whole presidential campaign was heavily influenced by the current pan-European crisis caused by the ongoing military operation in the Ukraine. Main political parties in Austria - People’s Party (Österreichische Volkspartei - ÖVP) and Social Democratic Party (Sozialdemokratische Partei Österreichs - SPÖ) - did not field their own candidates, choosing to indirectly endorse Van der Bellen instead. His main opponent was a candidate from the Freedom Party of Austria (Freiheitliche Partei Österreichs - FPÖ) W. Rozenkranz. Unlike previous presidential elections in 2016 the current campaign did not bring any major surprises and the result of reelection of the incumbent president was pretty much determined beforehand.

Текст научной работы на тему «АВСТРИЯ: ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В «ЭРУ КРИЗИСОВ»»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5

УДК 329 EDN: ELYJWV

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520226371

АВСТРИЯ: ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В «ЭРУ КРИЗИСОВ»

Владимир Яковлевич Швейцер

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: partsist@list.ru, ORCID: 0000-0001-6617-8168

Александр Александрович Рожин

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: iulanov1@gmail.com, ORCID: 0000-0003-0714-865X

Ссылка для цитирования: Швейцер В.Я., Рожин А.А. Австрия: президентские выборы в «эру кризисов» // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №5. С. 63-71. DOI: 10.15211/vestnikieran520226371

Аннотация. Состоявшиеся в начале октября 2022 г. в Австрии президентские выборы принесли уверенную победу А. Ван дер Беллену, находившемуся на высшем государственном посту с 2016 г. Вся избирательная кампания проходила на фоне общеевропейского кризиса, связанного с военными действиями на Украине. Основные политические партии Австрии - народная (АНП) и социал-демократическая (СПА) - не выставили собственных кандидатов, косвенно поддержав бывшего «экологиста» А. Ван дер Беллена. Его единственным реальным соперником был представитель националистической Австрийской партии свободы (АПС) В. Розенкранц. В отличие от предыдущих президентских выборов 2016 г. всё прошло относительно спокойно. Итог голосования в пользу повторно выдвигавшегося президента был практически предопределён.

Ключевые слова: Австрия, президент, выборы, политические партии, украинский кризис, санкции.

Статья поступила в редакцию: 23.10.2022.

AUSTRIA: PRESIDENTIAL ELECTIONS IN THE CRISIS ERA

Vladimir J. Schweitzer

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: partsist@list.ru, ORCID: 0000-0001-6617-8168

Alexander A. Rozhin

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: iulanov1@gmail.com, ORCID: 0000-0003-0714-865X

© Швейцер В.Я. - д.и.н., г.н.с., руководитель Отдела социальных и политических исследований ИЕ РАН; Рожин А.А. - м.н.с. Отдела социальных и политических исследований ИЕ РАН.

For citing: Schweitzer V.J., Rozhin A.A. (2022). Austria: presidential elections in the crisis era. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 29(5): 63-71. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran520226371

Abstract. Incumbent Austrian president Alexander Van der Bellen obtained re-election with a clear win in the early October 2022. He has been in the office since 2016. The whole presidential campaign was heavily influenced by the current pan-European crisis caused by the ongoing military operation in the Ukraine. Main political parties in Austria - People's Party (Österreichische Volkspartei - ÖVP) and Social Democratic Party (Sozialdemokratische Partei Österreichs - SPÖ) -did not field their own candidates, choosing to indirectly endorse Van der Bellen instead. His main opponent was a candidate from the Freedom Party of Austria (Freiheitliche Partei Österreichs -FPÖ) W. Rozenkranz. Unlike previous presidential elections in 2016 the current campaign did not bring any major surprises and the result of re-election of the incumbent president was pretty much determined beforehand.

Key words: Austria, president, elections, political parties, Ukraine crisis, sanctions. Article received: 23.10.2022.

Президент как политический медиатор

Конституционно роль австрийского президента ограничена в основном представительскими полномочиями, что характерно для общеевропейского стандарта фигур такого ранга. Тем не менее без его согласия не может быть сформирован высший орган исполнительной власти - правительство. Именно президент назначает федерального канцлера и формально утверждает предлагаемый им Кабинет министров. В его полномочия входит проверка министерского корпуса на предмет соответствия заявленной должности профессиональных качеств членов будущего Кабинета. По мнению Э. Талоса - известного австрийского правоведа - президент «имеет возможность отклонить поступившие (от правительства Австрии) предложения и сказать "нет"» (Talos 2000: 37). Отметим, что в начале нынешнего столетия такой казус уже имел место при формировании коалиционного правительства Австрийской народной партии и Австрийской партии свободы (АНП - АПС). Тогдашний президент Т. Клестиль не утвердил двух министров, предлагавшихся националистической АПС.

На пост Федерального канцлера президент назначает представителя победившей на выборах партии, хотя в послевоенной истории страны были и исключения из этого правила. В отдельных случаях имела место практика назначения президентом «служебных кабинетов», возглавлявшихся не партийцами, а триумвиратом, состоящим из председателя парламента и двух его заместителей. Схема формирования высшего состава исполнительной власти распространяется и на земельные правительства. Здесь президент гораздо менее щепетилен, чем в процессе создания федеральных органов власти. Со своей стороны, высшие законодательные и судебные органы могут инициировать отставку президента, если последние усмотрят в его действиях нарушение конституции. Однако импичмент объявляется лишь посредством всенародного голосования. Оно должно быть инициировано двумя третями членов нижней палаты парламента - Национальным советом (НС). Если эта инициатива не получит одобрения на референдуме, то в таком случае, согласно Конституции, распускается сам Национальный совет и назначаются досрочные парламентские выборы. Отметим, что президент может за свой период полномочий распустить НС лишь единожды (Швейцер 2022: 186).

В избирательной кампании 2022 г. А. Ван дер Беллен воспользовался закреплённым в конституции правом повторного выдвижения на высший государственный пост. До него на второй срок выдвигались также политические деятели XX в.: социал-демократы К. Реннер, Т. Кёрнер, А. Шерф и Ф. Йонас. В нынешнем столетии дважды становился президентом социал-демократ Х. Фишер. При этом только он оставил свой пост в определённый конституцией срок. Упомянутые выше предшественники покинули венский президентский дворец Хоф-бург по печальным обстоятельствам ухода из жизни. Кстати говоря, конституция определяет лишь нижнюю возрастную планку восшествия на президентский пост (35 лет). Верхний предел не установлен. По этому поводу никаких возражений у политических противников 78-летнего А. Ван дер Беллена не могло возникнуть.

Партийная составляющая президентских выборов

Исторически сложилось так, что во второй половине XX в. президентами Австрии становились либо уже упомянутые известные социал-демократы, либо высшие чиновники дипломатического корпуса. Главами МИДа в своё время были Р. Кирхшлегер, К. Вальдхайм, Т. Клестиль. Хотя косвенно они были также предложены основными политическими партиями Австрии. Р. Кирхшлегера выдвинула на пост президента Социал-демократическая партия, К. Вальдхайма - Народная партия, а Т. Клестиль получил поддержку обеих политических сил страны.

Ситуация стала меняться, когда с конца XX в. нарастила политическую мускулатуру Австрийская партия свободы, всё активнее выражавшая свои претензии на соучастие в системе исполнительной власти. Правда, до 2016 г. их кандидаты, выходившие на старт президентской гонки, не получали сколь-нибудь весомой поддержки у электората. Австрийский избиратель предпочитал видеть у руля государственной машины политиков, опиравшихся на проверенных временем социал-демократов или «народников».

Ветер перемен обозначился в середине второго десятилетия XXI в. Череда общеевропейских кризисов, охвативших сферу экономики, финансов, социальной политики, ситуации в зоне евро и особенно в сфере миграционной политики резко поколебала позиции власть имущих. Свой шанс появился у партий и движений «политической альтернативы», получивших частичную поддержку европейского электората. В Австрии настроения подобного рода обозначились уже на парламентских выборах 2013 г., когда коалиционные партнёры - Социал-демократическая партия Австрии (СПА) и АНП - получили вместе лишь немногим более 50% голосов избирателей.

Скандальные выборы 2016 г.

Новым политическим фаворитом на австрийской сцене становилась АПС. Уже на земельных выборах 2015 г. в Вене, Верхней Австрии, Штирии и Бургенланде «свободники» в полтора-два раза увеличили своё представительство в местных законодательных органах, а в трёх землях, кроме Вены, стали партнёрами АНП в региональных правительствах. В персональном плане ставка делалась на Н. Хофера - одного из заместителей председателя Национального совета. Хофер, выходец из Бургенланда, мог быть востребован провинциальным электоратом. Его политическим брендом был иммиграционный вопрос, а также отрицательное отношение к расширению ЕС за счёт западнобалканских государств. Что касается АНП и СПА, то их относительные неудачи на парламентских и земельных выборах дополнились слабостью в позициях собственных кандидатов на президентский пост - Р. Хундсторфера (СПА) и А. Коле (АНП). Если первый шёл на выборы в скромном качестве министра по социаль-

ным вопросам, то кандидат «народников» вообще уже несколько лет находился на пенсии.

Как парламентские, так и земельные выборы середины второго десятилетия XXI в. выявили определённый прирост голосов у другого компонента партий политической альтернативы - экологического движения «Зелёные». Их кандидатом на президентских выборах 2016 г. стал бывший лидер партии, профессор экономики Венского университета А. Ван дер Беллен. Последний, в отличие от кандидата-евроскептика, имел иную позицию по вопросам миграционного кризиса. Он делал упор на ущерб для граждан Австрии в виде социальных отчислений в пользу беженцев, а не на гуманные подходы к этим людям, часть из которых могла бы стать не обузой для национального бюджета, а, наоборот, ресурсом для восполнения дефицита рабочей силы на австрийском рынке труда. В то же время и Хофер отнюдь не был убеждённым еврооптимистом, критикуя ЕС за явно неудовлетворительную экономическую и социальную политику.

Итоги первого тура (24 апреля 2016 г.) подтвердили прогнозируемый состав фаворитов, хотя и оказались несколько неожиданными. Так, кандидаты от АНП и СПА набрали суммарно лишь 22% голосов, тогда как победитель, Н. Хофер, получил 35% - в полтора раза больше, чем предрекали ему политические эксперты до выборов. А Ван дер Беллен с результатом в 21% голосов стал вторым участником, как тогда казалось, решающего тура президентских выборов.

Ко второму этапу (22 мая 2016 г.) произошла определённая перегруппировка сил. Мелкие евроскептические и националистические партии высказались в поддержку Н. Хофера. Независимый кандидат Ингрид Грисс, получившая 19% голосов, предпочла отдать их А. Ван дер Беллену. В стане правящих партий царила растерянность. Ко всему прочему в отставку подал председатель СПА и канцлер В. Файман. Сменивший его К. Керн воздерживался от высказываний на тему выборов.

Итоги второго тура дали совсем небольшое преимущество в 31 тыс. голосов А. Ван дер Беллену. Однако события приняли неожиданный оборот. Лидер АПС Х.-К. Штрахе заявил, что на многих участках бюллетени (по его данным, около 500 тыс. голосовавших по почте избирателей) были обработаны неправильно. В соответствии с законом о выборах, по запросу АПС была организована проверка. В результате выяснилось, что названная цифра явно завышена, но тем не менее 78 тыс. бюллетеней действительно не соответствовали правилам обработки. В конечном итоге Верховный суд Австрии аннулировал итоги второго тура президентских выборов и назначил новый тур на 2 октября 2016 г. Но и эта дата не стала окончательной. Уже в сентябре в Центральную избирательную комиссию стали поступать жалобы с мест на некачественные конверты, которые использовались избирателями, имевшими возможность принять участие в голосовании непосредственно по месту жительства. В итоге третий тур голосования перенесли на 4 декабря 2016 г. (Osterreich verschiebt... 2016).

Окончательную победу А. Ван дер Беллену принесли не только голоса «Зелёных» и тех, кто голосовал в первом туре за независимого кандидата И. Грисс, но и значительная часть электората «народников» и социал-демократов. У последних была очевидная симпатия к «экологисту», ибо большую часть своей политической карьеры он провёл в рядах социал-демократов. Свои голоса А. Ван дер Беллену отдали и молодые избиратели, так как он выступал за освобождение молодёжи от обязательного призыва на действительную военную службу. Н. Хофер - противник контрактной армии, поддерживал концепцию всеобщей воинской обязанности. 4 декабря 2016 г. стало ясно, что совокупность объективных и субъективных факторов позволила А. Ван дер Беллену одержать уверенную победу. Если в мае разрыв составил лишь 0,5%, то теперь он увеличился до 7,6% голосов избирателей - 53,8% против 46,2%. Это

при том, что в выборах приняло участие на 2% граждан больше - 74% против 72% в мае 2016 г. В конечном итоге электорат победителя увеличился на 200 тыс. человек, а количество сторонников Хофера сократилось на 100 тыс. (Электоральные процессы в Европейском союзе 2016: 60).

Звёздный час А. Ван дер Беллена

Победа «экологиста» имела важное значение как для развития внутриполитической жизни Австрии, так и для партийно-политической ситуации в Европе в целом. В Австрии была продемонстрирована возможность недопущения к власти крайне правых. Очевидно, что для этого требовались усилия по консолидации всех демократических сил, когда общая задача должна была превалировать над сугубо партийными разногласиями. Президентство А. Ван дер Беллена в период 2017-2022 гг. было отмечено небывалой для Австрии сменой партийно-политических вех. Последовательно, от выборов к выборам, теряли доверие у электората социал-демократы. В результате к осени 2017 г. они так и не смогли найти себе место в коалициях обозначенного периода. Персональные перемены происходили и в АНП. Место лидера партии занял амбициозный С. Курц, ушедший в отставку осенью 2021 г. из-за доказанных прокуратурой его несостоятельных в морально-этическом плане действий по приходу к власти в АНП. «Ибица-гейт» - скандал в связи с попытками лидеров АНП Х.-К. Штрахе и Й. Гу-денуса получить незаконно средства на текущую политическую деятельность - обрушил всю партийную машину АПС (Der Spiegel 2019: 78). В конечном итоге коалиция обеих партий оказалась ещё более недолговечной, чем во времена Й. Хайдера.

Президент А. Ван дер Беллен, с одной стороны, находился как бы над схваткой внутри-и межпартийных дрязг, а с другой - стремился в рамках конституции сохранить относительную стабильность политической жизни страны. Укрепление на парламентских выборах 2019 г. близкой ему партии «Зелёных» позволило президенту содействовать созданию на страновом уровне коалиции нового руководства АНП и «экологистов» (2019 European election... 2019).

Вполне естественно, что и по итогам выборов, и по ощущениям политических реалий президент А. Ван дер Беллен мог предложить сформировать правительство только одному человеку - бесспорно их победителю С. Курцу. Ему президент и вручил в начале октября 2019 г. мандат на создание коалиционного кабинета. Курц, безусловно, был к этому готов, сразу по оглашении результатов выборов пообещав консультироваться со всеми прошедшими в парламент партиями. Они к середине октября определились со своими парламентскими лидерами. Сам Курц, до избрания канцлером, стал главой фракции АНП. Первыми должностными лицами в своих фракциях были названы П. Ренди-Вагнер (СПА), В. Коглер («Зелёные»), Х. Кикль (АПС) и Б. Майнль-Райзингер («Новая Австрия»). По традиции депутаты нового созыва избрали и парламентский триумвират. В него вошли первый председатель Национального совета В. Соботка (АНП), вице-спикер Д. Бурес (СПА) и третий сопредседатель Н. Хо-фер (АПС). Голосование по этим кандидатурам имело в целом формальный характер, ибо партийное распределение функций соответствовало парламентскому представительству партий. На конец октября 2019 г. в Национальном совете был 71 представитель АНП, 40 социал-демократов (СПА), 30 националистов (АПС), 26 «экологистов» («Зелёные») и 10 либералов из «Новой Австрии». Отметим, что в течение срока полномочий периода имели место персональные перемены в составе депутатов, однако партийные квоты, определённые выборами, численно сохранялись.

Хотя Курц, во многом формально, провёл заранее зондирующие контакты со всеми лидерами парламентских партий, но, как и предполагалось, он остановил свой выбор на «Зелё-

ных». Чисто арифметически обе партии имели в НС т.н. контрольный пакет голосов (97), что и давало коалиционерам возможность проводить через парламент заранее подготовленные ими законы. Однако для этого было необходимо согласовать между собой все спорные позиции, которые могли в обозримом будущем осложнить жизнь планируемому тандему.

Первостепенными на переговорах выглядели принципиальные вопросы, а вторичным, хоть и немаловажным, являлось распределение мест в Кабинете. По существу, коалиционеры вступили на очень тонкий и хрупкий лёд, где любой сбой при разделе функций мог обрушить всю правительственную конструкцию. Отметим, что ключевыми темами и по содержанию, и с точки зрения персональной ответственности были миграция и энергетика, причём «народники» и «зелёные» заняли далеко не совпадающие, а в деталях - диаметрально противоположные позиции. Исход переговоров интересовал не только австрийцев. Лидеры ЕС явно не хотели их срыва, ибо альтернативой с высокой степенью вероятности был бы новый вариант «чёрно-синей» коалиции (АНП - АПС). Кстати, «свободники» неоднократно намекали Курцу, что «Ибица-гейт» является для них пройденным этапом, а разногласий у них с АНП гораздо меньше, чем у других возможных партнёров Народной партии. Именно в декабре 2019 г. АПС окончательно исключила из своих рядов Штрахе, заодно лишив депутатского мандата и его супругу, игравшую далеко не второстепенную роль. Тем самым Хофер и Ко. делали недвусмысленные намёки бывшему партнёру по коалиции о возможном восстановлении прежнего союза.

Президент А. Ван дер Беллен также был заинтересован в скорейшем формировании высшего органа исполнительной власти, полагая, что временное правительство во главе с Бригитте Бирляйн не имеет важного для Австрии международного престижа. В конечном итоге 1,5-месячные переговоры завершились согласованием как рабочей программы, так и тех, кто брался за её исполнение. Явно с подачи президента «Зелёные» поддержали тот вариант участия в правительстве, который соответствовал их реальному политическому весу в стране. Они получили пост вице-канцлера (В. Коглер), министерство экологии, транспорта, инфраструктуры и технологий (Л. Гевесслер), министерство социальных дел, защиты прав потребителей и здравоохранения (Р. Аншобер), юстиций (А. Цадич) (Was die erste österreichische ... 2016).

А. Ван дер Беллен постарался учесть интересы победившей на выборах Народной партии. Канцлером стал С. Курц, а министром внутренних дел К. Нехаммер, который после отмеченного ранее скандала в декабре 2021 г. сменил С. Курца. Весь экономический блок остался в руках «народников», а важное место руководителя МИДа передали карьерному дипломату беспартийному А. Шалленбергу.

Между тем Австрия, как и остальная Европа, оказалась на пороге пандемии COVID-19. Хотя антипандемические мероприятия входили в сферу обязанностей правительства Австрии, однако роль президента в этот сложный для страны и мира период была отнюдь не второстепенной. Ни тема локдауна, ни вопросы, связанные с вакцинацией и временным закрытием границ, ни постоянные контакты с представителями Евросоюза не обходились без участия А. Ван дер Беллена. Австрийцы с доверием относились к рекомендациям своего президента, заинтересованно следили за его выступлениями в средствах массовой информации. Особое доверие у них вызывало его участие в соответствующих мероприятиях ЕС, неформальные контакты с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, главами правительств и государств Союза. Президент в своих выступлениях и интервью местным и иностранным СМИ постоянно подчёркивал не только континентальный, но и глобальный характер темы COVID-19, возможность преодоления пандемии исключительно общеевропейскими, а не только национальными усилиями.

В период пандемии А. Ван дер Беллен постоянно держал руку на пульсе политической жизни Австрии, регулярно проводил совещания с политическими лидерами правительственных и оппозиционных партий. В результате консенсус по теме ковида был достигнут, хотя оппозиционная АПС критически воспринимала мероприятия правительства. Социал-демократы же были более конструктивно настроены, показывая приверженность общенациональным, а не чисто партийным интересам.

Особую роль президент сыграл в деле оптимального функционирования коалиционного правительства АНП и «Зелёных». Благодаря усилиям А. Ван дер Беллена вполне естественные для столь разнородных политических сил разногласия не стали эшафотом для министерской команды. Президент, будучи убеждённым «экологистом», рекомендовал министрам от «Зелёных» не настаивать на сугубо экологическом подходе к сложившейся ситуации. В контактах с канцлерами от АНП - сначала с С. Курцем, а после его отставки с К. Нехаммером - он советовал представителям буржуазной партии обратить внимание на объективную потребность для правительства принять решения, учитывая интересы не только богатых слоёв населения, но и экономически незащищённых категорий.

Президентские выборы 2022 г.: предсказуемый результат

Избирательная кампания осени 2022 г., по сравнению с таким же мероприятием 6-летней давности, была практически лишена какой-либо политической интриги. Более того, именно печальный опыт предыдущих трёхтуровых выборов, не вызвавших энтузиазма ни в Австрии, ни за рубежом, убедил политические элиты страны в необходимости строго следовать ранее сложившимся правилам электорального процесса. В условиях недавних скандалов, связанных с лидерами АПС (Х.-К. Штрахе) и АНП (С. Курцем), а также безликости социал-демократов, не нашедших у себя лидеров национального масштаба, все три политические силы, по существу, устранились от активной борьбы за президентское кресло. Авторитет А. Ван дер Беллена, показавшего себя политиком, отстаивавшим общекоалиционные интересы, никак не смещая свою позицию в сторону идейно близких ему «Зелёных», делал его априори бесспорным фаворитом предстоявшего 9 октября всенародного голосования.

Ещё за несколько месяцев до выборов отказался от участия в них Н. Хофер, один из соперников А. Ван дер Беллена по скандальному «марафону» 2016 г. Он вполне благоразумно ушёл в тень, ибо все социологические опросы в этой возникшей паре отдавали предпочтение действующему президенту. С другой стороны, Хофер набрал определённый политический вес в качестве одного из вице-председателей Национального совета. Он отложил свои претензии на высокий пост во властных структурах до следующих парламентских выборов, рассчитывая при этом на их досрочное проведение в случае критической несостыковки позиций нынешних коалиционных партнёров - АНП и «Зелёных». Отметим и ещё одно обстоятельство исторического характера: во всех послевоенных президентских выборах действующий президент ни разу не проиграл борьбу за второй срок.

Руководство АПС всё же считало нецелесообразным игнорировать текущую избирательную кампанию, которая давала «свободникам» лишнюю возможность продемонстрировать свои политические намерения. После недолгих внутренних разборок кандидатом от АПС был назван В. Розенкранц. Вполне естественно, что его политический опыт никак не была сопоставим с позитивной репутацией действующего президента. Карьера Розенкранца формировалась в его родной Нижней Австрии: сначала в городе Кремс, а затем во фракции АПС в НС. Его высшим постом в законодательной власти была должность руководителя фракции «свободников» в парламенте. Отметим, что в период пандемии Розенкранц оказался одним

из наиболее резких критиков правительственного антиковидного курса.

В конечном счёте АПС стала единственной из традиционных партий Австрии, выдвинувшей собственного кандидата. Оппозиционные социал-демократы решили не искушать судьбу очередной политической неудачей, предложив своим избирателям самостоятельно определиться в вопросе поддержки того или иного кандидата. Вполне естественно, что большинство электората СПА поддержало действующего президента. Что касается АНП, то личные контакты К. Нехаммера с президентом, их вполне цивилизованное деловое сотрудничество и совпадающие взгляды, прежде всего на будущее страны, - всё это дало основание лидеру АНП, не заявляя напрямую о поддержке Ван дер Беллена, выразить ему уважение за работу на благо Австрии. Логичным было невыдвижение в противовес действующему президенту кандидата от «народников». Одновременно Нехаммер не рекомендовал однопартийцам голосовать за представителей популистских сил Австрии (Nehammer: «Kein OVP-Kandidat... 2022).

Кстати говоря, большинство претендентов на место в Хофбурге относилось именно к последней категории политиков. Среди них были и Д. Влазны - рок-музыкант, основатель «пивной партии», которой на парламентских выборах в 2019 г. удалось получить 11 мест в НС. Другой новичок на политической арене страны Т. Валлентин - профессиональный журналист, чья избирательная кампания финансировалась канадским бизнесменом Ф. Штрона-хом. Валлентин выступал на выборах в категории независимого кандидата. Остальные участники состоявшихся выборов также не представляли каких-либо крупных политических сил, предпочитая рекламировать себя в личном качестве.

Предсказуемый итог выборов выразился в следующих цифрах: А. Ван дер Беллен получил 56,7% голосов, В. Розенкранц - 17,7%, Д. Влазны и Т. Валлентин по 8,3% и 8,1% соответственно. Остальные кандидаты набрали в сумме 9,3% (Bundespraesidententenwahlen 2022). Отметим, что в земельном раскладе преференций кандидатов лишь в Каринтии противники избранного президента получили сколько-нибудь значительную поддержку, сопоставимую с результатами победителя. В остальных землях их показатели были существенно ниже количества голосов в пользу А. Ван дер Беллена. Обратила на себя внимание и достаточно высокая явка избирателей, составившая в национальном масштабе 65,2% (Bundespraesidententenwahlen 2022). Укажем, что в 2010 г. первый и единственный тур президентских выборов заинтересовал только 49% избирателей, когда повторно баллотировался Х. Фишер (Швейцер 2022: 79).

Итоги выборов 2022 г. были вполне предсказуемы ещё до их начала. Это во многом было связано с весьма неспокойной обстановкой на европейском континенте, объяснимой политическими и экономическими последствиями военных действий на территории Украины. Австрийцы, по существу, оказали поддержку наиболее взвешенной, ориентированной как на национальные, так и на общеевропейские интересы, позиции переизбирающегося президента. А. Ван дер Беллен в своих выступлениях за текущий год неоднократно высказывался за мирное разрешение сложившейся на Украине ситуации, за переговорный процесс, в котором Австрия могла бы выступить в роли посредника. Относительно санкций мнение нынешнего президента было следующим: они целесообразны лишь в том случае, если не наносят значительного ущерба населению стран, в них участвующих. Ван дер Беллен считал, что коллективный ответ ЕС, связанный с военными действиями, должен быть тщательно выверен и согласован со всеми европейскими странами. По мнению президента, нейтральный статус Австрии может дать ей возможность более активно выполнять связующую роль, оказывать гуманитарную помощь жителям пострадавших регионов. Ван дер Беллен был категорически против «скандинавского» пути в НАТО для Австрии, предполагаемого некоторыми политическими и общественными деятелями страны. Признавая разумные мотивы Швеции и Финляндии, он

не видел оснований для отказа от выгодного для страны нейтралитета.

* * *

Президентские выборы в Австрии, хотя и менее приоритетные по сравнению с парламентскими, свидетельствуют об устойчивости австрийской структуры власти. Её особенность проявляется в том, что три ветви представительной демократии - президентская, правительственная и парламентская - способны найти в кризисной ситуации консенсуальное решение, при котором общенациональные, общегосударственные интересы имеют приоритет перед чисто партийными целями и установками, ориентированными в большей степени на территориально и социально ограниченные категории населения. В общеевропейском контексте австрийские президентские выборы были в чём-то созвучны одноформатным французским выборам этого же года. Авторитет первого лица (Э. Макрона), как и моральный авторитет А. Ван дер Беллена, стал более важным фактором, чем идейно-политические позиции связанных с ним партийных структур.

Список литературы / References

2019 European election results. Austria. European Parliament. Available at: https://www.euro parl.europa.eu/election-results-2019/en/national-results/austria/2019-2024/ (accessed 19.10.2022).

Bundespräsidentenwahlen 2022. Bundesministerium für Inneres. Available at: https://www.bmi. gv.at/412/Bundespraesidentenwahlen/Bundespraesidentenwahl_2022/start.aspx (accessed

19.10.2022).

Jetzt ertst recht. Der Spiegel. 24.05.2019. Available at: https://www.spiegel.de/politik/jetzt-erst-recht-a-cf105533-0002-0001-0000-000164076994 (accessed 19.10.2022).

Nehammer: «Kein OVP Kandidat und keine Wahlempfehlung fur VdB». Exxpress. 21.05.2022. Available at: https://exxpress.at/nehammer-kein-oevp-kandidat-und-keine-wahlempfehlung-fuer-vdb/ (accessed 19.10.2022).

Osterreich verschiebt Prasidentenwahl. Tagesschau. 12.09.2016. Available at: https://www.tageschau.de/ausland/osterreich-wahl-105.html (accessed 19.10.2022).

Talos, E. (2000). Staat und Politik, Tatsachen und Zahlen. Wien: BPD.

Was die erste osterreichische Ministerin mit Migrationshintergrund erreichen will. Handelsblatt. 05.01.2020. Available at:https://www.handelsblatt.com/politik/international/alma-zadi-was-die-erste-oesterreichische-ministerin-mit-migrationshintergrund-erreichen-will/25385626.html (accessed 19.10.2022).

Швейцер, В.Я. (ред.) (2016). Электоральные процессы в Европейском союзе (Середина второго десятилетия XXI века). М.: ИЕ РАН. [Shveitser, V.J. (ed.) (2016). Electoral Processes in the European Union (The Middle of the XXI Century Second Decade). Moscow: IE RAS. (in Russian).]

Швейцер, В.Я. (2022). Политические проблемы современной Австрии. М.: ИЕ РАН. [Shveitser, V.J. (2022). Political problems of modern Austria. Moscow: IE RAS. (in Russian).]

Швейцер, В.Я. (2022). Президенты Австрии: роль в национальной политике // Современная Европа 4: 185-199. [Shveitser, V.J. (2022). Presidents of Austria: their Role in National Politics. Sovremennaya Evropa (4): 185-199. (in Russian).] DOI: 10.31857/S0201708322040143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.